Сочи - образовательный центр "Сириус"
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Люк Зерно
Новелла:
Сочи - образовательный центр "Сириус".
Могу, хочу, буду - не буду, не хочу, не могу!.. Эти слова говорят все дети, все юноши и девушки, взрослые, бабушки и дедушки. Особенно часто их говорят дома, на работе, в отпуске, но по-особенному их произносят только в новом образовательном центре "Сириус" в Адлере.
В Сочи едут многие русские и иностранцы, но только некоторые из них прямиком в Адлер, в закрытую зону для одаренных детей. Кто учиться, кто преподавать, кто просто посмотреть - интересно же, что там творится!..
- Мое хобби!..
- Да, ты любишь это делать, - соглашалась с подростком мамаша, но требовала тут же свое, - но здесь учеба!.. Только три направления: искусство, наука и спорт. Все!
- Не беспокойтесь, мы уладим здесь все проблемы, - ответила здесь Люся, которая курировала вопросы воспитания и любила быстро налаживать отношения с детьми и с родителями, - не волнуйтесь! Все будет хорошо! У нас тут не только углубленная специализация, но и сотрудничество... разнообразие, музыкальные концерты, соревнования по плаванию для всех. У нас здесь юный художник с удовольствием идет на хоккейный матч во дворец спорта и в технический музей Николы Теслы, извините, механический музей Леонардо да Винчи в олимпийском парке.
1.
Довольная своей работой, Люся была счастлива вдвойне. Дети и родители, взрослые. Любовные отношения с новым знакомым Сергеем развивались очень быстро и легко. Они жили раздельно - на параллельных улицах в Адлере, но по вечерам они гуляли по набережной, около музыкального фонтана в олимпийском парке... а ночи они проводили тоже, как правило, вместе. У нее в квартире они создали уютное гнездышко. Интеллект, творчество, вежливость - вот, что их объединяло в отношениях.
Люся, желая похвастаться местом работы, пригласила Сергея в "Сириус". Он с удовольствием согласился, тайно желая попасть на какой-нибудь мастер-класс. В самом здании образовательного центра он уже был, но именно с Люсей - это происходило впервые!.. Детский центр притягивал чем-то - все знали, что одаренных детей обучают чему-то новому, передовому, новаторскому, интересному.
В "Сириусе" они появились во время пересменки. Одни дети уехали, а другие должны были приехать - каждый месяц начиналась новая смена. Но новые преподаватели уже приехали.
Люся и Сергей ходили внутри здания. Она рассказала, где и что происходит, какие программы будут теперь в этом месяце. Вдруг в холле появились двое мужчин... они шли и обсуждали что-то на французском языке. Оба были в хорошей физической форме, особенно один из них - он шел, а его осанка завораживала всех мимо. "Красавец! - подумала Люся. - Интересно, кто он? Откуда?"
Но Сергей узнал сразу же другого! - Это был Поль Лани. Швейцарец, который практиковал кубики времени в действительности, упрощая складывающиеся обстоятельства психологически в простые фигуры, а именно - в квадрат, треугольник, кругляшки. Сергей уже знал его теорию, познакомившись с ним в поезде из Москвы... и взяв даже уже несколько практических советов здесь в Адлере.
- О, Поль!.. Привет! - сказал Сергей.
- Серж?.. Привет! - удивился тот. - Ты, как здесь?
- Я, - обрадовался Сергей тоже и сказал следом, - ну, ты же знаешь, что здесь в "Сириусе" я могу появиться по приглашению. Или ты меня приглашаешь, либо еще кто-нибудь.
- Пардон, ой, извините! - тут же Поль обратился к Люсе.
- Здравствуйте! - сказала она радостно.
- Помнишь, Поль, я тебе говорил о Люсе?.. Вот... она меня и привела сюда сегодня. Она занимается здесь вопросами воспитания.
- Да, да!.. Помню! Ты говорил. - вспомнил швейцарец и тут же добавил. - Вот, познакомьтесь - Жиль Изоар. Он из Парижа... привез учебную программу сюда. Он адаптировал ее под детей, под их возраст, под их уровень подготовки.
- Бонжур!
- Здравствуйте!
Так, наша четверка встретилась. Они познакомились, пообщались немного, пошутили над местной черноморской погодой... Поль рассказал о новых программах в этом месяце. - Кто, что будет вести и какие мастер-классы будут проводиться в течение месяца. Он сказал также о своем мастер-классе, о кубиках времени - но следом заметил, что если кубики времени измерять, то они из-за своих треугольников изменяют свои свойства, которые вдруг исчезают в новых ощущениях. Потом Поль и Жиль пошли на пресс-конференцию.
- До-звидание. - сказал Жиль по-русски.
- До встречи! - высказала тут же Люся свое слово.
- Пока-пока! - сказал быстро Сергей.
Когда те двое ушли, наступила тишина... Но потом Люся взорвалась в эмоциональное настроение!.. Она говорила и говорила без остановки, без паузы - да она искрилась радостно, желая поделиться своими новыми чувствами!
- Он, конечно же, из вежливости пригласил нас поучаствовать в общем мастер-классе, - сказала Люся Сергею, - балетом заниматься не так-то просто.
- Да, нужна растяжка, ноги... нужно быть в театре. - согласился Сергей. - Жаль... Жиль.
- Я, кстати, так и подумала, что он - педагог балетной труппы. Для него главное это -движение.
- По осанке?
- По походке!
- Да, мм... из Парижа... Театр, опера, балет.
- Он еще был в Ницце... работал там, - замечталась тут уже о чем-то своем Люся, - преподавал даже в Токио...
