Аннотация: Французские алгоритмы в судьбе Высоцкого. Заметка о главах 10 - 28 книги Владимира Новикова "Высоцкий".
Французские алгоритмы в судьбе Высоцкого. Заметка о главах 10 - 28 книги Владимира Новикова 'Высоцкий'.
Мелькают люди, места, обстоятельства, ситуации.
Ощущение отсутствия творческой среды.
Вообще, - благоприятной социальной среды.
Какие человеческие качества можно отнести к числу позитивных?
Их список, если рассуждать абстрактно, не так уж и мал...
Назовем, для примера, благородство, самодостаточность, смелость, великодушие , щедрость, бескорыстие... и так далее...
Смелость и самодостаточность в условиях бюрократической системы - это вообще волчьи билеты (на тот свет?)...
Кто-то содействует с получением некоторых доходов, кто-то оказывает содействие в бытовых ситуациях...
Но главное - вписаться в систему привычек, стандартов, норм поведения. Тогда они будут терпеть и относиться к тебе более или менее лояльно...
Не будем отрицать таких качеств как дружелюбие, как естественные проявления (ситуативного) товарищества...
Опорой была семья, семейные связи...
Переходим к творческой среде.
А кого можно назвать творческими личностями?
Любимова? - Он начальник.
Тарковского? - Он в стороне, и, по общепринятым представлениям, немного на другом уровне (режиссер). Тарковский - в стороне.
'Андрей Тарковский однажды размечтался: 'Ребята, давайте, когда станем богатыми, построим большой дом в деревне и будем все вместе там жить!' А пока Андрей готовится к постановке первого своего большого фильма - 'Иваново детство'. (...)...Высоцкому опять советуют подрасти, поскольку не тянет он на умудренного жизнью Холина, и предпочтение отдано опытному Зубкову. Но там же есть еще молодой лейтенант Гальцев... Почему Андрей эту роль Высоцкому не предложил?' (Здесь и далее - цитаты из книги Владимира Новикова 'Высоцкий').
Говорухин - здесь можно говорить не только о разных уровнях (режиссер и актер), но еще история сохранила и милую шутку:
'А Слава вдруг делает суровое, отчужденное лицо и начинает плести что-то про Остапа Бендера, который ночью сочинил 'Я помню чудное мгновенье', а утром вспомнил, что это до него уже написал Пушкин. Что за чушь, при чем тут Пушкин?
- Да ты мне поешь старую баксанскую альпинистскую песню, еще военных лет. Там такой припев есть: 'Отставить разговоры! Вперед и вверх, а там... Ведь это наши горы, они помогут нам'.
Да что же это происходит! Неужели помутнение рассудка? Но тут Говорухин раскалывается - признается, что перед встречей успел зайти в номер, увидел черновик песни на столе и припев запомнил. За такие шуточки...'
Что потерял бы Владимир Высоцкий, если бы в его биографии не было этого эпизода?...
Как бы то ни было, но в 'своих' фильмах Говорухин Высоцкого снимал и даже давал порулить в роли режиссёра во время своего отсутствия (воздержимся от комментариев).
Абдулов? Золотухин? (Считать их элементами творческой среды?)...
Складывается впечатление, что множество позитивных ролей в жизни Владимира Высоцкого сыграла Марина Влади - в том числе и роль творческого друга, единомышленника...
Скудоумие и умственное ничтожество системы партийно-государственного управления искусством выражается в изменении отношения к Высоцкому после его брака с Мариной Влади.
Если раньше его просто давили и кидали (вымораживали и давали чего-то попробовать, чтобы сохранялся вкус к жизни), то после брака с француженкой его даже можно в посольстве принять.
(Вчера они были 'недостижимыми великими богами'. А завтра они станут съеденными и переваренными пирогами).
Один из эпизодов вызывает восхищение:
'Марина, чувствуя неладное, начинает дергать своих парижских друзей, они обращаются к вождю компартии Жоржу Марше, а тот звонит в Москву чуть ли не самому Брежневу. Семнадцатого апреля паспорт с визой [Высоцким] получен, хотя настоящего спокойствия все еще нет.'
Французские алгоритмы - влиятельные женщины в сфере искусства ... В истории французской литературы мы можем увидеть множество позитивных и влиятельных женщин...