Аннотация: Я боюсь, что вы украдете мою книгу! Скетч о Литературном Мире.
Я боюсь, что вы украдете мою книгу! Скетч о Литературном Мире.
В миниатюре 'Бросок с зацепом. Морковка для баранов. Размышления о современном Литературном Мире' (29 апреля 2020 г.) мы прокомментировали одно из писем, пришедших нам на электронную почту.
В полученном письме ставился вопрос: 'Почему я должен платить деньги за издание своей книги?'.
Несколько дней назад пришло новое письмо от тех же персон.
Тема нового письма: 'Я боюсь, что вы украдете мою книгу'.
Тоже интересная тема...
Мы уже высказывались на эту тему в миниатюрах
'Вопросы об издательских интернет-платформах и о 'традиционных' издательствах' (4 мая 2018 г. - 5 мая 2018 г.),
'Монолог о Папа у Пети силен в арифметике' (22 мая 2018 г.),
'Скетч о принципах успеха в Интернете' (1 сентября 2019 г. ),
'Скетч о проекте создания современной разговорно-политической радиостанции' (4 июля 2019 г.),
'Скетч о замечательном книжном фестивале' (9 июня 2019 г.),
'Скетч о том, как Ваня Жуков стал современным российским писателем' (17 марта 2019 г.). Более того, мы еще и затронули вопрос о литературных премиях...
'Многие начинающие писатели думают, что если они вышлют издательству свою рукопись, то издательство украдет ее.' - читаю я в письме, полученном несколько дней назад.
Если тема поднимается вновь и вновь, то - извольте...
Прежде чем перейти к теме, давайте разберемся с понятиями.
Издательство - в общепринятом понимании - это участник совместных действий на национальном книжном рынке. Это организация, принимающая на себя часть рисков, ответственности и потенциальных выгод в связи с продажей книги.
Если, например, издательство выплатило автору книги аванс, то оно (при отсутствии криптоалгоритмов в его деятельности) заинтересовано в оформлении хорошей обложки (а не какого-то г-на), в нормальной рекламе, в каком-то контроле за движением книги через книготорговую сеть...
Люди, которые никаких финансовых рисков не несут, которые не встроены в процесс осуществления совместных затрат и совместного добывания доходов (при продвижении книги) совершают определенный словесный фокус, называя себя 'издательством'... Конечно, они никакое не издательство (если принимать во внимание традиционное, привычное значение этого слова). Как же назвать таких людей? Многие могут догадаться...
От краткого анализа понятия 'издательство' перейдем к теме - к вопросу о краже литературного произведения.
Персоны, авторы письма, излагают свои идеи. 'Но, все же представим, что издатель решил украсть рукопись. Вот автор выслал ее с помощью электронной почты, издатель дал отказ, но после выпустил книгу, но с именем другого человека. Давайте посмотрим на ситуацию со стороны издателя? Во-первых, в наше время столько желающих бесплатно издаться, что книжные магазины можно обеспечить товаром на тысячи лет вперед; во-вторых, не очень-то хочется рисковать своей репутацией; в-третьих, если истинный автор подаст в суд и докажет, что произведение принадлежит ему, то издательство ждут большие финансовые потери. Спрашивается, нужно ли это?'
Начнем с тезиса об обеспеченности книжных магазином товаром на тысячи лет вперед.
Знакомая песня. Если книжные магазины обеспечены товаром на тысячи лет вперед, то что же вы делаете в 'книжной сфере'? Что вы в ней ищете? Организуете продажу снега потребителям в условиях снежно зимы?
В миниатюре 'Сказка о Марке Твене-издателе' (17 апреля 2018 г. ) мы изложили одну из точек зрения на ситуацию: 'важно, что бы произведения этих авторов застряли в ваших издательских сетях. Чтобы доход от этих произведений, пусть и незначительный, капал в ваш карман'.
Деятели книжной сферы пытаются привести в действие 'закон больших чисел'. Пусть от каждого конкретного автора, от каждой конкретной книги будет получен незначительный доход, но авторов, этих книг будет очень много - при 'больших числах' приемлемые деньги будут поступать в итоге .
Да ведь и не факт, что от всех книг будет доход незначительный. От каких-то книг доход будет очень даже заметный...
Следующий тезис. 'во-вторых, не очень-то хочется рисковать своей репутацией'. Выскажу по этому поводу свое личное мнение: у литературных жучков нет никакой (положительной) репутации.
Третий довод. 'в-третьих, если истинный автор подаст в суд и докажет, что произведение принадлежит ему, то издательство ждут большие финансовые потери. Спрашивается, нужно ли это?'
В эпоху цифровизации нет ничего проще, чем получить информацию о каких-либо критических поворотах в судьбе того или иного человека. При ухудшении социального и экономического положения (тем более в случаях ухудшения здоровья или смерти) человек утрачивает способность обращаться в суд и поддерживать движение своего иска через судебные инстанции.
Да и не каждый здоровый и благополучный человек примет решение о затратах времени и энергии на судебные разбирательства с так называемым издательством.
