Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Евреи полководцы Средневековья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Евреи полководцы Средневековья

  1) Абу Кариб Ас"ад - царь Химьяра (Йемен), полный титул - "царь Саба' и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине" (390-420). Сын Маликкариба Йуха'мина (378-390). Принял Иудаизм в 391. Вёл успешные войны с Аксумом, пытавшимся восстановить контроль над Химйаром / Йеменом.
  
  
  
  ***
  
  2) Айбат - каган Хазарии, сын военачальника Калги, см.. Заточил в темницу сына предыдущего кагана Кабана Кук-Куяна. Летопись Бахши Имана говорит о браке Айбата с еврейкой из Бухары, в то время как З.А. Львова обратила внимание, что в тенгрианской среде брак знатного хазарина и тем более кагана с иноземкой и иноверкой был бы просто недопустим. Значит, сам Айбат был уже иудеем, а его отец - тем самым евреем-военачальником о котором говорит Кембриджский Аноним. Если военачальник Калга сопоставим с военачальником Кембриджского документа, то его сына Айбата можно идентифицировать с тем безымянным хазарским каганом, который воевал с арабами в первой трети VIII в., так как и у этого кагана, и у Айбата был сын Барджиль (см. ниже). По данным летописи Гази-Барадж, пришедший к власти после смерти Кабана в 690 Айбат погибает от руки освободившегося из темницы сына Кабана Кук-Куяна. А согласно данным арабских источников, гибель сопоставимого с Айбатом безымянного хазарского кагана произошла незадолго до 730/31, следовательно Айбата правил в 690-729-х.
  
  
  
  ***
  
  3) Давид Алрой - вождь мессианского движения в Курдистане. Имеющиеся сведения об этом движении и его зачинателях противоречивы и тенденциозны. Оно началось, по-видимому, среди горских евреев северо-восточного Кавказа до 1121 г., хотя некоторые источники относят его начало ко второй половине 12 в. Движение получило дальнейшее развитие в результате несчастий и гонений, обрушившихся на евреев Курдистана и прилегающих к нему областей в период между 1-м и 2-м крестовыми походами, которые казались многим ударами судьбы, предвещающими пришествие Мессии. Одним из руководителей движения вначале был отец Алрои, Шломо, утверждавший, что является пророком Илией. Молодой Алрои обладал большим личным обаянием, был красив, преуспевал в учебе в иешиве в Багдаде, был знаком с мусульманскими обычаями и еврейским мистицизмом и занимался магией. Вожди движения провозгласили Алрои мессией, возвестив в послании "ко всем евреям, проживающим вблизи и вдали и во всех окружающих странах", что "пришло время, когда Всемогущий соберет весь народ свой Израиль изо всех стран мира в святой город Иерусалим". Мятеж был подавлен.
  
  
  
  ***
  
  4) Баба Раба - глава самаритян. Перевод в середине 4 в. расквартированных в Эрец-Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба; этот период был временем высшего расцвета самаритян, их культуры и культа.
  
  
  
  ***
  
  5) В 788 имам Идрис отложился от Багдадского халифата; евреи Туниса вступили в его армию, образуя отдельный отряд под предводительством Вениамина бен-Иошафата бен-Абиэзера. Скоро евреи отказались помогать ему, потому что им пришлось сражаться со своими единоверцами, остававшимися верными халифату; затем поведение самого Идриса по отношению к союзникам, или вернее к их жёнам, было оскорбительно. Идрис был отравлен.
  
  
  
  ***
  
  6) Дахия аль-Кахина - царица Берберско-иудейского княжества на Севере Африке в период арабских завоеваний.
  
  Ещё во времена Соломона, да и раньше, началось освоение евреями запада Африки и юга Испании. Постепенно эти колонии сплотились вокруг Карфагена.
  
  После гибели Римской империи, на этих территориях вновь появилось 9 еврейских княжеств - Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.
  
  Жестокий правитель княжества Орес (юго-восточный Алжир) влюбился в одну бедную девушку, жившую в одном селении - Дахияаль-Кахину бинт-Табиту. Кахина не хотела его, но тот стал терроризировать её односельчан. В конце концов, доведённые до крайности старейшины села с плачем отправились к Кахине и стали умалять её спасти родную деревню и уступить домогательствам сластолюбивого князя. Дахия уступила, однако в первую же ночь после свадьбы убила мужа, унаследовав его пост.
  
  К моменту арабского вторжения Кахина была уже лидером всех 9 Иудео-берберских княжеств, а когда в одном из первых столкновений с арабами в 694 погиб глава берберов князь Коцилла, все еврейские и берберские княжества признали её царицей объединённого берберского государства - Африканского царства.
  
  В 698 разъярённые арабы направили против Африканского царства большую армию под командованием полководца Окбы ибн Нафи. Кахина сама выбрала место для засады. Перед боем она напутствовала своих воинов: "Львы Африки и Иудеи! Покажите арабам, что вы никогда не дадите исламу поработить себя! Наша любимая Африка останется свободной! Пусть же боевым кличем нашим будет древний призыв зелотов: "Свобода или смерть!"
  
  Войско Окбы попало в засаду, и было наголову разгромлено, его остатки в панике отступали до Туниса, преследуемые летучими отрядами Кахины.
  
  Арабы не успокоились, направив против Африканского царства новую 40-тысячную армию под командованием одного из лучших своих полководцев - Хасана ибн Нумана. По дороге это войско легко разбило византийский гарнизон из Карфагена.
  
