1) Становление исмаилизма, участие в нём евреев и приход Фатимидов к власти.
2) История государства Фатимидов.
3) Флот Фатимидов.
4) Культура Фатимидского государства.
5) Евреи в государстве Фатимидов.
6) Евреи на государственной службе и в культуре Фатимидского халифата.
7) Армяне на службе Фатимидов.
***
Халифат Фатимидов (910-1171; 297-567 гг. хиджры) - средневековое шиитское исмаилитское государство с центром в Каире (с 972), Египет. В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, "Палестины" и Сирии. Откололось от халифата Аббасидов в результате мятежа в Тунисе, лидер которого Убейдаллах утверждал, что является потомком Фатимы. Низложено Саладином в 1169.
***
I. Становление исмаилизма, участие в нём евреев, и приход Фатимидов к власти:
Убейдулла (Убайдулла) аль-Махди (Убейдаллах; Убайд-Аллах аль-Махди), основатель династии Фатимидов (909), был евреем.
Идеология построенного им государства основана на исмаилизме, отделившейся от шиизма сексте.
Основателем собственно шиитской секты является еврей Абдалла ибн-Саба, родом из Йемена, живший при халифе Османе (646-656) в Медине и принявший ислам. Он считается первым шиитом (ши`а `Али - "партия `Али"), выдвинув идею, что Али ибн Аби Талиб (ум. в 661), двоюродный брат и зять пророка Магомета, на самом деле не умер. Он назвал Али божественным, за что был сожжён.
Самая известная из шиитских сект - исмаилиты - возникла в VIII в. В ее основе лежало учение об "инкарнации" (хулул) - "воплощении Божества в человеке", общее для экстремистских сект, которые обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов. Однако исмаилизм впитал в себя более древнее учение нежели шиизм и вообще ислам. По существу, он являлся гностическим учением близким к манихейству.
Мани (216-273/276) - основатель манихейства, синкретической религии, составленной из вавилонcко-халдейс., Иудейских, христианских, гностических представлений, буддизма, зороастризм и пр., был не перс, как "думают" в России, а вавилонян (так он себя называл). Впрочем, мать его носила еврейское имя Мария, и была родом из княжеского рода Камсараканов известного в истории Армении. Мани даже с персидским царём говорил через переводчика - такой он был "перс". Его родители были из Иудействующей секты элкасаитов. Манихейство характеризуется как враждебная материи религия, по которой материальный мир греховен, и является тьмой, пленившей свет.
Такое своеобразное мировоззрение, по которому всё материальное является воплощением зла, повлияло на движение Маздака (тоже родом из Вавилонии), пытавшегося ввести коммунизм в Иране, в чём принимали участие и евреи. Также маздакиты и евреи во главе с Хурзадом восстали против арабов и пытались ввести в Хорезме коммунизм. Однако движения эти были подавлены, а евреи бежали в Хазарию.
Непосредственно основателем исмаилитской секты является некий Абдула ибн Маймун аль-Каддах (ум. в 874-875), отец которого Дисан, по сообщениям мусульманских историков, был евреем. Абдула ибн Маймун был врачом-окулистом, родом из Мидии (почему его часто не правильно называют персом; реже его не верно считают еретиком-христианином). Ибн Маймун принял ислам и стал принимать участия в разных религиозных движениях.
Чтобы объявить собственных наследников потомками Али ибн Аби Талиба, он назвал своих потомков именами, которые носили потомки Исмаила ибн Мухаммада (потомок имама Джафара ас-Садика, потомка Магомета) - сына Абдуллой, а его сына - Ахмадом. Это привело к тому, что потомков Абдулы ибн Маймуна стали принимать за потомков Исмаила ибн Мухаммада.
После смерти Абдулы ибн Маймуна, его сын Абдулла продолжил пропаганду исмаилизма. В северной Африке активным распространителем исмаилизма был тот самый Убейдулла, основатель династии Фатимидов.
По одному преданию, Убейдулла был сыном еврейки или же евреем, коим был заменен действительный наследник. По другой версии он - потомок еврея Абдуллы ибн Маймуна. Сам себя Убейдулла выдавал за сына аль-Хусейна ибн Али, потомка всё того же Али ибн Аби Талиба.
Но на самом деле аль-Хусейн ибн Али, действительно потомок Али ибн Аби Талиба, не был ему отцом - ему просто была подарена в Салямии красивая вдова кузнеца-еврея. Он женился на ней. Но у неё уже был сын от покойного мужа еврея - Убейдулла. Сами же идеологи исмаилизма, например Абуль Касим аль-Алави, признают, что аль-Хусейн, которому Аллах не дал родных детей, сделал красивого сына кузнеца-еврея Убейдуллу своим преемником и передал ему план дальнейших действий, информацию о местонахождении сторонников, пароли и шифры. Он также женил Убейдуллу на дочери своего дяди Абу ас-Салаглана и завещал приближённым почитать его.
Ибн Даварди пишет об Убейдулле:
"А что касается многих учёных шиитских тарифов 6 из египтян и сирийцев, то они говорят: и они [Фатимиды] совершили в этом [деле] обман, ибо этот Убайдаллах был иудей из жителей Саламии. И был он кузнец по имени Саид, а когда появился в Магрибе, то назвался Убайдаллахом и утверждал, что он Алид, Фатимид, - а провозглашенная им родословная не была истинной, - а затем назвался ал-Махди.
А был он мерзким еретиком, врагом ислама, прикидывающимся шиитом, стремящимся к устранению мусульманской общины. И доказательство этого - убийство им факихов, и улемов, и имамов, и изучающих хадисы, и праведников; он убил большое число их".
