Зеленин Сергей Николаевич : другие произведения.

Генеральный апгрейд. Глава 8. Артиллеристы, Сталин дал приказ механическая тяга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  

Генеральный апгрейд. Глава 8. Артиллеристы, Сталин дал приказ: механическая тяга.

  
  
  
  
     Из выступления И. В. Сталина на совещании высшего командного состава РККА по итогам Советско-финской «Зимней» войны. 17 апреля 1940 года:
  
  
      «…Что такое современная война? Интересный вопрос, чего она требует? Она требует массовой артиллерии. В современной войне артиллерия это Бог, судя по артиллерии. Кто хочет перестроиться на новый современный лад, он должен понять, артиллерия решает судьбу войны, массовая артиллерия. …Артиллерия — первое дело!».
  
  
      
  
     Английский историк Лен Дейтон:
  
  
     «Артиллерия Красной армии по своему уровню соответствовала той, что использовалась на Западном фронте в 1918 г., — это почти то же самое, что назвать ее очень плохой. В грядущих сражениях меньше 50 % потерь немецких войск, действовавших на Восточном фронте, приходилось на артиллерийский огонь, в то время как относительные потери от огня англо-американской артиллерии превышали 90 %».
  
  
     Поднявшееся было настроение от гениально-простого решения проблемы автомобилизации РККА - тут же «стремительным домкратом» рухнуло вниз…
  
     Если бы дело было только в транспортных и специальных автомобилях!
  
     Вот что пишет Начальник артиллерии Орловского военного округа прямо накануне войны:
  
     «По штатам мирного и военного времени, 364, 488-му корпусным артиллерийским полкам и 399-му гаубичному артиллерийскому полку положены тракторы «Коминтерн» и «Сталинец-2». В момент сформирования указанных артиллерийских частей этих тракторов или их заменяющих «ЧТЗ-65» в округе не было… Планом вооружения Генерального штаба Красной Армии на 1941 г. предусматривается укомплектование этих частей на 50 % штатной потребности вместо положенных тракторов маломощными тракторами «СТЗ-3–5»… Перевозка указанными тракторами материальной части артиллерии от станции Рада Ленинской железной дороги до лагерей производилась по лесной проселочной дороге на расстоянии 0,5–1 км… Из 10 тракторов «СТЗ-3–5», участвовавших в переброске 122-мм пушек и 152-мм гаубиц-пушек, застряло 8. Все принятые меры к вытаскиванию застрявших орудий тракторами «СТЗ-3-5» оказались безрезультатными… Считаю, что укомплектование указанных артиллерийских частей маломощными тракторами «СТЗ-3-5» в размере 50 % штатной потребности делает их небоеспособными».
  
  
      
  
     
 []
  
  
     Рисунок 57. Блеск и нищета советского Бога войны: пушка-гаубица "МЛ-20" и буксирующий её сельскохозяйственный трактор.
  
  
      
  
     Из другого источника узнаём, что:
  
     «…С целью сбережения материальной части и топлива в предвоенные годы для боевой учебы и хозяйственных надобностей разрешалось использовать лишь один трактор на батарею, причем время работы его не должно было превышать 25 часов в месяц. Можно представить себе, на каком уровне велась боевая подготовка нашей механизированной артиллерии».
  
  
      
  
     К 22 июня 1941 года артиллерия Одесского военного округа, например, насчитывала 6598 орудий и минометов: 963 противотанковых, 867 полевых, 668 гаубиц и 429 зенитных орудий, 311 орудий большой и особой мощности, 3360 минометов. Но потребность в тягачах обеспечивалась только на 25,5 %(!) от требуемого количества. Да и то: из имеющихся в наличие - количество специальных артиллерийских тягачей на гусеничном ходу составляло всего лишь 20,5 % наличного тракторного парка. Остальная часть тракторов представляла собой слабосильные тихоходные сельскохозяйственные машины, половина из которых требовали среднего и капитального ремонта.
  
      
  
     Короче, положение со средствами артиллерийской тяги - было не менее плачевным, чем с грузовыми автомобилями и, это привело к воистину катастрофическим последствиям в первые же часы войны.
  
  
     В городе Дубно формировался 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности, вооружённый двадцатью семью новенькими, так называемыми «Сталинскими кувалдами» - 203-мм гаубицами «Б-4», то есть… После «внезапного и вероломного», из-за отсутствия мехтяги они были брошены и достались немцам в идеально-исправном состоянии.
  
     На окружном полигоне юго-западнее Барановичей, онемевшим-окаменевшим от нежданно-негаданной удачи оккупантам, точно также достались почти пятьсот(!) 152-мм гаубиц-пушек «МЛ-20» - прибывшие прямо с завода, с десятком боекомплектов на каждое - в виде дополнительно-приятного бонуса.
  
     Это лишь наиболее известные и вопиющие случаи, а всего в летне-осеннюю кампанию 1941 года, советскими войсками была потеряно воистину астрономическое количество артиллерии - 79 093 стволов!
  
     Из них минометов — 46 334 штук, противотанковых пушек — 10 017 единиц, 76-мм пушек и 122-мм гаубиц — 15 216 и более мощных орудий — 5000 стволов.
  
     И не менее половины из общего количества, мне мнится, было попросту брошено расчётами - из-за невозможности вывезти в тыл при отступлении, из-за отсутствия средств тяги.
  
      
  
     Другой вопрос: а зачем нужно было перебрасывать в западные военные округа лишённые мехтяги артиллерийские части? Какая нужда была формировать артиллерийские части большой мощности (пусть даже чисто теоретически и, снабжённые тягачами в избытке) непосредственно у границы? Неужели других мест на «Одной шестой части суши» не нашлось?
  
     И, наконец: а куда Генштаб РККА смотрел и его Начальник – Георгий Константинович Жюков?
  
     Ладно… Все кругом идиоты во главе с усатым параноиком, но он то!
  
     Если «САМ(!!!)» такое приказал, то можно взяв в союзники сталинский страх, шепнуть Вождю на ушко:
  
     - Товарищ Сталин! Ведь, спровоцируем же - сосредотачивая такую мощь на самой границе!
  
     Глядишь обосцавшись с перепуга, тот отменит такое идиотское распоряжение…
  
     Парадокс, да?
  
     В Прибалтийском военном округе, его командующий запрещает выдавать солдатам каски - из боязни перед провоцированием войны, а в Западном – выкатывают вплотную к священным рубежам «Das Dritte Reich» полтысячи стволов тяжёлой артиллерии…
  
     Вам не кажется, что кто-то пиз…дит как Троцкий?
  
     Интересно, кто?
  
      
  
     Но в «Размышлизмах после беспамятства» Маршала Победы, вы ответы на подобные вопросы не найдёте.
  
     Там только лишь одно:
  
     «Я предупреждал, а он не слушал!
  
     Он заставлял, а мы все его боялись!
  
     Он боялся и нам не разрешал!».
  
     Вот и все «мемуары», мать его…
  
      
  
     Немцы, не будь дураки, довольно активно использовали трофеи против Красной Армии.
  
     К примеру, до появления летом 1942 года 75-ти миллиметровой «Пак-40», самым мощным орудием ПТО Вермахта, была «7,62 cm F.K.296(r)» - имевшая в девичестве вполне себе отечественный индекс родного ГАУ «76-мм дивизионная пушка образца 1936 года» или просто – «Ф-22». Их было захвачено столько много, что в ходе уже советского наступления - затрофейенные в свою очередь нашими войсками, они включались в истребительно-противотанковые полки Верховного Главнокомандования РККА и не без успеха использовались против «Тигров» и «Пантер». Вермахту же они служили верой и правдой - вплоть до его капитуляции в Берлине, а на вооружении финской армии, состояли…
  
     Аж, до 90-х годов!
  
     Такая же история была и с «МЛ-20» - лучшими тяжёлыми орудиями РККА периода Великой Отечественной Войны, про которые уже велась речь выше. Получившие новое название пушка-гаубица «15,2-см KH.433/1(r)» от новых хозяев, они исправно стреляли по прежним, по крайней мере - до 1944 года, если судить по некоторым источникам.
  