  Понимая, что встречаться лицом к лицу с такой силищей чревато разгромом, Кахина уклоняясь от генерального сражения, зашла арабам в тыл и подошла к городу Багия, удерживаемого византийским гарнизоном. Византийцы и христианское население города встретили войско Дахии как союзников, открыли им ворота и впустили в город. Получив сведения о том, что армия Африканского царства нависла над коммуникациями арабов, Хасан был вынужден остановить наступление и повернуть назад, к Багии, однако когда он, разбив осадный лагерь вокруг стен города, был уже уверен, что теперь захват Кахины лишь дело времени, выяснилось, что и берберы, и византийский гарнизон, и все горожане покинули город через подземный ход. Конница Хасана ринулась в погоню за беглецами, но Кахина и это предусмотрела: в каменистом ущелье Вадмини авангард Хасана попал в засаду и был изрядно потрёпан. С большим трудом ему удалось продержаться до подхода главных сил, догнавших свою конницу незадолго до захода Солнца, но тут в спустившейся мгле на измотанных долгим переходом арабов обрушились главные силы еврейской царицы - берберская конница, византийская пехота, вооруженные горожане из Багии.
  
  Арабская армия была наголову разбита и в панике бежала. Африканское царство перешло в контрнаступление, освобождая занятые арабами земли, уничтожая оккупантов. Был освобождён Карфаген, ставший столицей нового государства. Кахину встречали как освободительницу и берберы, и евреи, и христиане. Епископ города Була Регия, встречая Дахию, своими руками устелил цветами землю перед копытами её боевого коня.
  
  Африканское царство начало постепенно стабилизироваться, превращаясь из аморфного конгломерата кочевых и полукочевых племён в чётко структурированную организацию с государственным аппаратом, городами, торговлей, ремёслами. Армия Кахины шла от победы к победе. Хасан ибн Нуман не оставил мысли о покорении Африканского царства. Но теперь он предпочитал не искушать судьбу в прямом столкновении с еврейско-берберскими армиями, а пойти на хитрость. Хасан заявил, что арабы более не лелеют планов завоевания Африканского царства. Он предложил Кахине мир и союз против Вестготского королевства в Испании.
  
  Хасан предложил Кахине соблазнительный план: арабская и берберская армии совместно вторгаются в Испанию и делят её между собой, причём евреям арабской части будут предоставлены полные права или возможность свободно переселиться в Африку. От берберского царства требовалось пропустить 60-тысячную арабскую армию через свою территорию. Царица Кахина согласилась. Вскоре, однако, выяснилось, что арабы не просто проходят через территорию царства, а попросту завоевывают его.
  
  Но и теперь евреи могли бы ещё померяться силами с арабами - если бы не предательство. Молодой арабский аристократ - Халид ибн Иезид эль Кайси, попав в плен к берберам ещё во время 1-й Aрабо-берберской войны, для вида перешёл на их сторону, но втайне продолжал оставаться верным арабскому делу. Он умудрился каким-то образом втереться в доверие к Кахине и регулярно информировал Хасана о планах берберов.
  
  В 703 в районе современного города Эль Джерн берберское и арабское войско встретились в последней отчаянной битве. Незадолго до сражения Халид Эль-Кайси бежал из берберского лагеря и возглавил один из крупнейших отрядов арабской армии. Еврейская королева понимала, что в этой битве она погибнет, тем не менее, Кахина не уклонилась от боя "потому что отдать свою страну захватчикам было бы позором для её народа".
  
  По сведениям арабского историка Ибн Нувайри, евреи и берберы дрались с мужеством отчаяния, и лишь подавляющее превосходство позволило арабам одержать вверх. Дахия эль-Кахина сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства было предложено на выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дахии - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям в случае поражения принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.
  
  
  
  ***
  
  7) Калга - хазарский полководец, возможно каган Хазарии (третья четверть VII в.). Известен из летописи татарского автора Бахши Имана. З.А. Львова считает Калгу иудеем. Калга погиб в битве на реке Алмыш хазар с сыном и наследником кагана Великой Булгарии Поднепровья Куврата Бат-Бояном (правил в 665-668?). О вере Калги летопись не говорит, но сменивший его на престоле каган-тенгрианец Кабан, демонстрируя своё дружеское расположение к Бат-Бояну при заключении с ним мира и союза, подчеркивает их религиозное и языковое единство и благодарит Бат-Бояна за то, что он избавил его от "ненавистного Калги", что возможно свидетельствует об Иудействе Калги и позволяет его сопоставить с тем вошедшим во власть военачальником-евреем, о котором говорит Кембриджский Аноним: "И они (евреи) породнились с жителями (той) страны ... И они всегда выходили вместе с ними на (войну) и стали одним (с ними) народом. Только завета обрезания они держались и (некоторые) из них соблюдали субботу. И не было царя в стране Казар, а того, кто одерживал победы на войне, они ставили над собой военачальником. (И продолжалось это) до того самого дня, как евреи вышли с ними по обыкновению на войну, и один еврей выказал в тот день необычайную силу мечом и обратил в бегство врагов, напавших на хазар. И поставили его люди хазарские, согласно исконному своему обычаю, над собою военачальником. И оставались они в таком положении долгое время, пока не смилостивился господь и не возбудил в сердце (того) военачальника желание принести покаяние, и склонила его (на это) жена его, по имени Серах, и она научила его сделать себе полезное". Понятно и большое горе Кабана в связи с кончиной Бат-Бояна в 690, после чего вскоре умирает и он сам. После его смерти, вероятно к власти приходит сын Калги Айбат, заточивший в темницу сына Кабана Кук-Куяна.
  
