Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Ещё 13 знаменитых Евреев Средневековья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё 13 знаменитых Евреев Средневековья

  1 Арзахель, или Эйзарахель Авраам (настоящие имя Ибрагим Заркали) - один из славных астрономов конца XI - начала XII вв., выдающийся толедский астроном (1061-80), автор известных Толедских астрономических таблиц. Арзахель (правельнее Заркали) написал 2 капитальных сочинения по астрономии, сделавших его имя известным: "О затмениях и продолжительности года" и так назв. "Толеданы" - прекрасные астрономические таблицы; оба сочинения сохранились в рукописях в редких библиотеках. Многочисленные наблюдения, составляющие предмет первого сочинения Арзахеля, способствовали к усовершенствованию теории видимого движения солнца, как то: для определения его апогея, эксцентриситета и пр., также наклонения эклиптики, которое Арзахель нашёл в 23№ 34'. "Толеданы", в свою очередь, послужили впоследствии важным пособием при составлении "Альфонсовых" астрономических таблиц.
  
  Он занимался изготовлением механических изделий. Познакомившись с астрономами, между прочим с Ибн-Цаором и его товарищами, которые установили в Толедо телескопы, Арзахель изготовил усовершенствованные инструменты, о которых никто до него не мечтал, в том числе астролябию собственного изобретения; благодаря этим инструментам астрономия обогатилась новыми открытиями (ср. Jesod Olam Исаака Израели, VI, 17). Арзахель написал небольшой трактат об употреблении астролябии, переведённый на латин. яз. Яковым бен-Махиром (Профацием) в Монпелье. Ал-Батруш в своем астронономическом трактате (перевед. на еврейский язык Моисеем ибн-Тиббоном под заглавием "Maamar bi-Tekuna") приводит его под именем Абу Исхака Ибрагима бен-Яхьи аль-Заркала как одного из первых оппонентов Птолемея по вопросу о движении некоторых небесных светил. Арзахель упоминается также в "Reschit Chachmah" (1-й части Chukoth-Schammaim) Авраама ибн-Эзры, который, отзываясь об этом ученом с большой похвалой, говорит, что он жил за 70 лет до него.
  
  ***
  
  
  2 Гвидо д"Ареццо (Guido d'Arezzo) - изобретатель музыкальных нот; бенедиктинский монах еврейского происхождения, знаменитый музыкальный теоретик и педагог (955-1050). Гвидо обратил особое внимание на нотацию и сольмизацию. Невмы он помещал на четырех линейках и этим облегчил чтение мелодии. В сольмизации Гвидо ввёл новые названия нот: ut, re, mi, fa, sol, la. Гвидо разработал также систему гексахордов. Для более наглядного объяснения их Г. пользовался левой рукой, обращенной ладонью кверху. Суставы пяти пальцев соответствовали нотам системы гексахордов. Нарисованная рука с обозначением на каждом суставе ступеней гексахордов называлась Гвидоновой рукой. Выдающиеся сочинения: "Micrologus de disciplina artis musicae", "Regulae de ignoto cantu", "Epistola Michaeli Monaco".
  
  
  ***
  
  3 Герсонид (Леви бен Гершом; 1288-1344) - философ, математик, астроном и комментатор Библии. Жил в Оранже и непродолжительное время в Авиньоне. О жизни Герсонида известно немного. Умственные интересы Герсонида были весьма широки и охватывали многие области человеческого знания, в развитие которых он внес значительный вклад.
  
