Захаров Григорий Викторович : другие произведения.

Цели и мотивы общения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цели и мотивы общения


   В любом коммуникативном акте, как говорят семиосоциопсихологи, как минимум у одного из общающихся есть стремление добиться каких-то своих целей. Стоит заметить - цели осознаны, что бывает далеко не всегда. Так и не осознанные причины общения обычно зовут мотивами.
   Что же до самих целей и мотивов - существует классификация доктора Стивена Рейса - оригинал на английском см http://www.personalityplusinbusiness.com/reiss-profile - в которой выделено 16 базовых психологических нужд:
   1. Физиологические нужды -- потребность в восполнении своих физических затрат.
   2. Безопасность -- потребность в сохранении своего физического и социального статуса.
   3. Сохранение -- потребность собирать и сберегать ценности.
   4. Потребность в физической активности -- потребность осуществлять её.
   5. Любопытство -- потребность в обучении и поисковой активности.
   6. Власть -- потребность влиять на других и навязывать свои желания и выборы.
   7. Любовь -- потребность испытывать чувство привязанности к другому.
   8. Семья -- потребность в воспитании детей и образовании устойчивой социальной группы.
   9. Принятие -- потребность как принимать окружающий мир, так и видеть одобрение себя окружающими.
   10. Независимость -- потребность к проявлению индивидуальности.
   11. Честь -- потребность стремления к традиционным и неформальным ценностям какой-либо социальной группы.
   12. Возмездие -- потребность мстить и побеждать, наказывать своих обидчиков и поощрять помощников.
   13. Справедливость -- потребность в социальной справедливости.
   14. Социальный статус и значимость -- потребность в получении места в иерархии социальной группы.
   15. Социальный порядок -- потребность иметь организованное, упорядоченное и предсказуемое окружение.
   16. Социальный контакт -- потребность в дружеских и прочих близких равноправных взаимодействиях.
  
   В принципе классификация достаточно полная, и осталось выяснить только один небольшой нюанс. Мотивация может быть внутренней(лично вашей), а может быть и внешней(кто-то вам её дал). Разница небольшая, но есть - примерно как между "я решил сам" и "мне посоветовали/приказали".
   К примеру, если ты общаешься с человеком, потому что так сказал начальник - это внешняя цель, а если ты сам решил познакомиться с приятной девушкой - это внутренний, и притом положительный мотив.
   Стоит ещё отметить нюанс, возникающий при достижении той или иной цели.
   Проще говоря, ты удовлетворяешь, вместе с тобой удовлетворяют или тобой удовлетворяют. А в некоторых случаях "вместе" попросту невозможно, потребности строго эгоистичны. В каких случаях это так, попробуйте догадаться сами.
   И в любом случае, при удовлетворении потребностей от 6-й и выше, особенно тех, которые удовлетворяются за счет других людей, возникает проблема с пониманием и принятием роли в общении.
   Для потребности 16 - социального равноправного контакта - это равноправные роли, в потребности 6 - жажды власти - наоборот, строго неравноправные, в остальных роли более сложны и неоднозначны.
   И что характерно, удовлетворение может быть получено только в случае соответствия объекта роли или ролям.
  
   Приложение на тему биологических и социальных потребностей.
   Потребности по модели Рейса можно разделить на чисто биологические - первые 5, биосоциальные - с 6 по 10, и последние 6 - чисто социальные
   Здесь могут вспомнить "пирамиду Маслоу", но дело в том, что уровни его "пирамиды", во-первых, не являются общими для всех людей, а во-вторых, могут двигаться и меняться. Если биологические мотивы всё-таки присутствуют у абсолютно всех живых людей, то биосоциальные и социальные могут быть абсолютно различными у разных людей. Каждый складывает свою пирамидку, назовем это так. И может её разобрать и пересобрать со временем, если что.
  
   О биологической стороне биосоциальных мотивов и целей.
   О существовании гормонов вы наверняка в курсе, как и о том, что это такое. Так вот, выделено несколько нейрогормонов и нейромедиаторов, регулирующих поведение человека.
   [*Дофамин, серотонин, окситоцин, вазопрессин, пролактин, адреналин и норадреналин, энкефалины и эндорфины.]
   Есть таблица:

(1)

   В данной таблице достаточно полно описаны десять управляющих гормонов, их свойства и взаимосвязи.
   Это стоит знать. Те восемь пунктов биосоциальных мотивов и целей, что я перечислил, так или иначе регулируются именно через гормональную систему. Окситоцин рождает и требует доверие, дофамин - физических, а серотонин - мысленных усилий, адреналиновая пара реализует инстикт самосохранения и власть как сверху, так и снизу, а пролактин обеспечивает работу материнского инстинкта. А вот секс обеспечивают в разное время и разных людях - дофамин(сексуальное влечение), тестостерон и эстрогены(техническая часть секса), вазопрессин(привязанность в паре) и эндорфины(удовольствие), и не только.
   За подробностями см. таблицу 1 и справочники.
  
   О социальной стороне биосоциальных мотивов и целей.
   С точки зрения других людей биосоциальные и социальные мотивы и цели каждого отдельного человека проявляются в форме личностных ценностей, а также свойств восприятия и мышления. Классификация этих ценностей и свойств, в частности проведена в рамках соционики.
   [*Соционика - концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского, согласно которой "информационный метаболизм" подобен обмену веществ в организме. Модифицируя и развивая Юнговскую типологию, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им "социотипа", называемого также ТИМ ("тип информационного метаболизма")]
   А именно - в обществе выделены 4 группы, объединенные ценностными и приоритетными признаками. То есть, у них близкие ценности и близкие, порой взаимодополняющие свойства мышления и восприятия.
   I и IV группы обладают биосоциальными ценностями, за которые, в частности, отвечают окситоцин и серотонин - комфорт, принадлежность к общности, и так далее. Биосоциальные ценности II и III группы задают дофамин и адреналиновая пара - власть, достигательство и т. д.
   Важная ремарка - не все задается биологией и биосоциальными эффектами. Да и биология тоже регулируется при надобности - уж как сбросить уровень половых гормонов, знают все. Остальные - см. таблицу 1.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"