- Люсь, а мне больше понравилось, как Поль все перевел на свои кубики времени.
- Ты это о чем, Серж? - ответила Люся, словно передразнивая кого-то сейчас.
- С самого начала в "Сириусе" практикуют три направления в учебном процессе. Струистый порядок в развитии времени... три направления. И Поль их приравнял классно так к трем взрослым сторонам кубиков. Искусство - это красота, наука - это чутье, спорт - это характер.
- Ловко, хи-хи!..
- А, если взять детские стороны этого кубика времени, то у нас получается: искусство - это цвета, наука - цена, а спорт - это цифры.
- Кстати, об искусстве. - спохватилась тут Люся. - Цвет... цвета. Весь мир в красках. В этом месяце одна девушка из Москвы будет детям давать мастер-класс... Она будет лекцию об одном русском художнике читать здесь.
- Интересно.
- Она из Академии акварели и изящных искусств. Она ведет здесь в "Сириусе" программу по живописи. Ты хочешь на ее лекцию?
- Да-а!.. - чуть не взлетел от радости Сергей. - Хочу, хочу!..
- Я могу приглашение от нее для тебя взять. Хочешь?
- Да!..
- Ну, все, договорились! Я постараюсь.
- А, кстати, кто этот художник? - спросил, волнуясь, Сергей, - меня интересуют любые лекции в "Сириусе". Я хочу... кстати, кто он?
- Пусть это будет для тебя сюрпризом. - ответила с улыбкой Люся.
- Кто? Кто?.. Скажи!
- Не скажу. Сейчас... когда будет уже точно известно, э-э... тогда вот я тебе и скажу, хи-хи!..
- Хорошо.
- Сергей, скажу тебе только одно - этот художник мастер цвета. Его картины... его свечение красок... э-э... это какое-то таинственное, это чудо! Свет. Цвета... В свое время он покорил многих таинственным свечением на картинах, на холсте...
День прошел на отлично! Люся рассказала своему Сергею, что доподлинно не известен год рождения этого художника. Но известно, что в 10 лет он поехал в Крым к художнику Ивану Айвазовскому. У него там в Феодосии он работал в мастерской, он не мог получить специальность, но... делал работу подмастерья: смешивал постоянно краски, помогая так мастеру, который рисовал всегда море, волны, парусники, берег, скалы... характеры моряков. Начало жизни ученика окутано тайной... он рано потерял своих родителей. Но потом точно только известно, что уже юношей он поехал в Санкт-Петербург учиться. И только с третьего раза поступил в Императорскую Академию художеств.
Так, Люся заинтриговала своего любимого человека. Но потом приехали новые дети и она пошла их встречать. Сергей, покинув "Сириус", тоже ушел по своим делам. Он шел по Олимпийскому проспекту... шел и тут вдруг увидел надпись, сделанную белой краской во всю ширину тротуара - СКУЧАЮ. "Это, наверное, какая-нибудь девушка скучает по своему другу, - подумал тут Сергей, - а может быть и наоборот." Но через 100 метров он увидел еще одну белую надпись - ЛЮБЛЮ. - "Ага!.. Это я и Люся!.. Как много здесь любви сейчас! Спасибо цветам, искусству!.. Ценности! Это, наверное, дети... О, это кубики времени!.. Мы познакомились, встречаемся, любим..."
Сделав потом свои дела, Сергей пришел домой. Он ждал с нетерпением, когда Люся освободится на работе. Необыкновенное волнение охватило его душу. Новые ощущения возникли... благодаря любимой девушке. "Она - молодец! - размышлял молодой человек, - так она меня заинтересовала. Чудо!.. Сюрпризы готовить - это она любит!"
...Вечером они встретились. Сергей организовал для своей девушки романтический ужин. Он влюбился в нее без оглядки!.. Ему теперь казалось, что он нашел свою любовь. И она оказалась такой творческой натурой. "Прелесть! - говорил он ей вслух, и внутренне про себя потом добавил, - наверное, это все кубики времени... мои волшебные кубики, треугольники, кругляшки... Хорошо, что я их начал практиковать, исследовать. Наука... чутье?"
2.
Лекция в "Сириусе" называлась так - "Загадка художника Куинджи". Люся, используя свое служебное положение, провела Сергея в образовательный центр. Она завела его в зал и посадила на стул. А он просто мечтал так вот, здесь очутиться, на какой-нибудь лекции или мастер-классе. И его мечта сбылась!
Широкая аудитория заполнилась детьми, подростками и старшеклассниками. Их сопровождали взрослые. Зал наполнился и сама лекция началась.
Искусствовед из Академии акварели и изящных искусств, молодая блондинка Рената вела все это интересное мероприятие. А эта московская академия курировала в "Сириусе" программу по живописи и посылала в Сочи своих преподавателей.
Рената для лектора молодо выглядела. Наш Сергей, как молодой человек, с любопытством смотрел на ее стройную фигуру. Блондинка... длинный волос, худенькая, красивая... в сером с рисунками летнем платье... в белых, зимних колготках и в туфлях-лодочках бежевого цвета - она легко передвигалась по залу, в одной руке держала микрофон, а другой рукой очень грамотно жестикулировала, показывая... направляя внимание детей в сторону экрана.
- Вот, вам 10 лет!.. Вы можете себе представить - уехать в чужой город?
- Ого! - кто-то из подростков ответил в отклик.
- Да, в 10 лет!..
- А нам больше!
- В свои 10 лет, - продолжала живо читать лекцию Рената, - он уехал в чужой город... в Крым, в Феодосию.
