Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

История Фалашей эфиопских евреев

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История Фалашей эфиопских евреев

  Фалаша - этнолингвистическая группа (община), которая до массовой алии в Израиль (начало 1980-х) проживала в основном в северной и северо-западной Эфиопии. К этому периоду община насчитывала около 45 тыс. человек. Эфиопские евреи населяли области вокруг озера Тана и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й полов. 20 в. они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен (Семиен), Дембиа, Секелт и Волкает, гл. обр. в провинции Гондар (ныне Бэгемдыр и Сымен). Эфиопские евреи также проживали в провинции Тигре, в исторических областях Ласта и Куара и в городах Гондар (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба. Основным их занятием было земледелие (большинство - арендаторы), а также различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело. Многие работали в городах на строительстве. В сущности бета Исраэль были гл. обр. ремесленниками, особенно в северо-западной Эфиопии. Родным языком эфиопских евреев были диалекты агавских (агау) языков, хотя большинство владело официальным языком Эфиопии - амхарским, и лишь незначительная часть говорила на языке тиграй. Эфиопские евреи исповедовали разновидность неталмудического Иудаизма (сродни караизму).
  
  Первый исследователь фалашей Брус считал их самаритянами. Профессор Иерусалимского университета С. Каплан и др. учёные признают, что формирование общины местных иудеев следует воспринимать как результат процессов, происходивших в Эфиопии в XIV-XVI вв. В этот период многие ранние группы так называемых эйхудов (включали повстанцев, еретиков, а также людей, исповедовавших Иудаизм), жившие в северо-западной Эфиопии, слились в единую этническую общность. В общине сохранилось мнение, что более темнокожие, с явными африканскими чертами эфиопские евреи - бария - являются потомками рабов, принявших Иудаизм; эта группа, которая обозначает одновременно и происхождение и статус, противопоставляется группе чуа ("красные"), которые, согласно традиции, придя из Эрец-Исраэль, посмуглели из-за африканского климата. В 1973 сефардский верховный раввин Израиля Овадия Йосеф признал общину фалашей евреями, потомками колена Дана, отвечающими требованиям Галахи.
  
   Фалаши жили рассеянно между крупнейшими североэфиопскими этническими группами (амхара и тигре) в провинциях Бегемдир и Тиграй. Больше всего их было сосредоточено в области Дембия, расположенной на север от оз. Тана, а также в областях Годжджам и Вегера, в городе Чилга и его окрестностях, в областях Квара и Секелт и на землях западнее р. Теккезе. В 1874 была проведена перепись, которая дала следующие результаты: в 490 населенных пунктах проживали более 6 000 фалашских семей, которые в общей сложности составили 28 000 человек. В этих населённых пунктах фалаши составляли от 10 до 50 % населения. Сами себя называют "Дом Израиля" (bete Izrael) или "кайла".
  
   Фалаши Ветхий Завет имеют в том же переводе на геез, который употребляется в христианской эфиопской церкви; они имеют многие христианские особенности и книги. Незнакомство с Талмудом, с праздниками Пурим и обновления и с некоторыми сравнительно поздними обычаями, существование жертвоприношений как бы указывают на глубокую древность; с другой стороны, у них полная зависимость от христианской церкви в библейском тексте, доходящая до незнакомства со священной тетраграммой Иеговы. Ещё одной особенностью фалашей является чуждое Иудаизму монашество (только ессеи когда-то создали нечто вроде монашеского ордена), фалаши, вполне вероятно, заимствовали у своих соседей-христиан. Согласно эфиопской традиции, монашество ввёл в XV в. Абба Сабра совместно с сыном эфиопского царя Зрат Яакова - перед этим Абба Сабра обратил царского сына в Иудаизм.
  
   Христианские начетчики в Абиссинии считают фалашей выходцами из Иерусалима при Тите, сами же они, как и их соотечественники-христиане, рассказывают о своём появлении в Эфиопии распространенную в ней и Аравии легенду о Соломоне и Савской царице: Меакеда, царица Савская, имела от Соломона сына Менелика I. Он был воспитан при дворе царя Израиля в еврейской вере и был помазан в Иерусалимском Храме царём (нгусэнегэст - "царь царей") Эфиопии. Менелика I по легенде сопровождали из Иерусалима Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин, знатоков закона и судей.
  
   Название "Sofala", которое уже в глубокой древности укрепилось за восточным берегом Африки, того же происхождения, что еврейское schefelah - долина или прибрежная страна.
  
   Фалаши населяли области вокруг озера Тана и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й половине XX в. они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен (Семиен), Дембиа, Секелт и Волкает, главным образом в провинции Гондар (ныне Бэгемдыр и Сымен), в провинции Тигре, в исторических областях Ласта и Куара и в городах Гондар (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба.
  
