На вершине кургана стоял на коленях каменный бог неведомого племени, покрытый жирным слоем сажи. Ещё вчера его окружали непролазные заросли тёрна и спокон веку некошеных трав, а ныне лишь обугленные струпья торчат. Точно наконечники стрел, пробившие панцирную грудь кургана.
Потревожил сонный покой чужого безымянного бога и нанёс оскорбление-на руках бога,поддерживающих вислый живот,на плоской груди, явные следы меча,-отрок Нез.И пожар его рук дело.
Косенбору дали знать о случившемся,едва боль утихла,и он почувствовал себя лучше.Который день-сильнее всего по ночам-князь-старшину изматывали головные боли:последствия недавнего ранения в битве с гетами. Снадобья,приготовленные из трав и кореньев, вещей Прасой снимали боль,но ненадолго.В затишье,пока Косенбор отдыхал,Праса варила в глиняном горшке иной отвар,не переставая нашёптывать заклинания,призванные усилить целительную силу зелья.
И вот боль отступила,уменьшилась,слабо трепыхалась в висках.Боль отступила,а память не вернулась...
Неприятную весть принёс Ловел,семилетний сынишка сестры Косенбора Добруши.Парнишке,в отличие от других детей,повезло:уцелела почти вся семья-мать,бабка Праса,две сестрицы,десяти и девяти лет от роду. Когда налетели геты на Любелизов Круг,их не было в граде:накануне бабка Праса с Добрушей собрали десяток мальчишек и девчонок, и повели в Лисью балку за лечебной ягодой;самая пора сбора,день-другой промедлишь, и целебная сила уйдёт в корень,станет ядом. Они уже собирались домой с переполненными корзинками,когда со стороны града прискакал на лошади парнишка,измазанный кровью,в обгоревшей рубахе.От него узнали о набеге,о разорении града.Все мужчины погибли.Вороги порубили стариков,а женщин и детей увели с собой.Град горит.Парнишка уцелел,спрятавшись в яме,куда сбрасывали мусор.
К граду подходили-пробирались с осторожностью:может,не все ушли разорители.И действительно,на пепелище они увидели людей,всадников,телеги.Парнишка уверял,что это не фракийцы.Зоркие на глаза и всезнающие мальчишки отрицали сарматов и скифов.Кто же они?
Рискнули подойти ближе. И поразились увиденному:то были изверги из рода Мната,бывшие сородичи,и занимались они мародёрством.Снимали с убитых одежду,подбирали оружие,утварь,разрывали ямы-погреба,грузили на телеги корчаги-зерновики.
Праса порывалась выскочить к мародёрам,но Добруша и дети цепко ухватились за неё,не пустили.Все понимали,что помешать поганцам она не сможет,а сунется под горячую руку-прибьют.
Четыре перегруженных телеги и сопровождающий отряд поганцев покинул разорённый град.Их было пятнадцать человек и направились к лесу,где на глухой солнечной поляне обосновались одни из первых извергов из любелизичей.
Давно это было,вёсен десять минуло.Повздорил любелизич Гойник с князь-старшиной Мнатой и,забрав своих,ушёл на вольную жизнь,в глубь леса.Вскоре к нему присоединились ещё несколько семей. Из крепкого Любелизова Круга выпало целое звено,словно хищные зубы вырвали кусок.
Крут был Мнат от близости смерти:старость давно обрядила его в свои одежды.Дряхлость разума порождала детскую суетливость,капризы,которые многим поднадоели.Хилым ростком сквозь толщу традиций и обычаев пробился ропот. Затем последовал первый решительный шаг-уход Гойника в изверги.Когда уходили другие,старый Мнат,наконец,осознал,что может остаться один,и кинулся уговаривать,улещать. Не поверили-ушли. А Мнат слёг и более не встал. Оставшиеся сородичи избрали князь-старшиной сорокалетнего Воена.
Извергам вольная жизнь пришлась по душе,и на зов сородичей ответили отказом.Раз сходили с мёдом да воском вниз по Ингульцу-сказывали,до самого града каменного,именуемого Ольвией,-вернулись с большим достатком. Возгордились,перестали пахать-сеять,занялись бортничать,ловить рыбу,солить и вялить ее.В граде-Ольвии в большом ходу сей товар. За соль изверги скупали у племён,что выше по течению,шкуры,болотную руду.Богатели и посмеивались над сородичами.
А вот и до поганого дела докатились,до мародёрства.Ограбили мёртвых,осквернили место,где родились,где их матери вскормили грудью...
О,Перун,почему ты не сразил их молнией?!
Свароже,где были твои глаза?
Тщётно взывали Праса и Добруша:боги безмолвствовали,а мародёры спокойно увозили награбленное.
Две женщины и одиннадцать детей занялись тяжёлой и непривычной для них работой-заботой о человеческом теле. Чтобы души погибших обрели покой,огнём очищенные,легко вознеслись на небесную твердь.А иначе, лишённые обряда, души будут мстить,виноватым и невиновным. А им,уцелевшим,здесь жить.Здесь,у могил родителей,у погоста. Жив ещё корень Любелиза,жив!
Среди мёртвых оказалось трое раненых мужчин и юнец.Выжил один Косенбор.
С горем пополам перезимовали в землянке.От кашля и нарывов в горле,умерли две девочки.
