Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Рифмы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/


РИФМЫ. ОМОНИМИЧЕСКАЯ, ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ, КАЛАМБУРНАЯ, ПАРОНИМИЧЕСКАЯ.

Если есть повтор двух Клаузул и более,
Мы слышим Рифму, а следом и стихи.
И в бодром метро-ритменном настрое
Летим к поэзии, войти в неё хотим.
В латыни Клаузула - заключение,
В поэзии - ударный слог в конце строки.
Она есть Рифмы объяснение,
И вместе с нею строятся стихи.
Бывает Клаузла мужской,
Когда ударный слог последний.
(цветок, платок, пирог, мирской).

Бывает она чаще женской,
В ней слог ударный предпоследний.
(поле, море, чаща, венской).

Вот и дактилическая Клаузула,
В ней слог ударный - третий от конца,
(авторы, давеча, классика, пауза)
От Дактиля трехсложного она.

И Клаузула гипердактилическая -
Слогов безударных от трёх и более.
Схема от Трибрахия метрическая?
А может действия Пиррихия на воле?
(во'доросли, па'поротник, лири'ческая).

Рифмы, подчас, расставляя свои,
Больше встречаются женские,
Меньше заметны рифмы мужские,
Редко звучат - дактилические.

Настало время привести примеры
Рифмующихся Клаузул концов.
Чем отличаются конечные размеры
В различных Рифмах нескольких стихов.

Мужская рифма:
"И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык..."
                (А.С. Пушкин)

Женская рифма:
"Рифма звучная подруга
Вдохновенного досуга..."
                (А.С. Пушкин)

Дактилическая Рифма:
"Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную"
                (М.Ю. Лермонтов)

Гипердактилическая Рифма:
"Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
Снег сетями расстилающимися
Въёт над днями забывающимися,
Над последними привязанностями
Над святыми недосказанностями!"
                ( В.Я. Брюсов)

***

По расположению в ритмических цепях
Рифмы схематично различаются в стихах
По автором придуманной судьбе:
На парные со схемой ААББ,
На перекрестные по рифмике АБАБ,
Там, где охватные, вокруг кольца,
По рифмике звучат АББА.
(они же кольцевые, они же опоясанные).
А это - строки, что в начале и в конце стиха,
У многих из поэтов рифмикой повязаны.
Начнем примеры с парной рифмы,
Рифмы смежной, где схема есть одна:

"О чём, прозаик, ты хлопочешь?           (а)
Давай мне мысль какую хочешь:          (а)
Её с конца я завострю,               (б)
Летучей рифмой оперю..."                б)
                (А.С. Пушкин)

"Подумать только, как много                (а)
Значений у слова дорога.                (а)
 Дорогой зовут автостраду,                (б)
И тропку, бегущую рядом,                (б)
И шлях, что лежит на равнине,              (в)
И путь каравана в пустыне,                (в)
И шаг альпиниста на круче                (г)
К вершине, упрятанной в тучах,             (г)
И след корабля над волнами,                (д)
И синие выси над нами..."                (д)
                (В. Остен)

У рифмы перекрёстной, в её судьбе
Тоже схема есть одна, своя - АБАБ:
"Бьётся в тесной печурке огонь,           (а)
На поленьях смола, как слеза,               (б)
И поёт мне в землянке гармонь            (а)
Про улыбку твою и глаза"                (б)
                (А.А. Сурков)

"Это время гудит
       телеграфной струной,     (а)
это
     сердце
                с правдой вдвоём.            (б)
это было
                с бойцами,
           или страной,                (а)
или
в сердце
                было
                в моём"                (б)
                (В.В. Маяковский)

"Буря мглою небо кроет,                (а)
Вихри снежные крутя,                (б)
То, как зверь, она завоет,                (а)
То заплачет, как дитя"                (б)
                (А.С. Пушкин)

Теперь черёд охватных рифм,
Всё тех же опоясанных, иль кольцевых.
На слух весьма приятных...
По рифмике отчаянных, крутых:

"Любовь и дружба до вас                (а)
Дойдут сквозь мрачные затворы,      (б)
Как в ваши каторжные норы,              (б)
Доходит мой свободный глас"           (а)
                (А.С. Пушкин)