      
  
     Уже в ходе войны, положение с тягачами в Красной Армии лучше не стало. Из доклада начальника АТУ ГАБТУ КА для секретариата СНК СССР о состоянии тракторного парка Красной Армии от 13 июля 1942 года:
  
     «Вследствие полного прекращения выпуска тракторов «Ворошиловец» и «ЧТЗ» создалось чрезвычайно тяжелое положение в артиллерийских и танковых частях. Новые формирования пушечных и тяжелых гаубичных артполков РГК совершенно не обеспечиваются механической тягой (трактор ЧТЗ). Потребность на пополнение убыли тракторов действующих частей не удовлетворяется. Во многих артполках 1 трактор приходится на 2–3 орудия. Танковые части совершенно не обеспечиваются мощными тракторами «Ворошиловец», в результате чего тяжелые и средние танки даже из-за небольших неисправностей или повреждений своевременно не эвакуируются с поля боя и попадают к противнику…
  
  
     В связи с прекращением выпуска тракторов ЧТЗ в артиллерийских частях создалось катастрофическое положение с механической тягой».
  
  
      
  
     К тем 79 093 стволов – потерянным во время Приграничного сражения, за первые полгода войны советской промышленностью было выпущено дополнительно ещё 39 695 орудий и минометов и, судя по вышенаписанному – значительная их часть также досталась в виде трофеев врагу.
  
     Не знаю у кого как, но у меня сложилось впечатление, что советская промышленность производящая артиллерию - работала на два фронта.
  
     Пусть это звучит кощунственно, но как ещё можно назвать сложившееся положение дел?
  
      
  
     ***
  
     А что там, кстати, с мехтягой у немцев? В чём секрет «Блицкрига, не считая «Панцеров», «Штук», уже упомянутых бронетранспортёров «Ганомаг» и упомрачительного числа грузовиков в передовых частях «Панцеваффе»?
  
     Отлично понимая значение Бога войны, немецкие стратеги заранее побеспокоились об колесницах для него, создав стройно-сбалансированную систему колесно-гусеничных артиллерийских тягачей (прошу не путать с колесно-гусеничными же бронетранспортёрами!), называемую общим словом «Somderkraftfarzeug», то есть: «специальные моторизованные машины».
  
     Всего было шесть типов машин.
  
     Самым маленьким артиллерийским тягачом в системе «Somderkraftfarzeug» был «Sd.Kfz.2» - полугусеничный мотоцикл фирмы «NSU», которых было выпущено не менее 8345 штук. Скорость до 70-ти километров в час, усилие на крюке около полутоны. Он предназначался для буксировки 3,7-см противотанковых пушек, 7,5-см пехотных орудий, 2-см зенитных пушек и подобных легких систем.
  
     
 []
  
  
     Рисунок 58. Полугусеничный «Sd.Kfz.9» - самый тяжелый тягач Вермахта.
  
  
      
  
      
  
     Все же кроха был слишком не мощен для артиллерийского тягача - пусть и лёгкого и, его функции чаще исполнял однотонный полугусеничный «Sd.Kfz.10» - на базе которого был создан легкий разведывательный БТР.
  
     Полугусеничный «Sd.Kfz.11» считался в системе «Somderkraftfarzeug» тоже лёгким, хотя имея на крюке усилие в три тонны - мог буксировать и системы, предназначенные для чисто среднего 5-ти тонного тягача «Sd.Kfz.6» - 10,5-см легкую гаубицу, 15-см тяжелую гаубицу, 10,5-см пушку и 8,8-см зенитную пушку. Но славен он был тем, что на базе его был создан знаменитый «Ганомаг» - средний бронетранспортер «Sd.Kfz.251».
  
     Средний тягач «Sd.Kfz.7» имел тягу восемь тонн и был предназначен для буксировки 15-см тяжелой гаубицы, 10,5-см пушки и 8,8-см зенитки.
  
     И наконец, линейку «Somderkraftfarzeug» завершает тяжелый тягач «Sd.Kfz.9», который с усилием в 18 тонн на крюке мог буксировать все тяжелые артсистемы большой и особой мощности, 12,8-см зенитные орудия, а также все типы танков… То, что он не мог буксировать в целом виде, буксировалось в разобранном по частям. К примеру, для перевозки одной 21-см пушки «K.39» требовалось три тягача, для 24-см пушки «K3» — пять, а для 35,5-см мортиры «М.1» — аж целых семь тягачей.
  
     Немаловажное уточнение: все перечисленные артиллерийские тягачи системы «Somderkraftfarzeug» - от самого лёгкого, до самого тяжёлого – имели максимальную скорость по шоссе до семидесяти(!) километров в час. Конечно, для движения в колонне такой стремительности не надо было – для «Блицкрига» хватало и тридцати пяти по достаточно хорошей дороге.
  
      
  
     Кроме применения по прямому назначению, Вермахт использовал все виды тягачей в виде импровизированных самоходок, для чего одинарные и счетверенные 2-см, 3,7-см и 5-см зенитные автоматические установки и, даже 8,8-см зенитные пушки – просто и без всяких затей, устанавливали в кузов.
  
     Кроме полугусеничных тягачей, для возки артиллерии в вермахте использовались и чисто колёсные или чисто гусеничные машины. Особую известность среди первых получил трактор «Lanz-Bulldog» с одно-цилиндровым калильным двигателем, среди вторых – «RSO» фирмы «Штайр».
  
     В общей сложности, для своего «Блицкрига» в России немцы - использовали сотни тысяч тракторов и автомобилей, захваченных по всей Европе в 1939–1941 годах. Степень моторизации как армии в целом, так и артиллерии в частности - была в вермахте как бы не на порядок выше, чем в РККА, что и стало важной составляющей нашего поражения летом 1941 года.
  
      
  
     А нельзя ли попробовать как-то исправить текущее положение дел?
  
     Попробовать можно – почему бы не попробовать?
  
     Тем более, у меня сложилось стойкое убеждение: хуже не будет - ибо хуже уже просто некуда.
  
      
  
     ***
  
     6 февраля 1941 года, в пятницу, по моей инициативе в Наркомате обороны СССР было проведено совещание посвященое именно артиллерии. И первым же делом, речь зашла именно о средствах тяги для советского Бога войны.
  
     Так же как и на последующих, на нём присутствовал народ хоть как-то причастный к «Богу войны»: высокопоставленные военноначальники рода войск, директора и главные конструкторы соответствующих оборонных заводов, председатели обкомов и горкомов городов, где находятся эти предприятия, начальники местных отделов НКГБ…
  
     Ну и кроме меня и маршала СССР Бонч-Бруевича – мой Секретарь-референт Меркулов, Председатель «Главного промышленно-экономического отдела при Совнаркоме СССР» (ГПЭО СНК СССР) - комиссар государственной безопасности III ранга Богдан Захарович Кобулов.
  
     Это уж, само собой разумеется.
  
      
  
     Как это часто со мной бывает, захожу на проблему издалека:
  
     - А что, товарищи артиллеристы: у нас в Красной Армии с мехтягой - всё так зашипись, что Вы сняли с производства 122-ти миллиметровую гаубицу «образца тысяча девятьсот десятого тире тридцатого года»…?
  
      
  
     Предо мной как многоголовый Змей Горыныч пред добрым молодцем, стоит навытяжку высшее руководство советской артиллерии: Амо Сергеевич Елян - Нарком артиллерии СССР, генерал-полковник Воронов – Начальник Главного Артиллерийского Управления (ГАУ ВС СССР), генерал-майор Говоров – Командующий артиллерией РККА.
  
     Ну и само собой при них маршал Кулик – Нарком обороны СССР…
  
     Как же без него!
  
     Последний - невысокий, широкий в плечах мужчина с простовато-грубоватым кретьянским лицом - чем-то неуловивимо похожий на постаревшего, битого жизнью и оттого озлобившегося на неё мультяшного Губка-Боба. Как известно, он возглавлял накануне войны Артиллерийское управление Красной армии – которое ведало разработкой и внедрением новых видов вооружения. При царизме эта «контора», ещё вцецело отвечало за снабжение армии, за создание мобилизационных запасов, за своевременные поставки оружия и снаряжения в действующую армию.
  
