Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Ещё 13 знаменитых Евреев Античности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё 13 знаменитых Евреев Античности

  1 Александр Зелот - один из вождей политической партии зелотов в Иудее, около 50 г. н.э. Предводимая им и его товарищем Элеазаром бен-Динаи вооруженная толпа евреев напала на город Самарию, безжалостно убивая стариков, женщин и детей и сжигая их жилища. Мотивом этого кровавого дела была месть за убийство в самарийской деревне Геме (Гинее) большого числа галилейских евреев, которые отправлялись на паломничество в Иерусалим. Римский прокуратор Куман немедленно отправился для преследования зелотов. Александр, по-видимому, спасся невредимым, тогда как многие из его сообщников были или убиты, или отправлены в Рим.
  
  
  ******
  
  
  
  
  2 Александр Яннай - иудейский царь из династии Хасмонеев. Родился в Галилее около 126 г. и был третьим сыном Иоанна Гиркана I от второй его жены. Отец, не желая иметь его наследником, воспитывал его в Галилее, вдали от столицы. Когда после смерти Гиркана I воцарился его сын от первой жены, Аристобул I, Aлександр Яннай был брошен в темницу, как опасный соперник, вместе с другими двумя братьями. От заточения избавила его через год ранняя смерть Аристобула I, когда вдова последнего, Александра-Саломея, освободила заточенных царевичей и провозгласила старшего из них, Александра Янная, царём Иудеи и первосвященником. По-видимому, она стала его женою, так как и жена его, царствовавшая после его смерти, называлась Александрой-Саломеей, что можно объяснить лишь тем, что он женился на вдовствующей царице. Если это так, то это был левиратный брак, который лишь впоследствии был запрещен первосвященникам; возможно, что этот брак состоялся еще до принятия новым царем первосвященнического сана. По Флавию, Александр Яннай тотчас же по вступлении на престол умертвил одного из своих братьев, который был властолюбив, а другого, далекого от политической жизни, осыпал милостями.
  
  Александр Яннай был крайним выразителем завоевательной политики, начатой его отцом и дедом: подобно им, и он стремился к расширению пределов Иудеи до границ "Палестины" и к восстановлению царства Давида; прежде всего он заботился о завоевании независимых приморских городов "Палестины". С этой целью он отправился в поход против приморского города Птолемаиды (Акко), пограничного с недавно завоеванной иудеями Галилеей. Сирийские цари не могли оказать помощь жителям Птолемаиды, т.к. в это время оспаривали престол друг у друга (Антиох VIII Грип и Антиох IX Козикен), а потому призвали на помощь египетского принца Птолемея Латура, которого мать его, Клеопатра, лишила престола и заставила бежать из Египта.
  
  Птолемей, бывший тогда правителем Кипра, поспешил на зов, но тем временем жители Птолемаиды одумались и, боясь присоединения города к царству Птолемея, закрыли ворота перед его войском. Появление враждебной армии заставило Янная прибегнуть к хитрости: он снял осаду Птолемаиды и повёл с Птолемеем переговоры о заключении союза; но одновременно он тайно отправил послов к Клеопатре и просил её помощи против сына. Как только Птолемей узнал об этой измене, он двинул свое войско в Галилею, взял там город Асохис, откуда увёл несколько тысяч пленных и много добычи; затем он напал на близлежащий город Сепфорис, но потерпел неудачу и направился против Александра Янная.
  
  При Асофоне на Иордане оба войска встретились; сначала победа клонилась в сторону иудейского царя, но он совершил стратегическую ошибку, дав войску Птолемея под предводительством Филостефана перейти Иордан в надежде потом уничтожить переправу через реку и сделать врагу отступление невозможным. Но Филостефан налёг на одну часть иудейского войска и, принудив её к отступлению, тем самым обратил в бегство всю перепуганную иудейскую армию. Войско Птолемея принялось жестоко преследовать бегущих; чтобы внушить иудеям особенно сильный страх, оно, захватив деревни, переполненные оставленными женщинами и детьми, стало резать детей и бросать в кипящие котлы. Птолемей завоевал между тем Птолемаиду и Газу, и всей Иудее грозила опасность потери столь дорогою ценою купленной независимости.
  
  Но тут в дело вмешалась Клеопатра, которая опасалась, что сын её, став всемогущим в Палестине, пойдет и на Египет; она выслала против него флот и армию - последнюю под предводительством двух военачальников-евреев, Хелкии и Ханании. Войско Клеопатры взяло приступом Птолемаиду. Царица по совету некоторых приближенных уже помышляла о том, чтобы вернуть Египту потерянную им 100 лет тому назад провинцию - Иудею, уничтожив её политическую независимость. Но против этого восстал военачальник Ханания, этнический еврей, доказавший царице, что этим она восстановит против себя не только палестинских, но и египетских евреев, которые были опорою её престола. Тогда Клеопатра согласилась заключить союз с Александром Яннаем в Скитополе и вернулась в Египет (ок. 98 г.).
  
  Евреи не могли, конечно, быть довольными затеей своего царя, которая подвергала опасности всё, что приобрели его предки благодаря героическим усилиям всей нации.
  
  Александр Яннай попытался возместить потери на севере "Палестины" завоеванием города Гадары и сильной крепости Амата на северо-востоке "Палестины", в Заиорданье.
  
  Но комендант Амата, некий Теодор, напал на иудеев из засады и убил, по словам Иосифа Флавия, 10.000 человек, захватив обоз иудейского царя. Последний, не смутившись этой неудачей, предпринял новый поход против побережья, взял Рафию, Антедон и, наконец, после почти годичной осады также Газу, которую он вместе с её храмом Аполлона предал пламени и грабежу за то, что жители её призвали Птолемея (96).
  
  Но и победы не примирили иудеев с их царем. Народ, возмущённый глумлением царя над постановлениями фарисеев, кричал, что Александр Яннай сын военнопленной и, таким образом, недостоин сана первосвященника, т.е. ему бросили в лицо то же обвинение, которым фарисеи некогда оскорбили отца его, Иоанна Гиркана. Разгневанный царь приказал своим наёмным солдатам, писидийцам и киликийцам, напасть на народ и убивать без пощады кого попало. И в этот день было убито, по словам Иосифа Флавия, около 6.000 человек. Кроме того, он приказал оградить место алтаря и священников деревянной стеной. - Бунт был подавлен силою. Но иудейский народ не мог простить Александру Яннаю возмутительную резню невооруженных людей в святой праздничный день и только выжидал удобного момента, чтобы отомстить своему жестокому царю.
  
  Удобный момент скоро представился. Александр Яннай покорил моавитов и галаадитов и разрушил уже раз завоеванную им, а затем утерянную крепость Амат; но, вовлечённый в войну с арабским (набатейским) царём Обедом, он попал в узкое Заиорданское ущелье, потерял всё своё войско и спасся бегством в Иерусалим. Тут его ожидало открытое народное восстание: многочисленными противниками его, с фарисеями во главе, было использовано постигшее его на поле битвы поражение. Началась ожесточенная война между народом и царём, которая длилась целых 6 лет и стоила иудеям, по словам Флавия, 50.000 человек. В эти годы бразды правления часто захватывали, по-видимому, главари фарисеев, среди которых выделялись Иуда бен-Табай, Симон бен-Шетах и Иошуа бен-Перахия.
  
  Царица, которая, по Талмуду и Мидрашу, была сестрой Симона бен-Шетаха, стояла на стороне фарисеев. Так как последние имели на своей стороне большинство народа, то у них нашлось достаточно солдат, чтобы воевать со своим собственным царём. Но и царь, пользовавшийся наемным войском, имел в армии значительное число иудейских солдат, оставшихся верными ему. Война царя с народом превратилась в гражданскую междоусобицу, которая пожирала все силы молодого государства. Яннай, утомлённый борьбой, неоднократно пытался примириться с народом, но безуспешно. Когда он наконец обратился к противникам с вопросом, что может примирить их, он получил в ответ: "Твоя смерть!" - Боясь беспощадности царя после такого ответа, народ призвал на помощь сирийского царя Деметрия III Эвкера (ок. 88 г.). Народ с фарисеями во главе дошел до того, что предпочел восстановление сирийского ига политической независимости под скипетром жестокого царя из династии Хасмонеев; призывая Селевкида, вожаки восстания совершили государственную измену.
  