Абдулла ибн Маймун, ставший главной фигурой движения, послал своего сына Ахмада в город Талеган (в Хорасане), где тот связался с местными сторонниками секты. Ахмад объявил там о смерти своего сына Хусайна.
Однако спустя некоторое время в рядах исмаилитских проповедников появился Хусайн аль-Ахвази, которого историки отождествляют с мнимо умершим потомком Абдуллы ибн Маймуна - Хусайном ибн Ахмадом ибн Абдуллой.
Хусайн аль-Ахвази говорил, что был посланцем Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила (сходство имён Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Мухаммада ибн Исмаила и Хусайна ибн Ахмада ибн Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха стало причиной путаницы и причисления потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха к семейству пророка Магомета).
Хусайн аль-Ахвази стал активным пропагандистом исмаилизма на юге Ирака.
По пути в Салямию Хусайн аль-Ахвази встретился с Хамданом ибн аль-Ашазом, известным как Кармат ("уродливый"), завоевал его симпатии и проводил его до его селения. Кармат имел широкие связи во враждебной Аббасидам среде. Таким образом, антиаббасидское движение расширилось и приобрело религиозную окраску, а сам Кармат стал идеологом нового течения.
Кармат, по сведениям мусульманских историков (см., например, А. Али-Заде "Хроника мусульманских государств"), был родом из евреев Наджрана!
Кармат стал проводить учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (касавшийся и жён), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания - излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь мусульман.
Хусайн аль-Ахвази был знаком с лидером восставших зинджей (негров) и пытался уговорить его объединить усилия, но тот отказался. После подавления мятежа зинджей (усмирил их арабский полководец хазарского происхождения Исхак ибн Кундаджик), Хусайн аль-Ахвази развернул пропаганду на юге Ирака. К его сторонникам примкнули оставшиеся в живых участники восстания зинджей. Он отменил для них намаз, пост, объявил дозволенным убийства тех, кто не разделяет их взглядов. Своих сторонников Хусайн аль-Ахвази разделил на несколько групп и поручил руководство ими 12 своим заместителям, в их числе и Кармату.
После смерти Хусайна аль-Ахвази, Кармат занял его место. Он создал базу возле Куфы, и стал рассылать по халифату своих сторонников, в т.ч. своего шурина Абдана. Другим лидером карматов был перс Зикравайх ибн Микравайх, в тайне исповедующий зороастризм. В 289 г.х. восстание карматов возглавил Абуль Фавариз.
Поначалу карматы неукоснительно соблюдали инструкции из Салямии, однако когда на одной из встреч Кармату явно объяснили, что исмаилитская пропаганда ведётся не в пользу потомков Али ибн Аби Талиба, а в пользу потомков Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха, тот порвал все связи с Салямией.
Тогда в Куфу из Талегана приехал Ахмад ибн Абдулла, потомок Абдуллы ибн Маймуна, встретился с главным теоретиком карматов Абданом и выразил недовольство отходом карматов от исмаилизма, но Абдан выгнал его из Куфы. Ахмад ибн Абдулла встретился тогда с Зикравайхом, с которым составил план действий против Абдана. Но сторонники последнего взялись за оружие, и Ахмаду с Зикравайхом пришлось бежать.
Карматы отошли т.о. от исмаилитов. В коммунистическом государстве карматов преобладали свободные земледельцы и ремесленники; они не платили налогов. Государство владело 30 тыс. рабов (работали на полях, в садах, на ремонте мельниц и др.). Карматам многого удалось добиться - они прославились резнёй мусульман, насилиями женщин, и захваченным камнем Каабы (930, возвращён обратно под давлением Фатимидов)...
Убейдулла объявился в Магрибе где внушил берберам, что он Махди и потомок пророка. Его сторонникам удалось поднять восстание и уничтожить государство Аглабидов.
По поводу поддержки берберами Убейдуллы имеет наверное значение указать, что до прихода ислама, некоторые берберские племена исповедовали Иудаизм, и даже во главе с еврейкой Дахией Кахиной они упорно воевали с арабами против ислама. Но проиграли.
Убейдулла стал первым халифом Фатимидов.
Тогда же в Багдаде действовал другой сын Абдуллы ибн Маймуна аль-Каддаха - Абу ас-Салаглаг. Он был ответственным за пропаганду в Йемене и в некоторых других районах. Именно от него получали указания многие проповедники исмаилизма.
Фатимиды несомненно сыграли на том, что с одной стороны многие насильственно обращённые в ислам народы в тайне ненавидели арабов и их религию, тайно оставаясь зороастрйцами, сабейцам и т.д. С другой стороны жёсткая система ислама не устраивала определённую часть интеллектуалов, вроде Насир-и-Хосрова, - поэта, весело жившего более 40 лет, но в 1045 отправившегося странствовать к святым местам; и обнаружившего во время своего 7-летнего путешествия, что почти нигде в Иране нет ни благосостояния, ни порядка, ни суда, что, укрепило его в пессимизме (см. его "Сефер-наме"). Ок. 1050 появилась его Ровшенаи-наме (Книга просветления) - наставительная поэма с мистическими тенденциями, в стихотворной форме месневи: после 1052 Насир стал исмаилитом. Ему пришлось бежать от суннитов в Афганистан, где он умер в 1088. Мыслитель считал, что "если убивать змей для нас обязательно, то убивать неверных для нас обязательно по приказу Бога Всевышнего, неверный более змия, чем змия".
Приведём список халифов Фатимидов:
1) Убейдаллах 873-934 (правил 297-322 гг. хиджры)
2) Каим (аль-Каим Биамруллах) 934-946 (322-334 гг. хиджры)
3) ал-Мансур биллах Абу Захир Исмаил ибн Мухаммад р.914, 946-953 (334-341 гг. х.)
