Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Арабо-Израильские войны на море

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Арабо-Израильские войны на море

  1. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ (конец ноября 1947 по июль 1949)
  
  Молодой израильский ВМФ, спешно переоборудовавший устаревшие корабли, на которых нелегально прибывали еврейские репатрианты в "Палестину", обстрелял военные объекты арабов на Средиземноморском побережье.
  Наиболее значительные потери в личном составе флот понес на суше, когда для усиления бригады Гив"ати на южный фронт был спешно переброшен батальон морских десантников.
  Крупной победой израильского ВМФ стало потопление вблизи побережья Газы флагманского корабля египтян "Эмир Фарук".
  
  ***
  Итог войны: победа евреев.
  
  
  2. СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ / "КАДЕШ" (операция израильской армии против Египта в Синае и в секторе Газы; 29 октября - 5 ноября 1956).
  В 1956 израильтяне захватили египетский эскадренный миноносец "Ибрагим аль-Аваль".
  ***
  Итог войны: победа евреев.
  
  
  
  3. ШЕСТИДНЕВНАЯ ВОЙНА (война между Израилем и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком; с 5 по 10 июня 1967).
  Сирия вела против Израиля террористическую войну.
  Так, 15 августа 1966 на оз. Киннерет были атакованы израильские полицейские катера, в ответ на это израильскими истребителями были сбиты над озером 2 сирийских самолета.
  Эти действия заставили Израиль напасть на арабов.
  Ночью в понедельник 5 июня 1967 израильские военно-морские суда атаковали 2 главные военно-морские базы Египта на Средиземном море: Порт-Саид и Александрию. Когда отряд израильских судов в составе эсминца и нескольких торпедных катеров приблизился к Порт-Саиду, он был встречен перед волнорезом 2-я египетскими ракетными катерами типа "Оса". Израильтяне открыли по ним огонь из 20-миллиметровых пушек, и египтяне поспешно повернули назад в гавань, не сделав ни одного выстрела. Оба египетских катера были повреждены.
  
  Затем израильские водолазы безуспешно пытались установить местонахождение 3-х египетских торпедных катеров и 3-х спецсудов по борьбе с подводными лодками, которые, по их сведениям, должны были находиться в порт-саидском порту, помимо двух ракетных катеров типа "Оса". Им удалось обнаружить только 2 нефтеналивных танкера, которые они не решились подорвать из-за глупого опасения, что от пожара пострадают "мирные" жители. Отряд патрулировал всю ночь у входа в гавань, ожидая прибытия египетских подкреплений, но никто не появился, т.к. египетские силы в Александрии были также заняты отражением израильской атаки.
  
  Атака израильских военных кораблей на Порт-Саид не повела к уничтожению судов противника, но она достигла одной важной цели: предотвратила обстрел Тель-Авива ракетами с радиусом действия 35 миль, снабженными 1000-фунтовыми боеголовками. Этими ракетами были оснащены 18 египетских ракетных катеров. На следующее утро (вторник 6 июня) египтяне перевели свой флот из Порт-Саида в Александрию, и Тель-Авив оказался вне досягаемости ракет, которыми были оснащены катера типа "Оса" и "Комар".
  
  В то время как израильские ВМС атаковали Порт-Саид, единственная исправная израильская подводная лодка тайком проникла в Александрийский порт. Группа водолазов с зарядами для подрыва египетских военных судов, вышла через люк подводной лодки и пробралась вглубь порта. Ночь была тёмной. По израильским сведениям, водолазам удалось повредить, а возможно и уничтожить 2 египетские подводные лодки и 2 ракетных катера типа "Оса".
  
  Подводная лодка ждала своих водолазов почти до рассвета, прежде чем выйти в открытое море, но водолазы не возвратились. 6 израильских водолаза попали в плен.
  
  Единственная наступательная операция египетского флота, привлекшая внимание израильтян, была предпринята 6 июня, когда 3 подводные лодки приблизились к израильским берегам: одна появилась севернее Хайфы, другая - южнее Хайфы и третья - около Ашдода. Неясно, намеревались ли египтяне атаковать израильские суда или высадить диверсантов, как это сделали израильтяне в Порт-Саиде и Александрии.
  
