Зелев Андрей Юрьевич : другие произведения.

Знаменитые Финикийцы 4 География

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Знаменитые Финикийцы 4 География

  Слово "карта" - финикийское. Слово "галера", вошедшее во все европейские языки, - тоже финикийское... Полярную звезду - главный ориентир древних мореплавателей - греки называли "финикийской звездой". Финикийские мореходы, благодаря отваге, знаниям и предприимчивости, стали связующим звеном между народами древнего мира. Даже Страбон называет их тут лучшими. Мореходство так было развито у них, что им приписывали само его изобретение. Они первыми стали плавать ночью.
  
   Финикийцы изобрели продольно-поперечную систему балок обеспечивающую жесткость корпуса и позволяющей увеличить размер корабля, объём трюма, а следовательно, и грузоподъёмность.
  
  Финикийские кормчие ввели деление окружности горизонта на 360№, кроме того, они составили для моряков списки надежных небесных ориентиров.
  
  В ХХ в. появилась наука бионика, которая пытается использовать приспособления животных в технологии. Оказывается финикийцы были пионерами этой науки: говорят, что движение моллюска подсказало как двигаться кораблю, - люди стали строить корабль, образцом для которого стала маленькая рыбка навтил, или кораблик.
  
  Их моряки основали Гадес на Пиренейском п-ове, проникли в Атлантический океан до Британских (Оловянных) о-вов и, может быть, достигали даже янтарных берегов Балтийского моря. На о. Корву (Азорские о-ва) в 1749 был найден глиняный сосуд с карфагенскими (350-210 гг. до н.э.) и киренскими монетами.
  
  Узкий вытянутый корпус финикийской биремы состоял как бы из 2-х этажей. Верхний был отдан кормчим и воинам. Для увеличения остойчивости корабля финикийцы опустили кринолины на уровень основного корпуса, разместив там ряды гребцов. Окованный бронзой, массивный, выступающий словно рог, таран являлся главным оружием быстроходной биремы. Традиционное съёмное парусное вооружение применялось при попутных ветрах и было типичным для Средиземноморья. Акростоль кормы круто загибался, подобно хвосту скорпиона, а балюстрада боевой площадки прикрывалась щитами воинов, укреплёнными вдоль бортов.
  
  Иезекииль так описывает тирские корабли: из кипарисов сенирских делали обшивные доски, брали кедры с Ливана для мачт; из васанских дубов делали весла, сиденье для гребцов обделывали слоновой костью с буковым деревом с о-вов Киттийских; узорчатое полотно из Египта употреблялось на паруса и служило флагом; яхонтовый и пурпурный цвета с о-вов Элисы покрывали палубу.
  
  Название финикийских кораблей вошло в международную терминологию: у египтян класс кораблей назывался библскими, а у евреев крупные суда называли таршишскими.
  
  Фараон Тутмос III приказал построить в Библе корабли, которые затем перевезли на колесницах через Сирию на Евфрат. Царь Ассирии Синахериб, ведя войну у Персидского залива, не мог ничего другого придумать, как заставить финикийских мастеров строить на Евфрате флот. Такими же услугами финикийцев воспользовался и Александр.
  
  Афиней из Навкратиса говоря о корабле Птолемея Филопатора, пишет: "При испытании корабль получил свыше 4 тысяч гребцов и 400 человек обслуживающей команды; на палубе поместилась пехота в числе 3 тысяч без 150; да кроме того под скамьями гребцов - ещё много людей и немало продовольствия. Спущен он был с помоста, сколоченного, как говорят, из материала, достаточного для 50 пентер, и толпа стаскивала его с криками и трубными звуками. Однако впоследствии один финикиец изобрёл способ спуска, устроив ров длиною, равной кораблю, и вырытый рядом с гаванью. Тут он заложил и фундамент из крепкого камня на глубину пяти локтей и по нему пропустил поперечные катки во всю ширину рва, оставлявшие пространство глубиной в 4 фута. Проведя канал от моря, он наполнил морской водой вырытое пространство и легко ввёл туда корабль при помощи немногих людей. Загородив потом [порча в оригинале] канал, они вычерпали воду машинами. После этого корабль оказался прочно посаженным на упомянутые выше катки".
  
  Греки даже в позднее время удивлялись образцовому порядку на борту финикийских кораблей, рациональному пользованию каждого его клочка, умелому распределению поклажи, отличной дисциплине (Ксеноф. Эконом. 8, 11). Полибий пишет, что карфагенские корабли были лучше устроены, чем римские.
  
  "Всякого рода корабли морские и корабельщики были у тебя для производства торговли твоей".
  
