Зай И Тома : другие произведения.

Зеркальный коридор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

"Свобода есть отложенный выбор,
полагаемый страхом..."                 

(вариации на тему Къеркегора)         

"Призрак бродит по Европе..."
     В прошлой заметке я говорил о техниках работы с архетипическими проекциями. А также о возможностях совмещения с архетипическим образом. Я уже вскользь упоминал, что такое совмещение может привести к состоянию, описываемому в религиозных традициях как "одержимость". Сейчас мне бы хотелось подробнее остановиться на этом моменте. При этом придется использовать выводы и формулировки, родившиеся в религиозных спорах (внутри различных религий), на протяжении многовековой истории этого вопроса. Особенно с учетом того, что вопрос об "одержимости" теснейшим образом связан с вопросом о "свободе воли". Для связности рассказа я буду опускать кавычки цитирования и ссылки на первоисточники, ограничившись вышеприведенным замечанием.
     Я не хотел бы вдаваться в вопрос о том, что происходит при "одержимости архетипом" - в описательном плане об этом достаточно много сказано у Юнга. Говорить же как-то иначе, чем описательно, будет "придумыванием теорий", от которых в данном случае мало проку. Потому я оставлю в стороне вопросы "как это происходит?" и "что именно происходит?", попробовав ответить вместо них на вопрос "чему это подобно?". Перейдя, таким образом, из пространства науки в пространство метафоры.
     Является ли состояние "одержимости архетипом" неким уникальным состоянием? Отличается ли оно от состояния "обычного человека" качественным образом (например, в плане "свободы воли")? На этот вопрос я отвечу отрицательно. Наше обычное состояние "свободного человека" точно так же подчинено влиянию коллективного бессознательного через формирование наших ценностей (которые мы потом уверенно называем "своими"), через формирование "представления о себе" и многие другие каналы. Разница между этим отношением к коллективному бессознательному и "одержимостью" оказывается в равновесии влияния различных архетипов. При "одержимости" происходит крайняя выделенность одного из них... в ущерб влиянию других. Но и только. Эта крайняя выделенность делает явным "свершившийся выбор", и как следствие (памятуя Къеркегора) - исчерпание свободы. Но значит ли это, что избегая (тем или иным способом) выделения влияния какого-либо одного архетипа мы получим "свободную личность"? Отнюдь, и Спящий Дракон (архетип отложенного выбора) имеет все основания посмеяться над нами... Особенно если учесть, что само по себе "равновесие сил коллективного бессознательного" есть равновесие динамическое, меняющееся от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Если мы представим себе человека, идеально придерживающегося этой точки равновесия, то это окажется вовсе не идеал "свободной личности", а некий "идеальный конформист", вообще не совершающий собственных выборов. Замечу сразу, что возможно возникающий образ "даосского созерцателя" принадлежит совершенно другой категории - выборы там совершаются, причем постоянно, но к сожалению, это не всегда понимается из-за искаженной трактовки "недеяния" в нашей культуре.