  При Сихеме к войску Деметрия присоединилось иудейское народное ополчение. Но и Александр Яннай имел гораздо больше иудейских солдат, чем наёмников. Так как войско Деметрия было многочисленнее, победа осталась за ним, и Александр Яннай был вынужден бежать в горы. Но тут произошло нечто неожиданное: иудеи одумались, пожалели своего царя и свою независимость, и 6000 из иудейских союзников Деметрия перешли на сторону Александра Янная. Тогда сирийский царь счёл нужным удалиться, не полагаясь более и на оставшихся в его войске иудеев. Но последние сами выступили войной против Александра Янная. Они потерпели поражение и спаслись бегством в город Бетоме или Бемеселис; царь взял этот город приступом и увел забранных оттуда в плен воинов в Иерусалим. Здесь он, по рассказу Флавия, совершил неимоверную жестокость: он велел распять на городской площади около 800 пленников, среди которых, по-видимому, находилось много ученых фарисеев, и, пока они еще были живы, велел зарезать на их глазах жен и детей их; предание прибавляет, будто во время этих казней царь весело пировал с любовницами.
  
  Эта неслыханная жестокость навела такой панический страх на противников царя, что в ту же ночь 8.000 из них бежали из Иудеи и не смели вернуться на родину прежде, чем Яннай умер. Среди беглецов были Иуда бен-Таббай, быть может, Иошуа бен-Перахия, которые бежали в Александрию, и несомненно Симон бен-Шетах.
  
  Подавив революцию, Aлександр Яннай снова взялся за укрепление и расширение Иудеи. Но это было нелегко после того, как междоусобные войны расшатали всё иудейское государство. Когда Антиох XII Дионис, направляясь против арабов (набатейцев), хотел пройти через Иудею, царь попытался воспрепятствовать ему, соорудив укрепленный деревянными башнями высокий вал и прорыв глубокий ров от Яффы до Кефар-Сабы. Но Антиох сжёг башни и засыпал ров и беспрепятственно прошёл через Иудею в Аравию, где пал в войне против арабского царя.
  
  С тех пор вместо сирийцев Иудея имела дело с арабами, которые стали проявлять завоевательные стремления под начальством своего царя Арета. Этот последний напал на Александра Янная и нанёс ему поражение при Адидпе, а потом заключил с ним мир, конечно - не очень выгодный для Иудеи.
  
  Вскоре Сирия стала добычей армянского царя Тиграна (83-69), и этим воспользовался Яннай, который в течение 3-х лет (около 83-80 гг.) завоевал в Заиорданье эллинизированные города Пеллу, Диум, Герасу, Гавлану, Селевкию и сильную крепость Гамалу. И когда он вернулся в Иерусалим, народ на этот раз торжественно встретил царя-победителя, во-первых, потому, что все преклонялись перед его успехом, а во-вторых, потому, что он все завоеванные им города иудаизировал. Иосиф Флавий рассказывает, что Пеллу Александр Яннай разрушил за то, что жители её не хотели принять Иудаизм.
  
  В последние годы своей жизни царь, невоздержный в употреблении вина, тяжко страдал от хронической лихорадки; выздоравливая, он искал забвения в новых войнах. При осаде крепости Рагабы, в Заиорданье, он умер на 49-м году жизни после 27-летнего царствования (76 г. до н.э.).
  
  Перед смертью он назначил правительницей государства свою жену и посоветовал ей сделать фарисеям всевозможные уступки и даже представить на их усмотрение погребение тела ненавистного им царя; после этого фарисеи, в великодушии своем забыв о жестокостях царя и указывая народу лишь на его заслуги, устроили ему в Иерусалиме весьма торжественные похороны. Талмуд сохранил одно изречение, которое доказывает, что Яннай не был абсолютным противником фарисеев: "Царь Яннай сказал жене своей: не бойся ни фарисеев, ни нефарисеев, а лишь лицемеров, которые поступают, как Зимри, и требуют вознаграждения, как Пинхас".
  
  Александр Яннай не только удержал, несмотря на частые поражения, все завоеванные его предками области, но и расширил границы Иудеи, т.ч. они почти совпали с границами "Палестины". На юге она достигала границы Египта (Рипокорура), включая и Идумею. На севере территория Иудеи доходила до Селевкии. Почти всё побережье Средиземного моря от Египта до Кармела (за исключением, быть может, Аскалона) было в руках иудейского царя, который, т.о., владел почти всеми значительными гаванями "Палестины". Это способствовало обогащению страны во всех отношениях (торговля, дань и ввозные пошлины). К Иудее было присоединено и Заиорданье от Генисаретского озера до Мёртвого моря, и, т.о., ей были подчинены многие центры греческой культуры, как Гиппос, Гадара, Пелла, Диум, не считая Рафии, Газы, Антедона, Азота, Ямнии, Яффы, Аполлонии, Абилы, Филотерии и др. Эти города были более или менее иудаизированы, т.е. заселены отчасти иудейскими колонистами, отчасти коренными жителями, принявшими Иудаизм. Последнее - обстоятельство первостепенной важности: благодаря ему стала иудейской почти вся "Палестина", а не только маленькая область её, домаккавейская Иудея. В этом отношении Александр Яннай, как и отец его, имел громадные заслуги.
  
  
  ******
  
  
  
  3 Алитур (Алитирос) - актёр еврейского происхождения, игравший при дворе римского императора Нерона. Через него Иосиф Флавий получил доступ к императрице Поппее Сабине (любящей евреев и принявшей Иудаизм), которая особенно покровительствовала Алитуру, и добился помилования для тех священников, которые были сосланы в Рим прокуратором Иудеи Феликсом.
  
  
  ******
  
  
  
  4 Асаф ха-Рофе (Асаф-врач; Асаф ха-Иехуди, Раббену Асаф, Асаф бен Берехия, Асаф ха-Ярхони) - врач, с именем которого связан древнейший медицинский трактат на иврите "Сефер Асаф ха-Рофе". Судя по данным трактата, Асаф ха-Рофе жил в VI в. н.э. где-то между Верхней Галилеей и Вавилонией. Трактат написан не самим врачом, а его учениками. Наряду с Асафом в нём упоминаются и 2 других еврейских медицинских авторитета - рабби Иоханан бен Завда и рабби Иехуда ха-Ярхони. Книга посвящена описанию разных болезней, содержит сведения о целебных травах и противоядиях, гигиене, эмбриологии, общей физиологии человека. Значительное воздействие на составителей трактата оказали Диоскорид, Гален и особенно Гиппократ. Одна часть трактата представляет собой перевод афоризмов последнего. В переработанном виде в "Сефер Асаф ха-Рофе" вошла и "Гиппократова клятва". Ссылки на трактат и упоминание имени Асафа ха-Рофе содержатся в сочинениях многих еврейских и некоторых арабских ученых средних веков.
  
  Именем Асафа ха-Рофе назван крупный израильский медицинский центр в 3 км от Рамлы.
  
  
  ******
  
  
  
  5 Гиксосы ("цари пастухи", либо греческая трансформация египетского hekau khoswe - `владыки чуждых стран`) - ХV и XVI египетские династии (1785-1580 гг. до н.э.) еврейского происхождения.
  
