Zelluloza.Ru : другие произведения.

Не боярское дело 4. Десять лет спустя. Богдашов Сергей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение цикла "Не боярское дело". Начало цикла находится здесь: https://zelluloza.ru/books/5069-Ne_boyarskoe_delo-Bogdashov_Sergey/

  Первое января 219 года от Начала.
  
  Столичный особняк князя Олега Игоревича Бережкова.
  
  
  
  
  
  Меня очень радует Томтор!
  
  За пять прошедших лет там выросло три полноценных рудника и большой горно - обогатительный комбинат. Ну, и как водится, начал расти город.
  
  На тех людей, которые никогда не бывали в городах, построенных на Крайнем Севере, местная архитектура производит неизгладимое впечатление, особенно, зимой.
  
  В городке Томтор шок обычно вызывает восточная его часть, где расположены центры постоянного проживания.
  
  Да, практика показала, что работу на рудниках лучше вести сезонно. Примерно шесть - шесть с половиной месяцев в году. Когда сезонные работы заканчиваются, то в самом Томторе на зиму остаётся лишь две с половиной тысячи населения, а остальных мы вывозим, согласно графика окончания работ.
  
  Для постоянных жителей, остающихся на зимовку, построены центры - две соединённые между собой пирамиды из стекла и стали, внутри которых стоят дома, бары и магазины. Там, внутри пирамид, всегда тепло и светло, как на юге. Природные выходы Силы способны и большой город обеспечивать светом и теплом, спрячь его под такую же крышу, но в этом пока нет нужды. Томтор и так справляется с требуемыми объёмами добычи редкозёмов.
  
  За центры можно не переживать. Под их строительство подобраны участки с выходами скальных пород. Зато жильё для сезонных рабочих стоит на вечной мерзлоте. Там все дома построены на свайных фундаментах, и их зимой лучше не отапливать, несмотря на то, что у нас продумана неплохая теплоизоляция между почвой и первым этажом. Под полы домов, поднятых от земли на полтора метра сваями, залито сорок сантиметров пористого пенобетона, чтобы не допустить теплового воздействия на мерзлоту. В этих домах в сезон работ проживает больше пяти тысяч работников обогатительного комбината. Рабочие и служащие рудников живут в посёлках, максимально приближенных к месту работы.
  
  Выработка месторождений у нас пока ведётся открытым способом, но уже есть пара случаев, когда пришлось бить штольни, руда из которых была в разы богаче по выходу ниобия.
  
  
  
  Да, ниобий нам дал очень много! Хватает десятой доли его процента в составе стали, чтобы она заметно поменяла своё качество в лучшую сторону, и как мне однажды заявила Светлана - "наша сталь существенно облагородилась". На те же трубы мы теперь даём заметно большие параметры допустимых нагрузок, чем у наших конкурентов, и они подтверждены многочисленными проверками, которые проводили самые разные компании своими силами.
  
  А во всём виноват ниобий. Даже столь ничтожные доли его появления в сплаве стали не только упрочняют сплав, но и не дают расти зерну во время остужения, что повышает её прочность и уменьшает вероятность разрушения.
  
  Что я могу сказать - судя по цене "облагороженной стали" да, Светка права. Наши трубы по ценам особняком идут. Особенно те, что у городских служб в почёте. Вот уж кто, из умных, меньше всего заинтересован в том, чтобы часто вскрывать улицы и мостовые ради перекладки труб.
  
  У меня с этим вопросом всё обстоит на порядок проще.
  
  Я, как-то раз, взял с собой Светлану, и к Рюмину нагрянул, чуть ли не явочным порядком, пока он был в Летней Резиденции.
  
  Вдвоём с женой мы ему быстро на пальцах объяснили, что стоимость труб составляет, дай Бог, если одну пятую, а в ряде случаев, и одну двадцатую от стоимости всех проводимых ремонтных работ в столице, так что плевать, если сами трубы будут стоить процентов на двадцать дороже, не столь уж это значительное увеличение сметы, когда дорогих городских ремонтов, оплачиваемых за счёт казны, станет в итоге в два - три раза меньше.
  
  Тех, кто думает, что с этим вопросом в итоге всё шоколадно сложилось, я сильно разочарую. Конечно же нет. Русский народ изобретателен.
  
  Через год с небольшим у наших конкурентов появилась реклама труб с двойной оцинковкой, где они декларировали даже лучшие параметры, чем у нас. По крайней мере, в части их долголетия. Про характеристику по давлению на разрыв - они скромно умолчали.
  