     Говоря о "свободной личности", мы имеем в виду личность, совершающую свои собственные выборы. Но любой такой выбор оказывается в направлении "вектора усилий" того или иного архетипа. (В конце концов, даже часто поминаемая в наше время ценность "личного развития" есть ценность, задаваемая конкретным архетипом - Самостью. И вне его не определена.) Таким образом возникает вопрос о "естественных союзах" между личностью и архетипическими силами. Вопрос об осмысленности таких союзов весьма неоднозначен. Попробуем назвать некоторые их плюсы и минусы. К плюсам можно отнести поддержку личных начинаний со стороны коллективного бессознательного, некий элемент харизмы, получаемый человеком. Кроме того, человек с точки зрения других оказывается "своим", "уместным", даже если он делает совершенно противоречащие общепринятому вещи. Такой человек может рисковать попасть в тюрьму, но не в "психушку". Его начинания могут быть искажены до неузнаваемости, но они будут замечены и оценены. Из очевидных из неоднозначных эффектов - определенная фиксация выбора человека. Выделенный архетип имеет свойство усиливать свое влияние на дальнейшие решения человека, и соответственно свою выделенность. Если личности нечего противопоставить этой тенденции, то в конечном итоге такой путь вполне может привести к одержимости (я оставлю этот "христианский" термин, даже если современники и потомки будут называть это состояние какими-либо иными словами). Противопоставить можно выборы, направленные в другую сторону - к восстановлению равновесия... уместные по времени и контексту. Такие выборы даются гораздо легче, если в "союзе" участвуют изначально несколько архетипических сил, создавая определенную "зону равновесия" между собой. Вопрос об их выборе и количестве - это вопрос оптимальности. Увеличение количества "участвующих сторон" стабилизирует внутреннее равновесие, но зачастую ослабляет харизму, и наоборот. Если говорить о группе "европейских культур", то исторически устойчивой конфигурацией оказалась "троица". Я думаю, что бессмысленно рассуждать на тему "почему это так", на настоящий момент это просто исторический факт. Различные религиозные течения, пытавшиеся расширить или сократить "состав участников", выпали из основного исторического процесса. Таким образом можно предположить, что тройка архетипов является достаточно эффективным компромиссом, если уж о "союзах" вообще вести речь...
     Последний вопрос, как я уже сказал, является далеко не однозначным. Если рассматривать его в карте НЛП, то можно сказать, что любые техники, предполагающие работу с архетипическими содержаниями, по определению неэкологичны для конкретного человека. Почему? Потому что в этом случае на решения начинает влиять экология системы много большей, чем отдельный человек. И то, что экологично для этой системы, совершенно не обязательно будет экологично для самого человека. Такое в принципе может произойти и при обычной работе в стандартных техниках. Что можно сделать в таком случае, если есть желание ограничиться работой с "индивидуальным бессознательным"? Здесь вполне работают старые испытанные защиты - смех и "здравый смысл". Можно сказать даже так, что если и терапевт и клиент строго придерживаются точки зрения здравого смысла, отсекая любые мифологические, сказочные образы, то влияние архетипических содержаний на работу будет автоматически заблокировано. Строгая проверка экологии для четко очерченной системы (сам человек, или он плюс четко названные значимые другие), тоже может послужить этой цели. И, с другой стороны, выход в пространство мифа предполагает активацию архетипических содержаний и их влияние на совершаемые выборы. Если таки есть желание выйти на сознательное "заключение союзов" с силами коллективного бессознательного, то есть смысл сразу вспомнить "о тройке".

