"Крымские караимы - коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывающий особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважающий их самоидентификацию".
(Ефетов Константин Александрович http://www.proza.ru/2009/11/05/34
Караимы - потомки хазар.
по караимам см. также http://www.eleven.co.il/article/11972
сайт караимов здесь http://karai.crimea.ua/
***********
Аарон Старший га-Рофе бен Иосеф (1260-1320) - великий караимский учёный, философ-богослов, экзегет, законовед, писатель, литургический поэт и врач.
Жил в молодости в г. Солхате (ныне Старый Крым), затем в Константинополе; был учителем, газзаном и проповедником и занимался врачебной практикой.
"Страстно стремившийся к достижению истины без всяких предрассудков", как говорил сам Аарон, он много путешествовал, знакомился с лучшими учеными своего времени и старательно изучал не только караимскую, но и общееврейскую и талмудическую литературы.
Обладая от природы светлым и трезвым умом и вооружившись разносторонними глубокими познаниями, Аарон написал много ценных трудов. Из дошедших до нас произведений Аарона наиболее замечательными является книга "Мивхар"... Она составляет обширный комментарий на Тора. Изложенное сжатым, но необычайно изящным, изысканным языком, сочинение это, считаясь одним из лучших творений караимского духа, до настоящего момента не утратило своего значения и служит богатым источником для ученых по вопросам религиозной философии, экзегетики, практического богословия, языковедения, истории литературы и медицины караимов.
***
Абкович, Ананий Авраамович - старший газзан кенасса в Тракае.
***
Абкович Рафаэль Авраамович (16 марта 1896, Тракай - 12 сентября 1992, Вроцлав) - последний польский газзан, основатель Вроцлавской кенассы, внук Анания Авраамовича.
Родился в карaимской семье, его отец - Авраам Ананиевич Абкович (Авраам Шемоел Абкович), мать - Эстер Аранович. Рафаэль имел брата Иосифа и двух сестёр - Нину и Софию. В 1911 он окончил 4 класса школы в Тракае и начал работать в местном казначействе. В то же время он готовился к сдаче экзаменов и изучал теологию при караимском духовном управлении. Его учителями были газзаны Богуслав Фиркович и Захария Мицкевич.
В июле 1915 Рафаэль Абкович добровольцем вступил в российскую армию, а после окончания офицерской школы в Москве в марте 1916 он был назначен в 177 пехотинский полк и принял участие в Первой мировой войне. В 1918 был демобилизирован и распределён в Харьков, но затем в качестве гражданина Литвы вернулся к Тракай. Там он решил организовать мидраш (караимскую религиозную школу). В 1919 году польские войска вступили в Тракай, была сформирована школьная инспекция и назначена должность старосты. По инициативе Абковича была создана школа для караимских детей с польским языком обучения, где он преподавал основы караимского вероучения и караимского языка. Эта школа работала до августа 1920.
В феврале 1919 под покровительством Захария Мицкевича стал рибби, а в июне того же года был избран на должность младшего газзана. В 1920 он подал в отставку с этой должности и до 1925 работал в бюро. В 1925 избран советником мэра в Тракае, а в 1925-1927 работал секретарём магистрата. В 1927-1929 Абкович преподавал караимские язык и религию в Вильнюсе. В 1929-1938 он служил газзаном и преподавателем религии в Луцке, а в 1938-1946 занимал эти должности в Вильнюсе. В 1938 стал членом Общества любителей истории и литературы караимов в Вильнюсе.
После окончания Второй мировой войны, в марте 1946, Рафаэль Абкович вместе с женой и младшими сыновьями отправился в Польшу и поселился во Вроцлаве. Он организовал караимское самоуправление, а в своей квартире, ставшей единственной кенассой послевоенной Польши, до 1989 проводил богослужения. Таким образом, он был единственным газзаном в послевоенной Польше. Помимо этого он работал бухгалтером.
Рафаэль Абкович умер в 1992; похоронен на карaимском кладбище в Варшаве.
***
Абрагъамович Зэхарйа Йицхак (9 марта 1878, село Ланы Галичского района Ивано-Франковской области - 5 мая 1903, село Залуква) - караимский поэт.
Родился в многодетной семье небогатых родителей. В селе Ланы отец Самуил арендовал землю у польского помещика. Из шести детей Зэхарйа имел наибольшие склонности к учёбе. Будучи глубоко верующими людьми, родители отдали его в мидраш (караимская религиозная школа) в Галиче. Его учителем стал рибби Симха Леонович, человек глубоко образованный, а когда Зэхарйа научился сам читать молитвы на священном для караимов древнееврейском языке, его перевели в городскую светскую школу.