     В РККА небезосновательно решили, что надо разделить функции и, с некоторых пор - Главное Артиллерийское Управление по-прежнему занималось новыми видами оружия, а Управление Начальника артиллерии – вопросами снабжения, поставок оружия, в первую очередь, артиллерийского, обучения и практического применения артиллерии в бою.
  
     Генерал-полковник Николай Николаевич Воронов - высокий, долговязый, с жёлто-болезненный лицом и фигурой похожей на Соломинку из известного советского мультфильма.
  
     Генерал-майор Леонид Александрович Говоров - статный и стройный красавец-мужчина, прежде занимал должность Заместителя генерал-инспектора артиллерии РККА.
  
      
  
     Кулик, отличался безусловной храбростью – и на поле боя и, в подковёрных кремлёвских битвах и, вместе с тем конфликностью характера.
  
     Пожалуй ни на кого, кроме самого Реципиента и Лаврентия Берии - иже с ним, ни на кого не было вылито столько вонючей грязи, как на этого исторического персонажа. И такой он и сякой… И, автоматы Кулик недооценивал и все сражения проигрывал и, на однокласснице своей дочери женился - служа просто-таки воплощением необразованности, бездарности и аморализма.
  
     Ну дык поднимите мне брови и покажите, кто среди высшего руководства РККА, до Финской войны - ваще поднимал вопрос о пистолетах-пулемётах, как о массовом оружии пехоты?
  
     Может, будущий «Маршал Победы»?
  
     Пруфы в студию!
  
     Кто в 1941-42 годах выигрывал хотя бы одно более-менее крупное сражение?
  
     Жюков, что ли? В битве под Москвой?
  
     Ой, да не смешите мои тапочки… Даже по его «Размышлизмам после беспамятства» - очень хорошо заметно, что единственным его талантом, было умение выпрашивать подкрепления у Верховного Главнокомандующего.
  
     Помните бессмертное?
  
     Цитирую по памяти:
  
     « - …Товарищ Жюков, как Вы думаете – нам удастся отстоять Москву?
  
  
     - Удастся, товарищ Сталин, но для этого мне надо…».
  
  
     И дальше идёт длинный список хотелок «Маршала Победы», которые Сталин – кровь из носа, но должен ему дать: танковые бригады, артиллерийские полки и свежие стрелковые дивизии с Дальнего Востока.
  
     Стратег, фули!
  
     Умеет у прижимисто-хозяйственного Сталина ништяки для себя выцыганить. «Звезда смерти» Дарта Вердера, человечеству была ещё неизвестна – иначе и её бы выпросил. Представьте себе шахматиста, который «пролюбив» в начале партии все тяжёлые фигуры, в ходе игры выпрашивает себе ещё пару коней, слонов ла ладью с ферзём в придачу…
  
     Так и любой олух может гроссмейстером стать!
  
     Григория Ивановича же, даже его самые злостные злопыхатели - вроде его заместителя Воронова, в подобном попрошайничестве обвинить не могли. Он воевал как мог и тем, что есть.
  
      
  
     Ну и наконец, самое «интересное» обвинение – в так называемом морально-бытовом разложении… Мол, Кулик в октябре 1940-го года женился на школьной подруге своей дочери – младше его на 30 лет.
  
     Не, ну силён мужик – люто ему завидую!
  
     Обвиняя маршала, не забывали при этом лягнуть и самого товарища Сталина – присутствовавшего на свадьбе: мол, все они одного поля ягодки – педофилы и гомофобы тоталитарно-авторитарные.
  
     Однако, при этом почему-то все хором забывают о количестве жён у товарища Жюкова и возрасте последней из них, младше его на…
  
     Угадайте на сколько?
  
     Кто первый угадает, тому карамельку «Чупа-чупс» на палочке.
  
     …На те же самые тридцать лет!
  
     Ну, дык ему ж можно молоденькой «потыкать» - Маршал ж Победы, как-никак. Войну вопреки ожесточённому сопротивлению Сталина выиграл, солдаты все до одного его любили, анау-мынау и дальше по списку.
  
     А Кулик практически официально был объявлен «Маршалом поражений» - ему в том категорически отказано и приказано подобно Киркорову унд Галкину – трахать только бабушек-старушек.
  
     Ну, да ладно – «мёртвые бо срама не имуть»…
  
      
  
     Возможно из Григория Ивановича - полевой стратег и, хреноватый - спорить не буду!
  
     Но в артиллерии он разбирался хорошо - пройдя практически все служебные ступени в этом роду войск, окончив «Военно-академические курсы высшего комсостава РККА» (ВАК) и «Военную академии имени М. В. Фрунзе». На посту Начальника «Главного Артиллерийского управления Красной армии» (ГАУ РККА), он уже вдруряд – в первый раз Кулик занимал эту должность в 1926-1929 годах. И это именно при нём, на вооружении РККА были приняты практически все артиллерийские системы - с которыми она провоевала всю Великую Отечественную Войну и, которые до сих пор нет-нет - да и постреливают где-нибудь в странах третьего мира или на постсоветском пространстве.
  
     А так как артиллерия – Бог войны, то и Нарком обороны СССР с него получился отличный.
  
      
  
     Однако всё же отдавая должное, надо признать истинное положение вещей: будучи крестьянско-украинского происхождения - Григорий Иванович унаследовал и соответствующе-своеобразный менталитет. Он обладал весьма упорно-настойчивым в достижении целей характером, но довольно-таки убогонькой фантазией и ограниченно-хуторским кругозором.
  
     Поэтому для успешной деятельности, Кулик постоянно нуждался в том, чтоб его направляли на путь истинный и регулярно «носом тыкали» в оставляемые им дурно пахнущие лужицы.
  
     Да и сказать по правде - выбор у меня не особенно-то велик: на эту должность бы Владимира Давыдовича Грендаля – отличившегося, в не так давно прошедшей Советско-финской войне… Да умер он в ноябре прошлого года от рака лёгких, мир праху его.
  
      
  
     ***
  
     Как известно, мы с Бонч-Бруевичем решили калибр 76-мм перевести в разряд противотанковой артиллерии и, в дивизионных орудиях - осталась лишь 122-мм гаубица. В большинстве стрелковых дивизий РККА, артиллерия на конной тяге…
  
     А тут такая засада!
  
     Снимали с производства 122-ти миллиметровую гаубицу «образца тысяча девятьсот десятого тире тридцатого года» в бытность именно Кулика Начальником ГАУ РККА - вот и вопрос к нему, а не положим к генералу Воронову.
  
     Старый вояка, нутром почуявший грандиозный разнос, вытянулся «в струнку»:
  
     - Товарищ Сталин! Названная вами гаубица морально устарела и в данный момент заменяется более современной 122-ух миллиметровой «М-30».
  
     Уперев в бока руки, вопрошаю с изрядной ехидцей:
  
     - И по каким показателям она «морально устарела», подскажите? Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой у обоих систем примерно одинаковая – девять километров с небольшим. Аналогична и боевая скорострельность – пять-шесть выстрелов в минуту. Единственно в чем различие и преимущество «М-30»: эта система допускает возку со скоростью 50 километров в час¸ а старая гаубица – лишь до двенадцати… Вот я у Вас и спрашиваю, товарищ Кулик: разве у нас в Красной Армии с мехтягой всё так зашипись?
  
     - Нет, товарищ Сталин…, - понурившись обликом, - положение с мехтягой очень плохое.
  
     - Но ведь случись война – а она этим летом обязательно случится, положение с мехтягой - отнюдь не улучшится, а лишь усугубится.
  
      
  
     При этих словах стоящий на вытяжку маршал нервно сморгнул, а по залу пронёсся единый вздох:
  
     - Война?
  
     Обращаясь уже ко всей аудиторией, как о чём-то само собой разумеющимся - открыто заявляю, стараюсь нагнать как можно больше жутчайшей жути:
  
     - Да, да! Эти летом мы будем воевать и, не просто с фашисткой Германией - но и со всей Европой! Единой Европой под началом Гитлера. Который, ещё очень задолго до прихода к власти в своей книжонке «Моя борьба» - вполне доходчиво объяснил, что на этом Земном шаре - народы населяющие Советский Союз…
  
     Как можно более громогласно:
  
     - ЛИШНИЕ!!!
  
