Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Грандиозный миф Карамзина - Солженицына. Карамзин, Кржижановский, Горький, Твардовский, Солженицын. Очерк принудительной европеизации России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Грандиозный миф Карамзина - Солженицына. Карамзин, Кржижановский, Горький, Твардовский, Солженицын. Очерк принудительной европеизации России.

  Грандиозный миф Карамзина - Солженицына. Карамзин, Кржижановский, Горький, Твардовский, Солженицын. Очерк принудительной европеизации России.
  
  
  Ранее мы писали: 'С одной стороны, существовало русское дворянство, которое по естественным причинам не любило вспоминать о грабеже после раздела Речи Посполитой, с другой - общественный класс ограбленных, но зависимых от государства, ранее имущих, а ныне служивых, людей. Был составлен неофициальный, неформальный, негласный секретный общественный пакт - вообще не вспоминать Речь Посполитую (и кражу-грабёж), поменьше говорить о заслугах шляхты на 'новых рабочих местах', создавать для шляхты флер подозрительности (они, конечно, российские поданные, но они какие-то не такие, как бы чего не вышло...)'. ([1954.] Кража у шляхты, 'русские' и 'советские'. Культурное открытие и нераскрытый культурный секрет Александра Солженицына. Буфф-стори. - 28 декабря 2020 г.)
  
  Начало грандиозному историческому мифу, исключающему целостное и достойное описание роли российской интеллигенции восточно-республиканского происхождения в российской истории, положил Николай Карамзин и его 'История'.
  
  Этот миф укоренился в исторической науке и в общественном сознании России.
  
  Был ли Горький последователем этого мифа? Наверное, если он и был последователем этого мифа, то в крайне незначительной степени.
  
  Сгущая краски, Максим Горький писал в своей работе 'О русском крестьянстве' (1922): 'Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него, и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков? Но их мало, и в них живут враги. Города? Но они - далеко и не многим культурно значительнее деревни. Вокруг - бескрайняя равнина, а в центре ее - ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи! Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: 'Множество суеверий и никаких идей'.' (Источник: Максимъ Горькiй. О русскомъ крестьянствѣ. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлинъ, 1922. Википроекты: Википедия)
  
  Совсем иное мировоззрение выражал Александр Солженицын. Дореволюционная Россия, в которой крестьянство составляло около 95 процентов населения, представлялась ему обществом с честными, энергичными людьми, твердой моралью и т.д. Осталось только построить мост, передать эстафету от дореволюционной России к России пост-советской. И жизнь наладится.
  
  Максим Горький, будучи человеком практического опыта и практической мысли, после отъезда из Советской России (по совету друга-Ленина) в Европу, через некоторое время, обнаружил, что к власти пришли люди (Сталин, Кржижановский, Дзержинский...), ставящие цель принудительной европеизации Росиии.
  
  По сути, эта принудительная европеизация была продолжением той отчасти принудительной, отчасти стихийной, бесплановой европеизации, которая стартовала после начала энергичной деятельности Петра I (условно назовем 1698 год) и после вхождения в состав Российской империи части Речи Посполитой - с европейской шляхтой (условно назовем 1795 год).
  
  К февралю 1917 году Российская империя имела несколько проигранных войн (1853-1856, 1877-1878, 1904-1905), колоссальные затруднения на фронтах Первой Мировой войны и крайне не приятный и крайне не успешный исторический багаж в виде многовековой поддержки Пруссии (Германии) династией Романовых.
  
  В определенных политических кругах формировалось отчетливое или неотчетливое мнение о том, что последующая европеизация России должна осуществляться новыми (старыми) силами.
  
  Кем?
  
  Да теми же, кем она осуществлялась и ранее, - восточно-республиканцами. На охваченном пламенем политическом локомотиве Ленина к вершинам власти прибыли Крупская, Кржижановский, Дзержинский, Луначарский, Бонч-Бруевич и другие...
  
  Естественно, концепция развития России, предложенная гениальным Глебом Кржижановским, не могла охватывать все аспекты российской жизни. К принудительной европеизации культурной сферы активно подключился Максим Горький.
  
  Александр Трифонович Твардовский был продуктом принудительной европеизации России.
  
  'Так ведь если б не революция - не открыт бы был Исаковский!.. А кем бы был я, если б не революция?..'
  
  Но, восточно-республиканец Александр Твардовский вступил в ряды русской интеллигенции лишь после реинтеграции его отца в ряды однодворцев (уже после 1775 года - в Российской Империи). Соответственно, Александру Твардовскому были близки - в отличие от Максима Горького - взгляды и чувства 'мужика'. (Хотя и из 'мужиков', из однодворцев, но тем не менее ''Не дворянское это дело''. ['Угодило зёрнышко промеж двух жерновов'] От отца Трифона Гордеевича запомнил ?).
  
  'Принес домой две рукописи - Анна Самойловна принесла мне их перед самым отходом, положила на стол. 'Про что?' - спрашиваю. 'А вы почитайте, - загадочно отвечает. Эта вот про крестьянина'. Знает же, хитрюга, мою слабость. Вот и начал с этой, про крестьянина, на сон грядущий, думаю, страничек двадцать полистаю...' - Твардовский о рукописи 'Один день Ивана Денисовича' (Людмила Сараскина. 'Александр Солженицын').
  
