Исихаст : другие произведения.

Исихазм До Исихазма. Царский путь. Опыт и комментарии к практике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.34*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В поисках духовности в нашем непростом мире люди все чаще обращаются к христианской мистике. В этой книге исихасты мирского направления делятся опытом внутреннего делания.

.



ИСИХАЗМ ДО ИСИХАЗМА. ЦАРСКИЙ ПУТЬ

Наш опыт и комментарии к практике

КНИГА ОСНОВАНА НА МАТЕРИАЛАХ ФОРУМА ИСИХАЗМ ДО ИСИХАЗМА


Любить Бога никакие дела не мешают
св.прп. Силуан Афонский


1. ИСИХАЗМ В МИРУ. ЦАРСКИЙ ПУТЬ В ИСИХАЗМЕ

Исихазм - это путь обретения духовного и физического совершенства через стяжание Благодати Святого Духа. Для каждого из нас существует Божественный план - Промысел и для его воплощения Бог дает нам все необходимые способности и таланты. Через эти дары и действует в людях Благодать. Есть аскетический путь служения Богу - путь отшельников и монахов, которые стяжают Благодать через подвиги воздержания, удаление от мира и молитвенный труд, но необходимо ли уединение и монашеская жизнь для того, чтобы приблизиться к Богу и как быть тем, кто стремится обрести духовное совершенство, живя в миру?

В исихазме есть мирская деятельная ветвь, объединяющая молитвенное делание с обустройством и совершенствованием внешнего мира. Это направление, называемое царский путь, наиболее разумно в мирской жизни. Подвижник, идущий царским путем, служит Богу, не удаляясь от мира, но улучшая и украшая его своей деятельностью, а его труд, освященный молитвой, приносит вместе с богатыми плодами Духа и внешнее благополучие. Царский путь приводит исихаста к святости так же как аскетика, святительство, мученичество и другие виды служения.



Есть разный чин: и преподобные, и святители, и мученики, и блаженные, и благоверные князья. Вы идете по тому пути, что делали князья и цари. Вам дано обетование быть князьями и священниками.

Исихаст Кинг



Для большинства внешних людей, не знакомых с историей молитвенного делания, слово "исихаст" связано с образом монаха, строгого аскета-молчальника, но это далеко не так. Во все времена исихасты были и среди мирян. Эти люди понимали, что служение Богу и стяжание Благодати не означает удаления от мира и не требует отказа от всех его радостей и даров. Они сочетали непрестанную молитву с полноценной мирской жизнью: имели семьи и детей, любимую работу, занимались общественной деятельностью и при этом пользовались материальными благами, жили в комфорте и даже в роскоши, а богатство воспринимали как проявление Благодати. Царским путем шли князья и цари, государственные мужи и предприниматели. Среди них - цари Давид и Соломон, княгиня Ольга, князь Александр Невский, Рюриковичи и многие другие. Святой преподобный Серафим Вырицкий был в миру успешным коммерсантом, мехоторговцем, поставщиком лучших магазинов в России и Европе. Исихастом был видный общественный деятель М.М. Сперанский. Следуя Царским путем, подвижник направляет созидательную силу исихазма на улучшение собственной жизни и на общественное благо.

Многие великие исихасты прошлого, отшельники и аскеты, воспитали учеников, которые бережно сохранили духовное наследие своих учителей и передали его следующим поколениям подвижников. Об исихастах мирского направления известно не так много: они, как правило, не оставляли после себя ни книг, ни последователей. Их наследием становились созданные ими предприятия, построенные ими здания, поселения, города и даже присоединенные к их государствам целые территории.
Благодать Святого Духа действует через исихаста и переходит на все, с чем он соприкасается и к чему имеет отношение: на вещи и жилье, на людей - сначала на родных и близких, потом на соседей, коллег и на любой коллектив, к которому принадлежит исихаст. Обстоятельства и люди подстраиваются под волю подвижника и его начинаниям сопутствует успех. Дом, работа, бизнес, учеба, увлечения исихаста находятся под Благодатью, как и он сам.


В дальнейшем, если будете продолжать эту практику, вы убедитесь,что люди перестанут враждовать против вас, а наоборот, начнут заискивать и стараться услужить. Причем, это повсеместно, начиная от вашего начальника до государственного руководителя. Связано с тем, что большинство населения служит лукавым духам, не осознавая этого и эти самые духи ужасно трусят, что вы своей силой выгоните их из тела и отправите туда, где им место. Поэтому идут на любое, разумеется, в рамках культуры и этики, чтобы вас ублажить.

Исихаст Кинг


Так было во все века - благодать шла от исихастов на их окружение и дальше - на селение, город, местность и на всю страну. Внешние люди, в большинстве своём, не видят связи между внутренним и поверхностным, духовным и материальным, а успешность исихаста они называют "удачей", но социум всегда ценил успешных людей, поэтому исихасты пользовались уважением, к их мнению прислушивались и охотно признавали их своими руководителями. В старые времена исихасты становились князьями, вождями, баронами, главами монастырей и привлекали духовное благополучие и материальное изобилие на весь коллектив, город или страну, во главе которых они стояли.

Опыт управления обстоятельствами и людьми во внешнем мире, который приобретает человек, практикующий исихазм, основывается на духовных принципах, поэтому исихасты были справедливыми и мудрыми правителями.


2. ДУХОВНЫЕ ДАРЫ ИЛИ ЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА?
О БЕССРЕБРЕННИКАХ, КОТОРЫЕ ЛЮБИЛИ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ


Быть под благодатью - это жить в изобилии. Исихаст Кинг


Тема христианской мистики постепенно становится все более востребованной, поэтому к нам на форум заходят люди в поисках информации об исихазме. Для большинства внешних понятие исихазма связано с удалением от всего мирского, а в идеале - с полным уединением и аскезой, об этом сообщают многие интернет-ресурсы - едва ли не главный внешний источник знаний об исихазме. О царском пути написано немного и широкой публике он почти неизвестен, поэтому неудивительно, что на форуме исихастов часто ищут пространство для высокоинтеллектуальных духовных бесед и диспутов с привлечением цитат святых отцов - и ничего подобного не находят.

Наш форум - место общения практиков, мы предпочитаем не дискутировать, а делать и приглашаем наших гостей присоединиться к нам. К тому же мы не скрываем того факта, что, как и все люди, живущие в миру, мы имеем кроме духовных приоритетов и мирские попечения: о хлебе насущном, о жилье и одежде для себя и своих близких и вообще о достойных внешних условиях жизни, что, видимо, бывает не всегда просто связать с понятием "исихазм". По той или иной причине многие думают, что изобилие не только несовместимо с христианским мировоззрением, но и прямо противоположно ему. Считается, что материальный достаток, а тем более богатство "не идут" христианину, а существование в бедности, нехватке необходимого и стесненных обстоятельствах - это и есть самая настоящая христианская добродетельная жизнь. Интересно, что в этом мнении сходятся как многие христиане, так и люди, далекие от веры в Бога. В наш адрес периодически раздавались голоса недоумения, а иногда нас даже спрашивали: а христиане ли мы?

Мы благодарны нашим гостям и оппонентам за эти вопросы, они не являются праздными, но дело в том, что дискуссия "стяжателей "и "нестяжателей" продолжается уже не одну сотню лет, в ней участвовали с обеих сторон высокодуховные и весьма достойные люди, каждый из которых остался при своем мнении. Вот почему я решила эту главу посвятить не доказательствам правоты нестяжателей, а двум прекрасным людям, которые и в наши дни вызывают чувство особой любви и признательности у миллионов христиан и представителей других религий. Этот факт удивителен сам по себе, ведь их земная жизнь датируется 3-4 веками н.э., а это значит, что они жили около 18 столетий тому назад! Ещё при жизни герои этой главы были запечатлены великими духовными дарованиями и их святость не вызывает сомнения. И сегодня, столетия спустя после окончания своего земного пути, эти христианские святые продолжают помогать людям любой религиозной и конфессиональной принадлежности. Им молятся христиане, мусульмане и язычники. Говорят, что даже атеисты, в минуту отчаяния обратившиеся к ним, не остаются без помощи. Как и восемнадцать веков назад, они остаются целителями, чудотворцами и добрыми скорыми помощниками в материальных нуждах и трудных обстоятельствах.

Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о святителях Николае Мирликийском и Спиридоне Тримифунтском. Давайте вместе перечтем жития святого Николая и святого Спиридона, обратив внимание на то, как святость сочеталась в них с земными житейскими попечениями и посмотрим, касался ли их рук презренный металл.


CВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ, БЕССРЕБРЕНИК И БОГАЧ



Будущий святитель Николай родился в знатной семье. Его родители были очень состоятельны но, очевидно, богатство не препятствовало их благочестию, если они вымолили у Бога сына - великого святого, благодарная память о котором живет в веках. Несмотря на такое привилегированное происхождение, святитель Николай с юных лет придерживался строгого постничества и был очень скромен и воздержан во всех житейских привычках, на что впоследствии никак не повлияло и высокое положение, которое он занимал большую часть своей жизни. Всей душой стремясь к уединенному аскетическому подвигу, он дважды пытался уйти от мира.

Совсем молодым человеком Николай получил от родителей огромное наследство, которое лично для него не представляло никакой ценности. Молитвенник и аскет, он с детства привык довольствоваться малым, а богообщение и чтение священных книг были для него смыслом и образом жизни. Все свое золото он раздал нуждающимся жителям родного города Патары и, свободный от мирских попечений, отправился в Палестину, в паломничество по Святым местам. Это путешествие произвело такое неизгладимое впечатление на Николая, что он решил поселиться в этой освященной присутствием Спасителя стране, стать отшельником и в молитве провести свои дни. Однако, получив от Бога знак не делать этого, будущий святитель вернулся на родину и пришел в обитель, основанную его дядей. Он надеялся послужить Богу как монах, живя в близком его сердцу уединении, вдали от людей и мирской суеты. И снова слышит он Божий Глас, который велит ему не держать свои богатые духовные дарования под спудом, а употребить их на пользу людям. Со смирением принял Николай указание подвизаться в миру, среди людей. Теперь ему предстояло выбрать город, где он будет жить, ожидая дальнейшего проявления воли Божьей о себе. Не желая возвращаться в Патары, где его ожидали уважение и почести как отпрыска знатного рода и благодарность огромного количества людей, которых он спас от отчаяния, нищеты и выкупил из долговых тюрем, святитель Николай отправляется в Миры Ликийские - митрополию страны. У него нет денег, так как он раздал все свои средства, поэтому он - практически нищий, у него нет ни дома, ни друзей, но все эти внешние неудобства способствуют его стремлению к простой воздержанной жизни. Он никому не известен в этом большом городе поэтому, конечно, сможет жить, никем не замеченным, творить молитву и посещать храм.

Но не в этом состоял Божественный план для будущего святителя: вскоре умирает престарелый архиепископ Ликии и епископат страны собирается в Мирах Ликийских чтобы избрать нового достойного архипастыря. Наконец Божественный Промысел называет им преемника, будущего архиепископа Мирликийского. Это - никому не известный, живущий в нищете на улице пришелец по имени Николай. Знаки, указывающие на него, настолько явны и несомненны, что пастыри страны с радостью и славя Бога, поставляют его в архиепископы. Не без колебаний, вопреки желанию и только из послушания Промыслу, святитель Николай принимает высокий сан. Впереди его ещё ожидают и трудности, и гонения за веру, и годы, проведенные в тюрьме, но все же большую часть своей жизни он, истинный аскет, вынужден будет прожить в архиепископских палатах. Бессребреник, равнодушный к деньгам, он будет богат и постоянно будет иметь попечение о финансовых и всевозможных других житейских нуждах, правда, не для себя, а для своей паствы. Святой Николай с юных лет стремился к уединению, но, приняв сан архиепископа, сказал себе, что теперь его долг - жить для других. Он постоянно был окружен людьми и находился в гуще событий. Двери архипастырского дома были открыты для всех, люди шли к нему со своими большими и малыми нуждами и Святитель Николай входил в обстоятельства каждого и помогал всем - и советом, и молитвой, и чудесами, и деньгами. Совершенно равнодушный к богатству, он не презирал его.

Недаром Николая-Угодника чаще всего призывают на помощь в трудных жизненных ситуациях и материальных затруднениях: милосердный и скорый заступник, он не встречал людей, бьющихся в нужде, проповедью о нестяжании. Он просто оказывал им необходимую финансовую поддержку во славу Божью, зная, что порой спасение от нищеты помогает удалиться от греха и приблизиться к Богу.

Так сложился жизненный путь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, вопреки его желанию, но на радость людям самых разных вероисповеданий, которые через этого святого уже в течение восемнадцати столетий получают помощь и уроки Божественной Любви...



... если вы хотите получить помощь от святого, к которому вы не обращаетесь постоянно, то обращаться к нему лучше за несколько дней до чествования его памяти, и делать это ежедневно до праздника, чтобы в его день пришла помощь. А свт. Николай помогает по вторникам и четвергам, т.к. в эти дни чествуется его память. К святителю Николаю Мир Ликийскому можно обращаться разными молитвами и в любое время. Лучше вечером или утром просить его о покровительстве и помощи, чтобы быть под его покровом (учтите, что у нас, мистиков, следующий день начинается с 16-00 предыдущего). Для интимного обращения к чудотворцу необходимо иметь его икону на постоянном месте и поменьше касаться ее руками.

Исихаст Кинг



CВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ, НЕСТЯЖАТЕЛЬНЫЙ ЗАИМОДАВЕЦ


Истории жизни святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского отличаются во внешних деталях, но сходятся главном. Недаром народ равно почитает этих святых как сильных и скорых помощников в обстояниях и нужде, а до революции в России даже была традиция изображать их вместе на одной иконе. Жили святители приблизительно в одно время, оба были пастырями в своих городах и считается, что они оба принимали участие в работе первого Никейского Собора. Всю свою жизнь святые Николай и Спиридон творили дела милосердия, или правильнее будет сказать, что Бог оказывал людям своё милосердие через них, но происхождение этих двух святых и условия их жизни были совершенно разными.

Святитель Спиридон родился на острове Кипр, в деревушке Аския (Ассья) в простой крестьянской семье. Подобно пророку и царю Давиду, он был пастухом, пас овец и коз. Святитель был женат и имел детей. Он отличался смиренным нравом, был простодушен и страннолюбив. За чистоту сердца и любовь к ближним Бог удостоил его великих духовных даров: он мог исцелять неизлечимые болезни и одним только словом изгонял бесов. Однажды в засуху, которая грозила жителям острова неурожаем и голодом, он отверз молитвой небо и извел на Землю обильный дождь.

Неудивительно, что святителя Спиридона уважали в народе и почитали как святого человека, а когда он овдовел, жители города Тримифунта обратились к нему с просьбой стать их пастырем. Приняв духовный сан, святитель не изменил своего образа жизни: он по-прежнему пас стада, так же радушно принимал странников и путешественников в своем деревенском доме, только теперь он нес ещё и служение епископа, с огромной любовью заботясь о своей пастве. Он не гордился ни высотой своего положения, ни своими духовными дарованиями, хотя по его молитве восставали к жизни мертвые, от одного его приближения языческий идол сокрушился в прах, а однажды, во время Литургии, ему сослужил ангельский хор, свидетелями чему были его прихожане. Живя простой жизнью, святитель Спиридон не был чужд обычных крестьянских дел и забот: он сам работал в поле и по дому, входил во все хозяйственные вопросы и разумно распоряжался продуктами и деньгами, которых у него всегда было в достатке. Одну треть своего урожая и денег он раздавал беднякам, треть оставлял себе, а одну часть давал в долг с единственным условием: вернуть в срок то, что человек занял - и не больше. Святой просто указывал просителю вход в кладовую и каждый мог пойти и взять столько зерна или продуктов, сколько ему было потребно. Таким же образом люди возвращали долги, имея контролером только собственную совесть. Для денег у святителя была особая шкатулка и каждый сам отсчитывал монеты, а потом вносил ту же сумму, тоже без отчета перед хозяином.

Так святитель Спиридон, епископ Тримифунтский помогал людям выйти из трудных обстоятельств, не огорчая должников, но проявляя к ним уважение, доверие и любовь.

Человеческая природа несовершенна и находились люди, которые, не имея ни благодарности, ни веры пытались обмануть святителя. Они не видели в своей духовной слепоте, что имеют дело с настоящим святым, который читает их мысли как открытую книгу. К таким людям святитель бывал строг и даже суров, но, видя искреннее раскаяние, всегда смягчался и прощал их. Наверное, все, кто любит Святителя Спиридона, помнят забавную историю, которая случилась с незадачливыми ворами, забравшимися ночью в овечий загон святителя, чтобы украсть у него овец. Неведомая сила связала их по рукам и ногам и они пролежали в загоне до самого утра, пока не пришел святой Спиридон и не спросил их, что они здесь делают. Когда перепуганные воры чистосердечно покаялись в своих намерениях, святитель освободил их и с миром отпустил, взяв слово исправиться. Он даже подарил им барашка, сказав на прощание: 'Да не напрасно же вы бодрствовали в эту ночь'.
В житии Спиридона Тримифунтского, составленном святителем Димитрием Ростовским, есть и другие примеры материальной помощи нуждающимся и вразумления нечестивых людей. Среди них - история о золотой змее, об упрямой козе, которая хотела, чтобы её купили и другие, порой забавные, порой грустные, но всегда поучительные истории из жизни святителя Спиридона, связанные с практической стороной жизни.

