Зеленцов Александр Семенович
Софиология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
ArtOfWar: Искусство войны
[Авторы][Жанры][Формы] Отсортировано по:[форме][популярности][дате][названию]


ЖАНРЫ:
Проза (220779)
Поэзия (518592)
Лирика (166840)
Мемуары (17012)
История (29095)
Детская (19430)
Детектив (22958)
Приключения (49642)
Фантастика (105531)
Фэнтези (124590)
Киберпанк (5102)
Фанфик (8950)
Публицистика (44988)
События (12007)
Литобзор (12071)
Критика (14472)
Философия (66818)
Религия (16077)
Эзотерика (15483)
Оккультизм (2123)
Мистика (34151)
Хоррор (11323)
Политика (22521)
Любовный роман (25649)
Естествознание (13431)
Изобретательство (2878)
Юмор (74118)
Байки (9855)
Пародии (8048)
Переводы (21934)
Сказки (24641)
Драматургия (5648)
Постмодернизм (8443)
Foreign+Translat (1826)


РУЛЕТКА:
Киты по штирборту:
Колдовская компания
Война твитов 109
Рекомендует Ивакин Ю.А.

ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
 Авторов: 108623
 Произведений: 1673266

Список известности России

СМ. ТАКЖЕ:
Заграница.lib.ru
| Интервью СИ
Музыка.lib.ru | Туризм.lib.ru
Художники | Звезды Самиздата
ArtOfWar | Okopka.ru
Фильм про "Самиздат"
Уровень Шума:
Интервью про "Самиздат"

НАШИ КОНКУРСЫ:
Рождественский детектив-24


24/12 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
 Абрамова Е.
 Алевтинка
 Алесьев Е.А.
 Афанасьева О.М.
 Бойко Д.Н.
 Брушковский О.
 Вернер А.
 Вона Б.
 Горобец В.В.
 Горшковец Б.
 Грей Д.
 Динсман К.В.
 Доманов И.В.
 Евгеньевна А.
 Езерская О.Н.
 Жаннова
 Жарков Д.Г.
 Жендис
 Женевский В.А.
 Журавель П.А.
 Заворуева М.С.
 Изварина А.С.
 Изварина А.С.
 Ильина Е.
 Интеллигент
 Исупова Н.
 Калиновская М.
 Каширина К.
 Кентавр
 Кичина Н.
 Киясова А.А.
 Князева Д.Ю.
 Корнева Л.С.
 Кручинкин С.А.
 Кузнецов И.Р.
 Кузнецова Т.И.
 Кураева О.В.
 Левченко Д.Н.
 Левченя Т.Н.
 Лесняк О.В.
 Лобанова Т.В.
 Марго
 Матюхин А.
 Медведникова В.
 Мизан
 Миркина З.
 Молдавская Ф.
 Морозова И.А.
 Огнинская Б.
 Орихара Г.
 Пупкина М.А.
 Разломов В.А.
 Ртищев П.Н.
 Саенко И.П.
 Сиа
 Сибирцева З.Л.
 Степаненко Л.
 Трембицкий А.
 Федоровских М.В.
 Фомин И.В.
 Чепкасов Е.В.
 Четвертаков Р.
 Чудинов О.Г.
 Чумаков А.С.
 Шатилов А.
 Шлифовальщик
 Экзар
 Элинор, Одна И.Т.
 Элинор, Та Ж.
 Anagor
 Idriilla
 Lorion
 Ms. I.
 Sonadora

Эссе:

  • "Змей" познанья и Древо Мудрости.   35k   Философия
    Весьма удивительно, почему современная наука и философия так пренебрежительны к тому знанию, которое духовно создало и вскормило человечество, вывело его на дорогу жизни, сообщило ему тот минимум разумности, без которого человеческое общество вообще не отличалось бы от животного мира и которое, не смотря на ответное равнодушие человека, продолжает свое попечение о нем? Речь идет о знании, которое не рождено человеческим суемудрием, а вечно передается по цепи наследования поколений, как свет самой Истины, через священные писания, предания и традиции древних культур и культов, пестовавших человечество в продолжение всей его длинной и сложной истории. Многое можно понять в этом, если докопаться до корней одного из центральных символов священных писаний и преданий, который рисуется в них в образе многосмысленного мирового древа, который, в свою очередь, все время распадается на свои многочисленные отражения, как только мы к нему обращаемся. Это древо предстает перед нами то в образе древа жизни, то в образе древа мудрости, то в образе древа познания добра и зла, то в образе древа смерти или даже того самого "змея", который так много внес смуты в человеческое сознание и в течение человеческой истории...
