Аннотация: Каннибализм у древних людей причина успеха ужастиков
Каннибализм у древних людей как причина успеха фильмов ужасов
Успех фильмов ужасов вызвало у меня определённые вопросы.
Почему нам нравятся ужастики?
То, что мы называем их фильмами ужасов, и испытываем страх, говорит о том, что мы ставим себя на место жертв, а не убийцы.
Почему нам это нравится?
Вероятно, это компенсирует нам какие-то инстинкты, которые в нас есть, но которые не реализуются в реальной жизни.
Ещё Зигмунд Фрейд обратил внимание, что наряду с тягой к сексу (либидо), у человека развита тяга к смерти (танатес).
Только ли интересом перед загадкой и табу смерти нам интересны эти фильмы?
Думаю, нет.
Видимо, природой заложен в нас инстинкт жертвы. Страх быть съеденным.
Это действительно так: древних людей окружали хищники, и такой инстинкт ему необходим.
Но...
Именно фильмов где человек спасается от хищников (львов, акул, крокодилов, даже динозавров) не так много, как фильмов, где убийцей выступает именно человек.
Значит ли это, что именно человек в наших инстинктах является главным потенциальным хищником?
***
А ведь это логично.
Мы знаем, по данным палеонтологии, исследовав кости, что и древние люди нашего вида, и неандертальцы, были каннибалами.
Неандертальцев съели именно люди нашего вида.
Даже и сейчас, в странах Африки и Полинезии существуют племена каннибалов.
Но и у более культурных народов сохраняются обычаи, связанные с ритуальным напоминанием о людоедстве.
Например, известно что у арабов, ещё во времена Магомета был обычай есть печень побежденного. Любопытно, что и в наше время, известный террорист Хаттаб, съедал печень пленных солдат.
У тех же арабов времён Магомета был обычай: пленному, которого решили пощадить, отрезали пядь волос и отпускали. Возможно, отрезанные волосы - как бы символ отрезанной плоти времён каннибализма.
Как пишут римские историки, евреи во время мятежа ели и лизали кровь убитых римлян и греков (эти сообщения правда противоречат законам кошерной пищи).
Тот же Зигмунд Фрейд пришёл к выводу, что евреи убили и съели Моисея (догадка - иноплеменника, см. ниже), но затем из-за чувства вины, стали обожествлять его.
В штабе армии Ганнибала серьёзно обсуждался вопрос питания этой армии людьми.
Во время Голодомора в СССР в 1930-х годах был распространён каннибализм.
***
Но сами эти легенды, а также рассказы про Бабу-Ягу (лесная женщина, яга - лес, отсюда - ягода), которая ела детей, и т.д., видимо отражает какие-то реальные события.
И мы это знаем: существуют так наз. маньяки, серийные убийцы.
Мы знаем, что они не просто убивают свои жертвы, но и съедают части их тел (или отрезают).
Получаются, что убийцы - это атависты, в них возобладал инстинкт древних людей, которые охотились не на животных, а на других людей.
На кого же?
Ясно, что люди охотились не на членов своей стаи, а на членов другой.
Возвращаясь к Моисею, которого многие принимали за египтянина, могли ли его съесть как представителя иного племени?
Я в этом сомневаюсь. Думаю, отказ от каннибализма у людей произошёл намного раньше.
***
Получается, древние люди питались иноплеменниками.
Так ли это?
Вернёмся к Фрейду.
Фрейд учил, что мы запрещаем то, к чему имеем тягу.
Бессмысленно запрещать, то чего нам не хочется.
Поэтому, говорил Фрейд, раз мы запрещаем, например инцест, значит где-то в глубине души, мы его хотим. Сначала мы желаем мать, потом сестёр, а только потому, нас начинают привлекать другие девушки.
Также Фрейд говорил об убийстве.
Правда, Фрейд говорил об убийстве отца. То есть о борьбе за его положение в стае.
Фрейд считал, что наши предки съели ненавистного жестокого отца, но потом, из-за чувства вины, стали поклоняться ему как тотему.
Я лично сомневаюсь в правоте этого тезиса. Да, безусловно, отношения отца и сына не простые, безусловно, в раннем детстве ребёнок ревнует мать к отцу, но вряд ли это приводит к его убийству во взрослой жизни.
Я же думаю, что съедали представителей других стай (племён).
Недаром в фильмах ужасов отмечается, что "местные" не убивают друг друга, а съедают приезжих.
Этнограф Лев Гумилев тоже обратил внимание на это: более жестоко человек относится не к своим соседям, а к представителям других суперэтносов (других рас, религий).
Казалось бы, рассуждает Гумилев, это не логично: два соседних народа из века в век друг друга ненавидят, враждуют, и должны уничтожать друг друга беспощаднее, чем представителей далёкого народа, но это не так.
В самом деле, например англичане тысячу лет подавляли и воевали с ирландцами и шотландцами. Они друг друга недолюбливают до сих пор. Но и существуют эти народы, не истреблены.
А вот индейцев Америки и аборигенов Австралии и Новой Зеландии англичане стали истреблять полностью, они, конечно, сохранились, но только там, куда англичане не добирались - пустынях, горах и т.д., ставших резервациями.
***
Почему же наши предки отказались от каннибализма?
