Стихотворные формы.
Акцентный, александрийский, аллитерационный стих
В каждом стихе содержанье своё,
А Форма есть облик, строенье его.
Содержанье - о чём говорится в стихах,
А форма - стихи излагаются как.
Они суть основа единства стиха,
Так было, так есть и так будет всегда.
АКЦЕНТНЫЙ СТИХ.
Акцентный - стих ударных слов
В тоническом стихосложении.
Отличен от других стихов
Числом слогов без ударений.
И стихотворный в нём размер свободный,
И стопы строк в нём произвольны.
В нём есть число ударных слов в строке,
Что повторяется во всём стихе.
Ещё в нём рифма наблюдается -
За безударных отдувается.
А безударными кишат стихи,
В строке их от нуля вплоть до семи.
Слог безударный в ней, знать, не в честИ.
Слов длинных может много для строки?
И рифмой обустроены они?
А может мода на акцент пришла(?) -
Двадцатый век... мятежная душа...
Акцентный стих в поэзии народной
Был широко распространен,
И к лит. поэзии пригодный
В двадцатый век был устремлён.
У Блока он нашел поддержку,
Понравился М. Кузмину.
К другим поэтам шёл без спешки,
Особенно к В. Маяковскому.
С ним он пришёл к развитию,
С ним он дошёл до наших дней.
В основе РЭПа его видим мы,
Здесь он во всей красе своей.
По формуле акцентного стиха:
_'0/7_'0/7...
Мы просчитаем, не спеша,
На нескольких примерах
Стихов метрические схемы:
От Маяковского примеры,
Его стихов метрические схемы:
"ГражданИн фининспЕктор!
ПростИте за беспокОйство!
СпасИбо...
не тревОжьтесь...
Я постоЮ...
у менЯ к вам
дЕло
деликАтного свОйства:
о мЕсте
поЭта
в рабОчем строЮ"
(В.В Маяковский "Разговор
с фининспектором о поэзии", 1926 г)
Схема:
2_'2_'2_'4_'1
1_'3_'1_'2_'
2_'1_'3_'2_'1
1_'2_'2_'2_'
1. "Юноше,
обдУмывающему
житьЁ,
2. решАющему -
сдЕлать бы жИзнь с кого,
3. скажУ
не задУмываясь:
- ДЕлай ее
4. с товАрища
ДзержИнского"
(из поэмы "Хорошо!")
Схема:
0_'3_'6_'
1_'3_'2_'2
1_'2_'3_'3
1_'3_'2
1. "Армия пролетАриев, встАнь стройнА!
2. Да здрАвствует револЮция, рАдостная и скОрая!
3. Это - едИнственная велИкая войнА
4. Из всЕх, какИе знАла истОрия"
Схема:
_'4_'2_'1_'
1_'4_'2_'4_'2
_'2_'4_'3_'
1_'1_'1_'2_'2
(из поэмы "Владимир Ильич Ленин")
А вот и один из типичных примеров
Современных акцентных стихов - РЭП(ов):
"Кто вЫше - поЭт
Или тЕхник,
КотОрый
ВедЁт людЕй к вещЕственной вЫгоде?
Оба.
СердцА - такИе же мотОры
ДушА - такОй же хИтрый двИгатель"
(В. Маяковский)
***
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ.
Названье стиха от поэмы французской
Во славу Ал. Македонского,
Нашло отраженье в поэзии русской
С участием Тредиаковского.
С тех пор шестистопного ямба строка
С цезУрой, разделом на три стопы, -
Основа Александрийского стиха,
В котором мужские клаузлы
В ответе за рифму и паузы.
Стих шестистопного ямба,
А, значит, двенадцать слогов,
Размера французского явно
С цезУрой в средине стихов:
И ударенья стоят в нём исправно,
Что на шестом и последнем слогах.
Да и с рифмовкой, похоже, что пАрной, -
Всё как в двустишных французских стихах.
Только двустишья стоят не отдельно.
Эти двустишья не спутать с строфой -
Движутся тесно в стихотворении,
В смежной рифмовке между собой.
Французский стих с "Александрии",
В силлабо-тонике в России,
Похерил единую клаузул стать,
И чисто мужских уже не видать.
Двустишья идут с чередованьем
Мужских и женских окончаний,
А, значит, клаузул на "М" - мужских,
А так же клаузул "Ж" - женских:
(ммжжмм... или жжммжж...)
"НадмЕнный врЕменщИк, || и пОдлый И ковАрный, (м II ж)
МонАрха хИтрый льстЕц || и дрУг неблАгодАрный, (м II ж)
НеИстовЫй тиран || роднОй странЫ своЕй, (м II м)
ВзнесЁнный в вАжный сАн || пронЫрствами злодЕй!" (м II м)
(К.Ф. Рылеев, "К временщику", 1820)
С тем, чтобы легче войти в тему,
Всмотрись в метрическую схему:
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_' (м)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_' (м)
А клаузулы пред цезУрой
Мужские все своей фигурой;
Все в удареньях главные,
И все двусложноямбные;
Метрически звучат всегда
Под ритм та-тА, та-тА, та-тА.