  
  
  Если я скажу, что я сволочь - это будет неправда!
  
  А вот если вопрос поставить чуть шире - типа, мы со Светкой и её спецами - это целый сволочной коллектив, то, пожалуй, уже станет похоже на правду.
  
  Ответ конкурентов мы давно ждали и были к нему готовы.
  
  Особого инсайда у нас не было, хотя незаконная прослушка телефонов... Но я этого вам не говорил.
  
  Короче, вышло так, что в ответ мы грянули разгромными статьями, где объяснялось, что в местах сварки оцинковка выгорает, теряя свой сакральный смысл и там всё опять же превращается в обычную трубу, далеко не самого лучшего качества. Заодно мы и сами себя прорекламировали, предложив свои высококачественные трубы с ниобием в той же двойной оцинковке, но по цене на три процента ниже предложений нашего конкурента.
  
  Это был хороший ход. На падении стоимости акций конкурирующего с нами завода мы очень недорого скупили почти двадцать процентов их акций, к уже имеющимся у нас тринадцати.
  
  Теперь, если что, мой банк полностью готов поиграть с ними в качели. Опыта достаточно накоплено и пакет акций у нас в руках приличный. Позволяет провести долгосрочный финансовый манёвр.
  
  Для чего я так долго рассказывал о простейшем вопросе с трубами - так надо же мне было объяснить, чем я вообще занимаюсь, если таких вопросиков у меня возникает иногда по двадцать - тридцать в день. Вот и привёл пример одного из вопросов, который у меня на контроле. Если что, его цена - восемнадцать миллионов рублей в год. Именно на столько у нас заключено контрактов только в России. Ожидаемая прибыль на российском рынке труб - около двадцати двух процентов. На поставках в Корею и Японию - прибыль чуть больше сорока процентов, но там и объёмы в три раза меньше.
  
  
  
  Впрочем, если вернуться к Томтору и ниобию, то мой основной интерес вовсе не в производстве труб. Это я так, в качестве примера рассказал.
  
  На самом деле - пять процентов ниобия, добавленные в никелевые сплавы, сейчас рулят. Исключительно благодаря им мы теперь легко и недорого решаем массу проблем в авиации и моторостроении. Везде, где нам нужны жаропрочные элементы.
  
  Третья крупная область применения ниобия - в виде карбида он входит в состав сверхтвердых материалов на основе кобальта и карбида вольфрама. У нас эти материалы идут на изготовление технологической оснастки, например, штампов для прессования и резцов.
  
  Даже не стоит задавать вопрос - какая из моих жён является фанатом маготехнических прессов. Это и так понятно.
  
  Когда мы со Светкой первый добытый ниобий делили, у нас чуть до драки дело не дошло.
  
  Отгадайте, кто выиграл?
  
  Не угадали.
  
  Я.
  
  Правда, мне потом потребовалось минут пять, чтобы пояснить жене наши схемы логистики и те выгоды, которые мы получим, если двигатели грузовых дирижаблей станут раза в два реже требовать профилактического осмотра и ремонта. Наш Томтор - он очень зависим от перевозок, а она в основном построена на крупнотоннажных дирижаблях.
  
  Если по осени не успеть вывезти обогащённый концентрат до лютых морозов, то он там и останется до весеннего потепления.
  
  Грузовые дирижабли - штука хорошая, но к экстремальным морозам они непривычны. Вряд ли стоит проверять, какой градус минуса вынесет прорезиненная оболочка баллонетов, без разрушения и трещин, или когда откажут смазочные масла механизмов управления. Это чревато потерей самого дирижабля, вместе со всем его экипажем и грузом.
  
  Короче, воздушная навигация у нас заканчивается, как только морозы ударят под минус двадцать. Так что наше время - с конца марта по начало ноября. Последними вывозят вахты с обогатительного комбината и его продукцию. Сколько успеют. Обычно всё полностью вывезти не получается. Зато у нас остаётся задел на весну.
  
  
  
  Но даже не добавки в сталь самое главное. Ниобий помог нам решить проблему маготехнических электромобилей.
  
  Ниобиевые суперконденсаторы!
  
  
  
  Высочайшая плотность запасаемой энергии, до десяти киловатт на килограмм. Компактность. Работают при всех температурах, которые можно встретить в реальной жизни. Срок службы - не менее десяти лет. Высокая скорость заряда и разряда.
  
  
  
  Полтора года мы штурмовали эту идею, но результат стоил того!
  