  В период хаоса, ознаменовавшего конец Среднего царства (ок. 1720), гиксосы произвели неожиданное нападение с востока, египтяне не успели собраться с силами и оказать сопротивление. Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Предметы, принадлежавшие одному из их правителей, были обнаружены даже на Крите и в Месопотамии. Разрушение нескольких "палестинских" городов в XVI в. до н.э., свидетельствует о египетской военной кампании, последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из Египта. Власть гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков. Значительного размаха достигла держава гиксосского царя Хиана, находки с именем которого сделаны в Кноссе и в районе Багдада. Около 1570 гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены на юг Ханаана, где их власть просуществовала ещё несколько десятилетий. По книге Манефона (ум. в III в. до н.э.) "Египтик", они были финикийцами из Иерусалима. "Сати" (жители восточной Сирии) египетских памятников, они поклонялись богу пустыни и зла - Сету, что напоминает тогдашнее название евреев - суту, сутии. Столицей гиксосов был сначала Мемфис, затем Аварис (на востоке дельты Нила). Были отрыты некоторые укрепления гиксосов и стела или монумент, сооруженный при Рамсесе II в память о 400-летней годовщине основания города гиксосским правителем. Стела была возведена в 1320-1300, значит, город был основан в 1720-1700. Манефон называет гиксов людьми мужественными; они сжигали города, разрушали храмы, жестоко и надмено обращались с туземцами. "Не-известно, за что прогневался на нас Бог: явились с востока неожиданно люди неизвест-ного происхождения. Дерзко пошли они против нашей страны и легко покорили её без би-твы. Одолев князей страны, они беспощадно сожгли города и разрушили храмы. Со всеми местными жителями они обращались крайне неприязненно: одних убивали, других с жёнами и детьми обращали в рабство..." Данные археологии подтверждают эти разрушения. Восстановлением разрушенных храмов гордилась царица Египта Хатшепсут. Вообще они принимают именно египетскую культуру, а не пытаются навязать свою. По словам Манефона, первый из этих царей-гиксов назывался Салатисом, что по-финикийски означает "властелин", а это доказывает, что гиксосы - финикийцы. Поводом к войне явилась религиозная реформация, задуманная гиксом Апепи (Апофис), принуждавший египтян отказаться от своих богов и поклоняться Сутеху (Сету). Война продолжалась три царствования: Разекенен I Тааа и Разекенен II Тааа успешно начали её, Разекенен III Тааа Победоносный изгнал гиксов из Дельты и заставил их запереться в Аварис, откуда изгнал их, в количестве 240 тысяч, первый царь следующей XVIII династии, Аагмес I (описание этой войны сохранилось в надгробной биографии и адмирала Аагмеса, участвовавшего в ней). Гиксосы оставили после себя в Египте самую светлую память и в текстах они называются именами вроде: "бичи", "язва", "злодеи" и т.п., хотя Апопифис и признается законным фараоном. Этот Апофис - фараон, в правление которого, по данным древних писателей, патриарх Иосиф Прекрасный прибыл в Египет и который, возможно, жил в XVI в. Иосиф Флавий считает его 2-м, Юлий Африканский же - 6-м царём XV династии (гиксов). Памятники, впрочем, объясняют это разногласие: оказывается, что существовало 2 правителя гикса этого имени с царскими титулами 'A-knon и 'А-userr;, очевидно соответствующими 2-му и 6-му правителям династий гиксов. Его правление продолжалось, согласно памятникам, по крайней мере, 33 года, а по свидетельству Манефона - 49 лет, приблизительно до 1570. Могилы гиксосов очень напоминают могилы, обнаруживаемые в южной части Израиля. После изгнания, сообщает Манифон, гиксосы поселяются в Иерусалиме и Иудее. Христианская традиция ангела Самаэля (Шмуэль = Шем-эль) отождествила с Сатаной. Обнаруживается и тождественность словообразования: Сим (Шем) и Сим-Эль (Самаэль), с одной стороны, и египетское название бога гиксосов Сет с добавкой ан - Сетан ("бог Сет" или Сатан, по-еврейски Шетн, Сатана"), или Сатн, Сатурн, с другой стороны. Строго говоря, имя библейского патриарха не Сим (Шем), а Шет, или, как переведено в Септуагинте, - Сиф, от которого и произошёл Ной. С. Лурье признавал в гиксосах евреев.
  
  При гиксосах продолжали процветать египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское. Т.о., появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями. Египтяне заимствовали у гиксосов и крылатый сфинкс (мотив, присущий искусству Месопотамии - образ Шедду).
  
  Существует мнение, что гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа. Считается, что "пастухи овец и коз (hик(у) амеу)" занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. Обнаружена зависимость египетской системы мер и весов (приспособленной к десятеричной системе исчисления) от шумерской, - двенадцатеричной. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. "Пастухи" занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).
  
  
  ******
  
  
  
  6 Иоаб (Иоав) - еврейский полководец. Сын Церуи, сводной сестры Давида. Впервые упоминается в качестве предводителя иудейского войска во время войны с Иш-Бошетом и Абнером. Весьма вероятно, что Иоаб примкнул к Давиду ещё в то время, когда последнего преследовал Саул; как родственник Давида, он бежал к нему от преследований Саула. Его брат Абишай действительно упоминается уже очень рано в качестве сподвижника Давида. В этой борьбе с Абнером Иоаб достиг больших успехов, имевших позже весьма важные последствия, а именно - присоединение десяти колен к Иудиному и Вениаминовому коленам и возникновение Всеизраильского царства.
  
  В этой войне Иоаб коварно убил полководца Абнера, отчасти мстя ему за смерть брата Асаила, а также видя в его лице конкурента на занятие поста главнокомандующего при армии Давида. Это убийство возбудило в душе Давида сильный гнев, и он проклял Иоаба и весь его род.
  
  Согласно I Хрон., 11, 6 Иоаб получил за выдающуюся храбрость, проявленную им во время взятия крепости Иебусеев, пожизненное звание главнокомандующего всех войск Давидовых. Он неоднократно упоминается в качестве наиболее близкого сподвижника и соратника Давида. Как таковой, он ведёт удачную войну с аммонитами и сирийцами, принимая на себя тяжелые обязанности и опасные поручения, исполненный одного только желания доставить славу своему царю и господину. По этой причине он зовёт Давида взять приступом столицу аммонитян, чтобы победа принадлежала не ему, а Давиду.
  
  Позже он является посредником между царем и сыном его Авессаломом при возвращении последнего из изгнания, прибегая для этого к некоторой хитрости. Однако когда Авессалом поднимает знамя восстания против своего отца, Иоаб твёрдо становится на сторону Давида. В большом и решительном сражении с Авессаломом он командует одной из 3-х армий, посланных для преследования мятежного царевича. Пренебрегая повелением Давида щадить любимого сына, он, однако, убивает его с беспощадностью, т.к. дело шло об охране власти Давида от опасного претендента. И по этой причине Иоаб сурово порицает Давида за то, что тот предается так сильно печали по убитом сыне мятежнике - Авесеаломе.
  
  Иоаб убил своего родственника Амасу, которому Давид приказал подавить опасное восстание, поднятое вениаминитом Шебой бен-Бихри. Видя, что Амаса не возвращается из экспедиции, Давид послал за ним Абишая с воинами; по-видимому, среди последних был и сам Иоаб. Считая промедление Амасы за измену царю, Иоаб заманил его к себе и предательски пронзил мечом.
  
  Наконец, Иоаб поддержал попытку Адонии обеспечить себе трон. Ввиду того, что Иоаб, хотя и был предан Давиду, но шёл в своих поступках гораздо дальше того, что позволял ему царь - убийство, напр., ни в чём неповинных людей, как Абнера и Амасу - Давид, не подвергая его лично наказанию, возложил это на своего сына: "Так как он пролил бранную кровь в мирное время, то пусть и седины его не сойдут мирно в могилу". Иоаб был действительно убит, по особому приказанию Соломона, у алтаря, куда он скрылся, надеясь, что здесь не поднимется на него рука убийцы. Он был похоронен "в своём доме, в пустыне".
  
  
  ******
  
  
  
  
  7 Иосиф бен-Тобия - олигарх, откупщик доходов египетского царя, 220-198 гг. до н.э.; со стороны матери - племянник первосвященника Онии II; основатель рода Тобиадов, который занимал видное место в политике Иудеи вплоть до казни последнего из Тобиадов, Менелая (162 г. до Р. Хр.).
  
  Когда, в правление Птолемея IV Филопатора, Ония отказался уплатить налог, в Иудею был послан Афинион, чтобы потребовать его уплаты. Однако Ония упорствовал, и когда дело дошло до кризиса, Иосиф бен-Тобия поспешил из своей родной деревни Фиколы в Иерусалим, стал упрекать дядю, что он подвергает такой опасности судьбу народа, и получил разрешение отправиться в Александрию для того, чтобы доложить о положении дел самому Птолемею. Иосиф бен-Тобия созвал народ во дворе Храма, успокоил его, сказав, что дело не дойдет до конфликта, и достиг того, что сам был провозглашён правителем. В качестве такового, он принял посланника Птолемея с величайшими почестями, богато одарил его и убедил вернуться в Александрию, куда обещал скоро прибыть вслед за ним.
  