  Последовательнее других средневековых еврейских философов Герсонид придерживался принципов системы Аристотеля. Утверждая, что Тора не может запретить считать верным то, признание чего диктуется разумом, он принимал ряд выводов, вытекающих из системы Аристотеля, несмотря на их видимое противоречие догматам иудаизма (см. ниже).
  Главный философский труд Герсонида "Милхамот Адонай" ("Воины Господа") написан в 1317-29. Книга состоит из шести частей, трактующих следующие темы: 1) бессмертие, доказательство которого Герсонид основывает на принципах средневекового реализма - учения о реальном существовании общих понятий (универсалий). Носитель общих понятий - приобретенный разум - может пережить тело; 2) предвидение и пророчество, которые Герсонид стремится сочетать с принципом свободы воли. В пророчестве, согласно Герсониду, человеческий ум вступает в общение с универсальным разумом, благодаря чему и возможны предсказания пророков; 3) Божье всеведение, которое, по Герсониду, распространяется на общие законы природы, но не на многообразные детали мира явлений, и ограничено свободой человеческой воли; 4) Божий промысел, который заботится о всех существах, хотя и не в равной мере. Согласно Герсониду, степень попечительства Божественного промысла о каждом существе пропорциональна степени его развития и близости к деятельному разуму; 5) астрономия и ее метафизические основы. Раздел, посвященный астрономии, не вошел в печатное издание труда Герсонида. Он был переведен на латинский язык по приказанию папы Климента VI (1342) и приобрел большой авторитет среди христианских ученых; 6) творение и чудеса. В противоположность Маймониду и в соответствии с принципами Аристотеля, Герсонид отвергал идею творения из ничего и утверждал, что Бог сотворил мир из бесформенной и бескачественной первоматерии, придав ей сущность, форму, движение и жизнь. Из этой материи произошли все подлунные существа и небесные тела, за исключением отдельно существующих разумов, являющихся непосредственными эманациями Божества. Чудеса, согласно Герсониду, совершаются не Богом и не пророками, но деятельным разумом и подчинены своим особым законам. Чудесам, описываемым в Библии, Герсонид старается дать естественное объяснение.
  
  Взгляды Герсонида вызвали резкое противодействие со стороны еврейских религиозных авторитетов, которые обвинили его в ереси. Философские взгляды Герсонида нашли отражение и в его комментариях к Библии. В своем обширном комментарии к Пятикнижию Герсонид предпринимает попытку рационального построения Галахи, исходя из девяти принципов логики; ими он заменяет 13 традиционных методов толкования Библии, которые разработал Ишма"эль бен Элиша. Аллегорические толкования Пятикнижия Герсонид осуждает.
  
  Кроме астрономии, он занимался также различными разделами математики. Особенно значителен его вклад в тригонометрию. В трактате "О синусах, хордах и дугах" (переведен на латинский язык, 1342) Герсонид самостоятельно разработал теорему синусов (теорема о прямой пропорциональности синусов углов треугольника противоположным сторонам). Вычисленная Герсонидом таблица синусов правильна до пятого десятичного знака. Герсониду принадлежит также несколько технических изобретений, нашедших применение в оптике и навигации.
  
  ***
  
  
  4 Жидек (Павел ;idek) - чешский писатель. Род. в 1413; по происхождению еврей; учился в Вене и Италии, главным образом медицине. Вступив в духовный сан и вернувшись в 1442 на родину, получил от пражского университета степень магистра и назначен каноником. Ревностная защита интересов римско-католической церкви против гуситов заставала его удалиться из Праги в Краков, затем в Бреславль. За переход на сторону гуситов он был посажен в тюрьму, но получил свободу стараниями короля Георгия Подебрада и затем (с 1466) жил при дворе его в Праге. По его поручению Жидек написал "Хронику" (на чешском языке) и один из главных своих трудов "Sprawowna", т. е. книгу об обязанностях короля. Жидек умер, вероятно, скоро после смерти короля (1471). Другой важный труд Жидека - латинская энциклопедия "Liber magnus" или "Viginti artium liber", хранящаяся в рукописи в библиотеке краковского университета и долго приписывавшаяся пану Твардовскому. Ее описал Мушковский. Другие сочинения Ж. затеряны.
  
  
  ***
  5 Закуто Аврахам бен Шмуэль (1452-1515) - астроном и историк. Изучал астрономию и астрологию в университете Саламанки, где впоследствии преподавал. Закуто сконструировал первую металлическую астролябию, отличавшуюся от принятой до того деревянной гораздо большей точностью, и составил усовершенствованные астрономические таблицы, которые позволяли определять широту без помощи солнечного меридиана и с большей точностью вычислять время солнечных и лунных затмений. Широкую популярность при жизни автора завоевало его основное астрономическое сочинение - трактат "Ха-хиббур ха-гадол" ("Великое сочинение" или "Великая связь"). Астрономическими таблицами Закуто пользовался Колумб (в Севилье хранится экземпляр таблиц Закуто с пометками Колумба).
  После изгнания евреев из Испании (1492) Закуто переселился в Португалию, где был назначен придворным астрономом. Васко да Гама совещался с Закуто перед отплытием в свое знаменитое путешествие в 1496 г., на кораблях да Гамы были астролябии и астрономические таблицы Закуто. Когда в 1497 г. было предпринято насильственное крещение португальских евреев, Закуто покинул страну и переселился в Тунис. В 1504 Закуто завершил многолетнюю работу над историческим сочинением "Сефер ха-юхасин" ("Книга генеалогии"), излагающим историю развития Устного Закона и дающим хронологию деятельности законоучителей. О последних годах жизни Закуто известно очень мало: в 1513 он посетил Иерусалим, в 1515 - Дамаск; о дальнейшей его судьбе нет сведений.
  
