Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Знаменитые Евреи Средней Азии и Ирана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаменитые Евреи Средней Азии и Ирана

  Некоторые бухарские евреи (так называют евреев Средней Азии) достигли большого почёта при Газневидах (Х-ХI вв.), которые доверили им управление рудников в Балхе и Хорасане.
  
  Евреи по преданию основали Хорезм: еврейка "Шосан-Духт (дочь лилии; из евр. - ;лилия; и перс. духт - ;дочь;), (жена персидского царя) Иаздкарта I, сына Шапура; дочь ;Решгалутака;, царя евреев; мать Бахрама Гора" (?? 46-47); "еврейская царица основала колонию для её единоверцев в Гае (Гее), предместье Испагани... Нарсес, сын еврейки, основал город Хорезм".
  
  В 712 евреи и язычники Хорезма поднимают антиарабское и антифеодальное восстание. В 712 (93 год Хиджры) происходит завоевание Хорезма знаменитым арабским полководцем Кутейбой ибн-Муслимом.
  
  Ал-Табари (в арабской версии, в некоторых деталях дополняемой персидской версией Балами, а также ал-Белазури и ибн-ал-Асиром) так рисует обстоятельства падения независимости Хорезма. Около 712 в Хорезме происходит острый внутренний кризис. Младший брат правящего хорезмшаха, еврей Хурзад (Хурразад, родственник Чагана - тогдашнего правителя-хорезмшаха), фактически захватывает в свои руки власть над страной, оттесняя законного шаха, который совершенно бессилен перед мятежниками. Хурзад и его приверженцы расправляются с поддерживающей шаха аристократией, отнимая их "девушек, дочерей, сестёр, красивых жён", имущество, скот. Тогда шах входит в тайные сношения с Кутейбой, призывая его на помощь. Кутейба принимает предложение. Чтобы отвлечь внимание мятежников, он делает ложную диверсию в сторону Согда. Хорезмшах, чтобы поддержать эту версию и усыпить внимание своих врагов, собирает на совет своих ученых ("хабр", см. ниже), князей (малик) и дихканов и рассказывает им о походе Кутейбы на Согд. Используя внезапность удара, Кутейба врывается в Хорезм, разбивает Хурзада и его союзника, некоего "царя Хамджерда", и учиняет жестокую расправу над мятежниками (уничтожает 4000 пленных). По Бируни, Кутейба дважды ходит походом на Хорезм, ибо после первого похода население вновь восстает и (по Белазури) убивает предателя хорезмшаха. После второго похода Кутейба возвел на хорезмский престол сына убитого хорезмшаха - Аскаджамука II.
  
  Что перед нами не просто внутридинастическая распря, а нечто гораздо более серьезное, говорит, помимо исключительной жестокости расправы над восставшими, ряд важных деталей социальной программы Хурзада: захват имущества и скота приверженцев хорезмшаха и, в особенности, женщин их гаремов. Эта последняя, на первый взгляд мелкая и даже анекдотическая деталь представляет особое значение: ликвидация гаремов аристократии и возвращение женщин этих гаремов в общины под лозунгом восстановления группового брака красной нитью проходит через социальную программу антифеодальных движений Маздака. Археологические памятники афригидского Хорезма VII-VIII вв., демонстрирующие мощное развитие частной фортификации с резким выделением мощных замков аристократии наряду с сильной укрепленностью крестьянских усадеб, подтверждают положение о большой остроте социальной борьбы этой эпохи. В движении Хурзада мы, следовательно, можем видеть нечто близкое к движениям Маздака в Иране в V в., Абруя в Бухаре в VI в. и Муканны в Мавераннахре в VIII в., демократическое движение общин, отстаивавших в союзе с некоторыми элементами аристократической верхушки, заинтересованными в сохранении общинно-рабовладельческого уклада против развивающихся феодальных отношений.
  
  Идеологами восстания было духовенство Хорезма, созванное, согласно Табари, хорезмшахом (предавшим в 712 свою страну арабам), на государственный совет вместе с князьями (мулук) и дихканами, носит название ахбар, ед. ч. - хабр - термин, по словарю Абу Абд аллаха Мухаммеда ал-Хорезми обозначающий: "еврейский учёный", "учёный раввин". По сведеньям Бируни "И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех... учёных (множ. ахбар), что были среди них".
  
  
  ***
  
  Знаменитые иранские и бухарские евреи:
  
   Эсфириь (Эстер) - жена персидского царя Ксеркса, знаменитого своим походом на греков. Героиня книги "Эсфириь" - защетила вместе со своим дядей Мордехаем евреев от нездорового антисетита Амана, высокого царского чиновника, и его приспешников.
  
   Шушандухт (Шосан-Духт) - жена персидского царя Йездигерда I (399-420), дочь ;Решгалутака;, царя евреев; мать персидского царя Бахрама V Гора. Основала колонию евреев в Гае (Гее), предместье Исфахана. Также построила города Шос (Шошан) и Шостер. Эпитеты, которыми народ наградил Иездегерда I: грешный, злой, предатель, безбожник и пр., объясняются религиозной терпимостью этого царя к евреям и браку его с дочерью "Решгалутака" - эксиларха. Невыясненным остается имя эксиларха, отца царицы. Принимая во внимание указанное выше сообщение Талмуда (Зеб., 19а) о необыкновенном благоволении Иездегерда I к Гуне бен-Натан, некоторые полагают, что еврейская царица была дочерью последнего; это мнение, однако, следует считать ошибочным, ибо Гуна бен-Натан не был эксилархом. Так как эксилархат отца царицы следует отнести к началу V в. (Бахрам Гор род. в 407), то последнего можно отождествить со следующими эксилархами того времени: Мар-Кагана, Мар-Иемар, Мар-Зутра I [однако текст Schach-Nameh Pehlavi (с некоторыми отступлениями в произношении имён) подтверждает, что именно Гуна бен-Натан был отцом персидской царицы].
  
   Нарсе (Нарсес) - сын Шушандухт и персидского царя Йездигерда I, брат Бахрама Гура. Ему приписывают основание города Хорезма, что впрочем невозможно т.к. Хорезм упоминается уже в надписи Дария I; но возможно, что город был позднее Дария разрушен или пришёл в упадок, но вновь был отстроен Нарсе? Нарсе был главным начальником персидского войска и наместником Хорасана.
  
