Аннотация: Александр Ханжонков и Рашит Янгиров. Культурологический очерк.
Александр Ханжонков и Рашит Янгиров. Культурологический очерк.
Одним из авторов, писавших об Александре Ханжонкове, был Рашит Янгиров.
Если бы я не заинтересовался биографией Ханжонкова, то о Рашите Янгирове (1954 - 2008) я бы ничего не знал.
Однако, это интересная личность. Она интересна и сама по себе, и как типичное явление современной научной и культурной среды.
Как следует из биографий Рашита Янгирова, он был силен своей трудоспособностью и умением работать в архивах.
Здесь мы вспоминаем фактическую жену известного российского петербургского историка.
Начинал Янгиров учебу в провинции, но у него хватило решимости переехать в Москву.
Он учится на историческом факультете Московского государственного университета и активно работает (в архивах).
Он приготовил для публикации рукопись огромного объема, но не опубликовал ее.
Если верить тем акцентам, которые расставляют биографы, то следует отдать должное самокритичности Янгирова - Янгиров был слишком требователен к себе, поэтому он не отдал свою книгу в печать.
Но биографы находят аргументы, чтобы утешить читателя: эти материалы Янгиров использовал в других своих работах. Не пропали усилия Янгирова!
Кто-то поверит этим биографам, но я отношусь к их акцентам скептически.
Все гораздо проще - не ориентирована современная научная и культурная среда на публикации работ энергичных и относительно независимых людей...
Все очень просто - автор направляет свою рукопись в издательства. В основном он встречает или молчание (а вдруг удастся что-то утянуть? Незаметно?), или вязкую ответную реакцию, напоминающую болото.
По моей терминологии - это стадия вымораживания.
Сразу отмечу, - если следовать биографическим источникам, то можно предположить, что рукопись Янгирова была вариантом хорошей докторской диссертации на тему культурного развития.
Однако, Янгиров прошел (его "прошли") мимо варианта "успешный советский учёный".
Где-то в это время Рашит Янгиров нащупывает тему, которая приносит ему успех. Эта тема - история кино (дореволюционного и после революционного).
При такой формулировке темы, в сфере внимания Янгирова оказывается - также - кино зарубежное - в том числе - Голливуд.
При огромной работоспособности Янгирова и при его умении работать в архивах, он становится владельцем ценной информации.
Тем более, если речь идет о Голливуде, о зарубежном кино.
Пусть Янгиров и не доктор наук (а кому нужен такой работоспособный и талантливый человек?), но Янгиров - автор множества публикаций (по меньшей мере, 230 работ. В том числе - биографические материалы об Александре Ханжонкове).
Наконец, Янгиров заслуживает званий "журналист" и "лектор".
Он проходит через стадию, которую я называю "намазывание губ сметаной" [чтобы "начинающие" люди больше хотели], и превращается в сравнительно успешного человека.
Он читает лекции и работает журналистом за рубежом. Он востребован как уникальный специалист, владеющий уникальной информацией.
Можно предположить, что он не проигрывает в заработной плате своим зарубежным коллегам, следовательно, он - сравнительно финансово успешен.
Далее - Янгиров становится ведущим сотрудником научного отдела Библиотеки фонда "Русское зарубежье". Как человек, позитивно мыслящий, я предполагаю, что, наконец, он стал получать приличную заработную плату.
Защита кандидатской диссертации в 2000 году (через 23 года после завершения учебы в МГУ). Советская и российская научные системы оказались достаточно беспомощны и замкнуты на самих себе, чтобы не присудить Рашиту Янгирову звания доктора наук на основании его публикаций, его архивных и научных достижений.
Между 50 и 60 годами (имеется в виду возраст) Янгиров уходит из жизни.
Хорошо еще, что его никто не расчленил и не сбросил в один из Санкт-Петербургских каналов... (Во всяком случае, нет никакой об этом информации в биографических описаниях). А ведь с людьми, умеющими работать в архивах - всякое случается... Игорь Богданов, биограф Генриха Шлимана и любитель работать в архивах, "пробивал" в издательствах одну из своих рукописей - и внезапно отказало сердце...
В этом пункте своей заметки я стою перед альтернативой.
Или писать о великой эффективности современной научной системы, которая не способствует приближению к оплачиваемым, спокойным и уважаемым должностям способных людей? Или писать о "культурной среде"?
Недавно я писал о Мединском, так что сосредоточу внимание на культурной среде.
Те биографические материалы, которые я прочел о Рашите Янгирове, невольно призывают к памяти работы самого Янгирова об Александре Ханжонкове.
Александр Ханжонков - известная личность! Но как много в его биографии неясного, неизвестного! - такой акцент делал Рашит Янгиров.
Вот и по поводу биографии Рашита Янгирова мне многое не ясно.
Например, в какой семье он родился, в какой культурной атмосфере он рос?
Как он жил за границей (когда читал лекции и работал журналистом)?
Почему он вернулся в Россию? Как он жил в России (после возвращения)?
Почему он умер в сравнительно юном возрасте?
Хорошо, что есть кому задать эти вопросы. Во главе российской культуры стоят люди типа Мединского, ниже уровнем - брокеры, сдающие в аренду исторические фамилии своих предков, и их ассистенты. Еще ниже - культурные обозреватели, размазывающие по редакционным столам красный сироп или окучивающие свою театральную грядку (со свежими очаровательными цветками)...
Среди культурных деятелей такого типа Рашиту Янгурову дышалось легко, но все же нужно было заботиться, чтобы не закачаться от переполняющего вдохновения и не свалиться в какой-нибудь канал.
[3008. Мединский скажет правду о сражении 20 ноября 1941 года в Ростове-на-Дону. Ироническая заметка. - 23 мая 2022 г.].
24 мая 2022 г. 08:17
{ 3011. Александр Ханжонков и Рашит Янгиров. Культурологический очерк.
MMCMLXXXII. Alexander Khanzhonkov and Rashit Yangirov. A culturological essay. }