Интеллект, мышление, вид мысления, понятие разумности. Мы на все это смотрим с позиции человека, а возможен ли интеллект отличный от нашего? а возможно ли иное мышление, чем человеческое? а возможен ли совершенно иной вид мысления? а возможна ли разумность, которую мы не воспринимаем как разумную, но которая является таковой? Размышляя над ИИ, почему-то кажется, что он должен мыслить, как это делаем мы, люди, и тут же возникает вопрос - а разве нашим образом мышления и нашим видом интеллекта исчерпываются все возможности в данном аспекте? А что если выйти за наши рамки и хотя бы предположить, что есть многообразие отличное от нас? То, что человек не единственная разумная форма жизни, животных не берем в расчет, для верующего человека вообще не вопрос. Вопрос в другом - как все то, о чем было сказано выше относится к ним? Если ты муравей и ты осознал свою разумность, то на что ты можешь претендовать? В отношении муравья - он кажется ни на что не может претендовать, даже если осознает свою разумность, так как его предназначение в этом мире выше осознания им его разумности. Ко всем ли это относится?
38
Любому человеку свойственно ошибаться, поэтому с чьими бы трудами не довелось ознакомиться, внутреннего критика выключать нельзя.
В лекциях Мераба Константиновича чувствуется увлеченность некоторыми зарубежными поэтами мистиками, но далеко не всякий мистический опыт есть положительный. Об этом говорит и сам Мераб Константинович, что не всякую мысль можно произнести, а есть даже и опасные мысли.
К любому мистическому опыту необходимо относиться как к опыту, могущему весьма и весьма навредить. Например, начинаешь знакомиться с трудами того или иного автора и замечаешь не лучшие изменения в своем как внутреннем, так и физическом состоянии, да и начинают происходить некие странные вещи - стоит задуматься над происходящим и не исключать возможной связи происходящего с тем, чем ты интересуешься и увлекаешься.
39
Форма и содержание - продвинуться в осмыслении этого помогли лекции Мераба Константиновича. Мы живем и мыслим в области форм, а о содержании мало кто и мало что разумеет. Почему? Осмысление "содержания" вещей нужно отнести к осознанию и озарению, а для этого, по Мерабу Константиновичу, необходимо открыть в себе новые чувства, которые находятся внутри духа.
Именно эти новые чувства и позволяют человеку принимать озарения и делать осознания. Здесь можно упомянуть такие понятия как открытие чакр и третьего глаза, которые наделяют человека новыми способностями.
Видеть содержание вещей, значит мыслить и действовать совершенно по-другому. Под вещами имеется в виду не только материальные вещи, такие как стул или стол, под вещами разумеется и сам человек, и такие понятия как страдания, любовь, ненависть и так далее. Здесь необходимо сделать одно предположение, которое с большой вероятностью имеет место быть - понятия (любовь, ненависть и т. д.) делятся на две категории и если в человеке присутствует хоть одно отрицательное свойство, вроде ненависти, зависти и им подобных, то продвижение в осознании истинного "содержания" вещей будет прикрыто, до тех пор, пока человек не сможет избавиться от этого якоря, не дающего возможности отправиться в плавание на всех парусах.
Страдания мы воспринимаем как форму, как то, что причиняет нам боль. Видеть "содержание" страдания для христианина приоткрыто в "Новом завете". Мераб Константинович дает замечательное объяснение принятию страдания - при получении унижения или оскорбления нужно удержаться от ответной рефлексии и принять это. Принятие страдания болезненный процесс, но сознательное страдание и желание увидеть в этом "содержание" приводит к осмыслению и способствует открытию новых чувств, которые возможны только внутри духа, но можно предположить, что добровольное принятие страданий и переводит нашу рефлексию из телесной области в область духовную...
40
Ну, что же, попробуем замахнуться на попытку формирования мысли, хотя скорее это будет не мысль, а обобщение имеющейся информации. По всей видимости это будет промежуточная стадия формирования мысли, которая должна будет в дальнейшем формироваться поэтапно, по мере продвижения в данном направлении. Хочется надеяться, что данное продвижение продолжится.
Смысл жизни или Сократовское - "познай самого себя". Да, все-таки сложно держать мысль, но попробуем. Кто есть я? Я человек, и я имею как форму, так и содержание. Весь мир и любая его составляющая имеют форму и содержание. Осознание наличия "содержания" как в себе так и вокруг во всем и вся, а также перевод рефлексии из области формы вещей в область их "содержания" достижимо, но весьма сложно, следовательно это и есть то, к чему человек должен устремиться. По всей видимости, Сократ принял смерть и отказался от побега, так как он осознал, что "содержание" понятия жизнь выше жизни и он сделал выбор между содержанием и формой жизни в пользу её "содержания".
Смысл жизни христианина - стяжание благодати. Благодать дается за исполнение воли Божией. Исполнение воли Божией означает отречение от собственной воли и принятие Божией воли, например, через смирение и любовь к врагам. Если провести параллель между формой и содержанием, то нашу волю можно отнести к форме, а Божественную волю к "содержанию", которая по нашему добровольному выбору должна преисполнить пространство нашей воли.
41
К вопросу - что есть человек и немного о мироздании. Понимание этого вопроса у каждого индивидуальное и по мере размышления об этом оно претерпевает изменения. На данный момент, обобщая имеющуюся информацию и пребывая под воздействием рассуждений Мераба Константиновича формируется следующее мысленное образование, которое не есть окончательное и истинное. Это всего лишь движение на пути к последующему его поэтапному формированию. На этом пути формирования оно может претерпевать трансформации в формообразовании, которые на том или ином этапе будут являться больше ложными, чем истинными, поэтому насколько данная форма истинна либо ложна - невозможно определить. Это всего лишь процесс движения, где мы являемся зрителями происходящего лицедейства...
Человек это по "форме вещи" своего рода аналитический блок. Мир вокруг человека наполнен невидимыми для него сущностями. Любая эмоция - это сущность - тревога, страх, страсть...
Человек по "содержанию вещи" это тот, кто делает по собственному выбору, по имеющейся у него свободе воли - выбор по принятию тех или иных сущностей. Здесь можно вспомнить смысл жизни по Платону, который видел его в освобождении от тех, кто навязывает человеку то или иное мировосприятие. У православных подвижников достижение состояния бесстрастия, считалось выше уровня чудотворения. Буддизм также построен на освобождении от страстей.
Из приведенного следует, что страсть для человека - это нечто привнесенное, от чего требуется избавиться. Однако помня, что "жилище пустым быть не может", то нужно наполнить его, в соответствии с православной религиозной концепцией, Духом божественной благодати, что достигается путем отсечения собственной воли и принятие воли Божией.