Аннотация: О биографии Тициана и троянских находках Шлимана. Зарисовка.
О биографии Тициана и троянских находках Шлимана. Зарисовка.
После чтения биографий Сандро Боттичелли, Альбрехта Дюрера и Рафаэля Санти у меня были сомнения - читать ли биографию Тициана.
Разве может такое чтение дать что-то новое? После знакомства с жизнеописаниями Боттичелли, Дюрера, Рафаэля?
Все же решил читать - в какой-то мере из интереса к Венеции.
Венеция и Генуя активно конкурировали между собой в течение длительного времени. Если знакомится с историей, то может показаться, что два этих государства в каком-то смысле похожи и равнозначны.
Генуя была вдающимся центром культуры.
Однако пристальное внимание венецианских граждан к славе этой республики - как культурного центра, - работа в Венеции Тициана и других выдающихся людей, создали Венеции уникальную историческую и культурную репутацию и закрепили за ней особое место в мировой культуре.
Если о Сандро Боттичелли и об Альбрехте Дюрере мы можем узнать из книг, написанных Станиславом Зарницким (который, одновременно, дает самую широкую информацию о Флоренции, о Нюрнберге), то о Рафаэле Санти, о Риме, - после чтения книги Александра Махова, - мы можем, дополнительно составить впечатление, ознакомившись с книгой Бальдассаре Кастильоне - близкого знакомого (друга) Рафаэля Санти (а еще - с книгой Джованни Делла Каза).
(В какой-то мере биография Боттичелли была для меня дополнена материалами из интернета о флорентийской мозаике и о семье Медичи).
Биография Тициана также написана Александром Маховым. Из этой книги можно догадываться о самых широких связях Александра Махова с культурными деятелями Италии, Венеции, о его сотрудничестве с 'Московской академией живописи, ваяния и зодчества во главе с ее ректором академиком И. С. Глазуновым'.
Венецианская республика - с точки зрения ее внутреннего устройства и царящих в ней нравов - предстает в начальных главах книги Александра Махова как загадочное социальное пространство с таинственными законами и правилами.
Жизненный путь Тициана Вечеллио существенно отличается от биографий Боттичелли и Рафаэля (да и Веласкеса). Не хотел Тициан переезжать из Венеции - и прожил необыкновенно долгую (около 100 лет) и необыкновенно удачную жизнь. Наверно, атмосфера Венеции тому способствовала.
Работы Тициана в какой-то мере позволяют заглянуть в мир Венеции.
Внимание Александра Махова сосредоточено на Тициане - хотя о Венеции он не мог не писать в биографии Тициана.
Однако, знакомство с первыми главами книги о Тициане вовлекает в круг внимания читателя других венецианских художников - например Джорджоне.
Хорошо бы найти альбом с картинами Джорджоне.
Вместе с альбомом Джорджоне обнаруживается серия альбомов под общим названием 'Художественная галерея' от ООО 'Де Агостини'. Эти альбомы выпускались с 2004 по 2008 годы. Всего их, как подсказывают материалы из интернета, 200 альбомов.
(Вспоминается и серия сравнительно кратких биографий великих людей - богато иллюстрированных - также от Де Агостини).
Если в серии 'Художественная галерея' (от ООО 'Де Агостини') есть альбомы картин Тициана и Джорджоне, то можно, одновременно, пополнить свои знания и ознакомлением с произведениями других итальянских художников - воспользовавшись этой серией.
После 'Сельского концерта' (1510) Тициана удивляет дискуссия вокруг 'Завтрака на траве' (1862-63) Эдуара Мане... Может быть не ограничиваться альбомами работ итальянских художников?
Сайты - тем временем - подсказывают другие книги, которые могли бы представлять интерес для читателя.
Например, 'История искусства всех времён и народов Том 1' Карла Вёрмана (он длительное время работал директором Дрезденской галереи). В этой книге обнаруживается фраза: 'вазы были найдены Шлиманом во втором и третьем слоях Гиссарлыка и подарены этим исследователем Берлинскому музею народоведения'.
Продолжает ли функционировать Берлинский музей народоведения? Представлены ли в нём артефакты, подаренные Генрихом Шлиманом?
Чтение биографии Тициана, написанной Александром Маховым, продолжается... На промежуточном этапе в круг внимания вовлечены другие художники, другие книги... Попутно возникли вопросы о вазах (и других артефактах), подаренных Генрихом Шлиманом Берлинскому музею народоведения, о судьбе троянских находок Шлимана...
[2635. Флоренция Медичи. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Культурологический очерк. - 20 декабря 2021 г.
2674. Монограмма художника и две биографии Станислава Зарницкого: книги 'Дюрер' (1984) и 'Боттичелли' (2007). Супер-краткая заметка. - 3 января 2022 г.
2679. Аморальный человек в очках в таинственной квартире. (Размышления о картине Сандро Боттичелли 'Клевета'). Рассказ. - 4 января 2022 г.
2741. Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк. - 20 января 2022 г.
2761. Биография Рафаэля Санти оказалась неожиданно интересной. Заметка. - 29 января 2022 г.
2763. Административный успех Рафаэля Санти в Риме XVI в. О книге графа Бальдассаре Кастильоне "Придворный". Заметка. - 30 января 2022 г.
2768. Лучше заблуждаться со всеми, чем быть правым в одиночку. О книге Джованни Делла Каза 'Галатео, или Об Обычаях' (1551 -1554). Заметка. - 1 февраля 2022 г.]
14 февраля 2022 г. 05:56
{ 2799. О биографии Тициана и троянских находках Шлимана. Зарисовка.
MMDCCLXIX. About the biography of Tiziano Vecelli and the Trojan finds of Schliemann. A drawing. }