   Бахрам V (Варахран V; Бахрам Гур) - персидский царь - шахиншах с 420/421 по 439. Сын Йездигерда I и Шошандухт, см. выше. Варахран V почти не занимался делами, отдавшись развлечениям и удовольствиям. Он был смелый охотник, утончённый любовник (персидская традиция сохранила много анекдотов о его любовных похождениях) и большой любитель пиров. Управление государством было перепоручено всесильному временщику Михр-Нарсе. Бахрам Гур стал знаменит не столько своим правлением, сколько как герой "Шахнаме" где его образ был идеализирован и героизирован. Благодаря своему образу в "Шахнаме" позднее стал также героем многих иранских мифов и преданий, раннего Средневековья. В мифологическом образе ему "предписывалось" победа над неким драконом. Также как герою "Шахнаме" ему было предписано, справедливое правление, забота о народе, ему ставилась в заслуги, создание первых поэм на фарси. Если в его справедливое правление, еще можно верить, то возведение его в ранг первого поэта писавшего на фарси, является чистейшей воды мифологией. Т.к., в период царствования Бахрама Гура, языком Ирана, как официальным, литературным, так и разговорным, был среднеперсидский язык - пехлеви. Сыном Бахрама Гура был Йездигерд II, также персидский царь (438-457).
  
   Бустанай - первый эксиларх (глава евреев) времён владычества арабов в Персии, в середине VII в. Сын эксиларха Ханании. Ему халиф Али (656-661) отдал в жёны Дару (Аздадвар) - дочь последнего Сассанида, Иездегерда III (624-652), с которой Бустанай жил вне брака, как с наложницей, и имел от неё нескольких детей, правоспособность которых впоследствии была, однако, оспорена его сыновьями от другого брака. Около 300 лет спустя, потомки принцессы были объявлены потомками незаконнорожденного (Гай-гаон, l. c.). Анан бен-Давид (см. ниже) был одним из потомков этого эксиларха.
  
  
  Абу-Иса Исфахани (действовал между 685-92) - первый крупный еретик, чьё учение переросло в караимство. Объявив себя пророком - предшественником Мессии, он собрал войско, чтобы освободить евреев от угнетателей. Во главе 10 тысяч еврейских воинов он сразился с халифом, однако был убит в сражении. Он учил, что Иисус и Магомед были истинными посланниками Бога. Подобно христианам, он запретил развод, молится 7 раз в день, евреи в изгнании должны не употреблять мяса и вина, поскольку те разрешены только во время жертвоприношений и возлияния вина в Иерусалимском Храме. Последователем его Иегуда Гамаданский в VIII в. создал в Иране секту иудганитов. После смерти Иудгана, его ученик Мушка из Кома, по словам Шарастани, основал секту Аль-Мушканиа, учившую, что Магомет был пророком для иноверцев, но не для евреев.
  
  Анан бен-Давид (VIII в.) - основатель караимства. Выступил претендентом на пост эксиларха. По-видимому, жил в Багдаде, где в 762-67 создал секту, члены которой именовались "ананитами". Когда около 760 эксиларх Исаак Искави умер, - 2 брата из его ближайших родственников, Анан и Иосия (Гассан), стали ближайшими кандидатами на получение высокого и почётного сана реш-галуты. 1-й был старше и богаче 2-го богословскими познаниями и имел, по-видимому, все преимущества перед младшим и менее учёным Иосией; тем не менее, выбор пал на последнего. Иосия был избран в эксилархи начальниками вавилонских школ (гаонами) и старейшинами главных еврейских общин; выбор этот был утвержден багдадским халифом. Причины такого неожиданного результата, если верить древним историкам, были следующие: 1) Анан был самонадеянного и властолюбивого характера, тогда как его брат отличался мягкостью и скромностью. Кроме того, говорили, что Анан относится равнодушно или презрительно к традиционному Иудаизму; брат же его был человеком благочестивым, питавшим уважение к закону. Отношение Анана к раввинскому Иудаизму частью проистекало из его продолжительного пребывания в пограничных с Месопотамией странах, находящихся к востоку от Багдада и служивших главным очагом антираввинских сект. Политические приверженцы ;нана, которые, по-видимому, были с ним солидарны в вопросах религиозных, не покинули его, вследствие чего Анан рискнул провозгласить себя антиэксилархом. Мусульманское правительство, конечно, не могло не усмотреть в этом шаге признаков восстания против священной особы халифа, который формально облёк Иосию властью; такой проступок должен был показаться властям преступным. Поэтому, когда стало известно, что Анан провозгласил себя эксилархом, последний был арестован в одно из воскресений 767 и заключён в тюрьму; в следующую пятницу его должны были казнить как виновного в государственной измене. Но, к своему счастью, Анан нашел в темнице очень выдающегося и проницательного товарища по заключению, а именно основателя великой мусульманской казуистической школы ганифитов (их ритуал доминирует в Турции), названных по имени al-Nu'man ibn Thabit (Abu Chanifah). Он дал несчастному претенденту на эксилархат следующий мудрый совет, который спасет ему жизнь: Анан должен объяснить все сомнительные и неясные предписания в Торе в духе диаметрально противоположном их традиционному толкованию и сделать своё толкование основанием новой секты. Анану надлежало заручиться для своего освобождения приверженцами, а также присутствием самого халифа на суде, причём Абу-Ханифа ему советовал прибегнуть просто к подкупу представителей военно-придворной знати. Выбрав подходящий момент, Анан должен был броситься к ногам халифа и воскликнуть: "О, повелитель правоверных! повелел ли ты моему брату Иосии, назначив его на столь высокий пост, стать во главе 2-х религий или же одной?". Несомненно, халиф ответит: "Только во главе одной". После этих слов Анану следовало объявить, что его религия не имеет ничего общего с религией брата и евреев-раввинистов и что его последователи совершенно солидарны с ним в вопросах веры. Анану было легко так говорить, потому что большинство его адептов относилось враждебно к раввинистам. Он и его друзья согласились с мудрым советом Абу-Ханифы, и в присутствии халифа Алмансора (754-75) Анан очень искусно реабилитировал себя, даже снискал особенное благоволение халифа тем, что с уважением отнёсся к Магомету, как к пророку арабов и всего ислама, и объявил, что его религия во многих пунктах солидарна с исламом. Он привёл в доказательство тот факт, что установление праздников и весь календарь основываются у него не на астрономических вычислениях, как у раввинистов, но на непосредственных наблюдениях над Луной, как у последователей ислама. Анан мог теперь посвятить себя разработке своего учения и составлению соответствующего кодекса. Необходимым условием было одно обстоятельство: проповедуемое новое учение должно было разниться от традиционного Иудаизма, потому что это являлось настоящим raison d';tre новой секты. Т.к. большинство последователей Анана относилось враждебно к раввинистам, то это было ещё более уместно. Его "Sefer ha-Mizwot" ("Книга заповедей"), над которой Анан работал в течение многих лет и которая была окончена лишь около 770, явилась основой молодой ананитской секты.
  