Эта глава появилась на свет благодаря некоторым из гостей нашего форума, которые искренне недоумевали по поводу того, как может христианский подвижник даже упоминать о деньгах. Исихасты избегают споров, поэтому мне захотелось в этой главе еще раз напомнить всем нам об истинных подвижниках, святых людях, чудотворцах, которые, сами живя во многих отношениях надмирной жизнью в миру, с любовью и пониманием относились к тем, для кого земные блага были необходимы. Они не чурались обычных житейских забот и не отвращались от денег, а употребляли их во благо ближним. Эти люди не только были богаты духовно, им было даровано и материальное изобилие, что никак не уменьшало их святости.

Вы задумывались когда-нибудь о том, что мог бы предложить святитель Николай Мирликийский отчаявшемуся заблудшему отцу, который нуждался в приданом, чтобы дать достойную жизнь и семейное счастье своим дочерям?

Что мог бы сделать для бедняков святой Спиридон, если бы он был таким же неимущим как и они?

И о чем мы молимся на самом деле, когда просим у Бога хорошую работу, новую квартиру или избавление от долгов?


Как есть физические болезни, так есть и духовные. Бедность, в общем-то, болезнь духовная и надо от нее лечиться. Делается это так - как приходят мысли о бедности, нищете, недостатке, так заполняйте сознание мыслями о изобилии или молитвой. Да и кафизмы и молитва к любимому святому в ваших нуждах позволят подвижнику иметь изобилие в земных благах. Но и не нужно быть жадным, оправдывая себя тем, что намолил себе и это мое. Делитесь, будьте милосердными, давайте часть из полученного на добрые дела, т.е., к которым у вас лежит сердце и давайте с радостью, не желая от человека воздаяния за ваше добро.

Исихаст Кинг


3. ПРАКТИКА В ДЕЙСТВИИ. КАК ЭТО РАБОТАЕТ


С течением времени практика из обязательной рутины превращается в естественную часть жизни и мы начинаем замечать в себе внутренние перемены. Чтение Нового Завета открывает перед нами мир подлинных и вечных духовных истин и постепенно освобождает сознание от ошибочных представлений, а каждый прочитанный псалом сеет в сердце здоровое зерно будущей жизни и вот, наконец, наступает момент, когда человек получает первые плоды своих усилий. Они приходят к каждому в свой срок, но эти плоды универсальны и каждый, кто трудится, не остаётся без награды. Меняется отношение подвижника к миру, к себе в этом мире и к окружающим людям, приходит личный мистический опыт и находятся простые решения сложных проблем.


После многократного прочтения НЗ откроются еще многие вещи, которые были нам непонятны раньше или мы их просто не воспринимали...

Исихаст Кинг


На примере нашего форума интересно наблюдать, как разные люди приходят к одним и тем же выводам и находят одинаковые ответы на волнующие их вопросы бытия, совершенно независимо друг от друга и без предварительного обсуждения этих тем. У нашей практики есть удивительная особенность: в исихазме никто ничего не навязывает. Новички получают от наставника инструменты для самосовершенствования, им указывается путь, которого следует придерживаться строго, но по которому они идут самостоятельно, только время от времени сверяясь с наставником в частностях, чтобы не сбиться. Ответы на вопросы даются, согласно Евангелию, один или два раза, если же спрашивающий не принимает или игнорирует данные ему объяснения, то ему предоставляется право искать их самостоятельно. В исихазме нет готовых ответов и они не приветствуются в этой практике, но когда они приходят к подвижнику, то приходят из Универсального Источника и совпадают с откровениями других исихастов. В такт этими внутренними переменами меняется и внешняя жизнь: всё чаще происходят совпадения, неожиданные знаковые встречи, исполнение желаний и все то, что люди обычно называют чудесами. Хотя, согласно представлениям исихазма, совпадений не существует как таковых. Об этом прекрасно сказал митрополит Антоний Храповицкий:

Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются.


Что касается чудес, то они тоже вполне закономерны с точки зрения христианской мистики. У Бога есть абсолютно всё, и из этого бесконечного богатства возможностей Он дает своим детям то, что им потребно и полезно.


Бог есть Любовь. Он добрый, нежный и заботящийся Отец, и готов дать все. Имейте простоту веры и верьте и вы все получите. Если вы когда-нибудь влюблялись, то знайте, что Бог тоже влюблен в вас и это чувство у Него постоянно и многократно больше. И Он хочет дать своим возлюбленным желания их сердца, поэтому просите и получите.

Исихаст Кинг



Молитвой и исполнением заповедей мы впускаем энергии Бога в свое жизненное пространство, добровольно зачисляем себя в Его команду. Чем сильнее наша вера и любовь к Богу, тем больше влияния Он имеет на нашу жизнь и тем больше может дать нам духовных даров и земных благ - потому что они необходимы для существования на Земле и просто потому что они приносят нам радость.


У вас часто есть желания, потребность получить что-то, но ваше сознание, ваш разум, одолевают сомнения: а правильно ли это, а есть ли в том воля Бога, а получу ли я это...? Колеблющийся и сомневающийся ничего не получит. А что же делать, когда есть потребность, а веры нет и работают паразитические программы сомнений и противоречий?... Настойчивость! Продолжайте обращаться с молитвой; вы настраиваетесь на Того, кто вам поможет и Он, своими высокими вибрациями, исцеляет вас от духовных паразитов: от безверия, отчаянья, сомнений... и вы получаете просимое. Польза же правила для веры, совершенствования и благодати огромная!

Исихаст Кинг


Если нам непросто вместить возможность личностных отношений с Самим Творцом Вселенной, то можно обратиться за ходатайством к Пресвятой Богородице или к тому святому или святой, которые нам наиболее по-человечески близки. Молитвенное общение с ними поможет нам понять и ощутить на себе Божественную любовь, получить помощь и ответы на вопросы.


Святые нас любят, как мы любим маленьких детей, обращающихся к нам за помощью. Святые, к которым мы обращаемся, познали множество вещей, которые видит Наш Отец в человечестве. Они видят и понимают все, что проникнуто Святым Духом, и поэтому весь мир доступен их взору. Они видят то, что человек лишь смутно чувствует и поэтому способны помочь человеку в исполнении его желаний.

Исихаст Кинг



Можно просто довериться Создателю, зная, что Он обязательно даст нам всё необходимое и полезное в свой срок, но мы, люди, часто бываем любопытны и нетерпеливы, нам хочется ускорить ход событий или побаловать себя какими-нибудь радостями материального мира вроде бус или дорогой машины. В таких случаях мы обращаемся к своему любимому святому с неотступной молитвой (на нашем форуме эта практика получила название "простецы"). Если мы просим с постоянством и верой, даже о том, что нам не очень нужно или не совсем полезно, то за силу веры, за настойчивость и молитвенный труд, Господь выполнит и такое наше желание.


Мы часто не знаем, что нам нужно, или еще не время, или сопротивляется воля других людей. Но, когда мы просим снова и снова, то получаем за настойчивость.

Исихаст Кинг


Таков "механизм" чудес. Главное - это помнить, что Всемогущий Бог имеет влияние на события и помогает нам только в той мере, в какой мы верим Ему, признаем Его Отцом и допускаем Его в свою жизнь. В этом заключается проявление Божественной Любви и уважения Творца к свободной воле Своих детей.


4. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ПРАКТИКИ. НАШИ СОВЕТЫ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ


Каждый человек имеет право ошибаться, но если вы предпочитаете учиться на ошибках других, то эта глава может оказаться не только интересной, но и полезной для вас. Каждый человек идёт к совершенству своим собственным, неповторимым путем, но, тем не менее, есть некоторые типичные повторяющиеся ошибки, совершаемые большинством новичков. Не избежали этих подводных камней и мы. Большинство из них описаны или упомянуты в предыдущей книге, а здесь мы собрали их для вашего удобства "под одной крышей" вместе с советами о том, как их избежать. Эти советы - результат коллективного опыта многих людей. Прислушайтесь к ним - и ваш путь в исихазме будет более прямым и быстрее приведет вас к цели.


