Аннотация: Тургенев, Чернышевский, траектория политической истории. Литературно-исторический очерк.
Тургенев, Чернышевский, траектория политической истории. Литературно-исторический очерк.
'В редакции 'Современника' Тургенева ценят не только как крупнейшего беллетриста. Чернышевский вспоминал впоследствии, что в это время Тургенев имел там 'большое влияние по вопросам о том, какие стихотворения, повести или романы заслуживали быть напечатанными'.' (Здесь и далее - за исключением цитаты по книге Евгения Гуслярова - цитаты из книги Николая Богословского 'Тургенев').
'Первоначально Тургенев относился к нему благожелательно и защищал его перед Григоровичем и Дружининым. Но к диссертации Чернышевского он проявил резко отрицательное отношение...'
'При всем различии идейных позиций и творческих методов Тургенева и Чернышевского роман 'Накануне' послужил в некоторых отношениях ступенью к роману 'Что делать?'.
В облике Инсарова есть черты, роднящие его с Рахметовым. У Чернышевского Рахметов назван 'особенным человеком'. В глазах окружающих Инсаров также 'необыкновенный человек'...
Тургенев чувствовал, что он с каждым днем теряет прежнее свое влияние в редакции. Теперь он уже не скрывал, что прямолинейность и последовательность критических оценок Добролюбова и Чернышевского чужды ему.
Он все более и более отходил от редакции 'Современника'. 'Дворянское гнездо' было последним романом, который Тургенев поместил здесь. Последующие романы и повести он отдавал уже в другие журналы.
После напечатания в январском номере 'Современника' за 1860 год статьи 'Гамлет и Дон-Кихот' Тургенев окончательно и бесповоротно порвал все связи с этим журналом.
Еще ранее Тургенева отошли от журнала Григорович, Островский и Лев Толстой...
В объявлении об издании 'Современника' на 1862 год говорилось, что хотя редакция и сожалеет о том, что Тургенев, Толстой, Григорович и Островский отошли от журнала, однако же она не может жертвовать ради их сотрудничества 'основными идеями издания, которые кажутся ей справедливыми и честными'.'
'Семинаристы', сгруппировавшиеся вокруг 'Современника' накануне 1861 года, надеялись, что каким-то чудом им удастся проскользнуть к рулю государственного управления. Сложно сказать, каков был их потенциал как государственных деятелей. Может быть, имели место надежды на полноценную конституцию, на полноценный парламентаризм?...
'На восемь месяцев был запрещен 'Современник'.
Тургенев в эти дни писал: 'Мое старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочел о запрещении 'Современника'. Вспомнилось его основание, Белинский и многое...''
'В середине июля 1862 года в Спасском до него дошло известие об аресте Чернышевского, Н. Серно-Соловьевича и Писарева.'
Не получилось и получалось у 'семинаристов' подойти к рулю государственного управления.
Прошел 1861 год, исчезли и исторические перспективы для 'семинаристов'.
Имперская бюрократия с дворянством провели освобождение крестьян в 1861 году. После учреждения Государственной Думы в 1905 году некоторое время на первом плане был виден председатель нового парламента профессор (из дворян) С.А. Муромцев.
В феврале 1917 года себя проявил господин М.В. Родзянко. В числе интересных достижений - Временный Комитет Государственной Думы.
'Что делать?' Чернышевского оказал колоссальное влияние на В.И. Ленина.
'А вот после казни брата [Александра], зная, что роман Чернышевского был одним из самых любимых его произведений, я взялся уже за настоящее чтение и просидел над ним не несколько дней, а недель. Только тогда я понял глубину. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь. Такого влияния бездарные произведения не имеют.
- Значит, - спросил Гусев, - вы не случайно назвали в 1903 году вашу книжку 'Что делать?'
- Неужели, - ответил Ленин, - о том нельзя догадаться?' (Цитата по: Евгений Гусляров 'Ленин в жизни').
Сначала в окружении после октября 1917 года В.И. Ленина виден специалист по военному планированию М.Д. Бонч-Бруевич (управляющий делами Совнаркома).
Затем электрификацией и созданием Госплана, реформированием Академии наук (и всей системы научных учреждений) занимается Г.М. Кржижановский.
'Нео-семинаристы' на политическом локомотиве Ленина сумели доехать до рычагов государственного управления. И, уже без Ленина, они осуществили индустриализацию страны - вывод ее на передовой (по критериям той эпохи) уровень экономического развития.