"Такой юный... мальчик еще, - подумал Сергей, желая как юноша включиться в процесс, и даже произнес несколько слов вслух, но потом - стоп. Ушел он опять в себя, в контроль своих чувств, в свои размышления... но при этом продолжал внимательно слушать умную блондинку, удивляясь внутренне, - один в чужой город, в возрасте 10 лет!.. Десять-сять-сять."
- Ничего себе.
- Мы не знаем кем он был, - продолжала говорить Рената, четко и быстро в темпе формулируя вопросы для детей, - греком?.. Русским? Украинцем, турком? Мы не знаем, потому что родители его умерли рано.
- Итальянцем! - кто-то быстро сказал в зале и тут же замолчал от детского смущения.
- Вы, вот, можете представить себе такое? - продолжала Рената с воодушевлением говорить, обращаясь в зал к детям, но всегда уважительно на "Вы". - Он уехал к художнику Айвазовскому... Кто не знает его - это знаменитый маринист.
Рената стала тут рассказывать о Черном море, о волнах, о девятом вале... шторм, краски, цвета,оттенки, светотени... Италия. А наш слушатель Сергей начал осматривать зал. Почему-то в нем было хорошо сидеть. Акустика от стен, потолка... звуки, тишина, затем гомон... радость внутри.
Серо-зеленые и коричневые стены, белый в светящихся отражениях экран... еще слева голубая светящаяся панель ТВ-экрана. А на левой стене было темно-синее небо. - На темной стене во всю ее ширь было звездное небо... наша галактика. Звездочки в темноте тускло сияли, показывая так Млечный Путь. И потом в продолжение на темно-синем фоне была одна надпись - Сириус... На синем фоне эти шесть больших, белых букв как бы в одну белую полоску загадочно так что-то хотели сказать... в темноту, в приглушенный свет, в приземистый зал, где все было на одном уровне - без сцен... в настоящую аудиторию, детям и взрослым, юным слушателям... в наслаждение слуха.
Слух слухом, а виды на большом белом экране впереди сменялись один за другим. Картины художника Куинджи шли в показ на видеопанели одна за другой. Все зрители в аудитории внимательно слушали рассказ, лекцию московского искусствоведа, молоденькой Ренаты.
- Куинджи путешествовал много, - говорила она, - как вы думаете, где можно было получить правильное образование художника в то время? Где?
- В Москве! -кто-то из детей, волнуясь, ответил.
- Правильно!.. Браво! - подтвердила Рената. - Там, и в Санкт-Петербурге. Вот, в город на Неве он-то и уехал учиться специальности. Но только с третьей попытки ему удалось поступить в академию. Он сильно хотел учиться.
Сергей слушал, но тут он обратил внимание на ковровое покрытие зала, ковролин. Оно в сине-желтых тонах, как голубые волны, расходилось по полу... С рисунком крупных волн синего цвета с голубым и коричневым оттенками, оно создавало ощущение воды, прохлады водной поверхности в воздушных объемах зала.
- На воде, на реке в лунную ночь, - говорила Рената, показывая на видеопанель, - мы видим на его картине ту силу света, которая пробивается в темноте через луну... и воду (...в отражение). - она делала паузы и рассказывала интересно. Все в зале притихли. - Тогда вот пришел настоящий успех к художнику. Эта картина была одной единственной. Это была необычная выставка одной картины... В комнате с завешанными окнами и задрапированными темной тканью стенами была одна только эта картина. Вся комната была так во мраке и свет шел только от картины... от луны и отражения на воде... ее. Зрителей поражала передача света, недоступная игра тонов, безмятежность и спокойствие, исходившие из полотна. Говорят, что самые недоверчивые посетители даже пытались заглянуть за картину в надежде увидеть там свечу, придающую изображению таинственность. Тогда на одну-единственную картину люди шли смотреть толпами.
"Это как раз новый кубик времени они организовали. Комната без окон... теряется ощущение реальности, как в казино, - подумал тут Сергей, - нет окон, нет часов... Вот тут-то, наверное, появляется обман, обманчивость чувств... чудесный обман. Здесь исчезает реальность, если нет слов еще... если нет фраз, нет диалога. Хорошо, что есть общение сейчас здесь. Нет, окна... как совокупность углов, треугольников в квадрате, играют большую роль, они пропускают свет под углом... создают новый объем в кубиках времени - они развивают объем... Это, наверное, они тут уже как треугольники внутри квадратов, внутри помещения, в кубиках воздуха. Это что получается, треугольники в кубиках времени создают объемы?.. Кубы... Ого, теперь я могу что-то сам развивать в новых кубиках времени!.. Ага, я могу... могу, могу!.."
Затем на экране появилась другая картина художника Куинджи, где уже был день, были цвета. Рената начала показывать и объяснять:
- Вы, вот видели, как светится трава? Солнца нет, его не видно, но свет от зелени идет на картине.
- Я видела! - вдруг сказала со стула какая-то старшеклассница в зале.
- Вам повезло. - быстро ответила Рената. - У художника много таких картин со свечением... Вероятно, тот таинственный свет, которым пронизаны картины, шел из глубины души мастера. Никому не удалось до сих пор раскрыть секреты мастерства художника... Его свечение, тайну. - но тут она обратилась к еще одной девушке в зале. - Вы что-то хотите сказать?
- Да. - ответила юная слушательница и начала увлеченно говорить о своем чем-то и о том, что она разглядела на картине.
- Браво! - похвалила ее лекторша. - Какие внимательные слушатели у нас здесь. Давайте им похлопаем.
