Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Экономика Хазарского каганата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экономика Хазарского каганата

  Хазарский каганат находился на пересечении караванных и речных путей:
  
  1) из Китая в Европу - в обмен на золото и европейские товары в Европу ввозился шёлк.
  
  2) из Биармии (Великой Перми) в Багдадский халифат - обмен мехов на серебро.
  
  3) из варяг и немец в хазары - закупались у норманнов славяне-рабы (сакалиба) с последующей перепродажей в мусульманские страны. Часто, хазары сами захватывали аборигенов восточной Европы в рабство, или покупали их и у половцев. Поэтому, само слово "раб" в западноевропейских языках образовано от названия восточноевропейской расы: нем. Sklave, франц. esclave, ср. лат. sclavus - "славянин", "раб". "Кабус-наме" в 23 гл., посвящённой покупке рабов, упоминает о рабах из Хазарии. О масштабах хазарской работорговли можно судить, напр., из слов армянского писателя Мхитара Айриванкского: "500 христианских дев, которых везли к Хагану, по своей воле, утопились в Ателе (Волге)".
  
   Торговлю Хазарии осуществляли купцы-евреи (рахдониты, персидское - "знающие дороги"), согдеи, арабы и варяги-русы. Такая торговля Хазарии давала плату с купцов, десятины с товаров, привозимых сухим и водным путями, и податей, отправлявшихся натурой. Торговый путь русских в Хазарскую землю шёл Доном. Поднявшись по этой реке до Белой Вежи, русские перетаскивали суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались по этой реке до Итиля, хазарской столицы. Русские привозили сюда преимущественно меха, мёд, воск и невольников, в обмен же могли получать драгоценные каменья, зеленый бисер (нитки которого составляли одно из любимых украшений русских женщин), золотые, серебряные и бронзовые изделия (цепочки, ожерелья, запястья, кольца, булавки, бляхи для украшения одежды и конской сбруи), шёлковые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, овощи, пряности, вино, арабские монеты. Занимая часть Крыма, господствуя на Таманском полуострове, хазары держали под своим контролем и значительную часть черноморской торговли. Центром последней на южном побережье Чёрного моря были Константинополь и Трапезунд. О последнем интересные сведения находим у Мас'уди, который писал, что в Трапезунде всегда много купцов: греков, мусульман, армян, а также тех, кто приезжает сюда из страны кашаков (адыгов), т.е. из Хазарии. Само Чёрное море долго называлось Хазарским, хотя в X в. это название было перенесено на Каспийское. Торговля хазарских евреев распространилась от Испании до Китая, от варягов и Перми до Египта и Индии.
  
   Мас'уди сообщает и торговых кораблях хазар: "Хазары имеют челны (заурак), на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас (Возможно, что под рекой Буртас подразумевается главное течение Волги, питающее тот рукав её дельты, на котором стояла столица хазар); вдоль неё живут оседлые (хадира) тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течёт со стороны бургар, и суда (суфун) непрерывно ходят (тах-талифу) по ней между землями бургар и хазар".
  
   Географ X в. Ал-Мукаддаси пишет, что "вывозятся из Бабул-Абваба (Дербента) полотняная одежда, рабы, шафран, превосходные мулы". Другой автор того же века Ибн-Хавкал пишет, что "Бабул-Абваб - город на Хазарском море и в середине города гавань для судов"; "город этот богаче Ардебиля в отношении посевов, но плоды его не многочисленны, если не считать того, что ввозится из других округов... Город служит портом моря хазар, сарира и прочих народов Табаристана и Джурджана, земель кафиров и Дей-лама. Вывозятся из него полотняные полибе (верхнее платье), и нет в Арране, Армении и Азербайджане полотняных одежд нигде, кроме как тут. В нём произрастает в изобилии шафран, и встречается в нем много рабов из разных стран кафиров, прилегающих к ним"; "в Бабул-Абвабе растет марена, которая вывозится по морю Хазарскому в Джурджан и отсюда сухим путём в Индийские страны".
  
