Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

13 Знаменитых Евреев Античности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    13 Знаменитых Евреев Античности

  1 Асинай и Анилай - еврейские братья-разбойники, жившие в I в. в вавилонском городе Негардее и создавшие небольшое еврейское государство. Мать-вдова отдала их в учение к ткачу, которого братья, однако, вскоре убили за жестокое с ними обращение. Боясь наказания, они бежали затем в болотистые низины y Евфрата, где к ним присоединился разный сброд.
  
  Образовав огромную шайку разбойников, братья занялись грабежами проезжих купцов, наложили дань на окрестных пастухов и вскоре настолько усилились, что основали собственную маленькую республику, наводившую трепет не только на вавилонских евреев, но и на парфянского царя Артабана III (10-40 гг.). Последний предпринял в 32 г. поход против существовавшей уже 15-й год республики, но неудачно. Пораженный беззаветной храбростью братьев, Артабан заключил с ними союз и даже поручил им охрану вавилонской границы.
  
  Однако войны с парфянскими полководцами и насилия над зятем Артабана, Митридатом, подвергшимся позорному поражению со стороны Анилая, а затем, в свою очередь, разбившего его, положили предел хозяйничанью братьев-разбойников. Смерть братьев не лишена романтизма: Асинай погиб от отравы, поданной ему женой брата, Анилай пал по проискам жены Митридата.
  
  
  ******
  
  
  
  2 Бар-Гиора, Шим"он - еврейский военачальник, участвовавший в войне с Римом в 66-70 гг. н.э., во время I Иудейской войны.
  
  Впервые он выдвинулся своей физической силой и бесстрашием в сражении с Цестием Галлом при Бет-Хороне (66 н.э.), в котором евреи нанесли сокрушительное поражение римлянам. После бегства Цестия Бар-Гиора собрал отряд и выступил против сторонников примирения с Римом и стал опустошать Идумейскую провинцию возле Акрабаттены. Высланное умеренным правительством Иерусалима войско заставило Бар-Гиору укрыться в Масаде.
  
  Через некоторое время он, однако, возобновил свои партизанские нападения, постепенно увеличивая число своего войска, под конец насчитывавшего уже несколько тысяч "сикариев", борцов за независимость Иудеи. Укрепив Наин, Бар-Гиора расположился лагерем в долине Паран. Ему удалось с помощью сторонников восстания среди идумеян занять Идумею (Эдом) и захватить Хеврон.
  
  В апреле 69 г. он вступил в Иерусалим и стал фактически властителем большей части города. Это случилось так. Местные коллаборационисты устроили здесь засаду и захватили его жену и некоторых его воинов; но Бар-Гиора заставил иерусалимцев отдать их обратно. В Иерусалиме тем временем возник конфликт между идумеянами и зелотами (апрель 68 г.); потерпевшие поражение идумеяне призвали Бар-Гиору в город. Хотя Маттатия, тогдашний первосвященник, способствовал призванию Бар-Гиора, последний все же впоследствии убил его; с этих пор он стал смотреть на себя, как на властителя города, постоянно ведя кровавые споры с Иоанном (Иоханан, см. ниже) Гискальский, вождем зелотов, неистовства которых были далеко превзойдены действиями сикариев, сторонникоми Шим"она. Идумеяне примкнули к Бар-Гиору, несмотря на то, что он их раньше притеснял. Из своего сильного укрепления у Фазелиса, где он поместил 10 тысяч воинов, Бар-Гиора мог властвовать над Иерусалимом.
  
  Когда войска Тита (будущий римский император, который, интересно отметить, сам чуть не женился на еврейке Беренике) подступили к Иерусалиму (апрель 70 г.), Бар-Гиор заключил мир с Иоанном и зелотами и в многочисленных вылазках причинил серьезный урон римлянам, но преимущество римской армии оказалось подавляющим.
  
  После взятия римлянами почти всего Иерусалима и сожжения ими Храма (9-е Аба) Бар-Гиора и другие сепаратисты удалились в верхнюю часть города и оттуда стали вести переговоры с Титом. Они соглашались покориться и поклясться больше не пользоваться своим оружием против римлян, если им дадут свободный пропуск. Римляне отказались, и вновь началась борьба. 8 Элула верхний город также пал жертвой огня. Иоанн Гискальский сдался, но Бар-Гиора бежал через подземные ходы. Голод, однако, заставил его выйти из своего убежища. Бар-Гиора был взят в плен и казнён в Риме во время триумфальных празднеств в честь императора Веспасиана и его сыновей.
  
  
  ******
  
  
  
  3 Бар-кохба, Шим"он - предводитель евреев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 132-135, во время III Иудейской войны.
  
  Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэлъ (`князь Израиля`).
  
  О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.
  
  Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129-132 в "Палестине" и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало "свирепую и затяжную войну". Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115-117.
  
  Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы.
  
  Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии.
  
  Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек.
  
  Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой "Я и моя армия здравствуем".
  
  Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, "охватило всю Иудею" (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали "евреи всего мира" и "казалось, что весь мир пришёл в неистовство". По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи.
  
  В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в т.ч. войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась 3 с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чём свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: "[такой-то год] от освобождения Иерусалима", а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни. Так, дата одного из этих документов - "3-й год от освобождения Иерусалима". Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.
  
  Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мёртвого моря. В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания.
  
  Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим - Бет-Гуврин. Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: "Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере..." Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл"азаром из Моди"ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл"азара, и "сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть". Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.
  
  Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.
  
  Найденные в Иудейской пустыне в 1952-61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны.
  
  В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между 2-м и 4-м годом освобождения Израиля (132-134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: "[От] Шим"она Бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир". В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим"ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа, граничащем с Иудейской пустыней.
  
  Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: "Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших". В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иехуде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему "четыре вида" (арбаа миним) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот, и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кохенам и левитам, исполнение праздничных обрядов.
  
  Судя по упоминаемым в этих документах названиям населённых пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.
  
  
  ******
  
  
  
  4 Иисус Христос - величайший из всех исторических деятелей мировой истории, основатель христианства, в христианской эсхатологии - Бог или сын Бога, Логос Бога, составная часть Троицы, Мессия и т.д. У мусульман он признаётся пророком, хотя и в Коране 7 раз назван ал-Масих = Meccия.
  
  
  ******
  
  
  
  5 Иосиф Флавий (Иосеф бен Маттитьяху; ок. 38 - после 100) - еврейский историк и один из главных представителей еврейско-эллинистической литературы, полководец.
  
  Иосиф Флавий родился в Иерусалиме в аристократической священнической семье и по матери состоял в родстве с Хасмонеями. В 16-летнем возрасте присоединившись к некоему Баннусу, члену одной из многочисленных в то время аскетических сект (возможно, секты ессеев), провел три года в отшельничестве. В возрасте 26 лет (в 64 г.) Иосиф Флавий был послан в Рим с поручением добиться освобождения нескольких кохенов (священников), арестованных и отправленных в Рим прокуратором Феликсом. Иосифу Флавию удалось выполнить поручение. Рим произвёл на молодого Иосифа Флавия неизгладимое впечатление.
  
  Когда разразилась Иудейская война I (66), Иосиф Флавий был послан Иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее - наиболее важном участке на первом этапе войны. Местные руководители, в первую очередь Иоханан Гисхальский, не желали подчиняться Иерусалимскому эмиссару, и конфликты между ними продолжались до прибытия Веспасиана (в 67 г.).
  