  ВМФ Израиля имел лишь 4 гидролокатора, но израильским морякам удалось засечь все 3 египетские подводные лодки и атаковать их глубинными бомбами. Нет сомнения, что одна из них, судя по большому масляному пятну, всплывшему на поверхность, была повреждена. Но, всем 3 лодкам удалось уйти. Генерал Харэль, командующий израильскими ВМС, комментировал впоследствии: "Они слишком злоупотребляли своими перископами. При той технике, какой располагали египтяне, они могли устраивать пикники в предместьях Хайфы".
  
  Израильтяне запланировали высадить морской и воздушный десанты и провести в понедельник ночью комбинированную атаку на Эль-Ариш - важнейший опорный пункт и центр снабжения египтян в Синае. Но уже в понедельник днём, узнав о темпах продвижения бронетанковых сил генерала Таля, устремившихся к Эль-Аришу через Хан-Юнис и Рафиах, они отменили эту операцию. Парашютистов срочно перебросили в район Иерусалима и на Иорданский фронт.
  
  Когда египтяне ввели свои войска на Синайский п-ов, только один из 3 израильских эскадренных миноносцев находился в удовлетворительном состоянии. А из 3 израильских подводных лодок - все образцы до Второй Мировой войны - одна была списана за негодностью, а другая - "Рахав" - настолько стара, что не могла погружаться в воду.
  
  Начиная с 19 мая, израильтяне приступили к ускоренной программе повышения боеспособности морских сил с учетом ограниченного количества и устарелости судов. В Ашдоде была построена новая морская база, рассчитанная на торпедные катера и другие легкие морские суда. Были установлены новые радиолокационные станции на судах, многие получили новые пушки. Траулеры были переоборудованы так, чтобы сделать их пригодными для несения патрульной службы, а подводная лодка "Рахав" была снабжена гидролокаторами и пусковыми устройствами для глубинных бомб против подводных лодок противника. Десантное судно, которое должны были спустить на воду в августе, было достроено в течение 6 дней гражданской судоверфью. "Оно имело только 2 или 3 двигателя и импровизированный руль, но нам было не до придирок", - сказал генерал Харэль.
  
  Всё же арабы превосходили израильский флот на несколько порядков.
  
  По меткому выражению одного офицера, флот (его командующим был уже Шломо Эрель, занявший этот пост 2 годами раньше) начал войну "головой в 70-х, а ногами в 50-х". К тому же сухопутные войска двигались настолько быстро, что в помощи флота просто не было необходимости.
  
  К началу войны между израильским и египетским флотами существовало следующее соотношение сил:
  
   Класс судна
  Израиль
  Египет
  
  Эскадренные миноносцы
  3
  7
  
  Подводные лодки
  3*
  12
  
  Ракетные катера
  18
  -
  
  Противолодочные суда
  1
  12
  
  Торпедные катера
  8
  32
  
  
  * Одна из них, "Рахав", не могла погружаться в воду
  
  Свою главную задачу израильтяне усматривали в ослаблении египетского флота в Средиземном море, где он представлял угрозу для Тель-Авива и густонаселённых прибрежных районов страны. Надо было побудить Египет перебросить некоторые свои судна в Красное море. Израильтяне достигли этого, перебросив 4 десантных судна по суше через пустыню Негев в порт Эйлат. Прибытие судов засветло в Эйлат было замечено. В ту же ночь под покровом темноты суда были снова перевезены в пустыню на 10 или 15 миль севернее Эйлата и вновь доставлены в Эйлат днём. Израильтяне повторяли этот маневр несколько раз, и, хотя они спустили на воду только 3 торпедных катера в районе Эйлата для несения патрульной службы в Красном море, египтяне, очевидно, сочли, что Израиль намерен повторить атаку 1956 на Шарм Эль-Шейх.
  
  Начало войны застало 30% египетских ВМС закупоренными в Красном море, где они представляли слабую опасность для Израиля. Было замечено, что даже 3 июня, за 2 дня до начала военных действий, 2 египетских эскадренных миноносца прошли через Суэцкий канал из Средиземного в Красное море. Несмотря на то, что одна египетская флотилия в Красном море превосходила весь израильский флот, единственное, что египтяне смогли предпринять в ходе войны, это направить в ночь на 6 июня 2 эсминца и 6 торпедных катеров вверх по Акабскому заливу к Эйлату. Не пройдя половины пути, командование флотилии отказалось от своего намерения, изменило курс и направилось к своим базам. Это было, несомненно, благоразумное решение: южнее Эйлата их поджидали 3 израильских торпедных катера.
  