   Шёлковый путь и через Хазарию, вероятно, хазарские евреи могли попадать в Китай.
  
   Из Великой Перми - Биармии хазары вывозили меха. Добытые в "областях русов, булгар и Киева", эти меха у Истахри и Ибн Хаукала носят наименование "хазарских". Особенно значительным центром мехового экспорта был Итиль. Ибн Хаукал, следуя за текс-том Истахри, в описании хазарской меховой торговли приводит интересные подробности и дополнения; по словам Ибн Хаукала, хазарские меха, которые расходятся по всему свету, это те же меха, что и в ал-Андалус; только в малой части эти меха происходят из славянских стран, большая и наилучшая часть их происходит из стран русов, а некоторые - причём самые лучшие - русы перекупают в странах Гог и Магог.
  
   Торговля была для хазар выше политики: купцы из враждебных им стран свободно приезжали, жили и отправляли свои религиозные обряда в Хазарии. Так, в слое хазарского времени в Таматархе (Тмутаракани) попадается наибольшее количество византийских монет, много привозной посуды. Тогда же возникли в городе собственные гончарные мастерские. Константин Порфирородный считал Таматарху большим торговым центром. Всё это говорит о больших торговых связей между этими державами.
  
   Об искусности хазар в торговле так сказано в булгарской летописи Бахши Имана: "А другие булгары называли хазар по-нашему - "мэн" или "мин", а также "сарт"... Так как хазары были искусными купцами, то их название "сарт" стало означать в некоторых местах и "купец"".
  
   Сказано о еврейских купцах в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шёлк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран..."
  
   Швейцарский востоковед Адам Мец писал: "...город евреев" (Иахудийа) в Исфагане был деловым кварталом этой персидской столицы... Один еврей контролировал всю ловлю жемчуга в Персидском заливе... На Востоке их специальностью были также денеж-ные дела... Мы располагаем сведениями о двух евреях-банкирах... Йусуфе ибн Пинхасе и Харуне ибн Имране, у которых в начале Х в. визир сделал заем в сумме 10 тыс. динаров. Оба они, по всей вероятности, основали фирму, ибо также смещенный в 918 г. визир Ибн ал-Фурат заявил, что он имеет на счету у обоих этих евреев 700 тыс. динаров"; "основ-ной товар, поставляемый Европой, - рабы - являлся монополией еврейской торговли".
  
   "Худуд ал-'алам", характеризуя Хазарию как страну "богатую, процветающую, с большим достатком", сообщает: "Из неё происходит рогатый скот, овцы и бесчисленные рабы".
  
   Предметами хазарского экспорта были скот, рабы, рыба и кожа, шедшие морем в Константинополь, слюда.
  
   Возле Самкерца / Самкуш ал-йахуд (Еврейский Самкуш ) / Таматарха / Тмутаракань добывали нефть. У Константина Багрянородного ("Об управлении империей", глава 53; X в.) в списке нефтяных источников Таматарха стоит 1-й: "Должно знать, что вне крепо-сти Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть" - нефть использо-валась в Византии для изготовления греческого огня и в окрестностях Керчи и на Тамани многочисленны находки остатков византийских амфор со смолистыми остатками на дне и стенках, люминесцентный анализ показал, что эти амфоры (в т.ч. XI и XII вв.) использовались для перевозки нефти, по своему составу идентичной керченской и таманской.
  
   Но, главная роль Хазарии была в реэкспорте: в Итиль стекались из Руси и Волжской Болгарии меха (соболи, лисицы, куницы), воск, мёд, янтарь; варяги привозили славян-рабов и оружие. Из Средней Азии шёл китайский шёлк. Всё это в восточных странах менялось на ткани, серебряные монеты, ремёсла. По сведениям Ибн Фалдана (X в.) "купцы из Хазарии на торговых путях основывали свои землячества в поддерживавших взаимные связи торговых центрах, имели в них постоянных компаньонов из числа местного купечества, которые могли поручиться за них, поддержать их предприятие на месте, помочь деньгами и товарами".
   Несколько источников сообщают о хазарских товарах на багдадских базарах и о хазарских торговцах в Константинополе, Александрии, Самарканде и Фергане.
  