  Повстанцы, застигнутые врасплох началом военных действий, не сумели взять инициативу в свои руки: галилейские города, укрепленные Иосифом Флавием, могли защищать лишь себя, не образуя единой оборонительной системы, действующей по общему плану. Сопротивление в Галилее было окончательно подавлено, когда после шестинедельной осады 1 таммуза 67 г. пала Иотапата (Иодфат). Иосиф Флавий, возглавлявший оборону города, укрылся в пещере вместе с 40 другими повстанцами. По рассказу самого Иосифа Флавия, когда повстанцами было принято решение умертвить друг друга, чтобы не попасть в плен к римлянам, он, искусно бросая жребий, сумел хитростью оказаться одним из двух последних оставшихся в живых, а затем убедил своего соратника выйти из пещеры и сдаться на милость победителя. Веспасиан заключил Иосифа Флавия в оковы, однако сохранил ему жизнь, очевидно, намереваясь казнить руководителя повстанцев по завершении кампании во время своего триумфа в Риме.
  Стремясь сохранить жизнь и обрести свободу, Иосиф Флавий использовал широко распространенные в Иудее и на Востоке и небезызвестные римлянам мессианские пророчества, что владыка мира выйдет из Иудеи, и адресовал смысл этого пророчества Веспасиану. Когда в легионах Веспасиана после смерти Нерона начали высказываться о кандидатуре императора, Иосиф Флавий, выступив со своим "пророчеством", оказал Веспасиану огромную пропагандистскую услугу, о которой тот не забыл впоследствии. После провозглашения Веспасиана императором в Кесарии с Иосифа Флавия были сняты оковы. Когда Тит сменил отбывшего в Рим отца на посту главнокомандующего, Иосиф Флавий присоединился к нему и во время осады Иерусалима несколько раз обращался к защитникам города с предложением сложить оружие; во время одного из таких обращений к повстанцам он был ранен. После взятия Иерусалима Тит разрешил Иосифу Флавию спасти из руин города, что тот пожелает, и Иосиф Флавий спас свиток Торы.
  
  Взамен конфискованного римлянами имения неподалеку от Иерусалима Иосиф Флавий получил от Тита земли в Изреельской долине. После окончания войны Иосиф Флавий поселился в Риме, где ему было даровано римское гражданство, пожаловано денежное содержание и предоставлено право жить при дворе императора; он больше никогда не посещал родины. Отношения Иосифа Флавия с евреями были крайне напряженными: ненавидя Иосифа Флавия за предательство во время восстания, евреи пользовались всяким удобным случаем, чтобы навредить ему и подорвать его положение при дворе.
  
  Историческое сочинение "Иудейская война" (полное название "История Иудейской войны против римлян") было, как видно, платой Иосифа Флавия императору за свою свободу и благосостояние. Книга была написана в двух версиях - арамейской и греческой; арамейский вариант сочинения не сохранился. Во введении к своему сочинению Иосиф Флавий заявляет, что он беспристрастно описал войну евреев против римлян; очевидно, что Иосиф Флавий стремился следовать историографической концепции Полибия, согласно которой исторический труд должен иметь строго фактологический характер. Однако Иосиф Флавий далеко не всегда придерживался декларируемых им принципов: будучи в зависимости от династии Флавиев, автор, движимый личными интересами, зачастую скрывает факты или фальсифицирует их. О собственных предосудительных поступках Иосиф Флавий пишет в неопределенных выражениях или вовсе обходит их молчанием; в книге нет и намека на неудачи автора как военачальника, но, напротив, содержится необоснованная похвальба. В его изображении римские методы ведения войны выглядят безупречными; проводится мысль, что римляне стремились избежать излишнего кровопролития и жестокости и спасти евреев, однако их усилия оказались безуспешными. По утверждению Иосифа Флавия, еврейский народ не желал войны, навязанной ему разбойниками-повстанцами. Антиеврейски настроенный римский историк Тацит пишет, однако, о тотальной антиримской войне, в которой принимали участие даже женщины. Чтобы доказать, что антиримское восстание было делом рук весьма ограниченных кругов и тем самым оправдать еврейский народ в целом в глазах римлян, Иосиф Флавий сознательно искажает размеры мессианского движения в стране и его роль как вдохновителя восстания.
  
  Несмотря на недостатки, "Иудейская война" является ценным историческим документом: Иосиф Флавий пишет на основе собственных наблюдений и сведений, полученных от перебежчиков, а также использует римские военные донесения. Неоспоримы и художественные достоинства книги.
  
  Второе значительное произведение Иосифа Флавия, "Иудейские древности", написано по-гречески. Столкнувшись с враждебностью язычников по отношению к евреям, Иосиф Флавий пришел к заключению, что единственным источником ненависти является незнание ими религии Израиля. Полагая, что отношение к евреям изменится, если разъяснить смысл иудаизма, Иосиф Флавий берется преподать урок еврейской истории и объяснить язычникам их заблуждения. Название "Иудейские древности", несомненно, является аллюзией на сочинение историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского "Римские древности"; вместе с тем само название книги обнаруживает цель Иосифа Флавия - опровергнуть утверждения клеветников и доказать древность еврейского народа.
  
  В изложении библейских событий, построенном в соответствии с эстетическими нормами эллинистической литературы, Иосиф Флавий пользуется греческим текстом Септуагинты в версии, значительно отличающейся от существующей ныне. Библейские рассказы Иосиф Флавий сопровождает аггадическими толкованиями, причём некоторые из них сохранились только у него. В "Иудейских древностях" затрагивается также и галахическая проблематика; 4-я книга сочинения содержит отличные от существующей Галахи решения, которые, по-видимому, принадлежат либо забытой с течением времени, либо отвергнутой галахической традиции. Отсутствие в "Иудейских древностях" упоминаний о книгах пророков объясняется, по-видимому, тем, что сочинение предназначалось главным образом эллинистическому читателю-нееврею, которому дух еврейского пророчества был чужд и непонятен.
  
  Описание эпохи персидского владычества в Эрец-Исраэль показывает, что лишь немногие из дошедших до населения источников были известны Иосифу Флавию. Не имея почти никаких сведений о периоде владычества Птолемеев, Иосиф Флавий пытается восполнить этот пробел при помощи Аристея послания и истории о сборщике налогов Иосефе бен Товии. Основным источником по эпохе Хасмонеев Иосифу Флавию служит 1-я Маккавеев книга. Существуют, однако, указания, что в изложении истории хасмонейского дома до смерти Саломеи-Александры (или, возможно, только до конца царствования Александра Янная) Иосиф Флавий пользовался также обширным историческим сочинением (несохранившимся), написанным на иврите и переведенным впоследствии на греческий язык. Будучи поклонником Рима, Иосиф Флавий включил в свое сочинение ряд документов, свидетельствующих о благожелательном отношении римских властей к еврейским общинам диаспоры в противоположность ненависти со стороны греков и эллинизированного населения империи.
  
  Перу Иосифа Флавия принадлежат также 2 небольших сочинения - "Жизнь" и "Против Апиона, или О древности еврейского народа". "Жизнь" представляет собой автобиографию, написанную в ответ на нападки еврейского историка Юста Тивериадского, обвинившего Иосифа Флавия в злоупотреблении властью в бытность командующим в Галилее. "Против Апиона" является ответом на антиеврейские инсинуации антисемитов; первая часть книги имеет полемический характер, а вторая раскрывает высокие ценности иудаизма и показывает его этическое превосходство над эллинистическим язычеством.
  
  Существуют две противоположные оценки евреями личности Иосифа Флавия. Одни считают, что Иосиф Флавий был предателем, покинувшим свой народ в беде и перешедшим в стан врага, апологетом Рима, фальсифицировавшим историческую правду и ложно описывавшим события, свидетелем которых он был. По мнению других, в основе поведения Иосифа Флавия лежала фарисейская вера в будущее еврейского народа, который выживет, только подчинившись Риму; и лишь для того, чтобы посвятить себя высшему служению своему народу, Иосиф Флавий прибег к позорному спасению.
  