  
  
  ***
  
  6 Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед [Авемпас] (ок. 1070, Сарагоса, - 1139, Фец, Марокко), - арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании, государственный деятель, поэт и музыкант. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении "Образ жизни уединившегося" призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям "невежественных городов". Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения Ибн Баджа способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).
  
  ***
  7 Авраам Колорно - изобретатель. Родился в Мантуе ок. 1530, пользовался известностью, как искусный инженер; в 1578 занял должность инженера при дворе Альфонса д'Эсте, герцога Феррары, который, по просьбе вюртембергского герцога Фридриха, послал Колорно в Вюртемберг (1597). Колорно был известен также, как математик и археолог, он - автор следующих сочинений: "Entimetria", правила для измерения прямых линий; "Tavole", математические таблицы; "Clavicula Solomonis", перевод на итальянский язык еврейского сочинения о магии "Mafteach Schelomoh" (1580?), составленный по желанию мантуанского герцога. Колорно, согласно Гарцони, написал против этого сочинения книгу, где высмеивает физиономику и хиромантию. Колорно является автором трактата об искусстве писать тайными условными знаками "Scotographia о vere scienza di scriv;re oscuro facilis-sima et securissima per qualsi voglia lingua" (Прага, 1593, посвящён императору Рудольфу II). Подобно Леонардо да Винчи, он специализировался на военном оборудовании и снаряжении, разрабатывая мины, взрывчатые вещества, понтоны, надувные лодки, складные осадные лестницы и форты. Он сделал нечто вроде пулемёта, изготовив 2000 аркебуз, каждая из которых была способна произвести 10 выстрелов с одного заряжения. Разработал зеркальный метод измерения расстояний.
  
  
  ***
  
  8 Монтемайор Хорхе (ок. 1520-61) - автор знаменитого испанского пастушеского романа "Влюбленная Диана" (Diana Enamorada), облетевшего в переводах и подражаниях всю Европу. Португалец по происхождению, он одинаково хорошо владел как португальским, так и испанским языком, но предпочитал последний. Служил в военной службе, был хорошим музыкантом, много путешествовал за границей и вследствие какой-то любовной истории погиб на дуэли в Турине. Литературным образцом для Монтемайора послужил известный в то время итальянский пастушеский роман "Аркадия" Саннацаро, но в обработке главного сюжета - любви пастушки Дианы и пастуха Серена - М. обнаружил гораздо более литературного таланта и поэтического чувства, чем его предшественник. Думают, что под именем Серено он вывел самого себя. Изданная в 1542 "Диана" Монтемайора в течение 80 лет выдержала в Испании 16 изданий и была переведена на главные европейские языки. Без преувеличения можно сказать, что "Диана" определила собой форму пастушеского романа в Западной Европе и оставила глубокий след в литературе. В особенности она вызвала много подражаний в французской литературе. Знаменитейший из франц. пастушеских романов, "Астрея" Гоноре д'Юрфе, есть не более как сколок с романа М. В Англии "Диане" подражал Сидней в своей "Аркадии", а Шекспир пользовался ею в 2 пьесах ("Два Веронца" и "Сон в летнюю ночь").
  