Для семьи эти годы были очень тяжёлыми, поэтому родители переехали в деревню Залуква возле Галича и после окончания четырёх классов начальной школы родители хотели забрать сына домой, но учителя уговорили их дать возможность мальчику продолжить образование в гимназии в Станиславе (Ивано-Франковск). Против этого решения был против его первый учитель - Симха Леонович, который считал, что Зэхарйа должен стать священнослужителем и готов был сам учить его.
Ум и способности мальчика в полной мере проявились в гимназии. Однако его исключили из гимназии через несколько лет за участие в работе нелегального кружка. После этого в Станислав приехал его отец отдал его в услужение сапожнику в село Княгинино (ныне - часть Ивано-Франковска). До нас дошло четверостишие, написанное 15-летним юношей в те дни: "Науки, Господи! Наука нужна мне как дождь в засуху, как голодному хлеб, как свет во тьме, только о ней прошу тебя, Господь миров!"
В это время Зэхарйа начал писать первые стихи на польском языке, но через несколько лет, возобновив учёбу в Станиславе, он активно участвовал во встречах караимской молодёжи, и именно это время стало наиболее плодотворным для молодого поэта. К этому периоду принадлежит большинство из его стихотворений на родном караимском языке.
На него обратил внимание переехавший в Галич выдающийся польский тюрколог, большой друг и просветитель караимского народа Ян Гжегожевски, который опубликовал стихи Абрагъамовича, одно на польском - "Do braci". Вскоре поэта призвали в австрийскую армию, где он не оставил творчества. В Чехии, которая тогда входила в состав Австро-Венгрии, поэт написал последнее дошедшее до наших дней стихотворение на украинском языке. Из армии поэт вернулся больным туберкулёзом. Нужда, нищета, преследующие его, не оставили надежд на излечение и 5 мая 1903 он умер в селе Залуква, так и не создав своей семьи и не оставив потомков.
***
Авраам Сефарди - пайтан (литургический поэт), 5 пиутов которого к праздничным молитвам вошло в караимский молитвенник.
***
Ага Вениамин бен-Самуил - глава крымских караимов в конце 18 и начале 19 вв.; община называла его "верным начальником". Его отец, Самуил, принадлежал к известному караимскому семейству Челеби Синани, которое, по преданию, переселилось из Персии в Крым в начале 16 в.; в молодости он был учителем в Чуфут-Кале, но впоследствии приобрел расположение татарского хана и сделался монетчиком при его дворе в Бахчисарае, получив звание "ага" (начальник, глава). Самуил был убит по дороге из Бахчисарая в Кале, 53 лет от роду, 27-го Тишри 1769. Его место занял сын его, Вениамин, который сделался также управляющим финансами и монетчиком при дворе последнего татарского хана в Крыму, Шагин-Гирея. После присоединения Крыма к России (в 1783) Вениамин перестал быть официальным представителем своих единоверцев, но, будучи сторонником политики русского правительства, пользовался уважением властей и сохранил за собою прежний титул. В 1795 он был избран участником депутации, посланной в Петербург ходатайствовать пред Екатериной II об освобождении караимов от установленного для всех торговцев-евреев двойного промыслового налога. Благодаря поддержке крымского генер.-губ., графа Зубова, депутация добилась уравнения в торговых правах с христианами и других льгот. Тут сказалось стремление правительства оказывать предпочтение караимам перед евреями-раббанитами. В память этого события караимами впоследствии была воздвигнута большая мраморная плита на дворе евпаторийской синагоги со стихотворной надписью. Ага умер в Кале в 1824 (надпись на его памятнике в "Абне-Зиккарон", 191).
Вообще, на протяжении около столетия (1454-1551) главным местом чеканки монет был Кырк Йер (при Хаджи, Менгли, Сагиб гераях и др. ханах), а управление монетным двором (дарабхане) ханства и чеканку монет доверяли крымским караимам даже после перенесения дарабхане из крепости.