  Имя Иосифа Флавия не упоминается ни в Талмуде, ни в мидрашах, его произведения многие века не были известны в еврейской среде. Однако смутные предания о жизни Иосифа Флавия и его исторических трудах породили в средние века легенду о Иосефе бен Горионе, воине и писателе периода Второго храма, которому приписывалось авторство анонимного произведения X в. "Сефер Иосейфон", где многое заимствовано из "Иудейских древностей" и "Иудейской войны" Иосифа Флавия. Заслуга сохранения трудов Иосифа Флавия принадлежит христианской церкви, которую привлекало главным образом так называемое Флавианское свидетельство о сверхъестественной природе Иисуса ("Иудейские древности", книга 18:63-64; многие ученые считают это поздней вставкой). Стараниями церкви в VI в. были полностью переведены на латинский язык "Иудейские древности" и "Против Апиона"; латинский пересказ "Иудейской войны" получил название "Хегесипп" (или "Гегесипп", IV в.).
  
  Сочинения Иосифа Флавия являются основным источником сведений о периоде II Храма, источником первостепенной важности, без которого воссоздание исторической картины этой эпохи было бы невозможно.
  
  
  ******
  
  
  
  6 Иоханан Гисхальский (Иоханан, сын Леви из Гуш-Халава, Иоанн Гискальский) - один из руководителей антиримского восстания 66-70 гг. н. э. и один из 2-х главных вождей обороны Иерусалима во время осады города Титом в 70 г. Сведения о Иоханане Гисхальском содержатся в сочинениях Иосифа Флавия, который, будучи послан в Галилею в 66 г. для подготовки отражения римского вторжения, вступил в конфликт с Иохананом Гисхальским. Тем не менее, Иосиф отмечает мужество Иоханана Гисхальского и его активность в обороне Галилеи.
  
  До восстания Иоханан Гисхальский занимался производством оливкового масла.
  
  Он не раз организовывал карательные экспедиции против сирийцев, грабивших еврейские селения в Галилеи. Так когда его родной город Гискала был взят приступом и сожжён гадаренами, бараганеями и тирийцами, он созвал своих сограждан, вооружил их, победил завоевателей и вновь отстроил Гискалу (Гуш-Халав), так что город стал гораздо красивее, чем был раньше.
  
  С началом восстания Иоханан Гисхальский обнёс Гуш-Халав мощными укреплениями, которые, однако, не смогли помешать захвату города римлянами (67 г.).
  
  400 беглецов из области Тира (столицы Финикии, ныне территория Ливана) собрались вокруг Иоханана; их число быстро возросло до 4500-5000 чел.. Он собрал большие деньги, продав еврейским купцам свое масло в Кесарее Филипповой, и употребил эти деньги на уплату жалованья своим солдатам. Он просил у Иосифа Флавия (см. ниже), в то время бывшего наместником Галилеи, разрешения захватить хлеб из запасов императора; и когда Иосиф, не желая порывать с Римом, отказал ему, он взял хлеб с разрешения товарищей-легатов Иосифа и, обеспечив таким образом войско провиантом, немедленно выстроил стены Гискалы. Эти легаты, люди выдающиеся и патриоты, доверяли Иоханану, и с этого-то и началась вражда между Иохананом и Иосифом, которая все разрасталась и становилась всё серьезнее.
  
  Разрыв между Иосифом и Иохананом произошёл после дела первого с юношами Даберат, ограбившими жену царского чиновника Птолемея; и т.к. Иосиф Флавий забрал к себе награбленные вещи, то юноши распространили про него слух, что он хочет передать Галилею в руки римлян; Иоханан первый стал подозревать его. Т.к. Иосиф в это время находился в отсутствии, Иоханан воспользовался удобным случаем для того, чтобы убедить население Тивериады отпасть от Рима; внезапное возвращение Иосифа очень сильно его встревожило.
  
  Иосиф стал склонять на свою сторону народ; но когда он услышал, что Иоханан, чтобы убить его, уже выбрал несколько человек из числа 1000 чел., бывших при нём, Иосиф немедленно бежал в Тарихею. Иоханан, увидев, что трудился понапрасну, возвратился в Гискалу и написал Иосифу письмо, в котором уверял его, будто он не подстрекал население к восстанию.
  
  Теперь Иоханан начал агитацию против Иосифа в самом Иерусалиме. Он послал своего брата Симеона и Ионатана бен Сисену, с 100 вооруженных человек в Иерусалим, чтобы просить об удалении Иосифа. Симеон бен Гамлиила, стоявший во главе фарисеев, был другом Иоханана; Иосифа же поддерживали первосвященнические семьи. Однако священники решили отозвать Иосифа. В это время Иосиф перехватил письма, в которых Иоханан пытался возбудить против него население Галилеи. Иоханан и иерусалимские уполномоченные собрались в Тивериаде; они надеялись взять Иосифа в плен, но это им не удалось, и спустя несколько времени Иоханан возвратился в Гискалу.
  
  Согласно Иосифу, галилеяне хотели схватить Иоханана и выдать его врагу; но Иосиф отказался от этого, опасаясь возникновения гражданской войны. Между тем Иосифу угрожала большая опасность, так как Иоханан шёл на него в Тивериаду с войском и заставил его вторично бежать в Тарихею, после чего Иоханан вернулся в Гискалу. Последнему, однако, удалось поднять население Тивериады против Иосифа.
  
  Иосиф вынужден был выступить против Тивериады с вооруженной силой, 4000 или 3000 последователей Иоханана сдались ему, сам он остался лишь с 1500 или 2000 человек.
  
  С этого времени он оставался в Гискале. Иоханан показал себя настоящим патриотом и героем в открытой борьбе с римлянами гораздо больше, чем в этом небольшом столкновении с Иосифом.
  
  Когда Иосиф Флавий был побеждён и вся Галилея была в руках римлян, Гискала геройски держалась. Тит, по поручению своего отца Веспасиана, осадил город с 1000 всадников. Иоханан не осмелился вступить в сражение, т.к. на его стороне были только его сограждане, мирные земледельцы. Под предлогом приближения субботнего дня, он попросил однодневного перемирия, которое и было дано Титом. Но Иоханан тайно покинул город ночью, а на следующий день граждане открыли ворота. Тит так был возмущён этим, что послал вдогонку за ним несколько человек; но Иоханан нашёл убежище в Иерусалиме.
  
  С падением Гуш-Халава завершилось покорение Галилеи римлянами, и Иоханан Гисхальский бежал в Иерусалим, с руководителями повстанцев в котором у него была давняя связь. Вслед за Иохананом Гисхальским в Иерусалим прибыли многие из его бойцов и тысячи галилейских жителей, из которых Иоханан Гисхальский сформировал преданное ему ополчение.
  
  Иоханан убеждал народ, что лучше отражать римлян из-за укрепленных стен, чем бесцельно погибать в маленьких городах Галилеи. Его единомышленники, числом в несколько тысяч, вошли в Иерусалим под именем "галилеян"; они отличались неудержимым мужеством; в городе было более 2000 из одной Тивериады. Иосиф обвиняет их в грабежах и разбоях. Иоханан. сделался первым лицом в Иерусалиме, распавшемся тогда на партии, и до конца оставался первым на войне. Его главная квартира была сначала на Офеле, и с этой позиции он заставил зелотов вернуться в храм. Он соединился с идумейцами, оставшимися в Иерусалиме.
  
  В самом начале восстания Иоханан Гисхальский придерживался относительно умеренных взглядов, однако, уже будучи в Иерусалиме, начал склоняться на сторону радикального крыла, примкнув в конце концов к зелотам, непримиримыми борцами за независимость Иудеи. Зелоты, среди которых находился Иоханан Гисхальский, сосредоточились на Храмовой горе, где их осадили противники, принадлежавшие к умеренному крылу. Осада была снята при помощи эдомитян, и зелоты во главе с Иохананом Гисхальским, казнив ряд вождей своих врагов, овладели Иерусалимом.
  
