Способен ли действительно измениться человек? Жизненный опыт говорит о том, что и да, и нет. Что-то в человеке меняется, а что-то остается прежним. Возможно, что полное преображение возможно, но для этого необходимо значительно больше усердия, но подобного преображения собственными глазами видеть не доводилось, хотя был один случай координального изменения человека, но в силу критического отношения ко всему, возможно, здесь нечто другое.
Правильный ответ на данный вопрос весьма важен, чтобы избежать разочарования связанного с неоправданными ожиданиями. Так о чем речь? Не имея точной информации по данному вопросу, можно предположить несколько возможных случаев:
- возможно полное либо частичное преобразование врожденных и приобретенных предрасположенностей личности;
- возможно частичное либо полное преобразование личности, связанное с приобретенными жизненными убеждениями, кои не являются врожденной сущностью человека (данный пункт является истинным, так как имеет подтверждение из личного жизненного опыта);
- врожденные предрасположенности остаются неизменными, но человек благодаря осознанному выбору способен полностью либо частично предать их забвению, но при утрате контроля они могут проявиться в любой момент (данный пункт также можно считать истинным по вышеназванной причине).
На первый взгляд второе и третье более вероятно, что же касается первого, то отрицать его возможность все-таки неразумно, так как в жизни очень много такого, что кажется невозможным, но от этого оно не перестает быть.
Требуется пояснение врожденного и приобретенного. Врожденные качества, вернее предрасположенности, которые реализуются при определенных жизненных условиях - злость, гнев, зависть, гордость, жадность, похотливость, властелюбие. Положительные не будем перечислять, так как они противоположны названным. У каждого человека свой индивидуальный набор врожденных предрасположенностей, состоящий из положительных и негативных.
В процессе жизненного цикла предрасположенности становятся неотъемлемой характеристикой человеческой индивидуальности и уже человек является - либо злым, либо добрым, либо гордым, либо нет и так далее.
Приобретенные предрасположенности - это некие жизненные убеждения, идеалы, которые могут стать для человека важнее собственной жизни, например, человек делает неотъемлемой частью себя убеждение - что он может все простить кроме предательства. В данном случае, если человеку удастся переосмыслить навязанную либо самостоятельно принятую формулировку-убеждение, то он может ее заменить на другую, либо просто избавиться от нее.
Третий случай - контроль врожденных предрасположенностей. Здесь получается, что все сводится к тому, чтобы концентрироваться на правильных убеждениях, взращивать их в себе и стараться удержать их в себе. Одновременно с этим замечать появление врожденных негативных предрасположенностей и не давать им шанса завладеть ситуацией.
В соответствии с рассматриваемым объяснением для третьего случая, можно отметить, что чем меньше будет источников, могущих вызвать проявление негативных врожденных предрасположенностей, тем легче с ними справиться, по крайней мере в первое время. Этим можно объяснить монашество и отшельничество, которые ограничивают возможные источники, которые способны пробудить ту либо иную предрасположенность, например, источник стресса, за которым последует вспышка гнева.
Из житий святых известно, что были подвижники, которые достигли высокой степени совершенства в духовном плане и отправлялись в мир, дабы испытать себя насколько они стали совершенны. Они общались с блудницами, совершали всевозможные проступки, которые вызывали гнев у обычных людей, они жили в нищете и гонениях - это был их добровольный выбор. Из перечисленного следует только один вопрос - они смогли преобразовать свои врожденные предрасположенности, либо они смогли с помощью выработанного контроля и правильной концентрации их тотально подавить? На первый взгляд, это может показаться одно и то же, но это далеко не так.
В общем, определившись для себя с этим вопросом, можно двигаться и дальше. На данном этапе стоит сделать выбор либо в созерцательном либо молитвенном состоянии стараться преобразоваться, либо вырабатывать в себе осознанный контроль. В первом случае, если подобного достичь невозможно - высока вероятность разочарования, что весьма прискорбно. Во втором случае нужно помнить, что для концентрации необходима энергия, которая в случае переутомления не сможет сдерживать то, что хотелось бы как минимум контролировать.