Сохранился ярлык Шагин Герая о назначении управляющим (эмином) монетного двора Юсуфа Ага (1778): "На основании того, что ты человек солидный и честный в управлении и ведении всяческих предоставленных и порученных твоей опытности дел, тебе же велено поручить устройство моего царского монетного двора на праве доверия... ты должен соблюсти во вверенной тебе службе тщание и внимание, а наипаче зоркость и внимание... О сем памятуй!". По распоряжению хана, Юсуф Ага устроил монетный двор в Кефе.
***
Адония Кирици бен Элия - переписал в 1424 рукопись караимского сочинения "Ган Эден" ("Райский сад") Ахарона бен Элияху, на которой сохранилась записка-соглашение членов караимской общины Кафы о запрете выноса этой рукописи из караимской кенассы (синагоги). Соглашение скреплено несколькими подписями, в том числе некоего Эмина, управляющего местным монетным двором.
***
Алар Минаше - лихой атаман Запорожской Сечи.
***
Алтын-Апай - жительница Чуфут-Кале, вдова и мать двоих убитых сыновей - воинов. Когда город осадил неприятель, придумала кидать в него пчелиные ульи, что вынудило врага отступить.
***
Арабаджи - олигарх был председателем купеческой гильдии в Москве.
***
Арабаджи Н. - московский архитектор.
***
Бобович Борис - эколог.
***
Бабович Сима Соломонович (Хаджи-ага Сима Бабович; 1790-1855) - известный караимский общественный деятель, филантроп и меценат. В 1820-е - городской голова Евпатории (известны воспоминания о том, как в 1825 он принимал в Евпатории Адама Мицкевича). В Евпатории Александр I останавливался в его доме (1824). В 1837 или 1839 был утверждён первым крымским гахамом - высшим духовным лицом караимов.
***
Бакши Ральф - президент Гильдии американских аниматоров.
***
Баскаков Николай Александрович (9 (22) марта 1905, Сольвычегодск Вологодской губернии (ныне Архангельская область) - 23 марта 1995) - тюрколог, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук (1950), профессор (1969), автор 640 научных работ, в том числе 32 книг.
Родился в семье Баскакова Александра Семёновича (члена уездной Земской Управы) и Баскаковой (Климовой) Александры Михайловны.
В Сольвычегодске семья Баскаковых жила до 1908, а в г. Грязовец Вологодской губернии переехала в 1908 в связи с переводом по службе отца. В первый класс Вологодской мужской классической гимназии Н. Баскаков поступил в 1915. Увлечение Востоком пришло после встречи с другом его отца, который на территории Османской империи служил консулом. В 1918 поступил в Грязовецкую музыкальную школу по классу рояля после домашней подготовки: его мать была регентом хора в одной из местных церквей. Увлечение музыкой он пронёс через всю свою жизнь. В 1922 Баскаков окончил среднюю школу и поступил в Грязовецкий педагогический техникум. В 1923, после отказа в приёме в Институт востоковедения поступил в платный Институт Слова, в здании которого впоследствии разместился Институт языкознания РАН, но был вынужден вернуться в Вологду из-за невозможности платить за обучение.
После триумфального выступления в диспуте на тему "Есть ли Бог и нужна ли религия?", организованном по инициативе местной комсомольской организации, в 1924 был отчислен сначала из Грязовецкого, а после и из Вологодского педтехникума. До осени 1924 работал в Украине репетитором, а после предпринял ещё две попытки поступить в востоковедческий вуз: сначала на Восточный факультет ЛГУ и Институт живых восточных языков им. Еникидзе (неудачно), а после - в Государственный институт народного образования (институт Сан-Гали на Петровском острове, Ленинградский педагогический техникум, Ленинградский институт народного образования).
В 1929 стал студентом этнографического отделения историко-этнологического факультета МГУ. После окончания первого курса университета был направлен на практику в Каракалпакию, а на втором курсе - в Казахстан, Киргизию, Хорезмскую область. В 1930-31 участвовал в организации Каракалпакского музея и комплексного НИИ. В 1931-33 работал научным сотрудником лингвистической комиссии по национальным и колониальным проблемам при Коммунистическом университете трудящихся Востока. В 1932 стал старшим научным сотрудником Института национальностей, и командирован в Казахстан для изучения методов преподавания в национальной школе, а в 1934 - в Казахстан, Киргизию, Ойротскую автономную область. Позднее командирован в места проживания ногайцев для решения вопроса о создании ногайского литературного языка на основе кириллицы. В 1937-50 работал старшим научным сотрудником Института языка и письменности. В 1939-40 совершил поездки в Казань, Уфу и Ташкент.
