Аннотация: Александр Дейнека "Покорители целины в Крыму". Культурологический очерк.
Александр Дейнека "Покорители целины в Крыму". Культурологический очерк.
Если в картинах Аркадия Пластова (1893 - 1972) у многих юных моделей на лицах - невеселое выражение, то на картинах Александра Дейнеки (1899 - 1969) - наоборот. Как правило, у юных моделей на лицах (из творчества Александра Дейнеки) - полное удовлетворение. Для примера взглянем на картину "Пионеры Крыма" (1934) (или "Полдень (Сон)" (1932), "На Юге" (1966)).
Доминантой картин Александра Дейнеки является физическое и душевное здоровье, физическая красота, бодрость, оптимизм, благополучие изображенных героев.
На его картинах я не увидел сцен типа "Сбор картофеля" (1956 [1941]) - какие можно встретить у Аркадия Пластова....
Герои большинства картин Александра Дейнеки - например, таких, как "Раздолье" (1944), "Эстафета по кольцу "Б"" (1947) - вовсе не выглядят людьми, склонными к освоению целинных и залежных земель.
Они все заняты важным делом ("Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан").
Они в прекрасной физической и психологической форме. На них красивая одежда. У них - отличные перспективы. На их лицах нет озабоченности бытовыми (или иными) проблемами.
У них много дел по основному месту жительства, и ехать на Целину - это, похоже, для них нечто излишнее.
Однако, прекрасный облик Страны Советов, представленный на картинах Александра Дейнеки, рождает огромный энтузиазм, склонность к трудовым порывам.
Хотел того Александр Дейнека или не хотел, но советская молодежь массово устремилась на освоение Целины (период 1954-1960 годов в Казахстане, районах Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока).
Естественно было бы увидеть на картинах Александра Дейнеки бодрых молодых людей, сверкающих улыбками, вызывающих симпатию своими стремительными и красивыми телами, отличной одеждой, - молодежь Страны Советов на Целине.
В тех материалах, которые мне удалось прочитать, нет никаких упоминаний о картинах Александра Дейнеки насчет освоения Целины.
Я даже вполне допускаю, что Александр Дейнека прямо никого не призывал ехать на Целину. (Кто - в случае отъезда на Целину - будет бегать эстафету в Москве, на Садовом кольце, около улицы Чайковского - по кольцу "Б"?).
Однако, я лично условно отношу к картинам о Целине "Пейзаж с трактором" (1960-е). На этой картине есть поля, есть трактор, но молодежь я не разглядел.
Наверное, трудовому законодательству не соответствует напряженный труд без отпусков и выходных... Энтузиасты Целины - они где-то отдыхали?...
Вполне естественно было бы увидеть молодежь с Целины (хотя бы на отдыхе) в Крыму.
Александр Дейнека очень любил Крым. Так пишут знающие люди. Это подтверждается картинами художника.
Практически во всех описаниях творчества художника присутствует упоминание картины Александра Дейнеки "В Крыму" (1956).
Освоение Целины началось в 1954 году. Так что кто-нибудь из энтузиастов, осваивавших Целину, мог бы оказаться в Крыму в 1956 году.
Однако, на картине "В Крыму" мы видим двух симпатичных женщин материнского возраста, нисколько не напоминающих юных трактористок, и мальчика лет 7-8. Он также не выглядит похожим на тракториста, на энтузиаста Целины...
Естественно, человек ищет, где лучше. В Крыму, судя по картинам Александра Дейнеки, - очень даже не плохо, особенно в курортный сезон.
Если кто-то поверил советским мастерам культуры, расписывающим прекрасную жизнь прекрасных людей в прекрасной стране, и если этот кто-то устремился к трудовым свершениям - куда-то туда, в романтические края, например на Целину (вместо Крыма), так ведь Александр Дейнека в этом не виноват.
Он - просто один из многих - один из тех, кто дружно (получая московские квартиры и подмосковные дачи, поездки в Крым и за границу), - побуждал граждан к трудовым свершениям...
Каждый из таких мастеров культуры - в отдельности - ни в чем не виноват... Они прославляли физическую красоту, здоровье, придавали повседневной жизни положительный колорит ... Многие люди (художники - не исключение) были искренне уверены в положительных перспективах.
Потребители "культурной продукции" могли бы быть и поумнее, и попредусмотрительнее... Могли бы продемонстрировать больше скептицизма, проницательности и предусмотрительности... (Как говорят по простонародному: "следите за карманами").