  
  
  ***
  
  8) Каула аль-Иахуди (Каулан аль-Яхуди) - арабский полководец, назначенный Тариком на пост военачальника. Он принимал участие в решительной битве с вестготами при Херес-де-ла-Фронтера (711) и занял часть Каталонии. Завоеванные города Кордова и Севилья были вверены надзору евреев, и Севилья благодаря своему значительному еврейскому населению стала известна под именем "города евреев" (villa de judios). Евреи после долгого угнетения под властью вестготских королей начали пользоваться при мавританских халифах полною религиозною свободою. Им даны были все гражданские права, и поголовная подать (dhimmah) была единственным лежавшим на них фискальным бременем. В 718 Каула восстал во главе берберского племени против испанского наместника, деспотичного Альгорра (Аль-Хурр ибн-Абд аль-Рахман), но тот победил и казнил его. В армии Каулана сражались и евреи. Восстание было подавлено, и евреи сильно поплатились за свое участие в нём. Евреи, находившиеся в армии Каулы, были гостеприимно встречены единоверцами в каталонских городах.
  
  
  ***
  
  9) Мар Зутра II (496-520) - эксиларх (лидер еврейской диаспоры) и политический деятель. Сын Гуны, назначенного эксилархом при персидском царе Фирузе.
  
  Между отцом Мар-Зутры и его тестем Мар-Ханиной, главой школы, возник продолжительный и серьёзный по последствиям спор, причём Мар-Ханина отказался подчиниться распоряжениям, исходящим от эксиларха, и за ослушание был соответственно наказан. Будучи унижен и полон злобы, Мар-Ханина однажды ночью пошёл в синагогу, где наполнил целый сосуд горькими слезами, а затем заснул. И ему приснилось, что он находится в кедровом лесу и вырубает все деревья, а когда он дошел до последнего дерева, ему явился царь Давид и запретил уничтожить это последнее дерево. Проснувшись, Мар-Ханина узнал, что погиб весь дом эксиларха и осталась единственная его дочь, которая была беременна и каким-то образом спаслась. Вскоре после этого она родила сына, которому его дед нарек имя Мар Зутра, думая ещё тогда озаботиться его воспитанием и обучением. Во время малолетства Мар Зутры временным эксилархом был его зять Мар Пара или Мар Пада. Этот последний подкупил царя Кобада, чтобы остаться навсегда в своей должности. Но когда Мар Зутр достиг пятнадцатилетнего возраста, он был представлен царю, как законный наследник эксилархата; тогда царь восстановил Мар Зутру в этой должности. Мар Пада восстал против этого, но погиб от мухи, забившейся в его ноздрю. С тех пор на печатях эксилархов красовалось изображение мухи.
  
  В это время вельможа царя Ковада, вавилонянин Маздак вводит коммунизм и захватывает власть. Он низложил Ковада (бежал в 496).
  
  Этим воспользовался Мар Зутра, чтобы отделиться от персов. Мар Зутра агитировал против Персии и учредил организацию с целью противодействовать введению коммунизма, каковая реформа пользовалась благосклонностью персидского царя. Непосредственным поводом к его восстанию, однако, было убийство главы школы Исаака, если принять во внимание отсутствие точных сведений об этом.
  
  Мар Зутра создал еврейское государство (496-529) с резиденцией в вавилонском городе Махузе. Мар Зутра правил как независимый царь, налагая высокие подати на жителей-гоев. Несмотря на его образцовое правление, нравственный уровень народа был тогда очень низок, процветало беззаконие.
  
  7 лет шла война между Мар Зутрой и персидским царевичем Хосроем Ануширваном. Во главе армии, состоявшей всего из 400 воинов-евреев Мар Зутра выступил против персидских сил.
  
  В последующей затем битве между евреями и персидским царем Мар Зутра и его дед Мар-Ханина попали в плен и были обезглавлены, а трупы их распяты на мосту близ Махузы (529).
  
  Маздакитов закапывали заживо. Казнили и Маздака.
  
  Маздакизм проник и в еврейскую среду: "с ними грешили зиндики...и застали их, что пьют не еврейское вино и блудят в домах царских персов".
  
  Когда в 529 Мар-Зутру казнили, местные евреи бежали на Кавказ: "и убежали все из дома Давидова".
  
  
  ***
  
  10) Нехемия бен Хушиэль - еврейский полководец времён нашествия персов на Византию.
  
  В 609 восстали евреи Антиохии. Они убили патриарха и так ослабили городскую оборону, что персы в следующем году захватили город почти без сопротивления.
  
  В 613, при нашествии персов на Сирию, "палестинские" евреи воспользовались этим для восстановления своего царства. В Тире был составлен заговор, согласно которому евреи со всей "Палестины" должны были собраться к Тиру и овладеть этой крепостью, а затем двинуться на завоевание Иерусалима. Тирские евреи уже подготовили подкоп, чрез который их армия должна была внезапно вторгнуться в город. Но заговор был открыт, его виновники схвачены, и когда еврейские войска подошли к городу, их там уже ждали.
  
  В 614 персы и иудеи захватили Иерусалим и другие "палестинские" города, где сжигали монастыри и церкви, не забывая и про прихожан. Во главе евреев стоял полководец Нехемия бен Хушиэль. Шахрабаз создал в Иерусалиме нечто вроде еврейской администрации. Нехемия даже пытался восстановить жертвоприношения. "Угнетённому народу блеснула надежда избавиться от своих гонителей - византийцев - и вернуть родине былую автономию под верховенством Персии".
  
  Олигарх Вениамин Тивериадский дал крупные средства на вооружение еврейских отрядов.
  