  Иуда ха-Парси - по сообщению Авраама ибн-Эзры написал книгу, в подтверждение того, что израильтяне первоначально вели счёт времени, подобно другим народам, по солнечным годам. Своё положение он основывает, во-первых, на том, что Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей зависят от 3 главных моментов земледельческой жизни: посева, жатвы и сбора произведений земли, что, со своей стороны, зависит от движения Солнца; во-вторых, на том, что в Св. Писании, нет ясного указания на лунный год. Ибн-Эзра в своём комментарии к Числ., 3, 89, приводит объяснение Иуды ха-Парси по поводу разницы между показанным в этом стихе итогом исчисленных левитов и суммой, получаемой при сложении отдельных цифр (разница = 300).
  
  Рузбах - губернатор в Сирафе, главном порте Халифата в X в., еврей.
  
  Даниэль бен Моше Абу-Сулейман аль-Кумиси - караим, уроженец персидской области Кумис, жил, по словам Масуди, в Иерусалиме и умер в 334 г. Хиджры, т.е. в 945/6. Масуди причисляет его к переводчикам Библии на арабский язык и комментаторам. Аль-Кумиси считал, что в случае сомнений в интерпретации библейского текста должно быть принято буквальное толкование закона.
  
  Веньямин Тудельский, средневековый еврейский путешественник, сообщает о неком еврейском государстве в Нишапурских горах, в северо-восточном Иране, на границе с Туркменией, к северу от Большой Солончаковой пустыни горная область Нишапур с главным городом того же названия, что соответствует рассказу Вениамина. Рассказы Вениамина Тудельского основан на сообщённых ему неким р. Моше, взятого оттуда же персами в плен, сообщения. По словам Моше, 4 колена поселены были там ещё Салманассаром. Они совершенно независимы, управляются своим собственным князем (в его время - левитом р. Иосифом Амаркелой), находятся в дружественном союзе с туркменами, и ведут войны со страной Куш (Гиндукуш? Кушан?) и персами. Занимаются они земледелием и имеют много укрепленных городов.
  
  Нахавенди Биньямин бен Моше (до серед. IX в., Нехавенд, Иран) - один из виднейших караимских законоучителей. Я"куб ал-Киркисани сообщал, что Нахавенди был знатоком Галахи раббанитов и долгое время был судьей. Нахавенди расходился с Ананом бен Давидом по многим вопросам, относился к раббанитам весьма терпимо и готов был принять их установления даже в тех случаях, когда они не опирались непосредственно на текст Библии. Нахавенди считал не обязательным подчинение общепризнанным авторитетам и допускал свободу личного суждения в вопросах Галахи. 2 труда Нахавенди в области права - "Сефер ха-мицвот" ("Книга предписаний") и "Сефер ха-диним" ("Книга законов") - составили, по-видимому, часть свода галахи караимов. Нахавенди является также автором комментариев к Пятикнижию, книге Исайи, Псалмам, Песни Песней и книге Даниэля. Его комментарии высоко ценил А. Ибн Эзра.
  
  Масарджавай - один из ранних арабско-еврейских врачей и старейший переводчик с сирийского, жил в Бассоре ок. 883. Масарджавай перевёл с сирийского на арабский яз. пандекты архидиакона (епископа?) Аарона, прибавив к ним 2 главы собственного сочинения. Он - автор 2 трактатов: "Сила питательных веществ. Их преимущества и недостатки" и "Сила лечебных трав. Их преимущества и недостатки" (они не сохранились, но благодаря некоторым отрывкам мы в известной мере знакомы с их содержанием).
  
  Сагль (Шауль) аль-Табари - врач, математик и талмудист, родом из Табаристана (у Каспия, ок. 800). Он перевёл на арабский язык Альмагест Птолемея и другие сочинения по философии и медицине. В его переводе "Алмагеста" имеется глава о диоптрике, пропущенная в переводе Хонейна ибн-Исаака и др.
  
  Али ибн-Сагл (Абул-Хасан) аль-Табари - врач и 1-й шахматист еврей; жил в Ираке приблизительно в середине IX в.; род. в Табаристане, сын вышеописанного Сагля аль-Та-бари. Некоторое время Али жил в Раи, где его учеником по медицине был Мохаммед аль-Рази. В игре в шахматы ученика с учителем победителем стал Рази. Али рекомендовал шахматы в качестве средства для развития умственных способностей. Из Раи Али переехал в Самарру и несколько лет исполнял обязанности секретаря у Мазьяра ибн-Карина. Из-за настойчивых просьб аббасидского халифа аль-Мутасима (833-842) Али принял ислам. Халиф определил его на службу при своем дворе, где Али продолжал служить и при аль-Мутаваккиле (847-861). Перу Али принадлежат следующие произведения: 1) "Firdaus al-Chikmah" ("Сад мудрости"; оно называется также "Al-Kunnasch" и представляет систе-матическое в 7 частях изложение медицины); 2) "Tuchfat al-Muluk" ("Дар царя"); 3) сочи-нение о правильном употреблении пищи, питья и медикаментов; 4) "Chafth al-Sichchah" ("Попечение о здоровье"), по греческим и индийским источникам; 5) "Kitab al-Ruka" ("Книга об амулетах"); 6) "Kitab fi al-Chijamah" ("Книга о кровопускании"); 7) "Kitab fi Tartib al-Ardschiy;h" ("Трактат о приготовлении пищи").
  