  
  
  ***
  
  9 Мишель де Монтень - один из величайших французских философов и писателей (1533-1592), родился в своем родовом замке Монтене, близ Бордо. Мать - еврейка. Отец его, человек богатый и классически образованный, хотел дать и сыну хорошее классическое образование. Ввиду нежного сложения ребенка изучение греческого языка было оставлено, но зато латинский изучался Монтень практически, как живой и как бы второй природный язык. Отец окружал мальчика самыми нежными попечениями: он не иначе просыпался, как под звуки тихой музыки, от него тщательно скрывалось все печальное и неприятное и т.д. Под влиянием этого искусственного, тепличного воспитания Монтень сделался на всю жизнь сторонником спокойствия и всякого рода комфорта и заботился больше всего о том, чтобы ничто не нарушало нравственного равновесия и ясности его духа. Таким образом, в самом раннем периоде жизни Монтеня были уже положены основы того культа собственной личности, того утонченного эпикуреизма, который составляет основную черту его миросозерцания. От семи до тринадцати лет мальчик в классической школе продолжал изучение древних классических языков и играл главные роли в латинских трагедиях. По окончании курса в Тулузе Монтень занял место советника в Cour des Aides в Перигэ, а когда она была упразднена, сделался членом бордоского парламента и пробыл в этой должности более десяти лет. К этому периоду жизни Монтеня относится его сближение с Ла-Боэси, товарищем его по службе. Единственный раз в своей жизни Монтень заплатил дань молодости и полюбил своего друга с энтузиазмом, к которому вообще был мало способен. Монтень имел полное право говорить впоследствии, что души их слились воедино и что Ла-Боэси унес с собой в могилу его истинный нравственный образ. Тем не менее, Монтень был далек от того, чтобы разделять политические убеждения Ла-Боэси и его культ античной свободы, изложенный в его знаменитом памфлете о Добровольном рабстве (Discours sur la servitude volontaire). Он и тогда уже был поклонником золотой середины и существующего порядка вещей, который он считал необходимым для душевного спокойствия каждой отдельной личности. Монтень не чувствовал особой любви к своей юридической профессии: судьи казались ему казуистами и педантами, закон - искусно сотканной паутиной, в которой мог запутаться самый невинный человек; притом он радикально расходился с своими товарищами по службе во взгляде на смертную казнь и необходимость преследования гугенотов. Искренний католик, но не менее искренний и убежденный противник нетерпимости и смертной казни, он чувствовал себя неспособным произносить смертные приговоры над уголовными преступниками или нераскаянными еретиками и в подобных случаях предпочитал скорее изменять долгу присяги, чем долгу человечности. По мере усиления религиозных преследований положение его между двумя враждебными партиями становилось все более и более невыносимым, а умеренность делала его подозрительным обеим сторонам: по его собственному выражению, гибеллинам он казался гвельфом, а гвельфам - гибеллином. Поэтому, лишь только умер отец, Монтень поспешил выйти в отставку (1570). Он удалился в свой замок под предлогом устройства дел, а в сущности - чтобы на досуге предаться литературным занятиям. До сих пор сохранилась испещренная латинскими надписями башня, служившая ему и библиотекой, и рабочим кабинетом. В это время М. был уже женат и имел детей. И в женитьбе он поступил так же рассудочно и обдуманно, как и во всем. Он женился перешедши тридцатилетний возраст, на женщине, избранной для него родителями, и отдал ей свое имя, состояние и уважение, но не сердце. Он думал, что можно ссужать себя другому на время, но отдаваться вполне следует только самому себе, и женился, по собственным его словам, лишь потому, что все люди женятся: если бы он следовал своим личным убеждениям, то убежал бы от самой мудрости, если бы она захотела стать его женой. Спокойствие духа, нравственная независимость и возможность предаваться любимым занятиям - вот те кумиры, которым м, не колеблясь, принес бы в жертву все свои привязанности. Поселившись в Ch;teau Montaigne, он принялся за обработку своих наблюдений над жизнью, людьми и собственной душой. Плодом этих наблюдений были его знаменитые "Опыты" (Essais), первые две книги которых вышли в Париже в 1580. В конце того же года Монтень предпринял путешествие по чужим краям, продолжавшееся около полутора года. Он посетил Германию, Швейцарию, но особенно долго оставался в Испании. Дневник этого путешествия, писанный частью самим м, частью под его диктовку его секретарем, был впервые издан в 1774 и представляет любопытный материал для характеристики его личности. Развалина, пейзаж, местный обычай, религиозный спор, оригинальная черта нравов - ничто не ускользает от острой наблюдательности путешественника, сопровождавшего описания в высшей степени меткими замечаниями. Особенно интересен отдел, посвященный описанию Рима и его развалин и принадлежащий к лучшим вещам, когда-либо написанным о Риме. Монтень так влюбился в развалины древнего Рима, что почувствовал прилив детского тщеславия: ему непременно захотелось быть гражданином Вечного города. Он добился этого, хотя и не без хлопот, и перед отъездом из Рима получил патент на звание cives romanus, которым его наградил Senatus populusque romanus. На возвратном пути из Италии Монтень получил известие, что город Бордо избрал его своим мэром вместо герцога Бирона. Первым его побуждением было отказаться, так как хлопотливая и ответственная должность мэра по необходимости должна была не только отвлечь его от литературных занятий, но и в значительной степени стеснить так высоко ценимую им нравственную независимость; но мысль, что отказ может раздражить короля, утвердившего выбор города и приславшего Монтеня