   Эфиопские хроники свидетельствуют, что Иудаизм был широко распространен ещё до обращения в христианство (IV-V вв.) Аксумского царства в северной Эфиопии. Считается, что вследствие этого начались гонения на последователей Иудаизма, которым пришлось покинуть прибрежный регион и отступить в горные районы к северу от оз. Тана, где они сохраняли независимость. Пленные евреи, приведенные в 525 после похода аксумского царя Калеба против химьяритского царя еврея Юсуфа Зу-Нуваса, были поселены в исторической области Сымен и укрепили приверженность местного населения к Иудаизму. Считается, что, т.о., вероятно, сформировалась община бета Исраэль, которая в сущности была остатками населения, сохранившегося с дохристианского периода древнего эфиопского царства Аксум.
  
   Есть основание полагать, что после сильной борьбы против введения христианства, фалаши образовали отдельное царство, столица которого была в Семиене. Войной Иудейского и христианского государств объясняется смутное время Эфиопии VII-XII в.
  
   Первые упоминания о фалашах относятся к концу IX в. и принадлежат еврейскому путешественнику Эльдаду га-Дани, который считал фалашей одним из десяти колен Израиля, коленом Дана, которое ушло в Куш (Эфиопию) и основало независимое царство.
  
   Эльдад га-Дани говорит, что когда царство Давидово разделилось, Иеровоам собрал всех израильтян и сказал им: восстаньте и пойдем воевать с Ровоамом, сыном Соломона, и людьми Иерусалима (См. 3 Цар. ХП.). На это они ему возразили: зачем нам воевать с нашими братьями и сыном нашего владыки Давида? Он отправился к данитам и сказал: восстаньте и пойдем воевать с сыновьями Иуды. Но даниты отвечали: клянемся жизнью отца нашего Дана, мы не будем воевать с нашими братьями. Сказав это потомки Дана ушли в Египет, они поднялись и отправились к реке Киссон и, путешествуя на верблюдах, после нескольких привалов достигли страны Куш. Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками. Но сыны Куша не хотели дозволить данитам поселиться между ними, до тех пор пока не заключили с ними завета пред Богом, и кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их. Даниты же, живя там много лет, сильно расплодились и размножились. К ним вскоре присоединилось ещё 3 колена израильские Нафтали, Гад и Ашер, они убили бесчисленное множество кушитов, забрали их землю на пространстве 200 дней пути в длину и ширину и потом долго ещё вели с ними войну.
  
   Рядом с этими 4 коленами живут потомки Моисея, т.н. "Бене-Моше", каким-то чудом занесённые туда после разрушения I Храма от рек вавилонских.
  
   Эльдад га-Дани назвал и царя правящего над этим царством 4-х колен - Узиэль бен Михаил, из колена Ашер, он располагает 480 тысяч солдат. О войне он пишет:
  
   "Когда трубач звуками рога созывает людей на войну, то выходит полководец, и самое меньшее количество собирающегося войска бывает до ста двадцати знамен и под каждым знаменем по тысяче человек - и это только частица одного из колен. Такое войско выступает в поход, и приносимая им, по окончании войны, из земли Куш добыча делится между всеми воинами. Каждому из 4 колен назначается для ведения войны пространство трехмесячной ходьбы, и добыча каждого колена принадлежит только ему одному... Во время сражения они говорят [друг другу]: "нынче не следует отступать, и Израиль не отступит"... И сколько раз кушиты оплакивали свою судьбу и рыдали, а дщери Израиля цвели и радовались".
  
   Эльдад говорит, что в этом 4-х-коленном царстве, находится на месте древней Хавилы, где золото; есть судья, по имени Абдин, и на суде 4 рода смертной казни; они живут в шатрах и кочуют с одного места на другое; земля же их занимает пространство семимесячной ходьбы. Окружают их с 3-х сторон владения 5 царей эфиопских, с которыми они и находятся в постоянной войне.
  
   Из рассказа Эльдада можно сделать вывод, что фалаша занимались торговлей одеждой, в т.ч. на кораблях (может быть торговый корабль был иноземный), и видимо имели как минимум речной порт. Главным занятием было скотоводство.
  
   В давние, незапамятные времена, рассказывает эфиопская легенда, прибыло в Эфиопию много израильских священников, которые обратили народ в веру Ветхого Завета и единого Бога. Породнились они с местными племенами и жили так до появления Фруменция - аббы Сэламы, который обратил народ Аксума в христианство.
  
   Те же, кто противился новой вере - христианству, были изгнаны из пределов страны. Изгнанники осели в Сымене, Уогэре, Уолькайте, Ласте, где их стали называть фалесе, т.е. "странники", "скитальцы". Они в своё время прибыли из Иерусалима в Аксум, потом, изгнанные из Аксума, направились в Сымен и Уогэру и в конце концов поселились в Сымене, гористой и труднодоступной области, представлявшей собой естественную крепость. Там постепенно они обжились, даже выбрали себе царя Гедеуона.
  