  Нафис бен Дауд (серед. XIV в. ) - учёный еврей, выехавший из Тебриза в Каир, где принял ислам и стал известным медиком и учёным мусульманского мира.
  
  Иосиф Парси - математик XV в., автор "Keli Faz" - руководства к устройству математических инструментов.
  
  Одним из лидеров караимов в Средней Азии в Х в. был Менахем из Газни.
  
  Шахин из Шираза (XIV в.) - основоположник еврейско-персидской литературы, ав-тор героико-эпической поэмы на библейские сюжеты, написал на еврейско-персидском яз. поэму "Сефер шарх Шахин ал ха-Тора" ("Книга Шахина шарх Торы"), представляющую собой поэтическое переложение Пятикнижия. Поэма подразделяется на 4 части: "Мусана-ме" ("Книга Моисея", завершена ок. 1326), "Ардаширнаме" ("Книга Ахашвероша"; завершена ок. 1332), "Эзранаме" ("Книга Эзры"; о вавилонском пленении и возвращении в Сион) и "Юсуф ва-Зулейха" (из книги Бытие - история Иосифа и жены Потифара Зулейхи, как она названа в персидском фольклоре; завершена примерно в 1358). Наряду с библейским материалом Шахин широко использует Аггаду и Мидраш. Вместе с тем поэт пользуется мотивами персидского героического эпоса. Так, в "Ардаширнаме" он отождествляет Ахашвероша Библии с одним из героев поэмы Фирдоуси "Шахнаме" Ардаширом Ба-хманом, а библейскую Эсфирь - с женой Ардашира и матерью Кира.
  
  Памятником литературного творчества является Еврейско-персидский словарь к ТаНаХу, составленный в 1339 Шломо Бен-Шмуэлем из Гурганджа.
  
  Имрани (2-я пол. XV в., Исфаган, - 1-я пол. XVI в.) - еврейско-персидский поэт. В "Фатхнаме" ("Книга завоевания", 1484), героической поэме о вступлении колен Израилевых в Землю обетованную - Имрани выступает как последователь и продолжатель Шахина, положив в основу произведения книгу Иехошуа бин Нуна и ряд преданий из Аггады и мидрашей. 10 других сочинений Имрани основаны большей частью на еврейской послебиблейской традиции: "Ваджибат-у аркан-и сиздахгане-йи иман-е исраил" ("13 обязанностей и столпов веры израилевой", 1508) - поэтическое переложение 13 принципов Иудаизма, сформулированных Маймонидом; "Хануканаме" ("Книга Ханукки", 1524) - поэма о восстании Маккавеев и чуде Ханукки; "Киссейи хафт барадаран" ("Повесть о 7 братьях") - поэма о 7 сыновьях Мирьям бат Танхум, погибших во славу имени Божия (Гит. 57 б); "Хикаят-е дах мактул-е мукаддас" ("Рассказ о 10 убиенных святых") - поэтическая повесть о 10 мучениках; "Ганджнаме" ("Книга сокровища", 1536) - переложение в стихах мишнаитского трактата Авот.
  
  С XVII в. центр еврейско-персидской поэзии перемещается в Бухару, где Ходжаи Бухари сочинил эпическую "Даниель-наме" о пророке Даниеле, состоявшая из 2175 двустиший.
  
  О еврее Худайдаде, который предпочел переходу в ислам смерть, говорит написанная в разгар этих насильственных обращений поэма бухарско-еврейского поэта Ибрахима ибн Аби-л-Хайра.
  
  Магомет Саид Сармад - персидский поэт и ересиарх, р. в Кашане, в раввинской семье, в начале XVII в. Приняв ислам, Сармад пытался основать новую секту, учение которой представляло смесь Иудаизма и ислама, но его попытки не увенчались на родине успехом, и лишь в Индии, куда Сармад ездил часто в качестве негоцианта, его учение, принявшее некоторые элементы индийского сектантства, приобрело последователей. В городе Tatta (Карачи) Сармад сблизился с Абичандом (впоследствии переводчиком Пятикнижия на персидский язык) и обратил его в горячего апостола нового вероучения. В 1647 Сармад был в Haidarabad, где познакомился с Мошаном Фани, автором "Dabistan и Madha-hib" (школы сект); Сармад снабдил его материалом для изложения еврейского вероучения, которому посвящена особая глава в упомянутом сочинении. В 1658 Сармад был убит по приказу шаха. Как поэт Сармад обнаруживает крупное дарование; кроме того, он издал перевод Пятикнижия на персидский язык.
  
  Элиша Бен Шмуэль Рагиб Самарканди, наиболее популярное произведение которого, "Шахзода ва суфи" (Принц и дервиш, ок. 1680) и др.
  
  Ага Вениамин бен-Самуил - глава крымских караимов в конце XVIII - нач. ХIХ вв. Его отец Самуил принадлежал к известному караимскому семейству Челеби Синани, кото-рое переселилось из Персии в Крым в нач. XVI в.; в молодости он был учителем в Чуфут-Кале, но впоследствии приобрёл расположение татарского хана и сделался монетчиком при его дворе в Бахчисарае, получив звание "ага" (начальник, глава). Самуил был убит по дороге из Бахчисарая в Кале, 53 лет в 1769. Его место занял сын его, Вениамин, который сделался также управляющим финансами и монетчиком при дворе последнего татарского хана в Крыма Шагин-Гирея. После присоединения Крыма к России (1783) Вениамин будучи сторонником политики русских, пользовался уважением властей и сохранил за собой прежний титул. В 1795 он избран участником депутации посланной в СПб ходатайствовать пред Екатериной II об освобождении караимов от установленного для торговцев-евреев двойного промыслового налога. При поддержке ген.-губ. Крыма Зубова, депутация добилась уравнения в торговых правах с христианами и др. льгот. Ага ум. в Кале в 1824.
  