Тут все в зале начали хлопать радостно. А она - ходить и спрашивать сидящих детей. Она их хвалила за каждое высказывание своего мнения. И затем она опять переходила к прямоугольному экрану, к следующей картине художника.
- Мы можем наслаждаться, вдохновляться его творениями. Вот, эта картина тоже интересная. Вот ее он рисовал 23 года, представляете?.. Домик... и опять это таинственное свечение! - продолжала она эмоционально рассказывать и потом перешла к кругу,к которому принадлежал Куинджи. - Художники-передвижники... Как вы думаете, почему они так назывались?
Она говорила о художниках того времени... Суриков, Крамской, Репин, Шишкин. Что-то сказала о французах... И снова экран, новые картины Куинджи.
- По картине, видите... у художника не было своего видения мира... Он смешивал стили: реализм, импрессионизм... Кстати, он единственный русский художник, который не копирует никого. Он не пытался повторить западную манеру. Загадкой является не только его жизнь, рождение, детство, но и стиль работы художника... В действительности он вел почти затворнический образ жизни и много рисовал. Его картины завораживают. Они есть в каждом городе. Когда вы разъедитесь по своим городам, то зайдите в музей. И вы можете там найти его картину!.. Его пейзажи!
- А в моем городе? - спросил тут подросток.
- А в моем? - еще один юный голос раздался.
- В моем?..
"А в моем... - подумал наш слушатель, - а в моем кубике?.."
Лекторша хорошо вела диалог. С микрофоном она подходила к первому ряду... Спрашивала, отвечала, хвалила... они общались. Потом она перешла к картине "Красный закат", которая висит в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке. Она хорошо так рассказывала о большом облаке,которое на солнечном закате развивалось сильно вверх. Но самого солнца не было видно...
В конце своей лекции Рената вызвала трех мальчиков к экрану и начала играть в игру "Загадай картину!" - Первый мальчик вдруг испугался и зашел назад - стал третьим в шеренге из трех... С первого раза он напугался! Переволновался. Из начала он встал в конец.
- А вы не хотите уже быть первым? - сказала она ему тут же.
Все смеялись... А Сергей подумал: "Он просто так автоматически показал саму гранулу времени, ее рождение... Начало и конец!.. Ага, по-детски!" - Каждый мальчик из трех загадывал какую-нибудь картину художника Куинджи и зал пытался отгадать именно его загадку:
- А на картине трава есть?
- Нет.
- А море есть там?
- Нет.
- А лошадь есть? Горы?
- Нет. Нет.
Но если кто-то из зала все-таки угадывал картину, то Рената тут же в удовольствие для всех поздравляла:
- Браво!.. Угадали!
Так была угадана одна картина... Первый мальчик ушел и сел на свое место. Потом угадали вторую загадку - второй мальчик тоже ушел на свое место. Затем третья картина была угадана и Рената опять хвалила учеников:
- Браво!.. Молодец! Угадали.
Так весело в развлечение, в быстрых воспоминаниях,по первому впечатлению все участники старались высказаться... желая быстро показать свои знания новые.
- Спасибо, ребята! - сказала всем Рената. - Спасибо за внимание. Надеюсь, что вы тоже когда-нибудь создадите свою хорошую картину.
Лекция закончилась, пришла Люся, она забрала Сергея и еще полкоманды детей. Дети в так называемой команде "искусство/художники" были тоже довольны от лекции. Они так вместе ушли в отдельное помещение, где на полу в каком-то определенном порядке валялись акварельные рисунки, натюрморты, красивые пейзажи... были даже портреты. Немного в сторонке несколько юных художников принялись дорабатывать свои творения. Они под впечатлением всего увиденного что-то там делали... кропотливо накладывали слой за слоем акварельные краски. У юных дарований сейчас было только одно желание: сделать так, чтобы их картина засветилась изнутри как бы. Каждый из них думал: "Как, как сделать такое же свечение?.. Получится ли у меня?.. Я хочу так же, как у Куинджи!"
Они готовили свои творения к итоговому просмотру, желая изобразить это таинственное свечение у себя. А Люся и Сергей ходили и рассматривали картины. Они делились впечатлениями. Люся подбадривала также юных воспитанников. У всех взрослых и детей в комнате звучало еще это доброе слово "браво!.."
3.
У образовательного центра было два выхода. Один - на Олимпийский проспект, в сторону парковой зоны со спортивными объектами. А второй - на Олимпийскую набережную, прямо на пляж к Черному морю.
Около первого входа Люся и Сергей познакомились еще раньше, если вспомнить... но Сергей вышел сейчас из "Сириуса" и сразу же попал на набережную. Здесь его привлекли красивые фонари, они фигурно так на своих черных столбах подчеркивали перспективу воздушного пространства вдоль берега моря, устремляясь в ряд, в даль, в желание прогуляться. Так, он начал их фотографировать на красном закате солнца... он даже вспомнил одну из картин Куинджи. Фото... Одно, второе, третье... ходьба. Ожидание нового света в фонарях. Вечер.
- Стоп, стоп! - вдруг он услышал крик одной девушки со скамейки, которых много здесь на набережной. - Не надо фотографировать!
Эта девушка тут же соскочила и подбежала к Сергею.
- Не надо меня фотографировать! Меня и моего льва! Только за деньги!
- Какого льва? - спросил наш фотограф и заметил тут уже маленького львенка, привязанного к скамейке. - Я не тебя фоткал,а фонари здесь на набережной.
- Удалите там, где я есть!
- Не буду!.. Тут одни фонари.
- Я сейчас позову людей своих! - пригрозила девушка.
- Зови кого угодно. Зови кого хочешь.