     Обведя пламенным (я надеюсь) взором зал:
  
     - Многие из вас участвовали в прошлой мировой войне и прекрасно знают – как умеет воевать немец. И в этот раз никакого Западного фронта - отвлекающего основные силы германской военной машины, не будет! Франция капитулировала прошлым летом и теперь вместе с Италией на стороне Гитлера, а Великобритания не обладает достаточно мощной сухопутной армией…
  
     Кулаком по зелёной скатерти, да так – что аж графин с водой подпрыгнул как резиновый мячик, свалился со стола и со звоном разбился.
  
     - …Поэтому свой главный удар нацистская Германия обрушит на нас!
  
      
  
     Когда спустя пару минут прошло оцепенение, кто-то из зала попробовал возразить товарищу Сталину:
  
     - Наша страна уже не такая, какая была Российская империя во времена Империалистической войны!
  
     Переждав кратковременный одобрительный гул, я выждав прямо-таки театральную паузу и, выдал:
  
     - Товарищи! Надо смотреть правде в лицо, а не подобно эфиопскому страусу прятать голову в песок - подставляя врагам свою лишённую растительности задницу.
  
     - Да, в ходе социалистического строительства - мы стали намного сильнее, чем Россия времён Самодержавия… Но слишком наивным было полагать, что в то время как мы развивали промышленность - капиталистические страны стоя на месте, покорно и пассивно ждали - когда мы с вами их догоним и перегоним.
  
     По недоумённо-вылупленных глазам поняв, что меня не поняли, я досадливо крякнув и лишь махнув рукой:
  
     - Впрочем, сегодня мы про артиллерию – так давайте к ней вернёмся.
  
      
  
     
 []
  
  
     Рисунок 59. 122-мм гаубица образца 1910/30.
  
  
      
  
     ***
  
     Вновь обращаясь к Кулику, Вороному и Яковлеву:
  
     - Товарищ Нарком обороны и вы, товарищи… Если Вы запамятовали, то напомню: 122-ти миллиметровая дивизионная гаубица «М-30» - весит в походном положении три тонны сто килограмм, вместо двух с половиной у такой же «образца 1910/1930 года». Как Вам известно - мехтяги в РККА не хватает, а обычная лошадиная упряжка - её с места не сдвинет, не откинув при этом копыта вместе с подковами. А теперь вопрос на засыпку: как с немцем воевать будем - когда старые гаубицы будут потеряны в результате «естественной» убыли в боях? Чем мы с вами эти тяжеленые дуры будем тягать, коль у нас даже в мирное время мехтяги для них не хватает?
  
     У маршала был готов уверенно-безапелляционный ответ:
  
     - Товарищ Сталин! В случаи войны, недостающие средства механической тяги и автотранспорт будут мобилизованы из народного хозяйства.
  
     С несколько туповатым видом прислоняю ладонь к уху и переспрашиваю:
  
     - Из колхозов стало быть, заберём трактора и полуторки, да?
  
     По уставу, но с оттенком невольного стёба кадрового служаки над гражданским «пиджаком», отвечает:
  
     - Так точно!
  
     Ехидно на него посмотрев:
  
     - Товарищ Нарком обороны… А почему точно такой же подход Вы не примените к нашей доблестной красной коннице? Мол: «Товарищи кавалеристы! Лошадей получите после объявления войны и мобилизации, а пока скачите на палках».
  
     После того, как зал проржался, встаю и немного походив, как бы соображая, останавливаюсь напротив красного как кумачовое знамя Кулика и бережно взяв его за портупею:
  
     - Это во-первых… А во-вторых, товарищ маршал, как Вы думаете - в каком месяце начнётся война?
  
     Поглядев несколько растерянно по сторонам, тот:
  
     - Сведений об том у меня нет, товарищ Сталин…
  
     - Ну а если головой подумать, она ж - не токмо фуражку носить Вам дадена? Или не судьба? Хорошо, тогда давайте попробуем угадать «методом тыка»… Прямо сейчас Гитлер может напасть?
  
     Вертит лысой, как биллиардный шар головой:
  
     - Нет, товарищ Сталин: зимой германец не вояка.
  
     - А весной, когда потеплеет и снег растает?
  
     - Тоже нет – по нашей грязи германские машины не проедут. Только когда просохнет.
  
     - А когда у нас в стране «просыхает»?
  
     Из зала послышалось: «Никогда», сопровождаемое негромким, но всеобщим смешком…
  
     Пришлось поправиться, вызвав новые смешки:
  
     - Если, конечно, не иметь в виду массовый народный досуг.
  
     Осторожничает, хитрый хохол:
  
     - Везде по-разному, товарищ Сталин и, год на год не приходится.
  
     Слегка рявкаю:
  
     - И всё же?
  
     - Если уверенно: в конце мая - начале июня.
  
     Подняв указующий перст, обращаюсь уже ко всему залу:
  
     - Значит, товарищи, «внезапного и вероломного» нападения Гитлеровской Германии на Советский Союз - надо ждать не ранее конца мая.
  
     Вновь походив, делаю уточнение:
  
     - Есть ещё одно соображение у гитлеровских стратегов: им надо выждать окончания весенних полевых работ - чтоб уже по осени снять готовый урожай. Правильно, товарищи?
  
     Из зала хором, по всему видно - негодуя на коварство хера Гитлера и восхищаясь проницательностью товарища Сталина, разгадавшего его хитротраханные планы:
  
     - Правильно!
  
      
  
     Выждав, когда стихнет, обращаюсь к Кулику:
  
     - Товарищ маршал, ведь Вы же сам из крестьян, верно?
  
     - Верно, товарищ Сталин.
  
     - Тогда быть может подскажите нам, что бывает с сельскохозяйственной техникой – особливо с тракторами и автомашинами, после весенней полевой страды?
  
     Виновато улыбнувшись, то развёл руками:
  
     - Когда я был крестьянином, товарищ Сталин, волы да лошади - вся наша крестьянская сельхозтехника.
  
     Зал грохнул со смеху, я тоже поржал вдоволь, а потом вытирая носовым платком невольно выступившие слёзы, на полном серьёзе спросил:
  
     - И всё же: что бывает с сельхозтехникой после посевной? Сами догадаетесь и ответите на мой вопрос прямо сейчас? Или, Вас для освежения памяти - председателем колхоза на вашей родной Полтавщине назначить?
  
     У того, враз исчезла улыбка, как будто в фотошопе ластиком стёрли:
  
     - После посевной, товарищ Сталин, сельскохозяйственная техника ремонтируется, чтоб быть готовой к уборке урожая осенью.
  
     - Ну дык и, какой будет толк от вашей «мобилизации мехтяги и автотранспорта», товарищ маршал? И почему Вы и прочие наши товарищи военные - занимающие высокие посты в руководстве РККА, так быстро забыли уроки Финской войны, не сделали из них надлежащие выводы и не внесли соответствующие поправки в мобилизационный план по артиллерии?
  
      
  
     Сам как-то раз «в прошлой жизни», будучи бойцом «студенческого механизированного отряда» (СМО) участвовал в уборке зерновых. Но до этого, где-то примерно два месяца шаманил комбайн СК-5 «Нива», который ушатал прямо-таки в хлам прежний «боец-старшекурсник» во время прошлогодний «битвы за урожай». И я бы не сказал, что в это же время местные сельские механизаторы - занимаясь «фруктоводством», известным «предметом» «околачивая груши». Трудились практически также напряжённо, стремясь к уборке успеть отремонтировать технику.
  
     Так, слава КПСС – «Эпоха застоя» на дворе была и, народ в большинстве своем - как минимум с восьмилетним, а то и со средним образованием. Таких образованных в начале сороковых годов - не так-то просто найти в сельской местности…
  
     Если не считать колхозных контор, да райкомов, конечно.
  
     …И как они эксплуатируют и ремонтируют технику – это надо рассказывать отдельно, не в этом месте и предварительно записавшись на приём к психотерапевту.
  