  Не имея собственных средств, Иосиф бен-Тобия занял денег у своих друзей в Самарии для того, чтобы с надлежащим достоинством явиться при египетском дворе, и отправился в Александрию. Уже расположенный в его пользу похвалами Афиниона, Птолемей был очарован обхождением и умом Иосифа бен-Тобия и просил его считать себя его гостем во всё время пребывания в столице Египта. Проступок Онии был приписан его старости, и Иосиф бен-Тобия был признан политическим главой Иудеи.
  
  Затем он получил должность главного сборщика податей Финикии и Келесирии. 2 тыс. солдат даны были Птолемеем в его распоряжение, и он не замедлил применить величайшую строгость в сборе податей. Так, в Аскалоне и Скифополе (города тогда насёленные в основном гоями) он за отказ платить налог обезглавил 20 наиболее почтенных граждан и конфисковал их имущества в пользу царской казны.
  
  Иосиф бен-Тобия занимал положение сборщика податей или, вернее, правителя в течение 22 лет и накопил несметные богатства; власть его чувствовалась по всей Иудее. Но хотя правление его в материальном отношении было благодетельным для Иудеи, в нравственном отношении оно было гибельным: Иосиф бен-Тобия и члены его семьи вели тот распущенный и безнравственный образ жизни, каким отличался эллинистический двор Александрии. Бедные еврейские земледельцы, внезапно разбогатев, начали подражать греческим обычаям. К этим несчастиям прибавились несогласия, возникшие между семью сыновьями Иосифа бен-Тобия от первого брака и Гирканом, его сыном от второй жены; несогласия эти разделили Иудею на два враждебных лагеря - Ониадов и Тобиадов.
  
  
  ******
  
  
  
  8 Ирод I Великий (ок. 73-74 гг. до н.э.) - царь Иудеи (40-4 гг. до н.э.).
  
  В 47 г. до н.э. отец Ирода I, Антипатр II, как правитель Иудеи назначил сына правителем Галилеи. Ирод I, подавив там восстание против Антипатра II, казнил без суда повстанцев, за что был привлечен к суду Синедриона. Он попытался запугать судей, представ перед ними в окружении вооруженных телохранителей, но безуспешно, и бежал от угрозы смертного приговора в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии (область к востоку от реки Иордан) с резиденцией в городе Шомрон. Это позволило Ироду I как римскому чиновнику безбоязненно возвратиться в Иерусалим, и Антипатру II с трудом удалось удержать сына от мести судьям.
  
  После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Ирод I примкнул к Кассию, силы которого контролировали восточные области империи, и проявил рвение в сборе налога, которым Кассий обложил население Иудеи. В 43 г. до н.э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II, возможно, с его ведома. Ирод I и его брат Пцаэль (Фазаил) обратились к Кассию с жалобой на Малиха, и последний был убит. В том же году племянник Гиркана II, Антигон II, претендовавший на престол Иудеи, вторгся в Галилею, однако Ироду I удалось нанести ему поражение. Гиркан II, опасавшийся мести племянника, видел теперь в Ироде I своего спасителя.
  
  В 41 г. до н. э. прибывший на Восток Марк Антоний, несмотря на протесты противников Ирода I, назначил его и Пцаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II. В следующем году Антигон II с помощью парфян вторгся в страну, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев, где укрывались Ирод I, Пцаэль и Гиркан II. Гиркан II и Пцаэль были хитростью пленены. Пцаэль покончил с собой (или был убит), а Гиркана II увезли в Вавилонию. Ироду I с семьей удалось бежать в Масаду. Оставив семью в крепости под охраной своего брата Иосефа, он отправился в Рим, где по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил его царем Иудеи и обещал поддержку против Антигона П. Набрав наемные войска, Ирод I безуспешно пытался захватить Галилею. Пройдя затем побережьем в Эдом, он отбросил части Антигона II, осаждавшие Масаду. Война длилась два года с переменным успехом, и Ирод I, не надеясь своими силами овладеть Иерусалимом, обратился за помощью к Марку Антонию, который ввиду окончания Парфянской войны смог послать в Иудею значительные силы. Весной 37 г. до н. э. после пятимесячной осады объединенная армия римлян и Ирода I взяла Иерусалим. Антигон II был захвачен и позднее (видимо, по совету Ирода I) казнён римлянами. В том же году Ирод I женился на внучке Гиркана II Мариамне, надеясь, что родство с домом Хасмонеев изменит отношение евреев к нему как к чужаку, сыну эдомитянина.
  
  Установив контроль над страной, Ирод I казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона и превратив его лишь в религиозный суд, не оказывавший, по-видимому, никакого влияния на практическое законодательство. Ирод I присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.
  
  Ирод I хранил верность Антонию до победы над ним Октавиана Августа, а затем сумел снискать расположение последнего и в его правление достиг вершины своего могущества. Царство Ирода I включало все территории Хасмонейского царства (кроме некоторых городов Декаполиса), а также примыкавшие к северо-восточным границам районы Келесирии. Находясь в политической зависимости от Рима, Ирод I, однако, располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. По образцу восточно-эллинистических монархий Ирод I учредил совещательный совет, в который, как и на высшие административные должности, назначались эллинизированные евреи и даже чужестранцы. Армия Ирода I была по преимуществу наемной, набиравшейся из фракийцев и галлов. В противоположность хасмонейским царям, опиравшимся на традиционные народные институты, Ирод I упразднил эти автономные учреждения, что фактически означало разрыв с авторитетом Торы как основы социального уклада жизни страны. Поощряя греческие элементы и эллинистические круги в стране, Ирод I стремился включить царство в орбиту римско-эллинистической культуры и тем самым укрепить политическую связь с Римом.
  
  Помимо политических причин эллинизация диктовалась и личной приязнью царя к греческой культуре. Ирод I основал в Иерусалиме театр и ипподром, а также строил великолепные общественные сооружения (портики, театры, акведуки и т.п.) в дар греческим полисам в Сирии, Малой Азии, на островах Эгейского моря. Ирод I оказывал денежную поддержку гимнасиям в Греции, а его пожертвования на устроение Олимпийских игр принесли ему почетное звание их пожизненного председателя. В восточных провинциях империи Ирод I считался одним из могущественных властителей, и льстивые греческие писатели наделили его титулом "Великий". Ирод I осуществлял обширные строительные работы в подвластных ему областях. Однако строительство поселений для чужеземных наемников царской армии усиливало влияние эллинистических этнических элементов в стране. Ирод I отстроил Шомрон и дал ему в честь императора Августа новое название Себастия (греческий эквивалент латинского Augustus). Небольшое поселение на морском побережье было превращено Иродом I в роскошно отстроенный греческий город с обширной гаванью, названный в честь римского императора Кесарией. Для укрепления внутренней власти и защиты от вторжений извне Ирод I восстановил или построил ряд крепостей: Антонию, Геродион, Кипрос близ Иерихона, Масаду, а также Михвар и Геродион в Заиорданье. По приказу Ирода I были возведены царские дворцы в Иерусалиме и других городах страны. Апогея строительная деятельность Ирода I достигла в реконструкции и расширении Храма в Иерусалиме, который из относительно скромного строения превратился в одно из самых величественных монументальных сооружений Древнего Востока. Вместе с тем водружение на фасаде Храма римского орла было оскорблением религиозных чувств, которое никогда не изгладилось из народной памяти. За попытку сбить ненавистное изображение поплатились жизнью 42 человека. Ирод I осуществлял строительство в форме общественных работ, что давало источник пропитания многочисленным рабочим. Его поселенческая деятельность способствовала решению проблемы безземельных жителей деревень. В голодный 25 г. до н.э. Ирод I распределял среди нуждающихся продовольствие, одежду и семена, а также дважды снижал налоги.
  
  Несмотря на все это, отношение народа к царю было неприязненным, а то и прямо враждебным. Немалую роль в этом сыграли нравы эллинизированного двора Ирода I, типичные для восточно-эллинистических деспотий с их бесконечными династическими интригами. Частая смена жен (Ирод I имел 15 детей от 10 жён), происки наложниц и евнухов создавали атмосферу, при которой придворные легко использовали подозрительность и жестокость скорого на расправу царя в корыстных целях. Полностью укрепив свою власть, Ирод I истребил всех членов дома Хасмонеев: первосвященника Аристобула III, Гиркана II, его внучку (свою жену) Мариамну и рожденных ею сыновей (Александра и Аристобула), а также ее мать Александру за попытку захватить власть. Уже смертельно больной Ирод I предал казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре против царя. Утверждая этот приговор, Август произнес: "Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!" В Ироде I народ видел не только чужеземного ставленника и разрушителя традиционных институтов, но и узурпатора-цареубийцу. Талмуд, перечисляя некоторые злодеяния Ирода I, называет его "рабом дома Хасмонеев". Как реакция на гнет и произвол его царствования начала зарождаться идеология будущего движения зелотов.
  