  Однако соперничество между Иохананом Гисхальским и другим вождем зелотов, Эл"азаром бен Шим"оном, а затем и Шим"оном Бар-Гиорой, привело к кровавым столкновениям в лагере зелотов. Иерусалимская партия мира призвала в город Шим"она Бар-Гиора с войском; но это было для них гибелью, т.к. теперь, вместо одного тирана, над ними распоряжались два. В это время восстала и другая партия. Эл"азаром бен Шим"она, отпал от Иоханана и занял внутренний двор Храма. Эта неудача сильно ослабила могущество Иоханана, особенно потому, что идумейцев, призванных им на помощь, уже не было в городе. Последние убили первосвященника Анана бен Анана.
  
  Три партии Иерусалима теперь напали одна на другую. Иоханан сражался с Бар-Гиорой и с Эл"азаром. Он отразил сообщников первого от колоннады храма, а снаряды, которые сторонники Эл"азара метали из Храма, он остановил с помощью приспособлений, на постройку которых употребил лес, предназначенный для нужд Храма. По случаю последней Пасхи, которую евреи всегда праздновали в Храме, Эл"азар впустил туда собравшийся народ; но последователи Иоханана пробрались туда и напали на сообщников Эл"азара. Иоханан завладел Храмом. Теперь у него было 8400 сообщников, включая в это число 2400 зелотов. Они сожгли часть города, лежащую между войсками Иоханана и Шим"она, для того, чтобы удобнее было сражаться; и Иоханан, и Шим"он бар-Гиора не соединялись во все время, пока римляне стояли у ворот города. Тогда они так распределили свои силы, что сообщники Иоханана защищали часть стены возле Антонии и северную часть Храма, в то время как сообщники Шим"она защищали большую часть города. Когда были принесены осадные машины, Иоханан изнутри повел подкоп под пространство, расположенное против башни Антонии и под самые осадные машины; произошёл обвал, и римские сооружения обрушились в провал.
  
  Весной 70 г., когда началась осада Иерусалима римлянами и в городе свирепствовал голод, Иоханан Гисхальский, контролировавший Храмовую гору и прилегающую к ней крепость Антонию, распорядился раздать голодающим храмовое масло. Для нужд обороны он использовал и сокровища Храма.
  
  После падения Иерусалима захваченный в плен Иоханан Гисхальский был проведён среди других пленников в триумфальном шествии Тита в Риме и, по-видимому, умер в заключении.
  
  
  ******
  
  
  
  7 Зеновия Септимия Августа (Зенобия, Бат Заббаи) - царица Пальмиры (267-73), жена царя Пальмиры Одената.
  
  В 267-268, после того как её муж был убит, малолетний сын Зенобии - Вабаллат был объявлен царём и даже римским императором, а она - регентшей.
  
  Фактически она и управляла страной, тем более, что нисколько не уступала военными талантами своему мужу, которого сопровождала во всех его походах. Она наследовала от Одената власть над значительной частью римского Востока и составила план завладеть и западной половиной империи и подчинить себе Рим; эти планы находили поддержку и у её приближенных, между которыми находился знаменитый критик Лонгин. При этом она всячески пыталась показать свою лояльность Риму.
  
  Зинобия приняла титул Августы и основала город своего имени на расстоянии 3 дней пути от города Киркезия, недалеко от Евфрата.
  
  Одним из первых подвигов её была полная победа над отрядом римского войска, посланным императором Галлиеном на Восток. Воспользовавшись тем, что преемник Галлиена, Клавдий, был занят войной с готами, она (и полководец Забдас) захватила Аравию и Египет, в т.ч. Александрию (269). Причём, её войска угрожали Халкедону, отделённому от Византии проливом.
  
  В 270 императором стал Аврелиан. Покончив с алеманнами, готами, вандалами, в он 273 направился против Пальмиры и захватил Апамею, Лариссу и Арефусу. Войско Зенобии, доходившее до 70 тыс. человек, отступило и в кровопролитной битве при Эмессе Зенобии удалось обратить в бегство римскую конницу, но легионы, всё же победили.
  
  Зенобия, укрылась за стенами Пальмиры. Аврелиан предложил ей сдаться в обмен на жизнь, но Зенобия ответила, что предпочла бы, как Клеопатра, покончить жизнь самоубийством плену. Кроме того, она угрожала совместной коалицией персов, арабов и армян, идущих ей на помощь. Но она ошиблась: разными путями, Аврелиан склонил армян и арабов на свою сторону. Когда все бывшие в городе припасы истощились, Зенобия на верблюде бежала к Евфрату, чтобы спастись в Персию.
  
  В тот момент, когда она садилась на судно, её захватила конница Аврелиана и с торжеством доставлена в лагерь. Пальмира сдалась, и Зенобия, вместе с её сокровищами, была увезена в Рим. Пленённая царица украсила собой триумф Аврелиана и вскоре умерла в Тибуре, в подаренном ей императором поместье.
  
  Зенобия говорила на латыни, греческом, египетском и сирийском языках, знала историю Востока, окружила себя философами, учёными и художниками. Она отличалась красотой и мудростью, превозносимыми современными римскими писателями.
  
  Потомки Зенобии в Италии пользовались известностью.
  
  Христианские источники утверждают, что Зенобия была еврейкой. О тесных сношениях Зинобии с евреями имеются отрывочные сообщения в Иер. Тер., VIII, 46б. Евреи не были благорасположены к пальмирскому правительству (ср. Иеб., 16б, 17а; Кид., 72б), т.к. муж её Оденат был мясник-антисемит: еврейские источники (Шерира, "Малая Хроника", "Седер Таннаим") приписывают разрушение Нагардеи Папе бар-Нацор, - в 259 Оденат - 5 лет по смерти Самуила - разрушил академию Нагардеи, её место заняла Пумбадита. Зеновия же защищала евреев: восстановила разрушенную синагогу в Египте, а по надписи из Нижнего Египта, царица и царь (по Моммзену, Зеновия и её сын Вабаллат) повелели возобновить старую надпись, главное содержание которой заключалось в том, что царь Птолемей Эвергет объявил синагогу неприкосновенной, то есть гарантировал ей право убежища.
  
  
  ******
  
  
  
  8 Зосим (Зисмус аль-Ибри, ок. 300 г. н.э.; родом из Панополиса) - египетский химик. Написал энциклопедию из 28 книг, в которых есть сведения о мышьяке; дано описание получения ацетата свинца, он описывает осаждение меди на железных предметах при погружении их в растворы медных солей, "Имут", где говорится о происхождении алхимии; "О хорошем качестве и составе вод" и т.д. Зосим.
  
  Именно Зосим первый упоминает "химию" как таковую, то есть вводит этот термин.
  
  Сестра Зосима, Феосевия также занималась алхимией.
  
  
  
  ******
  
  
  
  9 Маккавеи (Хасмонеи) - лидеры восстания евреев, начавшегося в 167 г. до н. э. против Селевкидской Сирии: Маттитьяху бен Иоханан Маккавей, Иехуда Маккавей, Шим"он Хасмоней, Ионатан Хасмоней и члены их царствующего дома, упоминаемые у Иосифа Флавия, в Мишне и Талмуде. Хасмонеи происходили из священнического рода Иехоярив, жившего в Моди"ине, который находился на границе Иудеи и Самарии.
  
  9.1 Маттитьяху (Маттафия) - кохен из рода Хасмонеев, инициатор и первый вождь начавшегося в 167 г. до н.э. восстания, вызванного гонениями правителя селевкидской Сирии Антиоха IV Эпифана.
  