  Баннай - семья израильских артистов, родоначальник которой приехал в Эрец-Исраэль в 1880-х из Персии: Я"аков Баннай (1919-95) - актёр театра и кино (его брат Ицхак [р. в 1930] - окружной судья Беер-Шевы); Иоси Баннай (1932-2006) - израильский актер театра, кино, эстрады, певец, режиссер; Хаим Баннай (р. в 1937) - актёр театра и кино, режиссёр, преподаватель драматического искусства; Габриэль (Габри) Баннай (р. в 1940) - актёр театра и эстрады; Меир Баннай (р. в 1960) - певец и композитор; Юваль Баннай (р. в 1962) - певец, композитор, актёр, создатель популярного в 1980-90-х ансамбля "Маши-на"; Эхуд Баннай (р. в 1963) - певец, композитор, автор музыки к многим спектаклям и фильмам; Орна Баннай (р. в 1969) - актриса театра и эстрады; Урия Баннай (р. в 1969) - певец, композитор, актер кино; Эвьятар Баннай (р. в 1973) - певец и композитор.
  
  Шаул Мофаз (р. в 1948, Исфахан, Иран) - израильский военачальник. Во время Шестидневной войны воевал на Южном фронте. В 1973, незадолго до Войны Судного Дня, стал командиром разведроты парашютно-десантной бригады. В 1976 принимал участие в операции "Энтеббе". Во время Ливанской войны командовал пехотной бригадой. Окончил Высший командный штабной колледж корпуса морской пехоты США. В 1986-98 командовал парашютно-десантной бригадой. В 1988 получил звание бригадного генерала. В 1988-90 служил в должности старшего офицера пехотных войск. В 1990-92 командует Галилейской дивизией; в 1993-94 - израильскими войсками в Иудее и Самарии. В 1994 стал генерал-майором. В 1994-96 был командующим Южным военным округом. В 1996-97 возглавлял отдел планирования Генерального штаба, в 1997 стал заместителем начальника Генштаба. В 1998 назначен начальником Генштаба, получил звание генерал-лейтенанта.
  
  Харун Ясхаэли, лидер еврейской общины, известен тем, что написал открытое письмо Ахмадинежаду, спрашивая его, как он может "игнорировать неопровержимые доказательства высылки и резни евреев в Европе во время Второй мировой войны". Сомнения президента в реальности Холокоста, написал он, "вызвали возмущение народов всего мира и посеяли страх и тревогу среди небольшой еврейской общины Ирана". В интервью Ясхаэли сказал: "В данный момент прямого политического давления на еврейскую общину не оказывается". Поясняя, что заставило его написать письмо, он отметил: "Это вопрос эмоционального стресса. Я был сильно разозлен тем, что сказал президент, и сказать ему, что я думаю - это мое право".
  
  
  Юсуф Бен Ицхак Бухари, творил в XVII-XVIII вв., его перу принадлежит много произведений, в их числе - ряд газелей (лирико-мистических стихотворений), большая поэма "Мухаммас", в которой воспевается личность Моисея. Он успел также воспитать целый ряд талантливых поэтов, писавших на еврейско-персидском языке: Мулло Элиша, Мулло Узбек, Мулло Шламо, Беньямин Бен Мишоэль Амин.
  
  Амин - автор новой версии художественного перевода библейской книги "Мегилат Эстер", и перевода с иврита стихов Шломо бен Габироля. Основным его произведением является поэма "Акедат Ицхак", (жертвоприношение Исаака). Становление подлинной бухарско-еврейской (или, как тогда говорили - еврейско-таджикской литературы) завершается в конце XIX в., когда в бухарско-еврейской истории возникает фигура рабби Шимона Хахама (1843-1910).
  
  Заслуживают упоминания также Рафаэль Бен Моше Галибов, Азарьё Бен Иосиф Юсупов и многие другие, внёсшие огромный вклад в сокровищницу мировой литературы.
  
  Героизм еврейских мучеников описал и бухарско-еврейский писатель Юсуф Яхуди.
  
  Биньямин бен Мишаэль Амина (нач. XVIII в.) - писатель, в автобиографической поэме "Саргузашти Амина ба хамсараш" ("Приключения Амины с его женой") весьма откровенно и с явной автоиронией пишет о тяготах супружеской жизни, но почти ничего не сообщает о себе. Основным его произведением является поэма "Акедат Исхак" ("Жертвоприношение Исаака"), в которой обильно использован материал мидрашей. Ему принадлежат и поэмы "Пуриминаме" ("Книга Пурима"), "Мунаджатнаме" ("Книга уединённых молитв"), "Даниялнаме" ("назире" на одноименную поэму еврея Хаджейи Бухари) и ряд лирико-мистических газелей.
  
  Бухарские эмиры награждали преданных евреев фамильными званиями, так одному еврею было дано звание "Ходжи Бек", впоследствии ставшее Ходжибеков. Бухарские евреи достигали высоких постов при дворе эмиров. Известный купец, руководитель общины в Бухаре Арони Кандин (Арон Бен Моше) служил министром финансов при эмире Музаффаретдине (1860-1885), но вынужден был по приказу последнего принять ислам.
  
  После присоединения Средней Азии к России, многие бухарские евреи стали олигархами - владельцами земли, гостиниц, магазинов, мастерских, артелей, заводов и фабрик: в Коканде - братья Вадьяевы, Потеляховы, Симхаевы, в Ташкенте - Довидовы, в Самаркан-де - Муллокандовы, Калантаровы. Другие были: Календарёвы, Пинхасовы, Ходжабековы, Рубиновы, Фузайловы, Иглановы, Ягудаевы и другие. Некоторые из этих семей достигли огромного влияния не только в Средней Азии, но и в самой России. Один только торговый дом Вадьяевых, который был одной из крупнейших компаний России, имел 30 хлопкоочистительных заводов и скупал только в Ферганской области 7-8 1 млн. пудов хлопка-сырца. В 1916 Вадьяевы приобрели Иваново-Вознесенскую мануфактуру, создав гигантский комбинат по производству текстильных изделий, составными частями которого были хлопковые поля Ферганы, железные дороги, хлопкоочистительные заводы и Ивановские текстильные фабрики. На их заводах работали десятки тысяч человек. Вадьяевы, Потеляховы и другие бухарско-еврейские коммерсанты также вели бизнес с Бухарским Эмиратом и Хивинским Ханством. Бухарские евреи участвовали и в банковском секторе страны. Моше Муллокандов (1839-1902), один из богатейших людей Самарканда, был личным представителем императора Александра II и главным казначеем Русского Банка в Самарканде. Купец Джура Игланов владел хлопкообрабатывающим заводом и другой недвижимостью, а годовой оборот его торговой фирмы составлял два миллиона рублей.
  