   Дочерью этого Гедеуона была необыкновенной красоты великая царица Юдит (Эстер, Эсато-Гудит, Тердаэ-Габац, Исат, Йеудит), по прозвищу "Асагату" ("пылающий огонь") которая в конце X в. (или, что вероятнее, IX в.) сокрушила Аксумское царство и на 40 лет стала царицей Эфиопии. Случилось это так: некий христианский владыка из Бугыны (в Ласте) по имени Зэра-Яыкоб, увидя её, воспылал к ней любовью. Он взял её в жёны, не зная того, что она фалаша. Она опутала его любовными чарами, т.ч. он отрёкся от христианства, перешёл в Иудаизм и изменил имя на Сэломон. Как раз в то время (примерно 2-я четверть Х в.) умер царь Аксума Дэгнажэн, и трон унаследовал его малолетний сын Анбэса-Ыддым. Узнав об этом, Юдит собрала войско из жителей Сымена и Ласты и отправилась на покорение Аксума. Аксумские князья, желая спасти царского потомка, бежали из Тигре в Шоа, а троном завладела прекрасная, но жестокая и ненавидевшая христиан Юдит. Т.о. эта царица из Семиена изгнала всех князей царствующего дома (ведущего род от Соломона), исключая одного, который смог укрыться в Шоа. Её кровавое правление, во время которого сжигались церкви и уничтожались аксумские памятники, продолжалось 40 лет. Эту победу фалашей над Аксумом надо видимо связывать с тем, что Арабский халифат лишил его выхода к Красному морю. После смерти Юдит на троне в Аксуме вновь оказался радостно принятый народом Тигре Анбэса-Ыддым, царствовавший 20 лет.
  
   Возможно, именно о Юдит идёт речь в "Истории александрийских патриархов", где в письме царя абиссинцев к христианскому царю Нубии, эфиопский правитель просил нубийцев посодействовать в том, чтобы александрийский патриарх прислал быстрее новогоабунэ, т.к. царица народа Бени-Хамуйах внезапными набегами опустошает страну, сжигает церкви, преследует христиан и царь не в состоянии один остановить этот пожар, угрожающий полным уничтожением христианской веры.
  
   Это усиление фалашей длилось недолго. После двух-3трёх веков царская власть перешла к христианскому дому Заге (Загуйе).
  
   По каким-то причинам христианам удалось победить иудеев, и как пишут арабские историки и географы, в начале Х в. какой-то аксумский правитель вновь обрёл на короткое время власть над утраченными территориями, вернул о-ва Дахлак и возобновил контакты с Южной Аравией (следовательно, деяния Юдит относятся к концу IX в.).
  
   Возможно, что главной причиной выживания христиан в Эфиопии является то, что тем удалось наладить отношения с мусульманами путём шантажа, в основе которого была угроза отвести воды Нила строительством плотины и этим ввергнуть в нужду Судан и Египет. До этого додумался христианский царь Лалибэла из династии Загуйе.
  
   После смерти Юдит, на трон взошла её дочь - Юдит (Йеудит) II, которая, как и мать, вела непрерывные войны и насильно обращала в Иудаизм побеждённых.
  
   Марери правил после Юдит II, император Эфиопии, находившийся в изгнании в Шуа, собрал войско и отвоевал трон из его рук.
  
   Говорят, что царь фалашей именовался всегда Гедеоном, а царица Юдифью.
  
   Вениамин Тудельский в XII в. говорит "о независимых евреях на укреплённых эфиопских землях". Он говорит о евреях к югу от Сабы / Йемена - Рехавитов [детей Рихава] (Рихав - 4 Цар. X, 15, 23; рехавиты - Иер. XXXV, 2.), или людей Темы (Фема - Ис. XXI, 14; Иер. XXV,23.): "Тема большой город, столица их владений и резиденция главы их князя р. Ханана. Вся страна имеет протяжение 16-тидневного пути, лежит между северными горами и имеет много больших и укрепленных городов. Живущие здесь евреи не подчинены никакому из иноплеменных народов. Они пускаются для грабежа и добычи в дальние страны, до самых пределов владений аравитян, своих соседей и союзников. Эти аравитяне живут в пустыне, в шатрах, домов не имеют и в свою очередь делают набеги в страну Аль-Иемен для грабежа и добычи; но евреев боятся, так же как и другие их соседи. Некоторые из евреев занимаются, однако, земледелием и скотоводством, ибо земля их очень обширна... В стране, главный город которой Таннай, считается до 40 городов, 200 деревень и 100 замков, с населением до 300 тысяч евреев. Таннай очень укрепленный город, в нём сеют и жнут, ибо он простирается на 15 миль в длину и столько же в ширину; в нём дворец князя Салмона... Тилимас также большой город; сильно укреплен, лежит между 2 высокими горами: в нем до 100 тысяч жителей, из коих много людей учёных, образованных, и между ними есть очень богатые. В 3 днях пути от Тилимаса город Хайбар. Живущие там евреи утверждают, что они происходят от колен Рувима, Гада и половины колена Манассиина, плененных Салманассаром, царем ассирийским (4 Цар. XVII, 3.), и что, пришедши сюда, они построили все эти большие и укрепленные города. Они ведут войну со всеми царствами, сами же никому не доступны, ибо до них надобно идти 18 дней по пустыням и ненаселенным местам, так что никто в их страну проникнуть не может. Хайбар весьма большой город; в нём до 50 тысяч израильтян, и между ними много людей очень учёных и ещё более воинственных, ведущих войну с жителями Сеннаара, северных стран и соседней земли Аль-Иемен. За последнею уже начинается царство Индийское".
  