  За 4 дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю и назначил тетрархами при нём Ирода Антипу и Ирода Филиппа I (умер в 34 г. н. э.). Ходатайство евреев Иудеи об их отстранении от власти и присоединении царства к провинции Сирия было отклонено Римом, однако Август назначил Архелая этнархом, а двух других тетрархами, что означало ликвидацию престола.
  
  Дом Ирода I прекратился со смертью бездетного Агриппы II. Материальными памятниками царствования Ирода I являются остатки сооружений (в том числе Западная стена и части цитадели в Иерусалиме, руины Кесарии и Масады и мн. др.), несколько надписей и монеты. Основные сведения о Ироде I содержатся в книге Иосифа Флавия "Иудейская война" и "Иудейские древности", фрагментарные - в сочинениях греческого историка 1 в. до н. э. и советника Ирода I, Николая Дамасского.
  
  
  ******
  
  
  
  9 Иуда Галилеянин - главарь народного восстания против римлян во время производства первого ценза в Иудее; в этом восстании он погиб, а его последователи были рассеяны.
  
  Родился Иуда Галилеянин в Гамале в Гавлонитиде.
  
  В 6-м или 7-м году, когда в Иудею прибыл Квирин, чтобы произвести оценку имуществ, Иуда, вместе с фарисеем Цадоком, стал во главе большого количества зелотов и оказал ему серьёзное сопротивление.
  
  Иуда объявил Иудейское государство республикой, которая признает лишь Бога царём и правителем и Его законы считает верховными. Восстание продолжало распространяться, и в нескольких местах произошли крупные столкновения.
  
  Даже после того как Иуда погиб, его дух продолжал воодушевлять его единомышленников. Двое его сыновей, Яков и Симон, были распяты Тиберием Юлием Александром (этническим евреем - полководцем римской армии); другой сын, Менахем, сделался предводителем сикариев и временно обладал большой властью; в конце концов, он был убит сторонниками первосвященнической партии.
  
  Грец и Шюрер отождествляют Иуду Галилеянина с Иудой, сыном Иезекиила Зелота, который, согласно Иосифу Флавию, руководил восстанием во времена Квинтилия Вара. Он завладел арсеналом Сепфориса, вооружил своих сообщников, которых было очень много, и вскоре привёл римлян в замешательство.
  
  9.2 Хизкия (ум., по-видимому, в 46 г. до н.э.) - глава отряда, совершавшего в начальный период римского владычества над Иудеей рейды на греческие города на сирийской границе, зелот, отожествляемый некоторыми законоучителями с Xизкией бен-Гароном, о котором упоминается в Талмуде. Он боролся за свободу евреев и за авторитет еврейского закона в то время, когда Ирод был правителем Галилеи (47 до н.э.).
  
  Хизкия был отцом Иуды Галилейского.
  
  По-видимому, Хизкия был сторонником Хасмонеев и его действия носили повстанческий характер. Это предположение опирается как на то, что у Иосифа Флавия Хизкия именуется архилестес, то есть `главный бандит` (термин лестес - бандит - служит у Иосифа Флавия для обозначения повстанцев, боровшихся за независимость страны), так и на его происхождение. Хизкия принадлежал к известной семье, из которой вышло несколько учёных, а также глава защитников Масады Эл"азар бен Яир.
  
  Когда еврейский царь Аристобул, взятый в плен римлянами, был отравлен приверженцами Помпея, Xизкия собрал остатки царской армии в горах галилейских и повёл удачную партизанскую войну против римлян и сирийцев, рассчитывая вызвать общее восстание против Рима.
  
  Благочестивые люди смотрели на него, как на заступника за честь и свободу евреев. Но Антипатр, который в то время был правителем Иудеи, и его сыновья, считавшие себя представителями римской власти, конечно, иначе относились к этому патриотическому движению. Чтобы приобрести расположение римлян, Ирод лично, не взяв разрешения на то у царя Гиркана, выступил против Xизкии, взял его в плен и казнил без всякого суда - вместе со многими приверженцами. Этот беззаконный поступок Ирода вызвал бурю негодования среди патриотов. Память о мученической кончине патриота ещё долго жила в народе.
  
  Сын Хизкии, Иехуда бен Хизкия, ставший одним из глав радикального антиримского движения, именуется у Иосифа Флавия софистес, то есть учёный.
  
  9.3 Менахем бен-Яир - вождь сикарийцев, внук Иуды из Галилеи, основателя партии зилотов. Умел держать в своих руках необузданных сикарийцев; он во главе их напал в 66 по хр. эры на горную крепость Масаду, овладел ею и перебил ее римский гарнизон. Он занял затем и Антонию, гарнизон которой вынужден был отступит перед Элеазаром бен-Хананиа и его зилотами. Успех вскружил Менахема голову, он стал домогаться главенства в партии зилотов, мечтать о том, чтобы его признали Мессией. Понимая какой опасностью для государства грозят сикарийцы, Элеазар бен-Хананиа возбудил против Менахем зилотов; последний бежал в Офлу, но был схвачен и казнен. Преемником ему сикарийцы признали брата его Элеазара.
  
  9.4 Эл"азар бен Яир (I в.) - один из лидеров антиримского восстания в 66-73 гг., во время I Иудейской войны, глава сикариев.
  
  Когда римляне овладели всей Иудеей, Эл"азар бен Яир защищался в крепости Масада и возглавлял еврейский гарнизон с начала осады крепости римлянами вплоть до её падения в 73 г.
  
  Согласно "Иудейской войне" Иосифа Флавия, Эл"азар бен Яир был потомком Иехуды Галилеянина. Хотя автор весьма неодобрительно относится к сикариям, описывая осаду Масады и её падение, он отзывается об Эл"азаре бен Яире с похвалой. Иосиф повествует, что, когда римлянам удалось пробить брешь в стене крепости, Эл"азар бен Яир обратился к защитникам Масады и их семьям с призывом убить друг друга, чтобы не попасть в руки римлян.
  
  Сведения об этой речи Эл"азара бен Яира, возможно, основаны на свидетельстве одной из двух спасшихся женщин, которая принадлежала к семье Эл"азара бен Яира и спаслась от гибели благодаря тому, что она и пятеро ее малолетних детей сумели укрыться в канале водосборника. Вероятно, описание героических речей исторических персонажей представляет собой литературный прием, характерный для античной историографии. Повествование Иосифа Флавия является единственным источником, в котором упоминается Эл"азар бен Яир. Однако при раскопках Масады был обнаружен остракон с надписью "Бен Яир".
  
  
  ******
  
  
  
  10 Лукуас (Лука) - вождь восставших евреев в Кирене (ныне Ливия в Африке) в конце царствования Траяна в так наз. II Иудейскую войну (113-115 гг. н.э.). Дион Кассий говорит о вожде революционеров под именем Андреас. Некоторые историки относят оба имени к одному лицу, объясняя их символически (Lucuas - приносивший свет, Andreas - храбрый), но вряд ли источники обошли бы молчанием такое объяснение. Кроме того, Евсевий и Дион Кассий говорят о различных периодах восстания. Согласно Абуль-Фараджу, Лука искал убежища в "Палестине", где был разбит Марцием Турбо.
  
  По Евсевию, Лука был провозглашен царём евреев.
  
  Вторая Иудейская война началась во время походов на Восток императора Траяна.
  
  Восстание охватило пространство от Киренаики до Вавилонии (Ирак), где были значительные еврейские государства (Адиабена, Кумагена) и города, населенные десятками тысяч евреев (Нисибин, Ктесифон, Нехардеа, Пумбедита и др.). Особенно разрослось восстание в Киренаике, где оно приняло размеры настоящей войны между евреями и гоями. Во главе революционеров там стоял Андреас, или Лукуас (Лука), на Кипре евреев возглавил Артемион.
  
