Аннотация: Амедео Модильяни. Принцип управляемой творческой репутации. Заметка о главах 1 -13 книги Коррадо Ауджиаса "Модильяни"
Амедео Модильяни. Принцип управляемой творческой репутации. Заметка о главах 1 - 13 книги Коррадо Ауджиаса 'Модильяни'
Книга на русском языке была издана вторым изданием в 2007 году. Перевод осуществлён с издания на итальянском языке (1998).
Биография Амедео Модильяни (1884 - 1920) интересна тем, что она может служить примером 'конструирования биографии'.
Содержание:
1.Что не описано в книге?
2. Что представляет собой книга Коррадо Ауджиаса?
3. Трудности написания биографии Модильяни.
4. Биографическая уязвимость Амедео Модильяни.
5. Амедео Модильяни и механизмы творческого рынка.
6. Субъективность данной заметки и смысловые акценты, структура книги 'Модильяни'.
1.Что не описано в книге?
Не описаны более или менее понятно (на наш взгляд) три принципиальных элемента творческой биографии Амедео Модильяни:
- его решение стать художником, творческим человеком (упоминание о видениях во время болезни настолько лаконичны, что трудно составить об этом событии какое-то целостное мнение),
- процесс обучения профессии художника и скульптора (упомянуто начало обучения у Гульельмо Микели и посещение разного рода картинных галерей. Какое-либо последовательное понимание процесса обучения Модильяни не складывается). (Подробное исследование книги позволяет обнаружить упоминания об обучении Модильяни в Вольной Академии живописи во Флоренции и в Академии художеств в Венеции, в Академии живописи Коларосси в Париже; в процессе 'обычного' чтения эти упоминания никакого впечатления не производят и почти не заметны в силу лаконичности),
- обретение Амедео Модильяни собственной творческой манеры, собственного творческого метода, собственного творческого пути (факт появления самостоятельного художника в книге признается, но само движение, развитие описывается в столь малой степени, что никакого целостного впечатления по этому вопросу, на наш взгляд, у читателя не возникает).
2. Что представляет собой книга Коррадо Ауджиаса?
На наш взгляд книга представляет собой преимущественно сборник отрывочных фактических данных, анекдотов, сплетен, расположенных в хронологическом порядке и обеспеченных многочисленными уверениями автора в его симпатиях к герою книги. Автор дает значительный объем информации, мало относящейся к самому Модильяни.
С удовольствием автор книги рассказывает о любовных историях Модильяни (предполагаемых и фактически имевших место).
3. Трудности написания биографии Модильяни.
Автор книги упоминает о дневнике матери Амедео Модильяни, Евгении, о работах биографов Модильяни.
Работы биографов, более или менее, вторичны.
Можно предположить, что использование дневника матери Амедео Модильяни может помочь реконструировать жизненный путь Амедео Модильяни примерно до его переезда в Париж (1906).
Дневник матери Модильяни цитируется автором, как нам кажется, в минимальной степени.
После переезда в Париж Амедео Модильяни начал самостоятельную жизнь, в отдалении от матери и от семьи.
Судя по книге Коррадо Ауджиаса, Амедео Модильян не был склонен к написанию писем. Главный акцент автором сделан на пяти письмах, направленных Модильяни своему другу юности, Оскару Гилья, также художнику. Именно этим письмам автор уделяет существенное внимание.
В тоже время автор упоминает письма Модильяни, которые он писал своей матери. Но эти письма упоминаются и цитируются в минимальной степени. Возникает впечатление, что подобные письма были случайным, эпизодическим явлением.
Читатель может прийти к мнению, что Амедео Модильяни не вел дневник и практически не писал писем.
Модильяни был знаком со значительным числом известных творческих личностей. Упоминали ли они о Модильяни о своих дневниках и мемуарах? Отчетливого мнения по этому поводу читатель составить не может.
Было бы неплохо, если бы читатель или услышал от биографа, что все эти известные люди ничего не писали в своих дневниках, письмах, мемуарах о Модильяни, либо узнал, что именно эти люди писали о Модильяни.
