Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Рассказ о паровозном флоте

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о паровозном флоте

  Рассказ о паровозном флоте
  
  
  Генерал пришел в кафе-библиотеку по приглашению Горького. Войдя в библиотеку, генерал высказал сомнение: есть ли смысл в краткой встрече, когда предполагается ставить на обсуждение необъятную тему. "Давайте заинтересуем темой читателей", - предложил Горький.
  
  Слушатели расселись вокруг генерала, начались вопросы.
  
  - Вы были Начальником Тыла Красной Армии. Наверное скучно Вам служилось? Простыни--полотенца?
  
  - Напрасно вы так думаете, - ответил генерал. - Во-первых, тыл - это обеспечение боевых частей вооружением, боеприпасами, топливом. Во-вторых, во время войны задачи снабжения армии усложняются в 1000 раз.
  
  - Так уж и в 1000? - послышалась недоверчивая реплика из аудитории.
  
  - Какая армия в 1941 году, во всяком случае до октября - декабря, была самой сильной в мире?
  
  Аудитория молчала.
  
  - Рискну предположить, что - гитлеровская, - продолжил генерал. - Но ведь и до поражения в Сталинградской битве гитлеровскую армию можно было считать весьма и весьма сильной. И после Сталинграда... Так вот, знаете ли вы, что в морозные дни конца 1941 года германская армия осталась без теплой одежды в необходимом количестве? Что перед вторжением в Сталинград механизированные части гитлеровской армии в 1942 году простаивали заметное число дней без топлива. Теряли драгоценные летние деньки. Многие и победы, и поражения имели свои причины в работе тыла. Истории известны случаи, когда крупные войсковые единицы голодали, несли потери, терпели поражение от недостатка продовольствия.
  
  Британский военный атташе полагал, что одной из причин негодной обороны в октябре 1917 года Зимнего Дворца (а в нем находилось Временное правительство) была нехватка у обороняющихся продовольствия.
  
  - И что же, Вам удалось наладить во время войны работу тыла? - раздался вопрос.
  
  - Вы говорите "тыл". Но ведь "тыл", - как понятие, - сформировался постепенно. Перед войной я работал на должности Главного интенданта Красной Армии. Боевая, фронтовая обстановка заставила создать колоссальную, но эффективную организационную структуру, получившую название "тыл". В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны и приказом народного комиссара обороны от 1 августа 1941 года учреждалась должность начальника тыла Красной Армии и было образовано Главное управление тыла.
  
  Такой централизованной организации до этого не знала ни одна армия мира.
  
  В начале 1942 года на меня возложили руководство еще и Наркоматом (министерством) путей сообщения. А ведь я был загружен полностью. Пытался отказываться от дополнительных обязанностей. Не получилось.
  
  - В чем же был смысл дополнительного назначения? - заинтересовалась аудитория.
  
  - А как вы думаете, чем паровоз отличается от парохода? - неожиданно задал вопрос генерал.
  
  - Колесами, - пошутил кто-то.
  
  - Колеса - важны. Но это - не главное отличие. - среагировал генерал. - Вспомните книги о дальних морских походах. Ясно, что корабли отличаются по своему устройству. Но все же корабль рассчитан на относительно длительное автономное плавание. Паровоз, поездные бригады, были организационно связаны со своими участками, с депо, со складами топлива и пунктами ремонта. Паровозы с грузами уходили в сторону фронта, организационные связи нарушались. К нарушенным связям добавлялись разрушенные депо. Начинался хаос. В итоге затруднялся или прекращался подвоз грузов на фронт.
  
  Вспомните начало 1917 года. Хлеб имелся в Сибири, но существовали затруднения с его перевозкой в Центральную Россию. Это стало одной из причин февральской революции.
  
  - Организационные связи "обрывались", депо были разрушены - зачастую. Как-же вы разрешили эту ситуацию? - заинтересовался один из слушателей.
  
  - А как выходили из положения морские державы, флоты, корабли? - снова задал встречный вопрос генерал.
  
  Аудитория не совсем поняла вопрос и озадаченно примолкла.
  
  - Обеспечение автономности. - коротко пояснил генерал. - Разные корабли имеют разные степени автономности. Но все же их автономность значительная.
  
  Аудитория с интересом смотрела на генерала.
  
  - Мы пошли на нововведение. Мы создали военизированные паровозные колонны особого резерва НКПС.
  
  - У Наполеона были "колонны". Они "пробивали" линейные построения, - высказался какой-то любитель исторической литературы.
  
  Генерал ничего не ответил на реплику. Он достал книгу:
  
  - Вот одно из описаний: "В каждую паровозную колонну включалось по 30 паровозов, имевших комплексные паровозные и кондукторские бригады и бригады поездных вагонных мастеров. Весь этот личный состав размещался в специальных вагонах, постоянно следовавших в колонне. Каждая колонна имела свои передвижные бани, прачечные, вещевой склад и 15-дневный запас продовольствия. Для ремонта паровозов колонны были снабжены запасными частями и материалами, подвижными ремонтными средствами и станочным оборудованием.
  
  Таким образом, колонны не зависели от депо. Они могли работать на любом участке и на плечах любой длины. Паровозные колонны стали боеспособными воинскими частями, оснащенными всем необходимым. Успех этого дела превзошел все ожидания".
  
  Аудитория была заинтересована.
  
  - Вас можно назвать адмиралом паровозного флота! - высказался с долей шутки один из слушателей.
  
  Генерал улыбнулся. И ответил в шутливой манере:
  
  - Наш паровозный флот прошел десятки, сотни тысяч километров. Между прочим, расстояние от Центральной Европы до Дальнего Востока также следует иметь ввиду. Но противник не смог его потопить. Наоборот, мы, наша Армия, наш Тыл сделали противнику своего рода "оверкиль".
  
  Генерал вернулся к серьезной манере изложения:
  
  - Я провожу некоторые аналогии с 1917 годом, вообще с "тем" временем. Но не следует излишне критично относиться к людям, к военачальникам того времени. Если бы у них был опыт мировой войны, они бы его учли. Наш Верховный Главнокомандующий учел опыт Первой Мировой войны.
  
  - Расскажите о ленд-лизе! - раздался возглас из аудитории.
  
  - Я вижу, что вы заинтересовались работой тыла. Для подробного рассказа о функционировании тыла нам времени, отведенного для одной встречи, в любом случае не хватит. Но вы заинтересовались - и я считаю свою задачу выполненной.
  
  Раздались аплодисменты.
  
  Генерал в сопровождении Горького направился к выходу.
  
  Читатели выстроились в очередь, планируя получить новые книги для чтения.
  
   18 декабря 2017 г. 23:45
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"