ЧТЕНИЕ КНИГ ОБ ИСИХАЗМЕ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИСИХАСТОМ,

КАК ЧТЕНИЕ КНИГ О СПОРТЕ НЕ СДЕЛАЕТ ИЗ НЕГО СПОРТСМЕНА


Открыв для себя мир христианской мистики, человек стремится узнать о нём как можно больше, а у многих новоначальных появляется желание сверить полученные от наставника знания с всевозможными источниками, поэтому они погружаются в чтение материалов об исихазме, от святоотеческого наследия до интернет- и журнальных статей, написанных людьми, знакомыми только с внешней стороной исихазма, да и то понаслышке. Если ваша цель - стать теоретиком исихазма и посвятить этому предмету статью, научное исследование или дипломную работу, то вам подходит этот путь. Кроме того, человек, знакомый с подобной литературой, сможет в беседе цитировать святых отцов и выглядеть духовно просвещенным среди внешних, однако, это не только не поможет ему стать исихастом, но и уведет его далеко от цели.


Изучение святоотеческого наследия приведет к тому, что вы будете успешно разбираться в философии богословия, т.е. станете внешними богословами, но ваше обожение затормозится. т.е. останетесь на той ступени, что достигли, хотя и книжные знания у вас будут обширны и внешне это будет выглядеть красиво.

Исихаст Кинг



Путь к совершенству лежит через собственный мистический опыт и постоянный духовный труд, это важно понять любому новичку. Никакая, даже высокодуховная литература по исихазму не заменит личных усилий.


Не нужно обращать внимание на книжное - там полузнания. Ваш личный мистический опыт научит вас всему.

Исихаст Кинг


Кроме того, читая книги разных авторов, мы всегда, в той или иной мере проникаемся их духом, их суждениями, а также их, а не своим собственным опытом, поэтому чем больше книг читает подвижник, тем больше он становится похожим на воз, который пытаются сдвинуть с места лебедь, рак и щука.Очень легко понять интерес к такой захватывающей теме как исихазм, но, открывая очередной труд о внутреннем делании, помните, что лишь малая часть практического опыта великих подвижников дошла до наших дней в виде книг. Большинство исихастов прошлого, известных нам как святые, не оставили письменных свидетельств своего духовного подвига, а те из них, кто вел такие записи, как правило, впоследствии их уничтожали.Дело в том, что даже великие исихасты в начале духовного пути совершали ошибки, которые не желали передавать следующим поколениям. Те же из них, кто достиг высоких степеней совершенства, стремились скрыть этот опыт от непосвященных как преждевременный и небезопасный для них, потому что в духовных сочинениях, даже принадлежащих святым отцам, часто присутствует брань с несовершенными творениями, которая захватывает и читающих эти книги.



Увлечение теоретическим богословием дает пищу уму, но совершенствованию духовному пользы не приносит. Если образно представить, что внутренний Христос - это искорка внутри вас, то ваша практика (т.е. кафизмы, НЗ и т.д.) - это взращивание Его, чтобы вы срослись с Ним, чтобы Он заполнил все ваше естествo, т.к. человек - существо триединое и дух неотделим в нем от тела. Именно в простоте практики вы отдаете приоритет духу и тем самым возвращаетесь к своему Отцу

Исихаст Кинг



Если же, несмотря ни на что, у вас есть стремление к чтению духовной литературы, то вам достаточно будет "Лествицы" святого преподобного Иоанна Лествичника и первых двух томов "Добротолюбия". Эти книги богодухновенны, а "Лествица" является и сильным лекарством от многих духовных недугов.



Вначале подвижник выступает как контролер учения, сверяясь со святоотеческой литературой. Какие книги человек читает, духом того автора пропитывается. При сильном нетерпении свериться, лучше много книжек не читать, а ограничиться "Лествицей" Иоанна Лествичника.

Исихаст Кинг



Однако, важно помнить, что:



...смысл имеет личный мистический опыт, приобретенный личной работой и, иногда, наставник. А разговоры - они останутся разговорами, хотя можно и выучить наизусть "Добротолюбие" и других авторитетов по внутренней работе.

Исихаст Кинг




Не взваливайте на свои плечи непосильный груз. Кафизм, а затем и Нового Завета вполне достаточно для плавного и гармоничного перехода к счастливой и изобильной жизни.

Исихаст Кинг



В ДУХОВНОМ МИРЕ "БОЛЬШЕ" НЕ ЗНАЧИТ "ЛУЧШЕ"


Вторая распространенная ошибка новичков в исихазме - это взваливание на себя непосильного молитвенного подвига или, попросту говоря, большое ежедневное молитвенное правило. Это происходит по разным причинам. Открыв для себя радость богообщения и благодатную силу псалмов и молитв, человек стремится к этим переживаниям снова и снова и добавляет к своему правилу новые и новые молитвословия. Со временем эти самочинные молитвы превращаются в непосильную ношу и вызывают у подвижника вместо радости и пользы усталость и духовную брань. Часто новички увеличивают правило, потому что, руководствуясь мирской логикой, они считают, что "чем больше молитв, тем лучше". Вместо положенной одной кафизмы и одной главы Нового Завета, они читают две или три и добавляют к правилу несколько молитв разным святым, каноны и акафисты. Новичкам кажется, что усердие в молитве не бывает излишним, но это не так. Духовные законы отличаются от внешних и в мире христианской мистики "больше" не означает "лучше".



У каждого человека есть своя молитва. Как говорят старцы: молитва дается молящемуся. Главное - это себя не перетруждать, т. е., не составлять себе сложных и долгих молитвословий.

Исихаст Кинг



В начале практики даже большое правило выполняется легко, но постепенно мы убеждаемся в том, что чтение только Евангелия и Псалтири ежедневно, в любую погоду и при любых обстоятельствах - это труд, который в святоотеческой литературе недаром называется подвигом. Неразумно большое правило не только не принесет пользы, но и вызовет брань, справиться с которой новичку может быть не по силам.


Не нужно стараться возложить на себя большой духовный подвиг. Павлу Препростому было достаточно первого стиха первого псалма, чтобы стать святым. Со временем придет и понимание. Внешние эффекты не характерны для исихазма, здесь нет экзальтации и исступления. Вы сможете общаться со святыми, но для этого нужно просто день за днем буднично делать свое дело, т.е. читать псалмы.

Исихаст Кинг


Не поддавайтесь искушению добавить к основному правилу дополнительные, даже очень понравившиеся вам молитвы, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что это - чуть ли не самая распространённая ошибка, которую совершают многие начинающие исихасты. Её причины - гордыня, непослушание и незнание духовных законов. Те из нас, кто прошел через последствия этой ошибки, в конце концов оставляли своё непомерно большое правило и возвращались к тому, с чего начинали практику:



Ежедневно читается
одна глава из Нового Завета
и одна кафизма из Псалтири,
а позднее добавляем к ним постоянную молитву.


О том, с чего начинать и в каком порядке мы выстраиваем ежедневное правило, подробно рассказано в приложении к этой книге. Если у вас есть особенно любимый святой или святая, хорошо обращаться к ним ежедневно короткой молитвой, величанием, тропарем или просто своими словами для того, чтобы поддержать с ними молитвенное общение. Когда появляется какая-нибудь конкретная просьба или потреба, можно просить святого о содействии при помощи неотступной молитвы. Это правило оптимально, достаточно и оно работает. Оно принесет вам огромную пользу и при желании его сможет вписать в свой день каждый, кто выбрал путь исихаста в миру.


ТОРГОВЛЯ С ВСЕВЫШНИМ. ДЛЯ КОГО МЫ ЧИТАЕМ МОЛИТВЫ




Есть некоторые ошибки, поначалу допускаемые в этой практике... Одна из них - это торговля с Всевышним: "Я Тебе прочитала Псалтирь, аж 20 страниц, поэтому Ты мне должен..." Хочу сделать акцент, что псалмы мы читаем для себя, для своего совершенствования и качества материальной и духовной жизни, а не делаем одолжения Источнику всех благ. Мы просим, а не командуем.

Исихаст Кинг


Бывает так, что, прочтя несколько кругов кафизм, мы не получаем желаемых результатов во внешнем мире и не замечаем в себе духовных перемен. Если к тому же результаты, которых мы желали для себя, приходят к другим, можно легко впасть в ошибку обиды на Всевышнего. Цель практики исихазма и её естественный результат - стяжание Благодати Святого Духа, обожение, а наши молитвы, чтение Священного Писания, посты - инструменты для достижения этой цели, очень важно понимать это в самом начале пути исихаста, так сказать, на берегу.

Бог не нуждается в наших молитвах, Он всесовершенен и всемогущ и останется Таким и без человеческих славословий. Всё, что делает начинающий исихаст - чтение Евангелия и Псалтири, молитвы святым, совершенствование и духовный рост - он делает ради того, чтобы приблизиться к Богу и, насколько это возможно, уподобиться Ему. Творя каждый день своё правило, мы никому не делаем одолжения, но спасаем самих себя от бездуховности, от бессмысленности нашей внешней жизни и постепенно обретаем духовное разумение, которому не учат книги, достоинство детей Божьих и понимание собственной ценности в перспективе Божественного Замысла.