- Ну, удалите, пожалуйста. - смягчилась тут она уже в культурную вежливость.
Сергей посмотрел на своем планшете последние фото. Да... она там была, под фонарями... но в каком-то расплывчатом силуэте. Она и кошка, извините, серо-желтый львенок - размытый тоже в силуэт.
- Вот, вот! - вскрикнула она, показывая на фото, на экране планшета. - Удалите! Вы меня удалите. И моего, красивого льва!
- Добро. - сказал наш фотограф-любитель и удалил все ее фото. - Мне интересны только фонари здесь. Дозируем плохое в настоящем времени, исправляем в порядок будущее. Объемы!.. Память мне еще понадобится для нового фото. Жаль, что из-за тебя пропустил момент зажигания фонарей.
Тут начался дождик. И Сергей пошел дальше. Он понял, что здесь так все случилось из-за кубиков времени, что сами треугольники неожиданно так внесли новые кубики времени, новые объемы... что так они показали взрослый, денежный характер некоторых женщин... цену-ценности, что так, "могу, хочу, буду" вдруг изменяется в реальности в - могу, но уже не хочу и не буду!
Теплый дождь начал усиливаться. И он повернул от набережной на улицу Воскресенскую. Начало сильно темнеть. Он шел по улице, зачехлив свой планшет... кругом запрыгали маленькие лягушки. Их было так много! Они прыгали на мокром тротуаре, пересекая его смело так за несколько приемов, желая доскочить в темноте до зеленого газона - скок!.. скок!
- Ой, лягушки!.. Ой, ой! - вскрикнула впереди в десяти метрах какая-то девушка навстречу, подскакивая сама вверх от тротуара!
Ее белая юбка задралась, оголив загорелые ноги. Она по ходу движения поднимала в испуге то одну, то другую ногу... Переменная механика какая-то. Злые секунды.
- Да, они - добрые! - сказал тут Сергей, поравнявшись с ней.
- Фу!.. Они какие-то влажные!.. Противные! Мерзкие.
- Они маленькие. Ведь здесь же пруд. А раньше было стоячее болото. - сказал Сергей, а про себя здесь же подумал: "Если секунды переходят в минуты и часы, то это уже... возникает тут, как норма... Нормирование времени... в дни, в дождливые месяца, в года. Ведь болота сопровождают тут все из прошлого, дозируя плохое сейчас в секунды!.. Балет! Театр какой-то..."
- Нет. Они плохие! - высказалась эта напуганная девушка и пошла, побежала вприпрыжку в сторону Олимпийского проспекта - прыг!.. прыг!
Сочинская погода, казалось, играет в перемену сейчас. "Старые" жители в дождик часто напоминают о себе здесь. А Сергей, пройдя еще немного, вышел на улицу Листопадную, где он и проживал в маленькой, желтенькой гостинице. Она уже маячила рядом. Дождь закончился. И тут прямо на входе на свою улицу к нему уже бегут два кота... бегут и мяукают от радости. Они, уличные, всегда узнавали его по силуэту издали и с какой-то кошачьей радостью устремлялись к Сергею.
Два белых кота всегда встречали его в темноте, здесь поджидая в начале улицы возле маленького стоячего болотца, прячась в траве или за современным, коричневым забором первого домика. Один подбегал к нему очень доверительно так, подставляя свою мордочку, чтобы погладили его. А второй подходил вблизи с некоторой опаской, как бы украл что-то. Наш путешественник их гладил, дергал дружелюбно за шкирку, за ушки и приговаривал тут же: "Не злоупотребляем доверием... Дозируем плохое... Наслаждаемся... наслаждаемся моментом." Они, как правило, не сопротивлялись... так они его встречали. Он их признавал маленькими хозяевами Листопадной улицы.
Он потом зашел во дворик своей гостиницы, поднялся по лестнице на второй этаж, попал в свою квартиру-комнату. Сергей решил постирать свои вещи. Он их собрал в пакет и спустился на первый этаж, где под лестницей стояла стиральная машина.
Машина - остановлена, но занята чужим бельем. Он встал перед ней в нерешительности.
- Это делается так! - вдруг из-за спины сказала соседка Наталья. Она подошла, подставила синий таз к машинке, открыла круглое окошко и вывалила все чужое белье из нее. И... пошла наверх по лестнице.
- Спасибо. - поблагодарил ее Сергей и забросил уже свои вещи вовнутрь. Включил ее. Все зашевелилось, закрутилось, зашумело.
Вдруг прибежала другая соседка - брюнетка. Она заорала:
- Я стираю! Что вы включаете ее? Я здесь сейчас стираю. Я!..
- Извините. - промямлил наш Сергей.
- Что вы не видите?.. Вот, мои вещи лежат для стирки! - орала она, показывая на целую гору грязного белья за машинкой.
- Машинка остановилась, - начал оправдываться он, - вот я и загрузил свое белье туда.
- Я отлучилась только на пять минут! - остервенело вдруг выпалила она. - И все!
- Машинка не должна простаивать. Здесь в гостинице народу много. А она одна только!
- Я!.. Я только на пять минут! - она загрузила свои грязные вещи вовнутрь и включила ее.
- Нельзя, чтобы стиральная машина простаивала.
- Да мне тут еще раза три-четыре надо будет загрузить ее. Понятно?
- Извините. - тут уже сказал Сергей, поняв бесполезность спора, и забрал свои вещи в пакете. - Кричать не надо! Спокойно.
- Извините. - сказанула брюнетка и смягчила свой тон. - Извините. Просто у меня грязных вещей очень много. Я замужем...