И снова вознеслись мы в облака
Александрийско-русского стиха:
"Вблизи семи холмОв, / где так невыразИмо (ж)
Воздушен на зарЕ / вечерний очерк РИма (ж)
И светел АпеннИн /белеющих тумАн, (м)
У сонного ПетрА / почиет ВатикАн. (м)
(А.А. Фет, "Даки", 1856)
Привычный Пушкину размер стиха
Подвергся им новаторству слегка:
Он в полустишья первые пред паузой
Ввёл дактилические клаузулы.
"Был некто А'нджело, / муж опытный, не новый
В искусстве влАствовать, / обычаем суровый,
БледнЕющий в трудах,/ ученье и посте,
За нравы стрОгие / прославленный везде <...>"
(поэма "Анджело")
***
АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ.
Стих этот древнегерманской природы,
Одна из древнейших стиха формаций,
Встречается в творчестве разных народов
От европейских до азиатских.
Немцы и шведы, казах и киргиз
Часто используют с древних времен
Как свой Аллитерационный стих,
Рождённый из эпоса их племён.
Как категория акцентного стиха,
Имеет формы, от него отличные:
В нём звуковой повтор обязан быть всегда
В местах определённых стихов различных;
В нём произвольное количество слогов
От ударения до ударения;
Начальные буквы иль слоги стихов
Аллитерируются в стихотвореньи:
"Засушливых сорок дней
Зловещим грозят Гильде!
Завтра начинается зной.
Запасся ли ты водой?
Золото батырской узды
Заменить не может воды.
Заклинаю тебя, постой,
Забывать нельзя о Гильде"
(Киргизский эпос "Манас", пер, А. Тарловского)
Целенаправленное применение
Согласных, гласных звуков в строках стихов,
И их намеренное повторение,
Тем самым к ним вниманья привлечение,
И выразительности усиление
Как целого стиха, так и отдельных слов.
Приводим Ломоносова творенье, где
В спец. Аллит.стихе преобладал звук "Г":
"Бугристы берега, благоприятны влаги,
О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
О, грады, где торги, где мозго-круглы браги..."
("О сомнительном произношении буквы
"г" в Российском языке")
И А. Пушкина стихи
Аллитерацией полны -
Созвучных комбинаций в них
И гласных и согласных.
"Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь"
***
"Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю..."
***
"Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса..."
***
"Пора, перо покоя просит..."
***
В стихах символистов аллитерации
Бывают и вычурны, и назойливы.
Фривольны бывают и комбинации
В повторах согласных по интонации,
Что в строках слишком уж прожорливы,
А для стиха достойны, не достойны ли?
Приводим два стихотворенья
Бальмонта - "Влага", "Чёлн томленья":
"С лодки скользнуло весло,
Ласково млеет прохлада.
"Милый! Мой милый!" - Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
"Милый! Мой милый! Люблю" -
Полночь глядит с небосклона"
Мы видим бешеный напор
Аллитерированных "Л",
Но ждёт нас дерзкий перебор
Со сменой звуков, - беспредел!
"Вечер. Взморье. Вздохни ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог..."
Душевный, добрый Северянин
В содеянном навзрыд печален -
Аллитерационный стих, подчас,
Он начинает с Ассонанс:
"Элегантная коляска в электрическом биенье
Эластично шелестела по шоссейному песку"
Но есть ещё стиха призвание
В приёмах звукоподражания -
Согласных звуков повторение
Для созданья впечатления
Об образе, предмете иль явлении:
"Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный"
(Б.Л. Пастернак "Золотая осень")
Как будто шуршанье сухой листвы...
---
"Пора, пора! Рога трубят!"
(А.С. Пушкин "Граф Нулин")
А здесь ощущается звук трубы.
---
"Вверху рычат германские моторы:
-Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы - смерть... тебя уже не будет скорро"
(В. Инбер "Пулковский меридиан")
Самолётов рычанье слышишь ты.
---
"Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток..."
(П. Антокольский "О парне из гитлеровской дивизии")
Тут поезд идёт, стучит в две стопы.
---
"Снег идёт, / густой-густой, /
В ногу с ним, / стопами теми, /
В том же темпе, / с ленью той /
Или с той же / быстротой, /
Может быть, проходит время?"
(Б. Л. Пастернак "Снег идёт")
Иль маятника тиканье, вдруг, вспомним мы,
А может так стучат старинные часы?
---
Аллитерационный стих - весь в ритмах,
Он и в повторах звуковых и в рифмах:
"Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости"
(В.В. Маяковский);
---
"И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то..."
(М.А. Светлов);
---
"На диване
Надю Ваня"
(Н.И. Глазков);
---
"Папины дочки
Щёткины почки"
(Я.А. Конюшков);
---
"Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?"
(В.В. Супруненко);
---
"Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала"
(К.И. Чуковский)
Продолжение следует ...