  Летописи расходятся в сообщениях об этих крупных событиях. Согласно одному сирийскому источнику, Шарбарз, полководец Хосроя II, овладел в 614 Дамаском, в 615 Галилеей, а в 616 Иерусалимом. Евреи казнили в нём более 90 тысяч недочеловек, отказавшихся принять Иудаизм: "Евреи покупали христианских узников за малые деньги и со злостью убивали их", монах Георгий говорит даже о мириадах христиан, умерщвлённых евреями, что подтверждает и Феофан. Причём запрещалось хоронить трупы убитых. Евреи тогда не щадили оккупантов, мстя им за прошлые унижения и питая надежду заставить персов уступить им Иерусалим.
  
  Скоро, однако, евреи разочаровались в своих союзниках, которые не только не намеревались возвратить им Иерусалим, но обращались с ними, как с побежденными; евреи были обложены налогами, а недовольные высланы в Персию; согласно сирийскому источнику, все евреи Иерусалима и окрестностей были отправлены туда. Дело в том, что персы быстро сообразили, что союз с еврейским меньшинством не окупает враждебности христианского большинства, тем более что последние - сектанты, и всегда относилось к константинопольскому правительству по-сепаратистски. В 617 еврейская администрация Иерусалима была упразднена, а самим евреям вновь запретили селиться в городе. Тогда еврейские патриоты решили присоединиться к византийскому императору армянского происхождения Ираклию, который, справившись с затруднениями в Европе, возобновил войну с персами, обещав евреям амнистию и улучшение гражданского быта в случае перехода на его сторону. Вениамин Тивериадский обвинённый во враждебном отношении к христианам в то время, когда византийский император Ираклий прибыл в Иерусалим на пути в Персию, с которой вёл войну (628), гостеприимно принял Ираклия и позаботился о должном приёме императора и его армии. На упрёк Ираклия о враждебном отношении к христианам Вениамин откровенно воскликнул: "Действительно, христиане - враги моей веры".
  
  
  
  ***
  
  11) Пац, Дуарте де - марран (насильственно крещённый еврей, тайный иудей) из Португалии; умер около 1541. Занимая разные посты на военной службе, он отличился во время африканской войны. Благодаря хлопотам П. папа Климент VII отменил в 1532 буллу 1531, вводившую инквизицию. Таким образом, находясь в тайной переписке с Иоанном III, интересы которого он якобы охранял в качестве дипломата, П. de facto все время работал для марранов, получая от них огромные суммы. Эта двойная игра была раскрыта, и, когда папа издал эдикт 1535, запрещавший применение инквизиции по отношению к марранам, Иоанн III подослал к П. убийц. Панцирь спас его от смерти, но роль П. была закончена. К тому же марраны обвинили его в присвоении 4000 дукатов, и П. стал ярым врагом своих единоверцев. Из Венеции он послал на них донос королю, а папе советовал конфисковать их имущество. Позже П. снова перешел в иудейство. Свою жизнь П. кончил в Турции мусульманином.
  
  
  
  ***
  
  12) Патриций - глава восстания евреев против римлян в IV в., когда, выведенные из терпения полководцем Урсицином (351), они взялись за оружие. Греческие источники называют главу восстания "Patricias", еврейские - Натрона. Последнее имя имеет мессианское значение и не является именем собственным. В самом начале восстания евреям удалось овладеть Сепфорисом (он же Diocaesarea) и окрестными пунктами, которые, однако, Урсицин снова отобрал, причем Лидда, Тивериада и Сепфорис были разрушены
  
  
  
  ***
  
  13)Сабриэль (Булан, Савриил) - знаменитый хазарский полководец, политический и религиозный деятель. В 718 захватил у арабов Дербент. В 721-722 совершил поход на Армению и Азербайджан, одержав ряд крупных побед. Так, в Армении он разбил войско мусульман во главе с Зубайт на-Нахрани.
  
  После этого, он под влиянием своей религиозной жены Серах, решил восстановить еврейскую религию, во многом забытую (до этого хазары ограничивались лишь обрезанием и празднованием Шаббата). Он удалил идолопоклонников и гадателей. Он также ввёл среди хазар изучение "книг закона Моисеева". Вёл диспуты с христианами и мусульманами, из которых вышел победителем.
  
  Провозглашён царём хазар. Заключил мирный договор с аланами. Этот первый хазарский письменный мирный договор, дошедший до нас, был заключен с Аланией Сабриэлем для того, чтоб: "Как бы не возмутились народы против войны нас и не присоединились также к нашим врагам".
  
  
  
  ***
  
  14) Самуил бен-Алваленси - изгнанный из Испании Фердинандом и Изабеллой и переселившийся в североафриканский эмират Фец еврей, в Феце он сделался любимцем правителя Абу-Саида из династии Меринов и возглавлял многотысячные полки кавалерии эмира. В 1536 Харифы (марокканские негры-рабы) восстали против Меринов. Алваленси, соединившись с некоторыми верными правителю алкальдами, снарядил флот и отплыл с 400 человек в Сеуту, которую тогда осаждали повстанцы. Несмотря на численное превосходство врага, который выставил 30 тысяч человек, он причинил им тяжёлые потери и принудил противника снять осаду и возвратиться в Фец. Подобное же мужество выказал он в 1539, поспешив на помощь к Сафи.
  
  
  
  ***
  
  15)Убейдаллах (873-934) - основатель Фатимидского халифата. Еврей, пасынок известного врача, философа и основателя исмаилизма, еврея Абдуллы ибн Маймун ал-Каддаха.
  Родился в Сирии, вступил в исмаилитскую секту. Прибыл в Тунис, объявил себя потомком Фатимы, дочери Магомета, взбунтовал берберов против местного губернатора. 15 января 910 объявил себя Махди и халифом и основал Фатимидский Халифат.
  