   О собственно фалаша Вениамин Тудельский, что они живут в месте называемый "Бедан, иначе Аден, что в Фалассаре. Там высокие горы, на которых живет множество евреев, никому не подвластных. У них свои города и башни на вершинах гор, откуда они спускаются в страну Гамаатон, именуемую Ливией и состоящую под владычеством эдомитян. Жители этой страны называются ливийцами. Евреи с ними воюют, грабят их и с добычей уходят в свои горы, где никто нападать на них не может. Многие из евреев, живущих в земле аденской, приходят в Персию и Египет". По африканскому же берегу Красного моря тянется гористая страна, известная по картам арабских географов под именами Баджи, Бадии, Бадана. Евреи этих высоких гор Баджи (Бадии), могли спускаться, для грабежа и добычи или в Нубию или Абиссинию.
  
   В военных хрониках эфиопского императора (негуса) Амда Сейона I (Амде-Цийона, 1314-44) сказано, что он послал войска воевать с людьми, "подобными евреям", жившими в районах Семиен (Сымен), Вагара, Саламт и Сагаде. Он вёл с ними войны стремясь обратить их в христианство. Действительно, правление Амда Сейона положило начало войнам между бета-Исраэль и христианскими негусами, продолжавшимся 300 лет.
  
   Когда в начале XV в. католические миссионеры открыли христианскую Абиссинию, то для вящего прославления факта нахождения христианского государства среди окружающих мусульман был пущен в ход целый ряд псевдографов вроде посланий абиссинского царя, так наз. "Попа Иоанна", в этих документах говорилось о чудесной реке Самбатионе и о величии еврейского царства (состоящего из 9 колен), и что еврейский царь платит дань ещё более могущественному, чем он, царю христианскому.
  
   Император Йешаг (Исаак, 1412-29) был 1-м правителем Соломоновой династии, который лично повёл войска против фалашей. С помощью дружественных ему мелких князей из Бета-Исраэль он нанёс сокрушительное поражение иудею, правителю Сымена и Дембии. Затем Йешаг принудил своих противников обратиться в христианство или отдать права на наследованные земли. Он издал декрет: "Тот, кто был обращён в христианство, может унаследовать землю своего отца, если нет - пусть он будет фалаши". Разбив в Марабе, Варабе и Дамбее Иудейских князей и построив церкви он мстил за захват фалашами Бегемдира. В результате этого похода был захвачен главный город фалашей в Вегере, и множество фалашей было изгнано со своих земель.
  
   Учёный Элия из Феррары описал свою встречу с молодым фалашем в Иерусалиме, от которого узнал о борьбе фалашей с эфиопскими царями (1438).
  
   "В XIII-XIV вв. центр эфиопской цивилизации ещё дальше перемещается к югу, в Амхару, Шоа, Йифат, Адал (Адаль), Дамот и другие области Средней Эфиопии с семитоязычным населением (амхара и др.). На роль главного порта выдвигается Зейла (теперь деревня на севере Сомали). С этого времени политическую жизнь Эфиопии определяло соперничество христианской империи и соседних мусульманских государств. Союзницей Эфиопской империи была единоверная ей Нубия, союзниками мусульман - фалаша Сымена и Гафата (в долине р. Аббай), а также арабские государства." (Предисловие к "Истории Эфиопии" А. Бартницкий / И. Мантель-Heчко).
  
