Аннотация: Переезд (возвращение) и тема "Наполеон в России". Заметка о главах 28-34 книги "Верещагин"
Переезд (возвращение) и тема 'Наполеон в России'. Заметка о главах 28-34 книги 'Верещагин'
Главным творческим 'флагом', под которым Верещагин переехал (возвратился) в Россию было создание картин на тему 'Вторжение Наполеона в Россию в 1812 году'. Балканская война 1877-1878 годов постепенно растворялась в прошлом. А дорогие, живые жена и дети были рядом...
Завершился этот жизненный период (период переезда (возвращения) и темы 'Наполеон в России') поездкой В.В. Верещагина на Филиппины и созданием картин о боевых столкновениях американских войск и противостоявших им соединений.
Но не только работа над 'Наполеоновской серией' задавала тон этому периоду.
Дом, построенный в окрестностях Москвы, оказался мало пригоден для проживания по многим причинам.
Обнаружив непригодность дома для нормальной жизни в нём, Верещагин действует по двум направлениям.
Во-первых, пытается получить разрешение в Министерстве уделов на строительство очередного дома рядом с Москвой в другом месте (хождение по инстанциям, нахождение 'ниточек', за которые следует тянуть, - традиционная русская забава).
Во-вторых, он приобретает участок земли на побережье Черного моря в районе Сухуми и планирует построить на побережье дом и мастерскую (устройство мест жительства в романтических и отделенных местах - другая, общечеловеческая, забава).
В творческом плане работа идет по двум направлениям.
Продолжается работа над картинами по теме 'Вторжение Наполеона в Россию в 1812 году'. Обращает на себя внимание не только тема сама по себе, но и смысловой акцент - размещение французских военачальников в русских, православных храмах...
На Русском Севере Верещагин пишет этюды. В центре внимания - люди, пейзажи, церкви...
Верещагин пишет статьи и книги. О Верещагине пишут.
Устраиваются выставки, центром которых являются картины о Наполеоне и этюды, написанные на Русском Севере...
Коллекционеры, публика - люди прижимистые, а правительство (обладатель настоящих крупных денег) пока на сближение не идет.
В начале 1901 года Верещагин направляется на Филиппины и создает картины, посвященные действиям там американских войск.
Почему пришлось ехать на Филиппины? (Особого желания у Верещагина ехать не было...).
Серия картин 'Наполеон в России' пока что не улучшила отношений Верещагина с царской семьей и с властями. Хотя, казалось бы, патриотизм был очевиден. Благоволение к Верещагину демонстрировалось - но на минимальном уровне.
Коллекционеры и публика Верещагина помнили, знали, ценили. Но 'наполеоновская серия' особого интереса не вызывала.
А картины о Русском Севере не могли ни способствовать особой популярности, ни принести существенные деньги.
С одной стороны - проблемы с новым московским домом и попытки строить дополнительные новые дома. С другой стороны - В.В. Верещагин становится отцом в четвёртый раз.
Переезд (возвращение) и работа над темой 'Наполеон в России' не принесли пока что очевидного выигрыша ни в каком смысле.
Некий жизненный период логически завершился.
Пришлось расставаться с любимой семьей и писать картины по теме 'военные действия на Филиппинах'.
'Совершая поездки по окрестностям Манилы, где уже укрепилась американская власть во главе с военным губернатором Филиппин генералом Макартуром, художник делал эскизы местности, домов, рисовал фигуры американских солдат. Сами же картины об этой войне были написаны им уже по возвращении в Россию. Впоследствии значительная их часть была продана в Америке. О некоторых сюжетах можно судить лишь по названиям: 'Генерал Макартур со штабом в Калукане' и 'Битва при реке Сапоте'. По-видимому, картины эти были начисто лишены обличительного пафоса, отличавшего прежние военные полотна Верещагина. Недаром во время выставки в Чикаго и Нью-Йорке публика воспринимала их как художественное прославление доблестных американских войск, воюющих в далекой стране.' (А.И. Кудря 'Верещагин').
Предположительно выскажемся на тему об обличительном пафосе. Скорее всего, потери американских (как и британских) войск бывали сравнительно незначительными, жизнь военнослужащих - сравнительно комфортной, а полученные в результате боевых действий результаты - заметными и положительными. Зная и об иных традициях, Верещагин, возможно, не имел оснований для обличительного пафоса. Не из пальца же высасывать обличительный пафос?
Мы выскажем предположение, что на Филиппины можно было отправиться и из Франции, не имея ребусов во взаимоотношениях с императорской семьей, с российскими властями, не увязая в попытках строительства всё новых и новых домов...
С завершением 'периода переезда и темы Наполеона' начинался период, который условно можно назвать периодом творчества Верещагина в США, периодом написания картин на 'американскую тему'. (На новом этапе жизни Верещагина, в ходе аукциона, проводимого в США, после внимания, которое творчеству Верещагина уделил президент США Теодор Рузвельт, российское правительство приобрело у Верещагина 20 картин, посвященных нашествию Наполеона на Россию).