4) ал-Муизз Лидиниллах Абу Тамим Маадд ибн Исмаил р.931, 953-975 (341-365 гг.х.)
5) ал-Азиз Биллах Абу Мансур Низар ибн Маадд 975-996 (365-386 гг. хиджры)
6) ал-Хаким Биамриллах Абу Али Мансур ибн Низар р.985, 996-1021 (386-411 гг.х.)
7) аз-Захир биллах Абу-л-Хасан Али ибн Мансур (аз-Захир Лиизази Диниллах) р.1005, 1021-1036 (411-427 гг. хиджры)
8) ал-Мустансир Биллах Абу Тамим Маадд ибн Али р.1029, 1036-1094 (427-487 гг.х.)
10) ал-Мустали Биллах Абу-л-Касим Ахмад ибн Маадд 1094-1101 (487-495 гг.х.)
11) ал-Амир Биахкамиллах Абу Али Мансур ибн Ахмад 1101-1130 (495-524 гг.х.)
12) ал-Хафиз лидиниллах Абу-л-Маймун Абд ал-Маджид ибн Мухаммад 1130-1149 (524-544 гг. хиджры)
13) аз-Зафир биамриллах Абу Мансур Исмаил ибн Абд ал-Маджид 1149-1154 (544-549 гг. хиджры)
14) ал-Фаиз Абу-л-Касим Иса ибн Исмаил 1154-1160 (549-555 гг. хиджры)
15) ал-Адид лидиниллах Абу Мухаммад АбдАллах ибн Йусуф 1160-1171(555-567 гг. х.)
***
II. История государства Фатимидов:
Убейдулла объявил себя ожидаемым Миссией. Он обосновался в Раккаде, близ Карйруана (Тунис). В 304 году хиджры он основал в Ифрикии город Аль-Махдия, куда перенёс свою столицу. Он правил до 322 года хиджры, затем халифом стал его сын Низар Абуль Касим аль-Каим.
В 323 году хиджры Фатимиды напали на Корсику где захватили несколько населенных пунктов. На Сицилии жители взбунтовались против наместника Фатимидов, но халиф аль-Каим подавил их восстание.
В Триполи против Фатимидов выступили хариджиты-ибадиты. аль-Каим послал туда флот и, окружив город со всех сторон, воспрепятствовал подвозу необходимых товаров. Жители Триполи вынуждены были выплатить ему большую сумму денег и выдать на расправу зачинщиков мятежа - их доставили в Раккаду и в 330 году хиджры казнили.
С 316 г.х. ибадиты под начальством Абу Йазида Мухаллада ибн Кийада вели борьбу с Фатимидами в горах Атласа (северо-запад Африки). В 325 г.х. к ним присоединились не только все племена хариджитов-ибадитов, но и суннит, протестовавшие против искажения Фатимидами основ ислама. Аль-Каим приказал своему наместнику арестовать Абу Йазида, но тот сам попал в плен к ибадитам. Тогда аль-Каим выступил против восставших с большой армией и окружил их, но Абу Йазиду удалось при поддержке местных племён выйти из окружения и нанести войскам Фатимидов поражение. После этого восставшие ушли в Раккаду, а в 333 г.х. - в Кайруан. Затем Абу Йазид двинулся на аль-Махдию. Аль-Каим велел вырыть вокруг города ров (в этом ему помогли племена Кутама и Синхаджа) и занял оборону. В сражении между Аль-Каимом и Абу Йазидом победил последний, но Фатимидам удалось собрать новую армию.
В 334 г.х. аль-Каим умер, предав власть своему сыну аль-Мансуру Абу Тахиру Исмаилу. Он был зиндиком (гностиком) - не стеснялся хулить Божьих Пророков; по улицам городов при нём ходили специально подосланные им люди кричавшие: "О люди! Пусть будет проклята пещера и тот, кто в ней находился!", оскорблявшие тем самым первого праведного халифа Абу Бакра, вместе с пророком Магометом скрывавшегося в пещере от преследователей во время переселения в Медину. Аль-Мансур казнил много мусульманских учёных. При нём фатимидский наместник Сицилии Хасан ибн Али разгромил византийскую армию. В 341 г.х. Аль-Мансур умер, и его место занял его сын Маад (аль-Муизз Лидиниллах).
Аль-Муиззу удалось привлечь на свою сторону Абу Йакуба ас-Сиджистани, в результате значительное число приверженцев которого в Хорасане, Систане и центральной Азии выразили преданность Фатимидам. В 958 (347 г.х.) усилиями фатимидского даи был обращён в исмаилизм правитель Синда.
В 357 г.х. престиж династии Ихшидидов в Египте начал стремительно падать, возникла смута. К аль-Муиззу Лидиниллаху прибыла делегация с просьбой прислать войска и взять власть в свои руки; но Египет попытались захватить и карматы. аль-Муизз послал туда 100 000-ю армию с Джаухаром Сицилийским (Джаухар ас-Сикилли) во главе, и тот подавил почти все очаги сопротивления в Египте. Он же основал город Каир (по-арабски - ал-Кахира, "победоносная") и построил там дворец фатимидских монархов.
Джаухар Сицилийский был сначала освобождённым Фатимидами рабом из восточной Европы. Его считают славянином, но из-за смешения терминов "славянин" и "сакалиба" (раб из восточной Европы). Я считаю его хазарином, так как Джаухар дружил с тюрками (и опирался на их поддержку), и следовательно знал их язык. Фатимиды же, евреи по происхождению, могли возвысить бывшего раба из-за его хазарского происхождения (так как они наверняка должны были знать, что хазары исповедуют еврейскую религию).
После установления в Египте власти Фатимидов в Каире началось строительство знаменитого университета Аль-Азхар. В религиозной политике аль-Муизз продолжал антисуннитскую политику.