   Среди импорта Истахри называет мёд и свечи, которые, по его словам, привозят от русов и булгар. Персидский перевод Истахри употребляет слово, которое можно перевести, как "воск". Ибн Хаукал повторяет Истахри. Я'кут дважды упоминает о ввозе хазарами мёда и свечей (воска), дополняя список стран-поставщиков Киевом. Хаджжи Халифа содержит только реликт всей темы: от русов к хазарам привозят воск. Как уже нам приходилось упоминать, наряду с медом и воском со Среднего Поволжья на Нижнее экспортировался сплавом строительный материал: сосна, ель. Текстильные товары были главным предметом хазарского импорта с Ближнего и Среднего Востока. Истахри, описав хазарскую одежду, сообщает: из-за отсутствия у хазар материалов для этой одежды, последний привозят из Горгана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Рума.
  
   Другой важной статьёй государственных доходов, была дань, взимаемая с покорённых народов. Она могла быть в денежном эквиваленте ("шляг", "по серебряной монете с дыма"), собираться мехами ("по беле с дыма"), или виде ребёнка в рабство. Собственно хазары платили натуральный налог: на них лежала повинность снабжать продовольствием царя и его двор. Истахри сообщая о статьях дохода (абваб ал-мал) хазарского царя, указывает на таможенные заставы и торговую десятину, взимаемую согласно обычаю на дорогах, в морских и речных портах. Персидский перевод Истахри гласит: "доходы от таможен и таможенных застав для купцов, которые стерегут гавани моря и рек и взимают налог бадж"; персидский термин бадж, как явствует из сопоставления с арабским оригиналом Истахри, в данном случае передает значение торговой десятины. "Худуд ал-'алам" сообщает, что богатства и достояние царя хазар по большей части от морской подати.
  
   Быт хазар был смешанным, как оседлым (в Дагестане), так и кочевым (на Волге), что имело сезонный характер, и было связано с выпасом скота.
  
  Основу хозяйственной деятельности рядового населения составляло кочевое скотоводство. Древним осёдлым центром Хазарии был Дагестан, где получило развитие виноградарство. В VIII-IX в приморских областях Крыма, Тамани, в низовьях Кубани и Дона важным последствием хазарского господства стал процесс оседания кочевников на землю.
  
  Для правящей верхушки основным источником обогащения первоначально была военная добыча, получаемая путём грабежа соседних стран. Однако затем произошла переориентация на невоенные источники доходов. Это стало возможным в результате того, что в общемировом масштабе во 2-й пол. VIII- нач. IX начался подъём международной торговли. Через Хазарию проходило несколько международных торговых путей. В Восточной Европе основной торговой артерией стала Волга, нижнее и среднее течение которой находилось под хазарским контролем. Волжский путь шёл от устья на Дон (через Переволоку), далее в земли славян и страны, примыкавшие к Балтийскому морю. Этот путь отмечен многочисленными кладами арабских дирхемов. Ключевую роль на нём с определённого времени стали играть русы. Из устья Волги, где находился Итиль, купцы попадали в акваторию Каспийского моря и, высаживаясь на его южных берегах, могли следовать по суше до Багдада или в Среднюю Азию. Археологические исследования обнаружили существование сухопутных маршрутов: цепь караван-сараев от Хорезма к Нижнему Поволжью. Через портовые города Крыма Хазария участвовала и в причерноморской торговле с Византией.
  