  В 1-й книге Маккавеев и у Иосифа Флавия содержится - с незначительными расхождениями - одна и та же версия событий. В поселение Моди"ин (близ Иерусалима) прибыли сирийские чиновники, чтобы проконтролировать выполнение жителями царского запрета отправлять еврейский религиозный культ. Маттитьяху, пользовавшемуся среди односельчан большим авторитетом, было приказано принести жертву на алтарь языческого божества, однако он отказался. Более того, Маттитьяху убил отступника, вызвавшегося выполнить приказ, и одного из чиновников. Вместе с 5 сыновьями и группой единомышленников Маттитьяху бежал в Иудейскую пустыню. После того, как группа повстанцев (около 1000 человек) была уничтожена, не оказав сопротивления врагу из-за невозможности нарушить святость субботы, Маттитьяху разрешил защищаться с оружием в руках и в этот день, исходя из принципа ценности человеческой жизни.
  
  Маттитьяху возглавлял восстание всего год и перед смертью передал руководство двум своим сыновьям - Иехуде Маккавею и Шим"ону Хасмонею. Младший сын Маттитяху, Ионатан Хасмоней, стал первосвященником в Иерусалимском храме, а потомки Шим"она - царями новой династии Хасмонеев.
  
  9.2 Иехуда Маккавей (ум. в 161 г. до н. э.) - третий сын Маттитьяху Хасмонея, принявший, согласно предсмертной воле отца, руководство восстанием евреев против Антиоха Эпифана.
  
  На начальном этапе восстания Иехуда Маккавей следовал тактике постоянного нанесения противнику неожиданных ударов из засады, избегая решительного сражения.
  
  Уже в самом начале Иехуде Маккавею удалось разбить небольшой отряд сирийцев под командой Аполлония; большое значение имел его успех в битве при Бет-Хороне (к северо-западу от Иерусалима), в которой Иехуда Маккавей разбил отряд сирийского военачальника Серона. Выбор поля сражения и искусное размещение тех сил, которыми располагали повстанцы, обнаружили блестящий полководческий талант Иехуды Маккавея.
  
  В ещё большей мере военные способности Иехуды Маккавея проявились в сражении, в котором приняли участие значительные регулярные силы сирийцев под руководством опытного военачальника Горгия. Благодаря быстрому ночному переходу Иехуда Маккавей ускользнул от Горгия, намеревавшегося захватить противника в его лагере, а затем, в то время как Горгий искал повстанцев в горах, неожиданно атаковал сирийский лагерь у Эммауса (южнее Бет-Хорона); Горгий с остатками своих войск был вынужден отступить на приморскую равнину.
  
  Поражение Горгия сделало очевидным для сирийцев, что речь идёт о серьезной и затяжной войне.
  
  Против Иехуды Маккавея во главе значительных военных сил выступил царский наместник Лисий. В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) Иехуде Маккавею удалось разбить численно превосходящие силы противника и открыть путь на Иерусалим. Войдя в город, он совершил очищение оскверненного Храма, в котором затем, после трехлетнего перерыва, была восстановлена традиционная служба. В честь этого отмечается праздник Ханукка.
  
  Известия о нападениях на еврейские поселения в Гил"аде (Заиорданье) и Галилее заставили Иехуду Маккавея выступить на север. Он отправил своего брата Шим"она в Галилею, а сам вместе с другим своим братом, Ионатаном, направился в Гил"ад, где разбил аравийских кочевников, осаждавших укрепленные города евреев. Затем, двинувшись на юг, Иехуда Маккавей нанёс поражение идумеям, после чего взял Хеврон и, спустившись к морю, направился к Иерусалиму. Там он осадил в городской крепости Акра сирийский гарнизон. Лисий и молодой царь Антиох Эвпатор, сменивший умершего Антиоха Эпифана, привели на помощь осажденным сильное войско; сирийские силы вошли в Иудею с юга и осадили Бет-Цур. Иехуда Маккавей выступил навстречу неприятелю, но, потерпев поражение около Бет-Зхарии, вернулся в Иерусалим. Взяв Бет-Цур, сирийцы подошли к Иерусалиму и осадили Иехуду Маккавея на Храмовой горе.
  
  Положение осажденных было крайне трудным, однако ситуация неожиданно изменилась: до сирийского лагеря дошло известие, что Филипп, бывший главнокомандующим при Антиохе Эпифане, намеревается захватить власть в Сирии. Лисий предложил Иехуде Маккавею компромисс, на который тот согласился: эдикты Антиоха Эпифана, направленные на эллинизацию еврейской религиозной жизни, отменялись и религиозная свобода евреев была восстановлена.
  
  Однако завершение борьбы за религиозную свободу не принесло стране внутреннего мира: после заключения соглашения в стране началась борьба между поборниками религиозной ортодоксии во главе с Иехудой Маккавеем и проэллинистическими кругами. Усиление первых заставило эллинистическую партию искать покровительства у нового царя Сирии Деметрия I.
  
  Деметрий отправил в Иудею войска под предводительством Бакхида. Сирийские войска овладели Иерусалимом. Правителем Иудеи был назначен видный военачальник Никанор.
  Несмотря на военные успехи, сирийцы были готовы пойти на компромисс, однако Иехуда Маккавей решил продолжать борьбу.
  
  Военные действия возобновились, и в 161 г. до н. э. (13 адара) в сражении у Адасы (в 9 км к северу от Иерусалима) Иехуда Маккавей одержал победу над силами Никанора и вновь занял Иерусалим. В память об этой победе было установлено ежегодное празднование "Дня Никанора".
  
  Стремясь к достижению полной политической независимости, Иехуда Маккавей направил послов в Рим. В 161 г. до н. э. между Иудеей и Римской республикой был заключён договор, согласно которому Рим поддерживал дружественный нейтралитет с Иудеей, и, следовательно признавал Иудею как суверенное государство.
  
  Через несколько месяцев после поражения Никанора Деметрий послал в Иудею новые силы под командой Бакхида. На этот раз сирийские силы настолько превосходили численно войска Иехуды Маккавея, что большинство его воинов покинуло поле боя, предложив Иехуде Маккавею последовать их примеру и отложить сражение до более благоприятной ситуации.
  
  Однако Иехуда Маккавей решил принять сражение, которое произошло возле Эласы (около Бет-Хорона), где Иехуда Маккавей и оставшиеся верными ему воины пали в бою.
  
  Тело Иехуды Маккавея было увезено с поля боя его братьями и погребено в Моди"ине.
  
  Один из величайших еврейских полководцев, Иехуда Маккавей стал символом вождя-героя, отдавшего жизнь за свободу своего народа в борьбе против чужеземного ига. Источником сведений о жизни Иехуды Маккавея являются Книги Маккавеев и Иосиф Флавий.
  
  9.3 Ионатан Хасмоней (ум. в 143 г. до н.э.) - младший сын Маттитьяху. Вместе с отцом и братом Иехудой Маккавеем участвовал в военных действиях против греко-сирийских сил с самого начала хасмонейского восстания. После гибели Иехуды продолжал вместе с братом Шим"оном возглавлять восстание и сумел нанести неприятелю значительные потери. Став фактическим руководителем восстания, Ионатан Хасмоней воспользовался внутренними раздорами в Селевкидской монархии и в борьбе за сирийский престол между Александром Баласом и Деметрием I поддержал последнего, за что тот вывел греко-сирийские силы из Иерусалима. Войдя победителем в Иерусалим, Ионатан Хасмоней немедленно приступил к укреплению города. Вслед за этим Ионатан Хасмоней начал поддерживать противника Деметрия, Александра Баласа, в признательность за что тот назначил Ионатана Хасмонея первосвященником, что означало признание Ионатана Хасмонея законным главой евреев. В Суккот 152 г. до н. э. Ионатан Хасмоней приступил к отправлению функций первосвященника, положив тем самым начало первосвященнической династии Хасмонеев, которая удерживала должность в течение 115 лет. Позднее Александр Балас утвердил Ионатана Хасмонея гражданским и военным правителем Иудеи, а также даровал ему в личное владение город Экрон с окрестностями.
  