Фатимидская армия вошла в Дамаск, наместником которого был назначен Джафар ибн Фалах. Фатимиды совершили множество злодеяний, убили много мирных жителей, так что отчаявшееся население обратилось за помощью к карматам, считая тех более гуманными! После покорения Дамаска фатимидская армия двинулась на Табарию (город в "Палестине" на берегу Тивириадского озера), где сместила ихшидидского наместника Фатиха и где также совершила много преступлений. Тоже произошло и в Рамле.
Когда Джаухар Сицилийский известил аль-Муизза об своих успехах, тот покинул свою резиденцию в аль-Мансурии (возле Кайруана) и отправился на Сардинию, затем Сицилию, и наконец приехал в Каир (в рамадане 362 г.х. / 973), ставший новой столицей. Своим наместником в Магрибе он назначил Йусуфа Булуггина ибн Зири ибн Мунада, но тот в 362 г.х. объявил о своей независимости создав в Тунисе государство Зиридов. Эти потери понизили авторитет Джаухара Сицилийского, но тот благодаря поддержке тюрков и угрозы со стороны карматов вновь стал командующим армией.
Продолжились войны с хариджитами-ибадитами: после того как Абу Йазид не сумел взять аль-Махдию, его сторонники пали духом и распались на мелкие группы, что привело к поражению Абу Йазида в 335 г.х. В 336 г.х. он умер в плену. Сопротивление возглавил его сын аль-Фадл, но и он потерпел поражение от фатимидского халифа аль-Мансура и погиб. Затем восстал Айюб ибн Абу Йазид, но и он был разбит и погиб.
Против Фатимидов сражались и хариджиты-суфриты во главе с Мухаммадом ибн аль-Фатхом ибн Маймуном (аш-Шакир Лиллах). Чтобы привлечь суннитов он объявил о верности Аббасидам. Фатимиды попытались разжечь среди восставших межплеменной раздор, но не удачно. Тогда Джаухар Сицилийский выступил против них. Карательные операции около Сиджильмасы продолжались 3 месяца, город был взят, аш-Шакир Лиллах был захвачен в плен (умер в тюрьме в 354 г.х.). Джаухар Сицилийский оставил в Сиджильмасе своего наместника и вернулся в аль-Мансурию. В это время вновь взбунтовались суфриты, убившие наместника Джафара. Они избрали своим лидиром сына аш-Шакир Лиллаха - аль-Мунтазира Лидиниллаха, но тот признал власть над собой Фатимидов. В 352 г.х. брат аль-Мунтазира Абу Мухаммад убил аль-Мунтазира и отделился от Фатимидов.
В 353 г.х. франки и византийцы собрали 100 000-ю армию и попытались захватить Сицилию, но были разбиты и попытались эвакуироваться с о-ва, но мусульманский флот стал преследовать отступавших, потопил часть вражеских кораблей и захватил в плен солдат противника. Мусульман возглавлял Джаухар Сицилийский?
Аль-Муизз в 365 г.х. умер, и к власти пришёл его сын Низар (аль-Азиз Биллах). При нём границы страны значительно расширились, - он овладел Сирией, в 365 г.х. захватил Мекку, в 382 захватил Мосул. Пятничные проповеди с именем Фатимидов стали читать даже в Мекке и Медине.
Правителем африканских владений, формально принадлежавших Фатимидам, оставался Йусуф Булуггин. Его сын аль-Мансур, сменивший его, в 377 разбил племя Кутама, восставшее против фатимидского халифа аль-Азиза.
В это время франки вторглись на Сицилию, и в 377 г.х. разбили и убили её наместника Абуль Касима ибн аль-Хусайна ибн Али ибн Абуль Хусайна, но сын предыдущего Джабир восстал во главе мусульман о-ва и разгромил франков.
Аль-Азиз был женат на христианке и его визирем был христианин Иса ибн Несториус.
В 386 г.х. аль-Азиз умер. Трон занял его малолетний сын Абу Али Мансур (аль-Хаким, правил в 996-1021 / 386-411 гг. хиджры), и пока он был ребёнком, государственные дела вёл Абуль Футух Бурджаван, приближённый аль-Азиза.
Хаким провёл реформы, которые в частности устраняли на практике рабовладение. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число злоупотребления со стороны мусульман в отношении рабовладения тоже переходило все мыслимые границы.
Хаким запретил многоженство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жен как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.
Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения.
Внутренняя и финансовая политика Хакима после его исчезновения критиковались наследниками и оппонентами Хакима. Однако Ибн Тагриберди засвидетельствовал: "После Хакима осталось большое богатство. Говорят, что в дни его прибыл посол от государя Рума и Хаким приказал украсить дворец. Госпожа Рашида, тётка Хакима, сказала: "И вынесли мешки, на одном из которых было написано: триста тридцать первый. А в мешках была парча, усыпанная золотом, и ее вынули, и устлали зал, и повесили [её] на стены, так что зал стал весь в золоте, и в центре его висело золото. А это был золотой панцирь, увенчанный драгоценностями, который светил вокруг, когда падали на него [лучи] солнца, так что нельзя было на него смотреть"".
Реформы Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули его двор и укрылись в горах Ливана, где вели активную пропаганду.
Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Родившийся в Бухаре Дарази был тюрком происхождения. По профессии он, скорее всего, был портным, однако рано стал исмаилитским проповедником, агентом фатимидских спецслужб, был привлечён к службе при фатимидском дворе в Каире во времена Хакима. Сам Хаким "и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах...".
С. Гафуров предполагал, что оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, "вписавшихся в фатимидский истеблишмент". Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, вынуждены были в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями - армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.
На первом этапе Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако, по мнению Гафурова, в дальнейшем представителями консервативных христианских элит удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.
