Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Суринам Еврейское государство в Америке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Суринам Еврейское государство в Америке

  В Суринаме (государство в Южной Америке) некоторое время существовала еврейская колония Йоденсаванна (Jodensavanne - "еврейская саванна").
  
  Евреи, в основном из Нидерландов и их колоний в Бразилии, стали селиться в Суринаме в 1630-х, вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением Великобритании). Сохранилась ктубба, составленная в Суринаме в 1643 и подписанная раввином. В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей. После 1654 в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата Португалией. Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома.
  
  В 1664 в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из Ливорно, живших там с 1660. Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины.
  
  Евреи, в особенности переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, высоко ценившимся в те времена, внесли в 1650-60-х весомый вклад в становление хозяйства Суринама. Учитывая это, британские власти в августе 1665 предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную автономию. В начале 1667 эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны.
  
  В феврале 1667 Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах; согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 и подтвержденному в апреле 1668 парламентом провинции Зеландия (ей формально принадлежал Суринам), все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов. Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли её осенью 1667. Ещё 10 еврейских семей уехали из Суринама в 1677, воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674. Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на Ямайку. В 1682 Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией. Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 и 1686, отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе.
  
  В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной Франции. Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы.
  
  К 1694 в колонии насчитывалось 94 семьи сефардов и 12 семей ашкеназов - всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около 9 тысяч рабов.
  
  В 1672 на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665, образовалось еврейское поселение, в котором начала работать синагога и было открыто еврейское кладбище. В 1682 жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям.
  
  Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоденсаванна, где жили почти исключительно евреи. В 1685 в Йоденсаванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать бет-дин. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной Амстердама.
  
  Еврейское сообщество приобрело большую внутреннюю автономию, и занялось земледелием и разведением плантаций сахарного тростника.
  
  В джунглях Суринама, евреи основали религиозную общину "Брохе Вешалом". Там, в бассейне реки Суринам, они построили город-крепость с синагогой в центре. Хотя города уже нет, этот район сейчас известен под названием Йоденсаванна, с центром, именовавшимся "Едендорф" - "Еврейская деревня". В дальнейшем колония пополнилась голландскими и немецкими ашкенази и даже беженцами военной поры.
  
  В 1674 евреи пригласили первого раввина, Исаака Нето. Процветание суринамской еврейской общины начинается с 1680, когда евреи были там признаны равноправными с другими колонистами и еврею Самуилу Наси был предоставлен маленький островок около Суринама, Саванна. Там Наси развел плантации, вокруг которых поселились многие евреи; в этой же Саванне конгрегация "Beracho we-Schalom" ("Благословение и мир") построила между 1665 и 1671 (или в 1685) роскошную синагогу. Руины синагоги "Браха ве-Шалом" до сих пор манят исследователей и археологов в Йоденсаванну.
  
  Йоденсаванна осталась в руках семьи Наси, и в течение всего 17 в. члены не переставали вести войны с неграми и французами, отражая их нападения.
  
  Когда французский флот под командой адмирала Кассара напал неожиданно на еврейскую колонию Суринам (в 1689), евреи оказали отчаянное сопротивление, несмотря на то, что день был субботний. Такую же храбрость они проявили и в 1712, когда Кассар вторично атаковал Суринам; один из членов семьи Пинто защищал форт и принужден был сдаться, лишь уступая многочисленности врагов. Особенно отличался храбростью и искусной тактикой Давид Наси. Он умер в 1743 на поле битвы во время своего 31-го похода против беглых негров.
  
  Йоденсаванн уменьшался в течение середины 18 в., большая часть её населения, переехало в Парамарибо.
  
  В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев - крупных землевладельцев было чрезвычайно велико. Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции.
  
  Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. - 1,5-2 тыс. человек (37,5%-50% всего населения).
  
  Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей (в том числе вразнос), среди них были также распространены свободные профессии. В 1734 еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской литургии, раскололась на сефардскую и ашкеназскую.
  
  Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в Иудаизм мулаты - незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок: в результате сожительства еврейских плантаторов с чёрными рабами рождались мулаты. Местная община поначалу смотрела на них косо, но потом мулаты были признаны "полными евреями".
  