  Э. Гиббон писал: "В Кирене они (евреи. - А.З.) умертвили 220 тысяч греков, на Кипре - 240 тысяч, в Египте - огромное число жителей. Многие из этих несчастных жертв были распилены надвое согласно с прецедентом, который санкционирован примером Давида. Победоносные иудеи пожирали мясо несчастных, лизали их кровь и опоясывали их внутренностями свою талию".
  
  "Итак, Траян покинул то место, и спустя некоторое время после этого, его здоровье начало ухудшаться. В тот самый час евреи Кирены сделали своим главой некоего Андрея и начали уничтожать римлян и греков: ели их мясо, кишками их опоясывались как ремнями, мазали себя их кровью, облачались в их кожу, а многих разрубали надвое с головы до ног. Некоторых из них они бросали на растерзание диким зверям, а других заставляли вести поединки друг с другом (наподобие гладиаторов). Таким образом погибли в общей сложности 220 тысяч человек. Подобные же дела делали они в Египте и на Кипре, где возглавлял их человек по имени Артемион. Там погибло 240 тысяч человек. Потому запрещено было евреям ступать на землю острова, и если кто-либо из них попадал туда не по своей воле, в бурю, то его казнили. Многие полководцы сражались с евреями и победили их, среди них был и Люций, посланный Траяном" (Дион Кассий, Эпитомия,68,32,1/3).
  
  Евсевий в Церковной истории (4:2) пишет: "На восемнадцатом году правления императора [Траяна] вновь разразился бунт евреев, который привёл к гибели множества из них. В Александрии, других частях Египта и в Киренаике напали евреи на их греческих соседей, будто охватил их ужасный злой дух. На следующий год, после того, как их восстание приобрело огромные размеры, начали они большую войну (Люпус служил тогда наместником Египта). В ходе их первого столкновения с греками победа осталась за ними. Последние же бежали в Александрию, захватили живьём евреев, живших в городе, и предали их смерти. Евреи же Киренаики, хотя и лишились их поддержки, продолжали под руководством Луки грабить египетскую землю и разорять её области. Против них отправил император Марка Турбона с пехотой и флотом, а также и с конницей. Последний вёл против них затяжную жестокую войну с многочленными сражениями и убил десятки тысяч из числа евреев Кирены, а также из числа евреев Египта, которые поддержали своего царя Луку. Император также опасался, что евреи Месопотамии могут напасть на своих соседей, а потому приказал Люцию Квиету вытравить их из этой провинции. Последний приготовился к войне и перебил там многих из них. Поскольку он привёл таким образом к исправлению положения, назначил его император наместником в Иудее".
  
  Евросий ("Антиязыческая история", 7:12): "После этого восстали евреи с непостижимым пылом одновременно в различных странах, будто охватило их безумие. По всей ливийской земле они вели жестокие войны против местных жителей. Страна эта была полностью разорена вследствие гибели её земледельцев, и если бы впоследствии император Адриан не основал в ней колонии, чьи жители были собранные из разных мест, то осталась бы она в полном запустении, поскольку её жители погибли. Во всём Египте, в Кирене и Табае их кровавое восстание привело к панике. Однако, в Александрии состоялось сражение, в ходе которого они были побеждены. По приказу императора, война против восставших велась также и в Месопотамии. Многие тысячи из них были уничтожены в ходе жестокой резни. Они также разрушили Саламин, город Кипра, после того, как убили всех его жителей".
  
  То, что война пролегала и по Александрии, а не только в Антиохии, Киренаике, Кипре и в Вавилонии, подтверждает историк Аппиан, сам уроженец Александрии, рассказывая как он сам едва уцелел, бежав от евреев в Пелузию. В армянском и латинском переводе Евсевия говорится о восстановлении разрушенной иудеями Александрии.
  
  В 115 евреи под предводительством Лукуаса-Андреаса подняли восстание в Кирене. Римские войска, высланные против них, были разбиты и бежали в Александрию, где произвели массовый еврейский погром. В ответ на это Лукуас подверг опустошительным набегам территорию Египта, расправляясь со всеми элементами представлявшими опору римской власти. Для подавления восстания был направлен один из лучших римских полководцев легат Марций Турбон с большими морскими и сухопутными силами, включавшими конницу. После ряда длительных и ожесточенных сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, враги культуры римляне подавили восстание и устроили массовое истребление евреев (117). Благодаря этой войне Ливия так обезлюдела, что несколькими годами позднее сюда можно было присылать новых поселенцев (Евсевий, Хроника [с армянского] в 14 год правления Адриана). Итальянцы, владевшие Ливией, нашли в 1916 при прокладке новой улицы 2 римские надписи, относящиеся к 118-119, то есть ко времени императора Траяна, одна из которых гласит: "Исправлена дорога (улица), которая была разрушена и приведена в негодность во время иудейского восстания". Согласно другой, Траян "приказал городу киренейцев отремонтировать баню с галереями и залами для игры в шары и со всем, что прилегает к ним - всё, что было разрушено и сожжено во время иудейского восстания".
  
  Месопотамские евреи оказали Траяну сильное сопротивление; упорнее других сражались жители Низибиса, который был взят только после долгой осады. Полководец Траяна Люций Квиет (Lucius Qietus) покрыл развалины Низибиса и Эдессы трупами евреев.
  
  Восстание киренских, кипрских и египетских евреев последних лет царствования Траяна не было ещё окончательно подавлено, когда Адриан в 118 стал императором. Театр войны был перенесён в "Палестину", куда передислоцировался еврейский вождь Лука, и Марк Турбон преследовал его. Турбон приговорил к смерти Юлиана и Паппуса, 2-х братьев, бывших душой восстания, но сам был казнён по особому приказу из Рима; так спаслись оба брата. Люций Квиет, победитель месопотамских евреев, был назначен начальником римской армии в "Палестине". Он стал осаждать Лидду, где собрались евреи. Горе последних было так велико, что р. Гамлиел II, лежавший на смертном одре, разрешил поститься даже в Хануку, хотя другие таннаи, напр., р. Элиезер и р. Иошуа бен-Хананья, осуждали эту меру. Вскоре за тем Лидда была взята, и много евреев было перебито; "убитые в Лидде" часто упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения. Паппус и Юлиан были также убиты в том году.
  
  Так закончилась Вторая Иудейская война, но римляне рано праздновали победу - прошло всего 16 лет (далеко не мирных), как разгорелась III Иудейская война, ещё более страшная, чем предыдущие.
  
  
  ******
  
  
  
  11 Мар Зутра II (496-520) - эксиларх (лидер еврейской диаспоры) и политический деятель. Сын Гуны, назначенного эксилархом при персидском царе Фирузе.
  
  Между отцом Мар-Зутры и его тестем Мар-Ханиной, главой школы, возник продолжительный и серьёзный по последствиям спор, причём Мар-Ханина отказался подчиниться распоряжениям, исходящим от эксиларха, и за ослушание был соответственно наказан. Будучи унижен и полон злобы, Мар-Ханина однажды ночью пошёл в синагогу, где наполнил целый сосуд горькими слезами, а затем заснул. И ему приснилось, что он находится в кедровом лесу и вырубает все деревья, а когда он дошел до последнего дерева, ему явился царь Давид и запретил уничтожить это последнее дерево. Проснувшись, Мар-Ханина узнал, что погиб весь дом эксиларха и осталась единственная его дочь, которая была беременна и каким-то образом спаслась. Вскоре после этого она родила сына, которому его дед нарек имя Мар Зутра, думая ещё тогда озаботиться его воспитанием и обучением. Во время малолетства Мар Зутры временным эксилархом был его зять Мар Пара или Мар Пада. Этот последний подкупил царя Кобада, чтобы остаться навсегда в своей должности. Но когда Мар Зутр достиг пятнадцатилетнего возраста, он был представлен царю, как законный наследник эксилархата; тогда царь восстановил Мар Зутру в этой должности. Мар Пада восстал против этого, но погиб от мухи, забившейся в его ноздрю. С тех пор на печатях эксилархов красовалось изображение мухи.
  
  В это время вельможа царя Ковада, вавилонянин Маздак вводит коммунизм и захватывает власть. Он низложил Ковада (бежал в 496).
  