  Теперь наши автомобили в состоянии проехать больше тысячи километров на одном заряде накопителя! Потом накопитель можно перезарядить на любой зарядной станции, а то и вовсе поменять на другой, уже заряженный. Стоит перезарядка почти в два раза дешевле, чем сто литров бензина, в которые с трудом можно уложиться при пробеге в тысячу километров.
  
  
  
  В итоге двигательная установка наших новых автомобилей получилась надёжной и компактной. Кроме того, она очень проста. Накопитель, магодвигатель с генератором, электромотор и суперконденсаторы. Там даже нет коробки передач, так как крутящий момент у электродвигателей очень равномерный на всех оборотах.
  
  Всё получается доступно и надёжно. К слову сказать, наши автомобили не воняют выхлопными газами и не ревут мотором.
  
  Лично меня радует соотношение мощности и веса. Электродвигатель одинаковой мощности, по сравнению с бензиновым, весит в десять раз меньше! А если добавить отсутствие коробки передач, стартера и прочей разной ненужной механики, то неудивительно, как много мы выигрываем в весе машины.
  
  И да - делаем мы их много! Уже по сто восемьдесят штук в месяц.
  
  Правда, пока всего лишь две разные модели. Одна из них - престижный седан, а вторая - молодёжное купе с претензией на спорткар. Производственные мощности завода позволяют выпускать и больше электромобилей, но пока нас сдерживает спрос. Люди ещё не привыкли к новым средствам передвижения и по привычке приобретают обычные классические автомобили на бензине, с недоверием косясь на новинки.
  
  
  
  После покушения на меня и князя Обдорина прошло месяца три, а потом Рябушинский начал спешно продавать все свои активы и выводить деньги в Италию. Чувствовалось, что у него земля под ногами горит, настолько быстро он стал скидывать контрольные пакеты акций всех своих предприятий. Видимо почуял, что Обдорин копает под него уже где-то совсем очень близко. А ещё через месяц Рябушинский сбежал из страны.
  
  Я выкупил у него контрольный пакет акций АМО - только что построенного автомобильного завода. Кстати, весьма недорого. Думаю, что если бы Рябушинский не так торопился с продажами, то покупка обошлась бы мне чуть ли не вдвое дороже.
  
  В несомненных плюсах моего нового приобретения - самые современные станки и укомплектованность кадрами, за что спасибо столице с её громадными людскими ресурсами.
  
  
  
  Первые два года АМО в основном выпускал традиционные автомобили с бензиновыми моторами, и лишь один цех занимался нашими электромобилями, продажи которых, кстати, не блистали. Виной тому было наличие двух тяжёлых и габаритных свинцовых аккумуляторов. Они добавляли автомобилю почти триста килограммов веса и убивали всю динамику разгона. Заодно и мощность электромоторов приходилось существенно ограничивать, сообразуясь в невысокой скоростью отдачи энергии.
  
  Всё изменилось, как по мановению волшебной палочки, стоило нам перейти на суперконденсаторы. Электромобили сразу же стали королями уличных гонок. Теперь они гораздо легче, а моторы на них стоят вдвое мощней.
  
  Благодаря простоте компоновки и отсутствию сложной механики шасси электромобиля можно собрать даже в любительских условиях. На автозаводе есть свой конструкторский отдел, которым руководит талантливый инженер Лихачёв. Худо - бедно, но раз в три месяца они демонстрируют мне новую модель электромобиля или какую-то доработанную, из предыдущей серии. Понятное дело, что никто не кидается сразу же начинать выпускать что-то новое. Мы просто нарабатываем опыт в создании гибридов.
  
  Больше всего времени занимает возня с формами под прессы. Тут не помогают даже мощные электроэрозионные аппараты и весь тот широкий ассортимент алмазного инструмента, который благодаря мне появился у заводчан в достаточных количествах, серьёзно ускорив целый ряд производственных операций.
  
  
  
  Очень сильно радует наследство, оставшееся от предков. До нас дошли не только фотографии, но даже модели самых популярных и красивых машин.
  
  Каюсь, я прилично потратился.
  
  Однажды на аукционе купил коллекцию автомоделей, а потом серьёзно увлёкся этим делом и выкупил ещё две большие коллекции. Некоторые машинки там повторялись и мне пришлось...
   Продолжение: https://zelluloza.ru/books/14332-Ne_boyarskoe_delo_4_Desyat_let_spustya-Bogdashov_Sergey/
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"