Сергей вернулся на второй этаж в свою комнату... он позвонил Люсе - она уже пришла с работы. Тогда он пошел к ней в гости. Эмоции внутри перехлестывали, но он их сдерживал культурно. Хорошо, что Люся жила рядом, на параллельной улице... правда в другом ее конце. Они потом всю ночь проболтали о быте, о жизни... о "Сириусе".
...На следующее утро Люся ушла на работу в "Сириус", а Сергей вспомнил про музеи родного города... вспомнил, что еще подростком занимался бегом в своем городе, в оздоровительном лагере "Олимпиец". Тогда в детстве он любил легкую атлетику... спорт. И он решил сейчас-здесь пробежаться - по Олимпийской набережной!.. Он обулся... коричневые кроссовки были не спортивными, а более декоративными, в красно-белую полоску. Это его не смутило. Он явно хотел новых ощущений... прошлое сопровождало теперь его, но уже в беге по красивым местам возле Черного моря. Он свой такой оздоровительный забег на длинную дистанцию просто назвал экспериментом. Эксперимент "Олимпиец".
"Я хочу открыть для себя заново олимпийские игры, ха!.. Я хочу, хочу-хочу... я бегу, бегу-бегу!.." Так, на бегу он наслаждался физически новым моментом, вспоминая во времени свои занятия спортом в городской секции.
Но здесь уже он пробежал мимо "Сириуса", в сторону стадиона "Фишт". Он воображал себе здесь новые кубики времени, дыша кубиками воздуха... Бег. Он вспомнил, что здесь было открытие-закрытие олимпиады... За стадионом была площадь, где стояли гольф-кары...Сюда приезжали люди для посещения олимпийского парка. А рядом было кладбище, оно спряталось за стеной деревьев. Деревянная, непрозрачная "стена" полностью прятала маленькое кладбище староверов. Это было строительной загадкой - почему его сохранили здесь в олимпийском парке... высушив здесь болото. Тут вдруг он остановился. Рядом стояли автоматы газированной воды. Они выполнены, как арт-искусство, сохраняя здесь на солнышке советский стиль. Народу было много... туристы подъезжали сюда на площадь. Бежать сквозь толпы людей? - Нет!.. Но неожиданно наш бегун нырнул за автоматы! Он продрался сквозь "стену" зелени. Сквозь молодые кипарисы, которые плотно стояли, как остроконечные треугольники... Стало темно. Но тут забор. Стоп! Металлические, высокие, черные прутья. Конец!.. Ограда шла по кругу. А там, за ней был еще забор... из бетона. Он, как бы шел кругом. Тишина. Вечная память. Замок. Вход - закрыт. Загадку отгадать нельзя. "Наверное, это вежливость в поколениях." - мелькнула мысль. Стоять тут не было места. Он повернулся назад. Поцарапался тут на узеньком пятачке. Осторожно. Прислушался. Рядом проходили люди, но темно-зеленая "стена" плотно мешала что-либо разглядеть (она и сверху свисала в виде веток, касаясь головы). Русский говор... пробивался медленно. Стало страшновато от такого замедления воздуха... времени. Все было перекрыто. И тут, раз... наш любопытный исследователь вынырнул головой на площадь!.. Освободился! - Солнце ярко освещало открытое пространство. Воздуха резко стало больше... Прозрачность. Глоток! Свежий глоток. Везде стояли большие прямоугольные коробки шести дворцов спорта. Это была главная площадь - поблизости, как высокая башня, возвышался белый факел Олимпийского огня. "О, кубики!" - врезалась огнем в мозги новая мысль, но тут уже ему захотелось совета от Поля.
Он позвонил Полю. Тот ему сказал звонить в любое время, если будут возникать вопросы по кубикам времени.
- Привет!
- Привет, Серж! Как дела?
- Что-то не получается у меня с этими кубиками времени.
- А ты используй волшебные слова. - сказал тут Поль, но его слова было трудно расслышать среди людей вокруг, здесь на площади. - Старейшины... посредники среди юных...
- Как это? Поль, погромче говори, пожалуйста.
- Просто говори утром "Привет, кубики времени!..", "Спасибо, кубики времени!.."
- Здорово!
- Да, и говори так, обращаясь к зданиям на улице или внутри помещения. Обращайся просто к стенам... по дороге, на бегу.
- Да?
- Говори "Спасибо, кубики времени!" - говорил Поль ему по телефону, - особенно, когда в комнате сидишь, а к тебе стучится какой-нибудь незванный гость. Говори "Спасибо вам, кубики времени. За защиту здесь. Спасибо!" Потом заботливость появляется во времени... в отражениях. Ненужный страх уходит.
...Потом Сергей вернулся домой, прибежал. Дома он натянул бельевую веревку между стойками на веранде второго этажа и пошел, наконец-то, стирать свои вещи. Но... Когда он вернулся, чтобы их развесить и просушить на солнце, то его новая бельевая веревка была уже занята - кто-то повесил обсыхать большую цветастую простыню.
- Черт! - выругался он. - Опять меня опередили. Что делать?
"Спасибо, кубики времени. - сказал про себя он и натянул еще одну веревку прямо в комнате около мощного кондиционера, включив его на полную мощность. - Спасибо хозяину гостиницы. Армянин не пожалел тут денег. Молодец!"
Ему, как исследователю кубиков времени, извините, как практиканту при исследовании этих новых кубиков воздуха, показалось вдруг, что треугольники больше влияют на его личную жизнь, чем сами кубики. Такое новое ощущение возникло, что сами треугольники хотели вырваться из этих кубиков!..