  • Каин и Авель - первые жертвы познанья добра и зла. Человечество на пути к потопу.   30k   Философия Комментарии: 1 (12/09/2017)
    Вскоре после изгнания из рая Адама и Евы произошло событие, которое стало прямым и ближайшим следствием грехопадения человека и первым шагом его к бездне потопа. Это, конечно же, убийство первым сыном Адама и Евы Каином своего родного брата, второго сына Адама и Евы - благочестивого Авеля. Это был первый, сохраненный писаной историей человечества, смертный грех человека, гибельные последствия которого имели глобальные всемирно-исторические последствия и масштабы. Каин и Авель, будучи родными и кровными братьями, жившие в одном родительском доме и питавшиеся от сосцов одной матери, оказались олицетворением противоположных начал в человеческой природе и в человеческой истории. Того начала, которое положено было Богом при сотворении Адама и Евы и того начала, которое было привнесено в их душу лукавым эдемским "змеем". Первое начало это Мудрость Божия и знание Истины, получаемые от Бога, другое начало это "знание добра и зла", которое суть природно ограниченное и, к тому же, лукаво извращенное ЈзмеинойЋ хитростью самознание человека. Первое знание ведет человека к Богу, в Его мир истинной Правды и вечного истинного блаженства, второе знание ведет его на путь слепого бездорожья и неизбежного краха, который заканчивается смертью.
  • Мудрость Истины.   92k   Философия
    Оглядываясь назад в историю, мы не можем не отметить одной важной особенности традиционных исторических обществ. Они практически все существовали и строились на объединяющей их единой для всех и, как правило, обязательной для всех мировоззренческой и религиозно-нравственной основе. Исключение составляли только такие конгломераты, как Римская империя или Золотая Орда, где единство разношерстных племен и народов скреплялось мечом легионеров или саблей конных всадников. Единство веры и разума было не просто одним из условий собирания этих сообществ, а главным и решающим условием. Понятие иноверец означало в этих обществах нечто большее, чем понятие иностранец в современном мире. Оно несло в себе смысл максимальной степени отчуждения и враждебности. Зато каждый, кто был общей с тобой веры почти автоматически являлся своим, которому можно было довериться в самых важных делах своей жизни, т.к. он жил по понятным и взаимно принятым правилам и законам. Трансформации последних веков в корне изменили духовную атмосферу всех втянутых в так называемый научно-технический прогресс сообществ. Как ни странно это звучит, но именно характер духовных революций и интеллектуальный прогресс привели к тому, что духовное содержание жизни общества перестало быть главным фундаментом их общественной организации и единства. Более того, это содержание опростилось до самых примитивных и обездушенных форм моральной регуляции и идеологического контроля за населением. Экономические, политические, этнические и другие рациональные факторы качественно изменили внутреннюю жизнь человека и общества. Они заменили ему его Веру и его Бога. Наше время уже не имеет своей общепризнанной и общепринятой философии. Более того, наличие и культивирование какой-либо единой философии или идеологии оценивается, как посягательство на личную духовную свободу и проявление тоталитаризма. Конечно в этом легко просматриваются вполне определенные политические интересы и цели. Но не только. Сложная палитра мировоззренческих доктрин современности напоминает разбитое зеркало или калейдоскоп друг друга опровергающих и непримиримых гипотез. Одни из них строят свои представления о законах мироустройства на фундаменте рационального знания, на службу которому требуют поставить религиозно-нравственные институты и ценности, другие, напротив, хотели бы вернуться в то время, когда рациональные наука и философия обслуживали религиозные ценности и обосновывали соответствующий им уклад жизни, третьи банально хотели бы и религию и науку поставить на службу своим сиеминутным сугубо утилитарным потребностям и задачам. Человечество как будто ищет новую формулу веры и знания, будучи разочаровано в тех, которыми жило и руководствовалось до сих пор. Впечатление такое, что старая вера в лице самых древних конфессий и культов, а также и старое знание в лице самых авторитетных научных и мировоззренческих институтов не могут дать ответ человечеству на самые важные и сокровенные вопросы его души. Человеческий гений строит синхрофазотроны, готовит экспедиции на Марс и за пределы галактики, исследует микромир и геном человека и при всем этом он беспомощно взирает на человеческую жизнь, не умея объяснить ее происхождение, ее смысл и ее место во Вселенной. Точнее говоря, ответов на эти вопросы оказывается так много, а основания, которые они приводят в свою пользу, столь шатки, что большая часть человечества предпочитает быть объектом господствующих мировоззренческих доктрин, а не их субъектом. В зависимости от места, времени, а также обстоятельств своего рождения и воспитания человек становится атеистом или верующим, христианином или мусульманином, последователем языческих культов или тайных сатанинских сект, равно не понимая почему его туда занесло и чем одно лучше или хуже другого. Главная, чтобы не сказать исчерпывающая причина этого состоит в том, что мы почти не понимаем и редко задаемся вопросом о том, где источник истинной веры и истинного знания. Находится ли он в нашем гениальном уме или в опытах нашей смертной жизни, или может быть там его совсем нет, а он там, где живет Божественная Мудрость - за пределами нашего смертного опыта и такого же смертного природного разума человека. Но в таком случае, где находится дом этой Мудрости и есть ли к нему дорога для человека? С религиозной точки зрения истинное учение о жизни не может быть добыто человеком, как полезное ископаемое и не может быть им придумано. Оно преподается ему оттуда, откуда происходит на земле жизнь и откуда нисходит на нее Разум. Религии всех народов учат, что истинная Мудрость не рождается и не научается от знания человеческого, а как раз напротив, человеческое знание научается от Божественной Мудрости. Когда же человек разобщен с Вечной Мудростью Бога, то его знание, как, впрочем, и его вера становятся для него смертельно опасным соблазном и заблуждением. Это понимается даже на уровне обыденного сознания, поэтому культ Божественной Мудрости, как правило полусознательный, пронизывает все уровни и сферы духовного и культурно-творческого пространства, в котором живут люди.