     Поэтому не удивительно читать вот такое примерно, даже касаемо незнаменитой и недолгой Советско-финской войны:
  
     «Более 20 % отмобилизованных тракторов части бросили на месте отмобилизации из-за невозможности срочно отремонтировать их. 85 % мобилизованных тракторов составляли тракторы С-60; все они нуждались в ремонте (15 % в среднем, 85 % в капитальном)».
  
  
      
  
     Напомнив присутствующим о вышеприведенных фактах, я спросил:
  
     - Ну и какие выводы были сделаны, какие недостатки устранены? Быть может вашими трудами тяжкими, товарищ маршал, в ГАУ были созданы структуры - занимающиеся ремонтом средств тяги? Почему молчим? Алё, гараж!
  
      
  
     Пока он думает, подскажу из приказа зам. Наркома обороны генерала Я. Н. Федоренко от 6.09.1941 г.:
  
      «На приемо–сдаточных пунктах военкоматов находится большое количество машин и тракторов, поставленных по мобилизации из народного хозяйства. Многие из них требуют среднего и капитального ремонта. Военкоматы, как видно, считали своей задачей только принять машины, не считаясь с их техническим состоянием, чем нарушили приказы и постановления, требующие приема только исправных машин. Охрана принятых машин организована плохо, машины ржавеют, детали с них растаскиваются, резина спущена, свечи на многих моторах сняты и отверстия не закрыты. По существу машины гибнут на глазах у руководителей, которые приняли эти машины; никаких мер по приведению их в порядок и использованию по прямому назначению не принимается как со стороны военкоматов, так и со стороны военных округов».
  
  
      
  
     Наморщив лоб и пошевелив извилинами, Нарком обороны проинформировал:
  
     - Для ремонта, артиллерийские тягачи сдаются в машинно-тракторные мастерские Наркомата земледелия, товарищ Сталин. С прошлого года там находится около четырёхсот тракторов, сданных в ремонт Западным и Киевским военными округами.
  
     - Ну и как? Когда обещают отдать обратно?
  
     Беспомощно разводит руками:
  
     - Срок выпуска их из ремонта остаётся неустановленным.
  
     - Правильно! Ибо прежде Наркомат земледелия, а ныне – одноимённый департамент, это совершенно другое ведомство - не подчиняющее Главному артиллерийскому управлению. С точно таким же успехом, Вы могли бы отдать свои тягачи на ремонт… Эээ… Напрямую Гитлеру.
  
      
  
     Абсурдно звучит, да?
  
     Но тем не менее, факт остаётся фактом: в отличии от других родов войск – советский «Бог войны» не имел собственной ремонтной базы собственных транспортных средств и должен был договариваться со сторонним «дядюшкой», у которого свои интересы и заботы.
  
     В доказательство приведу ещё один документ:
  
     «Отсутствие Постановления Комитета Обороны задерживает заключение договоров с заводами промышленности. Отдельные Наркоматы и заводы не заключают договоров на поставку авто-бронетанкового имущества и на ремонт автомобилей и тракторов, ссылаясь на отсутствие указанного Постановления. Наркомзем отказался заключать договора на ремонт тракторов, а заводы НКСМ не приняли к поставке запчасти к танкам "Т-34", "БТ" и "КВ" в объеме, намечаемом планом заказов. Прошу Вас ускорить принятие решения по плану заказов».
  
  
     Письмо  №145218сс Начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Г.К. Жукова к Председателю Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилову.
  
     21 марта 1941 г. [ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11355. Д. 250. Л. 202]
  
     Весело, не правда ли?
  
      
  
     Однако проблема не только в этом, если смотреть на неё не с узковедомственной точки зрения артиллерии – а с высокой государственной «колокольни»:
  
     - Другой вопрос, товарищи, хотя и не относящийся напрямую к обсуждаемому ныне делу. Вот заберём мы после окончания посевной трактора и автомашины у колхозников… А чём они будут осенью комбайны тягать, чтоб урожай собирать? Вновь серпом и молотом, как при генсеке Горохе? Ведь, лошади тоже подлежат мобилизации, не говоря уже про самих колхозниках! А на чём следующей весной пахать? А через год? Через два? Ведь, война с таким сильным противником как Германия - не может быть иной, как затяжной…?
  
      
  
     Действительно, не до всех американская тушёнка и канадская пшеница доходила и, в советском тылу - свирепствовал немногим менее жуткий голод, чем в блокадном Ленинграде. К примеру, в портовом Архангельске от голода и вызванном им болезнями - в первую же военную зиму умерло порядком двадцати тысяч(!) жителей, что составляет десятую часть(!) его довоенной численности. Благо Реципиент прослышав, лично приказал 10 тысяч тонн канадской пшеницы из Мурманска завернуть в Архангельск, иначе бы наверное - все в городе поголовно вымерли.
  
     Почему?
  
     Только ли оттого, что Украина оказалась оккупированной гитлеровцами?
  
     А может быть и потому, что на оставшейся части СССР - не кому было и, не на чём было убирать урожай осени 1941-го года?
  
     Вполне даже может быть и даже – скорее всего.
  
      
  
     Даже во второй половине войны стало не легче: десятки миллионов людей на освобождённых от оккупантов и разорённых подчистую землях, надо было чем-то кормить. Сами они прокормиться не могли, ибо там не осталось к началу весенних полевых работ - не то чтобы тракторов и лошадей, даже семян - которые пришлось в срочно-пожарном порядке перебрасывать по «воздушному мосту» из Ирана. Положение усугубила засуха 1943-1944 года - поразившая Западную Сибирь, Поволжье и Северный Кавказ… Нормы продовольствия пришлось урезать на треть, что ударило по рабочим и членам их семей и без того уже третий год сидящих «на подсосе». Для спасения положения, пришлось в 1944 году просить союзников и, теми - за счёт поставок некоторых видов вооружения, были резко увеличены поставки продовольствия по программе Ленд-лиза.
  
     Вот такие пироги с малятами, котята!
  
     Всего же, доставленного в СССР «второго фронта» - в виде зерна, тушёнки, яичного порошка и прочих солдатских «деликатесов» было столько, что хватило бы, чтоб кормить десятимиллионную армию в течение 1600 суток. Напомню, что Великая Отечественная Война продолжалась несколько меньше.
  
     Ну, а про послевоенный голод - когда «второй фронт» кончился, знают все!
  
     Ибо он был настолько катастрофичен, что скрыть его не удалось даже поднаторевшей в подобных делах советской пропаганде.
  
      
  
     ***
  
     Обращаюсь с общим вопросом к залу:
  
     - Так чем мы с вами будем кормить действующую армию, товарищи? Рабочих, которые в тылу куют для неё оружие…?
  
      С откровенной издёвкой:
  
     - …Может, у американских империалистов хлеба с тушёнкой попросим?
  
     Стёб не был понят и, следовательно - не оценён по достоинству. Естественно до войны, ни одному советскому человеку - даже в самом страшном кошмарном сне не могло присниться, что после победы колхозного строя в стране – её Красную Армию во время войны будут кормить клятые империалисты. Поэтому ответом мне было угрюмое молчание.
  
     Кулик, совсем потерянно спросил:
  
     -       Так что же делать, товарищ Сталин?
  
     - Головой будем учиться думать, товарищ маршал, а не тем местом, на котором товарищи военные - галифе с красными лампасами по бокам протирают. И первым делом, пересмотреть некоторые положения мобилизационного плана. За исключением западных областей СССР, конечно, мы не будем забирать сельскохозяйственную технику из колхозов…
  
     Не услышав возражений, махнул рукой, как топором обрубил:
  
     - Мы увеличим выпуск тягачей!
  
     Народ, как и ему положено - «безмолвствует», а я сам задаю вопрос и сам же на него отвечаю:
  
     - Как это сделать, спрашиваете? А вот над этим, товарищи, нам с вами и надо сегодня подумать! Мои же предложения такие…
  
      
  
     Кратко объяснил маршалу и, иже с ним присутствующим на совещании - в чём суть реформы, что касаемо артиллерии.
  
     Свежеиспечённый Наркомат артиллерии во главе с Амо Сергеевичем Еляном имея под своим началом соответствующие НИИ, КБ, профильные заводы и предприятия - будет заниматься проектированием и производством всего того, что необходимо артиллерии для нормального функционирования как рода войск – в том числе и средств механизированной тяги.
  