  При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Давида Наси - Давид де Исаак Кохен Наси (David Isaac Cohen Nassy, р. в 1747), один из руководителей ("регентов") сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение ("лицей"), где читались курсы лекций на различные темы.
  
  В 1712 у колонистов начались проблемы. Территорию захватили французские пираты, которым пришлось платить немалую дань. Кроме того, в Европе научились добывать сахар из свеклы, что также сильно отразилось на ценах.
  
  Йоденсаванн была разрушен в 1832 в результате восстания рабов, в результате которого пожар уничтожил почти все дома, принадлежавшие еврейской общине.
  
  ***
  
  В 19 в. - начале 20 в. в результате запрещения работорговли (1819), отмены рабства (1863) и падения мировых цен на сахар экономическое положение Суринама постепенно ухудшалось. Евреи начали покидать колонию; среди тех, кто уезжал из Суринама, первоначально преобладали сефарды, так что к 1836 ашкеназская община впервые превысила по численности сефардскую. Голландский язык вытеснил португальский в качестве разговорного языка евреев Суринама.
  
  На начало 20 в. евреи сосредоточили в своих руках торговлю и эксплуатацию золотых приисков; они занимают главные общественные должности. В колониальном войске им ввиду их общественного положения принадлежат почти все офицерские места.
  
  К началу 20 в. в колонии оставалось примерно 1500 евреев, к 1923 - 818.
  
  В 1930-х территориалистская Лига свободной земли, основанная И. Н. Штейнбергом, выдвинула проект создания в Суринаме еврейских колоний, однако он не был реализован.
  
  В годы Второй мировой войны в Суринам из Нидерландов и некоторых других европейских стран, оккупированных гитлеровской Германией, прибыли еврейские беженцы, однако впоследствии все они покинули колонию.
  
  В начале 1970-х в Суринаме жили примерно 500 евреев. Функционировали 2 синагоги - сефардская и ашкеназская; богослужения проводились в них попеременно. В первой половине 1990-х численность еврейского населения Суринама (с ноября 1975- независимая республика) составляла, по приблизительной оценке, примерно 200 человек.
  
  Дипломатические отношения между Государством Израиль и Республикой Суринам были установлены вскоре после ее провозглашения. Интересы Израиля в Суринаме представлял посол в Венесуэле.
  
  До недавнего времени в Парамарибо в Суринаме было две древних синагоги, знаменитых своей примечательной архитектурой и покрытыми песком полами. Но нелегкие времена заставили еврейскую общину сдать в аренду меньшую из двух, "Цедек ве-Шалом", за 3,5 тысячи долларов в месяц. Все еврейские ритуальные предметы были вынесены и переправлены в израильский Музей Диаспоры, а местная компьютерная фирма переделала сефардскую синагогу в интернет-кафе.
  
  "Ни у одной религии в Суринаме нет противоречий с другими, - говорит Гуидо Роблес, известный еврейский бизнесмен в Парамарибо. - Все проблемы исходят от политиков".
  
  В 2003 численность еврейского населения Суринама, по оценочным данным израильских демографов, составляла около 200 человек. В середине 2000-х в Суринаме функционировали две еврейские общины: ашкеназская - Неве-Шалом и сефардская - Цедек ве-Шалом. В начале 2000-х из-за финансовых трудностей, вызванных, в первую очередь, переездом нескольких состоятельных еврейских семей из Суринама в Нидерланды, США и Израиль, община была вынуждена сдать здание синагоги Цедек ве-Шалом.
  
  "Небольшая община, подобная нашей, не может позволить себе содержать две синагоги", - пожаловался Джулс Донк, президент конгрегации "Неве-Шалом".
   Все ритуальные предметы были переданы в Бет ха-тфуцот. В оставшейся конгрегации Неве-Шалом в 2004 насчитывалось 125 человек. В конце 1990-х конгрегация окончательно перешла на позиции либерального Иудаизма. С этого времени в конгрегацию могут входить и члены смешанных семей - неевреи. Конгрегацию возглавляет Лилли Дуюм.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"