В 1011 при багдадском аббасидском халифе Кадире (996-1020) издан антифатимидский манифест. Аббасиды старались подорвать престиж Фатимидов путём отрицания их алидского происхождения.
Ибн Тагри-Бирди писал по этому поводу: "В этом году в месяце раби II (раби II 402 г.х., т.е. ноябрь 1011) аббасидский халиф Кадир составил манифест, касающийся египетских халифов, с поношением их родословной и вероучения, и копия [его] была прочтена в Багдаде. И подписи кадиев, тарифов и имамов удостоверяли их утверждение о дайсанитском происхождении [Фатимидов], ибо они говорили: "И они (Фатимиды) восходят к Дайсану ибн Саиду ал-Хуррами, [они] - братья неверных и семя шайтана; это свидетельство угодно Аллаху, и улемы верят в то, что Аллах обязал их распространить [известие об этом] среди людей". И все они утверждают, что тот, кто появился в Египте, есть Мансур ибн Низар по прозванию Хаким - да осудит его Аллах за ложь, позор и накажет! - ибн Маадд ибн Исмаил ибн Абд ар-Рахман ибн Саид - да не поможет ему Аллах! И воистину [предок] его, когда появился в Магрибе, назвался Убайдаллахом по прозвищу Махди. Он и бывшие прежде него предки, негодные и нечистые - проклятие на него и на них! - явные еретики, не относящиеся к потомкам Али ибн Абу Талиба, лжецы и обманщики. И воистину они (подписавшие манифест) не знают случая, чтобы хоть один из талибидов согласился с притязаниями этих еретиков. "И это неверие в святыни нашло распространение с самого начала деятельности их (Фатимидов) в Магрибе, что мешало открыть их ложь или усомниться в их вере. И воистину этот появившийся в Египте и предки его - неверные и нечестивцы, примкнувшие к ереси и к мазхабу дуалистов и магов, убежденные в отсутствии препятствий [для их] распутства и кровопролития; они хулят пророков, проклинают предшественников и претендуют на божественное происхождение. И составлен [манифест] в месяце раби II 402 года". И подписало манифест множество [людей], в том числе шариф ар-Ради, брат его ал-Муртада, Ибн Азрак ал-Мусави, Мухаммад ибн Мухаммад ибн Омар ибн Абу Али - Алиды и кадий Абу Мухаммад Абадаллах ибн ал-Акфани и кадий Абу-л-Касим ал-Джазари и имам Абу Хамид ал-Исфараини, факих Абу Мухаммад ал-Кашфули, факих Абу-л-Хусайн ал-Кудури ал-Ханафи, факих Абу Али ибн Хамакан, Абу-л-Касим ат-Танухи и кадий Абу Абдаллах ас-Саймари.На этом заканчивается краткий рассказ о манифесте. И когда он дошел до Хакима, то произошло замешательство и унижен он (Хаким) был в глазах людей тем, что на манифесте стояли подписи упомянутых улемов".
Упомянутые "материалисты" - те, кто верил не в сотворение, а в бесконечную жизнь материи (по Аристотелю); дуалистами считали приверженцев зороастризма. Титул Даисана ал-хуррами указывает на определенную преемственность исмаилитского и хуррамитского движений. Ведущие Алиды и законоведы подписали манифест, по всей вероятности, принудительно. Фатимиды ограничились публичным объявлением упомянутых лиц еретиками, не издав какого-либо акта в защиту своих притязаний. П. Мамур объясняет это тем, что эклектичность и полная несостоятельность манифеста были очевидны для всех уже в то время. Э. Катрмер, напротив, считал этот факт одним из доказательств ложности фатимидской родословной: "Если бы Фатимиды были убеждены в справедливости своих притязаний, они могли бы одобрить для себя фиксированную генеалогию. Распространенная в их империи и признанная бесспорной, она была бы скопирована и передана авторами без каких-либо изменений".
Позднейшие суннитские авторы развили аббасидскую генеалогию манифеста, введя в неё имена Каддахидов, в т.ч. имя отца Дайсана - Саида Гадбана, а также скрытых имамов.
Хаким постоянно вёл в целом успешные войны в Палестине, Сирии, Малой Азии, Месопотамии против византийцев, местных феодалов и Аббасидов.
В ливийской Киренаике (Барке) против Хакима началось массовое движение под руководством Абу Раквы. "А что касается упомянутого Абу Раквы, то имя его - ал-Валид и он - из потомков Хишама ибн абд ал-Малика ибн Марвана. И упрочилось его положение, и присоединилась к нему чернь, и он овладел Баркой и другими [областями] и разбил войско Хакима. И чеканил он монету, и поднимался на кафедру, и произносил красноречивую проповедь, и проклинал Хакима и его предков. А люди молились за него, и укрепилась его власть, и овладел он всем, что было там [в Барке].
А Хаким узнал о происходящем и встревожился, и прекратил казни, и не совершал своих выездов. Затем Хаким послал на борьбу с Абу Раквой полководца из тюрок по имени Инал ат-Тавил, а с ним пять тысяч всадников. И большую часть войска Инала составляли кутамиты, а они ненавидели Инала, ибо он погубил кутамитских вождей по приказу Хакима.
И прибыл Инал и бился с Абу Раквой, и тот победил его, и пленил, и сказал ему: прокляни Хакима! И он [Инал] плюнул в лицо Абу Ракве, а Абу Раква отдал приказ, и его разорвали на мелкие куски. А Абу Раква взял сто тысяч динаров, бывших у Инала, и все прочее, и положение его еще более укрепилось. А Хакиму из-за поражения Инала становилось все труднее, и послал он в Сирию за гулямами Хамданидов и племенами [бедуинов], и роздал им деньги, и направил их [на борьбу] под началом Фадля ибн Абдаллаха.