поздравительное письмо, побудила его дать свое согласие и даже поторопиться возвращением во Францию. Выбор бордоских граждан оказался, однако, не совсем удачным. М. не принадлежал к числу тех людей, которые могли забыть свое я ради интересов общественных; в одном месте он даже хвалит себя за то, что, отдаваясь любви, дружбе и общественной деятельности, он ни на волосок не поступался своей личностью (sans ;tre d;parti de soi de la largeur d'un ongle). Его управление отличалось, однако, качествами, весьма важными для тогдашнего смутного времени - осторожностью, гуманностью и терпимостью, по достоинству оцененными городом Бордо, избравшим его и на второе двухлетие. В конце второго двухлетия Бордо посетила моровая язва, унесшая чуть не половину населения города. В эту опасную годину Монтень оказался не на высоте своей задачи: не желая подражать героизму Курция и Регула, он благоразумно поспешил удалиться из города. Отказавшись от выбора на третье двухлетие, Монтень снова возвратился в свой замок, продолжал работать над своими "Опытами", и в 1588 предпринял поездку в Париж для нового издания "Essais". Здесь он познакомился с своей восторженной поклонницей и будущей издательницей своих сочинений, m-lle Гурнэ, которую он называл впоследствии не иначе как своей приемной дочерью; он сопровождал её в Пикардию и некоторое время гостил в ее семействе.
  "Опыты" Монтеня представляют собой высший фазис развития свободной мысли Франции в эпоху Возрождения. Что у Доле, Денерье и Рабле высказывается мимоходом, в виде намеков или под покровом более или менее прозрачных аллегорий, то у Монтеня хотя и не сведено в стройную систему - ибо он был врагом всякой системы, - но выражено в целом ряде сентенций и обобщений. Оригинальность Монтеня состоит главным образом в том, что в век энтузиазма и борьбы страстей, порожденных догматическим озлоблением, он представляет собой тип спокойного наблюдателя, сумевшего сохранить до конца дней своих нравственное равновесие и душевную ясность. Главное достоинство произведений Монтеня - это искренность, жажда правды и честность мысли. Монтень очень хорошо знал, что, высказывая некоторые мнения, он роняет себя в глазах людей, но ради этого он ни разу не покривил душой. "Если хотят говорить обо мне, то пусть говорят одну правду; если же кто-нибудь изобразит меня лучшим, чем я был на самом деле, я встану из гроба, чтобы его опровергнуть". "Опыты" Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам м, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Хотя наблюдения над свойствами человеческой природы лишены у Монтеня систематического характера, высказываются им мимоходом по случайным поводам, иногда с капризной непоследовательностью; тем не менее, у него есть своя точка зрения, с которой он рассматривает разнообразный мир душевных движений, страстей, добродетелей и пороков. Эта точка зрения - скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера. Скептицизм Монтеня - нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, тогда прощай счастье и душевное спокойствие! Он осаживает на каждом шагу человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные. Провозглашение этого тезиса было особенно благодетельно в эпоху ожесточенной борьбы религиозных партий, потому что подрывало самый корень фанатизма. Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур, Сенека и Плутарх, в особенности два последних, его друзья и советники в трудные минуты жизни. Заимствования Монтеня из Сенеки бесчисленны, но Плутарха он ставил еще выше Сенеки и называл своим требником. Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым. Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья главной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой верховной цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлеченной идеи долга казалось ему безумием. "Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя". Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе: они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: "Делай свое дело и познай самого себя!". Последний долг, по его мнению, самый важный, ибо, чтобы делать успешно свое дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорбленное самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека - бороться по возможности против тех и других. К несчастьям неизбежным нужно относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними, заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д. Что касается несчастий субъективных, то от нас самих зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу. Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, не забывая справедливости прежде всего по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то с уважением, хотя и не нужно отдавать себя ей вполне; к детям - чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству - уважение к существующему порядку. Существующее правительство - всегда самое лучшее, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст нам больше счастья. Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка ради заключающихся в нем недостатков, значило бы, по мнению м, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно недолюбливал гугенотов, потому что видел в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях Монтень является самым затхлым консерватором, то в своей педагогической теории он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе ее он смело ставит великий принцип общечеловеческого развития. По мнению м, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел "Опытов" Монтеня оказал самое благодетельное влияние на всю позднейшую педагогию.
  Отголоски идеи Монтеня можно найти и в педагогических трактатах Амоса Коменского и Локка, и в "Эмиле" Руссо, и даже в знаменитой статье Пирогова "Вопросы жизни".
  
