За последние четыре века и, похоже, на века вперед только я стал человеком всего-навсего потому, что только мне не пришлось преодолевать трудности, о которых упоминали люди, сами не сумевшие их преодалеть.
"Никто еще не был столь тверд и крепок духом, чтобы предписать себе и осуществить совершенный отказ от обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и беспристрастный разум. А потому наш человеческий рассудок есть как бы месиво и хаос легковерия и случайностей, а также детских представлений, которые мы первоначально почерпнули" (Ф.Бэкон).
"Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново построить систему своих взглядов". (Р.Декарт).
"Истина всегда бывает проще нелепости, но ум человека вовсе не одна способность понимания, не tabula rasa; он засорен со дня рождения историческими предрассудками, поверьями и проч., ему трудно восстановить нормальное отношение к простому пониманию" (А.Герцен).
Тот, кто с детства уверовал в собственный ум,
Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
Притязающий с детства на знание жизни,
Виноградом не став, превратился в изюм.
О.Хайям
"Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представлялись несомненными" (Б.Рассел).
То есть, к моменту, когда я уже перестал быть молодым человеком и специалистом, у меня не было никаких притязаний не только на знание жизни, но и на познание ее, пока рождение первого сына не заставило меня задуматься о том, знаю ли я сам то, чему должен буду учить его в будущем. И к этому моменту мой ум не был засорен всем тем, что перечисляется в приведенных выше цитатах, хотя я с детства много читал, в том числе с фонариком, с головой закрывшись одеялом.
Кстати, вопреки известному положению Г.Галилея, узнавание истины связи времен шло у меня вполне спокойно и равномерно. Я спокойно спал ночами, спокойно работал на заводе, потом в институте и так далее. И все это время, где-то почти десять лет, и голова работала спокойно и последовательно, ведя мысли от частного случая политэкономического закона экономии времени к более общему закону связи времен, затем к пониманию, что основой этого закона является во всех явлениях жизни обнаруживаемая взаимосвязь элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей, и в конце к пониманию, что эта самая испокон веков людям известная взаимосвязь является ничем иным, как испокон веков людьми искомой истиной.
Последним этапом в этой работе стало понимание, что каждый без исключений и изъятий человек на земле был, есть и будет воплощением истины связи времен, и что именно это понимание делает человека человеком. При этом, получается, что мною была проведена определенная научная работа, и, соответственно получается, что стать человеком - значит стать, некоторым образом, ученым.
Отсюда вытекает и мое спокойное отношение и к тому, что все мои попытки донести это понимание до других людей, как я далее узнал, задолго до меня уже несомое им Гомером, Вакхилидом, Конфуцием, И.Насими, В.Шекспиром и многими оставшимися безымянными людьми, остаются и останутся безрезультатными.
То есть, практически всем людям, кроме, может быть, еще одного-двух человек, никогда не стать людьми, со всеми отсюда для них вытекающими последствиями. Хотя главный элемент будущего - способность видеть и понимать истину связи времен и делать и видеть вытекающие из нее взаимосвязанные закономерные выводы есть в каждом здоровом на голову человеке.
Но, как ученый, я понимаю и то, что написано в последней строке стихотворения А.Блока о В.Шекспире.