"Сказка о тройке или тройка сказок..."
     Для работы можно было бы взять классическую библейскую троицу, но этот набор архетипических образов достаточно сильно искажен в последние столетия, и поэтому я для примера рассмотрю несколько другой набор образов (хотя и близкий к библейскому). Еще раз подчеркиваю - "для примера". Набор образов, используемый в этой технике, может быть совершенно иным. Я же возьму Старика Судью, Юного Рыцаря и Даму. Более того, я не стану называть характерные пары противоположностей, "снимаемые" каждым из привлекаемых архетипов - пусть каждый определит и сформулирует их сам, по аналогии с тем, как я это описал в предидущей заметке для архетипа Анимы. Хочется надеяться, что в результате техника станет более индивидуальной и гибкой. Итак...
     Шаг первый.
- Постройте личную линию времени, от "точки сейчас", до "точки рождения". Разметьте ее.
     Шаг второй.
- Вернитесь по линии времени (ассоциированно) к периоду 5-7 лет. Представьте образ человека, который тогда, по вашему мнению, мог бы быть судьей для любых ваших поступков. Чьи суждения для вас казались бы окончательными.
- Выйдите с линии времени в метапозицию, удерживая образ (диссоциировано, в произвольном месте).
- Уберите из образа всю "конкретику", определите "пары противоположностей", совмещающиеся в нем и делающие этот образ образом "идеального судьи", усильте эти черты.
- Верните образ в соответствующую точку линии времени и "закрепите" там.
- Вернитесь в "точку сейчас", двигаясь рядом с линией времени, диссоциированно наблюдая ее.
     Шаг третий.
- Вернитесь по линии времени к периоду 12 - 14 лет. И вспомните образ вашего сверстника, на которого вам тогда хотелось бы быть похожим. Образ идеала, такой, как вы его тогда воспринимали.
- Выйдите с линии времени и обработайте образ по аналогии с образом Судьи. Сделайте на его основе образ абстрактного Рыцаря, но рыцаря, связанного с вами тогдашним общими ценностями.
- Закрепите образ над линией времени и вернитесь в "точку сейчас".
     Шаг четвертый.
- Вернитесь по линии времени к периоду 15 - 17 лет. И вспомните образ Идеальной Женщины. Вашей мечты, как она вам виделась.
- Выйдите с линии времени и произведите выделение архитепического образа, по аналогии с двумя предыдущими случаями.
- Закрепите образ над линией времени и вернитесь в "точку сейчас".
     Шаг пятый.
- Двигаясь назад по линии времени, отмечайте положения закрепленных образов и те ощущения, которые они у вас вызывают. Запоминайте эти ощущения и двигайтесь дальше.
- Пройдя в ранний период своей жизни (но после точки рождения... ориентировочно 3-4 года) суммируйте те ощущения, которые создают у вас сформированные образы. Устраивает ли вас их сочетание? Хотите ли вы, чтобы эти образы были вашими спутниками по жизни?
- Если нет, то выйдите с линии времени. И двигаясь параллельно ей в будущее "сотрите" линию вместе с закрепленными на ней образами. Это вариант корректного выхода из середины техники по соображениям экологии.
- Если да, то двигаясь вперед по линии времени до образа Судьи, совместитесь с ним на какое-то время, а потом расположите его рядом с собой в личном пространстве. (Обычно справа, но не обязательно.)
- Двигаясь дальше, до образа Юного Рыцаря, совместитесь с ним на некоторое время, а потом расположите его рядом с собой. (Обычно слева.)
- Двигайтесь дальше до образа Женщины. Ощутите ее присутствие рядом (!) с собой. Без совмещения, но ассоциированно "в абстрактный контекст". А потом попросите (!) встать у вас за спиной.
- Ощутите в этом же абстрактном (возможно сказочном) контексте присутствие всех трех "существ" рядом с вами, которые слегка касаются вас. Попросите их сопровождать вас по жизни.
- Двигайтесь дальше по линии времени, и дойдите до какого-либо сложного события в вашей жизни, которое вам хотелось бы переосмыслить. Остановитесь перед этим событием. Закройте глаза и представьте, что все трое ваших спутников тоже закрывают глаза. Затем откорйте глаза одновременно с ними и почувствуйте, что вы смотрите на образ события четырьмя парами глаз одновременно. Представьте, как он сливается в единый образ.
- Войдите в этот образ, удерживая "совместный взгляд". Отметтье, как изменились ваши ощущения, как изменилась ваша оценка события.
- Снова закройте глаза, и откройте их, размыкая ощущение единства со спутниками.
- Двигаясь по линии времени к точке сейчас, посмотрите "совместным взглядом" на те моменты вашей жизни, которые вам захочется переосмыслить.
- В точке сейчас посмотрите вместе со спутниками на ваше "планируемое ближайшее будущее" и, может быть, измените его образ.
- Сделайте один шаг вперед и, закрыв на секунду глаза, переключитесь на свою личную точку зрения.
- Попросите своих спутников появляться в дальнейшем только тогда, когда их помощь будет нужна вам, и оставить вас действовать самостоятельно в остальное время.

     Этот вариант техники написан для мужчины старше 20 - 22 лет. Как изменить ее для женщины, я думаю - очевидно. А применять работу с тройкой архетипов людям младше указанного возраста мне кажется неразумным, либо технику надо существенно переделывать.
Зай&Тома
19.03.2002


 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"