Аннотация: Русский балет Дягилева. 1906-1914 годы. Заметка о главах 8-15 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник "Дягилев: опередивший время"
Русский балет Дягилева. 1906-1914 годы. Заметка о главах 8-15 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Деятельность Дягилева стартовала в 1906 году с выставки в Париже 'Два века русской живописи и скульптуры'.
Были использованы опыт и знания, полученные Сергеем Дягилевым при проведении предыдущих выставок, в том числе - выставки 1905 года в Таврическом дворце.
Финансово и организационно парижскую выставку поддерживал Император Николай Второй.
Дягилев заручился поддержкой многих поклонников искусства - граждан Франции.
Одной из меценатов, поддерживавших Дягилева, была графиня Греффюль.
Выставка прошла успешно, хотя и не дала очевидного положительного финансового результата.
Как выглядел Дягилев в 1901 году [предположительно] и в 1906 году?
У нас есть два описания: от Андреся Белого и от графини Греффюль.
'Вот каким увидел постоянно меняющегося Дягилева Андрей Белый [предположительно в 1901 году]: 'Дивился изыску я, помесь нахала с шармером, лакея с министром; сердечком, по Сомову, сложены губы; вдруг - дерг, передерг, остывание: черт подери - Каракалла какая-то, если не Иезавель нарумяненная... маститый закид серебристого кока, скользящие, как в менуэте, шажочки, с шарком бесшумным ботиночек, лаковых. Что за жилет! Что за вязь и прокол изощренного галстука! Что за ослепительный, как алебастр, еле видный манжет!
Вид скотины, утонченной кистью К. Сомова, коль не артиста, прощупывателя через кожу сегодняшних вкусов, и завтрашних, и послезавтрашних, чтобы в любую минуту, кастрировав собственный сегодняшний вкус, предстать в собственном завтрашнем!'' (Цитата по книге: Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
'Кстати, о первом визите Дягилева к графине Греффюль сама она спустя годы рассказала Сержу Лифарю. Вот как он описывает свой разговор с французской аристократкой: 'Когда я пришел в ее великолепный особняк и был введен в громадный салон, украшенный статуями и картинами, вышла comtesse de Greffulhe и с каким-то почти священным благоговением стала говорить о Сергее Павловиче: 'вот в этом кресле сидел Дягилев... Вот на эту статую много смотрел Дягилев... Вот на этом рояле Дягилев играл...' Я спросил графиню, какое первое впечатление произвел на нее Дягилев и правда ли, что Дягилев был так красив в молодости? Comtesse de Greffulhe ответила, что Дягилев нисколько не поразил ее и показался ей сперва не то каким-то молодым снобом, не то каким-то проходимцем-авантюристом, который всё знает и обо всем может судить: 'Я не понимала, зачем он пришел и что ему, собственно, нужно. Сидит, долго смотрит вот на эту статую, потом вдруг вскочит, начинает смотреть на картины и говорить о них - правда, вещи очень замечательные... Скоро я убедилась, что он действительно всё знает и что он человек исключительно большой художественной культуры, и это меня примирило с ним. Но когда он сел за рояль, открыл ноты и заиграл вещи русских композиторов, которых я до того совершенно не знала, - тогда только я поняла, зачем он пришел, и поняла его. Играл он прекрасно, и то, что он играл, было так ново и так изумительно чудесно, что когда он стал говорить о том, что хочет на следующий год устроить фестиваль русской музыки, я тотчас же, без всяких колебаний и сомнений, обещала ему сделать всё, что только в моих силах, чтобы задуманное им прекрасное его дело удалось в Париже''.(Цитата по книге: Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
1907 год - 'Русские исторические концерты' (классическая музыка, оперное искусство...). ('Прекрасным дополнением концертов стала их печатная программа, которая облегчала знакомство слушателей с русской музыкой: в ней были представлены не только биографические данные лучших российских композиторов, но и их портреты, написанные И. Репиным, Л. Бакстом, В. Серовым. Тут же давались пояснения к исполнявшимся произведениям, помешались портреты артистов, эскизы декораций русских оперных постановок'. - Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
В 1907 году в 'Русских исторических концертах' началась европейская, мировая слава Федора Шаляпина.
Снова успех и снова отсутствие очевидного положительного финансового результата.
1908 год - опера 'Борис Годунов'. С Русского сезона 1908 года начинается отдельная, весьма занимательная, серия отдельных историй о критических ситуациях, в которые попадал, и из которых благополучно выходил Сергей Дягилев. Этот человек сочетал в себе способность идти на риск и очень высокий уровень удачливости.