  Этим воспользовался Мар Зутра, чтобы отделиться от персов. Мар Зутра агитировал против Персии и учредил организацию с целью противодействовать введению коммунизма, каковая реформа пользовалась благосклонностью персидского царя. Непосредственным поводом к его восстанию, однако, было убийство главы школы Исаака, если принять во внимание отсутствие точных сведений об этом.
  
  Мар Зутра создал еврейское государство (496-529) с резиденцией в вавилонском городе Махузе. Мар Зутра правил как независимый царь, налагая высокие подати на жителей-гоев. Несмотря на его образцовое правление, нравственный уровень народа был тогда очень низок, процветало беззаконие.
  
  7 лет шла война между Мар Зутрой и персидским царевичем Хосроем Ануширваном. Во главе армии, состоявшей всего из 400 воинов-евреев Мар Зутра выступил против персидских сил.
  
  В последующей затем битве между евреями и персидским царем Мар Зутра и его дед Мар-Ханина попали в плен и были обезглавлены, а трупы их распяты на мосту близ Махузы (529).
  
  Маздакитов закапывали заживо. Казнили и Маздака.
  
  Маздакизм проник и в еврейскую среду: "с ними грешили зиндики...и застали их, что пьют не еврейское вино и блудят в домах царских персов".
  
  Когда в 529 Мар-Зутру казнили, местные евреи бежали на Кавказ: "и убежали все из дома Давидова".
  
  ******
  
  
  
  12 Шмуэль Ярхина"а (Самуил Ярхинаи, Мар Шмуэль; конец II в., Нехарде"а, - первая половина III в.) - вавилонский законоучитель, экономист, судья, врач и астроном, один из виднейших духовных лидеров еврейства Вавилонии.
  
  Образование получил у своего отца, Аббы бен Аббы ха-Кохена (III в.), а также у Леви бен Сиси, переселившегося в Вавилонию из Эрец-Исраэль. В Талмуде рассказывается, что Шмуэль вылечил Иехуду ха-Наси от болезни глаз; на этом основании некоторые историки заключают, что Шмуэль какое-то время жил в Эрец-Исраэль, где посещал бет-мидраш Иехуды ха-Наси; однако у Шмуэля нет ни одного упоминания этого факта. Другие исследователи называют в качестве наставника Шмуэля рабби Ханину бен Хама, обращая внимание на то, что символом обоих была пальмовая ветвь.
  
  Шмуэль обладал медицинскими познаниями; это видно из его изречений и диетических правил, сохранившихся в Талмуде. Он боролся с взглядом, принятым и среди интеллигентных классов, будто болезни человека обязаны своим происхождением влиянию дурного глаза, и разъяснил, что этиологию болезней следует искать во вредном влиянии воздуха или других космических условий на человеческий организм. Желудочно-кишечное расстройство он приписывает перемене в обычной обстановке жизни; недостаточно обсушенное лицо предрасполагает к экземе. Он знал способы лечения большинства болезней, особенно был специалистом в области глазной терапии; он изобрёл особую мазь для лечения глаз, которая носила его имя, хотя он сам утверждал, что мытьё глаз холодной водою утром и умывание рук и ног горячей водою вечером лучше всяких мазей. Шмуэль открыл также несколько болезней у животных. Шмуэль утверждал, что умеет лечить все болезни, за исключением трёх. Врачебные предписания Шмуэля часто цитируются в Талмуде. Иногда вместо своей подписи Шмуэль изображал пальмовую ветку; по-видимому, это было профессиональной эмблемой врачей.
  
  Благодаря скудости данных Талмуда нельзя точно определить успехи Шмуэля в астрономии, но он умел решать трудные математические проблемы и объяснять некоторые явления. Он сам свидетельствует: "Хотя мне знакомы пути звёзд на небе, как пути родного города Негардеи, я, однако, не в состоянии определить натуру и движения комет". Шмуэль посвятил себя, главным образом, той отрасли практической астрономии, которая имеет отношение к календароведению, составлявшему предмет изучения в талмудических школах. Его астрономические познания относительно движений Луны давали ему возможность определять начало месяца, как это было установлено в "Палестине", и, по его словам, он мог бы избавить Вавилонию от необходимости праздновать вторые дни праздников. Он составил календарь на 60 лет и послал его р. Иоханану в "Палестину" как доказательство своих познаний. Шмуэль назывался "Ярхинаа" (месяц) благодаря его познаниям в календарной науке и умению самостоятельно определять начало месяца.
  
  Шмуэль владел обширными земельными угодьями, которые достались ему в наследство от отца, и имел рабов. Стремясь облегчить участь бедняков, продукцию своих угодий пускал на продажу только в периоды дороговизны, назначая низкие цены. Сыновья Шмуэля умерли молодыми; 2-е его дочери были уведены в плен, но позднее выкуплены законоучителями Эрец-Исраэль; третья дочь вышла замуж за гоя (по утверждению Раши, её муж впоследствии перешёл в Иудаизм).
  
  На протяжении нескольких десятилетий Шмуэль возглавлял в Нехарде"а крупную иешиву и влиятельный бет-дин. Ему принадлежит ряд основополагающих суждений по вопросам гражданского законодательства, оказавших большое влияние на современников и на последующие поколения.
  
  Шмуэль установил принижающий Иудаизм принцип: "Дина де-Мальхута Дина" - "закон государства - закон", то есть евреи должны уважать законы гоев и гойских государств (неудивительно, что его дочь вышла замуж за гоя); постановил, что бремя доказательства всегда должно лежать на истце.
  
  Он разрешил отдавать в рост деньги, принадлежащие сиротам. Он полагал, что коммерческая прибыль не должна превышать 1/6 стоимости товара, и пресекал попытки торговцев использовать спрос, порождённый религиозными нуждами евреев, для взвинчивания цен на необходимые предметы.
  
  Как судья Шмуэль старался избежать малейших подозрений в пристрастности: так, он отказался рассматривать дело человека, который однажды подал ему руку, когда он переходил ручей по узкой доске. Полномочия Шмуэля как главы бет-дина были чрезвычайно широки: он мог приговорить виновного к телесному наказанию или тюремному заключению; только бет-дины Шмуэля и Рава практиковали в Вавилонии прозбол (не подлежащие отмене долги в субботний год).
  
  Несмотря на серьезные разногласия с Равом (из-за которых тот покинул в 218 г. Нехарде"а и основал иешиву и бет-дин в Суре), Шмуэль поддерживал с ним тесные связи; Рав, в свою очередь, относился к Шмуэлю с глубоким уважением, высоко ценил его ученость и, приезжая в Нехарде"а, всегда следовал введенным им постановлениям, даже если они расходились с его собственным учением. После смерти Рава (по-видимому, в 246 г.) Шмуэль стал бесспорным лидером вавилонского еврейства, и его постановления были признаны всеми законоучителями страны, в том числе преподавателями Сурской иешивы.
  
  Шмуэль был дружен с экзилархом Мару Укбе I, который учился у него и каждый день после занятий лично провожал учителя до дома; встречался с персидским царём Шапуром I, а также с нееврейскими учёными, жившими в Вавилонии, с которыми обсуждал естественнонаучные проблемы.
  
  Будучи убеждённым противником аскетизма, Шмуэль осуждал даже тех, кто умерщвляет плоть во исполнение обета. Он призывал своих современников наслаждаться земными благами, требуя лишь, чтобы при этом произносились соответствующие бенедикции. Видя в вероотступничестве главную причину несчастий, постигших евреев, Шмуэль связывал возвышение Рима и, в конечном итоге, разрушение Храма с женитьбой Соломона на египетской царевне, которая склонила его к идолопоклонству: "Когда Соломон женился на дочери фараона, [с небес] спустился [ангел] Габриэль и посадил в море тростник; осевшая на нем земля образовала берег, где был построен великий город Рим". Шмуэль также считал, что перед приходом Мессии евреи подвергнутся небывало жестоким преследованиям и что единственной особенностью мессианской эпохи будет освобождение еврейского народа от чужеземного господства.
  
  
  ******
  
  
  13 Юсуф Зу-Нувас - царь Химьяра / Йемена (ок. 517-25), имел титул "Царя Саба, Зу-Райдина, Хадрамаута, Яманата и прочих арабов".
  
  В ответ на византийский антисемитизм, Юсуф ограбил и казнил византийских купцов, ведь в "в римских странах угнетают евреев".
  