И ударил по ним Абу Раква, и разбил их, и гнал отряды их, пока они не дошли до пирамид в Гизе, а Хаким закрыл ворота Каира.
Абу Раква после этого вернулся к [своему] войску. А Хаким вторично направил войско и с этим большим войском - [полководца] ал-Фадля, и тот встретился с Абу Раквой, и разбил его, и погибло из его (Абу Раквы) войска около тридцати тысяч. Затем Фадль победил Абу Ракву и с почетом отправил его к Хакиму. А причиной такого почета была боязнь, как бы он не убил себя, и желание Фадля доставить его живым к Хакиму. И Хаким приказал обезглавить Абу Ракву, [перед этим] посадив его на верблюда и совершив обход [Каира]. А Каир был украшен прекрасным украшением, и был там шейх по имени ал-Абзари, который, когда еретика вывезли, приготовил для него колпак с разноцветными лоскутьями и взял обезьяну, вложил ей в лапу плеть и научил ее бить еретика сзади, и получил [за это] сто динаров и десять кусков ткани.
И когда Абу Раква пересек Гизу, Хаким приказал посадить его на верблюда между горбами и надеть колпак, а ал-Абзари - сесть сзади него; и обезьяна с плетью била его (Абу Ракву), а войско окружало его, и перед ним было пятнадцать разукрашенных слонов. И таким образом въехал он в Каир, а перед ним [несли] головы его соратников на досках и тростнике. А Хаким сидел в беседке у Баб аз-Захаб, а тюрки и дейлемиты с оружием и знаменами в руках, на конях, одетых в кольчуги, окружали Абу Ракву, и был памятен этот день.
И приказал Хаким вывезти его из Каира и отрубить ему шею на холме против мечети Райдана, за Каиром. Но когда доставили его туда и спустили [с верблюда], он оказался уже мертвым. И отрубили ему голову и принесли ее Хакиму, и он приказал распять его тело.
А влияние Фадля при Хакиме возросло, так что, когда он заболел, [Хаким] навестил его дважды или трижды и дал ему многие икта. Затем он выздоровел, а через некоторое время Хаким схватил его и погубил злой погибелью". (Ибн Тагрберди)
К 1005 аль-Хакимом был основан центр пропаганды исмаилитского вероучения - Дар-ал-хикма, и, по утверждениям врагов Аль Хакима, одновременно было предписано проклинать первых праведных халифов и учителей ислама.
Современники отмечали, что Хаким был наделён хорошим вкусом и любил литературу, особенно поэзию. Что именно для него великий арабский астроном аль-Юнус составил знаменитые астрономические таблицы. Писали, что при дворе аль-Хакима был замечательный зал, в котором собирались учёные мужи для изучения шиитской доктрины, лучшие умы арабского мира встречались там и проводили время в научных дискуссиях.
Как свидетельствовали современники, Аль-Хаким в годы юности подолгу пропадал в библиотеке Фатимидов, которая насчитывала 600 000 тт. "И поначалу лишь с блуждающей улыбкой взирал на окружающий мир. С этой же странной улыбкой он водил в поход войска, принимал визирей, сторонился женщин. И ещё, он любил беседовать с людьми разных вероисповеданий. Поговорит с евреем, начнет недолюбливать христиан, поговорит с христианином, станет косо глядеть на еврея..."
Как все Фатимиды, Хаким покровительствует поэтам, художникам, астрономам; при нем построена обсерватория, завершена великая мечеть Аль-Азхар.
К крупнейшим постройкам фатимидского Каира принадлежит мечеть ал-Хакима . В ее архитектуре ясно видна местная традиция: как и в мечети Ибн Тулуна, молитвенный зал заполняли прямоугольные в плане столбы. Очень интересны также два минарета мечети. Северный минарет - цилиндрический, западный - в виде четвериков и восьмериков, уменьшающихся кверху.
Мечеть ал-Хакима даёт прекрасные образцы синтеза орнамента и архитектурной формы. Небольшие панно или розетки с рельефным узором, а также фризы с надписями, исполненными так называемым цветущим куфи, словно врезаны в монолитную гладь стены. Освещенные ярким южным солнцем, они контрастно выделяются на поверхности архитектурных блоков, подчеркивая их монументальность и сообщая им особую пластическую выразительность. Расположение орнаментально-декоративных элементов и надписей, их ритм подчинены тектонике стены, соответствуют общему архитектурному замыслу. В мечети ал-Хакима вставки, покрытые удивительно пластичным скульптурным орнаментом, украшают стены минаретов и входного портала. В интерьере им созвучны рельефные фризы, протянутые над стрельчатыми арками. В каирском Музее исламского искусства хранятся деревянные фризы с такой же сочной рельефной резьбой, некогда украшавшей дворцы фатимидской знати.
В 1021 Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости, был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. Через несколько поколений династия Фатимидов была свергнута мамелюками, и в Египте стал доминировать ислам сунитского толка, исмаилиты же подверглись преследованиям. В частности, очернители утверждали, что по отношению к евреям и христианам он неоднократно нарушил мусульманский принцип терпимости. Враги Хакима утверждали, что с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога. Однако сохранившиеся письма Хакима опровергают эти утверждения.
В 1008 в фатимидском государстве началась серия мероприятий, направленные против клерикального руководства некоторых христианских общин и суннитского релиниозного аппарата, продолжавшеся очевидно до 1015. Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам.
Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов, для агитации в Европе к началу Крестовых походов.
Также враги Хакима утверждали, что его царствование было и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хакима Захир (1021-1036) со своей тёткой-опекуншей Ситуль Мульк (Ситт аль-мульк) опять восстановил порядок.