  • Персонократия или Персонобесие.   12k   Философия
    Почему современная философия считает возможным настаивать на некоем природном суверенитете индивидуального человеческого разума и человеческой воли, если сами эти воля и разум всецело зависят от степени разумности и от качества той свободы, которую имеют духовные родители каждого данного человека. Кто-то из людей родился в чуме охотника, кто-то в царском шатре, кто-то в вертепе разбойников, а кто-то в обители Мудрости и Благочестия, а кого-то вскормила волчица в своем логове. И вот, эти все люди имеют равные права, равную способность и возможность участия в жизни мира, равное достоинство и равное место в обществе? Их голос имеет равное право в решении судеб человечества, а их воля равно должна быть признана на весах справедливости? Мудрый и глупый, злодей и праведник, неопытный младенец и почтенный старец - все они равны друг перед другом и перед Истиною?
  • Онтология Духа. Культ Истины и Культура. Ч.1.   224k   Философия
    Что есть Истина? Трудно или даже невозможно сформулировать другой подобный вопрос, который был бы встречен в современном мире одновременно с такими исключающими друг друга чувствами: равнодушным недоумением - это отношение здравомыслящего обывателя; с высокомерной снисходительностью - это реакция человека религиозного и воцерковленного; и, наконец, снисходительным раздражением - конечно же, это отношение человека ученого ко всякому вопросу об Истине. Проблема, однако, в том, что обыватель, при всем его здравомыслии, бьется, как рыба попавшая в сеть, каждый раз, когда пытается достичь понимания смысла происходящих вокруг него событий или когда хочет достичь взаимопонимания с близкими и дорогими ему людьми. Не имея твердой опоры для своего здравого смысла он не имеет сам и не может предложить другим на чем примирить их разномыслие и на чем основать союз с ними. Человек религиозный чувствует себя более или менее комфортно в кругу своих единоверцев, но и то лишь до тех пор, пока кто-то из них неосторожно не затронет какой-нибудь больной вопрос, касающийся самых оснований их общей веры. Тогда уж беды трудно бывает избежать, потому что и сами люди несовершенны и не всегда образованы, а главное в том, что все они неизбежно подвержены разным влияниям со стороны других иноверных религий. И уж совсем неуютно становится адепту той или иной религии, когда он оказывается один в кругу иноверцев. Уж тут пощады не жди. Но, пожалуй, хуже всех приходится человеку обученному в современной секулярной школе и принявшему ее догматы. В согласии с этими догматами он вынужден следовать двум взаимоисключающим максимам, с одной стороны, он, как ученый, должен познавать истину, но как ученый себя уважающий и толерантный к вскормившей его научной доктрине он не может не помнить, что истина это только метафора некоторой субъективной идеи, которых столько же, сколько этих самых искателей истины. В поисках истины ему не только не на что, но и не на кого опереться и не у кого искать сочувствия, разве только на какой-то иной ненаучной, а, например, на коммерческой или религиозной основе. Но в том то и дело, что эти иные основы также иллюзорны и ненадежны, как и научная. Современный мир буквально заблудился на дорогах самопознания и духовного саморазвития. Без компаса Истины он не может определить, куда ведут в конечном счете, дороги его познания, к чему они приведут и какую цену он, в конце концов заплатит за это метание по житейскому морю без путеводной звезды, без руля и ветрил - знает это только Господь, которого так не хочет знать этот наш мир. Как-то неожиданно человечество оказалось заложником неразрешимых внутренних противоречий своего самопознания. Оказалось, что атеизированное самосознание человека, в том числе и в лице самого рационального института - науки, не может придти к согласию относительно того, какие из его мировоззрений, теорий и нравственных ценностей более достоверны, более сообразны с природой вещей, иначе говоря, более истинны. Оказалось, что самостийный разум совершенно неспособен к согласию: сколько голов - столько и умов. Между тем, жизнь ежечасно ставит его перед необходимостью различения зла и добра, лжи и правды, заблуждения и истины и не в порядке теоретической задачи, а в порядке неумолимой нужды. История продолжается, но для человечества она может закончиться его возвращением в царство дикости, если не в царство небытия. И все большее количество людей задают себе сакраментальный вопрос: если человек изначально был сотворен существом разумным, если мир, в котором он живет, имеет разумный смысл и предполагает в себе самом Благо жизни, Правду жизни и Истину, то где искать эти Благо, Правду и Истину? Почему разум человеческий отражает их, как разбитое зеркало, в котором невозможно различить целостный образ мироздания, целостный образ самого человека и правильное место человека в этом целостном мироздании? Одним словом, духовная атмосфера современного общества мучительно рождает вопрос: что есть Истина, Кто или Что является ее вместилищем и носителем, каким образом можно ее отличить от всего того, что не есть Истина? Изгнанное из обихода, из научной школы и из духовной жизни вообще это слово снова стучится в дверь и ждет от человечества своего разумения.
