Аннотация: Историко-футуристическая мифология Александра Солженицына. Как нам обустроить Россию или Жить не по лжи. Заметка.
Историко-футуристическая мифология Александра Солженицына. Как нам обустроить Россию или Жить не по лжи. Заметка.
Читать работу Александра Солженицына 'Как нам обустроить Россию?' у меня не было никакого желания. Но, всё же, просмотрел в ускоренном порядке.
Появились некоторые мысли, которые я записал.
Эффективное политическое мышление требует реалистичной картины будущего.
В такой картине будущего эффективный политик умеет осуществить различение периодов - то есть, осуществить периодизацию.
К (1) перспективному видению и к (2) периодизации добавляются (3) система целей и (4) система методов их достижения.
Здесь сделаем небольшую паузу и прочитаем глубокую мысль Александра Исаевича: 'В 1754 году, при Елизавете, Петр Иванович Шувалов предложил такой удивительный - Проект сбережения народа.
Вот чудак?
А ведь - вот где государственная мудрость.'.
Мне нравится.
Сидит в Кремле Пётр Первый (Екатерина, Елизавета... Ленин, Сталин,.. Горбачев... Лигачёв...) и занимается полезным делом. Что он делает? Он сберегает...
Есть в этом занятии некоторые трудности - Ермак отправился на освоение Сибири. Первопроходцы и казаки осваивают Сибирь и Дальний Восток. Это опасные занятия - как же их сберечь, этих склонных к рискованным делам людей?
Как сберечь Константина Циолковского - он занимается исследованиями, ставит эксперименты, страдает от нищеты, а денег - нет. Императорская Академия выделила 400 рублей, но этих денег для полета в космос явно не достаточно.
Как сберечь Циолковского - не свергать же царский режим, не устанавливать же советскую власть? Не приводить же к власти Кржижановского?
Королёв интересуется авиацией (позже возникнет интерес к ракетной технике). Королёв конструирует планеры, летает на планерах. Опасное дело! Как его сберечь? Летать рядом с ним? Раскрывать парашют - при необходимости?
Здорово, красиво звучит! Но как это сделать практически: 'сбережение народа'?
Александр Исаевич, предположим, от своих убеждений не отказывается и настаивает: Циолковского и Королёва нужно сберегать.
Можно и согласиться (Дать Циолковскому и Королёву хорошие дома и много денег - на жизнь и на исследования. Обеспечить их безопасность!). Но зачем сберегать отрицательные человеческие качества?...
Что интересно: ни картины будущего ('сбережение народа' - это в некотором смысле - логическая загадка), ни периодизации, ни системы целей, ни системы методов... Но звучит - красиво! Хорошо бы, чтобы 'они' заботились, хорошо бы, если бы 'они' - сберегали...
Над этим Петру Первому (Екатерине, Елизавете... Ленину, Сталину,.. Горбачеву... Лигачёву...) нужно отдельно подумать...
И самое непонятное. Где же взять людей очистившихся, раскаявшихся, честных (с честным купеческим словом)?
Допустим, с Лениным к вершинам власти пришли восточно-республиканцы (очередное поколение жителей Речи Посполитой) - люди с широким мировоззрением, образованные, честные, бескорыстные, энергичные... Они заглянули на несколько десятилетий вперед. Предложили развитие крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, планирование...
Да, есть исторический пример...
Но о нем историк Карамзин запретил вспоминать... Солженицын Речь Посполитую, кажется, и не вспоминает в своих работах...
Так что же он предлагает? Допустим, действительно в дореволюционные времена существовало честное купеческое слово... Красиво звучит! У кого-то существовало, у кого-то не существовало.
Используем прием фантазирования.
Александр Солженицын в довоенном Ростове-на-Дону идет в кинотеатр.
А там показывают фильм из дореволюционного прошлого.
В титрах фильма есть указание: 'Реальная история'.
Итак, что видит на экране Александр Солженицын?
Приходит ростовский дореволюционный купец к ростовскому предпринимателю. И говорит: у меня есть крупные родственные связи во власти. Давайте создадим совместный бизнес. При имеющейся у меня поддержке мы будем получать хорошие деньги.
Вроде, честный человек...
Предприниматель недавно приехал в Ростов - с территории бывшей Речи Посполитой. У него почти нет связей во власти. Предприниматель соглашается. Совместные инвестиции. Новый бизнес записывают на купца с родственными связями. Бизнес заработал. Шустрый купец объявляет предпринимателю: теперь вы мой служащий и будете работать на меня за зарплату! (Деньги вложены, все юридически оформлено. Купец, если официально, - хозяин. Куда он денется?). Предприниматель развернулся и ушел, хотя и пришлось потерять деньги. За ним ушли квалифицированные сотрудники. Надежды купца со связями на прибыльный бизнес лопнули. Он сошел с ума...
Солженицын смотрит фильм и пытается сделать выводы...
Такой пример хорош уж тем, что надежды на честное купеческое слово, якобы существовавшее до революции, наивно. У кого-то оно существовало, у кого-то оно не существовало.
А ведь на этом 'честном купеческом слове', на этой прекрасной дореволюционной России, держится почти вся теоретическая конструкция уважаемого Александра Исаевича! Перебросить мост, передать эстафету от предреволюционной России к России пост-советской!
В общем, возвращаясь от фантастики к реальности, непонятно, где Александр Солженицын намерен найти энергичных, честных, высококвалифицированных, трудолюбивых и т.д. и т.п. людей - для того чтобы обустроить Россию.
Ведь те, которые при деле, - они заведомо не подходят - они продукт советских времен?
Может, в феврале 1917 года поискать и привести их оттуда, из февраля 1917-го, - честных, грамотных, трудолюбивых... в пост-советское время - пусть поработают, пусть помогут нынешнем поколению?
А вот идея из серии 'Жить не по лжи'. Преодолеть 'запрет' историка Карамзина. Преодолеть спазмы в перехваченном горле, разжать сведенные судорогой челюстные мышцы. Сделать усилие, разжать зубы и сказать 'спасибо'. Признать факт грабежа шляхты после Раздела Речи Посполитой, признать факт перехода шляхты в ряды российской интеллигенции, признать огромную, решающую роль восточно-республиканцев (людей с многовековым опытом цивилизованной, культурной, демократической жизни, с многовековым опытом ответственного участия в государственном управлении, с европейской культурой) в европеизации предреволюционной России, в ускоренном экономическом развитии России в 20-30-40-50-е годы 20-го века, в осуществлении космического проекта.
Само по себе признание этих фактов и этих исторических обстоятельств не сделает успешной экономику России. Но мифов, иллюзий станет меньше. Понимания истории будет больше. А при реальном взгляде на жизнь повышаются шансы добиться успехов.