Затеева Наталия Леонидовна : другие произведения.

Притчи. Общий файл

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным средством общения


Вы же не знаете всей истории, зачем судить. Вы прочли лишь одну страницу книги, разве можно судить обо всей книге? Прочитав одно только предложение на странице, как знать, что ещё написано на ней?

  
   Как вы можете судить?
       Жил в одной деревне старик. Был он очень беден, но все императоры завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Никто никогда не видел подобного коня, отличавшегося красотой, статью, силой... Ах, что за чудо был этот конь! И императоры предлагали хозяину за коня всё, что только бы он пожелал! Но старик говорил: "Этот конь для меня не конь, он -- личность, а как можно продать, скажите на милость, личность? Он -- друг мне, а не собственность. Как же можно продать друга?! -- Невозможно!" И хотя бедность его не знала пределов, а соблазнов продать коня было немыслимое количество, он не делал этого.
    И вот однажды утром, зайдя в стойло, он не обнаружил там коня, И собралась вся деревня, и все сказали хором: "Ты -- глупец! Да мы все заранее знали, что в один прекрасный день этого коня украдут! При твоей-то бедности хранить такую драгоценность!.. Да лучше бы ты продал его! Да ты бы получил любые деньги, какие бы ни запросил -- на то и императоры, чтобы платить любую цену! А где теперь твой конь? Какое несчастье!"
    Старик же сказал; "Ну-ну, не увлекайтесь! Скажите просто, что коня нет в стойле. Это -- факт, всё же остальное -- суждения. Счастье, несчастье... Откуда вам это знать? Как вы можете судить?"
    Люди сказали: "Не обманывай! Мы, конечно, не философы. Но и не настолько дураки, чтобы не видеть очевидного. Конь твой украден, что, конечно же, несчастье!"
    Старик ответил: "Вы -- как хотите, а я буду придерживаться такого факта, что раз стойло пусто, то коня там нет. Другого же я ничего не знаю -- счастье это или несчастье, потому что это всего лишь маленький эпизод. А кто знает, что будет потом?"
    Люди смеялись. Они решили, что старик от несчастья просто рехнулся. Они всегда подозревали, что у него не все дома: другой бы давно продал коня и зажил, как царь. А он и в старости оставался дровосеком: ходил в лес, рубил дрова, собирал хворост, продавал его и еле-еле сводил концы с концами, живя в бедности и нищете. Ну а теперь стало очевидным, что он -- сумасшедший.
    Но через пятнадцать дней конь неожиданно вернулся. Он не был украден, он сбежал в лес. И вернулся не один, но привёл с собой дюжину диких лошадей. И снова собрались люди и сказали: "Да, старик, ты был прав! Это мы -- глупцы! Да он и впрямь счастье! Прости нашу глупость милосердно!"
    Старик ответил: "Да что вы, ей-богу! Ну вернулся конь. Ну лошадей привел -- так что ж? Не судите! Счастье, несчастье -- кто знает?! И это лишь маленький эпизод. Вы же не знаете всей истории, зачем судить. Вы прочли лишь одну страницу книги, разве можно судить обо всей книге? Прочитав одно только предложение на странице, как знать, что ещё написано на ней? Да даже и одного слова нету у вас! Жизнь -- океан безбрежный! -- буква из слова, да! А вы судите обо всём целом. Счастье, несчастье -- зачем судить, никто этого не знает. И счастлив я в моём неосуждении. А теперь идите и не мешайте мне, ради Бога!"
    И на сей раз не смогли люди возразить старику: вдруг старик и на этот раз прав? Поэтому они хранили молчание, хотя в глубине души прекрасно понимали, что это же самое прекрасное и сказочное счастье -- двенадцать лошадей пришли с конём! Да стоит только захотеть, и все они превратятся в немыслимые богатства!
    У старика был единственный молодой сын. Он начал объезжать диких лошадей. Не прошло и недели, как он упал с лошади и сломал себе ногу. И снова собрались люди, а люди везде одинаковы, и снова начали судить. Они сказали: "Да, старик, ты снова прав оказался. Это -- несчастье. Единственный сын -- и ногу сломал! Хоть одна была бы опора тебе в старости, а теперь?! Ты же ещё больше обеднеешь!"
    А старик ответил: "Ну вот! Опять суждения! Зачем вы так торопитесь? Скажите просто: сын сломал ногу! Счастье, несчастье -- кто знает?! Жизнь идёт отрывочно, а судить можно о целом".
    И так случилось, что спустя всего несколько дней на страну напал враг, началась война, и все молодые люди деревни были призваны в армию. И только сын старика был оставлен: он не мог ходить, бедный калека. И снова собрались люди, они кричали и плакали: из каждого дома ушёл сын или несколько сыновей, и надежды на то, что они вернутся, не было никакой, потому что напавшая страна была огромной и битва заранее была проигранной, -- они не вернутся в дома свои!
    ...Вся деревня стонала и плакала. И пришли люди к старику и сказали ему: "Прости нас, старик! Бог видит, что ты прав -- благословением было падение твоего сына с лошади. Хоть и калека, да с тобой сын твой! Наши же дети ушли навсегда! Он-то жив, да, может, ещё и ходить начнёт понемногу. Лучше быть хромым, да живым!"
    И ответил старик: "Нет, с вами невозможно! Люди! Что вы?! Вы ведь продолжаете опять и опять -- судите, судите, судите! Да кто знает?! Ваши дети насильно были забраны в армию, а мой сын остался со мной. Но никто не знает -- благословение это или несчастье. И никто никогда не будет в состоянии узнать. Один Бог ведает!"
  