  Известны музыканты Борух Калхот (1837-1897) и Леви Бабаханов (Левича, 1873-1926). Они пели при дворе бухарского эмира Абдуллахана (1885-1910). Левича был известен не только в Средней Азии, но и в России, где его записи пользовались популярностью.
  
  После Революции сотни бухарских евреев пали жертвами басмачей. В Самарканде, Шахризабсе и других городах со значимым бухарским населением были организованы отряды самообороны против басмаческих банд. В Шахризабсе громил басмачей Бободжон Абдурахманов, который ещё на фронтах I Мировой войны командовал отрядом бухарских евреев. Много бухарских евреев служило в Красной Армии. После Октябрьской революции в Туркестане образовалось двоевластие, с двумя правительствами, одно коммунистическое в Ташкенте, другое буржуазное в Коканде. В Коканде вскоре была объявлена республика, и в её правительство в качестве министров вошли Рафаэль Потеляхов и Яков Вадьяев.
  
  После установления советской власти бухарские евреи назначались на высокие посты в первых правительствах Узбекистана и Таджикистана. Так, Авром Абдурахманов был Народным Комиссаром Юстиции Узбекистана, Иские Юабов был главой Отдела Национальных Меньшинств Узбекистана, Давид Алимов был председателем Верховного Суда УзССР, Илья Левиев был секретарём Верховного Совета Таджикистана. В конце 1930-х, Зина Кураева была избрана на пост депутата Верховного Совета СССР. В это же время немало бухарских евреев было избранно на посты депутатов Верховных Советов Узбекистана и Таджикистана. Избирались они как в городские, так и в районные советы.
  
  С образованием Таджикской ССР тысячи бухарских евреев были направлены туда из Ташкента, Бухары и Самарканда как работники органов государственной власти, образования и здравоохранения. Из числа бухарских евреев вышла замечательная плеяда актёров, артистов, композиторов, режиссёров, киноактёров, музыкантов, танцоров, поэтов, писателей, корреспондентов, художников, архитекторов, скульпторов и спортсменов.
  
  Известными писателями и поэтами были Яхиель Акилов и Мордухай Бачаев (Мухиб).
  
  Был известен кинорежиссёр из Таджикистана Бенсион Кимъягаров.
  
  Бухарские евреи дали много известных спортсменов чемпионов Узбекистана и Таджикистана. Особенно прославились боксёры, в частности братья Давидовы.
  
  Прославились певцы и музыканты как народный артист Узбекистана Михоэль Муллокандов, его брат Гавриэль Муллокандов, а также Михоэль, Гавриэль и Рафоэль Толмасовы, тоже народные артисты Узбекистана и Таджикистана. Династии Муллокандовых и Толмасовых дали очень много музыкантов, певцов и композиторов. Другие известные певцы, музыканты и композиторы: Иекутиэль Сабзанов, Авром Толмасов, Авнер Муллокандов, Нерьё Аминов, Сулейман Юдаков (написал гимн Таджикистана), Барно Исхакова, Исак Катаев, Шойста и Леви Муллоджановы, Езро Малаков, Ильяс Малаев, Мухаббат Шамаева, Иосиф Шаломаев, Очил Ибрагимов, Рошель Рубинов, Юхан Бенджамин и другие. 2 улицы в Самарканде названы в честь Гавриэля Муллокандова и Михоэля Толмасова.
  
  Также известны:
  
  Исхаков Юно Израилович - профессор-экономист, подготовил 6 докторов и 6 кандидатов наук, основал и заведовал кафедрой политэкономии Ташкентского политехнического института.
  
  Ягудаев Моше Давидович - физик, с 1946 - директор физико-технического института АН УзССР, с 1957 инициатор и участник создания лаборатории гелиотехники.
  
  Профессор А. Михайлов видный юрист, как и Пинхасов Борис Ильич - профессор, с 1958 возглавлял НИИ судебных экспертиз. 15 монографий, 150 статей.
  
  Я. Калантаров - известный филолог, исследователь языка и литературы бухарских евреев; профессор.
  
  Артём Ходжабеков - спортсмен, стрельба. Бухарский еврей из Самарканда, чемпион Олимпийских игр 1996 в Атланте.
  
  Фазылов Маркиэл Аронович - советский/узбекский шашист, гроссмейстер, двукратный чемпион мира и трехкратный чемпион СССР по русским шашкам, председатель бухарско-еврейского общества г. Самарканда.
  
  М. Беньяминов - специалист в области методики преподавания математики.
  
  Профессор Ташкентского государственного медицинского института Сафиев И.Я. - профессор-биолог, зав. кафедрой ТашГосМи, описал токсоплазмоз.
  
  Композиторы С. Юдаков и М. Левиев.
  
  Оперные певцы Сара Самандарова, Мордухай, Михаил и Ксения Давыдовы.
  
  Солист театра оперетты И. Шалмаев - заслуженный артист Узбекистана.
  
  Почётных званий удостоены актеры: народная артистка Узбекистана Марьям Якубова, заслуженный артист Узбекистана С. Аулов, главный режиссер Республиканского кукольного театра в Ташкенте заслуженный деятель искусств И. Якубов.
  
  Калантаров Исак Ариевич - профессор, доктор с/х наук, главный агроном Узбекистана, автор 65 работ, в т.ч. монографий, учебников для вузов.
  
  Маллаев Натан Мурадович - профессор-филолог, автор 20 книг, посвящённых творчеству А. Навои, 200 статей по узбекской литературе. Подготовил 20 докторов и 30 кандидатов наук.
  
  Гулькаров Илья - профессор-физик, специалист в области теории физики атомного ядра, автор более 100 научных работ.
  
  Роман Некталов в Нью-Йорке был осуждён за отмывание денег колумбийской наркомафии путём продажи её посланцу 11 кг золота и нескольких сот бриллиантов.
  
