Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Напевный стих

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/

НАПЕВНЫЙ СТИХ.

Мелодику стихов лирических
По интонации к трём типам отнесли:
Из них Напевный, он же мелодический,
Ораторский и Говорной стихи.

Композиционное решение
Напевности в стихотворении
Лежит не столь в логическом значеньи
Отдельных слов и выражений,
Сколь в усилении и ослаблении
Эмоций разных проявлений.
 
Усиления и ослабления
Стих. эмоций напряжения
Отмечены в стихах лирических
Через вопросы риторические,
Восклицания и обращения:

"Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?"
(В.А. Жуковский "Весеннее чувство", 1816)

Правда, следует отметить,
Что ритор. вопросы эти
Не несут в себе ответы,
В них мелодики приметы.
Их не могут не заметить 
Ни читатель, ни поэты.

Единичные вопросы.
Нет системного к ним спроса,

Все в эмоциях тревожны
И взволнованны и сложны,
Что в напевном исполнении,
Что в общесмысловом значении.

А вот ещё "тревожные" вопросы,
Рождённые усиливать эмоции,
Нашли мы у поэтов по опросам - 
С напевностью чтоб смысл звучал в пропорции:
"Кто это ходит в ночной тишине?
Кто это бродит при бледной луне?"
---

"Но кто меня в ночной туман
Так ласково зовёт?"
---

"От чего так грустны эти жалобы?
От чего так бьётся эта грудь?"
(К.Д. Бальмонт)

"Что я увижу? Что узнаю?"
(В.Я. Брюсов)

"Кто, проходя, души моей скрижали
Заполонил упорною мечтой?
Кто, проходя, тревожно кинул взоры
На этот смутно отходящий день?"
---

"Кто знает, где это было?
Куда упала звезда?
Какие слова говорила,
Говорила ли ты тогда?"
---

"Но откуда в сумрак таинственный
Смотрит, смотрит свет голубой?"
(А.А. Блок)

"Что ты, призрак, гость прекрасный?
К нам откуда прилетел?"
---

"Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?"
(В.А. Жуковский)

В малых жанрах стихотворных форм
Важны приёмы стилистические:
Параллелизмы в них, повторы,
Конструкций много синтаксических.

Напевный стих в своей основе
Мелодикой в эмоциях живёт.
Он что в строфе, строке, что в слове
Незримо и таинственно поёт.

В нём синтаксис и ритм совпадают,
В нём интонация по метрике плывёт,
Слова его, что в песне, оживают,
С эмоциями просятся в полёт:

"Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,
Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
Свет унося, покидая неверные тени"
---

"Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод...
Это все - весна!"
(А.А. Фет)

"Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит;
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит:

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам" <...>
(Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза", 1828)

"Быть может, когда ты уйдешь от меня,
Ты будешь ко мне холодней.
Но целую жизнь, до последнего дня,
О друг мой, ты будешь моей.

Я знаю, что новые страсти придут,
С другим ты забудешься вновь.
Но в памяти прежние образы ждут,
И старая тлеет любовь.

И будет мучительно-сладостный миг:
В лучах отлетевшего дня,
С другим заглянувши в бессмертный родник,
Ты вздрогнешь - и вспомнишь меня"
(К.Д. Бальмонт "До последнего дня")

"Отговорила роща золотая
Березовым,  весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом" <...>

 
"Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть" <...>
(С.А. Есенин, 1924)

"Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза"
(А.А. Сурков "Бьётся в тесной печурке огонь...", 1941)

***

ОРАТОРСКИЙ (ДЕКЛАМАЦИОННЫЙ) СТИХ.

Ораторский (декламационный) стих
В плеяде с Говорным, Напевным...
В стихе оставил характерный штрих
Своим вопросом безответным.

Вопросы, восклицанья, обращения
Звучат как риторические в нём,
Не требуют особых разъяснений,
Владея мелодическим ключом.

Ключ разработан по Мелодике
Напевных стихотворных форм.
У каждой есть своя методика - 
Звучать в пределах нужных норм.

Что до обычного стиха членения
По интонации, метрике и ритмике -
Мы видим полное их совпадение
В Ораторской (деклам.) стилистике.

 
В стихе всегда звучанье мерное
В пространстве Риторических фигур.
Нет увлечения чрезмерного
В объёмах мелодичных процедур.

Стих изначально пользовался спросом
У Пушкина, Лермонтова, Ломоносова;
И развивался под оком отцовским - 
Тютчевым, Брюсовым, Маяковским.