   Искатель Истины
      "Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха. И люди пришли к Мастеру Бахааддину Накшбанду, прося его помолиться о дожде. И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока не нашел женщину, которая нянчила младенца на своих руках. "Я молю тебя, накорми сво дитя!" - сказал Мастер. "Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его" - сказала женщина, - "потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты ничего не понимаешь?" Бахааддин велел записать слова женщины и прочесть их публично."
   Повторение
      Глупый человек пришёл к Абдулле Маназилу и задал ему какой-то вопрос. Маназил стал отвечать и, только он закончил, как человек попросил:
   -- Не мог бы ты снова повторить сказанное?
   Тогда Маназил сказал:
   -- Ты задал вопрос, и я ошибся, полагая, что ты поймёшь ответ. Теперь ты просишь меня повторить ошибку?
   Точка отсчёта
      Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии:
   "Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:
   -- Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!
   Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.
   Когда я повзрослел, я стал молиться так:
   -- Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!
   А когда я состарился, я осознал, что даже семья -- это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так:
   -- Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!
   И тогда Бог ответил мне:
   -- Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале".
   Как должна выглядеть птица
       Насреддин нашел однажды на своем подоконнике усталого сокола. Он никогда прежде не видел птиц такого рода.
   -- Бедное создание, -- сказал он, -- как это тебе только позволили дойти до такого состояния?
    Он обстриг соколу когти, обрезал ему клюв, так что он стал прямым, и подстриг перья.
   -- Теперь ты больше похожа на птицу, -- сказал Насреддин.
   Ваша правда
       Однажды, во время пребывания Насреддина при дворе, король пожаловался на то, что его подданые лживы. Насреддин сказал:
   "Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину, но они всегда пытаются делать все наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более, чем выдумка."
    Все это показалось королю слишком сложным.
   "Вещи должны быть или истинными или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми."
    На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали гвардейцы короля во главе с капитаном. Глашатай объявил: "Каждый, кто войдет в город, должен прежде всего правдиво ответить на вопрос капитана королевской гвардии."
    Насреддин, поджидавший снаружи, вошел в город первым. Капитан спросил:
   -- Куда ты идешь? Говори правду, иначе тебя повесят.
   -- Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице.
   -- Я не верю тебе!
   -- Прекрасно. Если я солгал, -- повесь меня.
   -- Но это будет означать, что ты сказал правду.
   -- Вот именно, -- сказал Насреддин, -- вашу правду.
   Не заблуждайся
      Однажды в Китае был большой праздник, на который собралось много народа. Там был колодец без всякого ограждения, и в него упал человек. Он очень громко кричал, но праздник был такой большой, шум стоял такой, что никто не слышал его. В это время один бхикшу, буддийский монах, подошел к колодцу -- он хотел пить. Монах посмотрел вниз и обнаружил человека, который кричал, плакал и говорил: "Пожалей меня, спаси поскорее!"
   А бхикшу в ответ: "Никто не может спасти кого-нибудь другого -- это то, о чем говорит Будда: будь сам себе светом! Никто не может никого спасти -- это невозможно. Не жди этого! И более того, Будда сказал, что каждый человек должен пережить свою карму. Ты, должно быть, совершил какие-то грехи в прошлом и теперь должен страдать, -- так и страдай спокойно. И нечего страдать и поднимать столько шуму, -- крича и плача, ты нарабатываешь себе новую карму".