  
  
  ***
  
  16) Файзель бен-Давид и Ханина бен-Эфраим - командовали еврейским 17 тысячным корпусом, сформированным королём Кастилии Альфонсом VI. Еврейские воины отличались от остальных солдат короля чёрно-жёлтыми тюрбанами. Кастильский хронист сообщает, что в сражении с войсками мавританского полководца Юсуфа ибн-Тешуфина еврейский корпус дрался с большим героизмом и поле боя было буквально усеяно телами павших воинов в чёрно-жёлтых тюрбанах, что в армии у короля Альфонса VIII Кастильского (1166-1214) было "...много сеньоров из Толедо, богатых и грамотных евреев, которые доблестно, как рыцари, сражались с маврами..." Но ещё до него, кастильский король Альфонс VII назначил Иегуду ибн-Эзру комендантом крепости Калатрава. Альфонс IХ писал папе Клименту VI (25 июля 1342): "Поскольку город Севилья из-за своей обширности нуждается в населении... были приняты многие евреи, а также сарацины, дабы заселить сей город; в евреях же мы нуждаемся более всего, поскольку они много способствуют удовлетворению нужд города и не раз выступали плечём к плечу с христианами на защиту города от сарацин, и не боятся отдать жизнь свою".
  
  
  
  ***
  
  17) Шмуэль ха-Нагид (993, Кордова, - 1055 /или 1056/, Гранада) - поэт, государственный деятель, военачальник, лидер испанского еврейства, галахист и грамматик.
  
  По сообщению Аврахама ибн Дауда (ХII в.), в 1013, когда Кордову захватили берберы, Шмуэль ха-Нагид был вынужден бежать из города, поселился в Малаге и занялся торговлей пряностями. Ибн ал-Ариф, секретарь Абу ал-Аббаса, визиря Гранады, нанял Шмуэля ха-Нагида в качестве составителя деловых писем. Благодоря учёности, безупречного стиля и почерка, визирь рекомендовал халифу Хабусу, берберскому правителю Гранады, принять Шмуэля ха-Нагида на службу. Он был назначен сборщиком налогов, затем (после смерти Ибн ал-Арифа) стал секретарем визиря, его личным помощником, а в 1027 стал визирем, после чего гранадские евреи избрали его своим руководителем, а гаон Хай бен Шрира, глава пумбедитской иешивы, присвоил ему титул нагида. После смерти халифа Хабуса (1038) 2 его сына, Бадис и Булуджин, повели борьбу за престол. Летом 1041 ха-Нагид помог Бадису подавить восстание, поднятое двоюродным братом последнего Ядиром. Тот, в союзе с 2 андалусийскими аристократами, напал на Арагон, они убили градоправителя и захватили множество крепостей в округе. Ха-Нагид встал во главе армии Бадиса и разгромил мятежников в ожесточённом сражении, затем поймал пытавшегося бежать в Кордову Ядира и закованным доставил его ко двору. В благодарность за верность ха-Нагид был назначен главнокомандуюшим королевской армии. Поскольку Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль был фактическим правителем Гранады.
  
  Под его предводительством гренадские войска развернули широкие наступательные операции, направленные на обеспечение халифату доминирующего положения на юге Пиренейского п-ова.
  
  Уже в 1038 он разгромил правителя Альмерии Зугира, хотевшего уничтожить всё испанское еврейство, а в 1039 одержал трудную победу над Исмаилом ибн Аббадой из Севильи, одним из главных соперников Гранады, планировавшего сразу после победы истребление еврейской общины Гранады. 1 элула 1039 Шмуэль разгромил внутреннюю оппозицию против себя. В 1045 Шмуэль предпринял кампанию против Ронды, в 1047 его всадники разрушили до основания город Таскарну (?), в 1049 он воюет против Малаги, в 1-й половине 1050-х вновь неоднократно воевал с Севильей.
  
  С 1052 по 1054 ха-Нагид возглавлял 3 военных похода, на этот раз против севильских и рондских заговорщиков, пытавшихся захватить всю территорию Гранадского Халифата - площадь между Малагой, Рондой, Севильей и Элисаной. Заговорщики заключили союз с французами и разбили гранадскую армию во главе с Шмуэлем, заставив его укрыться в стенах Элисаны, которую осадили. Однако Шмуэль вывел городское ополчение к западу от города и 5 дней выжидал удобного случая, а на 5 ночь неожиданно ударил и разметал всю западную сторону осады, заставив врагов рассеяться в горах и холмах. Затем, развернув армию, он налетел на стоявших с востока французов и Ибн Абу Амара, обратив в бегство и их. Но враги вновь заключили договор с берберами, французами, и с личными врагами ха-Нагида, засев в Севилье и выжидая. Между союзниками начались ссоры, правитель Севильи даже бросил многих из бывших друзей в тюрьмы. Тогда ха-Нагид вошёл в Севилью с сильной армией и подавил бунт. Из более чем 17 лет пребывания Шмуэля в должности главнокомандующего лишь 2 года были мирными.
  
  Арабский историк Ибн Хайан (988-1076) писал о нём: "Этот злодей был одним из наиболее совершенных людей по своим знаниям, мудрости, разумению, сообразительности, верности, смелости, изворотливости, хитрости, умению обогащаться самому и быть щедрым со своими людьми, быть признательным с друзьями и ублажать врагов, смиряя их неприязнь кротостью".
  
  
  
  ***
  
  18) Юдит - царица фалашей.
  
  После крещения Эфиопии, евреи были изгнаны из пределов страны. Изгнанники осели в Сымене, Уогэре, Уолькайте, Ласте, где их стали называть фалесе, т.е. "странники", "скитальцы". Они в своё время прибыли из Иерусалима в Аксум, потом, изгнанные из Аксума, направились в Сымен и Уогэру и в конце концов поселились в Сымене, гористой и труднодоступной области, представлявшей собой естественную крепость. Там постепенно они обжились, даже выбрали себе царя Гедеуона.
  