     Закончив, в довольно безапелляционном тоне, не дающим надежд на какое-либо осуждение, заявляю:
  
     - Полный список НИИ, КБ, заводов и других учреждений и предприятий - требующихся Наркомату артиллерии, уточним позже. Пока же твёрдо обещаю: для производства средств механизированной тяги, за Наркоматом артиллерии закрепляются НИИ – недавно созданный на базе тракторного отдела «НАТИ», Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, московский «Завод № 37 имени Серго Орджоникидзе»…
  
      
  
     ***
  
     Как уже известно, моя цель – колёсные тягачи на базе грузовых автомобилей полного привода.
  
     Но когда они будут в массовом количестве?
  
     Не раньше, чем осенью, да и то это – слишком оптимистично звучит.
  
     Так что на первом этапе войны - придётся обходиться тем что есть и, моя цель: сделать так - чтоб «того что есть», было как можно больше.
  
      
  
     
 []
  
  
     Рисунок 60. Рабочая лошадка советского Бога войны трактор С-65 «Сталинец» на службе Вермахту буксирует целую «гужколонну» из оставшихся безлошадными фур.
  
  
      
  
     Итак, что мы имеем в артиллерийском «загашнике»?
  
     Увы, но наиболее массовым и пожалуй - самым лучшим советским артиллерийским тягачом, всю войну являлся «С-65 Сталинец» – трактор общего назначения выпускающийся на «ЧТЗ». Имея низкооборотный четырёхцилиндровый дизель мощностью 75 лошадиных сил, он мог транспортировать на крюке прицеп массой одиннадцать тонн по практически любому бездорожью.
  
     По мобилизации, множество этих стальных сельских тружеников оказалось на войне и, причём - по обе стороны фронта. Захваченных в колхозных МТС или брошенных отступающими частями Красной Армии, «Сталинцев» - ценили и продвинутые в техническом отношении фрицы, давая своим воякам за каждый подобный трофей - если не «Железный крест» на шею, то недельный отпуск в Фатерлянд, это точно.
  
      
  
     Одна беда – скорость маловата, даже в идеальных условиях - не превышающая всего семь километров в час!
  
     Понимая это, конструкторы «НАТИ» с 1936 года запиливали на базе «Сталинца» чисто артиллерийский тягач «Сталинец-2» - максимально унифицированный с предшественником и могущий собираться на одном конвейере с ним. Этот, уже имел «автомобильную» двухместную кабину, кузов на восемь бойцов артиллерийского расчёта и полторы тонны боекомплекта.
  
     
 []
  
  
     Рисунок 61. Серийный транспортный трактор «С-2» во время проведения полигонных испытаний.
  
  
      
  
      
  
     Развивая по шоссе вполне себе приличную скорость в 26 километров в час, «Сталинец-2» мог буксировать артсистемы массой до десяти тонн (с перегрузкой - до девятнадцати!), а также средние и тем более лёгкие танки.
  
     И хотя машина после долгих мытарств поставленная в серийное производство была всеми нелюбимая: как в производстве - так и в эксплуатации (как и «лучший танк Второй мировой войны», кстати), но другой не было. А выявляющиеся дефекты - можно было устранить на ходу, что вовсе не было диковинкой для советской промышленности - именно так и привыкшей работать. «Сталинцы-2» уверенно и с довольно приличной скоростью буксировали по шоссе и по грунту тяжелые артсистемы «А-19», «МЛ-20» и «Б-4», а больше от них ничего и не требовалось.
  
     Предполагалась модернизация тягача: замена чисто тракторной жесткой подвески тележек - торсионной подвеской шести металлических опорных катков, а четырехступенчатой коробки передач - пятиступенчатой. Масса снизилась на восемьсот килограмм, опытная машина стала ходить быстрее, гораздо мягче, меньше раскачиваться. Снизились и трудоемкость изготовления.
  
     Однако до войны, в серию запустить апгрейд уже не успели. С началом же оной, темп сборки «С-2» - достиг девяти машин в сутки, что было вполне прилично по тем временам. Всего было выпущено 1235 тягачей, но…
  
     Но в третий раз «увы»: сразу по началу войны, когда нужда в средствах механической тяги для артиллерии - встала колом как кость в горле, производство обоих видов «Сталинцев» было прекращено в пользу танков.
  
      
  
     Здесь опять же виден наш «особый» советский подход: вместо того, чтобы «как все нормальные люди» иметь на один танк – три, пять иди даже десять орудий – пробивающих ему и пехоте путь сквозь вражескую оборону, наши стратеги решили, что танк - сам по себе артиллерия и способен намотать на гусеницы любую противотанковую оборону самостоятельно. И предпочли сделать всё с точностью наоборот – в результате заваливая окопы противника кучами горелого железа, как пирожки начинённые жаренным человеческим мясом.
  
     Как сказочным долбоё…
  
     Долболюбам!
  
     …Им сказочно повезло: союзники-капиталисты хотя и далеко не в избытке - но всё же снабдили нас автотранспортом и тягачами, что позволило танковым армиям РККА - закончить войну встречей с ними на Эльбе, а не на Урале.
  
     А если бы, нет?
  
      
  
     ***
  
     Жертвой «дружеского огня» советских танкистов пала и ещё одна рабочая лошадка советского Бога войны – средний тягач «СТЗ-5», серийно производящийся в Сталинграде…
  
     Тоже – не Бог весть какое сокровище, но где при нашей бедности что-то хорошее взять?
  
     Разработка того же «НАТИ», имела хотя и относительно тяжёлый и малооборотистый, но зато выносливый и надежный (выпускался аж до 1953 года!), фактически многотопливный двигатель (заводящийся на бензине, но могущий продолжать работать на лигроине или керосине) мощностью 56 лошадиных сил.
  
     
 []
  
  
     Рисунок 62. Транспортный трактор (тягач) «СТЗ-5» буксирует ни огневую позицию 122-мм гаубицу «М-30» образца 1938 года. Битва за Москву, 1941 год.
  
  
      
  
     Мощи конечно несколько не хватало, но на подходе был чисто керосиновый двигун «СТЗ-1МА», который - хоть и трудно заводился зимой, зато обладал мощностью в 68 лошадиных сил, что было бы вполне целесообразным для армейской службы.
  
     В РККА «СТЗ-5» буксировал самые распространенные артиллерийские системы, массой до 4,5 тонны со скоростью на шоссе до 21,5 километров в час: 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм (те самые – «М-30») и 152-мм гаубицы, а также 76-мм и 85-мм зенитные орудия.
  
     Мало того, из-за нехватки в армии более мощных тягачей этими «Головастиками» - затыкали все зияющие «дыры» в системе мехтяги и транспортного обеспечения артиллерии, вынуждая с помощью «СТЗ-5» буксировать орудия и прицепы - гораздо более тяжелые, чем это допускалось его ТТХ.
  
     Из-за острой нехватки трёхосных грузовиков повышенной проходимости, на «СТЗ-5» монтировали рельсовые направляющие - превращая их таким образом в реактивные минометы «БМ-13». При обороне своего города в 1941-м году, весёлые и находчивые одесситы превращали «Головастиков» в шуц-панцеры – самодельные танки с пугающим румын названием «На испуг» (НИ), но с тонкой бронёй и всего лишь пулемётным вооружением.
  
      
  
     Вышеописанная «универсальность» вселяет ложное впечатление об какой-то избыточной многочисленности этого тягача.
  
     Но это – именно ложное впечатление!
  
     Из положенного парка в 5478 машин, на 1 января 1941-го года в артиллерийских частях РККА имелось всего лишь 2839 тягачей «СТЗ-5».
  
     Можно ли было резко увеличить производство этих так необходимых машин?
  
     Конечно!
  
     Поставленная в 1930-е годы задача создания недорогого и массового универсального трактора - унифицированного с пахотным, была успешно выполнена и, сняв с производства чисто сельскохозяйственный «СТЗ-3» - можно было нарастить выпуск «СТЗ-5» хотя бы вдвое.
  
     Но, сцуко, нет!
  
