Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Владимир Васильевич, метод Холмса и моряк в поезде. Рассказ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Владимир Васильевич, метод Холмса и моряк в поезде. Рассказ.

  Владимир Васильевич, метод Холмса и моряк в поезде. Рассказ.
  
  
  Сергей Сергеевич продолжал читать биографию Артура Конан Дойла, написанную Максимом Чертановым.
  
  'В 'Воспоминаниях и приключениях' Дойл писал: 'В каждом человеке скрывается потенциал разных возможностей. Среди этих разнообразных вариантов моего внутреннего "Я" есть и умный, зоркий детектив, однако, чтобы найти его в действительной жизни, я должен отбросить все другие мысли и заботы: особое настроение охватывает меня, лишь когда рядом в комнате никого нет. Тогда я добиваюсь результатов, и несколько раз мне удалось методом Холмса решить проблемы, которые ставили в тупик полицию'.
  
  Сергей Сергеевич решил написать рассказ о Владимире Васильевиче и моряке.
  
  Текст рассказа получился такой.
  
  'Владимир Васильевич и моряк в поезде.
  
  Владимир Васильевич принадлежал к тому поколению, которое завершало свое высшее - инженерное - образование уже после Великой Отечественной войны.
  
  Сам он по возрасту не был призван в армию. Но успел в период первой оккупации Ростова принять вместе с матерью некоторое участие в обороне Ростова-на-Дону (ноябрь 1941 года). Это было их личной инициативой, личным побуждением, без какого-либо государственного вмешательства, если не считать взаимоотношений и взаимодействия с утратившей связь с централизованным командованием группой рядовых (курсантов) и сержантов. Группа оборонялась рядом с домом, где жил Владимир Васильевич, - пыталась в меру сил и возможностей противостоять наступающим гитлеровским войскам. Помощь имела информационный, санитарно-медицинский, интендантский, а может быть и психологический, характер (если молодая женщина с сыном-подростком не разбегаются, то и бойцы, возможно, чувствовали себя твёрже, бесстрашнее). Оружие в руки инициативные участники брали - для хранения, на курок (на спусковой крючок) не нажимали. Поскольку некоторое участие в обороне Ростова было делом личной инициативы молодой женщины, жены командира Красной армии, и ее сына-подростка, этот факт как бы ощущался прозрачным, практически невидимым. (Что-то вроде Великого Княжества Литовского в 'Истории' Карамзина).'
  
  Сергей Сергеевич на на минуту сделал паузу и задумался. Включать в рассказ еще один эпизод или не включать? Имеет этот эпизод прямое отношение к сюжету рассказа или не имеет?
  
  На отдельном листке Сергей Сергеевич написал:
  
  'К месту обороны, где расположились бойцы (в то время это была окраина города), двигались два фашистских танка. Расположившись на одном из верхних этажей дома, Владимир Васильевич и его мать помогали бойцам ориентироваться в ситуации; возможно, они предупредили бойцов о движении танков, когда те были еще далеко.
  
  Владимир Васильевич помнил этот эпизод обороны более или менее отчетливо.
  
  Бойцы расположились за каким-то подобием баррикады.
  
  После того, как бойцы сориентировались в обстановке, и поняли, что танки идут прямо на них, возник момент принятия решения.
  
  Наконец, один из бойцов произнёс: 'Попробую я!'
  
  Взяв гранаты, он пополз навстречу танкам. Один из танков ему удалось подорвать гранатой. Танк загорелся. Второй танк повернул обратно.
  
  Танк горел. Через некоторое время из него вылезли, выскочили два танкиста.
  
  Со стороны обороняющихся раздались пулеметные очереди. Оба танкиста были сражены, убиты.
  
  Владимир Васильевич отчетливо запомнил мысль, которая появилась у него в эту секунду: 'Как трудно вырастить человека! И как легко убить человека!'.'
  
  В основной сюжет рассказа этот эпизод не очень укладывался. Сергей Сергеевич положил листок рядом на столе и продолжил основное изложение.
  
  'В институте вместе с Владимиром Васильевичем учились официальные участники Великой Отечественной войны. Они были официально призваны в армию, прошли значительный путь в составе своих частей и были награждены.
  
  Учился Владимир Васильевич очень хорошо - был в числе лучших студентов. Возможно, он был лучшим студентом на курсе.
  
  Поэтому, когда при выпуске из института предстояло выбирать место работы, он имел право первым выбирать. В то время действовала система государственного распределения выпускников-студентов. Государство определяло, где ему нужны специалисты и представляло список рабочих мест для занятия их выпускниками вузов. Работа по распределению в течение нескольких лет была обязательной.
  
  В числе рабочих мест, которые могли быть выбраны, были: Москва (Совет Министров), столицы прибалтийских республик (какие-то республиканские министерства), еще какие-то интересные рабочие места и должности.
  
  Но совесть не позволила Владимиру Васильевичу стать впереди участников войны, награжденных медалями или орденами.
  
  В списке рабочих мест по распределению, было место для работы в Средней Азии, на одном из крупных добывающих предприятий.
  