  Дочерью этого Гедеуона была необыкновенной красоты великая царица Юдит (Эс-тер, Эсато-Гудит, Тердаэ-Габац, Исат, Йеудит), по прозвищу "Асагату" ("пылающий огонь") которая в конце X в. (или, что вероятнее, IX в.) сокрушила Аксумское царство и на 40 лет стала царицей Эфиопии.
  
  Случилось это так: некий христианский владыка из Бугыны (в Ласте) по имени Зэра-Яыкоб, увидев её, воспылал к ней любовью. Он взял её в жёны, не зная того, что она фалаша. Она опутала его любовными чарами, т.ч. он отрёкся от христианства, перешёл в Иудаизм и изменил имя на Сэломон.
  
  Как раз в то время (примерно 2-я четверть Х в.) умер царь Аксума Дэгнажэн, и трон унаследовал его малолетний сын Анбэса-Ыддым. Узнав об этом, Юдит собрала войско из жителей Сымена и Ласты и отправилась на покорение Аксума. Аксумские князья, желая спасти царского потомка, бежали из Тигре в Шоа, а троном завладела прекрасная, но жестокая и ненавидевшая христиан Юдит.
  
  Таким образом, эта царица из Семиена изгнала всех князей царствующего дома (ведущего род от Соломона), исключая одного, который смог укрыться в Шоа. Её кровавое правление, во время которого сжигались церкви и уничтожались аксумские памятники, продолжалось 40 лет. Эту победу фалашей над Аксумом надо видимо связывать с тем, что Арабский халифат лишил его выхода к Красному морю.
  
  В "Истории александрийских патриархов", в письме царя абиссинцев к христианскому царю Нубии, эфиопский правитель просил нубийцев посодействовать в том, чтобы александрийский патриарх прислал быстрее нового абунэ, т.к. царица народа Бени-Хамуйах внезапными набегами опустошает страну, сжигает церкви, преследует христиан и царь не в состоянии один остановить этот пожар, угрожающий полным уничтожением христианской веры.
  
  После смерти Юдит, на трон взошла её дочь - Юдит (Йеудит) II, которая, как и мать, вела непрерывные войны и насильно обращала в Иудаизм побеждённых.
  
  
  
  ***
  
  19) Юлиан Цабр (Юлианус) - вождь восставших самаритян, объявленный ими в 529 в Шхеме царём.
  
  Разгневанные разгромом еврейского государства Химьяр (см. ниже об Юсуфе Зу-Нувасе) в Скифополе самаритяне напали на христиан и спалили часть города. В мае сотни вооруженных самаритян ворвались в Шхем и учинили избиение местных христиан и собственных, сменивших веру, соотечественников. Византийский император Юстиниан (527-65) обвинил в попустительстве архонта Васса и казнил его.
  
  Весной 529 евреи, язычники и манихеи, под руководством Юлиана, объявленного царём, начали, защищаясь, сжигать церкви, резать на куски "священников" (после чего сжигали их вместе с мощами), в т.ч. епископа Саммона, и знать, т.е. главарей антисемитов.
  
  Юлиан разрушил все христианские храмы в захваченных городах.
  
  Устроив в Неаполе (в Сирии) по случаю победы конские ристалища, Юлиан отсёк голову их победителю (он, кстати, победил в соревновании самаритян и евреев), возничему Никию, когда узнал, что тот христианин.
  
  Византийцы и арабы во главе с шейхом Абу-Карибом подавили восстание, убив 20 тысяч людей и столько же поработив; Юлиану не удалось, отступив из Шхема в самарийские горы, истощить противника партизанской войной.
  
  Так об этом говорит Иоанн Малала:
  
  "Архонты Палестины и дукс Феодор Курносый тотчас же сообщили о дерзости тирана василевсу Юстиниану, и устремился дукс против [Юлиана] с большим войском, взяв с собой и филарха Палестины. Самаритянин Юлиан, узнав об этом, бежал из Неаполя. Дукс и его войско преследовали его, и между ними произошла битва. Многих самаритян дукс зарубил и захватил самого самаритянина Юлиана, так как Бог отвернулся от него. Отрубив ему голову, он [дукс] послал её вместе с диадемой Василеву Юстиниану. Вскоре после того, как василевсу стало известно о тирании самаритян и несчастном Юлиане, пришло в Константинополь сообщение архонтов и [посланная василевсу] голова тирана. Пало же со стороны самаритян двадцать тысяч. Некоторые [самаритяне] бежали на гору по имени Арпаридза, другие в Трахон, на так называемую железную гору. Филарх, сарацин римлян, захватил из них в качестве добычи двадцать тысяч юношей и девушек, которых продал в персидских и индийских областях.
  
  Василевс, узнав, что многие поместья Палестины самаритяне сожгли сразу ж после захвата власти, разгневался на дукса Палестины, поскольку он не выступил против них, как только услышал, что они собираются, и не разогнал их до того, пока они устремились в деревни и город. Сместив без почестей этого дукса, он приказал для безопасности держать его под стражей. Вместо него [василевс] послал дукса Иринея, антиохийца. Тот, устремившись против находящихся в горах самаритян, жестоко им отомстил, убив многих".
  