***
Безикович, Абрам Самойлович (11 (24) января 1891, Бердянск, Украина - 2 ноября 1970, Кембридж) - русский математик.
Безикович был четвёртым ребенком в многодетной семье караимов Самуила и Евы Безиковичей. Отец был ювелиром, владел собственным магазином, но после ограбления стал работать кассиром.
В 1908 Безикович окончил Бердянскую гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где одним из его учителей был А. А. Марков. Окончив университет с дипломом 1-й степени в 1912, Безикович по предложению Маркова и Стеклова стал готовиться к получению профессорского звания. В марте 1915 Безикович закончил сдачу магистерских экзаменов и опубликовал свою первую печатную научную работу по теории вероятностей. В 1916 он женился на Валентине Витальевне Дойниковой, для чего перешел в православие. Став в 1917 приват-доцентом Петроградского университета, Безикович был направлен в учрежденный в 1916 Пермский университет в качестве экстраординарного профессора по кафедре математики физико-математического факультета. В период гражданской войны, когда Пермь была занята войсками Колчака и часть профессорского состава эвакуировалась в Томск, Безикович был назначен ректором Пермского университета. В 1920 Безикович вернулся в Петроград.
В ноябре 1924 Безикович получил Рокфеллеровскую стипендию для научных занятий за рубежом, но не получив разрешения властей на эту поездку, он, как и его коллега Я. Д. Тамаркин, решил нелегально покинуть Советскую Россию. Он перешел латвийскую границу, затем перебрался в Копенгаген. Рокфеллеровская стипендия дала ему возможность заниматься в течение года под руководством Харальда Бора исследованиями в области квазипериодических функций. Из Копенгагена Безикович отправился на несколько месяцев в Оксфорд к известному математику Г. Харди, после чего в течение года читал лекции в университете Ливерпуля. С 1927 Безикович жил в Кембридже, где сначала работал лектором университета, а с 1930 - стал штатным сотрудником Тринити-колледжа. В 1950 Безикович был приглашен на должность заведующего кафедрой математики, которую занимал до выхода на пенсию в 1958. После выхода на пенсию Безикович в течение нескольких лет читал лекции как приглашенный профессор в различных университетах США.
***
Бермондт-Авалов Павел Рафаилович (князь Авалишвили; 4 марта 1877, Тифлис - 27 декабря 1973, дата смерти сомнительна, по другим сведениям 1966 или 1974, Нью-Йорк) - русский офицер, генерал-майор (1918), представитель прогерманского течения в белом движении в Прибалтике. В литературе встречаются различные варианты написания отчества и фамилии. Отец Рафаил Бермондт - участник русско-турецкой войны 1877-78, караим. Мать принадлежит к княжескому грузинскому роду Авалишвили.
Получил музыкальное образование. В 1901 был зачислен капельмейстером в 1-й Аргунский полк Забайкальского казачьего войска. В 1904 вновь вступил в этот полк добровольцем, на следующий год был произведён в прапорщики. В составе полка участвовал в Русско-японской войне. Награждён Георгиевскими крестами 3 и 4-й степеней.
В 1905 выкрестился в православие.
В 1906 переведён в Уссурийский казачий дивизион и с тех пор по документам проходит, как уссурийский казак. В 1908 произведён в хорунжие.
Во время Первой мировой войны дослужился до звания ротмистра (капитана). Всего за годы службы 7 раз ранен, награждён, помимо Георгиевских крестов, орденом Св. Анны 4-й степени (аннинским оружием с надписью "За храбрость"). После Февральской революциии избран командиром уланского Санкт-Петербургского полка. Входил в конспиративную офицерскую организацию в Петрограде, готовившую переворот против Временного правительства. Звание полковника присвоено Временным правительством, что дало повод монархистам, не признавашим революции считать его самозванцем. Заявлял, что был усыновлен князем Михаилом Антоновичем Аваловым - и с октября 1919 именует себя то князем Павлом Михайловичем Бермондтом-Аваловым, то бароном.
