Аннотация: С чего начинается (отдельная) цивилизация. Цивилизационный очерк.
С чего начинается (отдельная) цивилизация. Цивилизационный очерк.
Один из героев Теодора Драйзера вспоминал об огромном впечатлении, которое на него произвели картины русского художника-баталиста Верещагина. 'В одно из воскресений Юджин отправился посмотреть его картины и был потрясен великолепной передачей деталей боя, изумительными красками, правдивостью образов, ощущением трагизма, мощи, опасности, ужаса и страданий, которое исходило от этих полотен.' (Теодор Драйзер 'Гений' (1915)).
('Люди искусства, богачи, женихи и невесты, квакеры, безработные, ремесленники и священники шли и снова возвращались на выставку картин Верещагина. И эти картины, мрачные, сияющие, грубо-сочные и мертвенно-бледные, желтые и написанные молоком, написанные кровью, выделяются, сверкающие и огромные, среди легких и мягких портьер... Перед вами словно открывается занавес...' Марти Хосе. Выставка картин Верещагина [В Нью-Йорке в 1889 году].)
Картины Верещагина не совсем удобны для современных официальных идеологических конструкторов, осуществляющим свою деятельность на территории России и пытающихся что-то изобрести.
Тем не менее, эти картины доступны - при определенной настойчивости - широкому кругу лиц. ("Список картин Василия Верещагина" - Википедия).
Российская империя расширялась на Восток - в сторону Тихого океана. Картины Верещагина отражали впечатления представителя европейской (западной) цивилизации в ходе этого движения.
Ныне мы имеем возможность (внезапно) узнать, что Россия - это отдельная цивилизация. "МОСКВА, 17 мая [2020]. /ТАСС/. Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация...- отметил глава государства' (https://nauka.tass.ru/nauka/8493647). Приятно, конечно, в 2020 году себя поздравить с подобным цивилизационным открытием...
Мариэтта Шагинян, описывая жизнь некоторых предков Владимира Ильича Ленина, с удовольствием давала словесные картины жизни полу-средневековой Астрахани, находившейся в 19 веке на границе между Западным и Восточным мирами. Может быть Астрахань второй половины 19-го века - это прообраз некоей 'отдельной' 'российской цивилизации'? (Василий Верещагин. 'Нищие в Самарканде'.1870).
О разделе Россией, Пруссией и Австрией Речи Посполитой и об огромной массе привилегированных жителей этого государства, в одно мгновение ставших интеллигенцией огромной крестьянской страны России в 1775 году, обеспечивших развитие России в 19 веке и достижение Россией уже в 20 веке мирового уровня (по многим направлениям), мы сейчас детально говорить не будем.
Итак, для размышляющих о природе русской цивилизации есть и пример Речи Посполитой, Великого Княжества Литовского, и пример Астрахани второй половины 19-го века, расположившейся между средневековьем и современным обществом.
А для итоговых размышлений имеются картины Василия Верещагина.
Так что не так уж и трудно разобраться - что это за 'отдельная цивилизация'.