Аннотация: Костёнки - всемирное известное село в Воронежской области 14.07.2007
Свое название село Костёнки* получило неспроста. Здесь, во время земледельческих работ, люди с давних времён и в большом количестве находили кости весьма внушительных размеров. В связи с этим возникали всякие домыслы, предположения и легенды.
Одну из них записал известный русский ученый И.С.Поляков:
"Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошёл из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиной оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети, и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение. Одни рассказывают, что их разнесло на 7 верст, другие - на 37; вероятно при этом, что обе стороны основывают свои показания на действительных случаях нахождения костей индера на указанных расстояниях, относя кости различных особей к одному баснословному чудовищу, сообразно вышеприведенному о нем рассказу".
Более реалистичной точки зрения придерживался историк князь Кропоткин, высказавший догадку о том, что на правом берегу Дона когда-то разгуливали мамонты, а значит, обязательно должны найтись и следы обитания древнего человека. Подтвердил гипотезу Кропоткина его ученик, профессор Петербургского университета Иван Семёнович Поляков, который в 1879 году из первого же заложенного шурфа извлек кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад.
Но после работ И.С. Полякова в этом районедолгое время не велись планомерных раскопки. Лишь в послереволюционное время начинается период блестящих открытий, увеличивших число палеолитических поселений, а также показавших разнообразие остатков материальной и духовной культуры той эпохи.
Следующая знаменательная веха в истории Костёнок относится к 1979 году. Спустя 100 лет после первого обнаружения в этом районе верхнепалеолитических стоянок, прямо над одной из них, возрастом в 20 000 лет, поднялись стены музея (Костёнки-11-цифры означают нумерацию раскопок, то есть обнаруженных культурных слоёв, стоянок людей верхнего палеолита). Под его крышей было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонтов и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.**
Обратите внимание (на фотографии), часть земли в яме не забетонирована, и хорошо видно в разрезе, что культурный слойКостенок-11, находитсяна глубине 1,5 метров от поверхности верхнего земельного слоя, это очень близко, то есть почти наверху.
Найденные стоянка - жилища из костей мамонта и кладовые тщательно исследованы, кроме того, обнаружено большое количествопредметов из камня - 622 экземпляра. Основной сырьевой материал - меловой кремень. На его долю приходится 570 экз. всего инвентаря. Использовался полупрозрачный, воскового цвета кремень, покрытый светло-синей пятнистой патиной. Помимо мелового кремня в коллекции есть предметы из кварца,кремнистогосланца,песчаникаицветногокремния.***
Привлекательность кремня при производстве каменных изделий обусловлена его физическими свойствами. Во-первых, твёрдостью, а во-вторых, способностью сравнительно легко расщепляться в определенных направлениях, что позволяет его обрабатывать без наличия каких либо сложных инструментов. К тому же, кремневые пластины, отщепы и сколы всегда имеют острыё край, необходимый для разнообразных производственных операций.
Мне великодушно разрешили постругать деревяшку кремневым ножом, я очень старалась, постругала, но большесвою ладонь, до крови, и сама не заметила, то есть,очень прочное и острое лезвие этого орудия.
В настоящее время на территории Костёнок, в радиусе около 10 км., открыто свыше 60 стоянок, датирующихся от 40 до 15 тысяч лет назад. Костёнковские стоянки отличаются особым богатством и разнообразием материальной культуры.
Там же найдены многочисленные произведения искусства, в том числе, всемирно известные женские статуэтки - так называемые "палеолитические Венеры"
Среди шедевров палеолитического искусства особое место занимают женские статуэтки, найденные на стоянках, абсолютный возраст которыхоколо 25-21 тысяч лет. Именно эти статуэтки стали называть палеолитическими Венерами. Все они исполнены в яркой реалистической манере и изображают, как правило, обнажённую женщину с подчеркнутыми признаками пола. ****
Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия. Другие полагают, что это изображения участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте, или изображения реальных женщин.
В ходе последних работ по изучению двух древнейших стоянок - Костёнки-12 и Костёнки-14, обнаружены сенсационные находки, которые кардинально могут изменитьвзгляд на первобытную историю.
В 2000г. на стоянке Костенки-14 найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения - пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птицы и подвески из раковин. Эти находки были найдены в слое вулканического пепла, принесенного на территорию Русской равнины с территории современной Италии около 33-38 тысяч лет назад. Находка древнейших украшений и остатков поселения прямо в пепле впервые дает возможность связать прекращение существования этого поселения с глобальной катастрофой, которая произошла на территории Европы в ту далёкую эпоху.
В 2001 г. настоянке Костенки-14 был обнаружен целый скелет молодого мамонта. В том же году была найдена голова человеческой статуэтки из бивня мамонта возрастом 35-37 тыс. лет по радиоуглеродной системе датирования.Находка стала мировой сенсацией, поскольку к настоящему времени это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы. Возраст считавшихся до этого древнейшими скульптурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда определялся на уровне около 30-32 тыс. лет. Таким образом, возраст древнейших произведений искусства на территории Европы опускается на 10 тыс. лет!
Так что, в последнее время, наблюдается явная тенденция к удревлению нижней границы верхнегопалеолита.
По результатам, полученным из американской лаборатории в 2002 году, возраст самого нижнего культурного слоя Костёнок-12 может опуститься до 50 тыс. лет - вместо традиционных 40 тыс лет для верхнего палеолита!
Несмотря на солидную историю изучения, Костёнки сегодня - это айсберг, большая часть которого покоится под водой и ждёт своего часа и своего исследователя.*****
Прим.Сборный материал взят из сайтов (ссылки указаны), с учётом рассказа ученого, историка-археолога, профессора, преподавателя Воронежского университета, руководителя музея-заповедника.