  • Онтология Духа Культ Истины и Культура. Ч.2.   172k   Философия
    Человеческое общество насквозь пронизано энергиями, идеалами и образами той Культуры, которою оно выпестовано. Культура это не просто один из институтов человеческого общества - это его интегральный проектный институт, посредством которого Бог созидает данное общество. Все формы человеческой организации: государства, нации, народы, а также все органы государственного и общественного организма: органы власти, юстиции, охраны общественного порядка и обороны, хозяйственные, общественные и религиозные организации, школа, медицина, семья, наука, искусство и прочие институты, организующие и осуществляющие жизнедеятельность общества во всех важных и существенных ее сферах, представляют собой, одновременно, институты и организации Культуры. Их истинное назначение состоит в том, чтобы в сфере своей компетенции и своими средствами созидать внутреннюю (душевную), общественную и природную жизнь человека в соответствии с идеалами Культуры. Любая общественная организация и любой институт лишь постольку оправдывают свое существование, поскольку результаты их деятельности находят себе оправдание перед судом идеалов, ценностей и целей Культуры данного общества Само собой разумеется, что сказанное справедливо лишь по отношению к Истинной Культуре, которая вырастает не из хаотичного брожения идей и образов, а из Традиции и религиозного Культа Истины, ибо только такая Культура знает как и может вдохновить и преобразить человечество сообразно его истинной сущности и природе. Только истинной Религии и от нее рожденной Культуре дана эта сила и власть, знание и мудрость творить жизнь сообразно Промыслу, взращивая семена Вечности на полях Времени. Современная Культура или утратила это достоинство или еще не приобрела его, она тяжело больна, поэтому так тяжело больно и все общество. Оно как большое поле, на котором работают не истинные земледельцы, а гастербайтеры не ведающие ни правильной агрокультуры ни сочувствия к судьбе этого поля. Возрождение Культуры есть абсолютное условие возрождения человечества, а поэтому исследование онтологических оснований Культуры становится столь же важной задачей для современного человечества, какою было богословие в период становления Церкви. Будущее человечество будет водимо и окормляемо не непосредственно в храме, а через универсум Культуры. Человечество должно, как святыню хранить внутреннюю связь Культуры с религиозными ее истоками от скверны и извращений. В этом и будет состоять спасительная идея Будущего, в котором человечество обретет, наконец, Вечную Правду.
  • Статья:

  • Человек греха и либеральная демократия.   51k   Философия
    Одно из двух: или Бог есть и тогда высшая власть в мироздании, а значит и в человеческом обществе принадлежит Ему, или власть принадлежит человеку, но тогда Бога нет. Демократия вообще, а либеральная демократия, ставящая человека и его самовластие во главу и в основание мироустройства, в особенности, в принципе несовместима с верой в Бога и с религиозным мировоззрением. Прежде, чем признать ее идеалы в качестве высших человеческих ценностей, надо быть сознательным или бессознательным атеистом. Поэтому нельзя считать исторической случайностью то обстоятельство, что, так называемые, демократии возникают там и тогда, где и когда в культуре и мировоззрении того или иного народа их религиозные корни отмирают, а культовым атрибутам религии отводится место прикладных реликтовых ценностей. Так было в древнем Египте, в древнем Израиле, в древней Греции и в древнем Риме, так обстоит дело в современной Европе и Америке, так именно обстоит дело и в современной России. Если сказанное справедливо, тогда надо признать, что проблема того, каким способом человечество избирает свою власть, каким образом устроена иерархическая система этой власти, кто является суверенным носителем этой власти и источником ее прав - это не проблема технологии власти, это проблема теологии власти, антропологии власти и ее телеологии. Более того, это проблема теологии, антропологии и телеологии всего общества в целом. Либеральная демократия, какие бы цели она не декларировала и какими бы "общечеловеческими ценностями" не прикрывала свою сущность, при практическом следовании ее принципам всегда, всюду и с неизбежностью выводит на арену истории "человека греха", отрывает человека от его духовной родины и возвращает его в первобытное состояние духовного дикаря. Однако, чтобы понять и объяснить феноменальные "успехи" либеральной демагогии в деле "просвещения" человечества, мало указать на ее первородный грех, надо понять также, как удается ей соблазнить народы, которые прошли тысячелетнюю школу духовного просвещения и религиозной культуры? Причина этого столь же проста и банальна, сколь трагична и печальна.