В апреле 1919 в Зальцведеле сформировал из русских и немецких добровольцев партизанский отряд, выступивший против красных в союзе с немецкими добровольческими формированиями. В июле 1919 его отряд стал уже "особым русским корпусом", который вместе с немецкими добровольческими корпусами имел целью закрепить влияние Германии в Прибалтике и воссоздать Балтийское герцогство. Добровольцам были обещаны земли в Курляндии. С 1918 - генерал-майор. С 1919 - командующий Особого русского корпуса (с сентября 1919 - Западная добровольческая армия), действовавшего с июня 1919 в Латвии совместно с немецкими войсками (ландесвером) Рюдигера фон дер Гольца против советских войск. В сентябре 1919 после формальной ликвидации корпуса фон дер Гольца корпус Бермондт-Авалова включил в себя немецкие войска. 20 сентября объявил о принятии на себя всей полноты власти в Прибалтике.
Отказался выступить на стороне Н. Юденича, вошёл в конфликт с правительствами Латвии и Эстонии, был разбит латвийскими и эстонскими войсками при содействии флота Антанты под Ригой в ноябре 1919.
В 1921 эмигрировал в Германию. В 1925 выпустил в Гамбурге мемуары "В борьбе с большевизмом". Пухлый том со множеством иллюстраций должен был создавать представление об авторе как о чуть ли ни одном из главных борцов с большевиками. Живя в Гамбурге, Бермондт-Авалов планировал поход на Москву, даже определил состав московской комендатуры. Симпатизировал нацистам. В 1933 возглавил Русское национальное освободительное социалистическое движение, а после роспуска организации гестапо организовал Российское Национал-Социалистическое Движение. Имел РОНД и собственные штурмовые отряды, которые вместе со штурмовиками НСДАП (СА) и бойцами "Стального шлема" (близкой к германским монархическим кругам организации бывших фронтовиков) сражались с коммунистическими отрядами "молодых спартаковцев" и "Рот Фронта" на улицах германских городов. Из-за интриг в среде русской эмиграции эта организация также была закрыта. Бермонт-Авалов и другие лидеры были арестованы гестапо, По другим сведениям арест Бермондта-Авалова был связан с финансовыми нарушениями с полученными от германских служб деньгами.
В 1936 после полуторагодового заключения Бермондт-Авалов переехал в Белград, а позже перебрался в США. Тюремное заключение помогло ему избежать денацификации. Отношение к Бермонд-Авилову в советской и эмигрантской историографии в основном отрицательное. Вероятно из-за того, что он последовательно искал союза с немцами, в то время когда большинство руководителей Белой армии ставило на Антанту. Его обвиняли в провале похода Юденича на Петроград, в авантюризме и самозванстве. Тем не менее Бермондт-Авалов был яркой фигурой, порожденной бурным временем Русской революции 1917.
В эмиграции, П. Бермонт-Авалов учредил еще одну награду - черный с серебряной каймой крест мальтийской формы. Военнослужащим эта награда вручалась с мечами, гражданским лицам - без мечей. Эти кресты получили у коллекционеров название "кресты Бермонт-Авалова".
***
Бим и Бом - корифеи клоунады.
***
Бронсон Чарльз (3 ноября 1921- 30 августа 2003) - американский киноактёр, популярный исполнитель "брутальных" ролей в боевиках.
В 1943 был призван в вооружённые силы и служил в авиации стрелком на Б-29.
После войны решил стать актёром, полагая, что это приведет его к богатству. Окончил Pasadena Playhouse. Был шахтером, разнорабочим; снимался в небольших ролях на ТВ. С 1950 года актер начал работать в кино, причем в первых 12 фильмах - под своей настоящей фамилией. Во время маккартистской "охоты на ведьм" сменил литовскую фамилию на англо-саксонскую Бронсон. Чарльз Бронсон был женат на актрисе Джил Айленд, умершей в мае 1990.
***
Бурче Федор - укоренил кремацию в России.
***
Вениамин бен-Илия - караимский путешественник, родом из Крыма, жил во второй половине 18 в.
***
Воронина (Арабаджи) Нина - автор архитектурных проектов велотрека в Крылатском и онкоцентра на Каширке.
***
Габай Самуил и Капон Авраам - купцы, переехали в Москву, и занялись торговлей табаком и другими курительными изделиями, а затем открыл вместе с Абрамом Зурной фабрику "Товарищество табачной фабрики С. Габай", ныне "Ява". По словам Бориса Дубровина, потомка бывших хозяев "Явы", сын Самуила Габая Иосиф, дядя его деда, и после 1917 трудился директором на своей фабрике, национализированной государством, а дед Дубровина Семен Джигит работал на "Яве" главным бухгалтером.
***
Гулюш-Тота (18 в.) - жительница Чуфут-Кале, находчивость и кулинарное искусство которой спасли жителей Чуфут-Кале от врагов
***
Гаммал И. - полный кавалером, заслужив все 4 солдатских и офицерский георгиевский крест.