  Фараон Нехо II (610-592 гг. до н.э.) отправил экспедицию финикийцев вокруг Африки. Полная убеждённость греческих авторов, что суша омывается со всех сторон океаном (ср., прямое указание Страбона, что Африка имеет форму треугольника), неопровержимо доказывает справедливость сведений Геродота и Плиния Старшего о таком путешествии. Посидоний говорит, что, по мнению Геродота, это путешествие было организовано Дарием, а не Нехо. Путешествие длилось 3 года, - ср. сообщению Библии о 3-х годах путешествия еврейско-финикийских моряков в таинственный Офир, т.ч., принимая во внимание то, что существует спор о том кто отправил эту экспедицию, может быть её отправил именно Соломон и Хирам? Задумаемся - Офир - это возможно юг Аравии - Йемен, Саба, а возможно и побережье Африки, может быть и Мадагаскар. Финикийцы, которые к тому времени обзавелись колониями на юге Испании и в Магрибе, наверняка думали о странах к югу от Ливии, и в конечном итоге, о торговом пути из Красного в Средиземное море.
  
  По Геродоту "карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию".
  
  То, что Гибралтар назывался проливом Геракла-Мелькарта, говорит о том, что именно финикийцы его и открыли.
  
  Античное название Ирландии - Иберия, то есть в переводе с финикийского "западная страна", говорит, какая раса открыла этот о-в. Карфагенские монеты были найдены даже на Азорских о-вах.
  
  Основой "Портулана Дульсерта" (1339) являлась карта карфагенского происхождения. "Портулан Дульсерта" 1339 является ранним вариантом "нормального портулана" - высокоточной карты, которая как бы из ниоткуда, появилась в Европе в нач. XIV в.
  
  Между 480 и 450 гг. до н.э. из Карфагена отправились экспедиции братьев Гимилькона и Ганнона из рода Магонидов.
  
  1) Гимилькон отправился на Север, причём достиг полярных вод и, возможно, Саргассова моря; добрался до Британии. Непосредственной целью Гимилькона были Эстримниды, откуда можно было вывозить олово, а также - утвердиться на северных торговых путях Гадеса. Его отчёт послужил источником для Оrа Maritima Авиена.
  
  2) Ганнон Мореплаватель - "вождь карфагенян" по Плинию, Юстин тоже называет его в числе правителей Карфагена. брат предыдущего. Вместе с братьями воевал в Африке. Для основания новых колоний на атлантическое побережье отплыл на Юг, вдоль побережья Африки, достигнув Гвинейского залива, основал колонию у устья р. Сенегал, обогнул Африку (?). Он вышел в путь с 60-ю пятидесятивесельными кораблями и, если верить дошедшему до нас тексту, с 30 тыс. мужчин и женщин. Основав несколько колоний на побережье современного Марокко, Ганнон не ограничился этим, но проплыл налегке и дальше на юг. Создав ещё один далеко выдвинутый карфагенский форпост Керну (вероятно, близ устья р. Сенегал), он продолжал путешествие, поднимался вверх по большой реке, затем посетил какие-то о-ва, видел действующий вулкан, заходил в залив "Южный Рог". Наиболее вероятно, что это была р. Сенегал и о-ва Зеленого Мыса, вулкан находился на одном из них (о-ве Фого); Южный Рог - это Гамбия. (После 480 и до 450 г. до н.э.).
  
  3) Архелай - командующий флотом вышедшим из Тира и основавшим на юге Испании город Кадис (Гадир - "крепость") и храм Мелькарта. По сообщениям греко-римских писателей это случилось около 1104 г. до н.э.
  
  4) Шабон - глава экспедиции в Таршиш / Испанию, известной по древнейшей в Западном Средиземноморье финикийской надписи из Норы (Сардиния), датируемой ок. IХ в. до н.э. Экспедиция оказалась неудачной, сам Шабон погиб в Таршише; его сын Милкйатон увёл корабли в Сардинию, где и оставил надпись.
  
  5) Мемблиар бен Пойкил - сподвижник и родственник Кадма, основатель колонии на о. Каллист в Эгейском море.
  
  6) Магон - карфагенский скороход и путешественник, изучал Сахару, дошёл до реки Нигер.
  
  7) Марин Тирский, первый учёный географ, который, изучив восточные и греческие географические труды, составил первые карты, послужившие потом для Птолемея.
  
  8) Фас - под его руководством финикийцы, по словам Геродота, заселили о. Фасос, в честь него и названный.
  
  9) Помпоний Мела (ок. 43 г. н.э.) - самый ранний римский географ.
  