На это пожелание можно возразить тем, что не так-то просто найти, собрать, проанализировать многочисленные тексты... Но если у биографа нет новых биографических данных, то, может быть, ему лучше назвать свой труд не 'биографией', а 'очерком', 'статьей' и т.д.?
Странное впечатление производит история с 'первым покровителем' Амедео Модильяни Полем Александром. Поль Александр был на три года старше Модильяни.
Этот человек оказывал Модильяни практическое содействие, покупал его картины, более или менее регулярно с ним общался в течение нескольких лет. Он собирался написать воспоминания о Модильяни. В возрасте 73 лет (прошло несколько десятков лет после смерти Модильяни от туберкулёза) Поль Александр всё еще писал свои воспоминания о Модильяни, но так их и не закончил.
Возникает предположение, что биографами Модильяни был применён странный метод биографического описания. Опрашивались малозначительные личности, собирались слухи и анекдоты, второстепенные детали (иронически подобный материал иногда называется 'баснями'), и весь этот материал группировался в преимущественно хронологическом порядке. Существует тенденция к формировании огромной (несколько сотен страниц) биографической 'басни'.
Представлен ли в какой либо биографии серьезный анализ творчества Модильяни? Или жизнь Модильяни - это периоды между выбрасыванием им в канал каменных скульптур - женских голов?
4. Биографическая уязвимость Амедео Модильяни.
К числу биографических уязвимостей Модильяни можно отнести:
(а) отсутствие (широко известных) его дневников и сборников его писем,
(б) формирование при жизни Модильяни информационного контекста его жизненного пути (через слухи и болтовню), а также уступчивость Модильяни этому контексту. - Зачастую он совершал поступки в соответствии с формируемым в местной среде образом скандалиста, пьяницы, драчуна, алкоголика, наркомана.
(в) неконтролируемые траты денег и времени,
(г) спонтанные акты уничтожения результатов своего творчества под воздействием депрессии, разочарования и иных психических состояний.
(д) неадекватные парижской реальности некоторые ментальные привычки и личные взгляды,
(е) отсутствие склонности к письменному изложению своих взглядов на свою жизнь, на свое творчество, на творчество вообще.
(ж) неуживчивость - по отношению к творческой среде и некоторым ее лидерам.
5. Амедео Модильяни и механизмы творческого рынка.
Автор книги упоминает о крупных изменениях в состоянии творческого рынка изобразительного искусства, изменениях, происходивших во Франции примерно в период творчества Модильяни.
Интересными являются, например, упоминания:
(а) о возрастающем спросе на предметы искусства со стороны США, о соответствующих изменениях в механизмах рынка произведений изобразительного искусства,
(б) о сотрудниках полиции (комиссарах Декаве и Замароне), о владельцах галерей и иных лицах, начавших оптовые приобретения предметов искусства (в период их низкой стоимости) и составивших значительные коллекции за сравнительно незначительные деньги.
Некоторые поступки Модильяни показывают его неспособность или нежелание взаимодействовать с механизмами творческих рынков.
Биографический материал дает основание для версии 'управляемой творческой репутации' - любого творческого человека можно забанить (прицепить к нему отрицательный репутационный лейбл) и любого можно раскрутить (сделать широко известным).
Имеет право на существование еще одна версия - версия взаимосвязи длительности жизни с творческим успехом. Некоторые из парижских знакомых Модильяни, творческих людей, стали со временем знамениты и финансово обеспечены. Возможно, Амедео Модильяни не хватило времени для обретения успеха. Он относительно рано умер из-за туберкулеза.
6. Субъективность данной заметки и смысловые акценты, структура книги 'Модильяни'.
Составляя текст настоящей заметки, мы еще раз обратились к тексту книги Коррадо Ауджиаса 'Модильяни'. В результате мы обнаружили смысловые элементы, которые не были замечены нами при первом прочтении. Эти смысловые элементы отчасти ставят под сомнение некоторые из наших выводов и подтверждают субъективность наших позиций.
Вместе с тем, большинство читателей не перечитывают книгу по нескольку раз.
Возможно, наши субъективные выводы и позиции отчасти не верны, но они имеют основания, возможно, в недостаточно продуманной расстановке смысловых акцентов и не оптимальной (на наш взгляд) структуре книги Коррадо Ауджиаса 'Модильяни'.