Чудеса, исполнение желаний, изменение обстоятельств в нашу пользу, финансовая независимость, молодость, здоровье, красота и другие духовные и материальные дары - всего лишь приятное сопутствующее вознаграждение на этом пути.


О СЛУЖЕНИИ ДВУМ ГОСПОДАМ.

МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ИСИХАЗМОМ И НЕСОЧЕТАЕМЫ С НИМ



Очень многие люди в наши дни обращаются к магическим методам - для решения своих проблем или просто из любопытства. Большинство из них не задумывается о том, что эти опыты "не бесплатны", и что в результате человек подсаживает себе одну или несколько паразитических программ, которые уже не покинут его добровольно. Начав чтение кафизм, такие люди обычно испытывают разного рода дискомфорт, плохое самочувствие, перепады настроения, проблемы и во всем этом они часто винят практику. Им кажется, что до практики все у них было гораздо лучше. А так как всему причиной практика, то появляется мысль о том, чтобы её оставить. Миллионы людей в мире поют и читают псалмы царя Давида, получая от этого только радость и пользу поэтому, если вы испытываете похожие симптомы, то, прежде чем начать обвинять в своих неприятностях Псалтирь, вспомните, не ходили ли вы к гадалкам, не занимались ли сами гаданиями, ворожбой, языческими ритуалами. Такие популярные сейчас и, на первый взгляд, невинные карты Таро и астрология - тоже сильные паразитические программы, которые очень ревнивы к своим адептам и не отпускают их от себя без борьбы. Не имеющему духовных ориентиров современному человеку бывает нелегко избежать контакта с этими магическими и полумагическими опытами поэтому, приступив к практике, многие из начинающих исихастов почувствуют, что паразитическим программам становится некомфортно от богодухновенных слов Псалтири или при посещении храма.



Некоторые дамы, чтобы приворожить себе мужчину или отомстить кому-то, прибегают к магическим методам. Потом эти дилетантки, когда приходят случайно на церковную службу, чувствуют себя довольно плохо. Они начинают терять сознание, их начинает корчить. Сочувствовать им не надо это их право делать мерзости, но общаться в дальнейшем с ними ни в коем случае нельзя, чтобы эта не прихватила и вас

Исихаст Кинг



Это - обыкновенная энергетическая чистка, которую проходит большинство, если не все подвизающиеся. Время чистки индивидуально для каждого. Это процесс не самый приятный, но он избавляет человека от духовного мусора и всего неполезного, что он впустил в своё сознание. Освобождается место для правильных мыслей и представлений, улучшается настроение и меняется к лучшему отношение к миру и окружающим людям. Чистка от программ - это время проверки серьезности нашего выбора пути исихаста и хороший тест на силу характера.


Что произойдет, если делать практику, не оставляя своих магических увлечений? Это имеет так же мало смысла, как желание одновременно идти по двум дорогам. Наверное, можно попробовать, но не удивляйтесь, если вы не уйдете далеко ни по одной из них. Кроме того, чистка от паразитических программ станет перманентной, потому что, едва освободившись от них, вы тут же впустите их обратно. Выбрав практику исихазма, оставьте прежние магические опыты в прошлом, они несочетаемы со служением Единому Богу. Постоянство, вера и сила псалмов обязательно вытеснят последствия неполезных увлечений, но будьте готовы к тому, что это произойдет не мгновенно. Однако, продолжая практику, в один прекрасный день вы вдруг обнаружите, что привычки, с которыми вы раньше безуспешно боролись, незаметно покинули вас вместе с некоторыми чертами характера, которыми вы не были довольны, но считали присущими вам от природы.


САМОВОЗНОШЕНИЕ И НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. ИСТИННЫЕ СВЯТЫЕ СЧИТАЛИ СЕБЯ ХУДШИМИ ИЗ ЛЮДЕЙ


Когда приходят первые плоды практики, нам нравится думать, что мы всего добились сами, личными усилиями и "святостью". В такие моменты очень легко впасть в гордыню или самовозношение. Человек забывает благодарить за полученные дары Бога - Источник всех благ и своего духовного отца, который наставлениями и молитвами с заботой и любовью направлял его на пути совершенства, не думает он и о других людях, которые помогли ему стать лучше или молились за него. Подвижнику кажется, что его достижения - его личная заслуга, он начинает сравнивать себя с окружающими и находит, что он умнее, достойнее и духовно богаче их. Так, начав с гордыни, человек незаметно скатывается в неблагодарность и осуждение.
Когда мы замечаем в себе стремление сравнивать себя с другими не в их пользу, если нам кажется, что наше окружение в духовном отношении отстает от нас, значит пора признать, что нас одолевает дух гордыни или самовозношения.


Духовные дары даются человеку как Божья милость, а не в обмен на молитвы поэтому, начав практику исихазма и даже достигнув в ней успехов, не стоит сравнивать себя ни с внешними людьми - ещё недавно вы были одним из них, ни с коллегами-исихастами. Сравнение в вашу пользу породит в вас гордость, а в противном случае - печаль. Сам же исихаст, обуреваемый самовозношением, может лишиться духовных дарований. Откройте жития святых - и вы убедитесь в том, что ни один из них не страдал недугом гордыни.




Многие из подвижников, горя желанием принести пользу людям, просят у Бога дар прозорливости или дар чудотворения или дар исцеления. И получают. А когда сознание не готово, начинается у них гордость. А что тут гордиться, в чем твой приоритет, ты такой же человек как и другие Божьи создания и любой из них может попросить и получить. Причем, за гордость, дар часто отнимается, так как не и подвижнику на пользу.

Исихаст Кинг



Будьте благодарны Богу и тем людям, через которых к вам приходят духовные знания. Благодарность - это великий дар, некоторыми святыми отцами он приравнивается к дару любви. Благодарность делает человека менее восприимчивым к греху гордыни.
Если вы все-таки заметили в себе признаки этой страсти, полезно покаяться в ней перед иконой Богородицы или святого и признаться на исповеди в храме, а для скорейшего исцеления обратитесь к "Лествице", творению преподобного отца Иоанна, игумена Синайской горы.

МОЛИТВА ЗА ДРУГИХ ИЛИ САПОЖНИК БЕЗ САПОГ



Практикой вы измените себя, изменятся и другие.

Исихаст Кинг




Благотворное действие правила проявляется у каждого человека немного по-своему и в своё время. Меняется к лучшему характер, человек освобождается от неполезных привычек и зависимостей, например, к алкоголю и табаку, кто-то находит работу своей мечты, а кто-то встречает хорошего супруга. Пcалмы и чтение Нового Завета открывают подвижнику новый духовный взгляд на мир и на людей, растет благосостояние, а многие отмечают положительные изменения внешности и здоровья.
Какие бы перемены к лучшему ни происходили с исихастом, у него появляется естественное желание поделиться ими с близкими людьми,рассказать им о правиле, дать шанс на изменение жизни к лучшему и, вообще, "просветить". Новоначальным исихастом движет искреннее и бескорыстное желание приобщить своих близких людей к удивительному пути Богопознания. Некоторым из наших форумчан это удалось и теперь с ними рядом есть люди не только родные по крови, но и близкие по духу.
Это прекрасно, но случается далеко не всегда. Наши близкие порой совсем не близки нам духовно, это становится понятно, едва мы заговариваем с ними о Боге.
Многие люди в современном мире живут в отрицании Бога, вероятно, потому что так легче: это позволяет не задумываться о том, кто ты, для чего ты появился на свет и куда ты держишь путь. Это позволяет вообще ни о чем не задумываться и проживать свою жизнь ради удовлетворения потребностей физиологии и своего большого эго. Такой выбор нужно уважать, как и всякий другой, даже если его делают близкие тебе люди, но порой пересиливает желание им помочь. И вот начинающий подвижник делает ещё одну типичную ошибку: он берет на себя самочинный подвиг молитвы о здоровье и благополучии родных и друзей. Это благое и по-человечески понятное стремление, как ни удивительно, может быть неполезным.

По законам духовного мира проблемы часто даются людям для вразумления, как повод задуматься и исправить свои ошибки. Молясь за другого человека, мы лишаем его возможности самому делать выводы из его промахов и препятствуем его духовному росту. Наша искренняя молитва может оказать благотворное влияние на жизнь других, но они будут продолжать совершать те же ошибки и, скорее всего, снова столкнутся с теми же проблемами. Тот, кто взял на себя подвиг молитвы, вероятнее всего, получит вразумление и часть проблем другого человека он может испытать на себе, поэтому не стоит самочинно молиться за всех, кто вызывает наше сочувствие, не имея для этого ни достаточных сил, ни мистического опыта.
Если вы - новоначальный исихаст, то не стремитесь спасать весь мир, начните лучше с собственного совершенствования. Постепенно к вам придет опыт и духовное знание и вы сможете не только помогать себе, но и молиться за других.