  8 июня израильтяне обстреляли, но, к сожалению так и не потопили, американское разведывательное судно "Либерти".
  
  К самому концу войны части флота Израиля попытались провести несколько операций в гаванях Порт-Саида и Александрии (силами морского спецназа), а также захватили Шарм-Эль-Шейх, но этим дело и ограничилось.
  
  Когда в районе Шарм а-Шейха египетские войска вынуждены были оставить мыс, возвышающийся над Тиранскими проливами, за 2 часа до переброски израильтянами сюда из Эйлата по воздуху и морем своих ударных войск, то в среду в 11.00 флаг Израиля стал реять над проливами и быстроходный израильский торпедный катер прошёл по узкому заливу. Это было первое израильское судно, которое прошло через проливы, закрытые Насером ровно две недели назад.
  ***
  Итог войны: победа евреев.
  ***
  
  Сразу после войны корабли ВМС Израиля начали патрулирование вдоль побережья Синая, вплоть до Порт-Саида.
  
  12 июля 1967 один из таких патрулей проводил эсминец "Эйлат" и 2 торпедных катера. Командиром "Эйлата" был Ицхак Шошан (он в своё время рекомендовал катера "Ягуар" в качестве основы для ракетоносцев). После поездки в Германию Шошан был также начальником отдела электроники на флоте и отлично знал об угрозе, исходящей от египетских ракетных катеров. Поэтому, когда на экране радара появились 2 неопознанных судна небольших размеров, подходивших из Порт-Саида и явно направлявшихся в воды Синая, он не поторопился с атакой. Катера вполне могли быть ракетными, а массивный силуэт "Эйлата" был слишком заманчивой целью для ракетного залпа. Подставляться Шошану не хотелось. Поэтому он повёл "Эйлат" дальше в море и приказал торпедным катерам установить контакт с неопознанными судами, как только сам "Эйлат" вышел на позицию, перекрывавшую незнакомцам пути отхода. Неопознанные суда оказались торпедными катерами. Атакованные израильтянами они разделились - один катер попытался укрыться в тени берега, а второй пошёл дальше, в открытое море. Первый был настигнут торпедными катерами и подожжён, а второй был перехвачен и потоплен "Эйлатом". Всё это произошло прямо под носом у советского флота, прибывшего под командованием адмирала Молодцова в Александрию и Порт-Саид.
  
  Это была эффектная морская ловушка. Однако Шошан был обеспокоен. Он был уверен, что египтяне будут искать способы отомстить за него. Поэтому, когда 3 месяцами позже "Эйлат" вышел на новое патрулирование у Порт Саида, Шошан намеренно нарушил приказ находиться на расстоянии 10 км от Порт Саида - на самой границе территориальных вод. "Эйлат" не подошёл ближе 13.5 км.
  
  21 октября 1967 это ему не помогло, по личному приказу президента Египта Нассера, ракетный катер типа "Комар", стоявший в гавани Порт-Саида, выпустил в 17:28 три ракеты по крейсировавшему недалеко "Эйлату". Несмотря на попытки Шошана сманеврировать, все 3 попали в цель. Эсминец уже после первого попадания потерял ход и начал крениться. Второе и третье попадания вывело из строя все системы, ещё действовавшие после 1-го удара, а также привели к детонации боезапаса. Корабль начал погружаться. Экипаж успел спустить спасательные средства, уничтожить секретные документы и спуститься в воду. 4-я ракета разорвалась уже в воде, т.к. корпус "Эйлата" почти скрылся под водой. От гидродинамического удара погибли и получили ранения многие из уцелевших в атаке членов экипажа. Ицхак Шошан получил ранения спины и был вынужден оставить боевое командование, всего погибло 47 человек - всего экипажа эсминца.
  