     
 []
  
  
     Рисунок 63. Тягач «Raupenschlepper Ost» буксирует 75-мм противотанковую пушку «РАК-40».
  
  
      
  
     Вместо этого, на Сталинградском тракторном стали авральными методами осваивать производство танков «Т-34» - хотя и тягачи выпускались вплоть до прорыва немцев к заводу 13 сентября 1942-го года.
  
     Но в нужном ли для фронта количестве?
  
     С 22 июня и до конца 1941 года завод произвел 3146 «СТЗ-5», за 1942 год — 3359…
  
     По сравнению с тем же Ленд-лизом – просто убого-смешное количество.
  
      
  
     Кстати, высокотехнологичные немцы высоко ценили нашего сталинградского «Головастика», с удовольствием пользуясь трофеями. И мало того, в то время как наши горе-стратеги сняли с производства «СТЗ-5», германские конструкторы фирмы «Штайр–Даймлер–Пух», во главе с самим Фердинандом Порше в автальном порядке запили практические его идентичный клон под брендом «Raupenschlepper Ost» (гусеничный тягач «Восток») или просто  «RSO» по первым буквам.
  
     После одобрения самой концепции Гитлером, производство этих машин дополнительно развернулась на заводах фирм «Клекнер–Дейц–Магирус», «Ульм Греф и Штифт» (Вена), «Auto Union», «Вандерер» и до конца войны было выпущено  28151 единиц.
  
     «Raupenschlepper Ost» таскали всю номенклатуру орудий весом до трёх тонн, и даже были довольно удачные попытки запилить их под реактивные системы залпового огня¸ самоходные противотанковые и зенитные пушки.
  
     И вот теперь вопрос на засыпку: нежели Вермахт меньше РККА нуждался в танках?
  
      
  
     ***
  
     Исходя из вышеизложенного, принимаю решение:
  
     - Товарищ Нарком обороны СССР!
  
     - Слушаю, товарищ Председатель Государственного комитета труда и обороны!
  
     - Сцанным веником гоните с «ЧТЗ» и «СТЗ» на хер всех танкистов и иже с ними. Заводы должен выпускать тягачи, только тягачи, всего лишь тягачи и, причём наращивая производство по нарастающий. Жду от трудовых коллектив завода и от Вас лично, как минимум двухкратного увеличения выпуска «С-2» и «СТЗ-5». Последний, к маю этого года - с форсированным до 68 лошадиных сил двигателем «СТЗ-1МА», а после начала войны…
  
     Задумался: никогда не надо отдавать приказы, которые не могут быть исполнены чисто физически. Это – основа основ всякого более-менее продвинутого менеджмента.
  
     - …Количество тягачей выпускаемых с началом военных действия, уточним в новом мобилизационном плане.
  
     Чуть не забыл:
  
     - Естественно, чтоб не сорвать сельскохозяйственные работы и, не оставить страну и Красную Армию без хлеба - оба завода не должны забывать про выпуск запчастей для сельскохозяйственной техники, уже находящейся на МТС. Как поняли, товарищ маршал?
  
     - Я хорошо это понял, товарищ Сталин.
  
      
  
     ***
  
     
 []
  
  
     Рисунок 64. Тягач Т-20 «Комсомолец» буксирует 45-мм противотанковую пушку. Учения войск Киевского Особого военного округа, осень 1940 год.
  
  
      
  
     Напротив, лёгких тягачей Т-20 «Комсомолец» - предназначенных таскать противотанковые пушки, полковую артиллерию и прочую мелочь, перед войной было выпущено с великим избытком: 4401 единиц - при положенных по штату 2810. Имея газоновский 50-ти сильный карбюраторный двигатель и коробку перемены передач и, ходовую от плавающего танка «Т-38», эта полубронированная машина - выполняла функции не только лёгкого артиллерийского тягача, но и эрзац-сурогатного бронетранспортёра. Могущий разгоняться по шоссе до скорости 50 километров в час, «Комсомолец» - оказался незаменимым для лесных дорог, отчего его буквально на вес золота ценили финские егеря и советские партизаны Великой Отечественной Войны. Немцам он тоже пришёлся по вкусу, как в чистом виде – «leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630(r)», так в виде носителя «армейской колотушки» - самоходки «3,7cm PaK auf gep Artillerie Schlepper 630(r).
  
     На базе «Комсомольца» было создано много специальных машин. Энергично-неугомонный артиллерийский конструктор Грабин, например, на базе этого тягача запилил «ЗИС-30» - 57-ми миллиметровую самоходную противотанковую установку.
  
      
  
     Казалось бы – какие проблемы? Выпускай и выпускай лёгкий тягач: пусть хоть в этом виде мехтяги - у нас будет всё слава Богу…
  
     Тем более, что демультипликатор от трехосного автомобиля «ГАЗ-ААА» в его трансмиссии, позволял иметь два диапазона (тяговый и транспортный) и, возможность на минимальной («ползучей») скорости движения (2 — 2,5 км/ч) - иметь на крюке тяговое усилие до трёх тонн, позволяющее тягать и артсистемы дивизионного уровня.
  
     Ан, сцуко, нет!
  
     В июле 1941-го на московском «Заводе № 37», вместо тягачей «Комсомолец» решили выпускать «неистребимую саранчу» - бюджетные лёгкие танки «Т-60» и «Т-70».
  
      
  
     В принципе, тягачи для лёгкой, в том числе противотанковой артиллерии – моя самая меньшая головная боль. Их роль будут выполнять пикапы «ГАЗ-61-16», джипы «ГАЗ-64» и полугусеничные бронетранспортёры «БТР-26».
  
     В том что эта техника будет, будет вовремя и будет в достаточном количестве, я практически не сомневаюсь.
  
      
  
     ***
  
     
 []
  
  
     Рисунок 65. Тяжёлый советский тягач "Ворошиловец".
  
  
      
  
     Однако, все вышеперечисленные советские артиллерийские тягачи – по всем статьям (кроме разве что проходимости) уступали своим немецким аналогам и, даже будучи накануне 22 июня сего года в достаточном количестве – навряд ли способны кардинальнейшим образом изменить расклад сил.
  
      
  
     Сказать по правде, единственным более-менее современным тягачом в РККА - являлся созданный непосредственно перед войной тягач «Ворошиловец», предназначенный для буксировки орудий большой и особо большой мощности (калибров от 152 до 305 мм) и, новых средних и тяжёлых танков. Имея практически ту же, только специально для тягача - дефорсированную модификацию танкового дизеля «В-2», с максимальной нагрузкой на крюке в 20 тонн - он развивал среднюю скорость по шоссе до двадцати километров в час, а по грунту – шестнадцать.
  
     Этот богатырь влёгкую тащил любую советскую артистему по любой непролазной грязи и, обладая мощной лебёдкой - вытаскивал из неё любой советский танк. Поэтому, «Ворошиловец» любили и уважили буквально все – танкисты, артиллеристы и не только наши – но и вражеские, давшие трофеям уважительное название «Stalin-607(R)».
  
      
  
     Были планы создать не его базе ряд самоходных орудий, но…
  
     При достаточно внушительном предвоенном выпуске 5-6 машин в день, их постоянно-хронически не хватало. Вместо 733 таких тягачей только по штатам артиллерии, их накануне войны имелось всего 229 штук. Для армии и народного хозяйства же, требовалось ни много, ни мало – 7500(!) единиц «Ворошиловцев».
  
     Хотя, конечно, такое дикое число потребных тяжёлых тягачей - свидетельствует лишь об умственной неполноценности нашего высшего военного руководство, замахнувшихся на 29 механизированных корпусов по тысяче танков в каждом, а не об действительных нуждах обороны страны.
  
     Но как бы там не было, с началом войны, всё стало ещё хуже…
  
     Танковый двигатель который сделал этот тягач таким эффектным, его же и погубил!
  
     Вновь, отдав предпочтение производству танков, выпуск «Ворошиловцев» после эвакуации «Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна (Завод №183), практически преккратили.
  
      
  
     ***
  
     Опережая очередную хотелку-предъяву маршала Кулика, уже было разинувшего рот, я резко-категорично заявляю:
  
     - А вот «Харьковский паровозостроительный завод» я Вам не дам, товарищ Нарком! Ибо, основная его продукция – танки.
  