  Контроль над важными транзитными путями привёл к тому, что в IX-X основной (но не единственный) источник доходов Хазарии стали составлять торговые пошлины. Итиль превратился в крупнейший торговый пункт. При этом сами хазары сохраняли традиционный кочевой уклад и международной торговлей не занимались. Она находилась в руках иудейских и мусульманских общин. Хазария славилась как крупный рынок по перепродаже рабов. Предметом собственного экспорта были рыбий клей и овцы.
  
   Существовало рабство, но рабами могли быть только язычники.
  
   Царь не имел прав на собственность своих подданных.
  
   Сбор налогов осуществляли специальные смотрители над купцами, ремесленниками и т.д.
  
   Ал-Мукаддаси, сообщает о Дербенте более подробные сведения. Он пишет, что "Бабул-Абваб - город на Хазарском море и в середине города гавань для судов". После описания гавани он говорит, что "город этот богаче Ардебиля в отношении посевов, но плоды его не многочисленны, если не считать того, что ввозится из других округов... Город служит портом моря хазар, сарира и прочих народов Табаристана и Джурджана, земель кафиров и Дейлама. Вывозятся из него полотняные полибе (верхнее платье), и нет в Арране, Армении и Азербайджане полотняных одежд нигде, кроме как тут. В нем прои-зрастает в изобилии шафран, и встречается в нем много рабов из разных стран кафиров, прилегающих к ним", "в Бабул-Абвабе растёт марена, которая вывозится по морю Хазар-скому в Джурджан и отсюда сухим путем в Индийские страны".
  
   Промышленность: в крупных городах, таких как Саркел или Итиль жили гончары, ювелиры, кузнецы. Было развито шелководство и изготовление шёлковых и пурпурных тканей. О развитии ремесла в Хазарии свидетельствует тот факт, что здесь уже в VIII в. широко употреблялась глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге специалиста-ми-ремесленниками. Из ремёсел наиболее распространено было кожевенное и красильное. "Еврейская краска" славилась в тогдашней торговле. Гончарные печи, найденные археологами, остатки клейменой посуды, свидетельствуют о высоком мастерстве местных гончаров. Оружейники знали секрет производства булатной стали. На высоком уровне находилось градостроительство. Археологические раскопки хазарских городов подтверждают, что вокруг каждого города строились монументальные оборонительные стены с бойницами и сторожевыми башнями. Зная, что многие районы Хазарии подвержены землетрясениям, местные строители использовали гибкость камыша для создания сейсмостойкости жилищ. К строительству многих городских укреплений привлекались иностранные специалисты. Когда хазарская принцесса выходила за мусульманского наместника Армении, её кавалькада состояла, не считая слуг и рабов, из 10 колесных шатров "из тончайшего шёлка, с дверцами из золотых и серебряных пластин, с полами, покрытыми соболями. Ещё 20 повозок были нагружены золотой и серебряной посудой и прочими сокровищами, составлявшими ее приданое". Шведский археолог Т.Арне сообщил об обнаруженных на территории Швеции орнаментальных пластинах, заколках и пряжках, выполненных в сасанидском и византийском стиле, созданных в Хазарии или на территориях, подвластных ей. В "Дербент-наме" упоминается то ли о золотых, то ли о серебряных месторождениях на хазарской территории.
  
   Сельское хозяйство: выращивалось просо, риса, велась ловля рыбы и производство ценного тогда "рыбьего клея", производился грабительский захват скота и лошадей у соседних народов. Арабский путешественник Ибн-Хаукаля в своей "Книге путей и государств" пишет: "В хазарской стороне есть город Самандар. Были в нём многочисленные сады: говорят, они содержали 40 тысяч виноградников". По описанию, в Хазарии много богатых рыбой рек; она плодородна, в ней много полей, виноградников, садов, а также фруктовых деревьев. Имелись удобные условия для развития земледелия (в т.ч. и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой (или полуоседлой) жизни и занятию земледелием.
  
   Но главную роль в сельском хозяйстве занимало скотоводство; выпас скота был важной общенациональной задачей. Царь Иосиф пишет, что хазары отправлялись в степь "в радости и с песнями".
  