***
Гелелович Арон Моисеевич (1832-1912) - караимский благотворитель, состоял членом караимского национального совета при гахаме С. М. Пампулове, Потомственный Почётный Гражданин Евпатории.
Снабжал бедных караимских учащихся учебниками и учебными пособиями; всех бедных горожан, без различия национальности, снабжал хлебом, мукой, картофелем, топливом, выписывая все это вагонами.
Умирая, он оставил на благотворительные цели 90 тысяч рублей золотом. Согласно завещанию, 50 тысяч из этих денег должны быть израсходованы на открытие и содержание высших классов школы кройки и шитья при женском караимском профучилище в г. Евпатории; 15 тысяч на образование фонда для оказания помощи всем бедным учащимся местных школ; 20 тысяч - Евпаторийской кенаса; 2 тысячи Одесской кенаса, по 1 тысячи кенаса Феодосии, Симферополя и Иерусалима.
***
Гелелович Гелел Моисеевич (1834-1916) - караимский благотворитель. Окончил школу А. Абен-Яшара Луцкого.
Супруги Гелеловичи, Гелел Моисеевич и Гулюш Марковна, не имея своих детей, содержали за свой счёт стипендиатов-караимов, обучавшихся в высших и средних учебных заведениях, а также оплачивали их обучение.
На берегу моря, недалеко oт Евпатории, супруги Гелелович приобрели 2,5 десятины земли и на ней оборудовали прекрасную детскую колонию-санаторий на 80 мест. Санаторий обошёлся супругам Гелеловичам в 200 тысяч рублей золотом. Позже санаторий получил название "Чайка". Со времени основания и по настоящее время санаторий пользуется большой популярностью для лечения и оздоровления детей. "Чайка" является международным детским курортом. С первых дней существования санатория в нем совершенно бесплатно содержались дети всех национальностей.
***
Гереи - династия, правевшая Крымским ханством с 15 в. Первым ханом из этой династии был Хаджи-Гирей. Происхождение его неизвестно и вызывает много догадок. Обстоятельства, при которых Хаджи-Гирею удалось завладеть престолом, неизвестны. Историки свидетельствуют о двукратном появлении его на политическом поприще: около 1428 и затем в 1443, когда он, будто бы, был возведен на престол крымскими татарами после хана, не оставившего потомства.
Но ясно, что Герей этимологически связано с карай (караим). Это объясняют такой легендой: отца Хаджи Герая, ещё до того, как его сын стал ханом, во время пребывания в Литве спас один из тамошних караимов, выходцев из Крыма. Став главой государства, первый крымский хан добавил к своему титулу приставку "герай" (карай) в память о спасении отца. Скорее всего, на самом деле Гереи просто караимы по нации.
Гумуш Соломон Иосифович (1848-1913, Ялта) - старожил Ялты и последний газзан местной кенасса в течение более 40 лет.
Обладал глубокими познаниями в области древнееврейской литературы. В условиях отхода населения от караимской религии стал авторитетом среди всех караимов Ялты благодаря "большому светлому уму, ровному, открытому и приветливому характеру".
Скончался в результате полученной им травмы головы во время бури. Отдать последний долг собралось почти все караимское общество города, севастопольский газзан Т. С. Леви и феодосийский газзан А. И. Катык.
***
Дамир А. М. - московский профессор-терапевт.
***
Джанике (ум. в 1437) - дочь Тохтамыша от Тогайбека - была дочерью Хаджи-бека "Хана Киркельского", т.е. родиной Джанике был Кырк Йер.
***
Джигит И. - спас в Крыму Екатерину Великую, после чего все русские цари личную охрану набирали только из караимов.
***
Джигит Илья Семенович - стоял у истоков отечественного звукового кино, а затем и телевидения.
***
Дубинский Яков Абрамович (1895-1958) - потомственный смотритель крепости Кырк-Ер, проживший там 40 лет, краевед, основатель музея пещерных городов Историко- Археологического музея Юго-Западного Крыма; внёс вклад в сохранение и изучение культурного наследия караимов.
В Бахчисарае Яков Абрамович окончил четырёхклассное городское училище. Глава семьи Абрам (Ибрагим) Дубинский был сначала смотрителем, а к 1918 стал также и газзаном, настоятелем кенассы в Чуфут-Кале.