  Через год после трагедии на "Эйлате", флот постиг ещё один удар. В январе 1968 бесследно пропала со всем экипажем (69 человек) подводная лодка "Даккар" - вторая из трёх лодок типа Т, купленных в Англии (подводное водоизмещение 1,700 тонн, максимальная скорость 15 узлов под водой, 6х533мм ТА). В том же году с поста главкома ВМФ ушёл Шломо Эрель - человек, который как никто другой, работал над программой катеров типа "Саар".
  
  К тому же уже и Франция наложила эмбарго на продажу оружия в Израиль.
  
  13 мая 1970 мая египтяне выпустили две ракеты по рыболовецкому траулеру "Орит", работавшему в водах Синая. Хотя ракеты не попала в цель, маленький "Орит" затонул от близких разрывов. Два члена экипажа погибли, два других попали в египетский плен.
  
  
  
  
  
  
  
  4. ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ (началась внезапным нападением Египта и Сирии на Израиль; 6 октября 1973 - 24 октября 1973).
  
  Несмотря на эмбарго Израилю удалось создать небольшую флотилию ракетных катеров, во главе которой стоял Эзра Каршинский (Кариш). Херут Цемах, талантливый инженер - электронщик, предложил поставить на катера систему электронного противодействия, которая запутала бы головку наведения ракеты и радары противника.
  
  Катера типа "Саар" предназначались для действий в Средиземном море. Для Красного моря в Израиле были специально построены катера с большим, чем у "Саар" водоизмещением - "Решеф" (Вспышка) и "Кешет" (Лук). Их вооружение также было усилено - 8 ракет и две 76мм АУ вместо одной. Катера должны были выйти в море в сторону Эйлата в октябре 1973г., но начавшаяся война застала их в Хайфе и они провели войну на Средиземноморском театре.
  
  К 1973 Эзру Каршинского сменил Михаэль ("Йоми") Баркаи, командовавший до этого подводной лодкой ВМФ. С 1972 во главе самого флота (18) стоял Бениамин ("Бинни") Телем.
  
  На момент начала войны Египет имел 12 ракетных катеров типа "Оса" и несколько типа "Комар". Кроме них, египетские ВМС имели 10 подводных лодок, 18 торпедных катеров, 3 эсминца и два фрегата - всё вооружение вполне современное, в основном советского производства. Флот Сирии располагал как основной ударной силой 9 ракетными катерами - 3 "Оса" и 6 "Комар". "Оса" могла нести 4 ракеты, "Комар" - 2, но радиус действия ракет типа П-15 ("Styx") был 45 км - вдвое больше, чем у израильских "Габриэлей". Поэтому Баркаи мог рассчитывать только на две вещи - систему электронного противодействия Херута Цемаха и на боевую выучку.
  
  Уже накануне Судного дня 1973, Телем и Баркаи отменили все праздничные увольнения. Утром 6 октября катера "Суфа" и "Херев" вышли в море и заняли позиции для дозора у берегов Синая. Позже к ним присоединился "Кешет". На остальных катерах шла напряжённая подготовка к выходу в море. В 14:00 наблюдатели на линии Бар-Лева, на Голанах и у берегов Красного Моря, засекли подходившие к израильским позициям первые МиГи. Началась война.
  
  Уже того же 6 октября Баркаи и Телем решили нанести первый удар по порту Латакия в Сирии и уничтожить находящиеся там корабли. Для достижения внезапности планировалось подойти к Латакии с севера, со стороны Кипра, выманить корабли противника в открытое море и потопить их. Ровно в 17:00 израильские корабли вышли в море 2 колоннами. К западу шли "Мезанек" (на котором находился командующий Баркаи), "Гааш" и "Ханит". Ближе к берегу и немного позади шли "Мивтах" (не имевший ракет) и "Решеф". Каждый катер типа "Саар" (кроме "Мивтах") имел 6, а "Решеф" - 8 ракет "Габриэль". К тому же почти все катера были вооружены мощными АУ калибра 76 мм. Преимущество сирийцев было в их численности, большей дальности их ракет и весе их боеголовок.
  
  В 22:28 радар "Решефа", (который шёл головным в восточной колонне) засёк сирийский торпедный катер в 35 морских милях от Латакии. "Мезанек" выпустить несколько снарядов. Вражеское судно открыло пулемётный огонь в сторону израильских катеров. Командир "Решефа", рав-серен (капитан 3 ранга) Миха, приказал открыть беглый артиллерийский огонь по катеру, размеры которого явно не оправдывали затрату ракеты. Одновременно "Решеф" увеличил скорость и вышел на пути отхода торпедного катера. Хотя визуально определить результаты было невозможно из-за темноты и большой (10 км) дистанции, оператор радара сообщил что цель потеряла ход и остановилась.
  