  Олигархи: Эммануэль Плиштиев (менеджер ЗАО "Aviva-ic" Invest company), его сын Израиль Плиштиев (ювелирный магазин "Давидс Даймонд"), Владимир Устаев (председатель совета директоров банка "Ольгинский"), его брат Алексей Устаев (председатель правления ЗАО КАБ "Викинг"), Борис Кандинов (гендиректор отеля "Ольгино"), Борис Давид Кандов (владелец компании Agrotec H.m.b.H., Austria) и др.
  
  Знаменит богатством международный олигарх Леви Леваев (р. в 1956, Ташкент), президент Федерации еврейских общин СНГ, президент Конгресса бухарских евреев Израиля. После службы в Армии Обороны Израиля (1973-77) открыл свою алмазошлифовальную мастерскую. К середине 1980-х Леваев вошёл в число крупнейших предпринимателей Израиля в сфере обработки промышленных алмазов, их огранки и торговли бриллиантами. Тогда же возглавил концерн "Африка - Исраэль". После того как в начале 1990-х Леваев стал одним из основных владельцев крупнейшего алмазного месторождения "Хостока" на территории Анголы, его состояние увеличилось. Leviev Group - около $3 млрд., из которых более $1 млрд. приходится на алмазный бизнес. В структуру группы входят холлдинговая компания Africa Israel Investments (50,6%), занимающаяся недвижимостью, строительством, телекоммуникациями, туризмом и энергетикой. Africa Israel владеет сетью отелей Holiday Inn в Израиле, а входящая в группу компания Gottex - один из крупнейших производителей пляжной одежды в мире. Leviev Group принадлежит 40% компании Namco, добывающей алмазы на шельфовых месторождениях Намибии и ЮАР, 18% - в алмазном руднике Catoca через Daumonty Financing Group. В России структурам Леваева принадлежат 2 ограночных предприятия - "Кама-Кристалл" в Перми и "Руиз-даймонд" в Москве. В собственности компании находятся крупнейшее предприятие по огранке алмазов "Руиз даймондс", ювелирный завод в Москве и ряд других предприятий и компаний. В Казахстане Леваеву принадлежат 60% акций Васильковского горно-обогатительного комбината, в Армении - Ереванский завод по огранке алмазов "Кристалл". Леваев является владельцем нескольких строительных компаний, действующих в Израиле и за его пределами, сети отелей "Краун плаза", текстильной компании, а также совладельцем топливной компании "Алон" (более 1700 автозаправочных станций в США). Группа Леваева имеет интересы и в медийном рынке. Ей принадлежит русскоязычный 9-й телеканал и доля в телекомпании "Тельад" - одного из концессионеров Второго телеканала.
  
  ***
  
  КАЦАВ Моше (родился в 1945, город Йезд, Иран), израильский общественный и политический деятель, восьмой президент Государства Израиль. Семья Кацава репатриировалась в Израиль в 1951 и поселилась в ма"баре в Кастине, рядом с Кирьят-Мал"ахи. По окончании средней школы в 1964-67 служил в Армии Обороны Израиля, в войсках связи. В 1968-71 учился в Еврейском университете в Иерусалиме. Получил первую степень по экономике и истории. В университете возглавлял студенческую фракцию Гахала. В 1969 был избран мэром Кирьят-Мал"ахи, стал самым молодым мэром в Израиле. Вновь был избран мэром в 1974 г. и оставался на этом посту до 1981.
  
  
  В 1977 был избран в Кнесет 9-го созыва по списку Ликкуда. В 1981-84 занимал пост заместителя министра строительства. В 1984-88 был министром труда и социального обеспечения в правительстве национального единства. В 1988-92 занимал пост министра транспорта в правительстве И. Шамира. В 1992-96, в период пребывания у власти правительства Израильской партии труда, возглавил фракцию Ликкуда в Кнесете.
  
  
  В 1996-99 в правительстве Б. Нетанияху был заместителем премьер-министра и занимал пост министра туризма, а также по поручению главы правительства курировал вопросы по делам арабского сектора, был членом министерской комиссии по обороне. В 1999-2000 - член парламентской комиссии по иностранным делам и обороне.
  
  
  Кацав - активный общественный деятель: член попечительского совета Университета имени Д. Бен-Гуриона в Негеве (с 1978), председатель комиссии по сокращению платы за обучение в высшей школе, глава объединения выходцев из Ирана в Израиле. Кацав - автор значительного числа статей на политические темы в газетах "Ма"арив", "Иеди"от ахаронот".
  
  
  После досрочной отставки седьмого президента Израиля Э. Вейцмана 10 июля 2000 г. Кацав стал кандидатом на пост президента страны от партии Ликкуд. И хотя опросы предсказывали победу представителю Израильской партии труда Ш. Пересу, на выборах в Кнесете 31 июля 2000 г. во втором туре президентом был избран Кацав (получил 63 голоса против 57). Кацав стал первым представителем правоцентристских сил на посту президента Государства Израиль. На посту президента Кацав прилагает большие усилия для оказания помощи слабым слоям населения, для сглаживания противоречий в израильском обществе. Кацав придает большое значение успешной абсорбции алии из стран СНГ в Израиле. В 2001, находясь с официальным визитом в России, на Украине и в Грузии, президент неоднократно встречался с местными евреями, призывая их репатриироваться в Израиль.
  
  
  В начале 2002 Кацав приложил значительные усилия для заключения соглашения с палестинцами о прекращении огня. Выступил с предложением о заключении Удна (согласно законам мусульманского права локальное прекращение враждебных действий на год), но израильское правительство не поддержало этой идеи. Весной 2003 ктивно содействовал сглаживанию противоречий между правительством и Хистадрут ха-"овдим ха-клалит ха-хадаша во время кризиса, возникшего после выдвижения министром финансов Б. Нетанияху новой экономиґческой программы правительства.
  
  
  
  
  ***
  
  Из европейских евреев (ашкенази) вышло много людей повлиявших на развитие промышленности, науки и культуры Казахстана. Так, управляющим треста "Целинтрансстрой" был Л. Лямин, начальником "Целинэнерго" В. Левин. Первыми целинными совхозами руководили Лия Гольдберг, И. Пимштейн, С. Франк. В создании первого вуза города Акмолинска (Целинограда) - Акмолинского сельскохозяйственного института - активно участвовал профессор М. Гендельман (родился в 1913 г.), в 1961-83 гг. был ректором института. В этом институте кафедру почвоведения в 1958-65 гг. возглавлял М. Половицкий (родился в 1918 г.), кафедру планировки сельскохозяйственных районов и населенных мест - М. Спектор (родился в 1934 г.). Значительное число ученых-евреев возглавляли кафедры в других вузах Казахстана.
  