Так что легко писать слова 'автор подаст в суд'. В действительности, соответствующие риски минимальны.
Итак, мы охарактеризовали те доводы, которыми авторы письма пытались оспаривать реальность, возможность 'кражи книги'.
Давайте перейдем к примерам из практики.
Допустим вы написали книгу 'Учебник литературного успеха'. В ней вы проанализировали творческую активность нескольких выдающихся личностей и выявили несколько похожих алгоритмов в их творческой деятельности и в их биографиях.
Тема, сама по себе, интересная...
С чего вы начинаете?
Вы посылаете предложения о публикации в несколько издательств (из числа тех, которые еще, вроде бы, живы).
От одного непрофильного издательства (оно, как выясняется, занято выпуском энциклопедий) на следующий день приходит ответ. Помощник директора в европейском стиле сообщает, что предложенная вами книга не соответствует их профилю деятельности. Здесь все понятно. И даже отчасти приятно увидеть, что еще не перевелись на Руси вежливые люди.
Совсем иначе ведут себя более крупные, более известные издательства.
Здесь обнаруживается 'зона криптоалгоритмов'. Вы не получаете вообще никакого ответа.
У вас, как человека начинающего, возникает подозрение, появляется мнительность.
Почему они молчат? Отправить в ответ несколько штампованных фраз - это что, проблема?
Вы охвачены подозрениями. Вы подозреваете, что есть расчет на то, что вы, как начинающий автор, полностью утратите интерес и к теме, и к книге, а они, переработав материал, выпустят его под другими фамилиями (изобразив из себя независимых мыслителей)?
Вы пишите письма-напоминания месяц за месяцем - вновь и вновь настойчиво сообщаете, что выслали им рукопись и свое предложение о ее публикации, что до сих пор не получили никого ответа. Вы расширяете и расширяете число электронных адресов для направления ваших писем-напоминаний (странная практика, но приходится к ней прибегать).
Наконец, через пол-года и даже, может быть, больший срок ситуация становится всё более скандальной, и вы получаете ответ. Оказывается письмо было вам направлено, но его потерял интернет...
Во всяком случае, они, ответив на ваши напоминания, утратили возможность изобразить дело так, что к ним независимо от вас пришла идея выпустить соответствующую книгу аналогичной тематики и аналогичного содержания, что они в 'самостоятельном порядке' ее придумали... Теперь они признали, что получили и рукопись и предложение о публикации... 'Независимых мыслителей' им из себя изобразить не получится...
Вы пытаетесь воспользоваться услугами интернет-платформы. Вы самостоятельно готовите рукопись, подбираете какую-то самую простую обложку из числа бесплатных и размещаете книгу в базе соответствующей платформы. Идея такая - читатель видит наименование книги, платит 100 рублей (или что-то вроде этого), получает либо электронную книгу или бумажный экземпляр. Вы с платформой делите поступившие 100 рублей.
Естественно, отдельный автор не способен сканировать весь радиоэфир. Но одну-две радиостанции он периодически слушает.
Примерно одновременно с 'Учебником литературного успеха' автор разместил на интернет-платформе '16 очерков о выдающихся писателях, путешественниках, мыслителях'. Ждем денежных поступлений!
Приятно узнать из рекламы на одной из радиостанций, что после размещения вашего сборника быстро подготовлен и издан сборник '250 рассказов об известных путешественниках, писателях и выдающихся людях'.
Вы отмечаете странную корреляцию между темами, формулировками, названиями, рассуждениями, изложенными в ваших произведениях и тем, что вы слышите в радиоэфире.
Авторское право защищает текст, а не идею.
Иными словами, легальное воровство состоит не в издании вашего текста (без каких либо изменений) под чужой фамилией.
Оно состоит в использовании вашего контента при изготовлении другими людьми своего собственного продукта.
Итак, что вы наблюдаете? Ваши произведения расположены где-то в глубине сайта интернет-платформы. И на вашем счете постоянно не хватает денег для достижения минимального порога - порога, при котором у интернет-платформы возникает обязанность перечислить вам хоть какую-то сумму.
С другой стороны, вы все более убеждаетесь, что ваши произведения прямым ходом поступают по меньшей мере на две радиостанции (а может быть, и во множество других организаций?), где их активно используют без всякого упоминания вашего имени.
Во всяком случае, все новые и новые обстоятельства, все новые и новые самые странные и частые совпадения утверждают вас в предположении о наличии корреляции между результатами вашей творческой деятельности и многими обстоятельствами, происходящими вне вас.
Что вы можете доказать? Ничего! Все ваши умозаключения основаны на вашем субъективном опыте. Конечно, если речь идет о фигурах с колоссальным уровнем общественного доверия, то их субъективный опыт принимается к сведению. Но вы - не такая фигура, а (начинающий) автор.
Естественно, формальные обращения куда бы то ни было могут лишь обернуться против вас. Как бы не стать героем комедии Грибоедова!
Вы просто имеете дело со средой, где использование творческого продукта автора - без упоминания его имени - стало традицией, нормой поведения, своеобразным правилом хорошего тона ('а какие мы молодцы!').