С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушел "в сокрытие" (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола, по друзским легендам, в течение шестнадцати лет после его исчезновения народ Каира все еще считал, что он жив). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу религии друзов.
Сам халиф и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах. В одну из ночей 1021 аль-Хаким вышел на прогулку, поднялся на холм и бесследно исчез. Потомки его учеников, скрывшиеся от преследований на отрогах Ливана и Антиливана, до сих пор верят, что он вернется к ним на пороге Судного дня. Друзские рукописи, по словам друзов, говорят, что Хаким пережил ту роковую ночь, когда его должны были убить по приказу сестры; но, устав от власти, он удалился в пустыню Аммона и там создал учение, которое позднее поведал его ученик Хамза, объявивший Хакима богом.
Считаться, что Хакима убила его сестра Ситуль Мульк, отомстившая за то, что тот публично обвинил её в прелюбодеянии.
Абдуррахман ибн Ильяс, которого Хаким объявил своим наследником, был в тот момент наместником Дамаска и проводи время в развлечении и разврате. После известия о смерти Хакима, он был казнён собственными солдатами. Ситуль Мульк привела к власти Али Абуль Хасана аз-Захира Лиизазидиниллаха, сына Хакима, и попыталась управлять страной от его имени. Она умерла в 415 г.х. / 1027, и реальная власть в государстве перешла в руки визиря Абу-ль-Касима аль-Джарджараи, правившего до 1045.
В 427 г.х. умер фатимидский халиф Али Абуль Хасан аз-Захир Лиизазидиниллах, и власть перешла к его сыну Абуль Амину Мухамаду, известному как аль-Мустансир, которому не было ещё 8 лет.
аль-Мустансир натравил на мятежного наместника аль-Муизза ибн Бадиса племя Бану Хилал, и те сумели разбить аль-Муизза ибн Бадиса и в 443 г.х. взять Кайруан.
В 441 г.х. аль-Мустансир приступил к завоеванию Алеппо и др. городов Сирии. В 462 был положен конец владычеству Фатимидов в Хиджазе - здесь вновь стали читаться проповеди с именами Аббасидов. В 463 Фатимиды ушли из Алеппо.
При аль-Мустансире Фатимиды заключили мир с Византией, с императором Константином IX было достигнуто соглашение о поставках продовольствия в Египет. взошедшая на престол после смерти Константина IX Феодора заявила, что признает заключённые договорённости только в том случае, если Фатимиды выступят против всех её противников. аль-Мустансир отверг это условие, что привело к войне с Византией. Фатимидам удалось одержать победы на суше, но на море они были разбиты, и аль-Мустансиру пришлось подписать мир.
Ещё в 1021 негры - личная гвардия Хакима - схватились с тюркскими наёмниками гулямами, которых поддержали берберы. В 1058-1062 тюрки снова схватились с суданскими неграми и изрубили их. Во время беспорядков были разграблены дворец халифа, государственная казна и даже библиотека. В 1073 не в силах более терпеть произвол тюркских эмиров, аль-Мустансир призвал армянина полководца Бадра аль-Джамали, правителя Акры, и тот в 1073 заманил тюркских повстанцев в западню и перебил всех до единого в одну ночь. Порядок был восстановлен, но за время смуты отпали Алжир и Тунис, а Сицилию в 1071 завоевали норманны.
После предательства берберов и тюрок, войско Фатимидов стало состоять из негров и армян (вслед за Бадром аль-Джамали в Египет мигрировала значительная часть армянской военной аристократии; наиболее известны их пешие лучники).
С тех пор страной фактически правил Бадр аль-Джамали, затем, после его смерти в 487 г.х., его сын аль-Афдал. В том же году умер аль-Мустансир, и после недолгой борьбы престол занял его старший сын Низар, но аль-Афдал сумел привести к власти его младшего брата Ахмада (аль-Мустали). Низар бежал в Александрию, где возглавил восстание против брата, но аль-Афдал пленил его, после чего Низар был заверстки убит в тюрьме.
Однако часть шиитов-исмаилитов отказались признать власть аль-Мустали, выступая за Низара. Смерть последнего их не остановила. Возглавил их ("низаритов") некий Хасан ибн ас-Саббах. По историку еврею Рашид ад-Дину, отец его является потомком доисламских царей Химьяра, а так как те исповедовали Иудаизм и роднились с евреями (например, у царя Юсуфа Зу-Нуваса мать была еврейка), то у этого знаменитейшего деятеля текла в жилах т.ч. и еврейская кровь. В связи с этим интересно вспомнить слова еврейского путешественника Вениамина Тудельского прибывшего в 1163 в Багдад, который утверждает, что к исмаилитам, расположившимся в горах между Сусом и Хамаданом, присоединились 4 еврейские общины и участвуют в их действиях.
Хасан ибн ас-Саббах раньше был чиновником Сельджукидов - мусульманской суннитской династии, основанной хазарским полководцем Сельджуком.
Хасан ас-Саббах захватив крепость Аламут в горах на севере Ирана, основал орден ассасинов, и стал заниматься жесточайшим террором. Его называли "Старцем Горы" (Шейх-Уль-Джебал). Разгромить основанный им орден смогли лишь монголы.
Сторонников аль-Мустали стали называть мусталитами.
В 1070-е и 1080-е Фатимидские владения в Сирии сильно потеснены сельджуками. В 1080-е в сирийских городах развертывается движение за автономию от Фатимидов; сельджуки, пользуясь этим, захватывают Сайду (Сидон). В 1089 Фатимиды вернули Тир и другие отпавшие города. Там, однако, вспыхивают новые возмущения.