  ***
  10 Нострадамус (Мишель де Нотр-Дам, 1503-1566) - французский астролог и врач. И по отцу, и по матери Нострадамус еврейского происхождения. Отец, Жак Нострадам, был преуспевающим нотариусом; оба деда Нострадамуса, евреи - Жан де Сен-Реми и Пьер де Нотр-Дам (Ностра Донна) - были врачами, лечившими герцогов и королей. После присоединения Прованса к Франции (1488) деды и родители Нострадамуса под угрозой лишения прав заниматься профессиональной деятельностью и изгнания из Франции были вынуждены перейти в католичество (1502). Имя отца Нострадамуса фигурирует в списке новых христиан (1512), которые по указу короля Людовика XII должны были платить особый налог. Начальное образование Нострадамус получил под руководством деда, Жана де Сен-Реми, который был не только врачом, лейб-медиком графа Прованса Рене Доброго, но также математиком, философом и астрологом. В 1519-22 Нострадамус продолжал образование в Авиньоне; в 1522-25 изучал медицину в университете Монпелье. Еще до получения звания бакалавра Нострадамус начал заниматься медицинской практикой в городах Южной Франции: Нарбонне, Каркассоне, Тулузе и Бордо. В 1529 г. он вернулся в Монпелье, где получил степень доктора медицины. Уехав из Монпелье в 1532 г., Нострадамус кочевал по городам Южной Франции, пока в 1534 не поселился по приглашению выдающегося гуманиста, врача, ученого и поэта Ж. Скалигера в городе Ажан.
  Нетрадиционные, но эффективные методы борьбы с эпидемиями, применявшиеся Нострадамусом, оказались, однако, бессильны спасти его собственную жену и детей во время эпидемии неизвестной болезни, поразившей Ажан в 1538 г. Тогда же произошел разрыв Нострадамуса со Скалигером. Одновременно Нострадамус навлек на себя подозрения инквизиции; на вызов инквизитора Тулузы он не явился. Покинув Францию, Нострадамус с 1538 по 1545 странствовал по Лотарингии, Нидерландам и Италии. В Италии он, по слухам, искал встреч с евреями, особенно каббалистами.
  Вернувшись во Францию, Нострадамус успешно боролся с эпидемиями (в Марселе, 1545; в Эксе, 1546), что принесло ему огромную славу. Муниципалитет Экса наградил его пожизненной пенсией. С 1547 до конца жизни Нострадамус жил в городе Салон, где обзавелся новой семьей.
  Свои методы борьбы с эпидемиями Нострадамус описал в нескольких медицинских сочинениях. Нострадамус усиленно занимался не только медициной, но и астрологией. Из его сочинений по астрологии наибольшей известностью пользуются "Пророчества метра Мишеля Нострадамуса" (1555), написанные в форме четверостиший (катренов), объединенных в группы по сто четверостиший в каждой; отсюда другое название книги - "Центурии" ("Сотни"; это название было введено в медицинскую литературу Аматусом Лузитанским). В нарочито туманной форме Нострадамус предсказал в "Центуриях" историю человечества, начиная с 1555 г. и по 3797, - войны, бедствия, катастрофы, падение великих империй, торжество и гибель королей и т. п. Апокалипсические видения Нострадамуса породили многочисленные и разнообразные толкования и по сей день волнуют воображение читателей.
  В отличие от некоторых новых христиан юга Франции, Нострадамус не только не скрывал своего еврейского происхождения, но и всячески подчеркивал зависимость христианской культуры от еврейского духовного наследия. В послании королю Генриху II он говорил, что пророческий дар унаследован им от предков.
  "Пророчества" Нострадамуса имели огромный успех, он был приглашен ко двору Генриха II и Екатерины Медичи. Слава особенно утвердилась после того, как сбылось его предсказание гибели французского короля на поединке - Генрих II погиб в результате несчастного случая на турнире. После гибели Генриха II и смерти Франциска II в 1564 Екатерина Медичи с 14-летним королем Карлом IX посетили Салон, где встретились с Нострадамусом. Карл IX сделал Нострадамуса своим личным врачом и астрологом. По преданию, Нострадамус предсказал будущему королю Генриху IV и будущему папе Сиксту V их возвышение.
  Впервые полный текст "Центурий" был опубликован в 1610. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась на французском языке и в переводах.
  Церковная цензура всегда относилась к Нострадамусу с подозрением. Его обвиняли в тайной приверженности Иудаизму (а также кальвинизму). Предсказания Нострадамуса о грядущем отмирании религиозных обрядов - христианских и еврейских - послужили причиной внесения его сочинений в индекс книг, запрещенных католической церковью (1781).
  Некоторые ставят Нострадамуса в ряд с такими евреями-мыслителями, порвавшими с Иудаизмом, как Уриэль Акоста и Бенедикт Спиноза.
  