   При Зара-Якобе (1434-68) "наместники Цаламта и Самиена оставили христианство, приняли иудейство, истребили многих амгарцев, разбили царское войско и сожгли все церкви" (Хроника Зара-Якоба). Автор последний писал: "Я написал историю царя нашего Зара Якоба, равного избранным ученикам, истребителя иудеев"; "Посему было явлено величие и высота его и пребывает до ныне, ибо во дни его были обнаружены Иудеи, называвшие себя христианами, но в мыслях своих отвергавшие рождество Христово от Марии, тайно евшие в среду и пяток и в великий пост, выплевывавшие по приобщении св. дары - чести его тела и крови подобает поклонение. Этих нечистых худших псов и гиен повергла его рукою владычица наша Мария из среды иереев и всех мужей и жён. Он сокрушил кости их и пролил кровь их, их тела пожирали дикие звери".
  
   При Баэда-Марьяме фалаши были умиротворены и наказаны Марком, правителем Бегамедра, и принуждены платить дань.
  
   Общая опасность, угрожавшая Абиссинии во время борьбы с мусульманами во главе с Гранем в 1-й пол. XVI в., сплотила иудеев и христиан, и даже княжеская чета, Гедеон и Юдифь, быть верными вассалами Клавдия; они дали убежище царице и митрополиту.
  
   В одном респонсе (IV, 219) о них упоминает Давид бен-Зимра, живший в кон. XV и нач. XVI вв., по поводу одной женщины из земли Куш (Эфиопии), взятой в плен: "... Известно издавна, что существует вражда между царями Эфиопии; здесь находятся 3 царства: часть населения - измаильтяне (мусульмане. - А.З.), часть - христиане и часть - израильтяне из колена Дана. И по-видимому, последние из секты саддукеев и боэтусеев, которые называются караимами, ибо они не знают устного закона и не зажигают свечей в пятницу вечером".
  
   Каббалист Авраам Леви (1528) утверждает, что фалаши живут на расстоянии 3 дней пути от Суакина; между прочим, он сообщает о еврейском царе и о царе христианском, по имени Феодор, убившем в городе Salima 10 тысяч евреев (1504). Современник Леви, Израиль, упоминает о еврейском письме, полученном из страны Куш, а также о еврейском царе, у которого были подданные христиане и магометане.
  
   В то времени в Европе появился авантюрист Давид Реубени (ха-Р"увени; 1480-1538), судя по всему эфиопский еврей. Реувени в конце 1523 прибыл в Венецию и просил местных евреев помочь устроить ему встречу с римским папой. Реувени утверждал, что он - посол и главнокомандующий армии своего брата - царя Иосефа, правящего далекой страной Хавор на Востоке, где проживают колена Реувен, Гад и половина колена Менашше. Вскоре он получил аудиенцию у папы Климента VII и предложил ему союз против мусульман и, видимо, торговый договор, по которому в Европу ввозились бы восточные специи. Кроме того, он просил у папы рекомендательные письма к императору "Священной Римской империи" Карлу (испанский король Карлос I), французскому королю Франциску I и правителю Эфиопии. Лишь спустя год папа дал ему 2 письма: к португальскому королю и к эфиопскому императору, где, однако, просил обоих монархов проверить достоверность слов Р"увени, прежде чем пойти на союз с его государством. В 1525 через Испанию Р"увени прибыл в Португалию, где получил от короля Жуана (Жоао) III грамоту, признающую его послом. В Испании он подняд дух марранов, а посланцу султана города Фес (Марокко) сказал, что евреи намерены отнять Эрец-Исраэль у мусульман.
  
   Андре из Овьедо говорит, что в Эфиопии евреи владеют высокими неприступными горами (1557).
  
   Исаак Акриш (1489-1578) писал, что встретил на корабле одного бывалого моряка, который рассказал ему такую историю: "У них (евреев) есть большое царство и власть. Я расскажу тебе, что я своими глазами видел, когда отправлялся на барках с визирем Сулейманом-пашой (Сулейман II Великолепный, 1520-66)... Мы отправились морским путём по пути в Индию, которая лежит в направлении востока, в место, по которому не проходил ни один человек. После нескольких дней (пути) мы увидели большие и высокие горы, горы высотой до небес, выражаясь гиперболически. И (моряки) признали по виду их, что эта местность была обитаемой. Визирь спросил разведчика, который на иноземном языке называется piloto (итал. моряк, кормчий), и сказал ему: "На этих горах, кажется, обитают люди, потому что место похоже на возделанное и вспаханное". Разведчик отвечал визирю и сказал: "Господин мой, в этих местностях живет сильный и крепкий народ, от которого нам нет никакой пользы". Визирь сказал: "Почему?" Разведчик ответил и сказал: "Потому что они живут на высоких горах, которые охраняют их, в придачу к их (собственной) силе, и невозможности идти на них (даже) с железными осадными орудиями. Визирь сказал ему: "Из какого они народа и какой веры?" Разведчик ответил: "Господин мой, они иудеи". Когда визирь услыхал имя иудеев, он посмеялся над ним, засмеялся и сказал: "Если это иудеи, они не могут быть такими силачами, как ты сказал". Он приказал грести и подняться на сушу, и позвал своих князей и слуг, (своих) советников, чтобы получить совет, как повести войну. Разведчик и советники отвечали ему и сказали: "Господин наш, смотри, что ты делаешь, и раскрой глаза. Ведь для тебя не будет славы на этом пути, потому что, если ты их победишь, скажут, что ты победил иудеев, а если они победят тебя, скажут, что ты покорил царства Теманское (Теман - обычное средневековое еврейское наименование южной Аравии) и Аденское (Йемен) и под конец пал, подобно животным для всесожжения, от руки иудеев. С каким лицом вернешься ты к царю, твоему господину?" Услышав это, визирь раскаялся и согласился со всем, что сказал разведчик".
  