  Теперь Баркаи был уверен, что сирийцам известно о его присутствии. Катер вполне мог передать сообщение в Латакию до того, как вышел из строя. Теперь основным фактором являлась скорость. Поэтому, оставив "Ханит" добивать повреждённый катер, Баркаи с остальными катерами повернул на восток и (в прежнем строю) полным ходом пошёл прямо к Латакии, отказавшись не только от обходного манёвра для захода с севера, но и от сложных манёвров для введения в заблуждение радаров противника.
  
  Сирийцы приняли меры. Тральщик "Ярмук", патрулировавший ближние подходы, получил приказ уходить под прикрытие береговых батарей. 3 ракетных катера получили сообщение о появлении кораблей противника в районе и готовились встретить его. Пока же катера западной колонны (после поворота ставшая северной) обнаружили "Ярмук", на полном ходу удирающий под прикрытие береговых батарей. На предельной дистанции (20 км) "Гааш" выпустил 1-ю ракету. Она не попала в цель, т.к. тральщик удирал на полном ходу и ракете, выпущенной на максимальной дистанции, пришлось "догонять" его.
  
  Ошибку исправил "Решеф" подошедший на 18 км к цели. Его ракета шла нормально и через 2 минуты она попала в цель. Почти сразу после этого "Решеф выпустил по тральщику и 2-й "Габриэль", тоже попавший в цель. Но пока израильтяне дожидались 2-го попадания, на экране радара "Решефа" появились 3 новых контакта. Ещё через секунду от них отделилось шесть маленьких быстродвижущихся целей и система предупреждения сообщила о приближающихся ракетах. На сцену вышел главный противник - 2 "Комара" и "Оса", сполна использовавших своё преимущество в дальности ракет. Израильские катера повернули в сторону противника и "на полную катушку" включили системы противодействия.
  
  Все 6 сирийских ракет разорвались за кормой израильских катеров. А пока "Решеф" вышел на эффективную дистанцию для пуска ракет. Но когда Миха отдал приказ готовить ракеты, оператор электронных систем сообщил о поломке - система запуска ракет вышла из строя. Пока техники пытались устранить неисправность, "Решеф" увеличил скорость - имея преимущество в ходе над сирийцами, (к тому времени начавшими отходить на юг, пытаясь держаться на расстоянии от израильтян) Миха рассчитывал вывести себя и "Мивтах" на дистанцию эффективного артиллерийского огня. 30 мм АУ "Комаров" и "Осы", были явно слабее его 76 мм установок.
  
  Получив сообщение о поломке на "Решефе", Баркаи оказался в затруднении - второй в колонне Михи "Мивтах" ракет не имел вообще. "Ханит" остался топить торпедный катер и его отсутствие начало уже вызывать беспокойство у Баркаи и его штаба. Т.о., только "Гааш" и его собственный "Мезанек" могли пускать ракеты, но оба находились в одной колонне, тоже настигавшей сирийцев, но находившейся дальше от них.
  
  
  Баркаи пошёл на рискованный, но эффектный манёвр. По его приказу "Решеф" и "Мивтах" резко отвернули влево, а сам Баркаи на "Мезанеке" и шедший с ним "Гааш" пересекли курс "Решефа", увеличили скорость и начали обходить сирийское соединение справа. Перед сирийцами встала явная и невесёлая перспектива "клещей"- тем более неизбежных, что израильские катера были более быстроходны и манёвренны, чем сирийские. На 2 "Комарах" ракет уже не было, но "Оса" развернулся и выпустил ракету по "Гаашу" и "Мезанеку". Отчаянно маневрируя, катера вышли на дистанцию ракетного залпа. Сирийская ракета ещё не начала снижаться, когда "Гааш" выпустил ракету по "Осе". "Мезанек" выбрал в качестве цели удирающий "Комар". Не дожидаясь результатов, израильский "Гааш" и сирийская "Оса" выпустили ещё по ракете - по тем же целям. Сирийские ракеты разорвались в воде за кормой израильтян - опять сработало глушение. За несколько минут до этого 570-тонный "Ярмук" получил 2 попадания такими ракетами и остался на плаву, хотя полностью вышел из строя., но "Оса" погибла. Через несколько секунд та же участь постигла "Комар", попавший под залп с "Мезанека".
  