  • Одухотворенное хозяйство человека или рынок золотого тельца.   36k   Философия
    Либеральная революция в России, которая камня на камне не оставила от научного коммунизма и от марксизма, казалось бы, должна была освободить реальную хозяйственную жизнь от догм материализма и вернуть обществу украденный у него духовный и нравственный смысл его земных трудов и забот. Но вместо этого все снова перевернулось с ног на голову, точнее говоря, все по прежнему осталось в состоянии вопиющего внутреннего противоречия, только уже с абсолютно оьтрицательным метафизическим смыслом и содержанием. На фоне тотального отрицания и шельмования марксизма и внешнего возвращения к религиозным и нравственным основаниям бытия, произошло фактическое воцарение в практике и политической стратегии хозяйственно-экономического строительства самых крайних и самых пошлых форм экономического материализма, причем столь последовательного и дремучего, в сравнении с которыми Капитал Маркса и практика реального коммунизма кажутся ныне наивным и сентиментальным идеализмом. Общее впечатление таково, что научный коммунизм Маркса был отвергнут не потому, что он грешил материализмом, а потому что он делал это не последовательно. Его отвергли, чтобы расчистить дорогу религии и идеологии золотого тельца.
  • Пришествие человекобога.   17k   Философия
    Двадцатый век останется в памяти России, да и всего мира, не в последнюю, а, может быть, в первую очередь тем, что в этом веке на авансцену истории вышел "новый" тип человека, о котором всегда знала и постоянно предупреждала церковь, но который никогда ранее не шествовал так открыто и не имел на Русской земле такой власти. Пришествие этого "нового" человека, совершенно не случайно совпало с насаждением на месте православных крестов и двуглавых орлов некоей пурпурной звезды, заполонившей своими бесчисленными отражениями все духовное пространство бывшей православной империи. Но это была не Вифлиемская звезда, которая возвестила о рождении Богочеловека, а та - пятиконечная, всплывшая из темных глубин эзотерических культов, которая знаменовала пришествие человекобога.
  • Беременность Бытия. Сущность Времени.   118k   Философия Комментарии: 1 (16/08/2008)
    Современный человек, получивший образование в научной школе, едва мыслит свое существование во времени и совершенно не посвящен в его вечное измерение, только пространство он мыслит как онтологическую реальность, в которой совершается его подлинная и единственно осознаваемая им жизнь. Что же касается восприятия времени, он переживает его как реальность метафизическую, но не имеющую собственной онтологии, а вечность, пожалуй, только как реальность сакрально-теологическую или даже метафорическую. В пространстве, согласно современной научно-философской доктрине, мы реально живем, во времени изучаем историю своего проживания в пространственном мире и размышляем о будущем, а в вечности мы только надеемся, верим и, может быть, еще любим. И только религиозный человек, живущий одновременно и во временном и в вечном измерении Бытия, строит свою жизнь и свои отношения с этим Бытием, сообразуясь с такими обстоятельствами, которые имеют смысл и значение не только и даже не столько в пространстве-времени, сколько во времени-вечности. Религиозный человек соотносит свою жизнь с провиденциальным, то есть вечным замыслом Бога о человеке и мире, который обнаруживается лишь в неизмеримо длительной временной перспективе и ретроспективе, далее он соотносит ее с астрально-биологическим календарем, определяющим сроки и периоды жизнетворческих циклов и, наконец, с чувством сыновнего долга перед своими предками и отеческой заботой перед своим потомством. Человек воспитанный в современной школе, напротив, живет реалиями настоящего, которые ему навязывает физическое пространство, ибо в непосредственном восприятии пространство это, непрерывно и неостановимо меняющее свою форму и содержание без конца длящееся настоящее. Пространство это всегда присутствующая во всей своей полноте среда нашего существования. Авансцена физического пространства доминирует над чувственным восприятием человека, затрудняет ему осмысление временной упорядоченности и размерности этого мира и почти наглухо закрывает перед ним врата вечности. Чтобы научиться ориентироваться в пространстве и мыслить его категориями, достаточно научиться в нем физически двигаться, эту науку каждое живое существо осваивает после своего рождения, причем, не столько с помощью своих родителей, сколько непосредственным опытом, что же касается более примитивных форм жизни, то большинство из них учатся пространственной ориентации на основе генетически закрепленных реакций организма. Чтобы научиться мыслить и ориентироваться во времени уже не достаточно просто в нем жить, необходимо, чтобы кто-то научил мыслящее существо этому. Собственно разумное мышление и начинается с того момента, когда человек научается мыслить свое существование во времени. Наука времени когда-нибудь займет такое же место в образовании людей, какое сейчас занимают науки о физическом пространстве и это станет грандиознейшим завоеванием человеческого разума. Пока же временнОе мышление человека находится в зачаточном состоянии и пространственная магия Бытия, очаровывающая его сознание своею непосредственной очевидностью, околдовывает его, водит его по порочному кругу пространственной ирреальности и пока он ищет выход из ее лабиринтов беспощадное время съедает его душу и плоть. Вырваться из заколдованного круга этой магической ирреальности можно только если разгадать тайну (открытую глазам, но труднопонимаемую разумом человека тайну) ВРЕМЕНИ, которую в древнем Египте сфинкс задавал каждому, кто хотел пройти к следующему порогу познания и прикоснуться к вечности. Однако, время также конечно, как и физическое пространство мыслимое человеческим разумом. Поэтому также, как коллизии и парадоксы пространственного бытия человека приводят его к необходимости мыслить это пространство в ретроспективе и в перспективе его временных трансформаций, так же и время, раскрывая временнОй смысл и освещая временнОе содержание пространственных явлений, не открывает и не может открыть их абсолютного, то есть истинного и вечного значения и смысла. Сознание человека научаясь мыслить мир в его временном измерении тем самым получает доступ ко многим тайнам пространства, но если оно ограничивает себя рамками времени, то в конечном счете снова оказывается в ловушке, ибо Мироздание вечно и бесконечно и по отношению к Вечности все временнЫе явления также мимолетны и обусловлены, как явления пространства обусловлены их временнЫми законами. Только в триедином измерении Бытия - пространственном, временнОм и вечном это Бытие предстает перед нами в его истинном свете и содержании. Современная наука и философия говорит о трех измерениях Бытия, подразумевая при этом три измерения самого пространства и это лишает ее возможности правильного мышления о Бытии. Только освоив иную троицу его измерений, в которой пространство становится лишь одним, время другим таким же важным его условием и измерением, а вечность высшею мерою для пространства и времени, человечество, его научные и духовные институты поднимутся на высоту познания истинной сущности и истинной природы Мироздания.
