Шести-, семи-, восьми-, девятистишие
ШЕСТИСТИШИЕ (СекстИна).
Шестистишие - СекстИна.
Есть строфа из шести строк,
И рифмовка их поныне
Для стихов имеет прок.
Есть схемы рифм ключевые:
Средь них АБАБАА,
Как парно-перекрёстные;
Подстать АБАБАБ,
Как чисто перекрёстные;
И есть АББАББ,
Как смежно-кольцевые.
"Как царство белого снега,
Моя душа холодна.
Какая странная нега
В мире холодного сна!
Как царство белого снега,
Моя душа холодна"
(В.Я. Брюсов)
Мы рассказали о СекстИне
Как об одной из сложных строф.
Она всегда была, и ныне -
Строфой, в которой шесть стихов.
Вернулись к ней мы по причине
Наличия другой СекстИны,
По Форме твёрдой и Большой.
К ней, значит, и подход другой.
Добавим лишь, что мы отныне
В рассказе о Большой СекстИне,
Не от любви к лихой дивчине,
А проще чтоб звучало имя,
Будем звать её как Б. СекстИна.
Б. СекстИна - когда всего 6 строф,
И каждая из них - по 6 стихов.
Умножим 6x6, получим 36.
Это значит, в Б. СекстИне 36 стихов.
Сколько же конечных слов
В такой Большой СекстИне?
Оказалось всего шесть!
По какой такой доктрине?
Ведь должно быть тридцать шесть
Всех стихов конечных слов.
Вглядись внимательно в слова
В конце всех строк любой строфы.
И ты увидишь, что не зря
Набор слов из шести, -
Все шесть знакомых слов
Найдёшь в любой из шести строф.
Движенье по концам стихов
От первых до последних строф
(Что для СекстИн приём не нов)
Влияет на созданье строк -
В любой строфе строк новых до 6-ти
По строгой схеме: 6-1-5-2-4-3.
Особенно заметен переход
Конечных слов на стыке строф: (1)
И в Б. СекстИне есть обычай свой:
Рифмовки схема в строфе одной
Не повторяется в любой другой: (2)
"Опять, опять звучит в душе моей унылой (а)
Знакомый голосок, и девственная тень (б)
Опять передо мной с неотразимой силой (а)
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день; (б)
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! (а)
Я устарел: и жить и чувствовать - мне лень. (б)
Давно с моей душой сроднилась эта лень, (б)
Как ветер с осенью угрюмой и унылой, (а)
Как взгляд влюблённого с приветным взглядом милой, (а)
Как с бором вековым таинственная тень; (б)
Она гнетет меня и каждый божий день (б)
Овладевает мной всё с новой, с новой силой. (а)
Порою сердце вдруг забъётся прежней силой; (а)
Порой спадут с души могильный сон и лень; (б)
Сквозь ночи вечныя проглянет светлый день: (б)
Я оживу на миг и песнею унылой (а)
Стараюсь разогнать докучливую тень, (б)
Но краток этот миг, нечаянный и милый... (а)
Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой, (а)
Когда кипела жизнь неукротимой силой, (а)
Когда печаль и грусть скользили, словно тень, (б)
По сердцу юному, и тягостная лень (б)
Ещё не гнездилась в душе моей унылой, (а)
И новым красным днём сменялся красный день? (б)
Увы!.. Пришёл и он, тот незабвенный день, (б)
День расставания с былою жизнью милой... (а)
По морю жизни я, усталый и унылый, (а)
Плыву ... меня волна неведомою силой (а)
Несёт - Бог весть куда, а только плыть мне лень, (б)
И всё вокруг меня - густая мгла и тень. (б)
Зачем же, разогнав привычную мне тень, (б)
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день? (б)
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень, (б)
Опять передо мной явился призрак милый, (а)
И голосок его с неотразимой силой (а)
Опять, опять звучит в душе моей унылой?" (а)
(Л.А. Мей "Секстина")
***
СЕМИСТИШИЕ (СЕптима).
Красивая и редкая строфа,
Но так сложна и вычурна она,
Что не желает с ней поэт творить:
Ни в оде, ни в балладе, ни в стихах
С любовью и мятежно говорить.
Но так, случайно, иногда
Появится, вдруг, Септимы строфа.
С седьмой строкой, и тоже не всегда,
Рифмуется то третья, то четвёртая строка:
"Скажи-ка дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!"
(М.Ю. Лермонтов)
"Я стал не тем
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша"
(Сергей Есенин)
***
ВОСЬМИСТИШИЕ (ОктАва).
Восемь строк - строфа ОктАва.
Рифм тоже в ней не мало:
Из зафиксированных - три.
С рифмовкой строгой не шути:
Вся жизнь её в чередованьи
Мужских и женских окончаний.
Строфа удобная, спокойная,
Где гибкая, а где фривольная.
Века уже бегут в её судьбе,
Но всё ещё сильна в любом стихе
Со схемой рифм АБАБАБВВ.
"Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октАву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут:
Две придут сами, третью приведут"
(А.С. Пушкин "Домик в Коломне")
"Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы"
(А.Н. Майков "Октава")
ДЕВЯТИСТИШИЕ (Нона).
По числовым канонам
Она удачной быть должна,
Под именем красивым Нона -
Девятистишная строфа.
Сложить Катрен с Квинтетом
Поэтам многим удалось.
Лингвисты ждут ответа,
С рифмовкой им не задалось -
В расчётах нет просвета.
Им рифму твёрдую подай,
Рифмовки схему строгую.
- Спроси у Ноны и узнай,
Но ждать не стану долго я. -
Прошло сто лет. Ответа нет.
Учёный мир в прострации.
Придётся нам давать пример
По рифморегуляции.
"Мы разошлись на полпути, (а)
Мы разлучились до разлуки (б)
И думали: не будет муки (б)
В последнем роковом "прости", (а)
Но даже плакать нету силы. (в) I5I
Пиши - прошу я одного... (г)
Мне эти письма будут милы (в) I7I
И святы, как цветы с могилы, - (в) I8I
С могилы сердца моего!" (г)
(Н.А. Некрасов "Прощанье")
Стихотворение - строфа,
Рифмовка двухохватная.
Меж рифм стоит одна строка,
По счёту она - пятая,
Рифмуется с седьмой, восьмой,
Внутри второй - охватной.
"Отворите мне темницу, (а)
Дайте мне сиянье дня, (б)
Черноглазую девицу. (а)
Чёрногривого коня. (б)
Дайте раз по синю полю (в) I5I
Проскакать на том коне; (г)
Дайте раз на жизнь и волю, (в) I7I
Как на чуждую мне долю, (в) I8I
Посмотреть поближе мне..." (г)
(М.Ю. Лермонтов)
А здесь строфа чуть-чуть иная.
У первых четырёх стихов строфы
Рифмовка может быть любая -
И перекрёстная, и кольцевая...
Зависит всё от мастера руки.
А после них вновь пятая строка
Рифмуется опять с седьмой, восьмой.
И это уже правило, пока
В поэзии высокой и простой
Не повстречаем практики иной.
В поэзии важны все правила:
С тем, чтобы Нона своенравная,
Как и ТерцИна благонравная,
Средь строф других свои оставила,
Что значит: правила свои,
Где есть девятистрочные стихи.
Оставила свой яркий след и дух,
Напомнив о себе лингвистам вслух.
***
Продолжение следует ...