  Второй "Комар", видя столь убедительные последствия боя (и не имея возможности помешать), на полном ходу пошёл прямо на берег. Ещё до того как израильтяне поняли его намерения, "Комар" вылетел на берег южнее Латакии и его экипаж разбежался. В это время на связь вышел "Ханит", добивший наконец торпедный катер. Баркаи приказал "Ханиту" "повторить операцию" с "Ярмуком", а сам на "Мезанеке" (остальные катера получили приказ держатся подальше) полным ходом пошёл к вылетевшему на берег "Комару". Несмотря на обстрел с береговых батарей, Баркаи подвёл "Мезанек" на дистанцию в 1 км и расстрелял "Комар" из своих 40 мм АУ пока тот не вспыхнул и не взорвался. Тем временем "Ханит" вогнала в стоявший без движения "Ярмук" ещё одну ракету и расстреливала его из своего 76 мм орудия, пока тральщик не перевернулся и не утонул. После этого Баркаи собрал своё соединение и повёл его на базу.
  
  Результаты боя: все 5 сирийских кораблей были уничтожены, у израильтян потерь не было.
  
  Пока шёл бой у Латакии, на юге находились дозорные катера "Суфа", "Херев" и "Кешет" под командованием Гидона Раза. В 22:00 были обнаружены несколько целей, приближавшихся к берегу Синая. Вскоре вспышки, замеченные в районе обнаружения, показали израильтянам с кем они имеют дело - это были торпедные катера, вооружённые РСЗО для обстрела береговых целей. Катера пошли на сближение и быстро подошли на дистанцию ракетного залпа. Однако ракеты отказывали одна за другой и на "Суфе", и на "Херев". Попытка "Кешет" атаковать тоже не увенчалась успехом. Все катера на полном ходу пошли за противником, чтобы выйти на дистанцию артиллерийского огня, но орудия заклинило после десятка выстрелов из-за неполадки с радаром управления огнём. Всё же Раз успел вызвать поддержку с воздуха и единственный "Фантом", выделенный ВВС, нашёл и потопил ракетный катер типа "Оса", до того как был вынужден уйти из-за недостатка горючего (это был единственный случай потопления корабля противника с воздуха за войну 1973). Египтяне ушли в сторону Порт-Саида почти не выпустив ракет.
  
  Вернувшиеся в Хайфу катера Баркаи начали интенсивно готовиться к походу на Египет. К вечеру катера вышли в море. Цель была пока скромная - снять с мели "Ханит" попавший на неё ранее - закончив подготовку раньше других, он был направлен в дозор. Справившись с этой задачей катера отошли, но из-за ошибки в ориентации, "Мезанек" оказался напротив Порт-Саида и был атакован 2 катерами типа "Комар". Попаданий не было, а египетские катера успели уйти до того, как "Мезанек" смог выйти на дистанцию для пуска своих ракет, и Баркаи отдал приказ отходить. Катера (кроме 3, оставшихся для дозора) ушли на базу.
  
  На следующую ночь (8/9.10.1973) Баркаи вернулся с шестью катерами и в 21:00 был зарегистрирован радарный контакт. Он оказался ложным, но Баркаи знал, что из 9 катеров, имевшихся в его распоряжении, 3 остались почти без горючего. Он отправил эти катера назад, оставшись с 6 катерами. Это были "Решеф", "Кешет", "Эйлат", "Мисгав", "Херев" и "Суфа".
  
  В 23:50 Баркаи перестроил катера в одну, ориентированную на запад (в сторону Порт-Саида) линию, разделив её на 3 пары: "Решеф" и "Кешет" (север), "Эйлат" и Мисгав" (центр),"Херев" и "Суфа" (юг). Катера южной пары начали обстреливать нефтяные цистерны у Дамиетты (восточнее Порт-Саида) и выпустили в воздух большое облако из дипольных отражателей, надеясь привлечь внимание египтян. Это удалось - в 00:00 на экране израильских радаров появились 4 контакта и израильтяне поняли, что разбудили целый "осиный рой" - все 4 цели были катерами типа "Оса".
  