аль-Мустали умер в 495 г.х. в возрасте 28 лет. К власти пришёл его сын аль-Мансур Абу Али (аль-Амир Биахкамиллах). Он сумел избавиться от визиря аль-Афдала, упразднил введённые тем ежегодные празднования дня рождения пророка Магомета, Али, Фатьмы, а также халифа аль-Каима. Аль-Афдал был убит в 515 г.х., его место занял аль-Акмал.
В 524 аль-Амир погиб в результате заговора ассасинов. К власти пришёл его двоюродный брат аль-Хафиз Абуль Маймун Абдулмаджид ибн Мухаммад. Он правил в качестве регента и был слабым правителем, благодаря чему, визирю аль-Акмалу удалось бросить его в темницу, и присвоить себе все богатства дворца. аль-Акмал был шиитом-имамитом и распространял идею о 12 имамах. аль-Акмал был убит сторонниками Фатимидов, которые в 525 г.х. освободили аль-Хафиза из темницы. Став халифом, аль-Хафиз вернул украденные аль-Акмалом богатства, и назначил визирем Абуль Фатха.
В 529 г.х. армянин Бахрам собрал сторонников и возглавил восстание. Мятежники окружили Каир, и аль-Хафизу пришлось сделать христианина Бахрама визирем. Но развал государства продолжался, и в 531 г.х. Бахрам бежал, но был схвачен. Затем он был отпущен, отошёл от мирских дел и стал отшельником. Визирем стал Ридван (аль-Малик аль-Афдал), храбрый и образованный человек. Но их отношения вскоре ухудшились, Ридван бежал в Сирию к Имад ад-Дину Занги. Аль-Хафиз уговорил его вернуться, пообещав безопасность, когда жжет тот вернулся - посадил его в тюрьму, где Ридван провёл 10 лет, пока не сбежал. Собрав своих сторонников он сразился с халифскими войсками, но проиграл и погиб.
Аль-Хафиз умер в 544 г.х. через 2 дня после смерти Ридвана. На престол взошёл его сын аз-Зафир Биамриллах Исмаил, которому не было ещё 16 лет. В армии вспыхнули беспорядки, и халиф сместил визиря аль-Малика аль-Адиля ибн Салара, назначив на его место Наджм ад-Дина ибн Масала, не любимого народом. Ибн Салар поднял восстание, вынудив Наджм ад-Дина бежать, пробыв на своём посту всего 50 дней. Последний собрал сторонников и двинулся на Ибн Салара, но потерпел поражение и был убит. Халиф был вынужден снова назначить Ибн Салара визирем.
Визирю Ибн Салару пришлось вести войну с крестоносцами, и он обратился за помощью к Зангиду Нур ад-Дину Махмуду. Ибн Салар, будучи суннитом, добивался и положить конец правлению исмаилитской династии Фатимидов. Халиф аз-Зафир поняв планы своего визиря, решил убить его - и в 548 г.х. Ибн Салара погиб, но вскоре был убит и сам халиф аз-Зафир.
В 549 г.х. халифом стал 5-летний сын аз-Зафира аль-Фаиз Бинасриллах Абуль Касим Иса. От его имени стал править визирь Фарис ад-Дин Абуль Карат Талайи ибн Зурайк (аль-Малик ас-Салих). Ему удалось несколько стабилизировать положение, но в тот момент крестоносцы захватили принадлежавший Фатимидам Асколон. В 549 г.х. Нур ад-Дин Махмуд занял Дамаск и когда крестоносцы решили напасть на Египет (который врядли устоял бы), двинулся на Иерусалим и расстроил их планы.
Халиф аль-Фаиз умер в 555 г.х. в возрасте 11 лет, и визирь аль-Малик ас-Салих привёл к власти его двоюродного брата Абу Мухаммада Абдуллу ибн Йусуфа ибн аль-Хафиза (аль-Адид Лидиниллах), которого женил на своей дочери. После смерти аль-Малика государственные дела вёл визирь Талайи ибн Зурайк, но в 556 г.х. он был убит, и визирем стал его сын Зурайк Абу Шуджа аль-Малик аль-Адиль. В 558 г.х. один из фатимидских наместников Шавир (Абу Шуджа ибн Муджируддин ас-Саади) поднял против него восстание и занял его место. Сын Шавира Тай убил Зурайка, но сторонники аль-Малика аль-Адиля свергли Шавира, который бежал в Сирию. Его место занял Диргам, приказавший убить 2-х сыновей Шавира, и ставший визирем.
В Сирии Шавир обратился к Нур ад-Дин Занги помочь ему, обещав вернуть расходы. Тот согласился и послал с Шавиром в Египет армию под начальством Асаба ад-Дина Ширкуха.
Фатимидский Египет, плативший крестоносцам дань, оказавшись под властью визиря Диргама, оказался вновь в состоянии войны с крестоносцами - в 559 г.х. король Иерусалима Амори напал на Египет и разбил армию Диргама. Тогда Диргам приказал открыть платины на Ниле и вода затопила обширные территории - это остановило Амори.
Когда же Диргам узнал о соглашении между Шавиром и Нур ад-Дин Занги, он обратился за помощью к Амори, обязуясь увеличить дань, но Асаб ад-Дину Ширкуху и сыну Наджм ад-Дина Айюбу Салах ад-Дину удалось прибыть в Египет раньше крестоносцев и разбить Диргама. Шавир снова стал визирем, помирился с халифом аль-Адидом, но отказался выплатить Ширкуху обещанную компенсацию. Он стал добиваться возвращению войск в Сирию, но Асаб ад-Дин отказался сделать это. Шавир вошёл в сговор с крестоносцами и Ширкух был вынужден покинуть Египет. вырваться из окружения ему удалось благодаря Нур ад-Дину, захватившему Харим и Баньяс, и отвлёкшему т.о. крестоносцев на север.