Аннотация: Дягилев. Маршал русского искусства. Заметка о главах 4-6 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник "Дягилев: опередивший время"
Дягилев. Маршал русского искусства. Заметка о главах 4-6 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Термин 'маршал' (как мы уже поясняли) в большей степени используется в данном случае в общегражданском значении (лицо, ответственное за порядок; главная, ведущая персона; попечитель).
В период деятельности Дягилева в России ощущаются акценты:
1)Стремление получить субсидии (от государства и от меценатов) на культурную деятельность - на выпуск журнала, на организацию выставок...
2) Стремление заручиться поддержкой императора, членов императорской семьи, правительства...
Появляются и развиваются (применительно к Сергею Дягилеву) понятия 'шармер' и 'шармовать' - от слова 'шарм'. Что такое искусство, если не шарм? Кто такой Сергей Дягилев, если не мастер шарма (шармер)?
Кто умеет вести переговоры, договариваться - шармовать?
В начале 1897 года Сергей Дягилев впервые организует художественную выставку - выставку английских и немецких акварелистов. Результат этой выставки его не разочаровывает.
Летом 1897 года Сергей Дягилев берется за организацию выставки скандинавских художников в России. Он посещает Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию.
По итогам поездки он публикует статью объемом двадцать страниц под названием 'Современные скандинавские художники'. (В этой работе виден исследователь, мыслитель).
Организация выставок является отличным курсом практического обучения, источником ценного опыта.
Дягилев определяет себя как человека действия (а не созерцания), обретает навыки наименее болезненного выхода из двусмысленных и скандальных ситуаций, периодически возникающих при взаимодействии мира искусства и мира финансов, становится лидером в кружке Бенуа.
Кружок пополняется французским атташе по вопросам культуры Шарлем Бирле.
У Дягилева и его товарищей возникают идеи: создания нового передового общества (организации культурных деятелей), издания журнала, посвященного вопросам искусства.
Как говорил Сергей Дягилев, 'вижу будущее через увеличительное стекло'.
Де факто создано общество. Дягилев убедил ряд художников, владельцев картин передать картины на выставку.
1898 год. Дягилев с помощниками добивается финансовой помощи от меценатов и начинает издавать журнал 'Мир искусства'. Редакция журнала проводит регулярные выставки.
'Вот как оценивал деятельность своего друга Александр Бенуа: 'Единственный среди группы художников, он сам ничего не творил художественного, даже совершенно оставил свое композиторство и свое пение, но это не мешало нам, художникам, считать его вполне за своего. Он не писал картин, не создавал постановок, не сочинял балетов и опер, даже очень редко выступал как критик по художественным вопросам. Но Дягилев ... организовывал всё, с чем наша группа выступала, издавал книги, редактировал журнал, а впоследствии ведал трудным, часто удручающим делом театральной антрепризы, требовавшим контакта со всевозможными общественными элементами. Наиболее же далекой для нас областью была реклама, publicitй, всё дело пропаганды, а как раз в этом Дягилев был удивительным, как бы от природы одаренным мастером'. (Цитата по книге Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
Какие-то очень глубокие процессы интуитивно чувствует Сергей Дягилев - и действует в гармонии с ними.
Итак, появился маршал и исследователь искусства. (Тщеславие, наверное, в биографии Сергея Дягилева ощущается. Корыстолюбия в его биографии не заметно. Предположительно, Сергей Дягилев, подобно Максиму Горькому, не имел в собственности объектов недвижимости).
Квартира Дягилева стала центром редакции журнала и объединения людей искусства.
Дягилев овладел искусством представления себя в виде русского вельможи. (Важно занять правильную ячейку в большой общественной матрице).
Частью жизни Дягилева (в тот период), квартиры, редакции журнала была его няня... Она сопровождала его по жизни с момента смерти родной матери. В редакции журнала она заваривала и разливала чай.
(В биографии Сергея Дягилева от Н.Д. Чернышовой-Мельник по мере развития сюжета все меньше упоминаний об его отце, матери, родственниках, о няне...).
Журнал поначалу вызвал большое возбуждение в публике. Эмоции накалились. Дягилев посетил квартиру 'противника' Виктора Буренина, высказал не ожидавшему визита журналисту свои эмоции и хлопнул его цилиндром по физиономии.
Но постепенно страсти улеглись, Сергей Дягилев начал публиковать материалы в журнале на самые разные темы искусства.
Появилось мнение о 'диктаторских замашках' Дягилева.
В декабре 1904 года вышел последний номер журнала 'Мир искусства'. Этот журнал вошел в историю русского искусства.
Журнал ушёл. Дягилев, его знания, накопленный им опыт - остались.