  ***
  
  11 Орта Гарсия ди (ок. 1500-1568) - португальский марран (тайный еврей), выдающийся врач и фармаколог. Изучал медицину в университетах Саламанки и Алкала де Энарес, затем преподавал в Лисабонском университете. В 1534 отплыл в Португальскую Индию (Гоа). На протяжении своего 30-летнего пребывания там Орта служил врачом португальских вице-королей и знати, а также мусульманского правителя Бурхан ал-Дин Низам ал-Малика. В благодарность за его услуги, а также за некую сумму денег в 1548 вице-король Португальской Индии даровал Орте остров Бомбей.
  Сочинение Орты "Беседы о лечебных травах и лекарствах Индии" (Гоа, 1563) было первым европейским трудом по тропической медицине и новым словом в области фармакологии. Он также дал первое научное описание холеры. Книга была написана по-португальски в форме диалога. Она получила разрешение инквизиции и рекомендацию официального врача вице-короля. Труд Орты нередко рассматривается как одно из главных достижений европейской мысли 16 в., он был переведен на латинский, испанский, французский, итальянский и английский языки.
  Орта долгое время считался христианином, однако из опубликованных в 1934 актов инквизиции следует, что Орта тайно исповедовал иудаизм, в актах упоминается и его сестра, сожженная на аутодафе. Возможно, его отъезд в Португальскую Индию преследовал цель скрыться от инквизиции. Тем не менее, он был посмертно осуждён инквизицией в 1580, его останки были эксгумированы, сожжены, а пепел развеян над Индийским океаном.
  В 1991 и 1992 Португалия выпустила двухцветную монету (200 эскудо) с портретом Орты.
  