  С вторжением в Сирию сына Деметрия I, Деметрия II (147 г. до н. э.), Ионатан Хасмоней оказал Александру Баласу активную военную поддержку. Тем не менее, выйдя победителем из борьбы за престол, Деметрий II охранил за Ионатаном Хасмонеем его статус первосвященника и главы Иудеи, а также утвердил аннексию Иудеей заселенных преимущественно евреями областей на юге Самарии. Когда в Сирии вновь вспыхнула борьба за престол, на сей раз между Деметрием II и Трифоном, действовавшим от имени малолетнего сына Александра Баласа, Ионатан Хасмоней на первых порах поддерживал Деметрия, однако вскоре перешел на сторону Трифона из-за отказа Деметрия отдать ему крепость Акко, как то было обещано ранее. В награду Трифон назначил брата Ионатана Хасмонея, Шим"она, правителем прибрежной полосы Эрец-Исраэль, простиравшейся от Рош-ха-Никра на севере до египетской границы на юге.
  
  Не довольствуясь военно-политическими успехами, выразившимися, в частности, в расширении границ страны, Ионатан Хасмоней приступил к укреплению Иерусалима и других стратегических центров, а также возобновил союз с Римом и установил дружественные отношения со Спартой. Трифон рассматривал укрепление Иудеи как угрозу своей власти; зная, что победа над Ионатаном Хасмонеем в открытом сражении сомнительна, Трифон хитростью захватил Ионатана Хасмонея во время визита последнего в Акко. После неудачной попытки овладеть Иерусалимом, когда еврейские силы под командованием Шим"она оказались не менее боеспособны, нежели под командованием Ионатана Хасмонея, Трифон в ярости приказал казнить Ионатана Хасмонея.
  
  9.4 Шим"он Хасмоней (ум. в 134 г. до н. э.) - полководец и государственный деятель, правитель Иудеи в 143-134 гг. до н. э. Младший сын Маттитьяху.
  
  С началом восстания под руководством Маттитьяху (167 г. до н. э.) Шим"он Хасмоней стал одним из руководителей повстанцев. Возглавляя отряд, посланный Иехудой Маккавеем (старшим братом Шим"она Хасмонея) на помощь евреям Галилеи, вступил в бой с селевкидским военачальником Никанором и потерпел поражение. После гибели Иехуды (161 г. до н. э.) роль Шим"она Хасмонея возросла: в качестве ближайшего помощника Ионатана Хасмонея он принял активное участие в борьбе с Селевкидами, которые пытались восстановить свою власть над Иудеей, в частности, заставил военачальника Бакхида снять осаду с крепости Батбаси.
  
  Около 145 г. в ведение Шим"она Хасмонея была передана вся прибрежная полоса Эрец-Исраэль - от Тирской лестницы до границы с Египтом, а когда Ионатан предпринял поход в Галилею, Шим"он Хасмоней фактически стал правителем Иудеи; в этот период он завоевал Бет-Цур.
  
  В 143 г. Ионатан был вероломно пленён Трифоном, одним из претендентов на селевкидский престол, и Шим"он Хасмоней принял командование всеми вооруженными силами Иудеи; укрепив Иерусалим и Яффу, он сорвал попытки Трифона вторгнуться в страну. В то же время Шим"он Хасмоней не оставлял попытки выкупить брата; когда же Трифон, отступая из Эрец-Исраэль, казнил Ионатана, Шим"он Хасмоней похоронил его в Моди"ине и воздвиг на его могиле великолепный памятник.
  
  Поддержав Деметрия II, соперника Трифона, Шим"он Хасмоней в 142 г. добился от него признания своей единоличной власти над Иудеей и разрешения не платить дань; в результате еврейское государство обрело полную независимость.
  
  Шим"он Хасмоней завоевал Гезер (откуда были выселены все гои и сторонники эллинизации), изгнал селевкидский гарнизон из господствовавшей над Иерусалимом крепости Акра, возобновил сношения с Римом и Спартой. В 140 г. народное собрание закрепило за Шим"оном Хасмонеем и его потомками должности первосвященника, этнарха и главнокомандующего; т.о. была основана династия Хасмонеев, которая оставалась у власти в Иудее до 63 г. до н. э. (формально - до 37 г. до н. э.). Скрижали с текстом этого решения были установлены во дворе Храма.
  
  Антиох VII Сидет, сменивший Деметрия II на селевкидском троне, первоначально признал Шим"она Хасмонея в качестве этнарха, согласился оставить за ним все завоеванные города и разрешил ему чеканить собственную монету. Однако уже несколько лет спустя селевкидская армия вновь вторглась в Иудею; она была разбита сыновьями Шим"она Хасмонея Шим"оном, Иехудой и Иохананом. В 134 г. зять Шим"она Хасмонея Птолемей предательски умертвил его и двух его сыновей, Шим"она и Иехуду, в Иерихоне (возможно, по наущению Антиоха VII). Правителем Иудеи стал третий сын Шим"она Хасмонея, Иоханан, известный как Гиркан I Иоханан.
  
  
  ******
  
  
  
  10 Мария Гебра - родоначальница алхимии, родом из Иерусалима, жила в Александрии Египетской I или в III в. н.э. Она изобрела печь, в которой отделялись летучие вещества за счёт сублимации ("печь Марии"), водяные и песчаные бани, которые по сей день используются; открыла соляную кислоту. Писала трактаты по алхимии.
  
  
  ******
  
  
  
  11 Поппея Сабина - жена римского императора Нерона. В первом браке жена римского всадника Марка Сальвия Отона, товарища Нероновых оргий. Богатая, красивая, умная и честолюбивая, она скоро обратила на себя внимание Нерона. Чтобы беспрепятственно обладать ей, он отослал Отона наместником в Лузитанию и сделал Поппею своей любовницей. Не довольствуясь таким положением и желая быть женой императора, Поппея могла достигнуть этого лишь после того, как ей удалось устранить с дороги Агриппину, мать Нерона (59), и Октавию, его жену (62 г.). Хитрая и кокетливая, она сумела надолго удержать расположение Нерона. В 63 г. у неё родилась от Нерона дочь, вместе с матерью получившая титул Августы; но она прожила всего 4 месяца. Оправившись от удара, нанесенного ему смертью дочери, Нерон предался разгулу и артистическим забавам; обаяние семейного очага исчезло, и Поппея была забыта. Оскорбляемая невниманием мужа, она решилась обратиться к нему с упрёками; раздраженный Нерон ударил её ногой в живот, и это стало причиной её смерти, так как ей предстояли новые роды (65). Раболепный народ и сенат определили покойной неслыханные почести; сам Нерон в публичной речи восхвалил красоту Поппеи, её достоинства и заслуги, оказанные ей римскому народу. Со смертью Поппеи началась новая эпоха казней.
  
