Скончалась Майя Плисецкая. Она немного не дожила до 90-летия, до юбилейных чествований.
Впрочем, славы у неё было на несколько столетий. Когда театралы говорили "Майя", фамилия не требовалась.
Я, признаюсь, не застал её самые годы. Но 32 два безупречных фуэте видел вживую.
Тогда уже был Юрий Григорович. Был атлетичный и мужской "Спартак", возвращавший нас к истокам балета. Плисецкая танцевала там, естественно, Эгину. Куртизанка - это по её характеру.
Все нынешние тверки, что вгоняют в раж наших чиновничков, не стоят и одного её прохода на пуантах в "Кармен-сюите". Она танцует секс, писала пресса о Плисецкой. В ложах Большого судачили аналогично. И настраивали бинокли. Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет "Кармен-сюита" специально для Майи Плисецкой. А поскольку балерина метко вышла замуж, то и французскую музыку Жоржа Бизе переиначил, как пишут в энциклопедиях "оркестровал" специально для неё супруг - Родион Щедрин. Это был балет Плисецкой. Красивый, техничный, сольный.
Любовь свободна, век кочуя,
Законов всех она сильней.
Меня не любишь, но люблю я,
Так берегись любви моей!
Эта знаменитая страстная хабанера зримо виделось в танце.
Побывала Майя Плисецкая и в балетмейстерах, поставила, естественно, "Анну Каренину", само собой, на музыку Родиона Щедрина. И уж конечно, сама исполняла заглавную партию.
Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет. что само по себе фантастично. Конечно обзывали "бабушкой русского балета", но ей-то, что.
Не чуралась артистка и дел земных. Подписала письмо 25-ти деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. И было это не сейчас, а в 1966 году. И адресатом был Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.
Ей многое сходило с рук. Ведь балет Большого театра звали в советское время "валютным цехом страны". Это, конечно, шутка, но брендом Советского Союза он был. И страна гордилась тем, что у неё есть ракеты и Майя Плисецкая.