Аннотация: Михаил Булгаков на фоне Модильяни и Бодлера. Опыт сравнительной частичной биографической реконструкции.
Михаил Булгаков на фоне Модильяни и Бодлера. Опыт сравнительной частичной биографической реконструкции.
1. Культурная атмосфера и переход в состояние творческого человека.
Биография Михаила Булгакова демонстрирует интересную загадку.
Человек, выросший в благополучной, культурной семье, создавший семью, через некоторое время приносит кокаин и пробует его вместе с женой. Далее - отдельная история попадания в зависимость от морфия и освобождения от этой зависимости.
Если ориентироваться на биографию Михаила Булгакова, написанную Алексеем Варламовым, на биографические сборники - сборники воспоминаний о Булгакове, то никого это обстоятельство не удивляет...
Тем не менее, это странный поворот событий. Культурные родители, счастливая семья, материальная обеспеченность - 'беспечальное, юное поколение' 'в садах самого прекрасного города нашей Родины'...
В чем причина появления наркотиков в жизни Михаила Булгакова?
Обратимся для сравнения к биографиям скульптора и художника Амедео Модильяни и поэта Шарля Бодлера.
Юный Амедео Модильяни тяжело заболел, напуганная болезнью мать не создавала никаких препятствий для движения сына по творческому пути. Наоборот, она оказывала содействие Амедео Модильяни, ставшего внешне малоуспешной творческой фигурой.
В 1841 году, с большими усилиями всё-таки окончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль Бодлер заявил своему брату: 'Я не чувствую призвания к чему бы то ни было'. После преодоления некоторого сопротивления семьи Шарль Бодлер посвятил себя творчеству.
В той части биографии Михаила Булгакова, которая посвящена его юности, мы обнаруживаем его склонность к занятиям искусством и попытки стать на путь творческого человека.
О сопротивлении семьи биографические материалы практически ничего не сообщают. В окружении Булгакова практически нет людей, которые могли бы поддержать его стремление стать на путь творческого человека. В то же время, среди его членов его семьи и среди его родственников было достаточно людей, кто бы поддержал его решение стать врачом, государственным служащим.
Михаил Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. Начинается непривлекательная, мучительная для Михаила Булгакова учёба.
После двух лет учебы усилились колебания. Но в этот момент появились планы создать семью с Татьяной Лаппа [литовская фамилия; ударение на втором слоге]. Семья будущей супруги упорно сопротивлялась браку, считая Михаила Булгакова не готовым к созданию семьи.
Прекращение учебы на врача поставило бы точку в планах создать семью с любимой девушкой.
Пришлось продолжить обучение на медицинском факультете. Успешному завершению учебы, возможно, оказала содействие Первая Мировая война. Стране нужны были врачи. В 1909 году Михаил Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета, а в 1916 году, после длительного периода практической работы врачом, получает диплом об утверждении 'в степени лекаря с отличием'.
Мучительная учеба, тягостная, трудная работа... Ощущение 'неправильной жизни', неправильного жизненного пути, возможно, было одной из причин появления наркотиков в жизни Михаила Булгакова. Став на путь творческого человека, Булгаков сумел освободиться от зависимости.
2. Военный опыт и верификация - особенности творческого пути в России.
В биографиях наиболее известных российских писателей - Льва Толстого, Михаила Шолохова, Александра Солженицына, и других - мы обнаруживаем:
А) феномен верификации культурной значимости,
Б) участие в боевых действиях.
Профессия врача позволила Михаилу Булгакову участвовать в военных действиях в наиболее гуманном формате.
После переезда в Москву Михаил Булгаков имел (в разные периоды жизни) личные беседы с Надеждой Крупской (в ее кабинете) и со Иосифом Сталиным (по телефону). Кроме того, Сталин неоднократно положительно отзывался о творчестве Булгакова. Так что, боевой опыт был дополнен верификацией культурной значимости.
В биографиях Амедео Модильяни и Шарля Бодлера мы не обнаруживаем ни боевого опыта, ни верификации культурной значимости.
Они 'просто' жили обычной для Парижа жизнью творческих людей...
3. Творческий путь и финансовый базис.
Если предположить, что на путь врача Михаила Булгакова направила Судьба, то следует признать стратегическую полезность такого решения для Булгакова.
Дореволюционные современники Булгакова - Антон Чехов, Максим Горький - шли к писательской славе и к финансовому благополучию по длинному многолетнему пути.
Писательский труд давал неверный, неустойчивый доход.
Лишь на пике политической славы, в уникальный политический момент Максим Горький не только получал значительные суммы за свои литературные произведения, но и вытаскивал из относительной бедности других писателей (например Леонида Андреева). ('За первую книгу Леонид Андреев получил 5642 рубля (вместо 300 рублей, которые обещал заплатить конкурирующий издатель Сытин), что сразу сделало нуждающегося Андреева состоятельным человеком.').
Отчисления театров от выручки при постановке пьес были более надежным источником дохода. Театры были заинтересованы в сообщениях об аншлагах. А количество мест в театре, число спектаклей и стоимость билетов были, в общем, широко известны...
Ситуация с продолжительностью писательской карьеры изменилась после 1917 года. Темы изменились, писатели изменились ...
Возникло окно возможностей...
В годы НЭПа Михаил Булгаков был, в общем, финансово благополучен. Его вторая жена, например, некоторое время держала (на паях) лошадь для верховой езды.
В 1934 году Максим Горький приступил к созданию в СССР системы творческих союзов. Эти союзы делали творческих людей отчасти государственными служащими. В то же время, эти союзы способствовали финансовой стабильности творческих деятелей.
В силу ряда причин финансовое положение Амедео Модильяни и Шарля Бодлера никогда не было стабильным.
'... в одном из приарбатских переулков уже шло строительство писательского кооператива, членом которого был Михаил Афанасьевич, и все его сбережения 'слопал Нащокинский переулок, в котором надстраивается дом'' (Алексей Варламов 'Михаил Булгаков'). В 1934 году квартира была получена. Если предположить, что кооперативные квартиры стоили для членов кооператива (привилегированных людей) примерно 10 процентов от рыночной цены таких квартир, то можно с долей условности сказать, что квартира была получена Михаилом Булгаковым бесплатно (взносы в кооператив можно отнести к числу общих текущих расходов).
Ни Амедео Модильяни, ни Шарлю Бодлеру никто бесплатных квартир в центре Парижа не предоставлял.
4. Суммирование.
Сравнение алгоритмов движения по творческому пути показывает особенности общекультурной основы профессионального творческого развития в России - для успеха существенное значение имели наличие военного опыта и верификации культурной значимости. В период ориентировочно 1934 - 1991 годов на социальное и финансовое положение творческих деятелей в СССР существенное влияние оказывали творческие союзы и их структуры.
[1711. Белинский, императоры Александр Второй, Александр Третий, феномен верификации культурной значимости, фигура Максима Горького, Первый Съезд советских писателей. Культурно-исторический очерк. - 30 августа 2020 г.]