  Подобно израильским катерам, египтяне тоже построились в одну линию. Египтяне выпустили ракеты первыми и начали отходить. Как это было в Латакии, противник выпустил все (или почти все) ракеты в одном залпе и лишился возможности продолжать бой. После 25-минутной погони "Кешет" выпустил свою ракету с дистанции 17 км (урок первого залпа у Латакии был учтён и Баркаи пригрозил сместить командира, который даст залп на максимальной дистанции). Ракета попала в цель и крайняя к северу "Оса" загорелась. Но "Кешет" также был вынужден остановиться - от долгого перехода на полном ходу лопнул трубопровод в системе охлаждения дизеля. "Мисгав" добил "Осу" арт-огнём.
  
  Почти одновременно с этим "Решеф" вывел из строя второй египетский катер и "Эйлат" добил его арт-огнём. 3-я "Оса" получила попадание, села на мель и остановилась. Последний египетский катер начал уходить на полном ходу в сторону Порт-Саида, преследуемый "Решефом". Но второй победы у Михи не получилось - на дистанции пуска ракет повторилась история с коротким замыканием. Несмотря на это только прямой приказ Баркаи (после недолгого, но серьёзного спора) вынудил Миху отказаться от погони, которая становилась всё более опасной ввиду близости египетских берегов.
  
  В 01:30 это бой у Дамиетты-Балтим закончился. Израильтяне потопили 3 корабля противника, и только технические неполадки помешали им уничтожить всё египетское соединение. Ни один израильский катер не поучил попаданий.
  
  Победы Израиля на море (Сирия потеряла уже 1/3, а Египет - 1/4 своих ракетных катеров) привела к тому, что сирийцы стали опасаться, что израильтяне могут произвести высадку в тылу сирийской армии и создать угрозу уже собственно Сирии. Поэтому течение всей войны целая бронетанковая бригада находилась у побережья Сирии, отрванная т.о. от главного фронта на Голанах.
  
  Уже на следующий день после боя у Дамиетты-Балтим израильтяне вернулись к египетским берегам и обстреляли береговые объекты. 10 октября последовал такой же обстрел сирийского побережья, а 11 октября попытка израильтян обстрелять нефтяные цистерны у Сирии привела к некоему подобию морского боя, когда катера "Гааш, "Суфа", "Хец" и "Кешет" под личным командованием Баркаи столкнулись у порта Тартус с 2 ракетными катерами противника (катера были разделены на 2 группы - одна подошла к Тартусу, другая - к Баниасу). Сирийцы действовали крайне осторожно - немного выйдя из гавани, они выпустили (23:30) ракетный залп и направились назад. На полном ходу израильтяне вышли на дальность пуска "Габриэлей" и в свою очередь дали залп. По израильским источникам, в этом бою были повреждены оба сирийских катера ("Комар" и "Оса"), оба были вынуждены выброситься на берег. В этой и последующих операциях были также потоплены 2 транспорта нейтральных стран - греческий и японский.
  
  Под конец войны израильский флот провёл ещё один беспрецедентный эксперимент - ракета "Габриэль" была использована против наземной цели - египетского берегового радара, радар был серьезно повреждён. В той же операции были потоплены 2 судна радиолокационного дозора (вооружённые рыболовецкие тральщики, использовавшиеся Египтом как сторожевые корабли). Ещё одним заданием, полученным катерами, но не выполненным до конца войны было перехват египетского эсминца, который, базируясь в Бенгази (Ливия), останавливал проходящие суда и проверял их на предмет наличия грузов для Израиля. Хотя Бенгази был вне радиуса действия "Сааров", катера типа "Решеф" вполне могли дойти до него. Но, узнав о появлении израильтян, эсминец больше не выходил из Бенгази.
  
  ...На Красном Море в боях участвовали израильские десантные корабли и сторожевые катера, а также морские коммандос. В ночь 21/22 октября ракеты из обычного пехотного гранатомёта M72 LAW, выпущенные израильскими морскими спецназовцами, подожгли египетский ракетный катер типа "Комар", стоявший в гавани Ардака. Это был тот самый "Комар" ракеты потопили "Эйлат" - ровно в день 6-ой годовщины его гибели. Теперь "Эйлат" можно было считать отмщённым.
  
