Аннотация: Принципиальные парадоксы криминологии 21 века. Научный трактат.
Принципиальные парадоксы криминологии 21 века. Научный трактат.
Криминология, наука о преступности (наука о причинах, закономерностях, предупреждении преступности и т.д.), имеет давнюю историю.
В ней доминировали в разные периоды времени разные теории и концепции.
Тем не менее, доминирующим был взгляд на общество как на большую группу добропорядочных, законопослушных людей, среди которых по каким-то причинам появляются правонарушители. Возможно, такая точка зрения берет начало в демократических полисах-государствах Древней Греции.
Прошло время, и постепенно появились концепции криминальности крупных групп людей. Например, общественных классов.
Авторы таких концепций не могли разорвать цивилизационную связь с историей человечества. Они изображали дело таким образом, что хотя крупные группы людей и криминальны, но эти группы по сравнению с обществом (в целом) не велики. Большинство общества может жить, действовать и спать спокойно. Они - вне слежки, вне преследований. Они самостоятельны и свободны.
А члены крупных криминальных групп могут, например, перевоспитаться и стать добропорядочными членами общества.
Наконец, в 21 веке стала косвенно формироваться концепция криминальности всего общества в целом.
Косвенный характер создания этой концепции выражается в следующем.
Сначала выдвигается тезис о полезности наблюдения (слежки) за неопределенными по размерам группами людей. Полезность прославляется, отрицательные результаты слежки (наблюдения) оставляются в тени. О иных методах достижения полезных результатов просто не говорится (они не обсуждаются). Технологии слежки (наблюдения) проходят апробацию.
Затем границы наблюдения (слежки) раздвигаются до размеров всего общества.
Далее, в ответ на протесты, связанные с разрушением базового основания общества западного типа, - автономности, самостоятельности (творческой) ЛИЧНОСТИ выдвигается контрдовод. Оказывается, наблюдение (слежка) за обществом необходимо для борьбы с преступностью.
Логически получается, что свойством криминальности обладает общество в целом. Это мощный логический шаг вперед по сравнению с признанием криминальности отдельных личностей или значительных групп людей.
Парадокс этого логического шага в том, что он не основан ни на какой стройной системе аргументов.
Этот логический шаг имеет своим источником медиа-трюк, медиа-фокус, когда множество источников генерируют в медиа-среду некий тезис, некое утверждение, некий постулат, достигают доминирующего положения, в связи с чем выдвинутый тезис кажется самоочевидным.
По уровню дальновидности и интеллектуальной глубине тезис о полезности тотального наблюдения (контроля) за обществом (в целом) напоминает тезис о полезности химизации сельского хозяйства. Химизация сельского хозяйства повышает урожайность, приносит большие прибыли. Но существует точка зрения, что на Земле уже к сегодняшнему моменту вымерло 75 процентов насекомых. Через несколько лет вымрут все - полностью. И сельскому хозяйству придёт конец. Умные люди занялись конструированием роботов-пчёл... Схема - общеизвестная. Сначала много говорить об успехах и получить бонусы, а затем остановиться от неожиданности с открытым ртом и с выпученными глазами...
В действительности для борьбы с преступностью достаточно современных, весьма разнообразных и мощных методов раскрытия преступлений, развития (традиционной, западной, мировой) культуры, уважения к традициям западного образа жизни и нейтрализации тенденций к построению Унифицированного Мира.
Унифицированный Мир сам по себе античеловечен (в западном понимании этого слова), что проявляется и в его криминальности, и в общей дискомфортности (на данном этапе об этом его свойстве свидетельствует пандемия коронавируса). Наполнение Унифицированного Мира средствами слежения (наблюдения) и контроля за обществом не сделает его более комфортным и пригодным для нормальной человеческой жизни. Наоборот.
Демократическое западное общество предполагает не только контроль элиты над другими членами общества, но и контроль общества над элитой.
Концептуальное распространение признака криминальности на общество в целом, как ни парадоксально, не охватывает (не захватывает) тех, кто ведет наблюдение (слежку). Такая группа людей появляется.
Общество, конечно, криминально (по изложенной выше версии). Но те, кто ведет наблюдение (слежку) за ним, - они не априорно криминальны.
Итак, исходная точка зрения перевернута. Если ранее доминировала позиция, что общество в целом законопослушно, то по новому логическому подходу получается, что общество в целом криминально... Продолжить нормальную человеческую жизнь без тотальной слежки (контроля) оно не может.
Но и с тотальной слежкой (контролем) для нормальной человеческой жизни также пространства не остаётся.
Как-то в перспективах построения Универсального Мира не видно ни демократии, ни гуманизма, ни равенства, вообще, ничего того приятного, что отличало общество западного типа.
Мы констатируем наличие принципиальных парадоксов в криминологии и в мировоззрении 21 века.