Хочу предупредить об одной тонкости. При молитве за тех, кто не имеет с вами общих духовных точек соприкосновения, иногда требуемое вам получает какой-нибудь посторонний человек, а вы видите это и удивляетесь и страдаете, а страдаете потому, что свои силы задействовали в борьбе с паразитическими программами, а иногда эта война очень тяжела; и молитва выполнена, и результат вы увидели, но досталось не вам, а кто над этим не трудился, а вы получаете воздействие паразита, помешавшего получить то, что вы желали. Прежде, чем молиться о другом, спросите у Бога стоит ли вам молиться о этом человеке, т. к. своей помощью мы не даем человеку выбраться из умственной могилы. Делая добро тем, кто наказывается за свои грехи, мы становимся их соучастниками и получаем воздаяние. Поэтому добрые, хорошие люди страдают и мало живут. Поэтому, прежде, чем делать добро, подумайте: А стоит ли делать этому человеку хорошее.
Разумеется, можно возложить на себя миссию исцелять духовно и физически некоторых человеков и делать это. Но это такая неблагодарная работа! Совершенствуйтесь сами духовно и этим принесете огромную пользу окружающим.

Исихаст Кинг



ПРИНИМАЙТЕ ПРОСИМОЕ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ

Когда у нас есть нужда в каких-либо духовных или материальных благах, мы обращаемся к нашим добрым ходатаям - святым с просьбой о помощи и получаем просимое, если это полезно для нас или как награду за неотступную молитву. В практике исихазма бывает так, что эти блага приходят от людей, которые нам несимпатичны. Почему это происходит?

Многие люди в современном нам мире служат, сами того не подозревая, лукавым духам (в этой книге мы называем их паразитическими программами). Когда такой управляемый человек встречает на своем пути исихаста, то дух, которому он служит, боится, как бы исихаст не выгнал его из человека. Чтобы этого избежать, он старается изо всех сил угодить исихасту и быть ему полезным. Поэтому водимые программами люди охотно делают исихастам одолжения и подарки и, на какой бы ступени социальной лестницы они ни находились, всячески проявляют желание услужить.

Когда мы молитвенно просим о чем-либо, просимое может придти к нам именно таким путем: через людей, по какой-то причине не слишком нам приятных. Не отказывайтесь от предлагаемой помощи или благ только потому, что они приходят через "неподходящих", как вам кажется, людей. Если блага необходимы вам или полезны для вас, примите их как дар, посланный Божественным Промыслом посредством этого человека.
Так мы учимся быть благодарными Богу за все Его дары - и никого не осуждать.


УВЛЕЧЕНИЕ ЭЛЕМEНТАМИ АСКЕТИКИ. ИИСУСОВА МОЛИТВА В МИРУ


Современный человек, устав от будничной суеты и отсутствия духовных ценностей, начинает догадываться о том, что у него в душе есть "дыра размером с Бога" (с), которую не могут закрыть ни работа, ни компьютерные игры, ни телевизор, ни алкоголь.


Наступает момент, когда человек спрашивает себя: "Кто я?", "Для чего я родился?", "В чём смысл моей жизни?"


и так как в современном обществе подобные проблемы не принято обсуждать, он начинает искать ответы в самых разнообразных книгах по духовному развитию, среди которых можно встретить и труды об Иисусовой Молитве. О пользе этой молитвы говорится и пишется сейчас очень много, можно даже сказать, что она становится популярной среди людей, стремящихся приобщиться к духовности в нашем непростом мире. Многие считают, что творить Иисусову Молитву не только может, но и должен каждый христианин, но, как ни удивительно, очень мало кто предупреждает об ответственности, серьезности и последствиях такого делания в миру.
Некоторые из нас выбрали Иисусову Молитву в качестве постоянной молитвы и далеко не все смогли нести этот подвиг, поэтому мы хотели бы вас предостеречь от некоторых ошибок.
Прежде всего, приступать к Иисусовой Молитве можно только имея опытного духовного наставника, а не самочинно, не по книгам и не по собственному разумению.
Необходимым условием прохождения Иисусовой Молитвы является борьба со страстями и очищение сердца, именно так проходят эту молитву монашествующие, в постоянном контакте с духовным руководителем и при ежедневном исповедании помыслов. Совершенно очевидно, что непросто следовать этим правилам в миру.
И наконец, творить Иисусову Молитву в условиях современного города мешает энергетическое влияние огромного количества людей. Некоторые из нас убедились в этом на собственном опыте. Вместо желаемых духовных даров мы получили непосильную брань и перешли на творение Похвалы Богородице как более щадящему пути достижения постоянной молитвы.
Мы не богословы, мы - исихасты-практики и не хотели бы ни с кем спорить, но наш опыт говорит о том, что делание постоянной Умной молитвы - трудный, часто непосильный подвиг для мирян. Духовная брань может быть настолько велика, что подвижник иногда не только прекращает делание Иисусовой молитвы, но и совсем оставляет практику.
Ещё одно предостережение касается увлечения аскетизмом и монашеской атрибутикой. Иногда новоначальные исихасты уделяют слишком много внимания внешней стороне молитвенной практики: демонстрируют свою молитву перед близкими, начинают ходить с четками, одеваются подчеркнуто строго, держат посты по монашескому уставу и т. д. Это - внешнее подражание аскетам, оно чаще всего проходит вместе с новоначальным энтузиазмом, но иногда у подвижников появляется стремление уйти в монастырь и полностью посвятить себя молитвенному служению. Этому могут способствовать длинные ежедневные молитвословия, чтение акафистов, что не в духе нашей практики.



Читая материалы иноков-исихастов, ваше внимание привлекает аскеза. Вы должны понимать, что они, как и вы, тоже шли путем проб и ошибок, что страдания Иисуса Христа закончились на кресте, а радость Христовой жизни началась с Его воскресением и цель всякой жизни - не распятие, а воскресение. И все люди на земле способны жить полнокровной жизнью во Христе. Слиться с Могущественной Силой Христа, пребывающего внутри, - можно ли представить себе более радостную и полнокровную жизнь? Лишь живя такой жизнью, вы можете постигнуть, что вам дарована власть над всеми формами: мыслями, словами и обстоятельствами, т.е. жизнь - исполнение всех ваших желаний (но предупреждаю, в этой свободе нет места похоти, когда исихаст предается ей, то сразу утрачивает способность творить!).

Исихаст Кинг



Женщинам и девушкам лучше не думать о монашестве до того, как они создадут семью и вырастят детей. Мы идём путем царского исихазма, а это означает, что мы стремимся служить Богу, живя радостной, комфортной жизнью в миру, поэтому в этой книге нет советов по монашескому деланию.


5. ГДЕ И КОГДА? ВРЕМЯ И МЕСТО ДЛЯ ПРАКТИКИ

Как для любого занятия, для выполнения практики понадобится время и место. Немного необычно выглядит эта тема в одном ряду со страницами, посвященными духовной и мистической составляющим делания, но, тем не менее, чтение и молитва потребуют определенных условий и, выполняя правило каждый день, вы сами скоро убедитесь в том, что это - вопрос совсем не праздный.
Молитва - дело глубоко личное, а чтение Евангелия и Псалтири - это духовное просвещение, несравнимое с чтением любых других книг. Будьте готовы к тому, что вам потребуется уединение и определенный настрой, поэтому в идеале лучше всего найти место, где можно во время выполнения правила побыть одному. Это не всегда удается в реальной жизни, но не стоит расстраиваться. Многие из нас, при отсутствии других возможностей, читали правило в автобусах, самолетах, поездах и даже на скамеечке у дома. Начинающим подвижникам особенно важно помнить о постоянстве и дисциплине. Правило выполняется каждый день, без исключений. Если случится так, что обстоятельства помешают вам выполнить правило, то обязательно прочтите на следующий день две главы из Нового Завета и две кафизмы, чтобы наверстать упущенное. Среди наших исихастов есть мамы маленьких детей, которым непросто найти время для выполнения правила, а уединиться в течение дня - часто совсем уже несбыточное желание, но и они продолжают практику без перерывов.



Найдите в своем дневном графике время для правила. Если есть возможность совершать его в одни и те же часы, то лучше всего так и делать, это дисциплинирует и помогает создать правильный молитвенный настрой. С такой установкой правило быстрее и легче впишется в ваш день и в вашу жизнь. Возможно, вначале вам будет непривычно и не всегда легко откладывать все другие дела и посвящать 20-30 минут чтению Нового Завета и Псалтири, а впоследствии - и постоянной молитве, что тоже занимает время. Новичку часто приходится понуждать себя, но постепенно правило станет для вас духовной потребностью и частью вашей жизни и наступит день, когда вы почувствуете радостное ожидание того момента, когда вы останетесь наедине с собой - и с Богом.