"Несносен мне твой ропот дерзкий,       (а)
Ты червь земли, не сын небес;                (б)
Тебе бы пользы всё - на вес                (б)
Кумир ты ценишь Бельведерский.           (а)
Ты пользы, пользы в нём не зришь.        (а)
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?   (б)
Печной горшок тебе дороже:                (б)
Ты пищу в нём себе варишь"                (а)
                (А.С. Пушкин)

А вот опять от А.С. Пушкина памфлет
В стихотворении "Клеветникам России":
Даёт двустишья смежный лик: вопрос - ответ,
И тут же кольцевую рифму  вслед -
Четверостишие с пророчеством мессии:

"О чём шумите вы, народные витии?                (а)
Зачем анафемой грозите вы России?                (а)
Что возмутило вас? Волнения Литвы?                (б)
Оставьте: это спор славян между собою,                (в)
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,   (в)
Вопрос, которого не разрешите вы"                (б)

***

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА.

Дальнейшие рифмы увлечения:
В омонимических значениях,
В тавтологических прочтениях,
И в каламбурных изречениях.
Омонимические рифмы строк
Звучат и пишутся как идентичные,
 
Но есть у них один порок -
Значения в тех рифмах слов - различные.
"А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга?"
                (А.С. Пушкин)

"Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу,
Она без мысли и без речи
На том смеётся берегу"
                (А.А. Блок)

"Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть чёрных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
... Вдруг лебедей метнулась пара...
Не знаю, чья была вина...
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина..."
                (В.Я. Брюсов)

"Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струей струя"
                (И.Л. Сельвинский)

***

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА.

Тавтологическая рифма для стиха,
Задуманная быть в стихотворении -
Есть сло'ва, слов повтор в конце стиха,
Обычно в небольшом стихотворении:

"Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат"
                (А.С. Пушкин)

"Милый друг, и в этом тихом доме
       Лихорадка бъёт меня.
Не найти мне мира в тихом доме
      Возле мирного огня"
                (А.А. Блок)

"О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе"
                (Лев Озеров)

"Воротился ночью мельник...
Жонка! Что за сапоги?
- Ах ты, пьяница, бездельник!
Где ты видишь сапоги?"
                (А.С. Пушкин)

"Ощупай радостно свои мужские мышцы,
Возьми ружье, пращу, удилище и стек, - 
Ведь больше не на что, как на сухие мышцы,
Надеяться тебе, румяный человек"
                (С. Нельдихен)

***

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА.

Рифмы каламбурные, рифмы составные!
Вам всласть и слов игра и сходство звуковое.
У вас слова, в "состав" входящие, - иные 
И восприятье исходящих слов - иное.

Поэтам, чтоб найти "комического" ниву,
Не чуждо каламбурить стих и в хвост, и в гриву.

"Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу"
                (А.С. Пушкин)

"Область рифм - моя стихия,
И легко пишу стихи я,
Без раздумья, без отсрочки,
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром"
                (Д.Д. Минаев)

"Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив"
                (Д.Д. Минаев)

"Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
как наскипидаренный"
         (В.В. Маяковский)

"Он скажет слово "за"
И кается...
Он постоянно
За-икается!"
            (Э.М. Кроткий)

***

ПАРОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА.

Рифмуются слова родные,
В основе - однокоренные.
Рифмуются не часто - иногда:
 
Их сходство - по звучанию,
А также написанию.
По смыслу - разные всегда.
Несходны по значению.
Их по морфемам различают -
По их несовпадению.
Паронимами называют
По их происхождению.
Отсюда рифма специфическая,
В стихах она - Паронимическая.
Как выразительности средство,
Используется по соседству
В ряду с другими " - онимами":
Антонимами, синонимами,
Случается с омонимами.
Да что мы всё про "- онимы",
Посмотрим на Паронимы:

"Тёмной славы головня,
не пустой и не постылый,
но усталый и остылый,
я сижу. Согрей меня"
             В.В. Хлебников ("О, черви земляные...", 1913)

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"