Аннотация: Владислав Крапивин. Одним - вершки, другим - корешки? Заметка.
Культурная репутация современной России. От общества переходного периода к политической системе с криминальной суб-культурой. Культурологический очерк.
Сначала поднялась медиа-кампания в связи с уходом в мир иной детского писателя и культурного деятеля Владислава Крапивина (1 сентября 2020 г.).
Прошло несколько дней.
Министр иностранных дел Германии выразился в том смысле, что от России требуются действенные шаги по расследованию 'дела Навального', в противном случае будут приняты меры со стороны Германии и ее союзников.
Два этих факта побуждают к размышлениям о культурной репутации России.
В стандартном варианте политическая система идентифицируется со страной, с государством. Называя какую-то страну, мы как правило, не отделяем это государство в историческом континууме и современную политическую систему... Но, иногда, такое отделение происходит...
Культурная репутация нарабатывается веками, утрачивается за годы, восстанавливается десятилетиями...
С раздела в 1795 году Речи Посполитой Россия стала восприниматься Европой как опасное, агрессивное государство. Александр Первый тонко чувствовал эту тенденцию, и он был крайне осторожен в исторический период, последовавший за падением Наполеона Первого. Россия выступала как дружелюбное, приверженное европейским историческим, культурным ценностям государство.
Николай Первый в период революционных изменений в Европе вмешался в события в Венгрии (1849), и в итоге, получил Крымскую войну 1853-1856 годов.
При всей противоречивости репутации России, положительная составляющая в этой репутации перевешивала. Этому способствовало и развитие культуры в России, и участие России в Европейских коалициях при Петре Первом, при Александре Первом, в ходе Первой и Второй мировых войн...
После 1991 года Россия стала восприниматься как страна переходного периода. Она, казалось, движется от авторитарных порядков к демократическому устройству.
Однако примерно за 20 лет появился новый оттенок в культурной репутации России. Особенно явственно он, по нашему мнению, стал ощущаться в период руководства министерством культуры Владимиром Мединским - человеком, чей служебный путь сопровождался скандалами и обвинениями.... Владимир Мединский с ними боролся, он опровергал, пытался опровергать... А, в общем, он прочно сидел в кресле...
Итак, новый оттенок. Что это за оттенок? Создавалось впечатление, что в России все более интенсивно развивается криминальная суб-культура. Знаковыми моментами стал фильм 'Бригада' (2002 год) и восхождение актера, игравшего главную роль - роль лидера преступной группировки - в социально-политические верхи (2020).
Итак, за период примерно с 2002 по 2020 года криминальная субкультура, предположительно, сформировалась. Культурная репутация России никуда не исчезла. Положительные аспекты, по нашему времени, по прежнему перевешивают. Но современная политическая система с какого-то момента не идентифицируется с исторической Россией... У России - своя репутация, а у современной политической системы - своя собственная...
За двадцатилетний период (1) Совет Федерации, одна из палат Российского парламента, перестала избираться в нормальном смысле этого слова, (2) были введены электоральные фильтры, (3) произошли знаковые события - выборы губернатора Приморского края в 2018 году... Множество других примеров обмена прочности политической власти на позитивную культурную репутацию весьма интересны. Но в кратком очерке их излагать не целесообразно...
И в 2020 году мы, обратив внимание на медиа-компанию, связанную с уходом из жизни уважаемого Владислава Крапивина, сделали неожиданный для себя вывод - современной политической системе России критически не хватает позитивной, культурной репутации. ('Однако, современные властные структуры остро нуждаются в положительной, культурной репутации. Есть у нас известные писатели, мощные культурные фигуры!').
Прошло несколько дней. Последовало вышеназванное заявление министра иностранных дел Германии. Похоже, что криминальная суб-культура стала восприниматься как неотъемлемый признак современной политической системы России.
Никто не спешит вступать в диалог по конкретным или общим темам. (Любой гражданин может поставить эксперимент - в случае знакомства с профессиональным кидалой попытаться наладить с ним гуманитарный диалог...).
Вопрос министром иностранных дел Германии, похоже, ставится иначе - или конкретные действия (со стороны России), или - определенная реакция Германии и ее союзников...
Возможно, положительной, культурной репутации современной политической системе России - критически не хватает...
[1716. Владислав Крапивин. Одним - вершки, другим - корешки? Заметка. - 1 сентября 2020 г.]