   Человек сказал ему: "Сначала спаси меня, а затем я с удовольствием послушаю твою проповедь. Сейчас я просто не в состоянии слушать тебя!"
   Но бхикшу пошел дальше, потому что Будда сказал ему: "Не вмешивайся в чужую карму".
   Затем подошел монах-конфуцианец. Он заглянул в колодец, и человек снова закричал: "Спаси меня! Я умираю, а никто, кажется, не слышит!" Монах ответил: "Конфуций прав: он сказал, что каждый колодец должен быть окружен стеной. И не волнуйся, пожалуйста, мы создадим огромное движение! Мы изменим все общество, мы заставим правительство сделать стену вокруг каждого колодца! Не беспокойся!"
   Человек из колодца ответил: "Да к тому времени я уже концы отдам! И какая мне от этого польза, если я уже упал!"
   Конфуцианец сказал: "Это не имеет большого значения, индивидуум вообще не имеет большого значения. Индивиды приходят и уходят -- весь вопрос только обществе. Но ты можешь умереть с большим утешением ума, что больше ни с кем такого не повторится! О, Конфуций -- это великий социальный реформатор!"
   Затем к колодцу подошел христианский миссионер. Он заглянул в колодец -- и до того еще, как человек закричал опять хоть что-нибудь, он открыл свою сумку и там оказалось ведро с веревкой, ибо христианский миссионер готов служить человеку еще задолго до того, как тот что-либо произнес, а тот и в самом деле уже устал и думал: "Все, это мой конец, -- и это религиозные люди!" Христианский миссионер кинул ему веревку с ведром и крикнул: "Лови! Я тебя вытащу!"
   О, как этот человек был ему благодарен! Выбравшись, он сказал: "Ты -- воистину единственный религиозный человек!"
   А христианский миссионер сказал ему: "Не заблуждайся! У нас сказано -- пока не станешь слугой самому последнему из вас, не достигнешь Царства Божьего! Поэтому запомни хорошенько -- снова и снова падай в колодец, и научи детей своих падать в колодец, тогда мы сможем снова и снова спасать их, потому что как же мы попадем в рай, если вы перестанете падать?"
   Урок бабочки
      Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
   Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
   Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
   Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
   А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
   Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
   
   Я просил сил... А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
   Я просил мудрости... А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
   Я просил богатства... А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
   Я просил возможность летать...А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
   Я просил любви... А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
   Я просил благ... А жизнь дала мне возможности.
   Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
   Хорошо или плохо?
      Один мужчина встретил в лесу дикую лошадь и забрал её себе.
   - Ого-го! - сказали соседи, так вот взял и обзавёлся лошадью повезло тебе!
   - Не знаю, повезло мне или нет... - ответил он
   Его сын стал объезжать эту лошадь, она была своенравна, и сбросила его.
   Он сломал обе ноги.
   - Ах! Какое несчастье! - восклицали соседи - как плохо!
   - Я не знаю хорошо это или плохо - отвечал мужчина.
   Вскоре началась война и всех пригодных юношей забирали в армию.
   Соседские сыновья тоже отправились на войну и погибли.
   - Хорошо тебе, - говорили оставшиеся без детей люди - твой сын остался жив.
   - Я не знаю, хорошо это или плохо - по прежнему отвечал мужчина...
   Добро и Зло
      При создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе.
   Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
   Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
   И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
   - Я уже видел эту картину раньше!
   - Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
   - Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"