   Хазары распадались на роды (фамилии), называемые "дом", и насчитывающие до 5 тысяч человек. Каждый род имел свой наследственный земельный надел. Из еврейско-хазарской переписки видно, что земля (поля - "садот" и сады - "ганот") находилась в распоряжении рода ("мишпахап") и рассматривалась как "ахузат авотейхем", то есть владение (собственность?), полученное от предков, причём это по смыслу текста касалось и царского рода. Если это так, то в Хазарии существовало право рода на землю.
  
   Валюта у хазар была, хотя раньше "думали", что её не было, и хазары пользовались арабскими диргемами. Однако современные археологи и нумезматы, во-первых, пришли к выводу, что найденные в Восточной Европе диргемы не вполне соответствуют арабским, и что их чеканили в Хазарии, в резиденции кагана в Итиле, на них даже находят условный хазарский знак. О хазарской монете, называемой (или достоинством в) "пять слез" есть сведенья у мусульманских авторов, повествующих о прении о вере между евреем, греком и арабом пред хазарским правителем. Во-вторых, находят монеты, не идентифицируемые с монетами других стран. На Подонье обнаружена серия подражаний арабским дирхемам с надписью "земля хазар". Несколько монет относятся ко 2-й пол. IX - нач. X вв., остальные - к 30-м гг. IX в. К этому же времени относится дирхем, найденный на острове Готланд в Швеции. На нём вместо надписи "Мухаммед - посланник Бога" стоит "Моисей - посланник Бога". Видимо, всё же валюта у хазар была, называлась "шэлэг" ("белый", "серебряник"), и эта денежная единица упоминается в "Повести Временных Лет".
  
  Некоторые считают, что роль мелких денег у хазар играли бусы. Практиковался натуральный обмен, и сбор налогов в виде шкур. Русские князья первоначально заимствовали хазарскую систему налогообложения: летописец под 885 пишет: "Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали".
  
  "Дербенд-Намэ" подчёркивает, что славяне и Русь - данники хазар, и фактически, составляли часть Хазарского каганата, в качестве вассала, "Весь Рус выплачивал ему (кагану) харадж (налог)" - говорится там.
  
   Главные расходы каганата были связаны с содержанием государственного аппарата и наёмной армии.
  
   О богатстве хазарского царя до сих пор говорят пословицы кумыков: "Ушли хазары (потерпели поражение) - ушла (иссякла) казна Кумыкии"; "что у меня хазарская казна есть что ли?"
  
   Царь Иосиф говорит об экономике Хазарии: "В ней имеется много рек, в которых выращивается много рыбы. Есть (также) в ней у нас много источников. Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников, садов и парков. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев".
  
   Государственное устройство было очень сложным: царь (мальк, бек) - глава страны; были 2 привратника (кендер-кагана) примерно равные ему; был каган, имевший духовную власть, а также тарханы - главы подчинённых народов и городов. Каган имел 25 жён и 60 наложниц взятых как заложницы у князей покорённых народов. В письме Иосифа упоминаются хазарские сарим, что переводят как "князья", хотя скорее это можно передать как "главы, начальники". Им противостоят авадим, буквально "рабы" царя, под которым следует понимать все подвластное царю хазар население. Кроме того, упоминаются и мшарейт, т.е. "слуги, служители", под которыми понимаются те, кто обслуживал царя и его двор. Но это очень неопределенный термин, в котором нельзя усматривать сколько-нибудь четкую социальную категорию. С некоторой долей приближенности можно предположить, что "сарим" - тарханы, а "авадим" - простой народ. Слово "cap" есть и в Кембриджском документе. Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли элетберы - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться под влиянием высокоразвитых соседей. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации.
   Судебная власть: у евреев, мусульман, христиан и язычников были отдельные суды, работавшие по законам своей религии. Между судьями и царём имелся посредник (сафир), который передавал решения судей царю, и после утверждения их последним они приводились в исполнение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"