Весной посеяли немного пшеницы,ячменя и проса. Колос добрый завязался,обещает урожай хороший. Сейчас острая нужда в соли и тканях,а зерно всегда верный товар при обмене. Парнишки неплохо потрудились по сбору мёда и воска. Беда вот только:повадились мальчишки забегать к извергам,впитывали зловредное их вольное житьё. Поначалу,возвратившись,хвастались подаренными им безделушками из града Ольвия,затем задавались вопросом:а почему мы не так живём,как изверги?
Косенбора изматывали частые головные боли,а женщинам не совладать с мальчишками.Советы-наставления слушают,да в пол-уха. А душой там,у извергов,где всегда легко,шумно,весело. Они и работают играючи. Да и зачем им трудиться до седьмого пота,когда погреба забиты зерновиками,корчагами с маслом,с солью,с вином. А сколько тканей и полотна! А какие горшки,чашки,кувшины-гладкие,цветные!
Но не на пользу извергам богатство:от сытости и безделья пристрастились мужчины,как скифы,пить вино. Чем дальше,тем больше. Взрослые мужчины-отцы,братья-завсегда были примером для мальчишек,они и в этом срамном деле не заставили себя ждать.
Градский отрок Нез один из первых перенял от извергов умело опустошать кубок. И вот итог:опойца,смерть. Его тело нашли на полпути от кургана до погоста.
Притихшая в жаркой истоме,степь молчала.Не видно скотины-попряталась в тень.Не видно-не слышно и птиц.
Косенбор по извилистой тропке,затянутой ползучей травой,точно сети, пораскинуты,шёл к священной дубраве,опираясь на мотыгу. Там,в самой гуще,находится круглая распахнутая солнцу поляна,обрамлённая ровной стеной дерев.В центре поляны полукругом стоят покровители любелизичей и всех племён-родов языка славянского-Сварог,Перун,Хорс,Мокошь.По правую руку за ними девять пращуров,по левую-девять рожаниц-радуниц. Это боги воды,лесов,лёгкого воздуха. Боги стоят лицом на восход солнца, лица их красивы и добры. Злых богов у славян почти нет. За спинами богов невысокий холм,сильно поросший травой,не знавшей косы и копыт скота. То могила Любелиза и суженной его Ивы-родителей племени-рода.
У подножья восточного склона холма стоит могучая берёза.Ветхое предание гласило:росток берёзы появился на следующий год,после погребения останков Ивы.Это душа родительницы деревом проросла,хранительницей и защитницей погоста. Сюда направлялся опойца отрок Нез с затуплённым о чужого бога фракийским мечом. И умер в двух шагах от первой засеки. Боги не позволили нечистому осквернить их владения. Здесь они хозяева-люди приходят гостями,потому и зовутся священные места погостами.
Тело Неза,скорченное и перегретое солнцем,насыщало смрадом и без того душный воздух.
Косенбор остановился шагах в пяти.Во рту пересохло,от смрада и от болезненной слабости немного закружилась голова.Косенбор с ужасом ждал нашествия болей,боялся рухнуть здесь,вблизи трупа,с звенящей головой,когда,казалось,череп точно бронзовый горшок рубят невидимым топором...
Боль не возродилась,лишь лёгкая тошнота подступила к горлу и Косенбор,содрогнувшись,сплюнул липкую горечь. Пожалел,что отказался от сопровожатого,не подумал о воде.А ведь предстоит ещё потрудиться:предать земле нечистого,обезвредить по обычаю.
Левее от тропы прямо из земли торчала гранитная глыба,словно рог гигантского каменного тура. Время и непогода состарили камень:весь в глубоких трещинах и легко крошится,засыпая подножие щебёнкой.
Здесь,под каменной крошкой,и решил Косенбор схоронить труп опойцы.
Грунт под щебёнкой,ближе к камню,оказался мягкий и холодный, в отличие от окружающего. Когда глубина могилы была уже по колено,неожиданно грунт под ногой провалился-Косенбор отпрянул и увидел образовавшуюся расщелину:камень в земле был расколот пополам. Косенбор тотчас отметил, что расщелину можно увеличить по длине,а затем в неё впихнуть труп.
Вот и готово вечное ложе нечистому.Из расщелины несло сыростью. Может,через такие проходы появляется на поверхности корочун-дух смерти? В таком случае,здесь его ждёт удача.
Из толстой,в руку толщиной,дубовой ветки Косенбор сделал кол. Затем,зацепив труп мотыгой,подтащил его к могиле.Достал из кармана портов железный гвоздь и,затаив дыхание,вогнал его ударом меча за ухо опойцы. Спихнул труп в расщелину,колом поправил,чтобы лёг боком. Задубевшая нога опойцы,вывернутая,казалось,тянулась из расщелины,вот-вот носком зацепится за выступ...Косенбор наклонился и срубил её чуть ниже колена. Кол вогнал промеж рёбер и,с трудом уже борясь с тошнотой,обрубил остаток. Теперь душа опойцы не вырвется,не будет пугать, и терзать живых.
Косенбор выпрямился,зажмурившись от резанувшей в затылке боли и мельтешения слепящих радужных искорок.Голова полнилась звоном,какой бывает при ходьбе сарматских женщин,от нашитых на одежду металлических украшений. Лицо,грудь,спина облились холодным потом,на мгновенье, бросив в озноб и сняв боль.
Косенбор открыл глаза и увидел сестру Добрушу,а рядом мальчишек и девчонок-хилое семя любелизичей.Добруша держала в руках кувшин с водой. Дети во все глаза глядели в расщелину.Они впервые видели ТАКОЕ,и надолго запомнят. И,может быть,-Косенбор очень на это надеялся,-они уже сегодня забудут дорогу к извергам.