  В это время у Владимира Васильевич все более тяжело болел отец - инвалид Великой Отечественной войны. Так что внимание семьи было в первую очередь сосредоточено на этой болезни, но на не будущей работе Владимира Васильевича.
  
  Но на помощь ему пришли друзья.
  
  Так сложились обстоятельства, что эти друзья окружили Владимира Васильевича с юных лет и шли, окружив его, по жизненному пути.
  
  Все они пользовались его уважением, так как они были старше его, приняли участие в войне в рядах действующей армии, обладали жизненным опытом.
  
  Какие-то были элементы в их биографиях, которым особенного внимания не уделялось.
  
  Один, например, попал в плен, но выкрутился - несмотря на все репрессии и злое отношение к попавшим в плен - без особых последствий для себя.
  
  Другой имел отца-бухгалтера, осужденного за растрату, которого семья после освобождения из мест заключения принять не пожелала.
  
  Друзья учились намного хуже Владимира Васильевича, и они приняли самое активное участие в его судьбе, подбадривая его перед перспективой работы в Средней Азии (как выпускника по распределению).
  
  Одной из доминантных тем, которую озвучивали друзья, было (опережающее события) восхищение его охотничьими подвигами. Он непременно покажет себя в Средней Азии как великий охотник на тигров. Имя его загремит по всему СССР, тем более - он станет широко известен на малой родине...
  
  Друзья сумели выбрать правильный баланс между шутливостью своих подбадриваний и регулярностью в их озвучивании. Так или иначе, если не позитивное, то неотрицательное отношение к работе в Средней Азии было сформировано. Почему не поработать? Есть такие понятия - патриотизм, любовь к Родине. Способные, знающие люди везде нужны.
  
  Владимир Васильевич оставил престарелых родителей и направился в Среднюю Азию.
  
  В поезде он столкнулся с фактом кражи. Кто-то у кого-то (не у него) украл какие-то вещи. Дело было в период всеобщей скудности, всеобщей послевоенной бедности, и кража создала большие проблемы для жертвы.
  
  Владимир Васильевич взял на себя инициативу в этом деле. У него обнаружились способности интуитивного расследования преступления. Он вычислил лицо, осуществившее кражу, сумел строго поговорить с этим человеком, добился его признания в совершении кражи и возвращения похищенных вещей.
  
  Выяснилось, что вор - это моряк, возвращавшийся после длительных плаваний, оказавшийся по стечению обстоятельств в безвыходной ситуации.
  
  После длительной беседы с моряком Владимир Васильевич оказал тому какую-то помощь и снабдил моряка денежной суммой (из собственных средств), дававшей возможность моряку возвратиться домой без излишних событий.
  
  А сам Владимир Васильевич продолжил свой путь в Среднюю Азию.
  
  Предприятие действительно оказалось солидным - оно было огромным.
  
  После посещения двух или трех столиц среднеазиатских республик Владимир Васильевич перемещался все дальше и дальше.
  
  В итоге он оказался в пустынных горах Казахстана, среди степных пространств, на расстоянии сотен, тысяч километров от каких-либо населенных пунктов.
  
  Это были рудники. Все строения были покрыты (ядовитой) пылью.
  
  Основным контингентом рудников были заключенные - лица, осуждённые за тяжкие насильственные преступления.
  
  Группой таких лиц предстояло руководить бывшему студенту института, недавнему выпускнику, который, что важно!, не должен был забывать о поддержании в круглосуточном исправном состоянии сложных циклопических технических устройств.
  
  Некоторые из подчиненных с интересом встретили бывшего студента. Например, ему, начинающему руководителю, была предложена дискуссия на тему: 'Если у студентов в институтах бывают перемены, то почему бы не отдохнуть тем, кто работает на руднике?' Далее перед начинающим руководителем вставала практическая задача побуждения к исполнению трудовых обязанностей группы лиц (около 10 человек), часть из которых была вооружена примитивным холодным оружием.
  
  Через несколько лет, после множества событий (в частности, его не хотели отпускать с рудника), Владимир Васильевич вернулся домой, более или менее живой и здоровый, к старикам родителям, приобретя значительный жизненный опыт.
  
  Встретили его и друзья... Они также постепенно приобретали высшее образование. Впрочем, на славу победителей тигров и на выполнение патриотического долга в Средней Азии они не претендовали.
  
  На тигров Владимиру Васильевичу поохотиться так и не довелось...'
  
  Сергей Сергеевич прочитал рассказ. Да, бывают в разных людях разные природные склонности.
  
  'Был длиннейший ряд детективных историй, вполне пригодных для пера доктора Уотсона. Например, дело человека, который забрал все свои деньги из банка, посетил театральный спектакль, вернулся в отель, оставил там свои приличные костюмы и бесследно исчез. Никто не видел, как он выходил из отеля, а жилец из соседнего номера утверждал, что всю ночь слышал его шаги за стеной. Полиция разводила руками. Родственники обратились к Конан Дойлу. Он разгадал загадку в стиле Холмса - не выходя из кабинета...'
  
  Сергей Сергеевич с интересом читал о Конан Дойле, о Великобритании, о дедуктивном методе...
  
  
  4 апреля 2020 г. 19:24, 8 апреля 2020 г. 22:01
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"