Выполняя правило постоянно и дисциплинированно, даже вопреки внешним условиям, вы обнаружите, что окружающий мир постепенно перестраивается для вашего удобства и начинает способствовать вам в вашем труде. Обстоятельства сложатся так, что у вас появится возможность делать правило в одно и то же время, в комфортной для вас обстановке а те, кто мешал вам или огорчал критикой и неодобрением, изменятся или не будут иметь на вас влияния. Правилом мы изменяем к лучшему себя, а как следствие совершенствуется и материальный мир вокруг нас поэтому, имея веру и настойчивость, мы обязательно получим для нашего делания поддержку и помощь свыше.


6. О ЦЕЛЯХ, ЖЕЛАНИЯХ И МЕСТЕ В КАЛАШНОМ РЯДУ


Все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием, или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что по исполнении их желания впали бы в нерадение.
Св. прп. Иоанн Лествичник


Наши желания не совсем наши. Когда у исихаста появляется стремление обрести какие-либо полезные духовные качества или знания, научиться чему-то новому или стать обладателем полезного или приятного предмета материального мира, это часто означает, что нас к этому подвигает Сам Творец.
Исихастам известно, что духовный и материальный миры составляют единое целое и что второй является продолжением и следствием первого.

Если нам хочется побаловать и порадовать себя чем-нибудь полезным или приятным, мы видим в этом желании прекрасную возможность проявить своего внутреннего Христа. Любовь и радость - божественные свойства, они богоугодны и тем, у кого есть в этом сомнения, будет полезно прочесть или со вниманием перечесть Евангелие.
Возможно, вы будете удивлены, но Сам Спаситель призывает нас радоваться и обращаться к Нему с просьбами о потребном. Чем больше мы преуспеваем на пути обожения, тем больше наши желания согласуются с Божественным Промыслом и уже не только мы получаем желаемое, а Сам Создатель действует через нас. Каждый раз, когда мы радуемся большим, нужным и полезным, а также незначительным и не очень нужным, но приятным для нас вещам и событиям, Он сорадуется с нами.
Вот почему исполнение желаний исихаста - дело важное, оно может стать замечательным катализатором на пути духовного роста, именно поэтому в нашей практике существует метод 'простецов', когда мы просим о необходимом или желаемом неотступно, до тех пор, пока не придет к нам твердая уверенность в том, что наше прошение услышано и будет исполнено.



Вспомним, что говорится об этом в Евангелиях:

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?.

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

(Лк.18:1-8)


* * *

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

(Матф.7:7-11)


* * *


5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.


(Лк.11)


* * *

ПРОСИТЕ...
Почему же мы не просим Бога даже о необходимом для нас или просим и не получаем?
Это бывает от маловерия, (малого доверия Богу) или от неверия в себя.
Вера в Бога укрепляется в нашей практике ежедневным чтением Евангелия и Псалтири. Почти каждая глава Четвероевангелия рассказывает о том, как люди обращались к Иисусу Христу со своими нуждами, и получали от Него помощь. Это были мужчины и женщины, уважаемые и презираемые в обществе, здоровые и больные, богатые и бедные, евреи и язычники. Они п р о с и л и и Он, невзирая на лица, никогда не отказал в помощи просящему с верой.

Кроме того, для укрепления веры полезно читать жития святых: многие из них с радостью помогали людям в их материальных нуждах, если вы об этом еще не знаете, откройте жития святителей Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого, Филарета Милостивого, Иоанна Воина и многих других - вас ожидает множество приятных открытий. Найдите святого, чья жизнь и личность вызывает у вас уважение и человеческую симпатию и обращайтесь время от времени к его житию; читающий со вниманием и благоговением жизнеописание святого, получает духовную пользу, равную обращению к нему с молитвой.

Немного иначе обстоит дело с неверием в себя. Победивший себя, победил мир и здесь новоначальному исихасту есть над чем поработать.

Существуют 'глобальные' желания, к которым бывает непросто и даже боязно подступиться не только новичкам, но и более опытным исихастам. Установки социума и самые разные внутренние комплексы могут убеждать нас в том, что у нас ничего не получится, что желание слишком велико, амбициозно и невыполнимо - по крайней мере, именно для нас. Часто проводниками этих 'программ недостоинства' являются, как ни парадоксально, наши близкие и семья - люди, мнение которых важно для нас и которые, как умеют, желают нам добра. К тому же современный человек разучился видеть в отказе просто отказ и взращивает его до размеров фиаско, поэтому мы не любим просить, оберегая свою гордыню от потрясений.

Иногда происходит и обратное: мы считаем свои желания, мечты, цели и даже потребности слишком мелкими и маловажными для того, чтобы беспокоить ими святых, Богородицу или Самого Творца Вселенной, поэтому так часто хорошие и добрые люди, стесняются просить Бога о чем-нибудь меньшем, чем мир во всем мире, следуя навязанной программе ложной скромности и забывая о словах Писания. Не просят - и не получают.

А бывает, и довольно часто, что мы и сами не знаем, чего хотим. Эта и другие неполезные нам установки постепенно излечатся богодухновенными словами Псалтири и Священного Писания, а для того, чтобы ускорить процесс, обратитесь в молитве к Богу, Богородице и святым, молитвенно попросите у них духовного исцеления попросите о даре уважения к себе, к своей жизни и своим желаниям - и вас услышат. Духовный труд всегда приносит плоды и постепенно наши истинные цели, как и наше главное предназначение в этом мире, становятся для нас ясными и достижимыми, и приходит понимание того, что в Евангелиях Господь обращается именно к нам. ПРОСИТЕ...

Бог - любящий Отец, он хочет нам только добра и наши желания радуют Его, если они радуют нас и не нарушают Заповеди любви.



Если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное живое и твердое убеждение в том, что БОГ - везде, все видит, все знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он кроме того благ, милосерд и любвеобилен - по всему этому Он и может и восхочет исполнить наши прошения к нему обращенные. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание. Архимандрит Кирилл (Павлов)




Невыполнение наших прошений может означать, что желание о ч е н ь неполезно для нас и приведет к духовному регрессу или что еще не пришло то время, когда получение желаемого принесет нам только благо. Например, человек просит о высокой должности, которой он соответствует, но, так как, получив её, он рискует возгордиться, ему не дается повышение по службе потому что оно станет для него не признанием профессиональных качеств, а поводом для гордости или неуважения к коллегам. Или, предположим, кто-то мечтает жить в замке у моря, но, если уже завтра этот человек будет держать в руках документы на владение замком и прилежащими к нему лесами и полями, то возможно, он растеряется и не будет знать что ему делать со всей этой недвижимостью. Вместо того, чтобы радоваться, благодарить Бога и пользоваться всем этим богатством, он легко может впасть в панику и уныние. Практическим знаниям, необходимым владельцам замков, можно научиться на курсах и из книг, но очевидно, что, прежде чем внутренне соответствовать такому статусу, и получать от него только радость и пользу, большинству людей не помешает духовно подрасти.

Однако, упорство в молитве и вера могут доставить нам то преждевременное или неполезное, о чем мы просим, поэтому долгое время не получая просимого, стоит задуматься о том, не оберегает ли нас Божественный Промысел таким образом от неприятностей и хлопот?

Еще одной причиной невыполнения наших желаний может стать воля других людей. Это - самое большое препятствие, так как Творец любит этих "других" так же как и нас и уважает их свободную волю и право выбора ничуть не меньше, чем наши собственные. Самые лучшие желания - те, которые не идут вразрез с волей других и не являются неполезными для них.

Пожалуй, это всё, что мне хотелось бы написать о целях, их достижении и о том, почему мы часто не просим Бога о желаемом или необходимом, или просим, но втайне не надеемся получить. В современном мире, где многое перевернуто с ног на голову, место материальных ценностей или смущенно занижается или возвышается до смысла жизни. Царский исихазм отводит материальным дарам их достойное место: следом за духовной составляющей и рядом с ней.

Просите о своих нуждах, духовных и материальных. Знайте, что место исихаста - в калашном ряду!

Как и другие программы, неумение просить и получать будет со временем вытеснено Правилом, а в начале практики можно учиться выполнять небольшие желания, приобретая опыт 'просьбы и получения'. Радость, которая сопровождает этот опыт, научит нас тому, что наши прошения угодны Богу.