   Исаак Акриш говорил, что узнал у врача губернатора Египта р. Самуила Шуллама: как-то раз, губернатор позвал Самуила Шуллама к себе и спросил, есть ли иудеев царь. Самуил Шуллам ответел, что царь евреев - турецкий султан. Визирь рассмеялся и сказал: "Как ты сказал, пусть так будет. Но то, что я заклинаю тебя сказать, это: есть ли у вас иудейский царь?" Самуил Шуллам сказал ему: "По слухам мы знаем, что есть известные местности, где есть у иудеев царь. Также и в книгах древних написано, что они слышали, будто есть места, как река Саббаттион и тому подобные. Но мы этому не верим по 2 причинам. Первая - это то, что она не упомянута во всех 24 книгах, которые представляют слова пророков. А вторая - это то, что мы находимся в числе изгнанников этого полчища. Возможно ли, чтобы у нас был царь и князья?" Услыхав эти слова, визирь сказал: "Недаром вы называетесь маловерными. Не достаточно вам утомлять людей, что вы утомляете также Господа". И он дал Самуилу Шулламу в руки письмо, посланное от Душдумура (известный турецкий генерал Уздамер-паша, заявившего себя столкновениями с абиссинцами в последние годы царствования императора Клавдия, 1540-59), князя Хабеша (Эфиопии). В нём было написано: "Привет тебе, князь, живущий в Египте! Пришли мне войско и железные осадные орудия, потому что, если бы не один князь иудеев, который с 12000 всадников помог мне вести войну, я подвергся бы опасности сам и погубил бы (также) все свои войска".
  
   Императором Абиссинии в начале 60-х гг. XVI в. был преемник Клавдия, Адмас Сагад, он же Минас (1559-1563), при нём опять началась вражда, и видимо это сообщение относится к его времени.
  
   Борьбу продолжал его преемник Сарца-Дангель (Сарса Дангел, 1563 -97). В 1559 он неудачно ходил против князя фалашей Рада'и, который с братом Халевом, надеясь на неприступность своих амб, отказал Сарца-Денгелю в дани. Царю удалось, несмотря на страшные лишения, с помощью артиллерии овладеть амбами. Через несколько лет князья фалашей Гошан и Гедеон, совершив опустошительный набег на Вагару, вызвали новый поход царя и новый погром самиенских высот.
  
   После Рада'и во главе фалашей встал Гедевон (Гидон), в 1615 он освободив из плена Лже-Якова и дав ему солдат для продолжения борьбы с царём, подал повод к походу последнего в Самиен, разрушению крепости Мезирабы и взятию амб Хоши и За-Аанкасэ. Ге-девон должен был просить мира на условии выдачи Лже-Якова. Когда восстали племена агау, Гедевон присоединился к мятежникам, но после тяжёлых сражений с войсками царя негуса Сиссинии (Сусениос, 1607-32) в 1624 потерпел поражение и был убит, лишь небольшая часть фалашей спаслась под начальством Финеаса. Это поражение имело для фалашей катастрофические последствия. В результате тяжёлой борьбы негус захватил крепости Бета-Исраэль, истребил многих членов общины, часть продал в рабство, а оставшимся предложил выбрать крещение либо смерть. Так был положен конец независимости Бета-Исраэль, а земли, принадлежавшие общине, были конфискованы. Фалаша были рассеяны по северо-западной Эфиопии. Они были лишены права владеть землей, которая раньше была у них в наследственном владении, и потому стали заниматься ремёслами: кузнечным, ткацким, кожевенным (мужчины); гончарством и плетением корзин (женщины).
  
   Т.о. во второй половине XVI в., после того, как фалаша неудачно поддержали муссульмaн, возобновилась война эфиопских негусов (императоров) против фалаша, в ходе которой последние были разгромлены в 1580-83.
  