  Часто говорят, что Юсуф был первым иудеем на химьярском престоле, что он только еврей по матери, пленницы из Нисибины, а власть захватил убив наследника, христианина Маадикариба. Но масса данных, содержащаяся у Табари, Масуди, Абу-Али ибн-Мисхавея, Абульфеды, Ибн-Халдуна, Иоанна Сирийского, Антиоха Иоанна Малалы (ed. de Bonn, 433), Каллиста, в послании епископа Симеона Бет-Армамского к аббату Симеону Габульскому (Assem., Bibl. Orient., I, 364), Прокопия (De bello persico, I, 20) и в легендарных сборниках (арабск. "Kitab al-Aghani" и сказание христианских мучеников) противоречит этому. Так, об одном из химьяритских царей сообщается, что он внял "увещаниям 2 иудейских священников-хабров..." и "устроил... суд между жрецами-язычниками и хабрами"; или: "прибыв вместе с хабрами в Йемен, Асад решил сделать иудаизм официальной религией страны. Это вызвало недовольство химьяритов; ...они убили его". В таких иудео-химьярских надписях впервые на арабской территории встречается идея священной войны против неверных, ради распространения истинной веры.
  
  Подтверждают Иудейство в Йемене сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей, например из Катабана, высеченная на скале близ Низаба, сообщающую о больших работах, произведенных авторами надписи, и завершённую указанием на помощь "милостивого господина неба и земли" (строка II). Слова, несомненно, принадлежащие монотеисту, как и надпись, упоминающая "милосердного" (Rahman). Другой пример: постройка, возведенная Абдкулалом "с помощью милостивого" (строка 3-ья надписи Љ 153), отмечена надписью, датированной 573 г. по эре химьяритов (458 г. н.э.).
  
  Одним из первых иудеев на химйаритском престоле был Йасир Йохнаам (ум. в 275), перешедший в Иудаизм в 270. Тогда же он двинул свои войска на эфиопское Аксумское царство и закрепился на время в восточной Африке. За мужество и силу этот царь получил у йеменцев прозвище Зул-Карнайн (Двурогий, как величали Александра Македонского).
  
  Известно, что обратился в Иудаизм Абу Кариб Асад (Абукариб Асад), царь Химьяра (385-420), сын Маликариб Йухамина. Абу Карибу удалось расширить границы царства, он носил титул "царя Саба и зу-Райдина и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине". Ему подчинялись и многочисленные бедуинские племена, обитавшие на обширных территориях Центральной Аравии.
  
  Сын Абу Кариба Асада, - Хасан ибн Асад, родственник Йасира Двурогого, также принял Иудаизм, а жена Хасана была либо еврейкой, либо прошедшей гиюр, если судить по её имени - Балкис Макада: царица Савская соответственно в общееврейской и фалашской традициях. Йеменцы верят, что с концом правления Хасана пришёл конец и знаменитой Марибской плотины, после чего плодороднейшие земли страны превратились в пустыню.
  
  В таблице царей Химьяра у Абу-л-фиды Юсуф Зу-Нувас занимает 8 место после царя Харита ибн Амру, середина V в., который царствовал в качестве племянника своего предшественника, "сына сестры", "и обратился в иудейство Харит". Обращение Харита не прошло безболезненно для государства химьяритов. После царствования его преемника Морсида ибн Келали "разделилось после него царство Химьяр".
  
  
  Убив развратного узурпатора Каниу Януфа Ду-Шанатира, Юсуф (правельнее Йусуф) стал успешно пропагандировать Иудаизм в Йемене. Приостановив византийскую торговлю с Индией и Ираном, он спровоцировал войну с языческим царём Айдугом. Византийский император Юстин I (518-27) и александрийский патриарх Тимофей стали подстрекать христианскую Абиссинию к интервенции против "гнусного и незаконного еврея". В 523-25 Византия предоставила корабли для транспортировки абиссинских войск в Южную Аравию.
  
  Юсуф Зу-Нувас направляет послов к Мундару в Хирту, настаивая на том, чтобы он уничтожил христиан в своём государстве. Юсуф обещал ему за гонение дать "вёс 3 тысяч динаров".
  
  В 517 царь Аксума (Эфиопии) Элла Асбаха, под смехотворным предлгом защиты аравийских христиан, высадил свои воиска в Мухване. Юсуф воспользовался нехваткой продовольствия у врагов и осадил переметнувшиеся к ним города Зафар и Наджран.
  Сброд горе-крестоносцев заперся в крепости Зафар. Юсуф осадил город, и предложил эфиопам покинуть его, обещав отпустить их на родину, поклявшись "Адонаем, небесным сводом и Торой". Глупые захватчики вышли и были перебиты непримиримым борцом за еврейское дело: некоторых он приказал зарезать, других сжёг в церкви, на месте которой была выстроена синагога. Взяв Зафар он перебил всех кого мог и разослал приказ христианам принимать Иудаизм. В 518 Юсуф захватил города Награн и Мухван, отправив местных христиан к Иисусу, в т.ч., главу города Харита (Аретаса) ибн-Калеба. Всю страну он очищал от церквей и христиан-мракобесов. Епископ и весь церковный клир были казнены. Тем, кто не принимал истинной веры, царь-праведник лично ломал кости и отрубал конечности, после чего неверных придавали закланию, ведь искоренение нечестивых во всякое время приятно Господу.
  
  В надписи одного из полководцев Юсуфа, Шарахила, сообщается, что царские войска перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч христиан.
  
  Сохранилось послание о победе над химьяритами, оправленное союзнику Зу-Нуваса, царю соседнего арабского государства: "...я воцарился над всей землей химьяритов... Я убил 280 священников, которых нашёл... и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем... я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне своё золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжёг их, а также церковь, священников и всех, кого нашёл укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста, но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него... и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жён, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жёны знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жёны того, кто собирался быть там царём. Мы... убеждали её, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит всё, что имеет, если станет иудейкой... я всяческими хитростями убеждал её отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек, а не Бог, но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили... Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и её дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у неё голова". Свидетель этих событий химьяритский христианин сообщил, что в Негране "были убиты 340 знатных", отказавшихся перейти в Иудаизм. Ибн Исхак пишет: "Ду Нувас пошёл против них с его армиями и потребовал принять Иудаизм, давая им выбор между религией и смертью: они выбрали смерть. Он вырыл траншеи для них; некоторые погибли в огне, некоторых убивали мечом, пока он не уничтожил почти 20 тысяч". Также сообщают, что Юсуф требует, чтобы к нему привели "жён этих бунтовщиков", его полководец Зу Язан привёл к нему 177 пленных женщин.
  
  Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились и по другим городам Йемена: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
  
  Событие в Награне вызвало олигофреническую жажду мести у христиан. Император Юстиниан побудил царя Эфиопии Эласбау отправиться войной против еврейского царя. 18 мая 524, в "праздник" Троицы, эфиопы - 17 тысяч воинов и 70 кораблей - вновь вторглись в Йемен. Негров поддержала восставшая йеменская знать, возглавляемая йазанийским кайлой Сумайфом Ашвой. Византия предоставила эфиопам флот. Юсуф попытался уничтожить десант, бой разгорелся ещё в море (христиане говорили, что часть их кораблей якобы потерпела крушение в пути) и закончился на суше. Высадка происходила в 2-х местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но Юсуфа предали подданные неевреи, он был разбит и погиб в бою (якобы покончив с собой, бросившись со скалы в море). Город Зафар с царицей и казной достался антисемитам. Кровожадные эфиопы зверски истребили евреев Южной Аравии и разрушили синагоги.
  
  
  ******
  
  
  
  
  Разумеется, Автор понимает, что эти 2 списка знаменитых евреев Античности, мягко говоря, не охватывает всех более-менее заметных деятелей древности еврейского происхождения.
  
  Например, не упомянуты цари и царицы Адиабены / Ассирии / принявшие Иудаизм, не рассказано о Беренике любовнице римского императора Тита, об Итаке, наложнице египетского царя Птоломея, о еврейских царях Сауле, Давиде, Соломоне, Иосии. О вероотступницах еврейских царицах Иезавели и Аталии. Об олигархе Деметрии. О полководцах Исмаиле, Азарии, Иехошу Бин Нуне, Ионатане бен-Абсаломе, Иосифе бен-Захарии и др.
   Нельзя объять необъятное!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"