  Однако уже в 555 восстание повторилось в Кесари "Палестинской", где самаритяне и евреи, образовав одну партию, напали на христиан этого города и многих из них убили, а церкви разрушили. Когда архонт этого города выступил на помощь христианам, самаритяне пришли и убили его в претории, а всё его имущество разграбили. Жена этого архонта Стефана, придя в Константинополь, обратилась к самому василевсу. Василевс, услышав о том, что совершили самаритяне, и, разгневавшись, приказал бывшему тогда архонтом Востока Амантию расследовать случившееся, в т.ч. и убийство того Стефана. Получив царский указ, Амантий отправился в Кесарию. Разыскав совершивших убийство и проведя следствие, он одних распял, других обезглавил, у третьих отрезал правую руку, а у некоторых конфисковал имущество. "И был страх великий во всех восточных провинциях".
  
  
  
  
  ***
  
  20) Юстус (Юстас) - вождь самаритян, провозглашённый ими в 484 царём.
  
  Во время правления непопулярного императора Зенона (474-91) произошёл очередной конфликт между римской / византийской властью и самаритянами. Руководители восстания не испытывали нехватки мужества и отваги. Во главе мятежников стояли лидеры разбойничьих банд, орудовавших в Самарии, и один из них, по кличке Волк, стал вождём наспех сколоченного войска. Позднее, провозгласив себя царем самаритян, он присвоил себе римское имя Юстас.
  
  Зенон был бешенным антисемитом. Знаменательны слова императора, когда он узнал о том, что в Антиохии папами дрессированная партия цирковых фанатов "Зелёных" подожгла синагогу, избила многих евреев и бросила их трупы в огонь: "Их следовало бросить в костёр живыми".
  
  При нём и восстали самаритяне во главе с Юстусом. Самаритяне укрепились на горе Гризим (484) которую считают священным местом, т.к. именно здесь, по их преданиям, произошло жертвоприношение Исаака, и находился их храм; - затем захватили сирийский Неаполь и Кесарию, не зная пощады оккупантам.
  
  Вообще поначалу самаритяне без труда сломили сопротивление немногочисленного византийского гарнизона в Шхеме и захватили город. Юстaс объявил себя царём и приступил к гражданским делам. Он создал самаритянскую администрацию, разделил свое государство на провинции и организовал своего рода налоговое управление. Он также вступил в Кесарию и разрушил местную церковь. Торжества в Кесарии завершились скачками на ипподроме и кровавой оргией, во время которой были убиты десятки местных христиан.
  Но те, всё же, подавили мятеж (486), после чего конфисковали имущество самаритян, а на горе Гризим выстроили церковь Девы Марии: легионы, размещенные в Иудее и Сирии, соединились в Самарии, окружили и без особого труда разгромили нерегулярные формирования самаритян. Юстус был схвачен и казнён, а голова его отправлена в Константинополь как вещественное доказательство успеха наместника "Палестины". Персидский шах не помог восставшим.
  
  Однако, уже при наследнике Зенона Анастасе толпа самаритян, руководимая женщиной, вновь собралась и перебила всех сторожей церкви Девы Марии на горе Гризим. Но и это восстание было подавлено.
  
  
  
  ***
  
  21) Юсуф Зу-Нувас - царь Химьяра / Йемена (ок. 517-25), имел титул "Царя Саба, Зу-Райдина, Хадрамаута, Яманата и прочих арабов".
  
  В ответ на византийский антисемитизм, Юсуф ограбил и казнил византийских купцов, ведь в "в римских странах угнетают евреев".
  
  Часто говорят, что Юсуф был первым иудеем на химьярском престоле, что он только еврей по матери, пленницы из Нисибины, а власть захватил убив наследника, христианина Маадикариба. Но масса данных, содержащаяся у Табари, Масуди, Абу-Али ибн-Мисхавея, Абульфеды, Ибн-Халдуна, Иоанна Сирийского, Антиоха Иоанна Малалы (ed. de Bonn, 433), Каллиста, в послании епископа Симеона Бет-Армамского к аббату Симеону Габульскому (Assem., Bibl. Orient., I, 364), Прокопия (De bello persico, I, 20) и в легендарных сборниках (арабск. "Kitab al-Aghani" и сказание христианских мучеников) противоречит этому. Так, об одном из химьяритских царей сообщается, что он внял "увещаниям 2 иудейских священников-хабров..." и "устроил... суд между жрецами-язычниками и хабрами"; или: "прибыв вместе с хабрами в Йемен, Асад решил сделать иудаизм официальной религией страны. Это вызвало недовольство химьяритов; ...они убили его". В таких иудео-химьярских надписях впервые на арабской территории встречается идея священной войны против неверных, ради распространения истинной веры.
  
  Подтверждают Иудейство в Йемене сабейские и химьяритские надписи, принадлежащие к серии монотеистических надписей, например из Катабана, высеченная на скале близ Низаба, сообщающую о больших работах, произведенных авторами надписи, и завершённую указанием на помощь "милостивого господина неба и земли" (строка II). Слова, несомненно, принадлежащие монотеисту, как и надпись, упоминающая "милосердного" (Rahman). Другой пример: постройка, возведенная Абдкулалом "с помощью милостивого" (строка 3-ья надписи Љ 153), отмечена надписью, датированной 573 г. по эре химьяритов (458 г. н.э.).
  
  Одним из первых иудеев на химйаритском престоле был Йасир Йохнаам (ум. в 275), перешедший в Иудаизм в 270. Тогда же он двинул свои войска на эфиопское Аксумское царство и закрепился на время в восточной Африке. За мужество и силу этот царь получил у йеменцев прозвище Зул-Карнайн (Двурогий, как величали Александра Македонского).
  
  Известно, что обратился в Иудаизм Абу Кариб Асад (Абукариб Асад), царь Химьяра (385-420), сын Маликариб Йухамина. Абу Карибу удалось расширить границы царства, он носил титул "царя Саба и зу-Райдина и Хадрамаута и Йаманата и их арабов в горах и на равнине". Ему подчинялись и многочисленные бедуинские племена, обитавшие на обширных территориях Центральной Аравии.
  