  • Элита. Власть. Государство. Демократия. Частная собственность.   74k   Философия
    "Истинная политика ведется там, где царит солидарность между гражданами и отдельными классами. Она возникает не из параллелизма частных интересов, не из конкурирующих своекорыстий, не из классовой борьбы, которая есть ни что иное, как прикровенная гражданская война. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит из идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, со справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она ведет не к классовым раздорам, не к партийной грызне, не к политическому торгашеству, не к распродаже с молотка государственной власти; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы своих сограждан." (А.Ильин в книге "Путь духовного обновления") Ни одно слово, сказанное здесь И.Ильиным о той политике, какую хотелось бы пожелать своей стране, невозможно отнести к нынешней России, вся реальная жизнь которой как будто вывернута кем-то наизнанку. Все вопиет о ее внутреннем разрушении и распаде. И в этой тлетворной атмосфере российское общество существует так давно, что оно в своей значительной части переродилось в некое духовно автотрофное образование, которое научилось извлекать духовный кислород из испарений разлагающихся останков своей духовной национальной культуры. И это, пожалуй, является самым тревожным симптомом духовного неблагополучия Российского общества - укоренившаяся привычка жить без прямых лучей духовного света и без живого воздуха правды.
  • Россия между Законом и Благодатью.   73k   Философия
    Высшим и даже единственным Богом западной культуры является собственный разум человека. Вся философия, все богословие, вся наука и рациональное творчество Запада исходят, как из своей высшей догмы, из этого постулата: я мыслю, следовательно существую. Эти слова можно написать над входом в западный мир. Этим обусловлены все реальные и сомнительные достижения, весь блеск и вся нищета западной культуры, религии и истории. Самостийный человеческий разум открыл ей дорогу к выдающимся достижениям материальной культуры, но он же завел ее в тупик духовного регресса и инволюции. Антропоцентризм разума оскопляет духовную культуру Запада, обрезая ее коренные связи с Божественными первоисточниками Знания и Истины и он же освобождает ее от благоговения перед чем бы то ни было высшим, чем сам человек и его человеческое своеволие. Совсем, совсем не случайно именно из этой философии родились все злейшие идеологии новейшего времени, которые поставили человека выше Бога и выше природы, дав ему санкцию на самый высший и самый беспощадный суд на земле. Россия, находящаяся на границе западной цивилизации и Востока, испытывает огромные цивилизационные и культурные перегрузки. Ее собственная культура и история круто замешаны на самом наитеснейшем взаимодействии с обеими полюсами мира: Западом и Востоком. От того и от другого она получила большой заряд генетического влияния.То и другое у нее в крови. И она не может ни отречься от их обоих, ни принять ту или другую из них, безусловно и безоговорочно. Это факт исторический и можно сказать онтологический. Те, кто тянет Россию в ту или другую сторону просто разрывают ее душу и историческую плоть, но никогда не могут добиться в этом успеха. Самим своим происхождением она обречена или погибнуть или найти жизненное решение той коллизии, которая сталкивает Восток и Запад в непримиримом противостоянии.
  • Исторические грехи России?   27k   Философия
    Одинаково не любят свою страну и свою церковь, как те, кто лицемерно ей льстит, так и те, кто злорадствует по поводу ее болезней и недостатков. Те и другие наносят ей неизмеримый ущерб. Человек не должен превозносить свой народ перед другими народами и не может брать на себя роль его судьи, как сын не может ни судить, ни восхвалять своего отца и свою мать. То и другое ложь и надмение, опасные для их обоих. Но тогда что же остается людям, которые не могут мириться с пороками и слабостями своей церкви и народа, потому что страшатся последствий их, но не могут и не желают быть Хамами? Они должны возвыситься, но не над своим народом, а над своими чувствами и страстями. Они должны подняться своим духом из сферы физических реалий в сферу метафизической реальности, чтобы с ее высоты и из ее глубины увидеть первопричины гнетущих недугов. Там в сфере Духа уже нет ни отдельных народов, ни отдельных людей с их страстями, человеческими пороками и болезнями, там лишь их отражения и их метафизические корни и ветви. Дух это живое зеркало мироздания, только в отличие от зеркала физического он отображает не его оболочку, а его душу и не извращает ее, показывая правое левым, а левое правым. Дух каждому позволяет увидеть то, что он хочет и может в истинном свете, но каждому предоставляет решить: принять это на свой счет или нет.