  На фоне потерь в других родах войск в ту войну, потери флота составляли только 4 убитых (матрос со сторожевого катера типа "Дабур" и 3 бойцов морского спецназа - 2 из 13-ой флотилии и 1 из подразделения 707) и 24 раненых. Несколько катеров типа "Дабур" получили лёгкие повреждения на Красном море и были быстро возвращены в строй. Только ремонт двух ракетных катеров, севших во время войны на мель, занял относительно много времени. Противник потерял 12 ракетных катеров (в т.ч. 2 на Красном море) и ряд других кораблей и катеров и был в течение всей войны зажат в гаванях.
  
  ***
  
  Итог войны: победа Израиля.
  
  
  ***
  
  В День Независимости 20 апреля 1985 ракетный катер "Моледет" (типа "Саар-4"), патрулировавший район Ашдода, установил контакт с транспортным судном "Атавирус". В ответ на приказ остановиться, с "Атавируса" раздались выстрелы. Открыв огонь из носового орудия, "Моледет" пошёл на сближение. "Атавирус" получил множество попаданий и затонул. Это был кульминационный момент и, одновременно, бесславный конец попытки самого авантюрного и тяжёлого теракта в израильской истории. В планы террористов ООП входила высадка на побережье города Бат-Ям, захват автобуса на Тель-Авив и, наконец, захват здания Генштаба АОИ в комплексе "Кирья" в Тель-Авиве.
  
  
  
  
  5. ЛИВАНСКИЕ ВОЙНЫ (против баз террористов в Ливане; ночь с 5 на 6 июня 1982 до июня 1985, затем контртеррористические операции повторялись в 90-х, а также в 2006).
  
  В 1982, во время I Ливанской Войны, катера установили блокаду ливанского берега и прикрывали десантную операцию АОИ к северу от Сайды 6 июля 1982. Тогда катера подавили с моря артиллерию ООП, пытавшуюся помешать высадке.
  
  Катера использовались также как транспортное средство с возможностью прикрыть силы спецназа в операции "Шалехет" 8 июня 1986. Тогда катера доставили группу морских коммандос, которые уничтожили базу террористов в Дахр-Эль-Бурдже. Действуя вместе со сторожевыми катерами, ракетные катера сорвали большое количество попыток терактов, направленных на Израиль с моря.
  
  Ликвидация Абу-Джихада 16 апреля 1988 тоже была проведена при содействии ВМФ - исполнители ликвидации попали в Тунис на ракетных катерах.
  
  13 апреля 1996 корабли ВМС Израиля начали блокаду ливанских портов Бейрута, Сидона и Тира. Несмотря на массированное военное давление, Хизбалла не прекращала обстрелы Израиля. Одним из населенных пунктов, из которых велись обстрелы, была деревня Кана, позиции террористов находились недалеко от лагеря подразделения ООН из Фиджи. 18 апреля, не зная, что боевики Хизбаллы покинули деревню, израильская артиллерия в течение 20 минут подвергала Кану артиллерийскому обстрелу; 120 "гражданских" жителей деревни были убиты, около 300 - ранены. Левые были безутешны.
  
  В последнюю войну с Ливаном и Хизбаллой (подстроенной Россией и Ираном), роль ВМС свелась к следующему:
  
  1) Блокада побережья Ливана;
  2) Нанесение ударов по береговым целям, и не только ПУ;
  3) Спецоперации силами морского спецназа.
  
  Корабли ВМФ Израиля провели более 8 000 часов в море, курсируя вдоль берегов Ливана, нанеся удары по 2 500 целям, среди которых многочисленные ракетные пусковые установки боевиков "Хизбаллы", склады с оружием, командные пункты, дороги и несколько автозаправочных станций.
  
  Результатом действий израильских сил ВМФ стала возможность для 200 гражданских судов провести операцию по эвакуации иностранных граждан и доставке "гуманитарных" грузов для страдающих террористов в Ливан.
  
  ***
   Итог войны: террористы победили благодаря подрывной работе левых в самом Израиле и массированной поддержке россией международного терроризма.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"