  ***
  
  12 Рохас Фернандо де (ок. 1465- 1541) - испанский писатель. Окончив Саламанский университет (бакалавр права), поселился в Талавере. Как адвокат пользовался уважением и одно время замещал городского алькальда. Его имя упоминается в двух протоколах инквизиционного трибунала Толедо: в 1517 Рохас выступил свидетелем защиты на процессе против нового христианина, обвинявшегося в тайном соблюдении обрядов иудаизма. В 1525 на аналогичном процессе "иудействующий" Альваро де Монтальбан просил назначить адвокатом Рохаса, "своего зятя, обращенного еврея", в чем ему было отказано, так как трибунал счел просьбу неуместной и предложил назвать другого адвоката, "стоящего вне подозрений".
  Современные исследователи признали Рохаса автором романа-драмы "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (написана около 1492-97), более известного под названием "Селестина". Это произведение соединило черты различных средневековых жанров и знаменовало переход в Испании к литературе нового времени (подобно "Божественной комедии" Данте в Италии и "Кентерберийским рассказам" Дж. Чосера в Англии). Первое из сохранившихся изданий "Трагикомедии" было анонимным (Бургос, 1499) и содержало 16 действий. Следующее издание (Севилья, 1501) включает письмо сочинителя к другу и акростих, раскрывающий имя автора ("Бакалавр Фернандо де Рохас закончил Комедию о Калисто и Мелибее, а родом происходит из деревни Монтальбан"). В трех изданиях 1502 добавлены еще пять действий, пролог, а также внесены поправки в первоначальный текст. В письме, прологе и акростихе автор сообщает, что нашел в Саламанке произведение неизвестного писателя ("по мнению одних, Хуан де Мена [1411-56], а по словам других, Родриго де Кота [вторая половина 15 в.]" - оба из крещённых евреев), составившее первое действие "Трагикомедии", к которому он сам сочинил еще 15, а затем по просьбе читателей добавил еще пять действий.
  Рохас упоминается как автор этого сочинения в акте инквизиции (1525), в "Географических донесениях" испанских городов королю Филиппу II (вторая половина 16 в.), в "Истории города Талаверы" (середина 17 в.). Почти все исследователи не придают значения указаниям Рохаса на автора первого действия, так как выдержанность замысла, языка и характеров (особенно в первых 16 действиях) дает основания считать "Трагикомедию" созданием одного лица. С 1519 она издавалась под названием "Селестина", хотя полное название было "Селестина, комедия, или Трагикомедия о Калисто и Мелибее, сочиненная в назидание влюбленным безумцам, которые, побежденные неистовым желанием, считают и называют подругу своим божеством. А также написана она в предостережение от обманов сводней и дурных и льстивых слуг". В "Селестине" дидактико-морализаторские тенденции сочетаются с традициями итальянского гуманизма, неоплатоновской философией и ярким реалистическим изображением действительности. Эта сатира на любовь и нравы, сочетающая элементы книжности и риторики с разговорным языком простонародья, богатым непристойностями и едкими диалогами, впервые в испанской литературе сочувственно изображала жизнь городских низов. Имя хитроумной сводни Селестины стало в испанском языке нарицательным.
  Вероятно, автор "Селестины", как новый христианин, имел особые основания скрывать свое имя, а также мистифицировать читателя в прологе, так как сатирические выпады против аристократии и духовенства, соседствующие с не слишком почтительными отзывами о суде "святейшей" инквизиции, могли повлечь за собой весьма серьезные неприятности. "Селестина" пользовалась огромной популярностью: в 16 в. она издавалась более 60 раз, затем была переведена и издавалась на основных европейских языках, а также породила множество подражаний. В 16 в. инквизиция все подражания и продолжения "Селестины" внесла в список запрещенных книг, а в конце 18 в. духовенство добилось запрещения и самого произведения. К "Селестине" восходит не только испанский театр "золотого века" (Лопе де Руэда, Лопе де Вега, Тирсо де Молина), но и плутовской роман. Влияние и значение этого произведения признавали крупнейшие писатели и деятели испанского Возрождения; так, известный филолог-гуманист 16 в. Хуан де Вальдес в "Диалоге о языке" утверждал: "Нет другой такой книги, написанной по-кастильски, где бы язык был более естественным, метким и изящным", а М. Сервантес в одном из вступительных стихотворений к "Дон-Кихоту" назвал "Селестину" "божественной книгой".
  
  ***
  
  13 Сервантес Михаэль Сааведра - знаменитый испанский писатель, автор "Дон-Кихота".
  Его жена, а также мать, вели свой род из семей крещёных евреев.
  Отец был из дворян, но не так давно обнаружили в его родном городе Алькала де Энарес дом их предков, который расположен в центре иудерии, т.е. еврейского квартала...
  Рассказывать о Сервантесе не имеет смысла - он стоит в одном ряду с Шекспиром.
  
  ***
  Да много ещё их было - средневековых евреев, оставивших след в цивилизации - это и римские папы Анаклет II и Александр Борджиа, математик Табари, и окулист Исаак Исраэли, врач и философ Маймонид, поэты Иегуда Галеви, Ибн-Эзра, Иммануил Римский, путешественник Вениамин Тудельский и многие, многие другие...
   К чему я это написал? Да пожалуй к тому, что даже некоторые раввины пишут, что мол евреи в эпоху Возрождения ни чего не дали, кроме врага гуманизма Иоганна Пфефферкорна... На самом деле, не смотря на все ограничения, евреи не только участвовали в создании сказок "1001 ночи", не только занимались переводами и тем спасли античную литературу, но и сами дали много замечательных личностей, без которых, возможно, так и не наступило бы Возрождение...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"