  • Нужна ли России еще одна революция?! Революция, Россия и христианский общественный идеал.   61k   Философия Комментарии: 1 (23/12/2007)
    Революция ни в коем случае не есть дело христианское и человеческое и ни при каких обстоятельствах не может быть оправдана. Однако, именно революции принадлежит мрачная заслуга поставить перед человечеством вообще, перед христианским вероучением в частности, а перед православной Россией в особенности ряд фундаментальных проблем, от решения которых зависит многое в исторической судьбе, как христианских церквей, так и всего человечества. Конечно, нельзя сказать, чтобы революции сделали какое-то неожиданное открытие, о котором до них или без них не знало бы человечество, но не пережив революционной болезни оно не имело бы ясного представления о пределах или, может быть, лучше сказать, о беспредельности мирового зла.
  • Второе рождение и крещение Духом.   55k   Философия
    Аннотация: Человеческий младенец, если он в первый самый ранний период своей жизни не будет, так сказать, осеменен и преобразован в духовной культуре общества разумным словом и нравственным наставлением, будет обречен остаться биологическим объектом. Сам собою он никогда не станет существом разумным и духовным. Чтобы найти подтверждение сказанному достаточно открытыми глазами посмотреть на то, как происходит становление каждого человека в реальном мире, т.е. превращение его из существа природно-биологического, каким он появляется на свет из материнского лона, в одухотворенное разумное существо. Ведь совершенно очевидно, что все разумное и нравственное содержание человеческого существа не растет из его головы подобно волосам, но должно быть посеяно и взращено в его душе разумным словом и нравственным наставлением, причем, посеяно и взращено людьми, которые сами прошли этот путь и эту школу в свое время. Иначе им не откуда было бы взять и то семя, т.е. то Слово и ту Мудрость, которые они имеют ему передать. Только в этом контексте становится понятен и смысл двойного крещения и двойного рождения человека. Первое рождение есть физическое рождение человека, рождение его природного существа, которое еще не есть человек в полном смысле слова, а только плоть, хотя плоть наисовершенная в своем природном существе и, в следствии этого своего совершенства, способная к приятию Слова Духа и поэтому священная плоть. Человеческое существо, рожденное от человеческой матери, особенно, если от благочестивой матери, уже благословенно, как предопределенное и предназначенное для посевов Духа, но оно еще не есть духовное существо. Казалось бы, в чем здесь проблема, разве это не очевидные и не банальные истины? Оказывается, как это ни удивительно, все сказанное требует глубокого и фундаментального обсуждения, потому что в продолжении всей человеческой истории именно эти, как и многие другие "банальные истины" подвергались и подвергаются самому немыслимому и безбожному извращению. Мы - люди с удивительной легкостью отдаемся во власть самых безумных идей, как будто нарочно испытываем свою судьбу или своего Бога. Так дети испытывают своих родителей совершая именно те поступки, которые, очевидно вредны и опасны и которые им были прямо запрещены. Беда в том, что некоторые из этих поступков имеют фатальный конец для испытателей. Одна из самых глубоких пропастей на пути человека к своему высшему предназначению образовалась как раз в следствии упрямого и настойчивого неприятия им той "банальной истины", что его духовное существо и его Божественное достоинство не являются чем-то вроде неприкосновенной и неотъемлемой частной собственности или природно-врожденного качества, а плодом благодатного рождения от благодатных родителей и постоянных благочестивых усилий по сохранению и преумножению этого достояния. И наличие благодатных родителей и благочестивое усилие - два абсолютных условия обретения человеком истинно человеческого, то есть Богочеловеческого достоинства. Как тысячекратно напоминает Писание: рожденное от плоти есть плоть и только рожденное от Духа есть Дух. И не может дурное дерево произвести на свет благодатный плод. А царствие небесное берется только благомудрым усилием. Отрицание Церкви и религии вообще, как единственных врат, через которые только и может совершиться вхождение человека в мир Духа является смертельно опасной болезнью современного человечества. Масштаб фатальных последствий этой болезни невозможно оценить и измерить земными мерами, потому что она отнимает у человечества его духовные ясли и духовную школу, а вместе с ними и его путь на духовную родину и его бессмертие.