  Сын Абу Кариба Асада, - Хасан ибн Асад, родственник Йасира Двурогого, также принял Иудаизм, а жена Хасана была либо еврейкой, либо прошедшей гиюр, если судить по её имени - Балкис Макада: царица Савская соответственно в общееврейской и фалашской традициях. Йеменцы верят, что с концом правления Хасана пришёл конец и знаменитой Марибской плотины, после чего плодороднейшие земли страны превратились в пустыню.
  
  В таблице царей Химьяра у Абу-л-фиды Юсуф Зу-Нувас занимает 8 место после царя Харита ибн Амру, середина V в., который царствовал в качестве племянника своего предшественника, "сына сестры", "и обратился в иудейство Харит". Обращение Харита не прошло безболезненно для государства химьяритов. После царствования его преемника Морсида ибн Келали "разделилось после него царство Химьяр".
  
  
  Убив развратного узурпатора Каниу Януфа Ду-Шанатира, Юсуф (правельнее Йусуф) стал успешно пропагандировать Иудаизм в Йемене. Приостановив византийскую торговлю с Индией и Ираном, он спровоцировал войну с языческим царём Айдугом. Византийский император Юстин I (518-27) и александрийский патриарх Тимофей стали подстрекать христианскую Абиссинию к интервенции против "гнусного и незаконного еврея". В 523-25 Византия предоставила корабли для транспортировки абиссинских войск в Южную Аравию.
  
  Юсуф Зу-Нувас направляет послов к Мундару в Хирту, настаивая на том, чтобы он уничтожил христиан в своём государстве. Юсуф обещал ему за гонение дать "вёс 3 тысяч динаров".
  
  В 517 царь Аксума (Эфиопии) Элла Асбаха, под смехотворным предлгом защиты аравийских христиан, высадил свои воиска в Мухване. Юсуф воспользовался нехваткой продовольствия у врагов и осадил переметнувшиеся к ним города Зафар и Наджран.
  Сброд горе-крестоносцев заперся в крепости Зафар. Юсуф осадил город, и предложил эфиопам покинуть его, обещав отпустить их на родину, поклявшись "Адонаем, небесным сводом и Торой". Глупые захватчики вышли и были перебиты непримиримым борцом за еврейское дело: некоторых он приказал зарезать, других сжёг в церкви, на месте которой была выстроена синагога. Взяв Зафар он перебил всех кого мог и разослал приказ христианам принимать Иудаизм. В 518 Юсуф захватил города Награн и Мухван, отправив местных христиан к Иисусу, в т.ч., главу города Харита (Аретаса) ибн-Калеба. Всю страну он очищал от церквей и христиан-мракобесов. Епископ и весь церковный клир были казнены. Тем, кто не принимал истинной веры, царь-праведник лично ломал кости и отрубал конечности, после чего неверных придавали закланию, ведь искоренение нечестивых во всякое время приятно Господу.
  
  В надписи одного из полководцев Юсуфа, Шарахила, сообщается, что царские войска перебили в приморском городе Мухване всех жителей и сожгли церковь. Всего, как свидетельствуют надписи этой поры, было убито более 13 тысяч христиан.
  
  Сохранилось послание о победе над химьяритами, оправленное союзнику Зу-Нуваса, царю соседнего арабского государства: "...я воцарился над всей землей химьяритов... Я убил 280 священников, которых нашёл... и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем... я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне своё золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжёг их, а также церковь, священников и всех, кого нашёл укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста, но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него... и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жён, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жёны знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жёны того, кто собирался быть там царём. Мы... убеждали её, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит всё, что имеет, если станет иудейкой... я всяческими хитростями убеждал её отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек, а не Бог, но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили... Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и её дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у неё голова". Свидетель этих событий химьяритский христианин сообщил, что в Негране "были убиты 340 знатных", отказавшихся перейти в Иудаизм. Ибн Исхак пишет: "Ду Нувас пошёл против них с его армиями и потребовал принять Иудаизм, давая им выбор между религией и смертью: они выбрали смерть. Он вырыл траншеи для них; некоторые погибли в огне, некоторых убивали мечом, пока он не уничтожил почти 20 тысяч". Также сообщают, что Юсуф требует, чтобы к нему привели "жён этих бунтовщиков", его полководец Зу Язан привёл к нему 177 пленных женщин.
  
  Казнью руководил его полководец Зу Язан. Преследования христиан прокатились и по другим городам Йемена: Хадрамауту, Марибу, Хаджарену. Некий Аумейах отправился от их имени с просьбой о помощи в Абиссинию, а затем и в Византию.
   Событие в Награне вызвало олигофреническую жажду мести у христиан. Император Юстиниан побудил царя Эфиопии Эласбау отправиться войной против еврейского царя. 18 мая 524, в "праздник" Троицы, эфиопы - 17 тысяч воинов и 70 кораблей - вновь вторглись в Йемен. Негров поддержала восставшая йеменская знать, возглавляемая йазанийским кайлой Сумайфом Ашвой. Византия предоставила эфиопам флот. Юсуф попытался уничтожить десант, бой разгорелся ещё в море (христиане говорили, что часть их кораблей якобы потерпела крушение в пути) и закончился на суше. Высадка происходила в 2-х местах, причём когда основные силы пересаживались в лодки конные химьяриты во главе с Зу Нувасом попытались высадке помешать, но Юсуфа предали подданные неевреи, он был разбит и погиб в бою (якобы покончив с собой, бросившись со скалы в море). Город Зафар с царицей и казной достался антисемитам. Кровожадные эфиопы зверски истребили евреев Южной Аравии и разрушили синагоги.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"