     Тот, прижав правую ладонь к левой стороне груди – где под краснокожим партбилетом билось бесхитростное крестьянское сердце украинского селюка, со слезинкой в голосе молвил:
  
     - Товарищ Сталин! Со снятием Харьковским заводом с производства тягача «Коминтерн» и недосдачей взамен «Ворошиловцев» - нечем буксировать 210-мм пушки образца 1939 года (раздельно лафет и ствол), 152-мм пушки образца 1935 года, 203-мм гаубицы образца 1931 года (раздельно лафет и ствол), 280-мм мортиры образца 1939 года, 305-мм гаубицы образца 1939 года (раздельно лафет и ствол)… Что делать?
  
     Однако меня слезой не прошибёшь, рявкаю самодуром:
  
     - Надо умерить аппетит! Приказываю отныне выпускать ровно столько артиллерийских систем – сколько имеется для них средств механизированной тяги и ни одним стволом больше. А на освободившихся производственных мощностях – требую самостоятельно производить тягачи для буксировки столь мощных артсистем.
  
     Пока маршал озадаченно чесал лысый как женская коленка затылок, подсказываю:
  
     - Невесть какая сложная задача для артиллерийских заводов, если организовать меж ними кооперацию и согласовать выпуск отдельных деталей и узлов! Чертежи «Ворошиловца» Вам выдадут в Харькове, специалисты Наркомата могут отстажироваться там же и выпускать тяжёлые тягачи на одном из уральских артиллерийских заводов… А вот с двигателями…
  
     На пару минут задумавшись, я уверенно пообещал:
  
     - …С двигателями тоже что-нибудь придумаем, но чуть попозже. Короче, товарищи артиллеристы: срок у вас три месяца, после чего «Ворошиловец» снимается с производства в Харькове. Не справитесь – будете таскать орудия «большой и особой мощности» на собственном горбу.
  
     И давая понять, что на эту тему разговор окончен, кулаком по столу:
  
     - ВСЁ!!!
  
      
  
     ***
  
     Возвращаясь к началу разговора:
  
     - Я почему вспомнил про «122-мм гаубицу образца 1910/30 годов», товарищ Нарком? Как мы с Вами уже разобрались, слухи об механизации Красной Армии – оказались сильно преувеличенными и, товарищ Буденный был абсолютно прав – «лошадка себя ещё покажет». Поэтому выпуск этого орудия надо продолжать параллельно с выпуском гаубицы «М-30», в количестве… Сколько этих гаубиц было произведено в прошлом году?
  
     После короткой заминки, кто-то из зала подсказал:
  
     - В 1940 году, товарищ Сталин, было произведено тысяча сто тридцать девять 122- мм миллиметровых гаубиц «образца 1910/30 годов».
  
     - Вот столько и производите! Хотя бы этот – 1941-й год.
  
     Товарищ из зала отрицающе крутит головой:
  
     - Тогда мы провалим план по выпуску «М-30»! А он у нас – две тысячи семьсот…
  
     Видать, этот товарищ был представителем Пермского завода, где и производилось обе этих системы.
  
     Отвечаю:
  
     - Да и хрен с ним, с планом! Всё одно таскать эту систему нечем. Зарубите себе на носу, товарищ: два орудия и один тягач – это одно орудие, а не два. А там поживём-повоюем и, если живы будем и доживём – посмотрим-пересмотрим государственный заказ в сторону увеличения производства «М-30». Всё! Вопрос закрыт.
  
      
  
     
 []
  
  
     Рисунок 66. 122-мм  гаубица  М-30 обр. 1938 г. Хороша «Маша», но слишком тяжела для стандартной упряжки лошадей.
  
  
      
  
     Ещё одна беспокоящая меня проблемка…
  
     В современной стрелковой дивизии РККА - сущая организационная вакханалия: один её артполк на гужевой тяге, второй – на тракторной. Плюс – противотанковая артиллерия (включая и батальонную) на тягачах «Комсомолец», автомобили и плавающие недотанки «Т-37/38».
  
     Добавьте сюда вопиющую недостачу топливозаправщиков, полное отсутствие собственных ремонтных средств, разнотипность двигателей всей этой техники – потребляющих разные виды топлива и, вы поймёте, что это сущий дурдом.
  
      
  
     Любой, самый захудалый трактор едет быстрее самой лучшей конной упряжки и тем более - пылящей своими обмотками «махры»…
  
     И как организовать совместный марш всего этого?
  
     Вот и били советские части на марше по частям: сперва вырвавшуюся вперёд «тракторную» артиллерию, затем отставшую от неё пехоту с пушками на конной тяге.
  
      
  
     Указав тем же самым перстом в конкретно-непосредственного человека:
  
     - Товарищ Говоров!
  
     Командующий артиллерией РККА тотчас соскочил и, приняв вид «лихой и несколько придурковатый»:
  
     - Слушаю, товарищ Сталин!
  
     Обратившись к Воронову:
  
     - Вас, товарищ генерал-майор, как Начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ РККА) – это в первую очередь касается.
  
     Тот, посерьёзнев дальше некуда:
  
     - Слушаю, товарищ Сталин.
  
     Объясняю то, о чём мы с Маршалом Бонч-Бруевичем уже давно решили:
  
     - Как говорят товарищи краснофлотцы: «скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного корабля». Поэтому стрелковые дивизии надо снабжать тягой как-то однообразно: или тракторной или гужевой. Естественно, дивизии второго типа должны быть максимально облегчённые и вместо автобата (который один хрен отсутствует в наличии у большинства частей) в каждом полку иметь гужбатальон… Гаубичный же полк их, должен состоять исключительно из 122-ух миллиметровых орудий «образца 1910/30 года»…
  
     Такие части пришлось создавать уже в ходе войны, так почему бы не опередить это событие на несколько месяцев?
  
     - …Стрелковые дивизии же «тяжёлого» типа, также - должны иметь трактора одного вида и подразделение транспортных тракторов для обоза. В артиллерийско-гаубичном полку этих соединений, должны быть лишь 152-мм миллиметровые гаубицы «образца 1909/30 годов». Кроме автомобилей и мотоциклов связи штаба дивизии, конечно, все остальные автомашины - должны быть переданы на укомплектование мотострелковых дивизий.
  
     Задумка понятна даже самому тупому тетереву из самой далёкой лесной глухомани: за счёт обычной пехоты - увеличить мобильность пехоты моторизованной, как это сделали немцы после Французской компании лета 1940 года.
  
     - Современными же гаубицами: 122-мм «М-30» и 152-мм «М-10» вплоть до особо распоряжения, обеспечив специализироваными тягачами - вооружать лишь только механизированные части и подразделения. Приказ ясен, товарищи?
  
     - Так точно!
  
      
  
     Перстом указующим в лепной кремлёвский потолок, заостряя внимание на важности сообщения, и:
  
     - Орудия же относящиеся к «Резерву главного командования» (РГК) – должны иметь как минимум один запасной тягач на батарею. Артиллерия же, не имеющая собственных средств тяги – должна находиться в арсеналах внутренних военных округов, где-то по условной линии Северная Двина-Волга-Дон.
  
     - Товарищ Нарком обороны СССР!
  
     Кулик тотчас соскакивает:
  
     - Слушаю, товарищ Сталин!
  
     Смотрю ему в не моргающее глада и медленно, практически по слогам:
  
     - Слышали? Ни одного орудия без собственного тягача на границе! Осознаёте ли всю ответственность перед советским народом, партией и правительством?
  
     - Осознаю, товарищ Сталин и обещаю, что приложу все…
  
     - Я в Вас нисколько не сомневаюсь, товарищ маршал СССР.
  
      
  
     Артиллерии всех видов мы до войны и во время онной, произвели больше чем немцы - официальные историки не врут… Но с боеприпасами для неё и, в особенности - с мехтягой, были вышеописанные проблемы, поэтому использовался советский «Бог войны» недостаточно эффективно, что приводило к неудачам и большим потерям.
  
     И я намереваюсь самым решительным образом исправить это положение!
  
      
  
      
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"