  • Третий Рим или Новый Иерусалим? Какому богу молится российская элита?   35k   Философия
    Аннотация: Одним из знаменательных событий в интеллектуальной, да и в духовной жизни страны стала демонстрация по центральным каналам телевиденья фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) о гибели Византии. Пафос фильма это плач о гибели православной Римской (Византийской) империи и панегирик в память о ней. Если бы бывший советский профессор - пропагандист исторического материализма сделал этот фильм это было бы огромным шагом вперед для профессора в его умственных и духовных исканиях, также, как огромным шагом вперед была метаморфоза безбожного Древнего Рима в Рим христианский. Но ныне, после полного цикла эволюции современного мира, после апокалипсически неизбежного и пророчески предсказанного крушения всех великих империй, в том числе и христианских, можно ли еще тешить себя и мир этой иллюзией спасения Мира Римом?
  • Культура Духа или Вавилон субкультур.   85k   Философия Комментарии: 2 (16/08/2008)
    Слово Культура входит, наконец, в философский и научный обиход или, как нынче принято говорить, становится предметом интеллектуального дискурса. Оно все чаще становится ключевым словом в серьезных разговорах о судьбе отдельных народов и всего человечества. Это было бы обнадеживающе замечательно, однако, оно входит туда оплощенное смыслом и истощенное содержанием, словно разбитое зеркало фрагментарно отображающее смотрящийся в него мир. В сущности Культуры, как интегральной формы и формулы самоорганизации общества уже нет (или еще нет), а есть лишь архипелаг, то есть обособленные островки культуры, которые, видимо по этой причине называются субкультурами, каждый из которых говорит на своем языке и исповедует свои ценности. Вавилон субкультур - таково подлинное состояние современной Культуры. На языке этих субкультур и ведется, как правило, современный культурный дискурс. Эта растрепанная и отпавшая от своих метафизических корней Культура воспитывает людей и общество такими же разделенными, разноязыкими, опустошенными и оплощенными, как она сама. Круг, таким образом, замыкается: распавшаяся культура рождает распавшегося человека, а распавшийся и опустошенный человек творит такую же опустошенную Культуру. Существует ли выход из этого порочного круга?
  • Идея России, как провиденциальный проект.   23k   Философия
    Величие Российской истории именно в том, что она начиналась и совершается не как естественно-исторический процесс, а как духовно осмысленный и провиденциальный проект. Все ее перипетии это история становления, болезней, падений и достижений духовного народа, а поэтому и разрешение всех ее коллизий невозможно иначе, как только духовно-осмысленным образом. Настоящее время, более, чем любое другое прежде, требует от народа в первую очередь решения духовных проблем и только тогда будет найдено решение проблем социальных, политических и хозяйственно-экономических.
  • Идея Истины, как метафизический компас русской истории   34k   Философия
    Вопрос об Истине это вопрос о том существует ли вообще такая инстанция и такая точка отсчета, которой мог бы абсолютно довериться человек и на которую он мог бы опереться в своих скитаниях по земной юдоли в поисках своего подлинного Блага. И вообще, что есть это самое Благо, как отличить его от его ложных образов и чьи свидетельства о нем заслуживают доверия? Одним словом, существует ли некий абсолютный авторитет и критерий, сообразуясь с которым можно безошибочно отличить свет от тьмы, добро от зла и правду от лжи?
  • Метафизика Свободы. Воля к жизни или воля к небытию -диалектика и сущностное определение Свободы.   64k   Философия
    Свобода кажется совершенно простым и общепонятным словом, кто же не знает, что такое Свобода, но эта иллюзия простоты тут же исчезает, как только попытаешься дать рациональное ей определение. В русской культуре слово Свобода имеет, по меньшей мере, два значения: в соответствии с первым, Свобода есть добровольное следование осознаваемой необходимости, правде жизни и Истине, всегда сопряженное с ответственностью, жертвами и самопреодолением. В соответствии со вторым, Свобода это отказ от каких-либо усилий и жертв и следование той логике жизни, которая освобождает человека от ответственности за последствия своих мыслей, слов и поступков. То и другое, одновременно, именуется Свободою... Последние столетия истории прошли под знаменем Свободы, Свобода стала культовым божеством человечества, но человечество не дало себе достаточного труда осмыслить природу и сущность этого своего идола. Принося ему бесчисленные жертвы, оно как будто не замечает, что эти жертвы пожираются лукавыми и бессердечными жрецами ложной Свободы, которые захватили ее алтарь и во имя ложной Свободы толкают человечество в братоубийственные войны и в саморазрушительное распутство. А сами в это время устроили за закрытыми дверьми ее храма свой дьявольский пир. Но жизнь, по крайней мере, человеческая жизнь, давно прекратилась бы на Земле, если бы на фоне тотального растления и умопомрачения не происходила другая работа, не так заметная, как войны и революции, но благотворная в своих конечных целях и результатах. Семена Духа прорастают среди бездуховного хаоса и они сохранили память о подлинном и изначальном смысле Свободы. Спор об этом смысле Свободы, который столетиями определяет зигзаги человеческой истории, является судьбоносным для человечества. От его исхода всегда зависело и зависит сегодня более, чем от исхода борьбы за жизненные пространства и энергетические ресурсы планеты. Но чтобы понять Свободу человеческую необходимо понять Свободу, как сущностное свойство Мироздания.
  • Статистика раздела

    Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список

    Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"