   К этому времени относится ещё одно сообщение Исаака Акриша об эфиопских евреев, что в Константинополь прибыл их князь Хабеша (Эфиопии) и сказал: "Каждого иудея, который пожелает пойти со мною в иудейское государство, я доведу (туда) безопасно и спокойно на орлиных крыльях, потому что мои пределы примыкают к их пределам, и я много раз ходил туда". Далее Исаак Акриш говорит, что Синан-паша, визирь великого султана Мурада III (1574-95), царствующего в то время, хвалился вместе со своими слуга-ми, говоря, что, если бы не истощились в войне с Теманом (Йемен) имевшиеся в его распоряжении средства его сокровищниц и деньгохранилищ, "мы имели намерение идти к царству иудеев, так как мы находились вблизи от них". Евреи боялись расспрашивать мусульман, но те сами рассказывали, что у иудеев есть царство и укрепленные города далеко за страною Теманской. Синан-паша действительно подчинил Йемен в 1569-70.
  
   Из этого всего мы можем сделать 2 вывода: 1) Давид Реубени действительно был послом фалашей т.к. 2) эфиопские иудеи находились между мусульманами, христианами и язычниками, пытались лавировать между ними, столкнуть их и присоединиться к одной из сторон по обстоятельствам.
  
   Суждение о фалашах находим у автора XVI в., Обадьи из Бертиноро, комментатора Мишны: "...4 года израильтяне вели борьбу с окружающими народами, и многие из израильтян, взятые в плен и проданные в рабство, привозились в Египет, где египетские евреи их выкупали. Эти пленники имели несколько смуглый цвет кожи, но не настолько, как эфиопы. Но невозможно было разобрать, исполняют ли они закон караимов или раввинистов, потому что отчасти из их слов можно было заключить, что они придерживаются учения караимов; например, они говорили, что в их домах не должно быть огня в субботу, а из остального видно, что они соблюдают учение раббанитов...".
  
   У португальского миссионера Бальтазара Теллеша ("Путешествия иезуита по Эфиопии", 1710) имеется упоминание о том, что фалаши живут в Агавмедере и не подчиняются эфиопской власти.
  
   Возможно Аннибал, прадед Пушкина по матери, был фалаша: мусульманином предок поэта быть не мог: его нельзя было бы обращать в рабство и продавать христианам. Христианским князем он так же не был, ибо непонятно, как князь мог стать рабом; крещён он был уже в 1707 в Вильне (Вильнюсе). Не мог он быть и язычником, т.к. его родное имя - Ибрагим. Зато его жизнь примерно совпадает с разгромом фалашей, к числу которых он, скорее всего и принадлежал.
  
   После смерти Сиссиния княжество фалашей снова возродилось, но в меньшем объёме. Яков Брюсс в 1770 говорит о князьях Гедеоне и Юдифи, располагавших 50 тысячами солдат; резиденцией их была уже не амба Гидеон, а гора Миссикат. В XIX в. княжества уже не было, и Рюппелю во время его путешествия в Самиене показывали развалины резиденции. Потомки князей жили ещё в конце XIX в.; один из них, авва Гедеон, пользовался в 70 годах известностью и среди христиан.
  
   При Феодоре II и фанатичном Иоанне IV фалаша сделались объектом протестантских миссий и туземных насильственных обращений. Причём при Иоанне IV были запрещены нехристианские религии немонофизитские исповедания, священники в сопровождении солдат насильно крестили магометан и фалаша; их загоняли в реки солдаты, стоявшие на берегу с заряженными ружьями.
  
   При императоре Менелике, Фалаша пользовались полной свободой вероисповедания. Под давлением миссий и временных гонений среди Фалаша в 60-х годах XIX в. появились мессианские чаяния. Какие-то фанатики, авва Сирах и авва Мазари, убеждали фалаша идти в "Палестину" на встречу Мессии и утеряли, что Чермное море вторично расступится для исхода их. Большинство последовавших за ними погибло, не дойдя до моря.
  
   Перед алией в Израиль фалашей было ок. 45 тыс. человек. В 1977-93 абсолютное большинство эфиопских евреев переселилось в Израиль. Лишь отдельные семьи и разрозненные группы (например, евреи Куары, их алия началась в 1998-99) пока остаются в Эфиопии.
  
  В 1973 сефардский верховный раввин Израиля О. Иосеф признал общину бета Исраэль евреями, потомками колена исчезнувшего (Дана), отвечающими требованиям Галахи. Это открыло для общины возможность алии. С 1977 алия эфиопских евреев возобновилась, и в 1980-е число прибывающих постоянно увеличивалось (в 1980 - 258 человек, в 1981 - 647 человек, 1982 - 949 человек, 1983 - 2201 человек). Резкое ухудшение экономического положения в Эфиопии, политическая нестабильность, катастрофическая засуха, а также враждебное отношение окружающего населения поставили под угрозу само существование общины бета Исраэль. В ходе операции "Моше", предпринятой правительством Израиля в ноябре 1984, прямыми перелетами из сборных пунктов на севере Эфиопии и юге Судана (куда будущих олим доставляли с помощью сотрудников секретных служб и спецподразделений военно-морских сил Израиля) были переправлены в Израиль около 14 тыс. эфиопских евреев. В результате трудностей, связанных с прибытием в сборные пункты (голод, тяготы пути, разбойники, произвол местных властей), погибло около четырех тысяч эфиопских евреев.
  