  
  ******
  
  
  
  12 Филон Александрийский (Филон Иудейский; р. ок. 25 г. до н.э. - ум., по-видимому, в 50 г.) - еврейско-эллинистический философ. Принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии, связанной с династией Ирода и римскими придворными кругами. У Иосифа Флавия упоминается брат Филона Александрийского, Александр, богатый финансист и высокопоставленный чиновник, сын которого, Тиберий Юлий Александр, был также известной личностью. Однако о жизни Филона Александрийского известно из единственного источника "Посольство к Гаю", где он описал свою поездку в Рим в качестве главы делегации александрийских евреев к императору Калигуле в 40 г. с ходатайством против водружения статуй императора в синагогах Александрии и в Иерусалимском храме. Работы Филона Александрийского написаны по-гречески и обнаруживают совершенное владение языком, глубокое знание греческой литературы и философии и прекрасную образность речи. Очевидно, что Филон Александрийский получил образование в греческих школах. Источник его обширных познаний в иудаизме неясен, поскольку нет доказательств существования еврейских школ в диаспоре в этот период; неизвестно, насколько Филон Александрийский владел ивритом. Вместе с тем не вызывает сомнения, что Филон Александрийский вырос в семье, глубоко преданной еврейской вере и традициям. В своих сочинениях Филон Александрийский широко использует Мидраш. Известно об одном паломничестве Филона Александрийского в Иерусалим. Благодаря христианской церкви до нас дошли в греческом оригинале многочисленные произведения Филона Александрийского, посвященные библейской тематике и философии, а некоторые - только в переводе на армянский язык/
  
  В сочинениях на библейские темы Филон Александрийский толкует библейское законодательство и предлагает аллегорические философские интерпретации Пятикнижия. В трактате "О сотворении мира", обнаруживающем влияние философии стоицизма, Филон Александрийский указывает, что хотя Пятикнижие представляет собой свод законов, оно открывается историей сотворения мира, чтобы показать, что эти законы находятся в совершенной гармонии с законами природы, а выполнение их делает людей гражданами космоса. За этим трактатом следуют биографии трех патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) и Иосифа. Филон Александрийский интерпретирует их образы в терминах философии платонизма как архетипы, послужившие моделями Моисеева закона. В биографии Моисея, ориентированной на нееврейского читателя, Филон Александрийский излагает историю его жизни и представляет его деятельность как законодателя, пророка и священнослужителя. Два трактата посвящены изложению и интерпретации Десяти заповедей и в связи с ними - всего библейского законодательства. 18 из сохранившихся трактатов посвящены философской экзегезе 17-ти первых глав книги Бытие. Здесь Филон Александрийский полностью абстрагируется от повествовательного характера библейского текста и при помощи аллегорического толкования стремится представить его как совокупность философских и мистических концепций. Среди других сочинений этого рода - трактат (сохранился только армянский перевод) "Вопросы и ответы к книгам Бытие и Исход". Трактат написан в форме эллинистического философского комментария, в котором каждый параграф начинается с постановки экзегетической проблемы, затем следуют краткое буквальное и пространное аллегорические объяснения.
  
  В чисто философских трактатах, часть из которых написана в форме диалога, еврейские мотивы появляются лишь спорадически. В центре философских дискуссий Филона Александрийского стоят вопросы, соответствующие его религиозному мировоззрению, - вечность мира и Божественное провидение. Сохранились также два сочинения Филона, посвященные современным ему событиям: "Против Флакка" (об антиеврейских беспорядках в Александрии в 38 г.) и "Посольство к Гаю" (см. выше). Трактат Филона Александрийского "О созерцательной жизни" - единственный источник сведений о секте терапевтов.
  
  Философская концепция Филона Александрийского сложилась под сильным влиянием стоицизма и платонизма. Следуя Платону, Филон Александрийский противопоставляет чувственный мир и умопостигаемую сферу бытия, только в рамках которой можно постичь истину; материальный мир - это область "мнения" (или "вероятности"), он занимает срединное положение между истиной и ложью. Исходя из этого, Филон Александрийский всегда помещает абстракции выше, чем отдельные явления, суждения о которых по необходимости лишь вероятностны и не вполне определенны. Интерпретируя Библию, Филон Александрийский стремится выявить абстракции, на которые "намекают" или которые "представляют" конкретные библейские персонажи или события. Подлинное предназначение и благо человека - освобождение от телесных потребностей и удовольствий и достижение духовной созерцательной жизни. Однако человек обретает право на такую жизнь только после того, как он добросовестно выполнил свой земной долг в обществе. Поэтому, полагает Филон Александрийский, Моисей освободил левитов от несения общественных обязанностей только по достижении ими пятидесятилетнего возраста. В выполнении библейских предписаний Филон Александрийский видит лишь внешнее требование закона, в то время как подлинная цель закона - постижение его символического смысла. Тем не менее Филон Александрийский пространно аргументирует высшую моральную, воспитательную и общественную ценность Моисеева закона в чувственном мире. Согласно внутреннему смыслу Священного Писания, открываемому аллегорическим толкованием, Моисей - философ. Однако Филон не всегда рассматривает философию как высшее достижение духа, иногда он говорит о еще более высоком духовном состоянии - мудрости. Платоновскую концепцию восхождения души от чувственного мира к умопостигаемому миру "идей" Филон Александрийский дополняет еще одной ступенью спиритуального подъема - от мира "идей" к самому Богу. Таким образом, Филон Александрийский признает лишь две предельные реальности - Бог и душа, вневременная связь между которыми составляет содержание его мистической философии.
  
  Концепция Бога у Филона Александрийского характеризуется крайней трансцендентностью, превосходящей даже платоновскую: Бог выше добродетели, выше знания, выше абсолютного блага и красоты. Согласно Филону Александрийскому, на низшем уровне абстракции Богу приписываются благость и другие атрибуты, на высшем уровне абстракции Бог не имеет качеств, не обладает именем и непознаваем. Тем не менее, хотя истинная сущность Бога непознаваема, ее исследование - в высшей степени благословенное занятие.
  
  Трансцендентная концепция Бога совмещается у Филона Александрийского с имманентной - стоической по своему происхождению - концепцией отношения Бога к миру и к душе: божественная сила действует как имманентный принцип вещей и, в первую очередь, души. Такой взгляд приводит Филона Александрийского к онтологической дифференциации - к различению между Богом и Его Логосом, который Филон Александрийский иногда отождествляет с Божественной мыслью, а иногда трактует как нечто, что осуществляет связь между Богом и человеком, - принцип, символизируемый первосвященником. Хотя Филон Александрийский принимает библейский тезис о творении мира Богом, он стремится избежать вывода, согласно которому Бог находился в прямом контакте с профанирующими свойствами материи, и потому постулирует посредующую "миротворящую силу" - Логос.
  
  Филоновская концепция человека характеризуется дуализмом: духовное начало, связующее человека с Богом, и плотское, принадлежащее к материальному миру. Поэтому человек неизбежно стоит перед выбором между разумом и плотской жизнью. Это выбор Филон Александрийский формулирует в терминах стоицизма как установление контроля разума над эмоциями; таким образом, этика стоиков становится интегральной частью мировоззрения Филона Александрийского. Достижение гармонии между человеческой душой и Богом Филон представляет и как восхождение души к Богу, и как снисхождение Бога в человеческую душу. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона Александрийского форму мистического учения о единении души с Богом. Чтобы подготовить себя к единению с Богом, человек должен освободиться от земных уз, оставить "свою землю, своих сородичей и отчий дом", то есть забыть тело, чувства и человеческую речь. В отличие от идеала стоиков - мудрость как власть разума над чувствами, доставляющая безмятежность, - Филон Александрийский описывает единение с Богом как экзальтированный мистический опыт: в поисках большего, нежели рациональное познание Бога, душа преисполняется Божественным духом и пребывает в экстатическом блаженстве. Три патриарха символизируют три пути к достижению единения с Богом. Авраам проходит путь от знания (Агарь) к добродетели (Сарра), Исаак, будучи совершенен от природы, не нуждается в посредничестве промежуточной интеллектуальной цели, а Иаков вознагражден за свой аскетизм тем, что для него "Господь" (Справедливость) становится "Богом" (Милосердием). Здесь снова концепция посредничающих сил выходит на первый план. Душа не может достичь самого Бога, однако она может достичь одной из Его "сил", число которых у Филона Александрийского варьируется в разных трактатах. Настаивая на том, что единственное подобающее отношение мудреца к Богу - любовь, Филон Александрийский прибегает к платоновской концепции философской "эротики" и близок к "эротическим" учениям эллинистического мистицизма. Иногда Филон Александрийский говорит об этой любви как о Божьем даре, посредством которого совершенный мудрец приобщается к Его природе.
  