  Его небольшой труд (De situ orbis libri III.) представляет собой компиляцию, занимающую менее ста страниц обычным печатным шрифтом, для которой характерно суховатое изложение и методические ошибки, но чисто латинская манера письма, изредка оживляемая образными описаниями. За исключением посвящённых географии частей "Естественной истории" Плиния (где Мела указан как авторитетный источник) De situ orbis является единственным сохранившимся географическим трудом на классическом латинском языке.
  
  Об этом авторе мало что известно кроме его имени и места рождения - небольшой городок Тингентера или Сингентера на юге Испании, в заливе Альгесирас (Algeciras Bay) (Mela ii. 6, ј 96; но текст в этом месте повреждён). Дата написания этого труда может быть примерно вычислена благодаря упоминанию им (iii. 6 ј 49) планируемой британской экспедиции правящего императора, которым почти наверняка является Клавдий, в 43 году. То, что это описание не может относиться к Юлию Цезарю, доказывают несколько ссылок на события времени правления Августа, особенно на некоторые новые названия, присвоенные испанским городам. Иногда Мелу идентифицировали с Л. Аннеем Мелой (L. Annaeus Mela) из Кордубы, сыном ритора Сенеки и братом великого Сенеки, но это неправдоподобно.
  
  Воззрения автора De situ orbis, в целом, согласуются со взглядами, которых придерживались греческие авторы от Эратосфена до Страбона: возможно, последний был неизвестен Меле. Но Помпоний Мела занимает уникальное место среди древних географов, поскольку, разделив Землю на пять зон, только две из которых обитаемые, он утверждает о существовании "антихтонов", обитателей южной умеренной зоны, недоступной для народов северных умеренных областей из-за невыносимой жары промежуточного засушливого пояса. Что касается территориального деления и границ Европы, Азии и Африки, он следует Эратосфену. Подобно всем классическим географам со времён Александра Великого (кроме Птолемея) он считал Каспийское море заливом Северного океана, в соответствии с Персидским и Арабским (Красное море) заливами на юге.
  
  Его представление об Индии уступают представлениям некоторых более ранних греческих авторов: вслед за Эратосфеном он полагает, что эта страна занимает юго-восточный угол Азии, откуда побережье изгибается к северу к Скифии, а затем поворачивает на запад к Каспийскому морю. Как обычно, он помещает Рипейские горы (Rhipaean Mountains) и гипербореев у Скифского океана. В Западной Европе его познания (что было естественно для испанского подданного императорского Рима) были несколько впереди представлений греческих географов. Он определяет западную береговую линию Испании и Галлии и изрезанность береговой линии Бискайским заливом точнее Эратосфена и Страбона. Его представление о Британских островах и их положении также более чёткие по сравнению с его предшественниками. Он был первым географом, назвавшим Оркадские (Orcades) или Оркнейские острова, которые им определены и размещены довольно точно. Его знание Северной Европы было несовершенным, но он говорит о большом заливе ("Коданос синус") севернее Германии, среди многочисленных островов которого выделяется остров "Кодановия" (Codanovia). Это название снова появляется в труде Плиния Старшего под именем "Скатинавия" (Scatinavia). И Кодановия и Скатинавия - латинизированные формы передачи протогерманского *Ska;inawio, германского имени для Скандинавии.
  
  Описательная методика Мелы необычна и неудобна. Вместо описания каждого континента по отдельности он начинает описание с Гибралтарского пролива, описывает страны прилегающие к южному побережью Средиземного моря, затем идёт по кругу мимо Сирии и Малой Азии к Чёрному морю, а затем возвращается к Ипсании вдоль северного берега Евксины, Пропонтиды, и т. д. После описания средиземноморских островов он переходит к океанской литорали - последовательно к западу, северу, востоку и югу - от Испании и Галлии по кругу к Индии, от Индии к Персии, Аравии и Эфиопии, а затем снова возвращается к Испании вокруг Южной Африки. Подобно большинству классических географов он считает, что этот континент окружён морем и не простирается далеко на юг.
  
  
  ***********
  
  1) Знаменитые Финикийцы 1 Политики http://www.proza.ru/2007/12/22/85
  
  2) Знаменитые Финикийцы 2 Полководцы http://www.proza.ru/2007/12/23/78
  
  3) Знаменитые Финикийцы 3 Математики и Физики http://www.proza.ru/2007/12/23/79
  
  4) Знаменитые Финикийцы 4 География http://www.proza.ru/2007/12/23/152
  
  5) Знаменитые Финикийцы 5 Философы, Писатели, Историки http://www.proza.ru/2007/12/24/91
  
  6) Финикийцы это евреи! http://www.proza.ru/2007/09/02/100
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"