  Одним из основоположников национальной туркменской оперы был Ю. С. Мейтус /1903-1997/, заслуженный деятель искусств Украинской ССР и Туркменской ССР.
  
  В послевоенный период многие евреи Узбекистана (особенно ашкеназы) получали высшее или среднее специальное образование, работали в промышленности (главным образом на инженерных должностях), в научных и медицинских учреждениях, высших и средних учебных заведениях, в суде и адвокатуре; некоторые занимали высокие руководящие посты: С. Меришенский (1921-92), В. Духовный (родился в 1933 г.), А. Нисневич (родился в 1939 г.), Я. Бегельман и другие были заместителями министров Узбекской ССР, Д. Окунь - начальником управления республиканского комитета государственной безопасности, а затем - службы национальной безопасности независимого Узбекистана, М. Ягудаев (1905-63), Б. Пинхасов (родился в 1928 г.), Р. Каценович (родился в 1926 г.) и другие - директорами научно-исследовательских и проектных институтов. Среди бухарских евреев сохранялась значительная прослойка парикмахеров, сапожников, продавцов, в которой постепенно наметилось преобладание людей старшего и среднего возрастов. Евреи почти не занимались сельским хозяйством; среди немногих исключений - член колхоза "Хакикат" Сырдарьинского района, хлопковод Сарра Зубрак, получившая в 1952 г. звание Героя Социалистического Труда. Значительный вклад в науку и культуру Узбекистана внесли (помимо перечисленных выше) физик И. Гулькаров (родился в 1939 г.; с 1992 г. в США), законовед А. Михайлов (1926-94), философ П. Ниязов (родился в 1930 г.; с 1994 г. в Израиле), медик И. Сафиев, композиторы Б. Зейдман, Э. Каландаров, М. Левиев (1912-90), Г. Мушель, М. Штейнберг, С. Юдаков (1916-90), музыковед С. Тахалов (родился в 1935 г.; с 1991 г. в Израиле), главный режиссер республиканского кукольного театра И. Якубов, режиссер русского драматического театра имени М. Горького в Ташкенте А. Гинсбург, оперный певец С. Биньяминов (родился в 1929 г.; с 1994 г. в Израиле), актеры Марьям Якубова и С. Аулов, художники В. Зеликов, И. Вальденберг, В. Рыфтин, скульптор Я. Шапиро и другие.
  
  Значительный вклад в науку и культуру Таджикистана внесли востоковеды И. С. Брагинский (1905-89; в 1957-87 гг. был главным редактором журнала "Народы Азии и Африки"), И. М. Оранский (1923-77), Джой Эдельман (р. в 1930), М. Занд, В. А. Лившиц (р. в 1923), этнограф А. С. Давыдов (1935-93; в начале 1990-х гг. репатриировался в Израиль), археолог Б. А. Литвинский (действительный член АН Таджикистана; р. в 1923), нумизмат Е. А. Давидович (р. в 1922), лингвисты Я. И. Калантаров (исследователь языка и литературы бухарских евреев; 1903-87) и И. Б. Мошеев (родился в 1936 г.; с 1993 в Израиле), экономисты Я. Т. Бронштейн и Ш. М. Соломонов, астрофизик И. М. Хаимов (родился в 1933 г.; с 1978 в Израиле), геолог С. М. Юсупова (действительный член АН Таджикистана; 1910-66), хирург Ю. И. Датхаев (р. в 1919 г.; с 1992 в США), кинорежиссеры Б. А. Кимъягаров (1920-79; основатель студии "Таджикфильм") и А. Г. Давидсон, скульптор А. С. Рабин (соавтор памятника Ленину в Душанбе), композиторы И. Сабзанов (с 1993 в США) и А. И. Ядгаров (р. в 1939; с 1992 в Израиле), дирижер Л. Я. Левин, певцы Ш. Муллоджанова (родилась в 1925; с 1991 в США), И. Муллокандов (родился в 1911 г.; с 1991 в США) и Р. Толмасов (р. в 1923; с 1991 в Израиле), музыковед Зоя Таджикова (родилась в 1935 ), танцовщица Малика Калантарова и другие. Музыку государственного гимна Таджикской ССР написал С. Юдаков (жил в Ташкенте).
  
  Машкевич Александр Антонович (р. в 1954, Фрунзе) - олигарх, еврейский общественный деятель. Мать его, Рахель Йоффе, была одним из самых известных в республике адвокатов. В 1970 Машкевич поступил на филологический факультет Киргизского государственного университета. Был деканом факультета Киргизского педагогического института.
  В конце 1980-х занялся бизнесом. В 1995 переехал в Казахстан и в скором времени стал один из крупнейших предпринимателей страны. В первой половине 2000-х был президентом Евразийской промышленной ассоциации, председателем Совета директоров Евразийского банка, одним из руководителей компании "Казахстан минерал ресорсес". Компании, возглавляемые Машкевичем, контролируют алюминиевую (в т.ч. Павлодарский алюминиевый завод), железорудную, хромовую промышленность Казахстана, а также участвуют в развитии этих отраслей на Украине и в России.
  В 2000 по инициативе Машкевича был создан Еврейский конгресс Казахстана, президентом которого он стал. Машкевич - член исполкома Европейского еврейского конгресса. В марте 2002 на учредительном съезде в Москве был избран президентом Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК), созданного в качестве одной из четырех континентальных секций Всемирного еврейского конгресса. В 2005 отделения ЕАЕКа действовали в 28 странах, в том числе в странах СНГ, а также в Индии, Монголии, Японии, Австралии. ЕАЕК во главе с Машкевичем играет большую роль в развитии иудейско-исламского диалога и отношений между евреями и мусульманами вообще. ЕАЕК сыграл активную роль в работе Первой международной конференции мира и согласия, созванной по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева 13-16 февраля 2003. В работе конференции участвовали президенты Таджикистана, Киргизстана, министры иностранных дел Азербайджана, Афганистана, Турции, а также руководители ряда международных еврейских организаций.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"