Дубинский еще в молодости заинтересовался археологией; это определило направление его интересов. 30 лет жизни он посвятил краеведению Крыма. Археологи Москвы и Ленинграда хорошо знали Дубинского. При его активном участии с 1928 проходило большинство разведок и раскопок в юго-западном нагорье Крыма. Благодаря своей исключительной наблюдательности, Дубинский сделал немало важных археологических наблюдений; благодаря ему исследованы ценнейшие памятники: Бельбекский и Тибертинский могильники, могильник близ Баштановки (Пычки) и Чуфут-Кале, раскопками которого занималось ИИМК АН СССР.
С 1936 работал в Севастопольском музейном объединении, ведавшим охраной и изучением основных археологических объектов Юго-Западного Крыма. Он принимал активное участие в раскопках ИИМК АН СССР на плато Эски-Кермена в 1937 и Мангупа в 1938. Дубинский был одним из создателей Историко-Археологического музея Юго-Западного Крыма (Музея пещерных городов), в основу которого легли материалы раскопок Эски-Кермена и Мангупа.
В годы Великой Отечественной войны, выполняя поручение партии, Яков Абрамович с опасностью для жизни охранял музейные ценности, спрятанные в пещерах Чуфут-Кале. С 1945 Дубинский участвовал в восстановлении экспозиции музея. После окончания войны археологическая деятельность Дубинского была особенно интенсивной. В 1946 он был участником Бахчисарайского отряда Тавро-Скифской экспедиции ИИМК и принимал участие в раскопках открытого им раннесредневекового могильника близ Чуфут-Кале в 1948-1950 был одним из организаторов Инкерманской экспедиции Крымского филиала АН СССР и Музея пещерных городов, а в 1951 - Гурзувитской экспедиции ИИМК.
***
Дуван Исаак Эзрович (Дуван-Торцов; 1873, Евпатория - 1939, Париж) - выдающийся актёр и режиссёр, крупный театральный деятель. Отец - общественный деятель и филантроп Эзра Исаакович Дуван. Брат - Дуван Семён Эзрович - городской голова Евпатории. Дед - Семён Соломонович Бобович - первый гахам крымских караимов.
Первоначальное образование получил в евпаторийской прогимназии и затем в симферопольской гимназии. В 1896 окончил юридический факультет Киевского университета, а спустя 3 года стал старшим кандидатом при киевской судебной палате. Но адвокатская карьера не манила Дувана, ибо с ранней молодости его манила сцена.
Увлечение театром у Дувана началось со школьной скамьи. Поступив в университет, участвовал в спектаклях Киевского драматического общества, в течение 2-х сезонов играл на сцене киевского железнодорожного театра. В 1901 был приглашен в драматическую труппу Н. Соловцова, у которого прослужил 2 сезона в Одессе и Киеве.
В 1904 Дуван снял городской театр в Вильне, одновременно занялся постановкой спектаклей в виленском народном театре. В 1905 перенёс свою деятельность в Киев, где состоял антрепренером в театре киевского общества грамотности, а с 1906 одновременно работал в театре "Соловцов".
Как артист, Исаак Эзрович придерживался лучших традиций русского классического театра и отличался в своей игре большим благородством тона, несмотря на комический и бытовой характер своего репертуара.
Дуван состоял преподавателем в драматической школе киевского общества искусства и литературы. Его амплуа - комик-резонёр. Лучшие и любимые его роли: Городничий ("Ревизор" Н. В. Гоголя), Подколесин ("Женитьба"), Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Расплюев ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), большинство героев А. Н. Островского
Журналы и газеты ("Русские ведомости", "Рампа и жизнь", "Московские ведомости", журнал "Театр и искусство", выходивший в Санкт-Петербурге) сообщали: "В труппу Художественного театра на будущий сезон [...] приглашен [...] антрепренер Киевского театра "Соловцов" г. Дуван-Торцов".
В 1912-1913 Торцов сыграл несколько ролей: Короткова ("Живой труп"), Ступендьева ("Провинциалка"), Хлеба ("Синяя птица"), Михаила Головина ("Царь Фёдор Иоанович"), Беральда ("Мнимый больной"), где его партнером был сам патриарх русской сцены К. С. Станиславский. В 1913 в театре был восстановлен спектакль "У жизни в лапах" К. Гамсуна. Несколько актёров были введены в новую постановку, в их числе и Дуван - он исполнял маленькую роль кузена Теодора.