Вернёмся к гению Фрейда, к его постулату, что запрещено то, к чему имеется сильная склонность.
А теперь вспомним древние библейские законы, а именно принцип кровной мести. Библейское повествование позволяет заключить, что и до законов Моисея кровная месть была узаконенным обычаем (Быт. 4:23,24).
Как известно, человек - суперхищник.
Мы находимся на самой вершине трофической пирамиды.
Не имея врагов, дикие звери были не опасны группе людей, вооружённых камнями, палками и огнём, человечество быстро размножалось.
Люди съели, как мы теперь поняли других видов рода Человек, например, неандертальцев, съели мамонтов.
Но и съев огромные стада зверей, человек благодаря своему мозгу нашёл выход: он стал разводить домашних животных и съедобные растения.
Людей становилось всё больше.
Естественно существовала кровная месть: если вы съели представителя другой группы (племени, сообщества, семьи), то начиналась кровная месть.
Видимо, из-за кровной мести, чтобы положить конец беспрерывным войнам из-за неё, люди стали отказываться от каннибализма, и наложили на убийство человека табу.
Этому поспособствовало и сельское хозяйство - научившись разводить домашних животных и начав возделывать съедобные растения, человеку уже не нужно было охотиться для выживания (конечно, я говорю о климате, где с/х возможно, в пустынях Африки людям для выживания всё ещё приходится заниматься охотой и собирательством).
Изменился вкус. Человек стал привыкать к мясу домашних животных.
Кроме того и с другими "сообществами" надо было развивать отношения, для полового обмена, чтобы избежать инцеста.
С другой стороны, росла и стая, превращаясь в племя.
Охотиться на представителей других стай стало всё труднее, и не целесообразнее.
(Охота на представителей своего семейства исключалось само собой как шаг против собственного выживания).
***
Однако инстинкты страха быть убитым и съеденным другими людьми видимо где-то в глубине нашего сознания и существует до сих пор, раз нам хочется испытывать его, смотря фильмы ужасов.
***
Почему же и сейчас есть "люди" - маньяки, которые убивают других людей?
В них восторжествовал древний инстинкт, они стали испытывать тягу к убийствам и каннибализму.
Причём эта тяга стала настолько сильной, что поборола страх перед наказанием.
Чем это объяснить?
По-видимому, тем, что человеческое сообщество - есть очень странный суперорганизм, который каким-то образом обладает саморегуляцией.
То есть природа как бы эволюционно поступает логически: с помощью генетических аномалий рождается организм с новыми признаками, "на удачу", эти признаки могут быть "полезными", и привести к успеху, а могут оказаться "вредными".
К счастью, саморегулирующаяся система способна уничтожать таких личностей. Их рано или поздно ловят, и ограждают от общества.
***
Но почему всё-таки в убийцах жажда убивать поборола страх перед жестоким наказанием?
Здесь уместно вспомнить, что это свойство всех преступников.
И это, на мой взгляд, тоже атавизм.
Раньше, в первобытные времена, "преступник" были как раз преуспевающим человеком.
Если он был наглее и сильнее остальных, то мог отнимать у них "собственность" (кстати, я никогда не верил в первобытный коммунизм. Мне кажется, изначально у людей была собственность. Да и животные, защищают СВОЁ гнездо, пищу, свою самку и т.д.).
Таким образом, преступник, с сегодняшней точки зрения, становился лидером в первобытной стае.
Поэтому, несмотря на всё преступники парадоксально любят рисковать видимостью своих преступлений: они и хотят подавить остальных страхом и своими лидерскими качествами.
Преступления как отметил Чезаре Ломброзо происходят вовсе не из-за социальных причин (голод, например), или, во всяком случае, редко из-за них.
Ломброзо прав, рассуждая о врождённой преступности.
Это можно сказать иной вид человека. Это стратегия выживания и внутривидовой конкуренции, обусловленная генетически.
И только благодаря тому, что человек ведёт социальный образ жизни, преступники оказываются чаще всего маргиналами-неудачниками, так как их поведение деструктивна для сообщества.
Но в обществе происходит сбой: вопреки социальной жизни, такие люди рождаются, как будто всё ещё мы живём в первобытное время.
Это понятно: человеческое сообщество эволюционирует слишком быстро, намного опережая биологическую эволюцию человека.
В какой-то момент, социум начинает давить на человека.
Люди не приспособлены для жизни в городах.
Стресс, загрязнённая среда обитания, излишняя скученность населения, приводит к противоречию к биологии человека.
И люди вымирают.
Конечно, из-за процессов миграции мы этого не замечаем, но это так. Город как чёрная дыра засасывает людей из деревень, из других стран вместо вымерших и деградировавших горожан.
Мы, несомненно, пришли к эволюционному тупику.
Нереализованная запрограммированная самой природой жестокость вырывается в нас по отношению к слабым, в семье, в компьютерных стрелялках, в фильмах ужасов.
Ведь мы ужасные хищники, истребляющие всё и вся, и по мере того, как мы съели всё что можно, инстинкт не обманешь - мы начинаем охотиться на друг друга.
Мы ищем любой повод, чтобы начать войну, борьбу, конфликт.
Поэтому в один прекрасный момент мы и начинаем решать все проблемы с помощью старой доброй бензопилы...