Сергей вышел на веранду. Появилась соседка Наташа. Она приехала на велосипеде, поставила его в угол во дворике... и поднялась по лестнице на свой второй этаж.
- Надоела работа! - сказала она, проходя мимо Сергея.
- Стресс надо снять. - ответил он ей.
- Чем?
- Водкой, но лучше вином.
- Скорее водкой, лучше будет.
- А, покрепче хочется! - взбодрился тут Сергей. - Я так больше вино люблю.
- А я бы водки выпила. - сказала Наташа, но тут же остановила сама себя. - Но вот, дочка дома не одобрит меня. Она учится хорошо.
Так, прошел один день, второй... третий. Сергей дома смотрел ТВ, шла интересная передача о писателе Гоголе. Он жил в Риме... и там, в то время писал свое знаменитое произведение "Мертвые души" на русском языке.
- "Вся Европа нужна для того, чтобы смотреть ее, а Италия - чтобы жить! - сказали в ТВ-передаче, повторив так слова самого писателя еще в то время. Затем пошла реклама: "Модные итальянские обои от 999 рублей!.. В салоне - Мир обоев. На улице..."
Но тут вдруг стук в дверь. Стоп! Был уже вечер - и Сергей быстро в промежутке сказал себе: "Спасибо, кубики времени!.. Спасибо за защиту здесь!"
Он встал с кровати и открыл дверь. В темноте проема стояла красивая девушка. Но, разглядев ее быстро, он узнал Наташу. Соседка подрабатывала и здесь тоже в гостинице, как администратор выполняя некоторые поручения, обязанности.
- Дайте мне пульт от кондиционера. - сказала она вежливо.
- Зачем?
- Он, хозяин, включил отопление здесь.
- Отопление? А где оно?
- Потрогайте пол.
- Да? - удивился Сергей и прикоснулся рукой к желто-коричневому полу.
- От пола идет тепло.
- Нет. - сказал Сергей.
- А около ванной. Как там?.. Пройди, посмотри, потрогай линолеум.
- ...Да, - удивился он, прикоснувшись и там, около двери в маленькую ванную комнату.
- Я же говорила.
- Да, тепло тут. Здорово!
Он отдал соседке пульт. Она ушла. А он уже внутренне сказал себе: "Спасибо, кубики времени!.. Сейчас за помощь." - В комнате теперь стало жарко. От пола шло тепло, наполняя воздух уютом в зимнее время.
4.
Дельфинарий... Люсе выпали выходные на работе. И она со своим Сергеем поехала из Адлера смотреть дельфинов в Сочи. Их, конечно же, можно увидеть случайно в Черном море, но любоваться всегда в определенное время - только в дельфинарии!.. Вода, дельфины, брызги, игрушки, инструктора, детские возгласы, радостные ощущения.
- Сергей, а ты знаешь, что дельфины не спят? - спросила Люся.
- Не знаю.
- У них сон протекает в одной половинке.
- Как это?
- Одна половина тела, мозга - спит, а другая бодрствует. И в итоге получается, что они все время бодрствуют. Не спят. Находятся в просмотре чего-либо... любуется.
- Может быть... у человека, наверное, тоже. Только внешне это никак не понимается, не воспринимается. Это, наверное, скрыто сейчас пока. - сказал Сергей, но тут его больше интересовало то,что вчера вечером сказала Люся... какие-то внутренние нехорошие чувства тревожили его душу. - А вот, вчера ты говорила о Швейцарском клубе... про мастер-класс, который провел Поль. Что там было?
Люся здесь уже пустилась в рассказ. Она сказала, что Поль организовал для взрослых семинар в ближайшем отеле, рядом с "Сириусом". Там в отеле, который похож на замок... на сказочный отель-замок, есть клуб на 7-м этаже. Это - "Швейцарский клуб". Вот там-то он и давал свой мастер-класс о кубиках времени. - "Он там переоделся в покера... в одежде джокера, в рубашке с рукавами... как шутник, он вел всю программу. Он там был, как волшебник, на практике чудеса вытворял, - радостно говорила Люся. - Эти кубики времени он разложил на простые квадраты, треугольники, кружки... и потом странно соединил их вместе, высветив так стороны кубика: красоту, чутье, характер... цвет, ценности, цифры. Было необычайно интересно!.. Он говорил, что внутри сети кубиков времени высвечиваются, как соблазны, многие альтернативы в настоящем времени. Он потом из рукавов извлекал треугольники, складывал их как ребенок, и... у него выходили почему-то ромбики... крутил их волчком, как детскую юлу... и там появлялась внутри подсветка, некоторое свечение..."
Она говорила, а Сергея обуревала ревность. "Уж очень она в восторге... Почему?"
- А потом?
- Ну, потом мы пошли на набережную.
- Все, кто был там? - настойчиво дознавался Сергей.
- Нет... Все разошлись, разъехались после семинара, - сказала Люся, - кто-то из слушателей ушел в номера. Ведь это - гостиница!..
- Что?.. Так вы только вдвоем были потом?
- Ну... да.
- И что?.. Как все было?
- Поль на практике показал все секреты.
- Какие еще секреты? - уже в полную ревность пришел Сергей. - Ты, что была одна с ним?
- Ну, да. - сказала Люся. - Он просто захотел мне открыть тайну трех осей времени внутри этих кубиков... они спрятаны там за стеной как бы... пересекаются на узком пятачке, шестеренке как бы... от всех шести сторон как бы, а не от четырех, как все думают в своих мозгах...