Отметим, что в очевидной ясной форме положительный финансовый результат деятельности Дягилева упомянут в книге Н.Д. Чернышовой-Мельник лишь при описании 1926 года. Хотя и между 1906 и 1926 годами, как видно по косвенным признакам, случались финансово благополучные периоды ('Дирижировал оркестром [14 мая 1914 года] сам Рихард Штраус, которому Дягилев заплатил огромные по тем временам деньги - 100 тысяч золотых франков! - за музыку к этому балету').
Сергей Дягилев решает сосредоточить усилия на балете. Его идеи: во-первых, короткий (одноактный) балет, во-вторых, соединение в балетной постановке музыки, рисунка (живописи) и хореографии (танца).
'Русский балет Дягилева' - под таким брендом Дягилев действует до начала Первой мировой войны в 1914 году.
1909 год - Париж, театр Шатле, балеты и оперы. Колоссальный успех.
'Невиданный ранее, всепобеждающий праздник русского искусства продолжался шесть недель, в течение которых балетные спектакли чередовались с оперными.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
'В память о первом представлении Русского балета, состоявшемся 19 мая 1909 года на сцене 'Шатле', администрация театра установила мемориальную доску на стене первого этажа, при входе в бельэтаж.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
('Кассовые сборы, учитывая даже ощутимую помощь русских и западных меценатов, не смогли покрыть расходов'. - Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
1910 год - Сергей Дягилев все более и более сосредотачивается на балете.
Выскажем свое личное мнение. Русские балетные традиции в сочетании с уникальными деловыми качествами и удачливостью Сергея Дягилева позволили ему создать Les Ballets Russes de Diaghilev (Русский балет Дягилева) и удерживать монополию.
В России имелась балетная школа (в широком смысле) и балетные традиции, но не было Сергея Дягилева (который переместился в Западную Европу). В Западной Европе действовал Дягилев и другие деятели искусства, но за пределами России не было той уникальной балетной школы и тех балетных традиций, которые имелись в России.
Сергей Дягилев, с его способностями, деловыми навыками, опытом государственного чиновника, имевшего дело с балетом (в период своей государственной службы), с контактами, знанием условий российской и западной жизни, русского и других европейских языков, психологии артистов балета, оказывался в уникальном, монопольном положении.
Решение о создании 'Русского балета Дягилева' с постоянной резиденцией в Монте-Карло (княжество Монако) принимается в декабре 1910 года.
1911, 1912, 1913 годы, 1914 год (до начала 1-й Мировой войны 28 июля 1914 года) - передовые балетные постановки Сергея Дягилева в Монако, в Италии, во Франции, в Германии, в Австрии, в Великобритании...
1913 год - созданная Дягилевым труппа обрела такую славу, что он запрашивает у директора нового театра 'Театр Елисейских Полей' 25 тысяч франков за каждое выступление. Директор нового театра соглашается и, в итоге, разоряется.
1914 год. В Лондоне 'во время премьерного показа Дягилеву принесли странную телеграмму. Ее отправитель, граф Гарри фон Кесслер, высказывал пожелание успеха Русскому балету и выражал сожаление, что не может лично присутствовать на спектаклях, а дальше писал, что намеченные на осень гастроли в Германии вряд ли состоятся. Сергей Павлович, прочитав телеграмму, пожал плечами и сказал сотрудникам: 'Дорогой граф, должно быть, болен. Хотел бы я знать, почему вдруг прекрасно спланированное турне не состоится'. Погруженный, как всегда, в свои новые замыслы и текущие дела Русского балета, Дягилев не обращал внимания на многочисленные признаки усиливавшейся напряженности между Францией и Германией. Слухам о близкой войне он, как и многие из его окружения, не придавал никакого значения. А ведь Кесслер, близкий к придворным кругам Берлина, по сути, послал Маэстро предупреждение о том, что мир стоит на пороге больших перемен.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
'В одночасье мир был взорван войной, вошедшей в историю как Первая мировая. Дягилев, остававшийся в первые ее месяцы в Италии, потерял буквально всё. Людям в Европе стало не до искусства, тяготы и лишения заставили их надолго забыть о легкокрылой Терпсихоре. И бесприютная труппа Русского балета, гонимая нуждой, рассыпалась по свету. Собрать ее, возродить к новой жизни было очень трудно.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
В период с 1906 года по 1914 год главным в жизни Дягилева стал 'Русский балет'.
В 1915 году Сергею Дягилеву предстояли усилия по возрождения 'Русского балета'...