  Демографическая структура этой алии отличалась высоким числом лиц младше 18 лет (ок. 50%) и незначительным числом старше 60 лет (5%). Среди олим было большое число неполных семей и одиночек. Репатриация эфиопских евреев выдвинула совершенно новые проблемы. Приспособление к новой социальной действительности и к достижениям современной цивилизации были основой успешной абсорбции. Но существовала также религиозная проблема: в результате многовековой изоляции религиозная практика эфиопских евреев не соответствовала установившимся нормам Галахи. Все это потребовало разработки особой программы абсорбции, затрагивающей все стороны жизни репатриантов. Израиль приложил усилие для репатриации оставшихся эфиопских евреев (в 1985 - 1886 человек, 1986 - 236, 1987- 231, 1988 - 595, 1989 - 1448). В 1990 в результате улучшившихся отношений с Эфиопией в Израиль прибыло 4121 человек, а в мае 1991, когда повстанцы подошли к Аддис-Абебе и падение марксистского режима Х. М. Менгисту стало неотвратимым, над эфиопскими евреями, сконцентрировавшимися в столице в ожидании выезда в Израиль, нависла угроза. Правительство Израиля приняло решение о немедленной эвакуации оставшихся. В ходе операции "Шломо" был создан воздушный мост между Аддис-Абебой и Израилем, и в течение 36 часов были эвакуированы более 15 тыс. эфиопских евреев. Переезд в Израиль в 1990-92 27 803 человек практически положил конец существованию бета Исраэль как реальной этнической группы в Эфиопии. В 1993 из Эфиопии прибыло 862 человек, в 1994 - 1192, в 1995 - 1312, в 1996 - 1361, в 1997 - 1677, в 1998 - 3105, в 1-й половине 1999 - 1883.
  
  В 1994 межминистерская комиссия правительства Израиля приняла решение о выдаче разрешения на въезд в страну ограниченной группе фалашмура (см. выше), проходившей подготовительный период для возвращения в иудаизм в транзитном лагере в Аддис-Абебе. В связи с тем, что на фалашмура не распространялся Закон о возвращении, они переселялись по Закону о въезде в Израиль и в рамках воссоединения семей. Это решение вызвало дискуссию в стране, так как даже часть эфиопских евреев не считает фалашмура евреями, хотя активная часть общины, возглавляемая депутатом Кнесета (14-го созыва) А. Масале, настаивает на том, чтобы были сняты все ограничения на въезд фалашмура.
  
  Специальная широкая правительственная программа стремится преодолеть и разрешить трудности абсорбции олим из Эфиопии. В Израиле издается газета, а также ведутся передачи государственного радио на амхарском языке. На конец 1999 в Израиле численность олим из Эфиопии составляла около 65 тысяч человек (среди них 15 тысяч родившихся в стране).
  
  Многие фалаша живут также в США.
  
  ***
  
  Деятели (знаменитые фалаши)
  
  
   Общественный деятель фалаша Иона Богале (1908-1987), занимался просвещением, составил иврит-амхарский словарь, опубликовал ряд сочинений по вопросам Иудаизма: "Хаггей Исраэль" ("Еврейские праздники", совместно с Ш. Беери; Асмара, 1954); "Тфиллот, бирхот ха-мазон" ("Молитвы, благословения над пищей", Иер., 1985); "Хаггада шел Песах" ("Пасхальная Аггада", Бней-Брак, 1985).
  
   Метуку Богале, брат Ионы Багале, бывший полицейский уполномоченный эфиопской провинции Шева, полковник.
  
  ***
  
  Леви Махру - 23-летний фалаша, покончивший с сабой из-за дискриминации в Израиле.
  
  ***
  
  Раввин Йоэль Бин-Нун.
  
  ***
  
  Участница конкурсов красоты Рахель Гидон.
  
  ***
  
  Даниэль Урия - активист эфиопских евреев в Израиле, борется с апартеидом по отношению к фалашам.
  
  ***
  
  А. Масале - депутат Кнесета (14-го созыва).
  
  ***
  
  Литературовед Ярден Фанта.
  
  ***
  
  Цион Анкур - подполковник, командир (1-й командир полка - фалаш) полка "Шимшон" бригады "Кфир".
  
  ***
   Адас Малда-Мицри - старший лейтенант Армии обороны Израиля, стала первой представительницей репатриантов из Эфиопии, которая смогла успешно завершить учебу на вторую академическую степень по медицине и получить должность военного врача.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"