Прекрасно, что у нас есть желания, даже если они неразумны, нереальны или смешны с точки зрения других людей. А цель мила человеку и греет ему душу и возможно, ее достижение не только порадует, но и принесет духовную пользу. В это сложно поверить, но красивое новое платье или путешествие классом люкс могут стать сильным катализатором нашего духовного роста, если они приходят к нам как результат правильного взгляда на духовный и материальный миры.
Не стоит упрекать себя за то, что ваши желания слишком амбициозны или наоборот, скромны, наивны и смешны в глазах других. Их исполнение может помочь нам вырасти духовно, укрепляя нашу уверенность в своих силах и помогая нам выполнять Божественную заповедь радости.

В начале пути исихаста большинству из нас еще не дано знать своего предназначения, а стоять на месте в духовном развитии не хотелось бы. Пусть же исполнение маленьких или непрактичных, на первый взгляд, желаний, укрепит нашу веру, порадует наше сердце и станет шагом по пути к выполнению больших промыслительных целей.


Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него всё, чего просит.
Св.прп. Иоанн Лествичник)



7. ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПЛОДЫ ПРАКТИКИ


В этой главе я коротко коснусь плодов нашей практики. Назову только те из них, которые отметили как минимум несколько практикующих исихастов нашего форума.

К практикующему исихасту приходит более глубокое понимание Нового Завета и по мере совершенствования, подвижнику открываются духовные истины, в которых он нуждается в данный момент и которые он именно сейчас способен воспринять. Путь познания Бога и себя - самый интересный путь на свете и ко многим из нас это понимание пришло вместе с практикой исихазма.

Исихасту открываются духовные причины событий его жизни и отношений с людьми, становятся видны корни ошибок и нестроений, а главное, исихазм помогает человеку изменить окружающий мир к лучшему, начиная с себя самого.

Повышение материального статуса. Эту перемену отмечают многие наши исихасты. У большинства из нас изменилось отношение к деньгам и к материальной стороне жизни в целом. Исихасты постепенно избавляются от психологии бедности, от стремления сэкономить, купить то, что хуже, но дешевле. Появляется желание позволить себе хорошие качественные вещи и услуги высокого класса, а у многих из нас для этого появились и экономические возможности, потому что их доходы заметно возросли. Деньги и вещи не становятся главным приоритетом, но находят свое место в системе ценностей как необходимое внешнее условие жизни человека.

Практика приносит улучшение здоровья и избавление от хронических болезней, гайморита, простуд. Улучшается физическая форма, а женщины и девушки замечают, что Правило принесло им омоложение, особенно в сочетании с Правилом Младенца*. Одно основное Правило тоже может привести к омоложению, если выполнять его точно и ежедневно. Эффект обретения молодости и здоровья проявляется у каждого индивидуально и на разных этапах практики, но его, безусловно, заметили многие форумчане.

Правило подарило нам разумную избирательность в пище и здоровые привычки питания. Мы стали задумываться о пользе продуктов и предъявлять более высокие требования к их качеству, при том, что в начале практики никто из нас не стремился к этому. Постепенно многие наши исихасты стали ценить умеренность в еде. Это может выражаться в желании держать посты или соблюдать воздержание от животной пищи по средам и пятницам или просто в изменении принципов питания на более здоровые и разумные. В любом случае, эта сфера жизни тоже постепенно гармонизируется.

Очень многие почувствовали полное равнодушие к алкоголю, хотя, приступая к практике, никто из нас не ставил перед собой такой цели.

У многих форумчан наладились отношения с близкими, коллегами или другими значимыми людьми. Мы стали более терпимыми, понимающими и снисходительным к недостаткам других. Отношения с ближними труднее всего поддаются изменениям, так как наши желания могут противоречить воле других людей, но постепенно наладятся и они, хотя, может быть, не так быстро, как нам бы этого хотелось.
Практика открывает глаза на красоту Божьего мира: природы, животных, растительного царства.

Многие из нас заметили улучшение памяти, способностей, интуиции, профессиональных качеств.
Интересно, что с практикой исихазма реализуются не только наши выраженные в молитвах просьбы, но и неосознанные желания, о которых мы ещё не просили или мы обретаем полезные установки, о которых и не задумывались, например, изменение отношения к алкоголю, о котором я упоминала выше.

Практика проявляет способности и таланты, которые раньше дремали в нас, не получая развития. Появляются новые интересы или человек возвращается к старым увлечениям, но у исихаста появляется желание творить. Мы взращиваем в себе Бога, и Бог стремится к развитию, совершенствованию и украшению Земли через нас.


* О Правиле Младенца можно узнать из материалов форума Исихазм до исихазма



В одном монастыре был колодец, в котором несколько столетий не было воды. Два старых монаха, чтобы избавиться от праздности и поставить перед собой цель, начали таскать снег и заполнять этот колодец. Молодые монахи смеялись и словесно издевались над ними. Когда колодец был заполнен, то уже прошло больше, чем двести лет, а в нем постоянно есть вода...

Исихаст Кинг



ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ИСИХАСТА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ


1. Первая ступень. Псалтирь царя Давида



Мы начинаем правило чтением Псалтири царя Давида. Существует вариант Псалтири для мирян, для келейного (домашнего) чтения. Псалтирь читается на церковнославянском языке, начинающим легче читать церковнославянский текст, написанный гражданским (современным русским) шрифтом. Псалтирь читают вслух или вполголоса. В православном богослужебном и молитвенном обиходе принято деление Псалтири на 20 разделов - кафизм, а каждая кафизма, в свою очередь, делится на три Славы. Псалтирь читается ежедневно, подряд, по 1 кафизме в день.

1-й день:

Начало практики: Читаем 'Молитвы перед началом чтения Псалтири'. Среди этих предначинательных молитв встречаются следующие(их лучше выучить наизусть):
Царю Небесный (Молитва Святому Духу):
Царю Небесный, Утéшителю, Дýше истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша


Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
(Читается трижды, с крестным знамением.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва Господня (Отче наш):
Отче Наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на Земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша,
Яко же и мы оставляем должником нашим
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.


Господи помилуй (40)
Встретив в тексте такое обозначение, мы повторяем 'Господи, помилуй' 40 раз. Для того, чтобы не сбиться, можно считать по пальцам или четкам.

После предначинательных молитв читаем первую кафизму полностью. Там, где кафизма или молитвы прерываются словом Слава', читаем так:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды)
Господи, помилуй (трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение до следующей 'Славы' и т.д.

По окончании кафизмы (после 3-й Славы) читаются:

Трисвятое,

Пресвятая Троице:
Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;
Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.

Отче наш ,

и затем - тропари и молитвы по окончании кафизмы. В них встречаются 'Слава' и 'И ныне', стоящие по отдельности. Здесь они читаются так:
'Слава': Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Далее текст молитвы, затем
'И ныне': И ныне и присно и во веки веков.

2-й день: читается 2-я кафизма полностью, затем тропари и молитвы по завершении 2-й кафизмы полностью. Предначинательные молитвы читать не нужно.

3й день:
читается 3-я кафизма полностью, а затем относящиеся к ней тропари и молитвы. И так далее.
Таким образом за 20 дней прочитывается вся Псалтирь, по одной кафизме в день, с 1-й до 20-й кафизмы.

20-й день. 20-я кафизма завершает первый круг чтения. После прочтения 20-й кафизмы читаем относящиеся к не тропари и молитвы, а затем 'Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири'. Эти молитвы читаются только после прочтения всех двадцати кафизм.
На следующий день начинается новый круг Псалтири: читаем молитвы перед началом чтения Псалтири, 1-ю кафизму, молитвы после 1-й кафизмы и так далее. Псалтирь нужно читать каждый день, без пропусков. Пропустив одно чтение, наверстываем на следующий день, т. е. читаем пропущенную кафизму и кафизму этого дня.
Когда Вы сможете прочесть два круга Псалтири (40 кафизм) без пропусков и наверстываний, Вы готовы к переходу на следующую ступень.

2. Вторая ступень практики


К ежедневной кафизме добавляется 1 глава из Евангелия.( Синодальное издание). Читаем в удобное для нас время, лучше в одни и те же часы. Сначала читается глава из Евангелия, а затем кафизма. Можно читать их подряд, а можно сделать перерыв между Евангелием и кафизмой.
Правило выполняется каждый день, без перерывов и пропусков, до тех пор, пока не будет прочитано всё Евангелие.

3. Третья ступень практики - постоянная молитва.


Пройдя полный и без пропусков круг ежедневного чтения одной кафизмы из Псалтири + главы из Евангелия, исихаст может приступить к следующей ступени: постоянной молитве.
О творении постоянной молитвы подробно рассказывается в нашей первой книге. Если Вам интересен опыт практикующих исихастов, зайдите на форум ИСИХАЗМ ДО ИСИХАЗМА
Здесь Вы сможете встретиться с людьми, которые практикуют исихазм уже не один год, задать им вопросы о практике или поделиться собственным мистическим опытом.








Оценка: 7.34*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список