Но Сергей уже не хотел слушать ее рассказ и ушел в туалет. Один был закрыт и он зашел в женский туалет - который закрыл за собой на время. А Люся осталась одна. - Сергей ушел, и ушел... его обуревали какие-то дикие мысли, чувства распалили его воображение... ревность поглотила, погрузила всю его физиологию в плохое эмоциональное состояние. Он не знал, что делать, как успокоиться и поговорить со своей любимой. Но - он ушел, потому что не мог себя сдерживать... надо было просто побыть одному. На свежем воздухе потом стало чуть лучше.
"Мастер-класс от Поля!.. Этот чертов швейцарец! Как он мог?.. Как она смогла так? Захотелось остаться наедине с мужчиной? Она была с ним?.. Почему они? - размышлял Сергей уже один, в одиночестве. Но тут мелькнули слова, которые произносили дети в "Сириусе" - могу, хочу, буду. - Нет!.. Нет... нет-нет!.. Не хочу!.. Не буду!.."
Сергей погрузился полностью в свои мысли. Измена любимой девушки его шокировала. Он попал в стресс. Физиология. Он ходил уже как на "автопилоте". Кубики времени его уже вели автоматически: здания, дома, дороги, знакомые тротуары и архитектурные углы сопровождали его, дозируя плохое, время прохождения... направляя так его всегда домой, в квартиру, в комнату, где он жил. Транспорт, прохожие люди, двигающиеся автобусы и другие новые кубики времени... воздушные массы непогоды несколько поправляли его путь, исправляя его движение в физический порядок. Физическая плотность дозировалась прямо в настоящем времени, в разряжение, в нужную пустоту. Хорошо, что он практиковал до этого времени, до этого психологического кризиса новые кубики времени - теперь уже сами геометрические фигуры помогали ему, подсознательно регулируя из личного физического опыта необходимую дорожную карту до самого дома или до магазина для очередных покупок продуктов питания.
Так, на автопилоте он и в маленькой гостинице двигался, стирал вещи, говорил мимоходом с соседкой Наташей, здоровался в маленьком дворике своего жилища с другими постояльцами. Он и дома в комнате, лежа смотрел телевизор, погрузившись в свои внутренние проблемы любви. Он даже не заметил, как к нему подселили какого-то спасателя Диму, который работал в бассейне того-же отеля-замка,где находился злополучный теперь Швейцарский клуб. Он здесь ничего уже не хотел слушать, тем более, о швейцарце, о всем швейцарском что есть на белом свете!..
А когда ему звонила Люся на сотовый телефон, чтобы объясниться, то он спокойно говорил ей, перед тем, как отключить телефон:
- Жаль, что так случилось... Извини. Мне сейчас некогда.
Но его Люся была настойчива и потом опять названивала. Но ответ теперь был один и тот же: "Жаль, что так..."
В комнате, где жил Сергей, новый постоялец Дима постоянно переключал каналы телевизора, который широкой панелью-экраном висел на стене в окружении желтых обоев. Он в основном смотрел развлекуху, телесериалы, боевики. Экран был на противоположной стене, а деревянные кровати без спинок стояли тут же на узком пятачке-пространстве, упираясь торцом к другой стене. Кровать Сергея была у окна, а Димина - по середине в комнате. Пульт управления-ТВ забрал себе этот новый постоялец.
- Кху-у! Кху!.. Кху-у!.. Кху! - постоянно кряхтел с надрывом Дима, как бы откашливаясь от чего-то плохого внутри организма.
Этот звук несколько отпугивал Сергея, потому что он сам любил делать зарядку по утрам и вел здоровый образ жизни. Не курил. Он обожал свежий воздух в Сочи - это его сильно отличало от других городов России... экологическая чистота.
Прошло несколько дней и Сергей начал приходить в себя после стресса - измены Люси. Он как-то вечером, лежа на кровати, взял дистанционный пульт в свои руки и начал искать новости, футбол, культурные передачи - все то, что он любил смотреть.
Но - стоп!.. Этот Дима, покурив на веранде, вернулся в комнату и начал требовать черный пульт от телевизора.
- Ты уже насмотрелся за эти дни, - сказал ему Сергей, - теперь я буду смотреть новости.
- Отдай! - начал требовать Дима.
- Нет. Я хочу посмотреть новости. - твердо ответил Сергей.
- Я кому говорю? Отдай мне!.. Что не понял? - заорал в контру тот.
Но Сергей не сдавался и положил под себя этот пульт. Дима, стоя между кроватями, начал напирать на лежащего Сергея. Их борьба тут руками могла привести к драке. Но Дима тут уже, смягчив свой тон, попросил вдруг так:
- Положи пульт на тумбочку. Это нейтральное место... между кроватями. Будем по очереди пользоваться им.
- Дима, сядь!.. И я положу пульт на тумбочку. Пожалуйста.
Эта фраза попала в десятку! Дима сел на свою кровать здесь же, а наш герой положил пульт на тумбочку. Так, они начали сотрудничать как бы дома у себя. Но Сергея удивила зависимость Димки от телевизора: "Что он все кряхтит так болезненно, как старик какой-то? Ведь ему меньше лет, чем мне - 24... мне 29. А еще спасателем в бассейне работает. Странно все это... бывший спортсмен, пловец... Да и почему я никогда за все время не слышал, чтобы он говорил вежливые слова?.."
Но потом Димка забрал пульт себе, переключил ТВ на свою любимую развлекуху, спрятал пульт. Он начал также словами критиковать Сергея... издеваясь даже до плохих оскорблений. Это разозлило Сергея, но он пока сдерживал себя. Димка оскорбил его несколько раз... и даже с матом! Он был, как спортсмен, помощнее физически, чем Сергей - может быть это и сдерживало нашего героя.