По композиции одной
Ему стих ближе Говорной;
Создай Мелодику ему,
Придёт к Напевному стиху:

"Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?"
(К.Ф. Рылеев "Я ль буду в роковое время...", 1824)

"Кто море удержал брегами
И бездне положил предел,
И ей свирепыми волнами
Стремиться дало не велел?
Покрытую пучину мглою
Не я ли сильною рукою
Открыл и разогнал туман,
И с суши сдвинул океан?...

<...>

"Стремнинами путей ты разных
Прошел ли моря глубину?
И счел ли чуд многообразных
Стада, ходящие по дну?
Отверзлись ли перед тобою
Всегдашнею покрыты мглою
Со страхом смертные врата?
Ты спер ли адовы уста?"
(М.В Ломоносов "Ода, выбранная из Иова")

"Други, не верьте! Все та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звезды небесные!
Правда все та асе! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!..."
(А.К. Толстой)

"И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, - 
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!"
(А.А. Ахматова "Мужество", 1942)

"Послушайте!
Ведь, если звёзды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!"
(В.В. Маяковский "Послушайте", 1914)

"Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
 
Убейте
            войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..

Но о тех,
кто уже не придёт
                                   никогда, -
заклинаю, - 
помните!"
(Р. Рождественский. Из поэмы "Реквием")

"Возложите на Время венки,
в этом вечном огне мы сгорели.
Из жасмина, из белой сирени
на огонь возложите венки.
И на ложь возложите венки,
мы в ней гибнем, товарищ, с тобою.
Возложите венки на Свободу.
Пусть живет. Возложите венки"
(А.А. Вознесенский "Реквием", 1975)

***

РЕЧИТАТИВНЫЙ СТИХ.

Как разновидность стиха народного,
Речитативный, своею природою,
Былины "сказывает", песни поёт,
С историей связан, духовно живёт.

Он рифмы не знает и, может, он прав:
Свободно словами играет,
Поёт среди нужных октав,
Ритмичность стиха соблюдает.

Стиху импонируют клаузлы разные -
То женские, то дактилические.
Мужские в духовных стихах с ним не связаны,
И в песнях их нет - исторических.

Обычно в стихе сильных мест - ударных
Не более трёх допускают.
И столько же мест между ними слабых,
Но ритмы от этого не страдают.

"Ай тут стАрыя козАк да Илья МУромец          
Стал добрА конЯ он засЕдлывать;                   
На конЯ наклАдывает пОтничек,                          
А на пОтничек наклАдывает вОйлочек.            
ПОтничек он клАл да ведь шелкОвенькой,     
А на пОтничек подклАдывал подпОтничек...   
Да не длЯ красЫ-угОжества,                                
Ради крЕпости всЁ богатЫрскоей"           
("Илья Муромец и Калин-царь")

И в этом Речитатив. стихе,
И в каждой его строке -
По 3 сильных места - ударных,
Меж ними не менее 3-х - безударных.

Нередко стилизация встречается
Стиха Речитативного народного...
И лучше это получается
У мастера Большого, неуёмного, -
Чтобы по нормам, правилам строения
Стих прозвучал, как в древнем изложении: 

"Король ходит большими шагами
Взад и вперед по палатам;
Люди спят - королю лишь не спится:
Короля султан осаждает,
Голову отсечь ему грозится
И в Стамбул отослать ее хочет.

Часто он подходит к окошку;
Не услышит ли какого шума?
Слышит, воет ночная птица,
Она чует беду неминучу,
Скоро ей искать новой кровли
Для своих птенцов горемычных.

Не сова воет в Ключе-граде,
Не луна Ключ-город озаряет,
В церкви божией гремят барабаны,
Вся свечами озарена церковь.

Но никто барабанов не слышит,
Никто света в церкви божией не видит,
Лишь король то слышал и видел;
Из палат своих он выходит
И идет один в божию церковь.

Стал на паперти, дверь отворяет...
Ужасом в нем замерло сердце,
Но великую творит он молитву
И спокойно в церковь божию входит"
(А.С Пушкин "Песни западных славян")

По 3 ударных места во стихе, 
И клаузулы в нём все женские.

"Ох  ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили её на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднес меду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дни, и три ночи,
И всё слушали-не наслушались"
(М.Ю. Лермонтов "Песня про Ивана Васильевича, 
молодого опричника и удалого купца Калашникова")

И в этом изложеньи поэтическом
По 3 ударных места, как приличествует,
Но клаузулы все - дактилические.

Продолжение следует ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"