  Для евреев обращение Филона Александрийского к греческой языческой философии было неприемлемо: в древних еврейских источниках, за исключением Иосифа Флавия, имя Филона Александрийского не упоминается, хотя в некоторых из них (в частности, в нескольких мидрашах) заметно влияние его идей. Лишь в 16 в. прямой интерес к личности Филона Александрийского и его идеям проявляется в труде Азарии бен Моше деи Росси "Меор эйнаим" ("Свет очей").
  
  Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла, в первую очередь, его "Послание к евреям", обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви, в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы.
  
  12.2 Александр Лисимах - алабарх (от греч. "море", то есть "господствующий на морях" - так называли лидера евреев, что указывает на преобладание евреев в морской торговле), брат философа Филона Александрийского (см. выше) и отец полководца Тиберия Юлия Александра (см. ниже). Он занимал эту должность при императорах Тиверии и Клавдии. Калигула заключил его в тюрьму, но Клавдий освободил его и возвратил к служебным обязанностям. У матери Клавдия, Антонии, он исполнял обязанности управляющего. Александр Лисимах отказал однажды в кредите Ироду-Агриппе I, который всегда нуждался в деньгах, но дал деньги жене Агриппы, Кипрос. Двери храма были им украшены золотом и серебром.
  
  12.3 Тиберий Юлий Александр - римский полководец I в. н.э.
  
  Тиберий Александр был сыном богатого еврея Александра Лисимаха (см. выше) и племянником еврейского философа Филона Александрийского.
  
  Александр, будучи племянником или двоюродным братом Филона Александрийского, оставил веру своих предков и достиг высокого общественного положения, он был принят в сословие всадников.
  
  В 46 г. н.э. император Клавдий назначил Тиберия Александра прокуратором Иудеи. Своё двухлетнее управление в Иудее он ознаменовал гонениями на еврейских патриотов; он казнил двух сыновей зелота (зелоты - борцы за независимость еврейского государства) Иуды Галилеянина.
  
  В 63 г., во время похода на парфян, Тиберий Александр был, будучи уже всадником, помощником известного римского полководца Корбулона, по мнению Моммзена, он был начальником штаба. Встречался во время этого похода с Тиридатом - братом парфянского царя Вологеза.
  
  Впоследствии Нерон дал Александру звание римского всадника и назначил в 66 г. на должность префекта Египта; Агриппа поспешил из Иерусалима - где только что вспыхнуло восстание - в Александрию, чтобы поздравить Александра.
  
  Назначение отступника от Иудейства на пост префекта было роковым для александрийских евреев: когда они начали войну с александрийскими греками, Александр вывел римский легион и опустошил населенный евреями квартал, Дельту, перебив около 50 тыс. человек:
  
  ...В Александрии Египетской евреи жили со времён основания города, - с тех пор, как Александр Македонский в награду за оказанную ему евреями помощь против египтян, разрешил евреям селиться в этом великом городе.
  
  Драки и поножовщина между евреями и греками в Александрии протекали не раз. Однажды в амфитеатр, где собрались греки, готовившиеся отправиться в посольство к Нерону, прибыли и представители евреев. Греки убили их.
  
  Иосиф Флавий, еврейский историк и полководец, писал: "Всё еврейство поднялось тогда на месть. В начале они бросали в греков каменьями, но затем они собрали факелы, ринулись всей толпой к амфитеатру и грозили сжечь живьём всё собрание. Они бы это и исполнили, если бы начальник города Тиберий Александр не обуздал их ярость... Тиберий двинул против них два римских легиона вместе с ещё 5000 солдат... Евреи тесно сплотились вместе, выдвинули вперёд лучше вооружённых своих людей и таким образом долго отстаивали место сражения..."
  
  В качестве префекта Египта, Тиберий Юлий Александр известен составленным эдиктом, - ценный для истории хозяйства Египта в середине I в. документ.
  
  На 21-м году правления Антонина Пия, Тиберий Александр воздвиг статую богине Изиде в Александрии.
  
  Во время борьбы Веспасиана и Вителлия за императорский престол Александр, получив письмо от Веспасиана, заставил (1 июля 69 г.) египетские войска принести присягу на верность последнему. Это было сделано, вероятно, по наущению любовницы сына Веспасиана - Тита, - еврейки Береники, которая была родственницей Александра.
  
  Именно Тиберий Александр, по словам Светония и Тацита, первым признал Веспасиана императором.
  
  В награду за эту услугу Александр был назначен сопровождать Тита (сын Веспасиана, также бедующий император) во время Иудейской войны в качестве префекта претории - "начальника войска"; в 70 г. участвовал в осаде и взятии Иерусалима. На военном совете под Иерусалимом Александр подал голос за сохранение Храма. Иосиф Флавий называет его командующим римской армии, воевавшей против восставших евреев, и советником Тита.
  
  В 1838 в Араде была найдена надпись, в которой совет и население Арады выражают уважение одновременно Плинию Старшему и Александру. В этой надписи перечисляются следующие титулы Александра: "эпарх еврейского войска", "правитель Сирии", "эпарх 22-го египетского легиона".
  
  Ему также было посвящено псевдоаристотельское сочинение "О Вселенной", написанное неким александрийским евреем.
  
  
  ******
  
  
  
  
  13 Эсфирь (Эстер) - любовница персидского царя Артаксеркса. При её фаворитстве евреям удалось расправиться с антисемитами: евреи под покровительством царя казнили 75 тысяч персов с женщинами и детьми.
  
  История предтечи Наины Иосифовны началась так: персидский царь Ахашверош удаляет от себя царицу Вашти за её отказ явиться на пир - показать гостям свою красоту. Для выбора новой подруги царя собирают красивых девушек со всего царства. Выбор царя пал на красавицу Эсфирь, сироту, находившуюся на воспитании y Мордехая. Фаворит царя, убеждённый трусливый антисемит Аман, хочет погубить еврейский народ. На 13-й день месяца Адара назначено избиение. Тогда Эсфирь решается явиться в покои царя, хотя и без приглашения. Царь принимает её милостиво, и она приглашает его на пиршество. Ночью того дня царю не спится, он велит читать ему летопись. Одна из страниц говорит о спасении жизни царя Мордехаем, который не был, однако, за это вознаграждён. Аман, приглашенный на пиршество, чувствует себя на верху власти и готовится казнить Мордехая. Но царь велит ему проводить Мордехая в торжественной процессии по городу. На пиршестве Эсфирь открывает царю, что она еврейка, и просит пощады для своего народа. Козни Амана разоблачены, и он находит смерть на виселице, приготовленной им для Мордехая. Царский указ разрешает евреям самооборону и даже право на жизнь и имущество врагов. Тогда многие переходят в Иудейство. Евреи воспользовались царским указом, чтобы искоренить своих врагов. В память этого события Эсфирь и Мордехай устанавливают праздник "Пурим" в дни 14 и 15 месяца Адара.
  
  
  ******
  
  Скажите, мало?
   Дело в том, что здесь описаны только иудеи, но евреи/хананеи известные в Античное время как финикийцы дали миру ещё море гениев, таких как полководец Ганнибал, философы Зенон Китийский, Порфирий, Клитомах, юрист Ульпиан, писатель Теренций Афр и т.д. - см. Мою статью "Финикийцы - это евреи!".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"