  Итак, миф Карамзина работал - теперь и через Солженицына, и через Твардовского... А затем и через Никиту Хрущёва...
  
  Пришло время, когда этот миф был умело использован Ельциным - 12 июня 1990 года - 'Декларация о государственном суверенитете РСФСР'! "Объявить 12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации - государственным праздником Российской Федерации"!
  
  О, как хорошо жилось всем в дореволюционной России! (Естественно, и табель о рангах Петра I, и европеизация, де-факто осуществлявшаяся через восточно-республиканскую шляхту после 1775 года, оставались за пределами благостной картины...).
  
  Надо вспомнить эффективных и нравственных, энергичных, трудолюбивых русских крестьян, честное купеческое слово (у Горького есть описание крупных купцов - какое-то кислое изображение, без пиетета). Давайте вспомним самоотверженных русский дворян (Стессель в Порт-Артуре? Члены императорской фамилии, наблюдающие бои во время кампании 1877-1878 года, - ужасной балканской кампании, запечатленной Верещагиным?). (Любопытны и встречи Нахимова с посланниками императора во время кампании 1853-1856 года, или описание Лесковым психологии дворянина-офицера-интенданта, служившего в Крымскую войну...).
  
  Итак, давайте перебросим мост, передадим эстафету от дореволюционной России к России пост-советской.
  
  Ельцин готов помочь!
  
  Ельцин наготове, он сейчас разрушит советское прошлое и возвратит прекрасное (пред-советское) русское прошлое.
  
  Александр Исаич с ним уже поговорил - и по телефону, и лично. И все Ельцину объяснил. Так что успех не за горами.
  
  Солженицын - это большая сила! Архипелаг - это сколько? Десять миллионов? Это сотни тысяч сторонников, миллионы высокоэффективных людей, кто, освободившись от пут режима, и покажут рекорды в экономическом развитии, и науку с культурой вперед двинут?
  
  Один незаметный жест, сигнал Александра Исаича, и сотни тысяч, миллионы закаленных, дисциплинированных, бескорыстных, высокоэффективных людей поднимут Россию, двинут ее семимильными огромными шагами в прекрасное будущее! Незримая сеть сторонников Александра Исаича покрывает Россию!
  
  Но Александр Исаевич давно понял, что он - не политик, он - писатель. Он даёт знание, а не полезные политические усилия, он объясняет разницу между 'русским' и 'советским', рассказывает о необходимости вернуть в пост-советскую жизнь все то хорошее, что было в дореволюционной России (например, нравственность, трудолюбие, патриотизм, бескорыстие, верность купеческому слову и многие другие положительные явления).
  
  Заодно Александр Исаевич ставит перед читателями тему русской эмиграции. Если кто прочёл книгу Романа Гуля 'Белые по Чёрному', то у тех читателей возникает вопрос: молодой удачливый человек (эмигрант), ветер надувает его паруса, и что же нет у него особой удачи? Почему он грустит и грустит? Где русские миллиардеры-эмигранты? Может быть Сикорский - Сикорский один был таким успешным, но он был, как бы то ни было... (А может быть, Игорь Сикорский был и не один такой? (Основал авиационную фирму 'Sikorsky Aero Engineering Corporation'). Мы особыми знаниями об эмиграции не обладаем...).
  
  Какая-то странная судьба у Колчака? Почему бы не организовать на Сахалине правительство - типа Тайваня? (Сахалин - 76 600 квадратных километров, Тайвань - 36 178 квадратных километров).
  
  Деникин. Оставим в стороне версии о каких-то огромных потерях именно среди казаков (как их проверить сегодня - эти версии?). Но почему не доехала до США специальная делегация от Деникина - которую приглашали в США, которую ждали в США? Почему она почти год формировалась, а затем навсегда осталась в Париже? Сформировать делегацию и добиться ее прибытия в США - это легче, чем выиграть гражданскую войну?
  
  Тем более, что это Деникин - это те самые предреволюционные эффективные люди, от которых нужно передать эстафету, построить мост в пост-советскую Россию? (Пришедший на смену Деникину Врангель отменил поездку делегации в США).
  
  Особое отношение к русской эмиграции - одна из важных тем во взглядах Солженицына.
  
  Жители Советской России отчасти виноваты перед эмиграцией, они должны возлагать на нее свои надежды, чему-то учиться у русской эмиграции...
  
  А, может быть, все проще - без императора и без Табели о рангах, без богатств Сибири, которая была освоена русскими первопроходцами и казаками (вольными свободными людьми), образ жизни изменяется принципиально?
  
  Итак, началась пост-советская эпоха...
  
  Немного подождем, немного потерпим... Александр Исаич изучил русскую историю, приготовил рекомендации 'Как нам обустроить Россию?'.
  
  Как только грандиозный миф Карамзина - Солженицына подошел к полному разоблачению, Александр Исаевич подчеркнул, что он был всегда к себе критичен, что он много каялся и т.д., после чего, метафорически выражаясь, распрощался с разочарованной публикой.
  
  Так и не удалось перебросить мост, передать эстафету от прекрасной дореволюционной России к России пост-советской.
  
  Миф остался мифом. Николай Карамзин вместе с императором Александром I мило улыбаются из прекрасного прошлого.
  
  
  3 января 2021 г. - 4 января 2021
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"