- Скажи нам, Аполлон, - другое имя Феб,
По прозвищу, как покровитель Муз,
Живёшь теперь под кличкой Мусагет,
За метонимию в игре поставишь Туз?
- Сестре по духу, по смежности натур,
Чем вечно благодарны мы Создателю,
При интересе стилистических фигур,
За метонимию я все Тузы поставлю.
Меня, за бренностию лет... - веков,
Давно включили в имя нарицательное.
Я стал участником каких-то однородных слов,
А метонимия в стилистике -
Дама привлекательная.
Прославилась приёмчиком одним
На службе слов, предметов украшений:
Ведёт замену слова одного другим,
Смежным по значению.
(К примеру, скажет стол, вместо еда)
На смежности двух слов значений
Действует она.
Но в этих действиях её заметны
Кой-где Метафоры приметы,
Кой-где - Синекдохи, мгновения
Сравнения, Олицетворения...
Ища для смежных признаков двух слов
Достойную, приличную оправу,
Без сходства признаков, понятий и основ
Ей удаётся обрамить "предметную их пару."
"Предметной пары" связь быть может
Меж содержимым - содержащим:
"Я три тарелки съел.
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!" (И.А. Крылов);
"Из рук моих Ветхий Данте выпадает"
(А.С. Пушкин);
"трещит затопленная печь" (А.С. Пушкин)
"Исступленно запели смычки..." (А.А. Блок);
(Метонимия сказала - заиграли скрипачи.)
"Ты вёл мечи на пир обильный..." (А.С. Пушкин)
(Она сказала бы: мечи - есть воины)
Отметим далее в "предметной паре"
Связь бездуховную: вещь - материал.
"Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале..." (А.С. Пушкин);
(Тут связь становится прозрачней -
Изделия из бронзы, хрусталя, фарфора - не иначе.)
"Не то на серебре, - на золоте едал."
(А.С. Грибоедов).
Среди иных "предметных пар"
Найдём мы с удовольствием
Такую пару, как носитель свойства - свойство.
"Смелость города берёт"
(Пословица даёт ответ вперёд:
Носитель свойства есть народ,
А свойство - качество народа.)
Ещё нашли мы "пару" - "творение - творец"
"Мужик... Белинского и Гоголя
с базара понесёт." (Н.А. Некрасов)
(тут ясно всё предельно: мужик - творение,
Писатель с критиком - творец).
Прощаясь с Метонимией богемной,
Мы приведём ещё её примеры,
Где в сложном творчестве она особо хороша!:
"Театр уже полон. Ложи блещут,
Партер и кресла - всё кипит..." (А.С. Пушкин);
"И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ."
(М.Ю. Лермонтов);
"Контрабас пил чай вприкуску,
а флейта внакладку." (А.П. Чехов);
"Москва поёт, огнями залита."
(Е. Долматовский);
"Я навёл на неё лорнет и заметил,
Что мой дерзкий лорнет рассердил
её не на шутку." (М.Ю. Лермонтов);
"Нет, не пошла Москва к нему
С повинной головою." (А.С. Пушкин);
"Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал"
(А.С. Пушкин);
"Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам" (А.С. Пушкин);
"Но тих был наш бивак открытый."
(М.Ю. Лермонтов);
"Плачь, русская земля! Но и гордись."
(Н.А. Некрасов);
"Перо его местию дышит." (А.К. Толстой);
"А в двери - бушлаты, шинели, тулупы."
(В.В Маяковский);
"Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь." (М. Исаковский).